GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Joe Stump

 

 

Master Shredder

 

 

 

 

 

Мэтт Миллз

Guitar International

Февраль 2010

перевод с английского

Мастер среди гитарных шредеров, Джо Стамп, может сыграть на полную катушку с лучшими из них, но архитектура его демонической игры всегда построена в крепости мелодии.

 

Да, он был назван журналом Guitar One одним из десяти самых быстрых шреддеров всех времен, и его хвалили за за скорость игры на грифе, но Стамп играет не для того, чтобы обуглить свою гитару, а для того, чтобы делать музыку интересной, увлекательной и, прежде всего, для того, чтобы создать музыкальную связь.

 

Стамп, в прошлом студент и преподаватель музыкального колледжа Беркли, глубоко задумался, когда его спросили о его основных музыкальных влияниях, и ответил: "Иоганн Себастьян Бах, Вивальди, Карл Филипп Эммануил Бах, Бетховен, Моцарт, Паганини и т.д... в основном, произведения эпохи барокко и романтизма".

 

В 1994 году Стампу позвонили из его альма-матер с просьбой помочь  сформировать новое поколение шреддеров, где он обучал студентов искусству игры на метал-гитаре.  Примерно в то же время Джо встретился с Дэвидом Честейном из Leviathan Records и заключил сделку, которая позволила выпустить серию гитарных альбомов в стиле шред-метал, включая Guitar Dominance; Night of the Living Shred; Rapid Fire Rondo; Dark Gifts: Rare and Unreleased; альбом 2001 года A Shred Odyssey и Armed and Reddy.

 

Как бы Джо ни нравилось преподавать один на один в Berklee, его страсть к обучению других гитаристов, которые иначе были бы неизвестны, побудила его выпустить серию обучающих DVD, опубликованных The Shred Academy.  Восемь видеороликов предлагают множество рекомендаций, как для начинающих, так и для продвинутых гитаристов, которые хотят нажать на курок немного быстрее, а также ищут вдохновения у одного из своих гитарных героев.

 

Последние несколько его альбомов были выпущены на европейском лейбле Lion Music, а его последний диск Virtuostic Vendetta предлагает поклонникам еще больше классического влияния Стампа на его зажигающую гитару.

 

Guitar International объединил усилия с ещё одной "восходящей силой" в шред-зоне, мастером неоклассики Мэтью Миллзом, чтобы поговорить с Джо о мире высокоскоростной гитары, необходимости основополагающей мелодии, а также об Ингви, Ричи, Ули и других, кто помог проложить путь тем из нас, кто любит пиротехническую гитару, пронизанную диким, но мелодичным изяществом.

Получил новую кастом-шоп гитару. Я показывал её Рику. [Рик Ландерс, издатель, GI].

 

Отлично. Я всегда радуюсь, когда получаю камтом-шоп гитару, первые несколько недель, а потом вся эйфория улетучивается.

 

О, не говорите так! Я надеюсь, что это продлится месяцы и месяцы.

 

Ну, наверное, у меня слишком много гитар, понимаете, о чём я? Она отправляется в кучу к остальным. У меня есть две японские модели Black Ball, и недавно они переиздали... не то что бы их переиздали, но эта мексиканская версия, гораздо лучше, чем японские, которые они выпустили в '97-м [речь идёт о Blackmore Stratocaster, а редакция просто не разобрала запись с диктофона, о чём можно будет догадаться встретив подобные ляпы и далее - прим. переводчика].

 

О, правда? Круто.

 

Японские были сделаны из липы, а мексиканские - из ольхи, и это гораздо лучшая гитара. Вы даже можете почувствовать это.

 

Мило, мило.

 

И ещё одна особенность, как и с японскими гитарами в '97-м. Я купил две из них. Они выпустили всего 500 штук, и сразу же, изначально гитара стоила всего $800, потом они стали продаваться на eBay, люди стали выставлять их за $1500.

 

О, точно. Точно, да.

 

Поэтому я решил, что модель Black Ball они будут перевыпускать только в течение короткого периода времени.

Да. "Blackmore's Boogies" была одной из лучших... я не хочу говорить о трибьюте, но в ней определённо было общее преклонение перед этим человеком, так что это было хорошо. Я думаю, что Ричи не получает достаточной оценки в наши дни, насколько сильно он повлиял на многих гитаристов. Все так много говорят о музыкантах восьмидесятых, но если бы не Ричи, то, как мне кажется, не было бы этих музыкантов восьмидесятых.

 

Блэкмор действительно произвёл революцию... можно сказать, что Блэкмор и Майкл Шенкер и большинство исполнителей той эпохи, не моей эпохи, но среди музыкантов моего возраста, вам будет трудно найти металиста, на которого не повлиял хотя бы один, а то и оба этих мужика.

 

Включая Ули, конечно, тоже.

 

До Ингви, что касается европейского, классического шреддинга, это святая троица.

 

Полностью согласен. Я говорю это и своим ученикам.

 

Когда ты разговариваешь с молодыми музыкантами и пытаешься приобщить их к подобным вещам, во многих случаях, если музыка не говорит с ними, им будет сложнее воспринять её. Они могут услышать старую вещь Rainbow или старую вещь Scorpions с Ули или старую вещь Michael Schenker Group, и поскольку это, возможно, музыка эпохи их родителей, она не будет говорить с ними так же.

 

Именно, да.  Блэкмор - одно из ваших главных влияний, но в своих поздних альбомах он в какой-то степени переключился на традиционную музыку. Конечно, сейчас он больше движется в сторону ренессанса.

 

Да, вся эта история с Blackmore's Knight... [оставляю оригинальную орфографию, но, естественно, речь о Blackmore's Night - прим. переводчика]

 

Как вы к этому относитесь?

 

В каком-то аспекте, конечно, я бы хотел, чтобы он возродил Rainbow и записал ещё пару альбомов, провёл несколько туров, чтобы он пристегнул ремень и дал газу, как в конце семидесятых, начале восьмидесятых.  Но ещё одна вещь, которую вы действительно должны уважать, это то, что он не очень много играл пальцами до того, как стал участником Blackmore's Knight, и он играет на всех этих всевозможных акустических инструментах, и на этом этапе его карьеры, чтобы заняться почти другим и углубиться в стиль, который вы любите, но никогда глубоко не погружались в него, требуется серьёзная дисциплина.

 

Как музыкант, вы можете оценить такую вещь. И вдруг, после всех этих лет игры, всех этих записей, всех этих мировых туров, он решает сделать это.

Но вы добавляете свой собственный привкус к этим мелодиям. Я знаю, что вы не играете их дословно. Но, когда вы играете невероятно быстро и гладко, вы, кажется, действительно расслаблены. Кажется, что вы не напрягаетесь, когда играете эти невероятно сложные пассажи.

 

Наблюдая за вашей игрой и иногда деля с вами одну сцену, просто удивительно, насколько вы плавны и расслаблены. Вы не похожи на одного из тех парней, которые думают: "О Боже! Смогу ли я на самом деле исполнить этот следующий пассаж?".

 

Я твердо верю в одну вещь... Мне повезло, как андеграундному артисту, в том, что я довольно много гастролировал. С пауэр-метал группой Holy Hell мне посчастливилось гастролировать на очень высоком уровне. Но одна из сложностей гастролей заключается в том, что тебе постоянно приходится выступать и играть в основном тогда, когда ты часто чувствуешь себя куском дерьма.

 

В идеальном мире в день выступления мы все хорошо отдохнули, выспались, и если бы все звёзды совпали, было бы здорово. Понимаете, о чём я?

 

Естественно.

 

Но это не всегда так. Одна из вещей, которая всегда находится под вашим контролем, - это подготовка. Так что я никогда не хочу играть, когда мысленно что-то проскальзывает или музыка не вытекает из меня так, как я хочу, или что-то в этом роде.

 

Но я очень хорошо готовлюсь, усиленно репетирую, и часть этой работы заключается в том, что если ты не можешь исполнить материал... исполнение и запоминание, когда ты играешь что-либо, должно быть второй натурой.

 

Конечно, некоторые люди играют более сложные вещи, чем другие. Когда я играю, я редко думаю: "Оооо. Надеюсь, это выйдет хорошо". Плюс еще одна вещь - после многих лет игры и исполнения такой музыки вживую, после стольких записей и стольких концертов ты начинаешь обретать некоторую уверенность. Во многом это просто уверенность в своих силах, и если ты сомневаешься в себе, это будет заметно. Я просто списываю это на то, что я практикуюсь изо всех сил и продолжаю это делать. Не проходит и дня, чтобы я не играл. Единственное время, когда это не происходит, это когда я в дороге или иногда в отпуске.

 

Кажется, я слышал, что вы брали гитару с собой в отпуск.

 

Так и есть. После концертов в Вирджинии я был в Новом Орлеане с женой, и в день приезда, когда я заселился в отель, я сидел там и играл целый час, прежде чем выйти на улицу. Что касается мен, когда я в отпуске, я могу играть час. От часа до двух часов - это как моя отпускная практика.

 

Это круто. Я делаю то же самое. Я не могу оставить гитару дома. Это невозможно.

 

Из-за разъездов теряется полтора дня или что-то в этом роде, но она всегда со мной. Другое дело, когда ты играешь вживую, ты так заведён и в тебе столько адреналина, что чем больше у тебя практики, тем сильнее ты начинаешь расти, и чем опытнее ты как концертирующий музыкант, тем больше ты способен отстраниться, остаться внутри себя и действительно просто освободиться и позволить этому течь - вот в чём всё дело.

Guitar World назвал вас одним из 10 самых быстрых гитаристов всех времён. Что вы чувствуете в связи с этим?

 

Это было круто, потому что, как и любой, кто стремится к игре шреда, я всегда хотел попасть в те гитарные журналы, которые я читал. В первый раз Guitar World, когда в девяностые годы они ставили звездочки за рецензии, максимум 5, а "Night of the Living Shred" получил 4 звезды или что-то в этом роде. Как и все остальные, как любой другой начинающий шредер, я всегда хотел попасть в такие журналы и получить такое освещение.

 

Быть упомянутым рядом с такими ребятами, как Майкл Анджело; Майк - один из самых продвинутых из тех, кто занимается шредингом, этим поливаловом. Невозможно добиться большего, чем Майк. Быть упомянутым вместе с королями жанра, Полом Гилленбергером, Ингви или... Полом Гилбертом, Майком и так далее. Так что это было просто здорово. Каждый раз, когда ты оказываешься в таком списке с некоторыми из этих ребят, мастеров жанра, я был очень польщён.

 

Чувствовали ли вы, что это как бы загнало вас в некую клетку шреда?

 

Нет, потому что люди, которые немного больше разбираются в гитаре и музыкально подкованы, могут услышать очевидное. Меня всё время называют к тяжёлой версией Ингви, что совершенно здорово, потому что он оказал такое влияние на мою игру, и многие вещи, которые я играю, являются производными от того, что играет он, не все, но определённо большая часть.

 

Я разделяю многие из тех же влияний, будь то Ули Джон Рот, или Паганини, или Бах, я люблю Вивальди, а также Блэкмора и других, Ди Меолу и всех тех, кто оказал на него влияние. Не так много людей слышат Блэкмора или Гэри Мура. Они слышат только шред-аспект.

 

Я в значительной степени более олдскульный, чем даже ребята из того списка, кроме Ингви, у которого очень сильная, несмотря на то, что он мастер шреда, очень твёрдая европейская основа его игры. Понимаете, о чём я? Продолжение традиций европейских мастеров. Я иногда попадаю в такие рамки.

Ну, когда вы дома, вы когда-нибудь обнаруживали в себе желание исследовать эти музыкальные жанры или вы обнаруживали в себе желание исследовать джаз или просто другие...?

 

Я не склонен к этому. Когда я учился в Беркли, это была школа, очень ориентированная на джаз, строго на джаз.  Я и сам довольно много занимался им, но я никогда не был таким уж прямолинейным, я играл некоторые джазроковые вещи, некоторые фьюжновые вещи и тому подобное. Я люблю классическую музыку, но большая часть того, что я записываю, является отражением моих вкусов. Я люблю разные эпохи рока и хард-рока, будь то Rainbow, Deep Purple или UFO.  Мне нравятся и тяжёлые вещи, такие как MegaDeth [сохранена оригинальная орфография - прим. переводчика], Arch Enemy и различные вещи в стиле пауэр-метал. Мои записи - это отражение того, что я люблю делать.

 

Я определенно вижу это.  Трудно ли было поступить в Беркли,  и как будучи студентом вы стали преподавателем в этом колледже?

 

Я получил место в Беркли только потому, что у меня была репутация. Это было в начале девяностых, мой первый альбом вышел в '93-м. Как раз после моей первой записи я начал там преподавать, так что это было... когда это было? Примерно 16 лет назад. Уже 16 лет прошло. На самом деле это не имеет никакого отношения к тому факту, что я учился там какое-то время, хотя я так и не закончил колледж. Это было связано с тем, что у меня была репутация крутого чела в том, что касается игры на гитаре.

 

Я должен себе представить, поскольку в последние годы наблюдается своего рода возвращение к интенсивной игре на гитаре, но я должен спросить, каково это было в начале девяностых? Вы всё еще проявляли большой интерес к тому, что вы должны были предложить?

 

Да, и это один из способов, благодаря которому мне посчастливилось получить приличную известность, занимаясь шредом, потому что все его забросили, за исключением таких ребят, как Ингви. Он никогда не отступал или что-то в этом роде. То же самое с Майклом Анджело или другими ребятами, которые продолжают этим заниматься.

 

В тот период многие не выпускали подобные записи, но всё равно было много тех, кто хотел их слушать. Это было немного более андеграундно. В этом и есть один из плюсов гитарной виртуозности. Всегда найдутся люди, которые захотят послушать, как какой-то хрен играет на гитаре. Понимаете, о чём я? Иногда это может быть немного более модным, но основная аудитория, которая любит виртуозную игру во многих стилях, никогда не исчезнет.

 

Верно. Я просто помню, что начало девяностых было очень мрачным временем для жанра. Ни один журнал не писал об этом, и была такая негативная реакция против того, чтобы заниматься своей техникой, и хорошо играть на инструменте.

 

Это было почти как будто ты должен был извиниться. В Беркли, в дополнение к ребятам, которые больше играют в стиле шред, у меня были исполнители любого вида металла, который вы можете себе представить, будь то дэтхЪ-метал, трэш или пауэр-метал, всё, что хоть отдаленно напоминает тяжелый или техничный метал, я был одним из них.

 

Точно, именно так. Вы перенесли некоторые из своих гитарных уроков в колледже на DVD. Как вы переходите от одной сферы к другой? Каков установленный шаблон или формат, одинаковый в обоих случаях? Каков ваш подход к этому; как вы действительно втискиваете всё это в формат DVD?

 

Очевидно, что я нахожусь в области своей компетенции.  Мне очень удобно проводить уроки и семинары, я провожу мастер-классы в Беркли и т.п., где в комнате может быть 30 гитаристов или 35 или 40, и я демонстрирую что-то, отвечаю на вопросы и рассказываю о различных вещах.

 

Для меня это очень естественно, поэтому я просто пытаюсь придумать, как мне всё это соединить. Так что многое для меня очень естественно, и это те вещи, о которых я подробно рассказывал раньше, и тогда я просто думаю: "Хорошо. Что ж, я соберу это вместе".

 

Я также думаю о том, что если бы я был кем-то и покупал DVD, что я хочу увидеть? Хотите ли вы крутой обучающий контент с большим количеством этого? Хотите ли вы также увидеть, как парень играет не только упражнения? Так что я подхожу к этому так же, как и к своим записям. Как фанат гитары, что бы я хотел увидеть?

 

Вы видите некоторых из ваших любимых гитаристов, и они рассказывают обо всём, что они делают, о некоторых вещах, которые они играют, о некоторых из их любимых паттернов игры или аппликатур, или фирменных пассажей, или оборудования, а затем играют кучу вещей с минусовкой. Вы можете получить чёткое представление о том, насколько хорошо кто-то играет, наблюдая за этим. Вот почему только сильные исполнители могут делать такие вещи, потому что это так близко к тому, чтобы сидеть в комнате напротив человека.

Потом я поступил в Беркли и стал одержим Элом Ди Меолой. Это одна из тех вещей, которые действительно мотивировали меня. В Беркли, в то время, когда я учился, была очень сильная школа игры, и я всё ещё чувствую это. Если ты не ешь, не спишь и не дышишь этим, то тебе там делать нечего.

 

Да, именно так. Я это понимаю.

 

В то время это была одна из тех вещей, которые действительно очень запомнились.

 

Когда вы впервые услышали Ингви, это тоже изменило вашу игру?

 

Что касается Ингви, то всё произошло следующим образом. Я читал журнал Guitar Player и читал колонку "Spotlight", которую вёл Майк Варни, и вдруг я увидел статью об Ингви, небольшую статью о нём, и я увидел все его влияния, такие как Ули Джон Рот, Эл Ди Меола, Ричи Блэкмор, Бах, и я подумал: "О, вау! Этот парень с труднопроизносимым именем любит всех тех же ребят, которые нравятся мне".

 

А потом я вдруг снова увидел статью о нём в Guitar Player, когда он теперь играл в Alcatraz [орфография источника сохранена, конечно же, имеется в виду Alcatrazz – прим. переводчика], и тогда я пошёл и купил пластинку Alcatraz, типа LP, и начал снимать кучу песен, и мне это понравилось, и мне понравились соло. Я начал разучивать множество соло. Что касается Баха, то я много играл до того, как услышал его, будь то его изобретения, скрипичные сонаты, партиты и различные пьесы, много разных вещей. Когда я учился в Беркли, нужно было играть на соло-гитаре, поэтому я играл довольно много классических соло-произведений. Но в урезанном виде, ковыряя пальцами и играя Паганини медиатором.

 

Это было в 1981 году [Alcatrazz появились 1982, а Мальмстин присоединился е ним в 1983 - прим. переводчика] Я начал разучивать многие вещи Alcatraz, а все эти уменьшенные арпеджио я выучил у Блэкмора, Шенкера и Ули, так что многое из того, что он играл, конечно, было новаторским, но многое из этого было мне в какой-то степени знакомо. Потом у меня появился альбом Rising Force. Когда он был еще очень малоизвестен, я пошел в какой-то специализированный метал-магазин и купил его как японский импорт. С тех пор я подсел на него

 

Я тоже, я бы сказал. Значит, вы услышали материал Alcatraz до того, как услышали его альбом со Steeler?

 

После Alcatraz я услышал альбом Steeler, у меня был альбом Steeler, Alcatraz, Alcatraz Live и No Parole for Rock and Roll [забегая вперёд: в 2019 году Джо Стамп вошёл в состав возрождённого Alcatrazz].

Определённо. Ваши родители в детстве поддерживали вашу музыку?

 

Да. Мне очень повезло, что и мама, и папа меня очень поддерживали. Группа репетировала в подвале. На самом деле, когда я был ребёнком, всякий раз, когда по соседству выступала группа, копы приходили ко мне домой, а мама говорила: "Нет, он сегодня играет в пабе на соседней улице. Это не он". [Мэтт смеётся] Мне очень повезло и я был очень благословлён. Когда я начал записывать пластинки и добиваться известности... был один парень, владелец очень хорошего ресторана во Флориде, где мои родители любили обедать.

 

Парень, который владеет рестораном сейсас - его сын и мой большой поклонник, и когда мои мама и папа пришли туда, этот парень угостил их бесплатно.  Так что моя мама сейчас наслаждается преимуществами моего успеха.

 

Если бы вы могли собрать группу из пяти человек с четырьмя другими музыкантами из любой эпохи, любого стиля, кого бы вы выбрали, чтобы отправиться с ними в тур?

 

Я бы взял Кози Пауэлла на барабаны, а потом, конечно же, Ронни Джеймса Дио на вокал. На клавишные я бы выбрал Джона Лорда... На бас-гитару я бы, наверное, взял Гленна Хьюза.

 

Вау. Это звучит как Rainbow/Dio...

 

Лучшие из всех... хотя Гленн Хьюз - лучший басист, чем Фил, Фил Лайнотт всё равно один из моих любимых музыкантов, так что, возможно, Фил Лайнотт на басу. Гленн немного сильнее играет, но Фил был крут, и Фил также мог спеть несколько вещей, мне нравится его голос. Так что это жребий, либо Гленн Хьюз, либо Фил Лайнотт на бас-гитаре.

 

И я знаю, что Фил играел медиатором. Я не могу вспомнить, играет ли Гленн Хьюз медиатором, или он играет и так, и так. Я не могу вспомнить. Меня довольно часто терзает этот вопрос, и я никак не могу найти ответа.

Это не то, что "О, я не пытаюсь играть технически", но это просто часть того, что ты делаешь в музыкальном плане. Всё это просто часть того, что ты делаешь, и это вытекает из тебя. Для меня всё дело в музыке, потому что есть куча ребят, которые могут играть быстро, а я могу играть так же быстро или быстрее, чем кто-либо, и я даже не играю так быстро, как я могу играть на своих записях. Это звучит здорово для эффекта...

 

Это просто часть репертуара, верно?

 

Да, как и всё остальное. Мне трудно заниматься этим немузыкальным образом.

 

Кажется, что музыканты всё еще увлечены игрой в стиле "сплошное поливалово". Я заметил, что молодые музыканты больше увлечены скоростью, а более старшие хотят слышать больше фразировки, смешанной с великолепной техникой. Это то, что лично я заметил .

 

Другое дело, что я просто играю, и это не похоже на "О, интересно, достаточно ли быстро я сыграл на своём новом альбоме". Если вы понимаете, о чём я.

 

(Смеётся) Точно.

 

Очевидно, что я играю достаточно быстро, и там много безумно жёсткого дерьма. Не поймите меня неправильно. Это не то, что я сижу и готовлю его в лаборатории. Это просто выходит из меня.

 

Что касается всей шред-сцены за последние несколько лет, как вы думаете, как она эволюционировала или повзрослела?

 

Как и в любом деле, главное, что есть много гитаристов, которые обладают техникой и могут достичь таких вещей технически, как этот очень сложный инструментал "Caprici Diablo" на альбоме Ингви "Perpetual Flame".

 

Вы можете увидеть, что кто-то выложил на YouTube отрывок из него, как он играет вживую. Правда в бутлеговом качестве. Он крут и всё такое, но потом вы можете загуглить на YouTube и увидеть, как какой-то 16-летний подросток безупречно играет эту композицию под минусовку, точно так же, как он её записал.

 

Это здорово, и здорово, что вы можете этого добиться, но ещё одна классная вещь - это возможность продемонстрировать отличную игру в контексте, который очень музыкален, написать риффы, мелодии и фразы и объединить это с отличным техническим мастерством. Есть слишком много ребят, которые делают записи с гитарными упражнениями. И это здорово после одного-двух треков, но потом, как и во всём, в этом должно быть что-то ещё. В музыке есть нечто большее, чем техника. Техника - это только часть её.

Какая самая лучшая гитара или самая красивая гитара, на которой вы когда-либо играли?

 

Я пытаюсь подумать. Я очень доволен последней моделью, которую мне сделали в кастом-шоп ESP и которая изображена на обложке "Virtuosic Vendetta". Она жемчужно-белая с золотой фурнитурой и кленовой накладкой грифа. Это великолепная, стильно выглядящая, очень удобная  и прекрасно звучащая гитара. У меня были Страты, и одни мне нравились больше других, а некоторые я действительно любил, но я не могу вспомнить гитару, которую бы я просто взял в руки, кто-то дал мне ее в руки, и я спросил: "Сколько это стоит? Я должен купить её. Я должен обладать ею. Она будет моей". Я люблю гитары, у меня их более 40 штук, я люблю их и всё такое, и я никогда не уставал покупать их или получать бесплатно, или еще что-нибудь в этом роде, но суть в том, что это инструмент.

 

Я хочу, чтобы он выглядел круто, чтобы он был функциональным и чтобы я мог на нем работать. Две мои основные концертные гитары: снежно белая ESP с кленовым грифом, зеленоватым светлым пикгардом и чёрными крышками звукоснимателей и жемчужно-белая. Это винтажно белый, Olympic White с перламутровым пикгардом. Я играю на этих гитарах и выбиваю из них всю душу уже много лет.

 

Они везде со мной, и это здорово. В 90 случаях из 100 они очень хорошо себя ведут и выдерживают все испытания, они прошли проверку боем, и это здорово, когда я кладу руку на гриф и чувствую, что все эти шоу, все эти выступления, всё это в этой гитаре.

 

Точно.

 

Так что есть что сказать по этому поводу.

 

Я видел, как вы играете на грифах с кленовыми и палисандровыми накладками, и я знаю, что трудно задать вам этот вопрос, но: клён или палисандр?

 

По правде говоря, я предпочитаю клён. Если бы мне пришлось выбирать. Но мне нравится и палисандр. У него другой тон. Все мои гитары, несмотря на то, что они звучат очень похоже, все они звучат немного по-разному. Основная часть моего нового альбома была записана на двух основных рабочих гитарах, на которых было записано большинство соло, это ESP с кленовой накладкой грифа жемчужно-белого цвета, которая изображена на обложке Virtuosic Vendetta, и другая жемчужно-белая гитара с накладкой грифа из палисандра с черными звукоснимателями и ручками, которая была создана по образцу Страта Блэкмора времен "Down to Earth" 1981 года [вообще-то 1979 - прим. переводчика].

 

Я даже не знал, что она была создана по этому образцу. Это здорово.

 

У меня есть свои небольшие заморочки, я постоянно пытаюсь быть похожим на Ричи Блэкмора. Я беру цветовые схемы для своих Стратов у гитар Блэкмора различных эпох.

 

Я хочу задать вам пару вопросов, которые как бы перекликаются с вопросом о самой красивой гитаре. Я использую термин "красивая" в этих вопросах. Какая самая красивая композиция, которую вы когда-либо слышали?

 

Есть много вещей, которые приходят на ум. Одна действительно красивая, хотя он ее не писал, одна из моих любимых... когда я думаю о прекрасном или о том, что я думаю сразу, я думаю о великой гитарной балладе, и одна из моих любимых гитарных баллад - "The Loner" Гэри Мура, её сочинил Макс Миллсон, тот парень, который сочинил кучу вещей с Джеффом Беком, на Blow by Blow.

 

Я могу ошибаться. Это может быть кто-то другой, кому я не отдаю должное. Но "The Loner" - это прекрасная гитарная баллада. Я люблю эту композицию и различные медленные, мелодичные классические произведения, которые мне нравятся. Мне нравится эта призрачная, медленная мелодичная часть в 24-м каприсе Паганини, где она замедляется, а скрипка играет октавами. Это призрачно и красиво.

 

Некоторые медленные вещи Вивальди. Есть много разных вещей или другое прекрасное музыкальное произведение - "Лунная соната" Бетховена, как в "Бессмертной возлюбленной", где он кладет голову на фортепиано и начинает играть эту пьесу, эту захватывающую пьесу. В общем, это всё, что угодно. Я думаю о чём-то с мелодией, которая делает меня совершенно беспомощным.

(Смеётся) Хорошо, это еще один прекрасный вопрос.  Какой самый красивый звук вы когда-либо слышали?

 

Самый красивый звук, который я когда-либо слышал. Хороший вопрос. Я бы сказал, что самый красивый звук, который я когда-либо слышал, возможно, это не один звук, но нет ничего лучше, чем Страт через Marshall, для меня это один из самых красивых звуков.

 

Я мог бы сказать что-то вроде игры Ицахака Перлмана на скрипке, но с точки зрения гитары, яркие представители красивого звука были бы такими, как Хендрикс на Electric Ladyland, Страт через Marshall,  который Гэри Мур получил на Chord of the Power [конечно же, имеется в виду Corridors of Power - прим. переводчика] или Strat Блэкмора на Made in Japan.

 

Это отличная запись.

 

Для меня, когда я думаю об удивительных звуках, удивительных мелодиях и тому подобном, на ум приходят именно эти вещи.

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).

Давайте затронем некоторые области, о которых вы, вероятно, уже говорили в других интервью, но некоторые из наших читателей могут быть с вами не знакомы.

 

Я рад ответить на все вопросы. Другое дело, что, несмотря на то, что я дал кучу интервью, часто бывает так, что человек читает интервью и ничего о вас не знает, поэтому читает его впервые. Для вас это может показаться обычным вопросом, когда вам уже много раз его задавали, но для кого-то другого не имеет значения, кто вы, потому что не все будут знакомы с вашим творчеством.

 

Я слышал, что ваш диск Virtuosic Vendetta должен понравиться вашим поклонникам, которые любят слушать скоростную гитарную игру и сильные мелодии. Является ли этот диск в большей степени отражением вашей эволюции как музыканта, или же у вас было определённое намерение выделить его на фоне предыдущих альбомов?

 

Virtuosic Vendetta, я должен сказать, как сольная запись, является моим главным достижением в том, что мне удалось соединить стили. Это не просто быстрая или медленная игра, или скоростная, а затем мелодичная игра, это как бы лёгкое включение всех этих элементов. Virtuosic Vendetta - это масса гитарной работы, потому что это большая часть того, чем я занимаюсь.

 

Но многие из моих влияний старой школы, будь то Black Ball [вы наверно догадались, что речь о Блэкморе - прим. переводчика], или Ули Джон Рот, или Гэри Мур, или Фрэнк Марино, или Хендрикс. Они явно присутствуют на альбоме, в дополнение к классическому влиянию и явному влиянию Ингви.

 

Это очень заметно в "Blackmore's Boogie".

 

На протяжении всей пластинки я снимаю перед ними шляпу, и вы уже говорили об этом, но там есть куча цитат моих любимых исполнителей, например, небольшие отрывки из классики, если вы знакомы с творчеством Блэкмора или Ингви, кто-то скажет: "О, это заимствовано!". Но так и должно быть.

Вдохновляет ли вас работа, которой он занимается сейчас?

 

Мне очень нравятся некоторые вещи Blackmore's Knight, а на последнем альбоме, Secret Voyage, он начал играть больше электричества, и люди, которые недавно видели Blackmore's Knight и разговаривали со мной, говорят, что он начал играть больше электричества и тяготеет к нему, как будто в какой-то степени скучает по нему. И есть несколько блестящих сольных партий, которые он играет на нейлоновых струнах или некоторые партии в "Tombs" и все эти различные этнические элементы и различные фрагменты.

 

Многое из этого мне нравится. Некоторые из них немного... немного утомляют меня. Я смотрел Blackmore's Knight огромное множество раз, но я не хочу смотреть два с половиной часа того, что мне не очень нравится. Это утомит любого.

 

Верно. Я бы хотел увидеть, как он снова возьмёт в руки Страт и исполнит старую вещь Rainbow.

 

Он был близок к этому, когда был жив Кози Пауэлл, но потом, когда Кози умер, всё поставило крест на этой затее. Люди из FPB, звукозаписывающей компании Blackwood Night [речь, конечно же о SPV, рекорд-лейбле Blackmore's Night - прим. переодчика], отчаянно хотели, чтобы он сделал это, даже просто устроил небольшой европейский тур, выпустил DVD и концертный альбом, но его сердце больше не лежит к этому. Да и девушке больше нечем заняться, и это тоже немаловажно. Его жена также является его музыкальным партнёром.

 

Именно так. Я хотел задать вопрос о трибьюте Ричи Блэкмору, который вы записали, своего рода трибьют-альбом Rainbow, который вы выпустили, компиляцию из концертных выступлений. Не могли бы вы рассказать мне немного об этом?

 

Это просто штука, я не выпускал его официально. Они записали один из концертов европейского тура, который я проводил в феврале-марте 2008 года. Когда я еду в Европу, я играю смесь из некоторых вещей Reign of Terror, некоторых моих сольных вещей, а также Deep Purple и Rainbow. Во-первых, потому что это как играть на большом огромном концерте. В Бельгии, Германии или Голландии ты начинаешь играть "Kill the King", и все сходят с ума [Мэтт смеётся]. Ты можешь сыграть это в Штатах, и, возможно, найдётся пара фанатов Блэкмора, которые узнают эту песню, но это будет всё. Где молодые ребята услышат её и скажут: "О, это крутой спид-метал". Они изобрели спид-метал.

Есть ли у вас какой-нибудь запоминающийся опыт выступления на сцене или связь с публикой, которая запомнилась вам на долгие годы?

 

Мне посчастливилось сыграть несколько грандиозных шоу, и когда я думаю о живых выступлениях, я больше думаю о своих сольных работах. Я сыграл много запоминающихся концертов, например, когда Holy Hell открывали Man O' War [сохраняю оригинальную орфографию - прим. переводчика] и Rhapsody на разогреве в Европе, и я когда играл в Olympia Hall в Мюнхене, где записывали Rainbow Live in Munich, и где выступали Deep Purple. Это было нечто грандиозное. Я стою на левой стороне сцены в Мюнхене, как это делал Блэкмор. Он всегда держался слева.

 

Это было бы особенно эпично.

 

Это приходит на ум. А однажды, много лет назад, в '94-м, перед выходом моего второго альбома, я выступал на разогреве у Ингви. Я проводил саундчек, и в клубе не было никого, кроме него и, теперь уже его бывшей жены, но в то время ещё его жены, а он сидел за дальним столиком, и он был единственным в зале.

 

И вот мы находимся там, делаем небольшой саундчек, и сам Ингви был там. Для меня было огромной честью открывать его. Он подошёл после выступления и сказал пару приятных слов, так что для меня это был бонус, потому что я не только играл, но и наблюдал за его игрой.

 

Это еще один замечательный опыт, но у меня была целая куча отличных шоу. Однажды я играл на Monterey Metal Festival в Мексике, и мы начали играть что-то восточное, и все начали хлопать в такт тому, что я играл, без того, чтобы я провоцировал их, хлопая в ладоши или что-то еще. А потом они начали кричать: "Джо... Джо... Джо... Джо... Джо". [Мэтт смеётся].

 

Так что это было как на огромном рок-фестивале, куча крутого дерьма, но я всегда говорю всем, что люблю играть. Неважно, маленькая ли это площадка, 20 человек или 20 000, я люблю это. А если это 20 человек, то эти 20 человек пришли посмотреть на меня, так почему же они должны получить, более дерьмовое шоу?

 

Именно так. Я полностью согласен. Я тоже так себя чувствую, когда выступаю, так что я понимаю. Хочу спросить: когда вы выступали перед Ингви, как вас приняли его фанаты?

 

Реакция была очень положительной.

 

Потрясающе. Да, я тоже выступал перед Ингви, и это было очень почётно. Хотя я немного нервничал.

 

Как ни странно, я не нервничал. Думаю, сейчас я бы нервничал больше. Я играл перед Ули под минусовку и играл в линию, и я полностью всё испортил в середине выступления. Не то, чтобы испортил, но я испортил это в своих глазах. Я совершил ошибку и всё испортил, просто потому что я был так взволнован из за того, что я играл прямо перед Ули.

 

Но потом я не чувствовал себя так скверно, потому что Ули упомянул, что в один из первых разов, когда он пришёл посмотреть, как играет Ингви, сам Ингви немного нервничал и играл не так хорошо. Понятно, что они хорошие друзья и всё такое, но удивительно, что не имеет значения, на каком уровне ты играешь. Такие вещи всё равно могут возникнуть. Я тогда был моложе, поэтому, видимо, меня это меньше затронуло.

Настоящие фанаты всё равно оценят то, что вы делаете.

 

Да, люди, знакомые с игрой Блэкмора, конечно, сразу же цепляются за это. Они замечают. Как они это называют, мощная поза, официальная поза Блэкмора с вытянутой ногой. Куча ребят заходят на YouTube, подкалывают меня и пишут: "О, смотрите. У него эта поза от Ингви", а я им: "Нет". Понимаете, о чём я? Ричи Блэкмор - мужик, когда речь заходит о мощной позе [Мэтт cмеётся]. Это фишка Блэкмора. Официально нога в сторону, мощная стойка. Блэкмор самый крутой в том, что касается сценических выходок и прочей хрени.

 

Именно. Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Во многих случаях YouTube... Я не уверен, что иногда это лучшие фанаты. Иногда им просто нравится писать бесконечные комментарии о ерунде.

 

Самое классное в интернете вот что: так много доступных вещей. А плохо то, что у любого болвана есть свое мнение, и люди действительно читают его и воспринимают всерьёз. Кто знает? Просто большинство из этих людей либо разочарованные молодые гитаристы, либо глупые молодые гитаристы...

 

Я смотрю видео просто потому, что хочу знать, что происходит. Я хочу увидеть хорошее видео с хорошим гитаристом.

 

Именно так. Это действительно хорошая и здоровая вещь. Ты можешь наблюдать за всеми этими гитаристами, даже за малоизвестными, и ты, в отличие от молодёжи, оцениваешь как они хороши. Многие из них воспринимают это как форум для ругани или пишут, что один парень им нравится больше, чем другой. "О, мне нравится этот. О нет, они все думают, что он лучше". Знаете, это похоже на мелкий школьный срач. [Мэтт смеётся] Но, я думаю, многие из этих ребят - школьники.

 

Да, я представляю.

 

Итак, сейчас мы узнаем мнение старшеклассников. [Мэтт смеётся]

Я рад, что вы упомянули об этом DVD, потому что многие обучающие DVD иногда обходят примеры игры. В большинстве случаев они отличные учителя, но приятно видеть на DVD и аспект исполнения.

 

Вы должны пытаться сбалансировать обе вещи, потому что кто-то должен смотреть на вас и быть безумно вдохновлённым в дополнение к получению содержания. Мои DVD работают довольно прилично, и это не значит, что они высокотехнологичные, но они достаточно хорошего качества, чтобы быть отличным учебным пособием в крутом DVD для гитаристов.

 

Оглядываясь назад на DVD, который вы уже выпустили, есть ли что-то, что вы хотели бы сделать по-другому в следующий раз?

 

Единственное, что я могу сказать, это то, что в плане содержания я вполне доволен. Возможно, они могли бы быть немного более краткими в плане сценария, но другая вещь, которая нравится в моём DVD - это то, что вы как будто сидите в комнате и получаете урок от меня, так что есть такой аспект. Есть такой личный аспект, и это здорово.

 

Я немного играл, когда был ребёнком, лет с 10, а потом вдруг подумал: "Это отстой. Мне это неинтересно. Я не собираюсь с этим возиться". А потом я как бы отпустил это. Я играл по "Easy Way" Мэла Бэя, брал уроки у старика: "Это E. Это грёбаный F. Это G7", а потом играл небольшие мелодии, песни из книг. Я быстро потерял интерес. Я снова занялся этим в 13 лет, потому что все мои друзья увлекались музыкой, а я увлекался тогдашним хард-роком, Хендриксом, Sabbath, Purple, ранним Джеффом Беком, Zeppelin.

 

Семидесятые были великой эпохой для хард-рока, и я сразу же подсел на него. Я пил свое первое пиво. Я вырос в Нью-Йорке, поэтому возраст, разрешающий употребление алкоголя был с 18 лет. Я был в своем первом баре, выпивая в 15 лет, а играл в своем первом баре в 15-16 лет.

 

Вау!

 

И это то, чем я занимался. У меня был Страт '74-го года, усилитель Marshall, и моя группа играла концерты. Потом я стал старше, начал играть в клубах. Я ходил в старшие классы, ложился спать в три часа ночи, просыпался и шёл в школу. Я не знаю, как я закончил последние два года старшей школы. [Мэтт смеётся].

 

Были ли какие-то поворотные моменты в вашем становлении как музыканта, которые немного помогли вам поднять уровень?

 

Первый раз, я помню, старший брат моего друга поставил нам альбом Elegant Gypsy Эла Ди Меолы еще в конце семидесятых, и это в какой-то степени изменило меня, потому что сперва Шенкер с UFO, Блэкмор и прочее, Made in Japan и всё такое. Потом я услышал Elegant Gypsy и воскликнул: "Ни хрена себе". Послушайте "Race with the Devil".

Это отличные пластинки, которые также очень повлияли на мою игру. Я должен упомянуть об этом.

 

Некоторые соло на их записях до сих пор остаются одними из лучших, когда либо сыгранных им в рамках песни. Не сказать, что он не выкладывается до сих пор, но есть что-то такое в музыкантах, когда они моложе, понимаете, о чём я? Есть определённый инстинкт убийцы, который приходит на этом этапе карьеры. Не то чтобы в нём что-то не хватает. Он всё ещё "идёт на убийство", материал на этих записях просто...

 

Новаторский. Потрясающе.

 

Да.

 

Это он пристрастил вас к скалопированному грифу?

 

Это скорее было делом рук Блэкмора, хотя я видел, что он тоже так делал. Но я всегда был учеником Блэкмора. На мойм сайте опубликована часть моей коллекции гитар, и одна из моих самых первых гитар со скалопированным грифом, это гриф '79-го года на корпусе Fender Japan, и эта гитара была у меня с 1987 года, а потом я начал покупать кучу разных Стратов.

 

Потом я купил модель Ингви, когда она только появилась, в самый первый год её выпуска, и именно эту гитару я использовал на своих первых трёх пластинках. Модель Yngwie яблочно-красного цвета. Это великолепно звучащая и очень удобная гитара. Я до сих пор постоянно играю на ней дома.

 

Да, это великолепные гитары. Что касается скалопирования, вам нравится более глубокое или более лёгкое скалопирование? Мне лично нравится глубокое скалопирование на моих гитарах.

 

Мне нравится довольно глубокое, потому что я могу использовать толстые лады, джамбо 6000, и это отличное сочетание.

Просто подумал об этом, разве вы не выступали с Грэмом Боннетом? Speed Metal Messiah

 

Да. На концерте Sky Academy Ули Джона Рота [серия мастерклассов/концертов с приглашёнными преподавателями - прим. переводчика] в Лос-Анджелесе в самый первый год, когда они проводили концерты, я сыграл пару композиций с Грэмом Боннетом. Для меня это было грандиозно. И потом Ули тоже присутствовал на концерте, так что это было очень важно... Я сидел там среди рок-королей и пытался вести себя хорошо, не переигрывать и проявить должное уважение к легендам рока. К счастью, я сыграл довольно хорошо, и я уверен, что это есть на YouTube.

 

Ну, а что Ули думает о вашей игре?

 

Он удивительно добродушный, классный мужик. Мне посчастливилось джемовать с ним и играть с ним уже много раз, и он отличный музыкант, отличный артист, настоящий джентльмен и просто очень душевный человек. Всегда приятно наблюдать за его игрой и играть с ним.

 

Потрясающе. Возвращаясь к теме шреда, вы когда-нибудь замеряли свою скорость, чтобы понять, как быстро вы можете играть, прежде чем всё начнет превращаться в кашу?

 

Нет, потому что очень часто для меня это должно быть в контексте чего-то музыкального, так что если я фиксирую быструю мелодию в дабл-тайм и она в темпе 120, а я играю тридцатьвторые ноты, то это примерно шестнадцатые в темпе 240. Очевидно, что это довольно быстро или быстрее, чем вам нужно. В нужном месте это звучит убойно. Другой пример того, что я играю безумно быстро, - представьте, что у вас есть хаф-тайм грув, где отстукивались бы четверти, для вас, помешанных в восьмидесятые на метрономе, и вы качаете грув хаф-тайм, а я играю быстрые шестнадцатые  триоли, но на самом деле это 12 нот на такт, что эквивалентно игре шестнадцатых триолей в темпе за 160-170, что также безумно быстро.

 

Это было бы довольно быстро.

 

Это пример того, что я делаю, когда играю безумно быстро. Не то чтобы я не так часто играюна пределе своих возможностей, но для меня гораздо важнее, техническое совершенство. Теперь те вещи, на которых раньше мне приходилось концентрироваться и упорно работать, чтобы достичь технического уровня, теперь вытекают из меня более свободно, и именно тогда ты понимаешь, что действительно достиг другого уровня.

Именно так. Так что сочинение музыки по-прежнему является основным блюдом.

 

Это просто то, как вы демонстрируете это в музыкальном контексте. Будь то Алекси Лайхо из Children of Bodom, который является новым, более техничным музыкантом для молодого поколения, или ребята из Dragon Force [сохранена орфография оригинала – прим. переводчика], или Джефф Лумис из Nevermore. Представлены все виды отличной техничной игры. Я знаю, что ребят из Dragon Force всегда критикуют, но я видел, как они играют несколько вещей, и это звучит очень хорошо. Но это не значит, что я ищу в Интернете плохое видео с их игрой, как это делают многие школьники.

 

(Смеётся) Поскольку сейчас наблюдается такое возрождение, я говорил об этом ранее, но как вы думаете, сейчас в каком-то смысле почти лучше, чем в восьмидесятые?

 

В любое время, когда есть группы, продающие пластинки с отличной игрой на гитаре и отличной интеллектуальной хард-роковой и метал-музыкой и отличной подачей, это хорошо для всех вокруг. Поэтому я думаю, что это здорово, что музыканты заинтересованы в том, чтобы посвятить себя своему инструменту. Всё больше ребят делают это, как никогда раньше. Я думаю, это здорово.

 

В вашей собственной игре, что вы считаете наиболее важным? Что для вас критично в плане аспектов вашей игры?

 

Как и все остальные, я всегда стремлюсь упорно работать и стараюсь становиться всё лучше и лучше в том, что я делаю, постоянно совершенствуюсь. Техника - это в большей степени контроль и подача, чем скорость, так что чем дольше я играю и чем становлюсь опытнее, тем более последовательно собираю все эти элементы вместе, когда ты в клубе перед 50 или 150 зрителями или на оупен-эйр перед 10 000 или 20 000 зрителей. Пытаться все время выступать на высшем уровне, быть очень последовательным, безупречным и расслабленным - это то, к чему, я думаю, мы все стремимся.

 

Да, определённо. Техника - одна из тех вещей, которыми можно увлечься, и это отличный инструмент, но я заметил, что даже в своей собственной работе я стараюсь делать меньше тех песен с упражнениями, о которых вы упомянули.

 

Я думаю, что многое должно идти изнутри, так что мелодия, музыка, грув и все эти вещи - это все вещи, которые являются отражением кого-то как личности, как артиста или чего-то еще. Это вещи, которые, и это не отражение твоей музыки, но ты должен знать свой материал, например, когда ты сочиняешь действительно хорошую мелодию, она не приходит от того, что ты садишься и говоришь: "О, этой композиции нужна мелодия", ты просто слышишь её органично в своей голове, и она начинает всплывать и приходить к тебе.

 

Надеюсь, она идет из вашей души.

 

Да, это идет изнутри. Это как бы выходит за рамки, потому что это очень честная вещь. Если это доходит до людей, это здорово.