GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Сайту Guitarblog.ru исполнилось ровно три года

John 5

 

 

План 5 из открытого

космоса*

 

Марк МакСти, Guitar World, Август 2019

 

Перевод с английского

 

 

 

*Заголовок - аналогия с американским низкобюжетным фантастическим фильмом Эдварда Вуда младшего Plan 9 From Outer Space 1959 года, признанного худшим фильмом в истории кинематографа по версии книги кинокритика Майкла Медведа "Удостоенные Золотой индюшки" - прим. переводчика.

Фото - tourbuslive.com

Джон Файв вероятно самый провокационный артист из всех работающих сегодня в музыкальном шоу-бизнесе. Да, его сценический образ связан с дыханием смерти и разлагающимися трупами, и большую часть своей карьеры он провёл играя на электрогитаре у мастера эпатажа Мэрлина Мэнсона, а лидер его теперешней группы – Роб Зомби, так что очевидный вывод, что он полностью отдаёт себя хоррор-металу.

 

Но даже самый поверхностный взгляд на его сольное творчество показывает совершенно иную реальность. Конечно, вы откроете для себя какие-то ужасные монструозные звуки, названия и сюжеты клипов, вдохновлённые серийными убийцами, а также жуткое тревожное чувство, отражённое во многих композициях. Но вы также найдёте одни из самых ярких примеров приёмов в стиле кантри в лучших традициях Западного Мира Роберта в Нэшвилле [популярный хонки-тонк бар Robert's Western World с живой музыкой – прим. переводчика].

 

Для многих металлистов кантри-музыка это то, что могут слушать лишь их дедушки и бабушки. Джон Файв разрушает это устаревшее предвзятое мнение одним из самым зажигательным шреддингов, из когда-либо исполненных на Телеке или любом другом весле, если уж на то пошло.

 

Джон выделил время из своего плотного графика, чтобы обсудить свой новый альбом Invasion, свою карьеру на сегодняшний день и как ему удалось пройти успешный и прибыльный путь через трудности, связанные с зарабатыванием денег на фоне тенденции к деградации музыки в лихих девяностых.

Джон Файв в деле: Я выросна таком количестве музыкальных стилей - я люблю кантри, люблю метал, люблю шред. Так почему же я не могу смешать всё это даже в одной песне, понимаешь? (Фото - Мэтт Уилсон)

Ты начинал как сессионный гитарист, играя с широким кругом артистов, многие из которых даже не приходят в голову, когда мы думаем о Джоне Файв. Была ли такая работа источником выживания, чтобы прокормить себя?

 

Ну, отчасти это была любовь к музыке, а также то, что я был большим поклонником всех этих артистов. Я был большим поклонником всех, с кем работал. Я также хотел иметь возможность зарабатывать на жизнь игрой на гитаре. Для меня это хорошо сработало, потому что я играл со столькими музыкантами, чьё творчество я так хорошо знал, будучи их фэном.

 

Первое, что по-настоящему подняло твой статус – это альбом DLR Дэвида Ли Рота выпущенный в 1998 году, который был несправедливо проигнорирован слушателями. Возможно, потому, что в то время карьера Рота была немного в упадке. У тебя остались тёплые воспоминания об этих сейшнах?

 

Да. Это было сделано так быстро, мы пришли и сыграли всё живьём. Я не думаю, что там вообще есть какие-либо наложения. Мы работали над ним всего несколько недель. Такой подход очень хорошо работает на музыку, и я думаю у этого альбома по-настоящему живой звук.

Было несколько великих гитарных династий: династия Джона Мейолла – Клэптон/Грин/Тэйлор, династия Оззи – Роадс/Ли/Уайлд и династия Дэвида Ли Рота – Эдди/Вай/Беккер. Отличная компания чтобы войти в неё гитаристу, не так ли?

 

[смеётся] Да, ты прав, я не думал о таком в этом ключе. Это действительно хорошая компания. Я большой поклонник всех этих ребят. Я всегда думаю, что я очень счастлив и мне повезло, что занимаюсь любимым делом.

 

Твоей следующей группой был коллектив Мэрлина Мэнсона, который, несомненно, поднял твой статус ещё выше. Это был хороший опыт?

 

Безусловно. Мэнсон, надо отдать должное, дал мне моё имя [ранее музыкант выступал под собственным именем, как Джон Лоури – прим. переводчика]. Это был невероятный период, только к концу у него начало срывать кукушку. Забавно, как летит время, и все извиняются, понимаешь? Сейчас я постоянно вижу его, когда гастролирую с Робом Зомби. На самом деле, я как раз собираюсь пойти на его день рожденья.

 

Я извлёк несколько интересных уроков. Я думаю о том, что я сделал за свою карьеру, и это шокирует меня, потому что все, чего я хотел, это быть сессионным музыкантом, иметь семью и возвращаться домой каждый день. Я не очень люблю путешествовать. Я никогда не думал о карьере рок-музыканта.

Ты решил оставить псевдоним John 5 после ухода от Мэнсона.

 

Ну, я взял пример со своего приятеля Эйса Фрейли. Когда он ушёл из Kiss, он не вернулся к Полу Фрейли. Я подумал: "Я горжусь этим именем, и продолжу под ним работать".

 

Здесь есть некая двусмысленность, не так ли? Джон Файв звучит почти по-библейски, и всё же... [видимо автор намекает на Главу 5 Евангелия от Иоанна (John 5), где речь идёт об исцелении больных и нарушении Шаббата – прим. переводчика]

 

Это точно! И эта двусмысленность так хорошо сочетается с тем, что я делаю в музыкальном плане

Далее ты примкнул к Робу Зомби. Он был кем-то, кого ты уже знал?

 

Я всегда был большим поклонником Роба Зомби. Я слушал его в машине и мне нравились его песни, его музыка и его тексты. Я выступал на благотворительном концерте, и у меня был шанс сыграть с ним. Я сказал: "Если тебе когда-нибудь понадобится гитарист, дай мне знать". Он позвонил мне и сказал, что собирается дать всего несколько концертов, прежде чем сосредоточиться на карьере в кино, но 15 лет спустя мы все еще играем вместе.

 

Учитывая солидный багаж знакомств, который у тебя за плечами, есть ли еще кто-то в списке желаемых, с кем бы ты хотел поработать?

 

Я не знаю, хорошо это или плохо, о я настолько доволен и счастлив тем, где сейчас находится моя жизнь, что я буду счастлив всему, что появится на горизонте. Я только что получил предложение от Mötley Crüe. Когда появляется какая-либо возможность, я всегда воспринимаю ее как нечто особенное

Учитывая широкий диапазон стилей, в которых ты записываешь музыку для себя и других артистов, включая такие разные коллективы, как Род Стюарт и Lynyrd Skynyrd, и даже работая с таким неожиданным человеком, как Рики Мартин, откуда приходит вдохновение? Ты всегда накапливаешь идеи, или ты работаешь на заказ?

 

Это зависит от ситуации. Если мне приходит в голову что-то интересное, я могу подумать, что это похоже на припев или рифф и т.д. Я не обязательно запасаюсь готовыми песнями, но идеи у меня всегда под рукой.

 

Если я буду работать с кем-то, скажем с Полом Стэнли или кем-то еще, и он скажет: "Придумай мне что-то вроде Shandi", я буду знать, что он имеет в виду. С кем бы я ни работал, я всегда буду готовить домашнее задание, чтобы знать, что они имеют в виду и что они ищут в песне, когда я с ними сотрудничаю".

Ты когда-нибудь задумывался о том, чтобы добавить в свои композиции вокал, возможно, для того, чтобы расширить аудиторию, ведь инструментальная область иногда может быть немного ограниченной в плане охвата?

 

"У меня есть певец - Роб Зомби. Это покрывает все мои потребности. Мне нравится то, что я делаю, занимаясь инструментальной работой, плюс я играю в крутой рок-группе. Всё, что я делаю, я делаю из любви к музыке. Это моя единственная мотивация: Я делаю это только ради любви к музыке и любви к гитаре, а не ради публики.

Что мне нравится в твоей музыке, так это сочетание знакомого и кажущегося безопасным на фоне чего-то более зловещего. Это создает очень тревожное ощущение, как, например Tiptoe Through The Tulips в фильме Астрал.

 

Это то, что я люблю делать – смешивать стили. То, что ты упомянул Tiptoe - это интересно. Удивительно, насколько широкой и неожиданной могла быть музыка в свое время, что кто-то настолько левый, как Tiny Tim, мог стать успешным. Я выросна таком количестве музыкальных стилей - я люблю кантри, люблю метал, люблю шред. Так почему же я не могу смешать всё это даже в одной песне, понимаешь?

 

Что ты слушаешь сейчас, и какие альбомы являются для тебя ключевыми?

 

Очень хороший вопрос. Я люблю Steely Dan и Aristocrats - отличная музыка. Сейчас я часто их слушаю. Из альбомов всех времен можно назвать Are You Experienced Джими Хендрикса, Rising Force Ингви, Passion and Warfare Стива Вая, первый альбом Van Halen и Love Gun группы Kiss.

 

В частности Kiss – одна из тех вещей, которая заставила меня захотеть играть на гитаре. Влияние Kiss настолько недооценено. Они заставили так много людей играть на гитаре. Ребята из Kiss - невероятные авторы песен и музыканты. Ни одна группа не может добиться успеха на одном лишь имидже без песен.

Фото - Алан Чепат

Я хочу предложить тебе оценить пару менее знаменитых музыкантов, играющих на Телеке, чтобы ты высказали свое мнение: Дэнни Гэттон и Пит Андерсон.

 

Мне нравится Дэнни Гэттон. Он был гением и оказан на меня огромное влияние.  Он был кем-то действительно не от мира сего. Я надеюсь, что люди, читающие это, захотят найти его записи. И Пит Андерсон, то, что он делал, в частности, с Дуайтом Йокамом, когда он уводил соло в совершенно неожиданном направлении. Он действительно поднял планку игры на кантри-гитаре. Опять же, он тот, чья работа оказала на меня влияние".

 

Кстати, хоть он и не играет на Телеке, если кто-то читая этот материал, хочет знать о моих  влияниях, ему обязательно стоит познакомиться с творчеством Джо Мэйфиса. Я очень многое у него перенял.

 

Ты, безусловно, монстр техники, но ты никогда не позволяешь технике мешать мелодии, и ты не боишься играть что-то простое, если это работает. На Youtube есть парень, который выложил ролик о 10 самых простых гитарных риффах где он, как бы насмехается над Satisfaction и Smoke On The Water. Он действительно упустил суть: гениальность заключается в создании отличного риффа, а не в том, насколько сложно его сыграть.

 

О боже! Этот парень просто завидует, что не написал эти рифы. Представляешь, если бы ты написал эти риффы? Чувак, ты бы жил в замке, а не на сайте YouTube. Я нахожусь под влиянием шреда, кантри и великой музыки, независимо от того, насколько сложно ее играть.

 

Всё моё влияние будет проявляться через мою музыку. Люди очень зациклены на том, чтобы сказать: "Это звучит так, это звучит так". Каждый является продуктом своих влияний.

 

Я никогда не понимал, почему люди зацикливаются на том, что что-то звучит немного похоже на что-то другое. Это ваши влияния делают вас тем, кто вы есть, а затем то, что вы делаете с этими влияниями. Когда я начинал, я подумал: "Ну, у нас уже есть Стив Вай и Ингви Мальмстин" Поскольку я люблю рок и люблю кантри, почему бы мне просто не соединить эти два направления вместе?

Ты играешь на Telecaster уже много лет, и я помню, что у тебя были амбиции заполучить инструменткаждого года выпуска. Ты достиг этой цели?

 

Ну, теперь я достиг цели - по одному каждого года выпуска, и теперь я просто буду наслаждаться ими. Это немного глупо, но это очень весело. Я всегда любил коллекционировать. Телек - это гитара в стиле кантри, но это наша первая цельнокорпусная гитара. Это гитара рабочего человека. На ней нелегко играть, но это определённо требует усилий

Учитывая то, насколько ты помешаны на Телекастере, ты когда-нибудь исследовал возможности Телека, оснащенного B-бендером?

 

Я бы с удовольствием когда-нибудь изучил этот вопрос, но у меня никогда не было B-бендера. Я нахожу, что могу достичь всего, что хочу сделать, с помощью бендинга за верхним порожком. На новом альбоме у меня есть вещь под названием Cactus Flower, которая полностью состоит из бендинга за верхним порожком, но, что необычно, вместо того, чтобы настраиваться в открытый строй, чтобы облегчить звучание похожее на педал-стил, всё в стандартной настройке. Это звучит очень круто.

Я видел клип, где ты исполняешь сольную версию Behind The Nut Love, и я увидел возможности использования там педали лупера. Ты когда-нибудь рассматривал такой вариант?

 

Ещё один отличный вопрос. Мой продюсер недавно подарил мне лупер. Ты прав, Behind The Nut Love будет звучать потрясающе с таким наложением. Это отличная идея.

Что ещё ты можешь рассказать о своём новом альбоме Invasion?

 

У нас есть диджеи, собирающие стадионы. Есть определённая часть в их творчестве, которая очень цепляет. Я подумал, представьте, если бы диджей исполнял такие тяжелые вещи, публика сходила бы с ума, но потом это переходило в мрачных дух Metallica

 

У меня есть еще одна вещь под названием Howdy, которая черпает вдохновение из песни Минни Перл из телешоу Hee Haw.

Это шоу вдохновило меня играть на гитаре, так что это большая любовь к сериалу, а также дань уважения Рою Кларку. Есть пара действительно забавных видео, Zoinks! [мультфильм 2019 года с участием рисованных Джона и Никки Сикса] и I' am John 5, которые вы обязательно должны посмотреть – мультики в стиле Скуби-Ду.

 

Трудно ли тебе выживать в это непростое для музыкантов время?

 

Я плачу за все сам. Я все финансирую. У меня нет звукозаписывающей компании, я сам оплачиваю свои клипы, гастроли, записи, гостиницы. Мне никто не помогает. Я полностью самодостаточен.

 

Иногда менеджеры звонят мне и говорят, что хотят работать со мной. Я говорю: "Что вы можете предложить мне такого, чего я еще не делаю?" Что бы они ни предложили, у меня всегда уже есть. Если бы у кого-то было что-то, что он мог бы предложить мне, чего я не могу сделать сам, тогда я был бы рад, если бы кто-то снял с меня груз. Я бы очень хотел, чтобы этот день настал, но пока этого не произошло.

Правда в том, что я зарабатываю гораздо больше денег, чем раньше, не будучи сотрудником звукозаписывающей компании, и это до того, как появились стриминговое вещание и iTunes. Сейчас всё устарело, и это в каком-то смысле это замечательно.

 

Ты можешь иметь самый большой запас музыки на ладони. Люди должны знать, что мир никогда не станет прежним. Вам никогда не победить прогресс, поэтому вы должны научиться работать с ним. Ты можешь быть самым великим артистом в мире, но не будет ни музыкальных магазинов, ничего. Ты должен работать с тем, что у тебя есть.

 

К счастью, я люблю работать с тем, что у меня есть. Я недавно понял, что FM-радио уйдет в прошлое. В конце концов, всё станет цифровым. В этом есть смысл. Здорово, что мир развивается. Нужно просто развиваться вместе с ним

 

У тебя отличная трудовая этика, и кажется, что ты всегда чем-то занят. Что заставляет тебя так много работать?

 

Мне очень повезло, что я могу зарабатывать на жизнь игрой на гитаре. Я играю каждый день. Я играю на гитаре так много, что это может быть даже вредно для здоровья, и я не шучу. Я играл как раз перед тем, как ты позвонил, и я буду играть снова, как только положу трубку.

 

Я занимаюсь инструментальной музыкой, потому что мне это нравится. Люди спрашивают меня: "Почему ты играешь в таких маленьких клубах?". Потому что мне это нравится. Мне нравится встречаться с людьми, слушать, что они говорят, видеть выражения их лиц. Я надеюсь, что на них влияю.