GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

John 5

 

Пятикратная крютизна

 

 

Он - самый востребованный гитарист, который знает весь репертуар Mötley Crüe от корки до корки - и это ещё до того, как ему позвонили и предложили заменить Мика Марса. В этом эксклюзивном интервью Джон Файв рассказывает о том, как всё произошло, и чего ожидать от его будущего в составе глэм-металистов.

 

 

 

 

 

 

Guitar World, Australian Guitar

Октябрь 2023

Джо Боссо, фото – Росс Халфин

перевод с английского

 

 

 

 

 

В начале этого года Джон Файв очнулся от мёртвого сна и не понимал, где он находится. Он огляделся по сторонам, дезориентированный, моргая затуманенными глазами. "О, Боже. Я в самолёте", - сказал он про себя. Всё еще не до конца проснувшись, он ещё раз осмотрел то, что его окружает - был зафрахтован огромный самолёт, роскошный и просторный. Все остальные пассажиры, вытянувшись, крепко спали. Затем он начал внимательно изучать их лица. "Кто эти люди?" - подумал он. Через несколько секунд он узнал гитариста Вивиана Кэмпбелла, а вскоре понял, что на борту находятся все участники Def Leppard. И не только они, но и Винс Нил, Томми Ли и Никки Сикс из Mötley Crüe.

"Я начал сходить с ума", - говорит Джон Файв. "Я встал и пошёл в хвост самолёта, чтобы прийти в себя".

 

То, что поначалу казалось неземным ощущением, вскоре стало вполне реальным. Гитарист летел из США в Южную Америку в стиле рок-звезды без лишних затрат, поскольку обе группы, Mötley Crüe и Def Leppard, собирались начать совместный мировой тур 2023 года.

 

Но гитарист не был простым гостем на рейсе; за пару дней до этого он официально дебютировал в качестве замены Мика Марса, дав пару пробных концертов в Атлантик-Сити. Отказавшись от замысловатых костюмов и грима в стиле хоррор-готик, которыми он прославился за годы работы основным гитаристом Роба Зомби, Джон Файв принял современный образ Mötley Crüe: в чёрной кожаной куртке и с аккуратно зачёсанными назад осветлёнными волосами средней длины он напоминал крутого байкера, мастерски исполнявшего знакомые риффы и соло во время 15-песенного выступления Mötley Crüe, наполненного хитами. Широко улыбаясь, он, казалось, испытывал кайф, как будто воплощал в жизнь одно из своих самых смелых подростковых мечтаний.

 

Что, в общем-то, так и было.

 

"Для меня всё это так странно", - говорит он. "Я выйду с ними на сцену и скажу: "Я всё ещё не могу в это поверить". Я начинаю смеяться, когда мы играем какую-нибудь песню. Ребята спросят: "Что смешного?". А я скажу: "Это так странно". Мы играем "Same Old Situation", и это так здорово. Или мы сыграем "Home Sweet Home" перед 60 000 человек, а я посмотрю на Винса и скажу: "Это точно как в клипе!""

 

Он делает паузу, а затем добавляет: "Вот сейчас это будет звучать смешно, потому что это похоже на сон. Я так волнуюсь, что проснусь и скажу жене: "Вау... Мне приснился сон, что я в Mötley Crüe"".

 

Джон Файв пришёл в Mötley Crüe уже как своего рода известный брэнд. В качестве сольного исполнителя он выпустил ряд альбомов, которые подчёркивали его мастерство и изобретательность в области инструментального искусства, а также отражали его дико эклектичные вкусы (всё от блюграсса до плавящегося метала). В течение большей части этого времени гитарист (урождённый Джон Лоури из Гросс-Пойнта, штат Мичиган) также с завидным постоянством выступал в качестве одного из самых востребованных музыкантов Лос-Анджелеса. До своего 17-летнего пребывания в группе Роба Зомби он был одним из ключевых участников группы Мэрилина Мэнсона. Кроме того, он сотрудничал с Дэвидом Ли Ротом и участвовал в проектах головокружительно разнообразных артистов - Рода Стюарта, Garbage, Lynyrd Skynyrd, Литы Форд, Рика Спрингфилда, Пола Стэнли, Рики Мартина, Стива Перри, Элиса Купера и других. Одним из его первых профессиональных выступлений после переезда в Лос-Анджелес стала игра на гитаре для поп-кантри певицы Кей Ди Лэнг во время её мирового тура 1996-97 годов.

 

"Для меня любое сходство между людьми, с которыми я работал, будь то К.Д. Лэнг или Mötley Crüe, сводится к одному: я просто люблю музыку", - говорит Джон Файв. "С самого детства я любил музыку. Это не обязательно должен быть рок или что-то определённое. Как многие знают, я смотрел "Hee-Haw" по телевизору. В этом шоу были потрясающие музыканты. Любой, кто умел делать что-то очень хорошо - если он был хорош в своём деле, - вызывал у меня восторг".

Приход Джона Файва в состав Mötley Crüe произошёл в непростое для группы-ветерана время. Когда в октябре прошлого года было объявлено, что Мик Марс покидает группу как участник гастролирующего состава, представитель музыканта сделал заявление для Variety, в котором в качестве причины его ухода назвал долгую борьбу гитариста с анкилозирующим спондилитом (форма артрита, которая со временем может привести к срастанию некоторых костей в позвоночнике). В заявлении говорилось, что Марс "продолжит работу в группе, но больше не может справляться с тяжёлыми гастрольными нагрузками". В то время ещё не было известно, кто заменит Марса, хотя многие предполагали, что его место займет Джон Файв.

 

Это подтвердилось на следующий день, когда Нил, Ли и Сикс сделали собственное заявление, в котором говорилось: "Без сомнения, чтобы заменить Мика, потребуется совершенно выдающийся музыкант, поэтому мы благодарны нашему хорошему другу Джону Файву за то, что он согласился взойти на борт и присоединиться к нам в дальнейшем". Примечательно, что в заявлении была и такая строчка: "Хотя перемены никогда не бывают лёгкими, мы приняли решение Мика уйти из группы из-за проблем с его здоровьем".

 

И тут начался настоящий ад. В апреле Марс подал иск против Mötley Crüe, утверждая, что группа пыталась лишить его статуса основного акционера в корпорации и бизнесе группы. Более того, Марс утверждал, что группа занималась "газовой травлей", принижая его музыкальные и когнитивные способности, в попытке полностью отстранить его. Адвокат группы утверждал, что решение Марса прекратить гастроли равносильно полному уходу из группы, но Марс ответил в интервью Variety: "Эти ребята донимали меня с '87 года, пытаясь меня заменить".

 

Как разрешится эта ситуация, ещё предстоит узнать, и следует подчеркнуть, что ни один из этих вопросов не затрагивался во время интервью Guitar World с Джоном Файвом (наша беседа состоялась до того, как стало известно об иске Марса). Тем временем, пока гитарист привыкает к новой работе, он остаётся истинным фанатом Mötley Crüe. Он вспоминает, как в начале восьмидесятых, будучи начинающим гитаристом, он упустил одну из самых первых возможностей увидеть своих героев вживую: "Когда они приехали в Детройт, они выступали перед Оззи. Я собирался пойти - мне очень хотелось увидеть Mötley Crüe, - но это было во время учебного семестра, и я не смог пойти. Помню, я сидел на кухне у своего друга и сказал: "Mötley Crüe сейчас на сцене". Я помню это отчётливо, потому что я так сильно хотел пойти".

 

Ставя точку в своём безудержном восхищении группой, он говорит: "Это звучит немного банально, но они - саундтрек нашей жизни. Точно так же, как Битлы были для многих людей, или Роллинги, или кто-то ещё - эти песни звучат в моей голове столько, сколько я себя помню".

До того, как вы присоединились к Mötley Crüe, вы часто общались с ребятами. Вы с Никки даже создали группу под названием L.A. Rats, в которую, как ни странно, входит Роб Зомби.

 

О да. Я знаю Никки очень, очень давно. Мы были лучшими друзьями - буквально лучшими друзьями, как будто мы знаем друг о друге всё, что только можно знать. Мы много работали вместе. Я работал с ним над песней "The Monster Is Loose", которая стала заглавной композицией альбома Мит Лоуфа [Bat Out of Hell III: The Monster Is Loose]. Это было потрясающе. Мы сделали "Lies of the Beautiful People" для Sixx: A.M. Мы вместе записали саундтрек для фильма "Грязь" [байопик Mötley Crüe - прим. переводчика], конечно же, и многие другие вещи - конечно же, L.A. Rats. Мы с Никки постоянно общаемся, раз 30 на дню. Мы как два пацана. Мы ходим в торговый центр и делаем всякие глупости. Мы зажигаем и отрываемся. Я знаю Томми целую вечность, но с Винсом я не был знаком".

 

Расскажите, как вас попросили взять на себя обязанности гитариста вместо Мика Марса.

 

На самом деле об этом никогда не было никаких разговоров. Это забавно, потому что мы не часто говорили о делах. Этого было так много в нашей жизни, поэтому мы не говорили об этом. Мы говорили о музыке, о группах и альбомах, которые нам нравятся, о фильмах и тому подобных вещах, но я не говорил: "О, Робе Зомби, John 5 & Creatures..." Я имею в виду, Никки говорил: "Мы готовимся к туру, и тур грандиозный" и тому подобные вещи. Я даже не знаю, как все это получилось

.

Но в какой-то момент Никки, должно быть, сказа вам - я предполагаю, что это был Никки - "Мик подумывает об уходе. Что ты думаешь? Тебе интересно?"

 

Я был на гастролях, а они заканчивали тур. Мы действительно разминулись на какое-то время. Mötley Crüe всё ещё гастролировали, а я сразу уехал со своей группой, Creatures. Бывало, что я выступал в том же городе, что и Mötley Crüe.

Я выступал в трёх милях от них в большом клубе, в то время как они выступали на стадионе".

 

В конце тура Никки сказал: "Знаешь, я думаю, Мик собирается на пенсию. Скоро будет тур. Мы собираемся поехать в Европу и Южную Америку и провести все эти гастроли". Он спросил: "Тебе это интересно?". Честно говоря, я смотрю на это как на "жизнь очень коротка, и я хочу испытать как можно больше". Я ответил: "Ну, конечно".

 

Знаете, он мой лучший друг. Я знаю каждую песню. Это ещё одна вещь - мне не пришлось учить ни одной песни. Я знаю их все. Получить новую главу, новое начало в своей жизни - какой это подарок. Это трудно объяснить. Это такой кайф - получить такой подарок, сказать: "Ну вот, наконец-то"".

Вам не пришлось обдумывать это несколько дней? Вы сразу ответили, что вам интересно?

 

Я сказал: "Мне интересно; сразу же". Вот как это можно сформулировать: Я всё ещё очень, очень голоден. Я ещё не готов сказать: "Боже, как прекрасна жизнь". Я сказал: "Да, мне очень интересно, и я хочу в этом участвовать".

 

В то время, когда всё это происходило, вы думали о том, чтобы покинуть Роба Зомби?

 

Это отличный вопрос. Нет. Мы друзья. Мы закадычные друзья. Мы любим друг друга. Он самый лучший мужик на свете".

 

Тем не менее, я представляю, что это было трудное решение, потому что, как вы сказали, Роб Зомби - ваш друг.

 

Это было трудное решение, да. Я думал, что смогу заниматься и тем, и другим. Даже Никки говорил: "Ну, может быть, ты сможешь заниматься и тем, и другим". Я, Роб, Никки, Томми - мы все друзья. Но жизнь коротка.

 

Роб с пониманием отнёсся ко всему?

 

Он отнёсся с пониманием. Он понимал, потому что он профессионал. Это было тяжело, потому что я никогда не хотел, чтобы он расстроился. Конечно, это было тяжело, ведь мы были так близки. Но в этот раз я должен был позаботиться о себе. Я должен был воспользоваться этой возможностью.

 

Вы знакомы с Миком? Говорили ли вы с ним до того, как приняли решение?

 

Я знаю Мика. Мы хорошие друзья и всё такое. Но заранее я с ним не разговаривал.

 

Несмотря на ваши крепкие отношения с Никки и Томми, было ли что-то похожее на прослушивание? Пришлось ли вам собраться в комнате и джемовать - просто чтобы удостовериться, что вы подходите?

 

Не совсем. Мы с Никки уже столько раз играли. Мы работали вместе в студии и даже играли вместе вживую. Он играл "Helter Skelter" с Робом Зомби; он играл "Shout at the Devil" со мной на одном из моих сольных концертов. Я работал над записями Томми. Они знают, как я играю". Мне не пришлось проходить прослушивание, но вот что я вам скажу: Когда мы приступили к первому дню репетиций, всё прошло настолько гладко. Мы прогнали весь сет, с интро, аутро, попурри - всё за один дубль. Это было потрясающе. Мы вошли в комнату, и они спросили: "С чего ты хочешь начать?". Я ответил: "Давайте начнём с самого начала". Мы просто исполнили все песни - бам, бам, бам. У меня мурашки по коже побежали".

Винс принял вас довольно спокойно. Был ли какой-то период знакомства?

 

Хороший вопрос. Ладно, Томми праздновал свой день рождения, и пришёл Винс. Мы все были там. Томми представил нас, и Винс сказал: "Эй, чувак, мы отлично повеселимся. Я был так взволнован встречей с ним, и меня охватили эмоции. Я сказал ему. У тебя скоро день рождения, и я думаю, что именно в это время мы будем репетировать. Я хочу сделать тебе очень крутой подарок". Он сказал: "Ты - лучший подарок, который я когда-либо мог получить". Я сказал: "О, боже мой". Это было потрясающе.

 

Мы так хорошо проводим время вместе. Мы постоянно улыбаемся. На гастролях у нас разные машины, чтобы отвезти нас на площадку, но в итоге мы садимся в одну и ту же машину. Мы все хотим проводить время вместе, веселиться и болтать. Думаю, именно поэтому мы недавно все заболели - потому что всё время находимся рядом друг с другом.

 

Несмотря на то, что вы знали музыку группы, готовили ли вы небольшое "домашнее задание" перед первой репетицией?

 

Я прокручивал репертуар каждый день. Я готовлюсь ко всему, потому что никогда не хочу нервничать. Мне не нравится это чувство. Я изучала концерты их стадионного тура - что скажет Винс, куда мне идти во время того, куда идти во время этого - и я действительно изучал это. На репетициях Никки говорил: "В конце песни мы исполним здесь 10 хитов". Я знал все эти концовки. Я знал разные концовки "Live Wire", переходя от A к Ab, G, F#, F, а затем заканчивая на E, откуда она переходит в "Looks That Kill". Они смотрели на меня так, будто у меня память сумасшедшего слона. Я так хорошо знал их программу, потому что не хотел нервничать.

 

Приходилось ли вам вытаскивать их диски, чтобы убедиться в том, что вы знаете все приёмы и соло?

 

Именно это я и говорю. Я занимался этим каждый день на протяжении нескольких месяцев. Я хотел сыграть эти соло именно так, как они были сочинены. Эти соло так важны для меня как для фаната, и они так важны для зрителей. Визги в "Looks That Kill" или флажолеты в "Dr. Feelgood" - они очень важны для меня и для всего мира.

"Это как если бы вы смотрели в ноты; вы смотрите Моцарта и думаете: "Ну, я буду импровизировать над этой частью". Нет. Именно так эти песни были созданы, так они были записаны и так их следует исполнять. Я хотел придать этим песням уважение.

 

Я просто пытаюсь понять суть. Значит, не было ни одной песни группы, которую бы вы не знали очень хорошо?

 

Честно говоря, я действительно знал все песни Mötley Crüe. Единственное, что мне пришлось выучить, - это аранжировку попурри, которое звучит в середине концертного сет-листа группы. Я знал все песни столько, сколько себя помню.  Ребята сказали, что я могу вынести эти песни за пределы рамок и немного их "омолодить"? Я посоветовался с ребятами и сказал: "Я буду играть их так, как они записаны на альбомах". Они ответили: "Хорошо, тогда ты можешь сыграть соло". И вот тут-то я и впал в полное безумие. Это своего рода идеальная ситуация.

Как вы думаете, вы могли бы предложить ребятам идею сыграть несколько расширенных версий?

 

О, конечно. На репетиции я как раз такой. Они говорят: "Можешь быстро пробежаться по репертуару?". И я сыграю "Louder Than Hell" или "Bastard". Я сыграю "Ten Seconds to Love" - любую из этих сложных песен. Они скажут: "О, круто!" Всякий раз, когда они предлагают что-то, они говорят: "Ты знаешь все эти песни". Это как если бы ты был в группе Beatles, а они сказали: "Эй, давай попробуем "Hey Bulldog"". Кто знает, что мы будем исполнять дальше? Я всегда настроен и на готове.

 

Давайте поговорим о вашем первом выступлении с группой. Нервничали ли вы по поводу того, как вас примут фанаты Mötley Crüe? Всегда есть такая мысль - "Он не Мик".

 

Я не нервничал из-за выступления. Я был такой: "Ура, давайте сделаем это!". Все спрашивали: "Ты нервничаешь?". А я отвечал: "Нет". Потому что я был готов. Если бы кто-то сказал: "Сыграй мне 22-й такт песни Shout at the Devil", я бы ответил: "Хорошо". Вот насколько я был готов. Но что касается людей, желающих признать меня? Если бы они сказали: "Он не Мик Марс", я бы ответил: "Я не Мик Марс. Я Джон Файв". Было бы глупо, если бы я вышел в длинном чёрном парике и шляпе, понимаете? Я такой как есть.

 

Например, я люблю Kiss, так ведь? Я люблю Kiss. Но я бы никогда не накрасился как Эйс. Никогда. Я бы создал свой собственный персонаж, и если бы мне сказали, что я не могу этого сделать, я бы сказал: "Тогда я не тот кто нужен".

 

Пришлось ли вам что-то менять в своих личных гитарах или оборудовании для концерта Mötley Crüe? Вы по-прежнему играете на Телеках...

 

Скажу вам, мне пришлось установить на гитару эту странную штуковину - она называется Floyd Rose.

 

О, я слышал о таких. Что-то новенькое. [Смеётся]

 

Да, она странная. У этой штуки есть рычаг, и он заставляет струны повышаться и понижаться. Опять же, я такой, какой я есть - я всегда играл на Телеках. Вообще-то, Мик много играл на Телеках на протяжении всей своей карьеры.

 

Раз уж вы заговорили об этом, в некоторых клипах, которые я видел с Mötley Crüe, я заметил, что вы использовали рычаг.

 

Да, мне пришлось поставить Флойды на все мои Телеки. Послушайте, я был помешан на Ван Халене, поэтому у меня были Флойды, и я знаю о них всё. Я просто давно не играл с Флойдом, потому что я делал все эти трюки за грифом. Так что когда у меня появились гитары с Флойдами, это не было каким-то безумием. Всё было в порядке.

Пришлось ли вам вносить какие-то существенные коррективы в звучание Mötley Crüe?

 

В некоторых моментах мне пришлось сделать свой звук более хайгейновым. Я использую две педали дисторшн, чтобы флажолеты и визги каждый раз получались просто идеальными.

 

Но знаете, я хотел бы сказать кое-что, потому что вы упомянули фанатов. Фанаты были так довольны и приняли меня. Они знают, что я один из них. Я очень люблю этих ребят, и фанаты были так любезны. Я просто играю песни так, как они их слышали. Я не пытаюсь сделать что-то безумное.

 

Я прочитал все комментарии, и, конечно, всегда найдутся люди, которые скажут: "Он не Мик Марс". И я говорю: "Да, я не пытаюсь быть Миком Марсом". Если они говорят: "Он не должен играть на Телеке", то я отвечаю: "Но Марс играл на Телеке столько лет". В "Girls, Girls, Girls" он играл на Телеке.

 

Когда группа поехала в Россию, он всё время играл на Телеке. Он любит "Телекастеры". Но фанаты очень хорошо приняли меня. Я спускаюсь в фойе и подписываю весь мерч. Это просто замечательно. Конечно, это тревожно, но всё прошло так гладко.

 

Работа в группе позволила вам по-другому или по-новому оценить творчество Мика Марса?

 

О, нет, нет, нет. Я с детства очень ценю Мика Марса. Я люблю Мика Марса. Ничего не изменилось. Я знал эти песни с детства и знаю их сейчас. Я играл в Harpo's, Ritz и всех этих клубах, и мы исполняли песни Mötley Crüe. Я, конечно, очень ценю Марса. Всегда ценил и буду ценить. Я просто хочу играть эти песни так, чтобы ребята ими гордились.

 

Были ли разговоры с группой о записи нового материала?

 

Мы были в студии с Бобом Роком и отлично проводили время, как и на гастролях, веселясь и играя музыку. Работа идет очень быстро. Песни очень мощные, и все в восторге.

 

Как долго, по вашему мнению, вы собираетесь оставаться в составе Mötley Crüe?

 

Пока Mötley Crüe существуют, я не планирую уходить - и надеюсь, что меня никогда не уволят. Это такая замечательная группа. Это действительно мечта - играть со своими друзьями. Я никогда не представлял себе такого, но я так благодарен, что это случилось.

 

 

 

Что мы видим в педалборде нового гитариста  Mötley Crüe?

 

Всё очень просто: У меня есть шумодав Boss Noise Suppressor, два овердрайва Boss SD-1 Super Overdrive, цифровой дилей Boss Digital Delay и педаль октавера Boss OC-5. У меня есть Marshall JCM900 и куча Телеков. Вот и всё. Всё то же самое, за исключением Floyd Rose.

Bonus 1

 

 

Время менять гитариста!

 

10 случаев, когда группа меняла своего знаменитого гитариста на нового

 

 

 

 

 

Эндрю Дэйли

Guitar World, Australian Guitar

Октябрь 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Было бы здорово, если бы мы жили в мире, где оригинальные составы любимых нами групп так долго держались и оставались вместе ради пацанов?

 

Мысль хорошая, но это не более чем несбыточная мечта. Суровая реальность такова, что мы живем в мире, где некоторые из самых знаменитых групп всё ещё выходят на сцену, но в их составе есть один или даже ни одного участника из оригинального состава.

 

В связи с этим возникает вопрос: насколько ценны оригинальные составы? Хотя мы можем надеяться и молиться, что если наши любимые группы потеряют кого-то из участников, то это будет не кто-то "важный", история говорит о том, что даже сохранение основных участников может оказаться слишком сложной задачей. Тем не менее, мы видели, что замена даже самого, казалось бы, неотъемлемого винтика в колесе не является чем-то невозможным. Посмотрите сейчас, некоторые из этих замен стали любимцами фанатов.

 

Так что в следующий раз, когда вы будете сетовать на то, что в вашей любимой группе появилось новое лицо, сделайте шаг назад и вспомните - к лучшему или к худшему, но в противном случае этой группы могло бы и не существовать. Ниже приведён путеводитель по 10 запоминающимся гитаристам на замену.

Джон Файв

 

Джон Файв обрёл огромный успех, когда присоединился к группе Дэвида Ли Рота для записи альбома 1998 года "DLR Band". Но его первое настоящее признание в качестве нового гитариста произошло, когда он заменил Зим Зама в группе Мэрилина Мэнсона в 1998 году. Хотя деятельность Джона Файва в группе Мэнсона закончилась в 2004 году, он продолжал заниматься сольным творчеством и играть в группе Роба Зомби. Но совсем недавно шредер с Телекастером попал в заголовки СМИ в качестве замены Мика Марса в Mötley Crüe. С новой музыкой на подходе и продолжающимся туром, фанаты должны признать, что поляризованное присутствие Джона Файва в составе Mötley Crüe только началось.

 

 

Мик Марс

 

Не смотря на то, Мик Марс принимал участие творчестве Mötley Crüe с самых ранних времён, титанов стиля основали Грег Леон и Томми Ли. И нельзя отрицать, что приход Марса сыграл решающую роль, поскольку его огнедышащие выкрутасы определили звучание группы с самого начала. Более того, как самый лучший и опытный музыкант группы и убеждённый шоумен, Марс был незаменим и на концертах. Любое прослушивание показывает, что отпечатки пальцев Марса отложились на таких альбомах, как Too Fast for Love (1981), Shout at the Devil (1983), Theater of Pain (1985), Girls, Girls, Girls (1987) и Dr. Feelgood (1989), сделав Mötley Crüe мировыми звёздами. И поэтому очень жаль, что совокупность ухудшающегося здоровья, междоусобиц и неприятных судебных разбирательств привела к тому, что уход Марса в 2022 году был закончен с большой дозой окончательности.

 

 

Кейн Робертс

 

Оказавшись на грани коммерческого провала, к которому привели массовые приступы наркомании, Элис Купер к середине восьмидесятых оказался в тупике. Конечно, Дик Вагнер хорошо послужил Куперу в семидесятые, но альбом 1983 года DaDa до сих пор считается одним из худших в творчестве Купера. К счастью, появился Кейн Робертс с его мега-накачанным торсом, агрессивным характером и стилем, сочетающим мелодику и метал, благодаря которому два следующих альбома Купера, Constrictor (1986) и Raise Your Fist and Yell (1987), стали одними из лучших в его творчестве за всё время. Робертс недолго продержался в составе, уйдя в 1989 году в сольное плавание, но вернулся осенью 2022 года, когда Нита Штраус взяла передышку в группе Купера.

 

 

Келли Дил

 

Трудно представить себе Breeders без участия Ким и Келли Дил. Но если вернуться к моменту создания группы, Келли там не было. По правде говоря, на дебютном альбоме Breeders, получившем признание критиков, Pod (1990), играла бывшая участница Throwing Muses Таня Доннелли. Что касается Дил, то она появилась после того, как Доннелли ушла в Belly. И это хорошо, если учесть, что Breeders каким-то образом удалось превзойти Pod, выпустив один из лучших инди-роковых альбомов девяностых в Last Splash 1993 году, получивший признание критиков и коммерческий успех.

 

 

Линдси Бэкингем

 

Начав с Питера Грина и Джереми Спенсера, Fleetwood Mac сменили несколько гитаристов к тому времени, как это место занял Боб Уэлч. Но к 1974 году время пребывания Уэлча на этом посту также подошло к концу, и Fleetwood Mac остались без гитариста. К счастью, в студии Sound City Мик Флитвуд столкнулся с Линдси Бэкингемом (вместе со Стиви Никс), в результате чего дуэт присоединился к группе. Остальное, как говорится, история. Такие альбомы, как Fleetwood Mac (1975), Rumors (1977), Tusk (1979) и Mirage (1982), являются бесспорной классикой. В настоящее время Бэкингем снова ушёл из Fleetwood Mac. Только время покажет, вернётся ли он в третий раз.

Нита Штраус

 

Было время, когда Нита Штраус была из тех музыкантов, которые никогда не говорили "нет" приглашением выступить. Сейчас в это трудно поверить, учитывая её статус суперзвезды, но это правда. В начале своей карьеры Штраус прославилась в женской кавер-группе Iron Maiden - Iron Maidens. Она даже выступала в качестве штатной гитаристки на матчах Los Angeles Kiss (собственной команды Пола Стэнли и Джина Симмонса по американскому футболу). Но звёздный час Штраус наступил, когда она заменила в группе Элиса Купера другую мощную исполнительницу, Орианти. За прошедший год слава Штраус выросла настолько, что теперь, будучи участницей группы Купера и Деми Ловато, она заслужила право говорить "нет".

 

 

Брюс Кулик

 

К тому времени, когда Брюс Кулик пришёл в Kiss, после ухода Эйса Фрейли в 1982 году группа сменила двух гитаристов за два года. В то время как Винни Винсент оказался слишком странным, а физические проблемы Марка Сент-Джона ограничивали его возможности, Кулик стал глотком свежего воздуха. Его яркие соло и весёлый характер делали его идеальным дополнением к ярким личностям Джина Симмонса и Пола Стэнли. Поэтому печально, что в '96-м Кулик уступил свое место вернувшемуся Фрейли. И хотя Томми Тайер сейчас является самым долгоиграющим гитаристом Kiss, не стоит заблуждаться: Kiss, вероятно, не существовали бы сегодня без Кулика. О, и для тех, кто ведет счёт, Кулик повторил этот подвиг, когда заменил Марка Фарнера в Grand Funk Railroad в 2000 году.

 

 

Мик Тейлор

 

Если бы единственным примером гитарного героизма Мика Тейлора была замена Питера Грина, который заменил Эрика Клэптона, в группе Джона Мейолла Bluesbreakers, то его легенда была бы уже устоявшейся. Но нет, Тейлор заменил Брайана Джонса в Rolling Stones, что привело к созданию одних из самых знаменитых альбомов группы. Единственная реальная проблема, связанная с пребыванием Тейлора в составе Rolling Stone, заключается в том, что оно длилось недостаточно долго. Просто есть что-то такое во времени, проведённом Тейлором в группе, что вызывает зуд, связанный с гитарой. А если учесть, что он был соавтором таких альбомов, как Let It Bleed (1969), Sticky Fingers (1971), Exile on Main St. (1972), Goats Head Soup (1973) и It's Only Rock 'n Roll (1974), то нетрудно понять, почему.

 

 

Марти Фридман

 

За 40-летнее существование группы, в Megadeth на соло-гитаре играли 11 человек. Как это ни поразительно, но это правда. И само собой разумеется, что, учитывая требовательность Дэйва Мастейна и сложность создаваемой им музыки, эти 11 гитаристов были чертовски талантливы. Тем не менее, Марти Фридман, пришедший на смену Джеффу Янгу в 1989 году, остаётся любимцем фанатов. Невозможно отрицать, что изощрённые соло и риффы, звучащие на таких альбомах, как Rust in Peace (1990), Countdown to Extinction (1992) и Youthanasia (1994), неумолимы в своей красоте. Игра Фридмана была настолько вдохновляющей и настолько любимой, что по сей день ни один другой гитарист Megadeth не может похвастаться его уровнем признания.

 

 

Кирк Хэмметт

 

История прихода Кирка Хэмметта в Metallica стара как время. Но для непосвящённых её краткий вариант таков: первоначальным соло-гитаристом Metallica был Дэйв Мастейн. И в зависимости от того, кого вы спросите, Дэйв написал большую часть раннего материала Metallica. Но грубый характер Мастейна и приступы ярости, вызванные пьянством, привели к тому, что он был уволен из Metallica. После этого в группу пришёл Хэмметт - основатель Exodus - и уже никому не уступал своего места. На сегодняшний день легенды "Области Залива" выпустили c Хэмметтом 11 студийных альбомов. Так что, учитывая, что Metallica продолжает доминировать на мировом рынке, а также тот факт, что Хэмметт - чертовски приятный парень и чертовски хороший гитарист, кажется, что выбор был сделан правильно.

 

 

 

 

Bonus 2

 

Настоящий полтергейст

 

Как Джон Файв решил изменить дизайн одной из старейших электрогитар, создав в этом году притягательный Fender John 5 Ghost Telecaster

 

 

 

 

 

 

Амит Шарма

Guitar World, октябрь 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

Хотя в прошлом у него уже было несколько именных гитар - первой был Squier J5 Telecaster, выпущенный в 2009 году, и два последующих инструмента Custom Shop, нынешняя гитара, преставленная в этом году - это первая модель Джона Файва, выпущенная на "обычной" фабрике Fender.

Как продолжает гитарист, каждый нюанс новой именной модели был тщательно продуман. Например, тумблер находится в верхней части корпуса, как на моделях Telecaster Custom семидесятых, чтобы не мешать движению его правой руки ("Так удобнее, когда он находится сверху и не мешает", - говорит он).

 

Хромированный пикгард не только защищает корпус из ясеня [в начале публикации была заявлена ольха - прим. переводчика], но и служит зеркалом для отражения света прожекторов и макияжа перед выходом на сцену.

 

"Эта панель была сконструирован немного по-другому", - говорит Джон Файв. "Обычно они состоят из двух частей, но я умолял и упрашивал Fender сделать её только из одной. Так что это та же самая штука, на которой располагаются регуляторы громкости, тембра и килсвитч. Когда я неистово рублю, я не хочу чувствовать это соединение в месте их соприкосновения. Это стопорит мой мозг и может заставить меня потерять концентрацию".

 

"Еще один бонус - когда на сцене на вас падает свет прожектора, вы можете отразить его в толпу. Как будто из моей гитары бьёт свет, и это выглядит очень круто. И я знаю, что это звучит глупо, но это действительно так - если вы играете на этой гитаре на концертах, вы можете использовать её как зеркало. Это очень удобная функция! Другие ребята или девушки в группе будут любить тебя за это". [Смеётся].

 

Два пассивных хамбакера DiMarzio D Activator имеют в меру высокую мощность, но при этом они обманчиво универсальны и прекрасно сбалансированы, чтобы охватить всё - от кантри до грохочущего хэви-метал. Он отмечает, что гитаристы, играющие в разных жанрах, нуждаются в хорошо сбалансированных звукоснимателях, которые дают достаточную отдачу там, где это необходимо.

 

"Даже когда я играю обычную кантри-музыку, мне всегда хочется немного грува. Я был рядом со многими кантри-гитаристами, и они, как правило, довольно громкие, а именно так звучат эти D Activator". Они идеально подходят для кантри, Mötley Crüe и моей сольной музыки. Я перепробовал множество звукоснимателей, но лучше всего мне подходят D Activator".

Кастомизированный Ghost Telecaster имеет корпус из ольхи и цельнокленовый гриф, а также пару хамбакеров DiMarzio D Activator с керамическими магнитами, трехползиционный тумблер, установленный на верхней недороге, и кнопку киллсвитч Tesi DITO Arcade. Его создание заняло несколько лет - но только потому, что гитарист хотел протестировать инструмент, прежде чем утверждать его окончательные спецификации. Учитывая, что именно его имя красуется на нэкплейте, расположенном сзади, винить его не стоит.

 

"Я очень горжусь этой гитарой", - говорит Джон 5 в интервью GW. "Я настоял на том, чтобы сначала испытать её в деле и отправиться в тур перед окончательным выпуском. Я не хотел, чтобы что-то пошло не так, поэтому я пытался понять, сотрется ли белая краска или сломается ли переключатель". "Единственный способ убедиться в качестве инструмента - это испытать его в течение нескольких лет. Я постоянно использовал его и потел над ним... и ничего не произошло. Эта вещь не ломается и не изнашивается. Он выглядит и звучит невероятно и на 100 процентов надежён. В общем, это настоящая гастрольная гитара".

 

В отличие от модели Ghost, которую вы видели в его руках во время нынешнего тура Mötley Crüe, новая серийная модель оборудована шестисёдельным бриджем в винтажном стиле, а не Floyd Rose, хотя он говорит, что "тремоло-система с двойной фиксацией струн может стать хорошей идеей для следующего выпуска".

 

Что может удивить некоторых читателей, так это то, что концепция отделки Arctic White с яркими красными элементами была частично вдохновлена другим инструментом Fender, находящимся в распоряжении гитариста, - лимитированной моделью, разработанной в сотрудничестве с нью-йоркским брэндом одежды Supreme, хотите верьте, хотите нет.

 

"Я должен воздавать должное", - говорит он. "Однажды я увидел и в итоге купил гитару, которую Fender выпустили вместе с Supreme. Она до сих пор со мной, и я считаю, что она выглядит безумно. Когда мы начали работать над Ghost, я сказал: "Эй, а можем ли мы сделать что-то подобное, где гриф, включая рабочую поверхность, полностью белые?" Вот что у нас получилось в итоге".

Если гитара винтажного стиля, выполненная в очень современном белом цвете с красными элементами, звукоснимателями с керамическими магнитами и переключателем киллсвитч кажется вам знакомой, это может быть обусловлено тем, что Джон Файв считает себя одним из самых больших поклонников Бакетхэда. Послушайте инструментальные сольные работы обоих гитаристов, и вы легко сможете обнаружить в их композициях и подходах тяжёлые дозы чудаковатой изобретательности и чикин-пикин.

 

"Никто не является большим фанатом Бакетхеда, чем я!" говорит Джон Файв. "Я люблю ходить на его концерты и черпать вдохновение. Это одна из самых важных вещей в творчестве. Когда вы находите человека или вещи, которые действительно вдохновляют вас, всегда лучше двигаться в этом направлении. То, что Бакет сделал с инструментальной музыкой, очень вдохновляет меня. Я думаю, что именно благодаря ему я стал заниматься собственным инструментальным творчеством".

 

"Вы видите его на концерте, и это может быть просто он на сцене с минусовкой. Когда я впервые увидел это, то подумал, что это просто невероятно. Такие люди, как он, натолкнули меня на мысль о том, чтобы исследовать идею использования киллсвитча. Мне нравится, как творчески можно подойти к делу, и я постоянно использую его сам, так почему бы не добавить его в качестве дополнительной опции?"

 

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.