GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

John 5

 

 

Инструментальная

инквизиция!

 

 

 

 

 

 

 

Джейсон Сидуэлл

Guitar Techniques, май 2022

перевод с английского

Гитарные инструментальные композиции стали одними из самых запоминающихся вещей в музыке. Джейсон Сидуэлл расспрашивает лучших гитаристов об их отношении к этому культовому движению.

 

В этом номере: сольный исполнитель, гитарист Дэйва Ли Рота и Роба Зомби - Джон Файв.

 

 

Что вас привлекает в гитарных инструменталах?

 

Я думаю, это началось с Eruption. Я услышал это гитарное соло. Потом я слушал другие вещи, например, Роя Кларка или Чета Эткинса. И я подумал: "Вау, здесь нет певца". И я был так впечатлён тем, что это были популярные песни, в которых не было певцов. Другая вещь - Frankenstein Эдгара Винтера, что-то вроде того же. Меня это так поразило. И я думаю, что именно с этого для меня началось увлечение гитарными инструменталами.

Что может дать инструментал, чего не может песня с вокалом?

 

Я бы сказал, что гораздо сложнее передать что-то с помощью инструментальной композиции, но есть так много вещей, в которых столько потрясающих эмоций и невероятных чувств. Это очень трудно описать, это как пытаться описать цвет. Но если честно, я не особо вслушиваюсь в тексты песен. Многие люди запоминают тексты и могут их петь. Я всегда слушал музыку. Конечно, я знаю слова припевов, но я не запоминаю все куплеты и бриджи. Я просто слушаю музыку. Иногда Роб (Зомби) спрашивает меня: "Эй, а какой текст в этом куплете, я забыл". А я отвечаю: "Я не знаю". Вот насколько я действительно сконцентрирован на музыке.

 

Есть ли какие-то предпочтения, которых вам нравится придерживаться или избегать (ритм, гармония, технический подход, тональность)?

 

Что я стараюсь делать, исполняя инструментальную композицию, так это пытаться придумать то, что хорошо бы цепляло. Я пытаюсь придумать хороший рифф и несколько действительно классных, интересных гитарных соло. Я стараюсь, чтобы слушателю было интересно. Я всегда ставлю себя на место слушателя и говорю: "Что бы я хотел здесь услышать?". И это мне очень помогает, потому что я говорю: "Ладно, круто. Мне нужна хорошая цепляющая идея. И мне нужна действительно крутая зажигательная гитарная фигня". И этот подход очень хорошо работает для меня.

 

Насколько полезно изучать подход вокалиста к гитарным мелодиям?

 

Мне очень нравится слушать мелодии вокалистов. Я думаю, это действительно важно. Я переделал много песен, таких как Welcome To The Jungle, или Beat It, или Enter Sandman, и я стараюсь точно передать эти мелодии, потому что это одни из величайших песен, когда-либо написанных. И я не хочу это менять. Поэтому я всегда стараюсь сохранить то, как она была написана. Мелодия очень важна, и я стараюсь всегда сохранить её.

Как вы начинаете сочинять музыку, есть ли для вас стандартный подход или это вдохновение?

 

Это отличный вопрос. Я думаю, это происходит всякий раз, когда приходит вдохновение. Например, вчера вечером я играл на гитаре в стиле цыганского джаза Джанго Рейнхардта. И я подумал: "Вау, это действительно классная цепляющая фишка Может быть, я попробую сделать песню из чего-то подобного". Так что, я думаю, когда вдохновение настигает тебя, ты должен бежать за ним. Именно это и произошло со мной прошлым вечером. Так что либо это лик, либо это рифф, но когда приходит вдохновение, я стараюсь как можно быстрее устремиться за ним.

 

К чему вы стремитесь, когда вы выступаете в посреди сцены, например, при исполнении инструментальной композиции?

 

Я хочу устроить хорошее шоу. Я хочу развлечь публику отличной постановкой, кавер-версиями песен, тем, что люди могут понять. Мне также нравится использовать различные инструменты - мандолину, что-то в этом роде. Гитары с подсветкой действительно создают хорошее шоу, и я стараюсь делать это и в музыке. Мне просто нравится держать публику в напряжении.

Во многих вокально-инструментальныхых песнях есть гитарное соло, которое начинается низко и медленно, а заканчивается высоко и быстро. Полезно ли это для развития темпа и динамики на протяжении всего инструментала?

 

Честно говоря, я всегда люблю, чтобы всё было на десятку. Поэтому иногда я начинаю и медленно и быстро. Но чаще всего, когда есть гитарное соло, я просто начинаю медленно, а потом немного ускоряюсь. Я не знаю, правильно ли это, но я обычно так и делаю.

 

Какой тип гитарного звука вы предпочитаете для инструменталов?

 

Мне нравится, когда звук очень сухой, когда я исполняю инструментальные вещи. Мне не нравится, когда используется много задержки или реверберации. Мне не нравится применять много эффектов, потому что я всегда думаю, что они немного мешают. Я хочу, чтобы всё было как можно чище. И это действительно работает для меня. Мне нравится слышать каждую ноту очень, очень чётко. Так что именно так я обычно и записываю свои инструментальные партии.

 

Есть ли у вас любимые тональности или темпы?

 

Обычно я люблю сочинять в стандартном строе, то есть A=440. Мне не нравится настраиваться ниже. Я не люблю делать ничего подобного. Мне просто нравится использовать обычную гитару, которая настроена в стандартном строе. Не спрашивайте меня почему, наверное, это просто старая школа. И я люблю сочинять в размере 4/4. Потому что, опять же, я хочу, чтобы люди приходили на концерты или слушали песни и не путались. Я не хочу путать людей странными ритмическими долями. Так что я обычно предпочитаю просто придерживаться 4/4.

В каких ладах вам легче или лучше сочиняется - минорных или мажорных?

 

Обычно мне нравится сочинять в миноре более тяжёлые произведения. Но если я исполняю композицию в стиле кантри или вестерн-свинг, то в 90% случаев она будет в мажоре. Это то, что работает для меня.

 

Есть ли у вас любимые лады?

 

Думаю, это зависит от того, к чему призывает песня. Но мне нравится фригийский лад, если бы мне пришлось выбирать. Мне нравятся уменьшенные гаммы. Мне нравится пониженная пятая и тому подобные вещи, но я бы сказал, что фригийский лад мне нравится больше всего.

 

А как насчет модуляций в новые тональности?

 

Я не большой поклонник модуляций. Конечно, это зависит от песни. Это больше относится к поп-музыке, взрослой современной музыке, которую я не часто использую в своей инструментальной работе, но я думаю, что в этих жанрах она работает потрясающе.

 

Рассматриваете ли вы работу с инструментальной группой иначе, чем с вокально-инструментальными песнями?

 

Я смотрю на инструментальную группу совсем иначе, чем на вокально-инструментальную. Мне очень нравится, работать с инструментальной группой. Мне очень нравится, когда они много играют, потому что вы хотите увидеть музыкальность. Вы хотите это увидеть, поэтому мне нравится, когда они могут продемонстрировать звучание ударных и бас-гитары. Но с вокально-инструментальной группой вы не хотите притеснять вокалиста, поэтому инструментальная группа более свободная и не такая зажатая.

Каковы ваши взгляды на гармонизацию мелодий? И занимаетесь ли вы этим?

 

Я люблю гармонизировать мелодии в инструментальных композициях. Мне не часто удаётся это сделать, потому что я играю живьём, и я единственный гитарист в группе, а также мне нравится, когда всё звучит так же, как на записи, когда я играю живьём. Но мне очень, очень нравится слышать гармонизированные мелодии в инструментальных композициях.

 

Какие три гитарных инструментала вы считаете культовыми или вдохновившими вас?

 

Surfing With The Alien, Джо Сатриани. Отличный грув. Великолепная цепляющая мелодия. И просто невероятно совершенная инструментальная композиция в моих глазах. The Audience Is Listening, Стива Вая. В этой вещи есть всё. Она настолько сырая. Она так здорово сделана. Так хорошо исполнена, придумана и сыграна. В ней есть всё. Там нет никакой аранжировки, для меня это просто чистый, прекрасный хаос. Последней я бы назвал Far Beyond The Sun Ингви Мальмстина. Невероятно. Или это, или Trilogy, того же Ингви Мальмстина. Я обожаю эти произведения. Они вдохновляют меня и сегодня.

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.