GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

John Cipollina

 

Последнее интервью

 

 

 

Чарльз П. Лэйми

Оригинальное оформление – Фил Макмаллен (не сохранено)

 

Ptolemaic Terrascope, Выпуск 6 (Vol2 №2), Зима 1990/91

перевод с английского

 

 

 

 

Смерть Джона Чиполлины в прошлом году лишила всех нас редкого и прекрасного таланта. Это была утрата, которая особенно глубоко ощущалась здесь, в Terrascope Towers, где его игра на гитаре долгое время была в самом высоком почете. Мы ломали голову над тем, как лучше отдать дань уважения этому человеку и его музыке, оттягивая время до подходящего момента, поскольку мы не хотели вступать в полосу поспешно написанных историй его жизни, которые появились практически во всех других изданиях единомышленников вскоре после его безвременной кончины. Поэтому во втором номере Terrascope появился краткий некролог, а теперь, почти год спустя, мы наконец-то готовы сделать работу как следует: интервью с Джоном, к сожалению, последнее, которое он когда-либо смог завершить, взятое от имени Terrascope давним почитателем Чипом Лэйми. Это работа на троих, поэтому без лишних слов перейдем к вступительным строкам:

Фото - Майкл Кикшнер

К настоящему времени я уверен, что большинство, если не все, читатели Ptolemaic Terrascope знакомы с богатым наследием покойного Джона Чиполлины. Этот уроженец Милл-Вэлли стал известен всему миру благодаря группе Quicksilver Messenger Service, в создании которой он принимал участие. Его гитарные дуэли с Гэри Дунканом в Fillmore и Avalon Ballrooms сделали их одной из самых захватывающих групп, появившихся в конце шестидесятых в эпоху сан-францисского психодела. После пяти альбомов с Quicksilver в начале семидесятых годов Джон Чиполлина покинул коллектив и основал весьма известную группу Copperhead. Более жёсткая, чем Quicksilver, группа ожидала больших успехов. Но этому не суждено было сбыться. Не падая духом, Джон Чиполлина довольствовался игрой в полудюжине групп одновременно, записывая пластинки для небольших инди и немецких/итальянских лейблов. Во многом именно его игра с такими группами, как Terry & The Pirates, Raven, Ником Гравенитесом, Dinosaurs, Zero и десятками групп, которые никогда не выпускали пластинок, но существуют благодаря фанатичным торговцам кассетами, рассказывает истинную историю Джона Чиполлины. Этот человек любил выступать. Возможно, его группам после Quicksilver не хватало магии той легендарной команды, но его игра продолжала взлетать на новые высоты с каждым проектом.

Джон Чиполлина был счастливчиком. Он обладал тем, к чему стремятся многие музыканты, - отличительным почерком, который выделял его среди других. Поставьте любую из его записей на проигрыватель и погрузитесь в его мерцающие партии, которые являются комбинацией фингерпикинга, бендов и игры с рычагом. Иногда внимания заслуживают даже не его партии, а то, что он делает за спиной другого гитариста. Доказательством тому служат небольшие заполнения, которые он играл фоном у Стива Кимока в исполнении песни Хендрикса Little Wing группой Zero. Величайшие творческие триумфы Джона случались, когда он работал в паре с другим гитаристом, как бы ведя с ним баттл. В Quicksilver это был Гэри Дункан, в Copperhead - Гэри Филиппет, в Terry & The Pirates - Грег Дуглас, а в The Dinosaurs - Барри Мелтон. Джон получал удовольствие в том, что подпитывался от другого гитариста. Последний год своей жизни он провёл несколько месяцев в больнице, но всё же успел отыграть более сотни концертов в том году. Даже в тот вечер, когда он скончался, он должен был играть. К концу жизни ему было трудно ходить, он часто был вынужден сидеть на сцене и использовать инвалидное кресло для передвижения. Но это не мешало ему играть. Джон Чиполлина был наделён талантом, данным ему Богом, и он с удовольствием делился им с верующими в клубах Сан-Франциско и с теми, кто с нетерпением ждал, когда он решится на одну из тех редких экскурсий за пределы района залива.

Ниже приводится последнее интервью Джона. Благодаря давнему поклоннику и президенту фан-клуба Джона Чиполлины (стоит упомянуть, что он также очень много помогал Джону), Майку Соммавилле, я задал Джону несколько вопросов, на которые он должен был ответить во время одного из своих пребываний в больнице. Он любезно уделил время, чтобы ответить на них. Джон с оптимизмом смотрел на своё будущее. В работе находилось множество проектов, в том числе второй сольный альбом (в больнице он записал демо на четырехдорожечной портастудии). Но, к сожалению, эмфизема, проклявшая его, окончательно оборвала его жизнь в День поминовения [отмечается в последний понедельник мая, то есть 29 мая - прим. переводчика] 1989 года в Милл-Вэлли - городе, в котором он родился сорок шесть лет назад. В течение тех лет было сыграно много нот, но ничто не поразило сильнее, чем вступительный рифф песни "Pride Of Man", открывающей дебютный альбом Quicksilver. Это было открытие ящика Пандоры, и те из нас, кто попал под его магические чары, были поистине благословлены. К счастью, благодаря неизданным сокровищам и переизданиям, наследие Джона Чиполлины всё ещё живёт.

PT: Какую музыку играли ваши первые группы, Penetrators и Deacons?

 

JC: Топ-40 того времени. Boney Maronie, Mona, Who Do You Love, What'd I Say. Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, Фэтс Домино и Элвис Пресли.

 

Вы увлекались сёрф-музыкой?

 

Нет.

 

У вас один из самых узнаваемых гитарных стилей. Что делает его таким уникальным, и как он развивался?

 

Понятия не имею. Большая часть моей техники сформировалась самостоятельно, так что мне не с чем сравнивать.

 

Кто был одним из ваших ранних влияний?

 

Скотти Мур. Линк Рэй, Джеймс Бёртон, Чет Эткинс, Лес Пол, Мерл Трэвис, Ледбелли, Карлос Монтойя, Ховард Робертс.

 

Как вы познакомились с Джимом Мюрреем и выступали ли вы вместе до встречи с Дино Валенти?

 

Я познакомился с Джимом Мюрреем на вписке в Марин-Сити. У нас были общие друзья. До создания Quicksilver мы никогда не играли вместе.

 

Как Дино Валенти обратился к вам по поводу создания группы?

 

Меня порекомендовали Дино, вероятно, потому, что в то время я был единственным парнем, игравшим на электрогитаре, не говоря уже о соло.

 

Много ли вы репетировали до того, как Дино попал в тюрьму?

 

Нет. Мы встретились и договорились о репетиции на следующий вечер, но этого так и не произошло. На следующий день Дино арестовали.

 

Когда Дино посадили, сколько времени вам понадобилось, чтобы начать выступать как Quicksilver?

 

Совсем немного. Мы просто начали играть вместе.

 

Не могли бы вы рассказать мне что-нибудь о вашем первом барабанщике, Кейси Сонобане. Кто он был и что с ним случилось?

 

Кейси Сонобан был барабанщиком, странствующим по миру бродягой и безумным музыкантом. Он был джазовым барабанщиком в конце 1950-х годов. В конце пятидесятых - начале шестидесятых он побывал в Индии и перенял некоторые восточные влияния. В настоящее время Сонобан живет в Биг-Суре. Старый добрый Кейси Сонобан!

 

Чем занимался Скип Спенс до того, как стал играть на гитаре в Quicksilver?

 

Кто знает? Когда я с ним познакомился, он играл на гитаре в парке Саусалито [пригород Сан-Франциско - прим. переводчика]. Мы просто дружили, тусовались вместе, и он играл в раннем составе Quicksilver Messenger Service.

Вы когда-нибудь играли живьём со Скипом Спенсом?

 

Нет.

 

Были ли вы знакомы с Brogues до того, как Гэри Дункан и Грег Элмор присоединились к Quicksilver?

 

Нет.

 

Учитывая, что Дино Валенти был протеже Тома Донахью, помог ли вам как-то этот контакт? Я знаю, что Валенти записал несколько демо-записей для лейбла Донахью Autumn Records. Делали ли вы для них демо-записи?

 

К сожалению, нет. Дино был в тюрьме. Мы позвонили Тому и сказали ему, что мы - группа Дино, но он не был заинтересован в том, чтобы поддержать нас, о чём мы, по сути, его и просили. В конце концов, он перестал отвечать на наши звонки. Дино, должно быть, был настоящей занозой для Тома.

 

Как рано в истории Quicksilver появились ваши гитарные дуэли с Гэри Дунканом? Как фанат, могу сказать, эти инструментальные партии были действительно захватывающими. Каково было играть с Дунканом?

 

Мы с самого начала увлеклись сдвоенными гитарами, отчасти по моему настоянию. Мне всегда нравились двойные соло, и то, что никто не играл двойных соло, нас не остановило.

 

Вы участвовали в телешоу The Maze, которое шло на PBS (Public Broadcasting Service), и в фильме Революция: существуют ли ещё какие-нибудь фильмы/видео с ранними Quicksilver?

 

Возможно, но у меня их нет. Мы записали клип на песню Dino's Song, который снимала компания Capitol на лодках в Саусалито, но в те дни ни у кого не было телевизоров, поэтому мы его так и не увидели. Я не знаю никого, кто бы знал об этих вещах.

Каким был ваш первый опыт звукозаписи? Были ли вы в восторге от оборудования и денег? Было ли сильное давление со стороны Capitol?

 

Я был в восторге и до смерти напуган. Я знал, что есть кнопка, которая может стереть всё, и я боялся, что найду её. Мои первые сессии с Capitol были примерно такими же. Давление было велико, потому что индустрия была жёсткой, в отношении Quicksilver Messenger Service.

 

Ваш альбом Happy Trails был записан живьём. Вы записали несколько концертов, чтобы получить этот один альбом?

 

Мы записали два концерта в Нью-Йорке и два концерта в Сан-Франциско. Большая часть этого альбома была взята с одного из нью-йоркских концертов.

 

Возвращаясь немного назад, почему Джим Мюррей ушёл до записи вашего первого альбома?

 

Джим Мюррей ушел, потому что он был, по сути, ленив, и идея идти в студию и играть одну и ту же песню снова и снова пугала Джимми до чёртиков. Это было слишком похоже на тяжелую работу - он ушёл.

 

Когда Дино вышел из тюрьмы, ожидал ли он, что станет членом Quicksilver?

 

И да, и нет. Да, он думал об этом. Нет, ему не нравились все члены группы, и он не считал их достаточно профессиональными. Но он всё равно тусовался с нами.

 

Что Валенти думал о музыке Quicksilver?

 

У него были смешанные чувства.

 

Меня всегда смущало то, что Валенти ранее играл с Фрайбургом, Мюрреем и вами, а Гэри Дункан ушёл из Quicksilver, чтобы уехать в Нью-Йорк и работать с Валенти в The Outlaws. Как это произошло?

 

Всё произошло именно так. Дункан ушел из Quicksilver Messenger Service и отправился в Нью-Йорк, где столкнулся с Валенти, который сольно выступал в Гринвич-Виллидж. Они объединились, и целый год пытались создать группу, после чего вернулись в Сан-Франциско и попали в Quicksilver.

 

Это развитие событий было не только странным, но и ещё более запутанным: Ники Хопкинс, английский пианист, был заменой Дункана. Как Ники оказался в Quicksilver?

 

Quicksilver была первой группой, в которой я играл без фортепиано. Мне всегда не хватало клавишных, поэтому, когда Гэри ушел, вместо того, чтобы пытаться заменить гитариста, я искал пианиста. Ники был лучшим. Он показался мне естественным. Кроме того, мы с самого начала стали хорошими друзьями.

 

Оглядываясь назад, что вы думаете о сессиях Shady Grove?

 

Сессии Shady Grove были очень увлекательными. Мы репетировали материал втроем почти год, поэтому мы знали песни и записали их быстро. Это был первый альбом Quicksilver Messenger Service на шестнадцати дорожках, поэтому мы потратили много времени на микширование.

Я понимаю, что в то время вы с ними не играли, но не знаете, записывались ли Дункан и Валенти в Нью-Йорке?

 

Насколько я знаю, нет.

 

Дункан и Валенти присоединились к Quicksilver на сцене в канун Нового 1969 года. Вы попросили их присоединиться сразу после того выступления?

 

Да. Нам было очень здорово вместе. Билл Грэм предложил нам выступить на следующей неделе в Нью-Йорке, и мы согласились. Не успел закончиться вечер, как мы договорились о техасском туре с The Dead - всё произошло само собой.

 

Альбомы "Just For Love" и часть "What About Me" были записаны на Гавайях летом 1970 года. Каково было записываться там, а не в Калифорнии?

 

Это было замечательно. У нас был охотничий домик, переоборудованный в студию звукозаписи. На той стороне острова даже не было электричества. Это был рай.

 

Вы встретились с Джимом Мюрреем на Гавайях. Чем он занимался после ухода из Quicksilver Messenger Service?

 

Просто наслаждался уединением на Гавайях. Он не играл после ухода из Quicksilver Messenger Service.

 

Вы были удивлены, когда Ники покинул группу?

 

Нет. Мы говорили об этом. Мы оба ушли одновременно, но мне пришлось задержаться, чтобы выполнить контрактные обязательства.

 

Наверно, было тяжело покидать группу, которую вы создали. Вас не устраивали песни, которые писал Валенти, или вы просто хотели играть с новыми людьми?

 

Это было не так однозначно. Я хотел попробовать что-то новое, а в новом материале мне было нечем заняться. Кроме того, я хотел расширить свое поле деятельности. Формат Quicksilver Messenger Service казался устаревшим. Я двигался в сторону Copperhead.

 

Обложка альбома "What About Me" создавала впечатление, что Ники и вы всё еще участники группы. Вас это не смущало?

 

Нет, потому что мы были участниками группы, когда записывался альбом.

Вы начали работу над сольным альбомом Джима Мюррея. Как это происходило?

 

Мы начали записывать песни с Мюрреем. Я пригласил много музыкантов и в итоге собрал будущих участников Copperhead. Не успел я оглянуться, как у меня появилась ещё одна группа.

 

Существуют ли другие записи сольного проекта Мюррея?

 

Насколько я знаю, нет, хотя, по-моему, у Джимми есть несколько записей, сделанных им на Гавайях.

 

Как быстро образовался Copperhead?

 

Я покинул Quicksilver в начале октября 1970 года, Copperhead появился уже в конце декабря, а первые концерты состоялись в январе 1971 года.

 

В альбоме Copperhead было много энергии, что резко контрастировало с вашими последними работами с Quicksilver. Приятно ли было снова зажигать?

 

Конечно!

 

Гастролировали ли Copperhead для продвижения своего альбома?

 

Мы выпустили наш альбом в середине 1973 года, но из-за неудачного времени мы не получили поддержки от CBS. Мы подписали контракт с Just Sunshine Records, которые были частью Paramount. Но они не помогли нам, и когда они не обеспечили должного распространения, как было оговорено, мы разорвали контракт и подписали контракт с CBS. Единственным человеком, с которым мы имели дело, был Клайв Дэвис. За день до выхода пластинки он ушел в отставку из-за скандала с наркотиками. Никто не знал, был ли Copperhead замешан в наркотическом скандале. К тому времени, всплыла вся правда, два года спустя, Copperhead уже не существовало.

 

Сколько существует неизданного материала Copperhead?

 

Почти целый альбом. На самом деле, CBS уговорили нас убрать с альбома более сильный материал, чтобы попридержать его для второго, поскольку они были уверены, что первый и так станет золотым.

До воссоединения Quicksilver вы записали альбом с валлийской группой Man. Как это было?

 

Да, они были очень прикольными ребятами.

 

Воссоединение Quicksilver прошло гладко или были какие-то неловкости?

 

Это было легко. Это был, наверное, самый ненапряжный альбом Quicksilver, который я когда-либо записывал.

 

Кому пришла в голову эта идея, и участвовали ли вы в туре?

 

Рон Умил, который в то время работал у Дино и Гэри, предложил эту идею. Когда меня спросили, буду ли я участвовать, я ответил, что да, если только мы будем выступать в оригинальном составе. Было несколько концертов.

 

До меня дошли слухи, что существует запись, на которой вы играете с Джоном Хаммондом. Что вы думаете по этому поводу?

 

Чёрт, я не знаю... Был один концерт в лофте Джона в Нью-Йорке. Магнитофон работал, но я его так ни разу и не слышал. Хотя Джон Хаммонд - отличный мужик.

 

Чем сейчас занимаются ваши товарищи по Quicksilver?

 

Гэри Дункан является совладельцем 24-дорожечной студии звукозаписи в Сан-Франциско. Дино Валенти живет в Блэк-Пойнте, на крайнем севере округа Марин. Он пережил тяжелую операцию на мозге по удалению опухоли. Ему повезло, что он остался жив. В этом году он планирует собрать новую группу. У него есть все, кроме басиста. Грег Элмор барабанил со мной в Terry & The Pirates и Problem Child.

Вы были довольны своими днями в Quicksilver?

 

Я хорошо провёл время, но я не думаю, что группа когда-либо раскрыла свой потенциал. Мы были довольно отстойными в студии, но мы были отличной концертной группой. Оглядываясь назад, могу сказать, что мы действительно не так много гастролировали. Мы могли бы развиваться гораздо дальше, если бы проводили больше гастролей. Мы в основном работали над нашими аранжировками на сцене. Мы были странной группой.

 

Какая у вас домашняя студия?

 

Я отказываюсь устраивать у себя дома студию, кроме простой четырехдорожечной портастудии и пары микрофонов для творческих порывов поздней ночью или для дополнения треков, сделанных в моей студии. Я арендую частную студию в одном и том же месте уже более одиннадцати лет, оборудованную двух, четырёх и восьми-дорожечными рекордерами. В ней постоянно имеются барабаны, клавишные, гитарные и басовые усилители и около трёх десятков гитар, бас-гитар и лэп-стил. Всё устроено так, что я могу придти, подключиться и играть. Я также могу выключить основное питание и пойти домой. Это что-то вроде клуба из фильма "Наша Банда" [речь об американском сериале '20-х - '40-х годов - прим. переводчика]

 

И в заключение, какие гитары/усилители вы используете в настоящее время?

 

Усилители - модифицированные Fender Twin Reverb 1966 года. У меня их три штуки. Мне просто нравится модель '66 года. Мой основной усилитель - тот, который я использую со времен Quicksilver. Я использую динамики JBL. И всегда пользовался ими. Моя основная гитара в наши дни - это Carvin DC-150 Stereo 1980 года. Я использую ее с 1980го.Также у меня есть DC-150 1985 года, которую я использую как запасную. У меня также есть несколько Les Paul для Open G, 1952 для игры слайдом и 1979 25th Anniversary для обычного исполнения, прижимая ноты пальцами на грифе. Я использовал Gibson SG 1961 года в течение четырнадцати лет, на протяжении всей работы в Quicksilver и Copperhead. Сейчас он восстанавливается, уже в четвертый раз. Может быть, я снова буду играть на нём. В студии я часто использую гитары Fender. Иногда Danelectro. У меня более сорока гитар. Я люблю их больше, чем людей...