GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jim Marshall

 

 

 

Отец могучего стэка

 

 

 

Лиза Шаркен

Vintage Guitar, октябрь 1997

Перевод с агнглийского

 

 

 

Когда речь заходит о гитарных усилителях, два имени возвышаются над всеми остальными: Лео Фендер и Джим Маршалл. Даже "гражданские" узнают эти имена. Два имени, из двух разных стран, с двумя очень индивидуальными характерами звучания. Хотя первоначальная схемотехника усилителей Marshall была в значительной степени разработана под влиянием оригинального Bassman от Fender, впоследствии усилитель приобрёл совершенно новый характер, когда его соединили с новым уникальным кабинетом Marshall 4x12".

Но многие люди до сих пор не знают, что Джим Маршалл - барабанщик, и он не играет на гитаре. Как барабанщик Маршалл продвигался по карьерной лестнице в Англии, брал уроки у звезды барабанного искусства Макса Абрамса и стремился подражать стилю своего кумира Джина Крупы. К 1949 году Маршалл был уверенным, хорошо подготовленным музыкантом и начал давать уроки игры на барабанах многим местным музыкантам. Он быстро собрал внушительную группу учеников, среди которых были Митч Митчелл, игравший с Джими Хендриксом, и Мик Андервуд, игравший с Ричи Блэкмором.

 

Благодаря доходам, скопленным на преподавании, он смог открыть свой собственный бизнес. В 1960 году Маршалл начал собирать в своём гараже басовые кабинеты и акустические системы из-за нехватки оборудования в Великобритании, особенно для бас-гитары. Позже в том же году Маршалл открыл свой собственный розничный магазин, где давал уроки и продавал оборудование. По совету знакомых музыкантов Маршалл пополнил свой магазин самыми популярными товарами Fender и Gibson: Стратокастерами, Телекастерами, усилителями Tremolux и Bassman, Лесполами и ES-335.

 

Многие гитаристы, регулярно посещавшие магазин Маршалла, выражали заинтересованность в поиске гитарного усилителя с более "грязным" звучанием, чем более "чистый" саунд, усилителей Fender, доступных в то время. В результате этих просьб осенью 1962 года появились самые первые усилители Marshall, созданные Кеном Брэном, руководителем сервис-центра магазина Маршалла, при помощи его ученика Дадли Крэйвена. На эти первые прототипы было сделано множество заказов, и Маршалл постепенно расширял свои производственные мощности и производство, чтобы удовлетворить спрос. Звучание Marshall определённо привлекало внимание.

 

Одним из самых первых клиентов Джима Маршалла был Пит Таунсенд, которого он знал с тех пор, как тот взял свой первый аккорд.

 

"Я знал Пита с самого детства, потому что играл с его отцом в биг-бэндах. Его отец был очень хорошим альт-кларнетистом", - вспоминает Маршалл. "Когда Пит начал громить своё оборудование, мы с его отцом подумали, что этот парень сошел с ума. Он пробовал новый вид шоуменства, который мы не могли оценить".

 

Он и не подозревал, что такие артисты, как молодой Таунсенд, с таким мастерством, используя в качестве задника стену Marshall, выведут этот усилитель в мейнстрим, сделав его, пожалуй, самым популярным усилителем в истории рок-музыки.

Vintage Guitar: в чём заключался феномен звучания усилителя Marshall?

 

Джим Маршалл: Мы поняли, что это был ламповый перегруз в сочетании с особым выходным трансформатором, который, к счастью, никто в точности не скопировал. С тех пор мы стали декорациями для всех групп.

 

Какие гитары использовались при формировании звучания усилителя?

 

Я очень мало знал об усилителях, но много знал о барабанах. Я обучал так много лучших барабанщиков, и их группы покупали гитары и усилители в моём магазине, который был частью школы игры на барабанах. Они настояли на том, чтобы у меня было все самые лучшие американские инструменты, такие как Gibson Les Paul и Fender Stratocaster. Это были две гитары, которые мы использовали при разработке звука усилителя. Тем не менее, мой фаворит - Les Paul через усилитель Marshall. Это то, что предпочитает мое ухо.

 

Как эволюционировал кабинет 4x12"?

 

Мы начали с 2x12", но в то время динамики были не так уж хороши, поэтому мы использовали два динамика мощностью 25 Вт и усилитель мощностью 45 Вт с пиковой мощностью около 75 Вт, и мы порвали все динамики. Именно тогда я разработал 4x12". Это было просто потому, что у нас лопались диффузоры. Я подумал о самом маленьком корпусе, который я мог бы сделать, чтобы вмещать четыре 12-дюймовых динамика, и не было ничего мудрёного в том, чтобы разработать размер или что-то в этом роде. Это было чисто для того, чтобы он помещался в транспорт тех дней. Мы не могли сделать более мощный кабинет 2x12", потому что не было доступных динамиков, которые могли бы выдержать перегруз усилителем. Итак, я сделал небольшой кабинет, вставил четыре 12-дюймовых динамика, и он заработал. Затем я поместил усилитель в прямоугольный корпус, и тогда мне пришла в голову идея сделать наклонный 4x12", чтобы он эстетически выглядел лучше. Я считаю, что наклонный кабинет – наилучший вариант, если вы используете полу-стэк.

 

Этот дизайн колонки с тех пор копирует большинство производителей!

 

Если бы я в первую очередь закопирастил дизайн, я бы заработал огромную кучу денег.

 

Когда появился первый стэк Marshall?

 

Думаю, это произошло в '65-м, когда Таунсенд сказал, что ему нужны 100-ваттные головы. Мы сделали для него первые три 100-ваттных головы. Я спросил его, какой кабинет ему нужен, и он сказал, что хочет восемь двенашек в одной колонке. Я сказал, что большой квадратный ящик с маленьким усилителем наверху будет выглядеть нелепо, поэтому я сказал ему позволить мне что-нибудь спроектировать самому. Я таки сделал то, что оказалось стеком 8x12". Пит попытался унести его из мастерской, но он был таким тяжелым. Я сказал ему, что роуди его зарежут, но он ответил: "Им платят за это". Через две недели он вернулся и сказал, что я был прав, и спросил, могу ли я разрезать его пополам. Я сказал ему, чтобы он оставил его мне, и что я переделаю что-то, что будет более подходящим. Я вернулся к прямому 100-ваттному кабинету 4x12", который теперь является нижним кабинетом, и поставил наклонный сверху, и еще усилитель. Родился стэк.

 

Так можно ли сказать, что запрос Пита Таунсенда на кабинет 8x12" вдохновил на создание стэка Marshall?

 

Да, именно он вдохновил. Но на самом деле некоторые ребята даже зашли так далеко, что заявили, что Пит автор идеи.

 

Кроме Пита Таунсенда, какие ещё артисты повлияли на дизайн конкретных усилителей Marshall?

 

Marshall Major - это 200-ваттная голова, сделанная для Ричи Блэкмора, и у него до сих пор стоит такая же. Усилитель, будучи 200-ваттным, сильно перегревался, потому что в те времена лампы служили недолго. В оригинальных Major использовались EL34. Потом мы заменили лампы в усилителе Ричи на KT66. У покупателей был выбор - заказать усилитель с EL34 или KT66. Мы сделали очень мало таких усилителей.

Как вы познакомились с Джими Хендриксом?

 

Я учил Митча Митчелла, и он привёл Джими ко мне. B вот этот долговязый американец говорит: "Я собираюсь стать величайшим, чувак". Я подумал, вот ещё один американец, который хочет получить что-то на халяву. Но, как будто он прочитал мои мысли, он сказал, что не хочет, чтобы ему что-то давали бесплатно. Он хотел заплатить полную цену, но при этом он хотел сервисное обслуживание в любой точке мира. В то время я думал, что это была трудная задача, потому что мы ещё не были такими крупными, но я сказал, что мы сделаем это. Даже если бы мне пришлось доставить техника туда, где он был, я бы сделал это, потому что он был таким хорошим парнем.

 

Насколько сильно Хендрикс участвовал в разработке усилителей Marshall?

 

Вовсе нет. Он просто покупал стандартные модели и собирал их в стену, чтобы получить больше мощности, и всё. Он никогда ни о чем не просил. Он был просто счастлив, что получил то, что имел, и звук, который хотел.

 

Часто ли Таунсенд, и Хендрикс требовали сервисного обслуживания своих усилителей?

 

Пит ни разу не сломал и не спалил ни одного из своих усилителей или динамиков, только ткань кабинетов. Он рвал её гитарами. Вот и всё, и мы её заменяли. На самом деле и Джими Хендрикс никогда ничего не разбивал. Он просто рвал ткань кабинета. Но Джими часто гастролировал за пределами Англии и редко менял ткань кабинетов.

Как начались отношения между Слэшем и Marshall, которые привели к созданию первой в истории именной модели Marshall?

 

Нас попросили собрать для тура Слэша [1996 год с Slash's Snakepit – прим. переводчика] десять новых усилителей, точно таких же, какие он использовал на записи (модель 2555 Silver Jubilee). Спустя столько времени нам пришлось потрудиться, чтобы найти все нужные  компоненты, для возобновления производства, что было бы очень дорого. Я сказал, что единственный способ сделать это - выпустить ограниченный тираж в 3000 экземпляров. Я позволил Слэшу поставить свою подпись рядом с моей, что я сделал впервые.

 

Были ли внесены изменения в оригинальную схему усилителя?

 

Нет, они были сделаны точно такими же, как и его старые. Слэш боялся потерять звук.

 

Несколько лет назад был период, когда выходные лампы EL34 стали дефицитом. Как повлиял этот переход на использование ламп 5881 на фирменный звук усилителя Marshall?

 

Нам пришлось это сделать, но мы не были довольны. Звучание усилителя с 5881 было немного чище, чем с EL34. Это было лучше для чистого канала, но не очень хорошо для канала перегруза. Когда музыкантам удавалось найти EL34, они ставили их себе, но многие забывали, что нужно было менять и смещение усилителя. Многие угробили свои Маршалла, не отрегулировав смещение, а также пытаясь захотродить их, потому что если бы мы могли получить от усилителя большее, мы бы это сделали.

 

Так что хотроддинг был не очень умным занятием. Это либо сжигало  трансформаторы, либо приводило к замене ламп. С тех пор мы вернулись к использованию EL34, поскольку они снова стали более доступными. Нам пришлось это сделать, потому что мы обнаружили, что лампы EL34 лучше подходят для этого типа усилителя, потому что вы получаете лучшие гармоники. Когда EL34 стал более доступным, нам пришлось держать постоянный запас, потому что мы используем их сотни. Лампы, которые мы используем сейчас, поступают из России, и это те же EL34, которые они используют в своих истребителях. Как ни странно, в истребителях до сих пор используются лампы! Так что это военная спецификация, и никаких проблем у нас нет. Раньше ECC83 был плохими, очень микрофонили. Мы производим их в Китае, и это лучшие ECC83, которые когда-либо были.

 

Есть ли разница между лампами преампа ECC83 и 12AX7?

 

Нет никакой разницы, это практически одна и та же лампа, до определённой степени. Мы считаем, что в наши дни лучше использовать ECC83, потому что нам не приходится отбраковывать их так много.

 

Что послужило причиной использования выходных ламп 6550 в усилителях Marshall, экспортируемых в США в середине 1980-х годов?

 

Они отправлялись в США без ламп, и дистрибьюторская компания Unicord использовала 6550, потому что они думали, что это лучше для их американского рынка. Но на самом деле это было не так, потому что многие ведущие американские группы приходили к нам, когда гастролировали по Европе, и просили нас вернуть EL34, потому что это лучший звук.

 

Считаете ли вы, что звук усилителя Marshall меняется в зависимости от напряжения, используемого в разных странах?

 

Я думаю, что на самом деле лучше использовать [британское] напряжение 220 вольт, и это отмечают многие американские музыканты, когда гастролируют и предпочитают его звучание. Они действительно звучат по-другому. В Японии примерно 120 вольт, и там усилитель звучит иначе. Я думаю, что это лучше всего звучит в Европе или где-либо еще, где есть 220/240 вольт.

 

Как вы думаете, какие звуки, которые люди хотят слышать, изменились или эволюционировали с 50-х годов?

 

Понимаете, это забавно, мы просто пошли дальше и послушали, как музыканты рассказывают нам, чего они на самом деле хотят, но в основном это не отличалось от нашего оригинального звука. Я всё время использовал лампы, но в последнее время мы разработали и транзисторные усилители. Но даже у нашего Valvestate есть ECC83 в секции преампа, так что они также могут получить частично-ламповый звук.

Считаете ли вы, что в некотором смысле Marshall конкурирует со своей собственной историей?

 

Я так не думаю, потому что звук, который нужен сейчас, это действительно тот звук, который нам удалось получить в изначально. В будущем я не вижу, чтобы музыканты хотели чего-то другого. Большинство музыкантов вернулись к использованию только усилителей с кабинетами. Если у них возникает какая-то проблема с рэковым оборудованием, они должны выяснить, что пошло не так во всех этих модулях в рэке. Они зря теряют время.

 

У вас есть какие-нибудь особые старые усилители Marshall, которые вы держите при себе для сравнения?

 

О, да, в музее много чего есть. Наш главный инженер, Стив Гриндрод, может взять любой из них, чтобы послушать, если ему нужно, чтобы его мозг работал над определённым звуком.

 

Сколько усилков в музее?

 

Я бы сказал, около 50. Недавно я заплатил 8 000 фунтов стерлингов Guitar Center, чтобы выкупить три свои головы для музея. Они были частью коллекции Аспена Питтмана [основателя Groove Tubes, коллекционера и большого знатока ламповых усилителей – прим. переводчика].

 

Какой экспонат – самый ценный?

 

Усилитель номер один - первый усилитель Marshall, который когда-либо был сделан. Мне удалось выкупить его много лет назад.

 

Что вы думаете о новом поколении усилителей, в которых используется технология цифрового моделирования для имитации звучания ламп? [напоминаю, что интервью опубликовано в 1997 году - прим. переводчика]

 

Звук – это не то, что показывают измерительные приборы. Это то, что вы слышите здесь (указывает на своё ухо), и что бы они ни делали, цифровые и полупроводниковые усилители, никогда не смогут воспроизвести гармоники лампы. Это то же самое, что и с электронными ударными, на мой слух они звучат не совсем как барабаны.

Как вы думаете, настанет ли день, когда лампы в конечном итоге будут выведены из употребления и заменены полупроводниковыми технологиями?

 

Ни в коем случае! Мы используем их так много, то всегда будет предложение для кого-то производить лампы. У нашего Valvestate, например, очень хороший звук, поэтому это самая продаваемая вещь, которую мы сейчас производим. Маршалл делает больше Valvestate, чем мы когда-либо делали раньше каких-либо других усилителей, но если вы предложите кому-то вроде Гэри Мура выбор, он всегда выберет ламповый усилитель, и он недавно купил две новые головы JCM2000 DSL100.

 

В каком направлении, по вашему мнению, будут развиваться усилители Маршалла через 10 лет?

 

Если бы мне пришлось гадать, я бы сказал, что люди по-прежнему будут хотеть тот же звук, и я думаю, что звук, который я слышу от серии JCM2000, будут желаемым на долгие годы. Я не знаю, как Стив Гриндрод может конкурировать с тем, что он нам уже дал. Он проделал хорошую работу, и я думаю, что он будет делать это ещё много лет. Но сейчас у меня также есть очень хороший дизайнер басовых усилителей в лице Брюса Киера, и он работает с нами около семи или восьми лет. Marshall будет расширяться в области басов, а также клавишных.

 

Насколько активно вы участвуете в разработке новых моделей сегодня?

 

На самом деле, сейчас вообще никак, но мои инженеры советуются со мной и спрашивают, есть ли у меня какие-нибудь предложения. Мой персонал разработчиков очень хорош. У меня 20 менеджеров 30 инженеров Моё время сейчас занято тем, что я прихожу в 6:30 каждое утро, и с 6:30 до 8 утра у меня есть много времени, чтобы делать то, что я не могу сделать днём, потому что люди приходят и весь день задают мне вопросы. Я также занимаюсь финансовыми вопросами компании. И одна важная вещь, которую я делаю каждое утро - это открываю почту, потому что мы читаем фактически каждое письмо, которое приходит. Я думаю, что это самое важное, что может сделать начальник.

 

Куда вы обращаетесь за советами и идеями по поводу новых продуктов в будущем?

 

Мы всегда прислушиваемся ко всем, и я думаю, что это важно, потому что никогда не знаешь всего. Кто-то может подсказать что-то, о чём мы даже не думали.

 

Вы по-прежнему регулярно выступаете в качестве барабанщика?

 

Да, но в наши дни в основном для благотворительных акций. Сейчас пишется сценарий для фильма об истории моей жизни, и я собираюсь пойти в студию, чтобы записать несколько трэков, которые будут использованы в фильме. Я не уверен, когда он выйдет. У них есть молодой парень, который будет играть меня в 19 лет, и они предложили Филу Коллинзу сыграть моего отца. Затем я появлюсь в фильме в самом конце.