Убеждённый грешник
Адам Ковач, фото - Мэтт Уилсон
Guitar World, январь 2022
перевод с английского
Джон Файв - парень, который очень, очень, очень любит играть на гитаре, - рассказывает все, что нужно знать о Sinner, его новом сольном альбоме, включающем кавер-версию Queen, ряд тщательно отточенных риффов, а также участие Дэйва Мастейна и Питера Крисса из Kiss.
Джон Файв действительно любит играть на гитаре. Это может показаться излишним утверждением: в конце концов, он профессиональный гитарист, о котором пишут в гитарном журнале. Вполне логично, что время от времени он с удовольствием берёт в руки инструмент.
Но на этом нельзя не остановиться: Джон Файв очень, очень, очень любит играть на гитаре. Если отбросить тот факт, что вместо заслуженного отпуска, когда он не гастролирует с Робом Зомби, он сотрудничает с такими разными исполнителями, как Род Стюарт, Lynyrd Skynyrd и Рики Мартин, и выпускает сольные альбомы, включая свой последний, Sinner. Не обращайте внимания на то, что его Instagram пестрит записями о подготовке к гастролям, состоящими из взвешивания и бега на беговой дорожке.
Скажем так: Когда большинство гитаристов садятся за стол для интервью, они берут трубку и отвечают на вопросы. Иногда они рассказывают о новом проекте или новом именном весле, но формат интервью неизменен. Когда интервью даёт человек, которого зовут Джон Уильям Лоури, он настаивает на звонке по Zoom и появляется на экране, держа в руках свой именной Fender Telecaster цвета "морозное золото". Это настолько любимая гитара, что недавно ему пришлось заменить пикгард из-за износа.
"Мне просто удобно играть на этой гитаре", - говорит он. "Металл был изношен.
И вот уже видно, что он снова изнашивается, а ведь прошёл всего месяц или около того".
На протяжении всего нашего интервью Джон Файв не просто отвечает на вопросы о Sinner: он предлагает откровенное и бескомпромиссное воспроизведение любимых композиций, демонстрируя риффы и соло (и лишь иногда отвлекаясь на одну из кошек породы сфинкс, прогуливающихся по его журнальному столику).
Так что, да: Джон Файв действительно любит играть на гитаре, и эта любовь прослеживается на всём протяжении Sinner. Но это не значит, что это типичный шред-альбом. Конечно, здесь есть умопомрачительная техника, разбросанная по всем 10 композициям: молниеносные арпеджио в открывающей альбом песне "Welcome to the Island", свиповые и теппинговые ходы в куплетах "Euphoria", и, конечно же, ставшие фирменным знаком Джона Файва кантри-приёмы в безумной версии песни Леса Пола и Мэри Форд "How High the Moon".
Что особенно заметно на Sinner, так это то, насколько всё лаконично. На предыдущих сольных пластинках Джон 5 уходил по касательной, куда бы ни завело его плодовитое воображение, в результате чего получалась очень изобретательная, хотя и несколько несфокусированная музыка. Здесь же этот мысленный хаос отточен до мелочей. Альбом эклектичен (в конце концов, это парень, который в начале своей карьеры выступал с Кей Ди Лэнг), но не даёт заблудиться.
"Я люблю рок, в основном, но я просто люблю музыку - и это самое главное. Я просто люблю все эти разные виды гитарной музыки. Все эти различные типы гитарной игры и стилей, я стараюсь использовать это в своих записях. Это то, что я смотрю по телевизору, это то, что я делаю, и я стараюсь соединить все эти классные приёмы с тяжёлой рок-музыкой. Людям очень нравятся эти моменты шоу, потому что это не просто метал, метал, метал, метал, а музыка в лицо", - говорит он и переходит к быстрому чикин-пикин.
Вполне возможно, что острое, как бритва, сочинение песен для Sinner - результат того, что Джону Файву, как и всему остальному миру, нечем было заняться во время работы над альбомом.
Во время работы над Sinner не было ни гастролей с Робом Зомби, ни с его сольной группой Creatures. Лос-Анджелес, где живет Джон Файв, был под строгим контролем. Во время записи альбома, по его признанию, он как можно чаще тайком выбирался в студию, чтобы не сойти с ума дома и не прибегнуть к приготовлению выпечки, как обычный человек.
"Что было замечательно, так это то, что не было никаких отвлекающих факторов, потому что ничего не происходило, и у меня была возможность действительно много работать над этой пластинкой", - говорит он. "[Продюсер] Барри Поинтер оказал огромное влияние на создание альбома. Он был великолепен, и мы так усердно работали над этой пластинкой, потому что у нас было время. Мы просто прочесаль всё, что можно было прочесать с помощью мелкой расчёски. Я хотел сделать всё как исполнитель. Единственное, что я не сделал как исполнитель, это "Welcome to the Island". Все эти арпеджио, вторая часть - в разных настройках. Так что это единственное, что я действительно изменил".
В итоге получился альбом, где огневая мощь часто остаётся в резерве, позволяя электронным текстурам и грувам выйти на первый план, наряду с плотной и сфокусированной ритм-игрой Джона Файва.
"Я люблю отличные риффы! Я стараюсь сочинять отличные риффы как можно чаще", - говорит он, приступая к ритм-партии, которая лежит в основе "Euphoria". "Слушателей должен привлекать рифф, первая часть песни. Это очень важно - а потом можно наложить на него всё безумие. Именно так мне нравится строить песни: крутой рифф, крутой припев или что-то в этом роде - и [затем] я как бы собираю всё это вместе. [Я] соединяю классный припев и делаю интересную инструментальную композицию, которая мне очень нравится. Это действительно от чистого сердца, и люди тянутся к этому. Они знают, что это правда"
Среди тех, кто попал под притяжение Джона Файва, на Sinner есть и приглашённые звёзды. Карла Харви, вокалистка глэм-метал-группы Butcher Babies, появилась в песне "Euphoria", а сам мистер Megadeth, Дэйв Мастейн, стал гостем в песне "Que Pasa". Вместо того чтобы использовать такого известного и узнаваемого метал-вокалиста обычным способом, John 5 использует его характерное рычание, по сути, используя его в качестве концертного сэмпла в припеве.
"Это был сэмпл Джеймса Брауна, который произносил "Can't pass the people, can't pass the-!". говорит Джон 5. "Это была такая классная вещь Джеймса Брауна - но мы не могли пригласить Джеймса Брауна. Я сказал: "Было бы здорово, если бы мы могли использовать Дэйва Мастейна. Я большой поклонник Megadeth и знаю помошника Дэйва, который проиграл ему песню - и она ему понравилась. Я был так рад, что он согласился, потому что он звучит потрясающе. Он звучит намного лучше, чем оригинал, который у нас был, так что я просто счастлив, что он это сделал. Это так здорово, потому что Дэйв был просто Дэйвом. Он прослушал её всего лишь один раз и просто исполнил своего Мастейна. Именно это мне и понравилось - ты слышишь этот рык и всё прочее".
Не менее интересно и то, где вокал не использовался. Наряду с кавером Леса Пола и Мэри Форд, Джон Файв демонстрирует свой инструментальный подход к нескольким другим классическим мелодиям, включая зажигательный рокабилли Queen "Crazy Little Thing Called Love". Хотя игра Джона Файва в основном соответствует фразировке Брайана Мэя (что само по себе является прекрасной данью уважения гитаристу Элвиса Пресли Скоту Муру), он вставляет несколько своих фирменных кантри-ходов, при этом передавая вокальную линию Фредди Меркьюри.
"Мне просто нравится этот стиль Чета Эткинса, и мне нравится элвисовский стиль, в котором он был записан Queen. Я просто подумал: "Боже мой, это такая замечательная песня, в которую можно привнести стиль Чета Эткинса"", - говорит он, после чего снова выкручивает регулятор громкости и повторяет несколько узнаваемых фраз из песни.
Идея исполнить эту песню возникла благодаря одному из увлечений Джона Файва, не связанных с гитарой: пролистыванию Instagram.
"Я увидел, как мой приятель в Instagram исполняет её версию, и я подумал: "Боже мой, это круто". Это вдохновило меня на создание песни".
"Я пытаюсь использовать Instagram как инструмент обучения, чтобы показать людям: "Зацените это, зацените это". Это то, чем занимаюсь и я. Я целыми днями смотрю на других гитаристов и думаю: "Вау, это классная идея"".
А замыкает альбом удивительно точная инструментальная адаптация песни Рэя Чарльза "Georgia on My Mind". Именно в этой композиции тонкость царит полностью.
"Я придумал эти классные аккорды, и всё получилось просто замечательно", - говорит он, демонстрируя своё мастерство. "Мне очень нравится эта песня, и я придумал к ней немного джазовый подход".
Конечно, это был было бы не вещью Джона Файва, если бы в ней не было изюминки. На записи присутствует оригинальный барабанщик Kiss Питер Крисс, но вместо того, чтобы привлечь к работе над вокалом самого блюзового певца, когда-либо украшавшего состав этой не слишком блюзовой группы, Крисс просто обеспечивает перкуссию и произносит вступление, в котором он рассуждает о просто умопомрачительной странности исполнения этой песни гитаристом.
"Он просто сделал её убийственной. Он записал всего лишь пару дублей", - говорит Джон 5. "Там есть несколько сложных моментов; я просто выдержал лучший тайминг, какой только мог, и он сразу же его подхватил".
Если бы это был первый сольный альбом Джона Файва, трудно было бы представить, что в титрах появятся такие имена, как Мастейн и Крисс. Sinner - это, прежде всего, работа гитариста, который уже давно достиг своего уровня в техническом плане и вступающий в новый этап своей карьеры - если не человек старшего поколения (ему, в конце концов, всего 51 год, хотя, надо сказать, выглядит он лет на 15 моложе), то, по-хорошему - член гитарного истеблишмента. То есть человек, обладающий достаточным влиянием, чтобы ему отвечали на телефонные звонки, пока он преследует свою музу, какой бы необычной она ни была.
"Я никогда не мечтал о том, чтобы стать рок-звездой, чтобы люди знали моё имя или даже брали интервью. Я так благодарен за это и за то, что я просто занимаюсь в пижаме днём и ночью. Я не принимаю это как должное. Мне так повезло, что я занимаюсь тем, чем занимаюсь".
В данный момент Джон Файв больше не беспокоится о том, что ему придётся тайком играть музыку. После полутора лет, в течение которых он, как и большинство других музыкантов, не мог выступать перед публикой, у него теперь полный аншлаг: хэдлайнерский тур по клубам, несколько выступлений с Робом Зомби, а затем ещё сольные концерты, на этот раз в качестве разогрева для Ингви Мальмстина. Такая смена ритма могла бы вызвать дискомфорт и раздражение у тех, кто занимается этим ради денег или славы, но Джон Файв, повторюсь, действительно любит играть на гитаре.
"Я вовсе не считаю это эгоизмом. Я просто очень счастлив играть на гитаре, и я счастлив играть на гитаре перед людьми. Неважно, перед кем я выступаю - перед 500 или 50 000 человек. Пока у меня в руках гитара, я нахожусь на подъёме, и это хороший день".
На самом деле, он совершенно спокойно относится к переходу от выступлений на огромных фестивальных сценах в качестве сайдмена к выступлениям в клубах с сольным материалом.
"Когда ты находишься на огромной арене, все эти мелкие нюансы уже не так хорошо слышны. Это звучит великолепно", - говорит он, приступая к задорному риффу, который лежит в основе песни White Zombie "Thunder Kiss '65". "Но если ты такой [здесь он начинает исполнять свип], то это будет потеряно".
Когда Джон Файв рассказывает о состоянии своей карьеры, становится ясно, что первое впечатление правильное: это парень, который просто любит играть на гитаре. Он любит общаться со своими кошками и писать о своей семье в социальных сетях. Он не демон, он просто играет на сцене с Робом Зомби. Так почему же, учитывая то, насколько хорошо он устроен, этот альбом называется "Грешник"?
"Я хороший человек. Я очень добрый и внимательный ко всем, милый со всеми. Я не хочу, чтобы у кого-то был плохой день. Я просто хочу, чтобы все были счастливы и все такое. Но с такими людьми надо быть осторожным. Они всегда самые страшные - по-настоящему хорошие".
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.