GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Сайту нужна ваша поддержка. Оплата хостинга, сертификатов, подписок..Даже если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу, или сделав репосты на материалы. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме.

John 5

 

 

Телековод

 

 

Уорд Микер

Vintage Guitar, ноябрь 2014

Перевод с английского

 

 

С тех пор, как 10 лет назад он ушёл из аккомпанирующего состава певца альтернатив-метала Мэрилина Мэнсона, супер-гитарист Джон Файв использует свои навыки, чтобы распространять гитарное евангелие всё дальше и дальше, искусно уклоняясь от ярлыка "рок-шреддер" [творческий псевдоним John 5 намекает на Главу 5 Евангелия от Иоанна, где речь идёт об исцелении больных и нарушении Шаббата – прим. переводчика]

 

В возрасте всего 17 лет Джон Лоури переехал в Лос-Анджелес из своего родного Мичигана. Там он нашёл работу в качестве сессионного гитариста и выступал с басистом Руди Сарзо и продюсером Бобом Марлеттом, через которого он записывал саундтреки к теле- и кинофильмам, а также джинглы для рекламных роликов.

 

Марлетт также познакомил его с Литой Форд, которая взяла Лоури в свою группу. В 1996 он году упустил приглашение Мэнсона, но получил место в сайд-проекте фронтмена Judas Priest Роба Хэлфорда 2wo. Вскоре после этого он отправил несколько песен бывшему фронтмену Van Halen Дэвиду Ли Роту, который был достаточно впечатлён и нанял Лоури для участия в выпущенном в 1998 году альбоме DLR Band, который включает семь песен, написанных в соавторстве с гитаристом, в том числе хит Slam Dunk. Позже в том же году Мэнсон уволил гитариста Тимоти Линтона (сценический псевдоним Зим Зам) и позвонил, чтобы предложить место Лоури.

Именно там Лоури испытал свою первую настоящую дозу славы рок-звезды. Приняв сценическое имя Джон Файв, он оказался на борту группы, когда исполнительская карьера Мэнсона достигла своего апогея, и оставался в ней до 2004 года.

 

После ухода от Мэнсона он занялся написанием песен для себя и других, в том числе в качестве сотрудника Chrysalis Records. В 2005 году он начал играть в группе Роба Зомби. Эта работа продолжается до сих пор и привела к тому, что он сочинил музыку к известным фильмам ужасов Роба [в частности Повелители Салема – прим. переводчика].

 

Новый студийный альбом Careful With That Axe может нанести смертельный удар мнению о том, что Лоури - это просто металлист с Телекастером. Он описывает диск - седьмую сольную работу в своем резюме - как полный "сумасшедших вещей". На диске присутствуют обычные для метала изыскания, но также достаточно композиций, вдохновленных Telecaster, чтобы вызвать призрак Джерри Рида. И это еще не всё! Вам нравится слушать банджо? У Мистера Файв есть несколько композиций и для вас. Может быть, немного классической/испанской гитары? Запросто.

 

"Не было никаких правил, и то, что вы слышите на альбоме, - это музыка, которую я люблю играть дома", - говорит он. "Она описывает то, кто я есть, и это именно то, что я хочу делать".

 

Его название, отмечает он, происходит от того, что в первые дни он наслаждался ощущением гитары (светлый Страт '77-го года) в своих руках. "Я подумал: 'на что способен этот инструмент? Куда он меня приведёт?'"

 

"Большая часть альбома посвящена людям, творчество которых я любил в детстве, таким как Джерри Рид, и есть отсылки к песням, которые я слушал в детстве - здесь есть штрихи  Эла Ди Меолы, Кларенса Уайта и испанский материал. Всё это звучало в моем доме, когда я начинал играть на гитаре. В то время я этого особо не понимал, но мне это нравилось. И это послужило вдохновением для названия альбома. Названия песен являются отсылками к убийцам с топорами - например, Portrait Of Sidney Sloan [убийца, известный благодаря короткометражному документальному фильму Сидни: Портрет убийцы с топором, зарубивший своего отца-собутыльника – прим. переводчика], что делает альбом весёлым и интересным. Нет ни одной песни типа "масло масляное", понимаете? Все они имеют более глубокий смысл, и в целом они о том, что происходит, когда вы берёте в руки гитару. Во что это выльется? Вот что это значит, даже если это звучит как что-то ужасное".

 

Любое сходство с мелодией Careful With That Axe, Eugene группы Pink Floyd, по его словам, является чистым совпадением. "Моя означает кое-что покруче (смеётся)! Потому что это чисто гитарная композиция".

1. Об этом Fender Esquire '52-го года, J5, говорит: "...у него такой отличный тембр. Я использовал его на Jerry's Breakdown. Он немного желтее, чем остальные, потому что я часто его использую". 2. Esquire '54-го года находится в прекрасном косметическом состоянии и использовался для записи некоторых ритм-партий на альбоме. 3. Этот Esquire Custom начала '60-х годов звучал практически на каждом альбоме J5. 4. Эта гитара Esquire '66-го года была первой винтажной гитарой, купленной J5. "Видно, что я часто ею пользовался!" - говорит он. "Она звучит на большей части моего первого альбома Vertigo, и у неё невероятный звук".

 

Когда вы сочиняете, есть ли какой-то конкретный элемент, который привлекает ваше внимание? Например, вступление, основная мелодия или соло?

 

Нет, скорее, я думаю: "Я хочу сделать рок-мелодию" или что-то в этом роде, и начинаю выбирать рифф и пытаюсь сделать его интересным, сначала для себя, а потом смотрю, как далеко я смогу зайти. В своих сольных альбомах я хочу расширить границы. Я хочу вдохновить молодых музыкантов, как вдохновили меня. Где бы я не путешествовал по миру, люди говорят мне: "Я начал играть на гитаре, потому что услышал вас" или "Я играю на Telecaster благодаря вам", и это самое главное. Я делаю это не ради денег. Это ради чистого удовольствия от инструмента.

 

Музыкальный зверинец: Джон Файв, на сцене, в полном гриме "монстра", вооружённый именным Telecaster с отделкой в стиле Бака Оуэнса. Фото - Эми Харрис

 

Мелодии случайно приходят вам в голову?

 

Да. Я пишу музыку для многих исполнителей, поэтому легче всего даются мелодии, и я думаю, что этот альбом... в нём, конечно, есть мелодии, но он не так сильно полагается на мелодии, как другие мои альбомы. Эта пластинка просто полное безумие.

 

Какие композиции вызовут наибольший интерес у ваших давних поклонников?

 

Я думаю, что This Is My Rifle и Jerry's Breakdown дадут им то, что мне действительно нравится делать, и то, что действительно нравится фэнам. Я люблю Джерри Рида, поэтому надеюсь, что люди узнают о некоторых гитаристах, которых я люблю, например, о Джо Мэфисе, который был просто монстром, но многие не знают, кто он такой. Я стараюсь просветить других гитаристов о том, кем были эти великие люди.

Были ли в процессе работы над альбомом творческие элементы, которые удивили даже вас, или, возможно, сориентировали вас в направлении, которое вы никогда не выбирали?

 

Да. Записав бас так, как мы это сделали. Я сказал [басисту] Мэтту Биссонетту: "Оторвись и просто играй по-настоящему". Я люблю, когда басисты как бы переигрывают вместе с гитарой, и его игра на альбоме совершенно безбашенна!

 

Это определённо была коллективная работа. На других альбомах если кто-то вмешивался, я сразу говорил: "Не лезь!". Но это определённо работа группы, и это было невероятно, потому что здесь так много всего происходит. Даже в таких песнях, как Jiffy Jam или El Cucuy, всё живьём - всё - что очень здорово. Я репетировал, репетировал, репетировал, и всё, что вы можете услышать, мы на самом деле записали вживую. Я выложил на ютубах видео, где мы играем This Is My Rifle, в то время Мэтт был в туре с Элтоном Джоном, поэтому мы пригласили Дилана Уилсона, который был великолепен. В первый же день она набрала 30 000 просмотров. Мне нравится играть эти вещи вживую. Это очень захватывающе.

Как вы познакомились с Мэттом и барабанщиком Роджером Картером?

 

Я знаю Роджера очень давно. Я познакомился с ним, когда мы играли с Литой Форд в '92 или '93 году, и мы поддерживали связь. В то время мы все были в поисках работы, не понимали, как устроен музыкальный бизнес, а он был тем парнем, у которого был дом и студия на заднем дворе. Он очень умён, и он отличный барабанщик. Так что всю работу над Careful With That Axe мы делали в его студии. В студии, которую он построил - Doghouse Studios, записывались  Def Leppard, Глен Кэмпбелл - самые разные люди. Она великолепна.

 

С Мэттом я познакомился через Дэвида Ли Рота, и он очень хорошо дружит Роджером. Он один из великих, поэтому я хотел, чтобы он участвовал в записи.

 

В работе Мэтта с Ротом использовался синкопированный контрапункт гитары и баса. Делаете ли вы что-то подобное на Careful?

 

Да, именно этого я и добивался, и вы можете услышать, как он риффует вместе со мной. Одна только мысль об этом вызывает улыбку на моем лице!

"Моя любимая винтажная гитара - это мой Fender Broadcaster 1950 года", - говорит J5. "Одна из наиболее хорошо внешне сохранившихся винтажных гитар, которые я когда-либо встречал. Я использовал ее в Jiffy Jam на альбоме Careful With That Axe".

5. Ещё один фаворит. Этот Telecaster '53-го года, ценится в основном за свой внешний вид. 6. Этот Telecaster '56-го года с белым пикгардом представляет собой гитару, которую J5 больше всего хотел в детстве. 7. J5 очень нравится звучание этого Telecaster '59-го года. "Я использую её для ритма, потому что у нее такой отличный, громкий звук". 8. J5 долго искал гитару своего года рождения, и нашёл этот Telecaster 1970 года в цвете Candy Apple Red. "В 1970 году было выпущено не так много Телекастеров, потому что в стоке оставалось еще много гитар '68-го и '69-го годов, так что найти Telecaster 1970 года очень сложно".

 

Учитывая вашу готовность и предпочтение записывать песни, когда вы все вместе находитесь в одной комнате, были ли они в основном записаны за один-два дубля?

 

Хотите верьте, хотите нет, дома я потратил кучу жопочасов, чтобы отрепетировать материал. В студии я платил ребятам почасовую ставку, поэтому я хотел быть хорошо подготовленным. Мы так хорошо всё отрепетировали, что всё получилось за один или два дубля.

 

То, что вы платите Мэтту и Роджеру почасовую оплату, подразумевает, что альбом был самофинансируемым...

 

Да, всё было сделано из моего кармана, и это новый путь в музыкальном бизнесе. Если вы умеете микшировать, сводить, записывать, фотографировать – делать всё это самостоятельно.

 

Какие гитары и усилители вы использовали чаще всего?

 

На 95% альбома я использовал свой золотистый [именную модель] Telecaster, и только несколько партий я записал с другими моделями John 5. Я хотел, чтобы все было просто, но при этом запечатлеть нечто волшебное.

9. и 10. J5 неравнодушен к серии разноцветных гитар Fender конца '70-х - начала '80-х годов. "У меня есть как минимум по одной гитаре каждого цвета из этой серии", - говорит он. "Я не знаю точно, почему, но я считаю их красивыми". Это два Телека '78-го года. Сверху - Maui Blue, и он говорит, что "... она звучит просто великолепно. Она изображена на обложке Art of Malice". Снизу– цвета Capri Orange.

 

Усилитель, который я использовал чаще всего, - это маленький комбо Marshall JTM 2×12. Он тяжёлый как черт - его следовало бы назвать "Сколиоз", потому что он настолько тяжёлый. Я не преувеличиваю! Это как нести кабинет с головой сверху. Но он отлично звучит - настолько хорошо, что я подумываю о том, как бы мне его возить с собой.

 

Общий микс кажется довольно свободен от эффектов...

 

В нём почти нет эффектов. Я использовал свой Boss Super Overdrive. Есть песня под названием Villisca, где вы слышите много странных звуков, но я сделал это своими руками - я надавливаю пальцем на шестую струну, щёлкая ей по нэковому звукоснимателю, чтобы создать этот классный звук. И у меня на гитаре есть кнопка киллсвитч.

Для меня очень важно просто играть на гитаре. Я люблю ходить в музыкальный магазин или к друзьям с пустыми руками. Некоторых гитаристов спросишь: "Эй, хочешь поджемовать?" и они ответят: "Да, я сейчас сгоняю на такси за своим барахлом". Я говорю: "Чувак, просто возьми медиатор! Всё будет хорошо".

 

Что за классическую гитару мы слышим в песне El Cucuy?

 

Это Martin с нейлоновыми струнами, а быстрые партии я исполнил на своёмD-45 [с металлическими струнами]. Я думаю, что трек классный - название означает "буги-мен" на испанском. Я люблю такую музыку, она просто офигенная. Это такая форма искусства, и я никогда не перестану изучать ее. Мне нравится играть в таком стиле и по-настоящему изучать его, потому что он так далёк от блюграсса или фингерстайла, западного свинга... Это как изучение другого языка или чего-то другого с совершенно другой моторикой. Это очень интересно.

 

Помните ли вы своё первое знакомство с фламенко?

 

По какой-то причине оно очень нравилось моей маме, и я помню, что видел, как Чарро играла на классической гитаре на телевизионном ток-шоу.

 

Есть ли какая-то связь между этой вещью и историей о том, что Эдди Ван Хален записал Spanish Fly, чтобы ответить тем, кто отвергал Eruption, говоря: "Включите дисторшн, и любой сможет звучать быстро"?

 

Я понимаю, что кто-то может подумать, что в этом есть что-то такое, и Эдди Ван Хален был огромным вдохновителем, но Spanish Fly никогда не была частью этого, для меня.

 

Опять же, мы исполнили эту вещь вживую. Она звучит не слишком хорошо - я думаю, что подзвучка гитары была не очень, но я подумал: "Знаете что? Это было солидное выступление, и все так хорошо справились. Давайте оставим её".

 

 

Какое банджо вы использовали в Jiffy Jam?

 

Это шестиструнная модель Deering, которая позже была украдена из моего дома, что просто убивает меня. Они забрали кучу гитар и это банджо. Это был такой позор.

 

Как она была настроена для записи?

 

В некоторых ритм-партиях используется настройка банджо, но иногда я настраивал его как гитару, чтобы облегчить удвоение гитарной партии, делая что-то в стиле вестерн-свинг.

 

Какую гитару вы использовали в кантри-композициях в стиле Джерри Рида на альбоме?

 

Я использовал Blackguard Tele '53-го года, и мне показалось, что получилось здорово. Она звучала очень хорошо, я был очень доволен.

 

Не помните ли вы модель вашего Martin с нейлоновыми струнами?

 

Не помню, извините. Но, по-моему, он переделан из гитары со стальными струнами, и у него очень классный звук. Я купил её много лет назад в музыкальном магазине. Она старая... напоминает мне гитару Вилли Нельсона [Martin N-20] – "Trigger".

 

На протяжении многих лет вы стремились заполучить Telecaster каждого года выпуска. В чём корень вашей одержимости Телеками, и каково состояние коллекции?

 

Сейчас у меня более сотни Телекастеров. Они - моя страсть; когда я впервые увидел фотографии Кита Ричардса с Телеком, я сразу же захотел себе такой. Мне было 14 или 15 лет, когда я купил свой первый, и я сразу понял, что это "мой инструмент".

Мне не хватает только Nocaster и гитары 1955 года. Всё остальное у меня есть. После того, как я найду эти две, я, вероятно, поищу гитары '80-х годов, например, с отделкой под шар для боулинга [типа свирл – прим. переводчика]. Есть также чёрно-золотая модель '83-го года или около того, которая мне очень нравится. Сейчас я работаю над Телекастером с iPad Mini на борту, чтобы я мог смотреть фильмы, находясь на сцене. Я называю это "Tele vision", и это действительно круто.

11. "Это удивительная гитара", - говорит J5. "Это Telecaster Custom 1960 года в отличном состоянии. У меня есть оригинальный чек о её покупке - она была куплена в 1961 году за 194 доллара, и до сих пор выглядит новой". 12. J5 особенно нравится отделка этой модели Tele Custom '65-го года. 13. Этот Fender Telecaster Custom выглядит новым, и J5 называет его "...монстром. Мне понравилось, как они используют более темные цвета, почти до табачного цвета". 14. Fender редко красили Tele Custom в Antigua, и J5 говорит: "С такой отделкой краска обычно сильно протирается от рук, но эта выглядит как новая".

 

Что у вас в планах по гастролям?

 

В сентябре я отправлюсь в тур по США, даты которого указаны на сайте john-5.com. Затем, 18 октября, я даю концерт, который будет транслироваться в Интернете через LiveCast Entertainment. Мы сотрудничаем с Boss, Fender и Dean Markley Strings, и концерт будет показан в Америке в 19:00 по тихоокеанскому времени, в Европе в 19:00 по BST, а в Тихоокеанском регионе в 19:00 по HKT. Это платное мероприятие, и желающие могут зарегистрироваться, начиная с 18 августа. В группе будут играть Роджер на барабанах и Ларри Деннисон на басу, а веб-трансляцию будет вести Крис Бродерик из Megadeth. Это будет круто.

 

Обязательно посмотрите видеоинтервью VG с Джоном Файв. Зайдите на youtube.com и найдите "Vintage Guitar magazine John 5" [прим переводчика: на сегодняшний день это видео выпилино с ютубов, но я уверен, что вы получите не меньшее удовольствие, если прочтёте номер журнала Guitarz Magazine, полностью посвящённый музыканту, единственного русскоязычного гитарного журнала в мире].

15. J5 Triple Tele Deluxe. 16. Модель J5 Signature Telecaster под маркой Squier.

 

В 2004 году компания Fender представила три модели John 5 Telecaster - две в Custom Shop и одну массового производства. В гитарах использовалась традиционная форма корпуса и материалы, но некоторые из них (по желанию Джона 5) отклонились от традиционной формы с дизайном головы, позаимствованным у акустической Villager '60-х годов, и увеличенным расстоянием до колков для и исполнения бендов за верхнем порожком [скорее уж корейской Santa Maria конца '80 – начала '90х – прим. переводчика]. В первых моделях использовался микс из звукоснимателей Fender и Seymour Duncan, фиксированный струнодержатель или Bigsby, а также изменённое расположение переключателя звукоснимателей.