GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jimmy Page

 

 

Something in the way

(первые строки текста песни Джорджа Харрисона и Beatles)

 

 

Джимми Пейдж раскрывает секрет песни "The Rain Song" и говорит о своем перфекционизме.

 

 

 

 

 

 

Пол Эллиот, Фото - Росс Халфин

Guitar Player, Март 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Если четвёртый альбом Led Zeppelin был шедевром группы, то последовавший за ним альбом Houses of the Holy стал их непризнанной классикой. В некотором смысле, его затмило то, что было до и после него - IV и монолитный Physical Graffiti 1975 года, но он содержал одни из самых мощных композиций, когда-либо созданных Led Zeppelin: "No Quarter", "The Rain Song", "Over the Hills and Far Away", "The Song Remains the Same".

 

Ещё большую мистику добавляла обложка, созданная дизайнерской студией Hipgnosis: сюрреалистическое изображение голых детишек, карабкающихся по каменистой местности Мостовой Гигантов в Северной Ирландии, под светящимся жёлто-оранжевым небом. "Вызывающе, не правда ли? спрашивает Пейдж. "Её невинность и идея о том, что все мы являемся сосудами святых обителей".

В отношении Led Zeppelin IV и Houses of the Holy существует единое мнение, что это была группа на своем абсолютном пике.

 

Я не могу сказать, какой альбом является пиком. Первый альбом был довольно хорошим знакомством с группой. В этом альбоме так много идей, и эти идеи расцвели со временем. Но четвёртый альбом, да, он был очень серьёзным, очень хорошим.

 

Принято считать, что Led Zeppelin IV был реакцией на негатив, который вызвал предыдущий альбом. Так ли это, как вы помните, Led Zeppelin III был плохо принят?

 

Прессой - да. Пресса не приняла ни один из альбомов. С третьим альбомом они не понимали, зачем мы делаем акустическую музыку, кроме того, что она уже была на первом альбоме. Я удивлялся: откуда берутся эти люди?

 

Но слушатели вас приняли.

 

Мы отлично справились с аудиторией, потому что как только вы послушаете Led Zeppelin, вы поймёте это. Вы понимаете: что происходит, почему это происходит, почему это звучит и блестящую музыкальность.

 

История гласит, что вы отвергли первоначальную версию обложки Houses of the Holy, представленную Стормом Торгерсоном из Hipgnosls, а затем обратились к другому художнику, Обри "По" Пауэллу.

 

Ну, с По мы ладили лучше, чем со Стормом, но таковы уж они были. Если людям не нравился один человек, они работали с другим.

 

Возможно, вы могли бы подтвердить еще одну историю о Houses of the Holy - что вы сочинили "The Rain Song" после того, как Джордж Харрисон сказал вам, что Zeppelin никогда не исполняют баллады.

 

Нет, это было не от Джорджа Харрисона. Он мне этого не говорил. Я просто услышал от кого-то, что он сказал: "О, Led Zeppelin не исполняют баллад".

 

Я перефразировал, но это было что-то похожее. Возможно, он сказал это легкомысленно. Возможно, он действительно не слушал много Led Zeppelin.

 

Во вступительных нотах песни "The Rain Song" также есть сходство с классической песней Харрисона "Something" группы Beatles.

 

Да, [смеётся] я подумал, что было бы интересно вставить первые пару нот из "Something" во вступление к "The Rain Song". Но я считаю, что "The Rain Song" совсем не похожа на "Something", так что никому это даже в голову не придёт.

В "The Rain Song" присутствует такая красота. Считаете ли вы её одной из своих лучших?

 

Как цельное произведение, да, она очень хороша, это точно. Как гитарная вещь она действительно хороша, но, опять же, она ожила благодаря тому, что Бонзо очень деликатно играл щётками.

 

Во время тура Houses of the Holy, летом '73-го, концерт Zeppelin на Tampa Stadium побил рекорд посещаемости, который до этого принадлежал Beatles.

 

Сколько это было, 52 000?

 

Больше. 56 800, если быть точным. Выходя на сцену перед такой огромной аудиторией, вы когда-нибудь волновались?

 

У меня всегда было чувство, которое можно назвать волнением, когда я выходил на сцену, где бы это ни происходило. Я думал, может, это просто адреналин. Но я всегда чувствовал эту нервозность. Нет сомнений в том, что ты внезапно впадаешь в такое состояние, которое можно назвать боязнью сцены. Но я был более реалистичен в том, чем это, вероятно, было. Это был не страх перед сценой. Я люблю быть на сцене. Там нечего бояться. Но это чувство волнения, конечно, было.

Кто, кроме группы, слышал музыку Led Zeppelin до того, как она была представлена к релизу? Ахмет Эртегун, глава вашего лейбла?

 

Он получал готовый альбом. Вот как это было. Это было замечательно, потому что это было так изолированно. Вы знаете, какая атмосфера была в то время, что нужно было делать. Буквально всё, что нужно было делать, это записывать альбомы, затем презентовать их, с обложкой, а потом давать концерты. Звукозаписывающая компания не давила на вас. Они не могли на вас наседать, потому что вы говорили им: "Вот он - новый альбом". И из-за спроса на альбомы Led Zeppelin они не могли помешать. Они не хотели мешать. Потому что они могли видеть - я думаю, история доказывала это - что мы знали, что делали.

 

Ваша сила заключалась в вашей популярности?

 

Да. И как вы можете видеть из истории, это было правильное решение - не выпускать синглы на этом пути. Это дало нам возможность делать именно то, что мы хотели, без необходимости думать: "О, каким будет сингл? Или когда кто-то из звукозаписывающей компании спрашивает: "Где сингл?". Или того хуже: "Я думаю, вы должны сделать это!".

Вы были таким же перфекционистом в бизнесе, как и в музыке?

 

Господи, нет! Если честно, этот перфекционизм распространялся на всё.

 

Будучи таким перфекционистом, с вами было трудно работать?

 

Нет. Не думаю, что это так.

 

Вы когда-нибудь чувствовали, что группа считает, что вы их слишком сильно подгоняете?

 

Я не знаю, думал ли кто-нибудь, что это так. Ты всегда стараешься быть лучше, лучше и лучше. Это всё, что в этом есть. И иногда то, что ты сделал, недостаточно хорошо. Делайте лучше, делайте лучше. Но, знаете, это моё личное дело. И я не изменился. Я такой, какой есть.

Бонус

 

Святой Рок-н-Рольщик

 


Когда Houses of the Holy исполняется 50 лет, мы отдаем дань уважения тому, как музыкальные инновации Джимми Пейджа, объединившего жанры, сорвали покров с блюзовой формулы Led Zeppelin.

 


Джефф Джейкобсон

Guitar Player, тот же мартовский номер  2023 года

перевод с английского

 

музыкальные примеры вы найдёте по ссылке

 


1973 год был весьма насыщен событиями. Тогдашний вице-президент Спиро Агню подал в отставку в связи с обвинениями в уклонении от уплаты налогов, бушевал Уотергейтский скандал, Miami Dolphins завершили до сих пор не превзойдённый идеальный сезон NFL [без единого поражения и ничьей – прим. переводчика], а режиссер Мартин Скорсезе представил свой основополагающий фильм "Злые улицы". Тем не менее, даже несмотря на эти и многие другие важные события, происходившие в США в том году, музыкальный мир имел свою долю достойных внимания релизов. Среди них такие альбомы, как Dark Side of the Moon группы Pink Floyd, дебютный одноимённый альбом группы Queen, Innervisions Стиви Уандера и альбом, который мы чествуем в этом номере и уроке, Houses of the Holy группы Led Zeppelin.

 

Появившись на волне массового успеха альбома группы Led Zeppelin IV 1971 года (альбом, в который вошла песня "Stairway to Heaven"), Houses of the Holy стал своего рода отступлением, поскольку предыдущие альбомы группы были более мрачными и блюзовыми. Фактически, это единственный альбом Led Zeppelin, в котором нет ни одной блюзовой песни. Поэтому давайте отметим 50-летие альбома своеобразным туром по "Houses", пройдясь по всем композициям альбома по порядку, останавливаясь по пути, чтобы осмотреть некоторые уникальные достопримечательности

Houses of the Holy врывается со старта с беспокойным пульсом "The Song Remains the Same". Гитарист Джимми Пейдж мастерски накладывает джангловые партии 12-струнной электрогитары, всё сыграно на его Fender Electric XII. Отсутствие фирменных для Led Zeppelin гитар с дисторшн и массивных однотонных риффов говорит о том, что на этом альбоме у группы есть что-то другое. Гитары Пейджа, обладающие ярким и относительно чистым звуком, комбинируют ритмические дроны на открытой струне D и стаккато акцентированных трезвучий. Гитариста часто прославляют за его искусную оркестровку гитарных партий, и здесь, он характерно демонстрирует свою креативность: Две гитары вносят свой вклад - аккордовые акценты не просто дублированы, как это часто бывает в подобной ситуации. Давайте посмотрим поближе. В Ex.1, вдохновлённой вступлением песни, две гитары начинают с одного и того же аккорда D открытой позиции. Но по мере того, как Gtr.1 продвигается вверх по грифу с помощью серии восходящих трезвучий на трёх верхних струнах, Gtr.2 следует этому примеру, но при этом играет другие трезвучия, которые, если слушать их в сочетании с трезвучиями Gtr.1, добавляют "цветовые оттенки" к общей гармонии, которые передают более сложные и богато звучащие аккордовые свойства, а именно Dm7 (второй такт), G6/D (третий такт) и A9/D (четвёртый такт). Оркеструя партии таким образом, Пейдж тонко создаёт более широкий и красочный тональный спектр. Очень круто. И впереди еще больше волшебства.

Далее следует прекрасная акустическая баллада "The Rain Song", для которой Пейдж изобретательно использовал то, что можно назвать открытым строем Gsus4 (от низких к высоким: D, G, C, G, C, D). С его помощью он исследует и использует простые формы аккордов - всего две прижатые ноты в окружении звонких открытых струн. Ex.2 вдохновлён акустической игрой Пейджа на протяжении всей композиции.

Но давайте откроем еще более сложный пример "ритмического диссонанса", который появляется немного позже в песне. Сразу после гитарного соло, на 3:01, следует короткая, музыкально загадочная интерлюдия, в которой партии Пейджа, басиста Джона Пола Джонса и барабанщика Джона Бонэма объединяются в то, что можно описать как полиритмия, одновременное сочетание контрастных ритмов.

 

Здесь рифф Пейджа начинается как удар вверх на четвёртую долю, а затем продолжается в течение двух тактов в последовательных группах по три такта. Это создает звуковую иллюзию того, что гитарист играет в размере 3/4 в то время, как барабанщик Джон Бонэм (кажется, не замечая этого) отбивает ритм 4/4 в прямом рок-бите - бочка на первую и третью долю, а малый барабан на вторую и четвёртую. Ex.3 предлагает фразу, построенную с использованием аналогичного подхода. Обратите внимание, как полиритм "три против четырёх" в "Over the Hills" заканчивается тем, что группа вновь соединяется на первую долю в 2/4, что позволяет им плавно вернуться к основному инструментальному хуку песни – общему риффу.

Ещё больше ритмических приключений появляется на нашей следующей остановке, фанковой, явно вдохновлённой Джеймсом Брауном "The Crunge". Песня начинается в размере 9/8, в ней электрогитара Пейджа чёсом на чистом звуке исполняет доминантнонаккорд, с большим количеством приглушенных шестнадцатых, синхронизируясь с хитрым барабанным ритмом, Бонэма и проворной басовой линией Джонса. Размер 9/8 здесь лучше всего отсчитывать от 8/8, являющегося дробным эквивалентом 4/4, добавляя дополнительную восьмую ноту в конце каждого такта. Используя фундаментальный аккордовый пэд Dm7, Ex.4 предлагает фанковую партию ритм-гитары, ритмически похожую на ту, что играл Пейдж.

 

Изучение этой забавной композиции будет неполным, если не обратить внимание на шутливую аллюзию вокалиста Роберта Планта на "Крёстного отца соула", когда он ищет "бридж", завершая песню ехидным "Where's that confounded bridge?!".

Переходим к следующей композиции Houses, "Dancing Days", где мы с самого начала сталкиваемся с мелодическим диссонансом. Пейдж настроил свой Gibson Les Paul в открытый строй G (от низкой струны к высокой: D, G, D, G, B, D) и вступает со зловещей гитарной линией, в которой звучит повышенная кварта (#4) тональности. Мы находимся в мажоре, где четвёртая ступень обычно C, но здесь творчески смышлёный гитарист делает кивок на лидийский лад (G, A, B, C#, D, E, F#), который почти идентичен мажорной гамме, или ионийскому ладу (G, A, B, C, D, E, F#), за исключением того, что 4-я ступень гаммы повышена полтона, до C#. Это создаёт интервал увеличенной кварты (три целых тона) между тоникой G и повышенной четвёртой ступенью C#. Иногда его называют "дьявольским интервалом", так как его появление создает отчётливое впечатление, что что-то Зловещие действия. Ex.5 представляет похожий по стилю рифф, который навевает мысли о вступлении песни.

Предлагая интересную смену музыкальных декораций, наша следующая остановка - "D'yer Mak'er", квази-регги песня, название которой высмеивает британское произношение слова "Ямайка". И снова Пейдж демонстрирует свое мастерство наложения дополнительных гитарных партий: сначала он добавляет традиционную ритм-партию в стиле регги, состоящую из аккордовых акцентов на слабую долю, исполняемых ударами вверх. Затем он творит свою магию, добавляя вторую ритм-партию, которая напоминает островные ритмы, сочетая приглушенные ладонью одиночные ноты с фразами в стиле R&B, как у Стива Кроппера (Ex.6).

Далее мы попадаем на "No Quarter", мечтательную песню, где клавишные Джона Пола Джонса играют ведущую роль, пока в припеве песни не вступает мрачный гитарный рифф Пейджа. Рифф гитариста напоминает об овердрайвовом звучании предыдущих классических песен Zeppelin, а то, что инструмент настроен на полтона ниже (от низкой струны к высокой: Eb, Ab, Db, Gb, Bb, Eb), добавляет еще больше "гранжа".

 

К слову эпохе гранжа девяностых, вступительный рифф к песне Soundgarden "Spoonman" как бы намекает на прозорливый рифф Пейджа с пауэр-аккордами. Ex.7 также наводит на эту мысль, хотя он исполняется в стандартном строе

Возвращаясь к более мечтательной части "No Quarter", которая служит фоном для гитарного соло Пейджа, мы видим, что гитарист выходит за рамки привычных пентатонических и блюзовых гамм, используя красочные "холодные джазовые" приемы, напоминающие модальный стиль, который возглавил трубач Майлз Дэвис в конце пятидесятых. Ex.8 заставляет вспомнить некоторые из вкусных приемов, которые Пейдж создал в своем соло. Играя на аккорде Dm7, его фразы звучат в дорийском минорном ладу (D, E, F, G, A, B, C), который отличается от натурального минора (D, E, F, G, A, Bb, C) повышенной шестой степенью гаммы - B. Обратите внимание, как в этой фразе обыгрывается мажорное трезвучие (C, E, G), чтобы подчеркнуть гармоническое расширение, или цветовые тона, аккорда Dm7. (C, E и G - это 7-й, 9-й и 11-й лады, соответственно.) Ритм исключительно триольный, создающий напряжение, которое приятно контрастирует с мягким аккомпанементом ритм-секции.

Наша последняя остановка - "The Ocean" –Led  Zeppelin старой школы... по крайней мере, самой ранней. До сих пор мы испытывали некоторые ритмические эксперименты, включающие полиритмы и песни в нечётных размерах. Для начального риффа здесь Пейдж находит ещё один путь для исследования - смену размеров, чередуя их между 4/4 и 7/8. Как и в "The Crunge", мы можем считать, что 7/8 - это 8/8 - снова то же самое, что 4/4, но на этот раз на одну восьмую ноту меньше. Всё идет гладко вплоть до конца двухтактовой фразы, где мы делаем резкий разворот и возвращаемся к началу. Вдохновлённый этим риффом, Ex.9 меняет размеры, чтобы добиться такого же резкого эффекта.

Наконец, в "The Ocean" используются некоторые из тех же приёмов аранжировки/оркестровки, которые Пейдж ранее использовал в "The Song Remains the Same". Гитарист снова накладывает аккорды друг на друга, и здесь он создает иллюзию гитарного оркестра. В куплетах Пейдж играет рифф со смещёнными пауэр-аккордами. Но когда рифф возвращается после соло, он добавляет сверху гитару в более высоком регистре. Комбинированные партии приводят к неожиданным джазовым доминант- и большим мажорным септаккордам, но сыгранным с на перегрузе, что придает им приятную остроту. Ex.10 напоминает эту часть.

Во время нашего путешествия по Houses of the Holy мы испытали творческий потенциал Джимми Пейджа, который раздвигал границы того, чего достигли Led Zeppelin на сегодняшний день, и искал новые звуки и стили. Лучше всего он подытожил это, сказав в праздничном номере журнала Guitar World за 2014 год: "Я заставлял себя исследовать новые области гармонии. Я хотел исследовать эти внешние грани - может быть, переступить через край! Я на самом деле удивлён, что я здесь, чтобы рассказать об этом".

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.