GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jennifer Batten HerStory

 

Лучшее от обоих миров

 

Guitar Techniques, Ноябрь 1997

Перевод с английского

 

За кулисами концерта Майкла Джексона в Razzmatazz [концертный зал рядом с Олимпийской Деревней в Барселоне – примечание переводчика.]  скрывается искренняя гармония. Добро пожаловать в нереальный мир!

Интервью Дэвида Мида

Майкл Джексон сейчас гастролирует с группой из шести человек: два гитариста, басист, барабанщик и два клавишника. Группа путешествует по Европе на автобусе, хотя в начале тура HIStory  концерты были так далеко друг от друга, что Джексон нанял частный самолет для перевозки группы между выступлениями в таких местах, как Тайбэй и Бомбей. Но формат тура далёк от привычного: самолёт > отель > место проведения > отель > самолёт. Маршрут рассчитан примерно на два концерта в неделю, и, таким образом, все гораздо спокойнее, чем обычно для рок-группы, несущейся галопом по всему миру. На самом деле все так спокойно, группа даже обошлась без ежедневного ритуала саундчека в пользу гораздо менее трудоемкого лайн-чека, когда роуди-команда перед шоу, самостоятельно, без участия группы, следит за тем, чтобы все работало должным образом. Дженнифер играет в гастрольной группе Майкла Джексона уже десять лет - хотя зрители по настоящему замечают её, только во время короткого выступления с Джексоном, исполняющим песню Beat It, где она играет оригинальное соло Эдди Ван Халена с альбома Thriller нота в ноту. "Каждый вечер я выхожу туда и пытаюсь сделать его настолько совершенным, насколько я могу, но всегда есть какая-то небольшая проблема, например, флажолет, который не выдается правильно или что-то в этом роде, но это мои 16 тактов волнения в шоу..."

 

Раньше Дженнифер одевалась для соло Beat It в костюм дракона с мигающими огнями, но в этом туре… "Это ужасно! Ну, может быть с одной стороны ужасно, а с другой и лучше. Раньше мне требовалось более двух часов, чтобы я выглядела так, как этого требовало шоу, но теперь у меня есть парик, который прикреплён к кожаной маске для лица, и он очень жёсткий, но теперь переодевание к шоу занимает всего пару минут, и я готова".

Guitar Techniques: Чья это была идея кожаной маски для лица?

 

Jennifer Batten: Это была идея Майкла…

 

GT: Ну мы должны были об этом спросить…

 

JB: Он увидел аэрографическую картину в книге, ему понравилось, и он хотел, чтобы я выглядела так же...

 

GT: Может быть тогда нам лучше сменить тему и поговорить о чём-нибудь шаблонном! Похоже, нынешний тур Джексона будет продолжаться вечно…

JB: Именно! Мы начали репетировать в июне прошлого года, хотя первое, что мы сделали, - это шоу Dangerous к 50-летию со дня рождения короля Брунея в июле, а затем мы вернулись на репетиции к туру HIStory и вылетели в Прагу 1 сентября. Мы проехали всю Восточную Европу, Австралию и Японию, сделали перерыв на пару месяцев, а затем вернулись в Европу на четыре месяца. И после этого мы собирались отправиться в Южную Африку ... Менеджеры сказали, что тур продлится два года, но я думаю, что в итоге он займёт не более полутора лет.

 

GT: Какую форму принимают репетиции для такого сложного и театрального тура?

 

JB: Знаете, жизнь начинается с репетиций! Я просто помню, что первый  месяц тура группа безвылазно провела в одной комнате, бэк-вокалисты и танцоры в другой... Второй месяц полностью прошёл в работе с пиротехниками, Майклом и всеми вместе на огромной сцене. На этот раз всё заняло меньше двух месяцев, но, возможно, заняло по паре-тройке недель на каждый этап.

 

GT: Значит, сам Майкл участвует примерно в половине репетиций?

 

JB: Да, это означает, что ему нет необходимости сидеть там, пока мы разучиваем Billie Jean!

 

Обычно он занят видеосъёмками, и в последние минуты его график просто сумасшедший.

GT: Такой долгий тур должно быть утомителен для группы.

 

JB: Ну, если бы концерты проходили каждый день, это было бы так, но у Майкла в среднем всего около двух с половиной концертов в неделю, так что это довольно расслабленно.

Утомительно то, что я занялась глупостью, работая над своим альбомом и давая мастер-классы. У меня этим летом 18 мастер-классов, и я сама в этом виновата, иначе я была бы очень расслабленным туристом. (Дженнифер недавно записала свой второй инструментальный альбом, названный Momentum, вернувшись к начатому в Above Below And Beyond).

 

В том же стиле, что Cruising The Nile и Tarzan’s Day Off, да. Я наконец-то подвела итог за эти пять лет между альбомами, и решила, какую музыку я хочу записывать. На первом альбому было много совершенно разных вещей, и я наконец-то пришла к определённой стилистике.

GT: Как насчет экскурсии по некоторым трекам нового альбома?

 

JB: Да, давайте посмотрим. Изначально Elephant Stomp и Zulu Wedding были написаны для Джеффа Бека, потому что он позвонил мне в '92м и предложил сделать совместный проект, но я все еще была в туре, и поэтому я просто начала писать ритм-партии и отсылать их ему. В конечном итоге я обнаружила, что он так не отвечает!

Они как будто вся группа находится в одном маленьком помещении, и барабаны лупят всех по лицу!

Zulu Wedding было тем, что он хотел использовать, но это было пять лет назад, и с тех пор ничего не произошло, поэтому мне не терпелось выложить материал.

Но главное, в чём я сфокусировалась в этих вещах, это передать атмосферу путешествия по джунглям! Я как бы настраиваю их как мировое сафари, как будто вы путешествуете из страны в страну, и, надеюсь, в вашем мозгу создаётся такое впечатление.

Не хочу звучать слишком по нью-эйджевому, но у меня обычно возникали видения, когда я писала Elephant Stomp, мне казалось, что слоны идут по джунглям ко мне, хотя я не принимаю наркотики. Как вам такое?

Scottsman In The Carribean (улыбается) – одна из тех вещей, которая возникла во время мастер-классов в Европе, и ребята, что аккомпанировали мне, подошли к ней с грувом. Она звучит очень серьёзно, и отличается от того, что я обычно делаю, и было довольно забавно вспомнить её, когда я вернулась. Мелодия оттуда, получилась очень странной, потому, что там, в итоге участвуют глюкофоны и волынки, всё в одной и той же песне… Но, по-моему, это сработало!

GT: Ещё одна композиция с нового альбома, The Swarm, звучит довольно зловеще...

 

JB: Да уж. На самом деле мы потратили около года, работая над вещами, и выбирая, какие партии убрать, а какие оставить. Рикки (Wolking), басист, придумал действительно отличную басовую партию для песни. Но когда мы снова поработали над ней, через шесть месяцев, он изменил её - потому что он никогда не хочет играть одно и то же дважды - и это была партия, которая попала на запись. Но сначала я собиралась сказать: "Я хочу услышать старую басовую партию, черт возьми!" Но затем она начала звучать для меня как пчелиный рой, и поэтому я подумала: "Хорошо, давайте оставим пчелиную тему!"

GT: Пчелы, кажется, являются постоянной темой в работе Дженнифер. Вы можете вспомнить ее версию Flight Of The Bumble Bee Римского-Корсакова для соло-гитары...

 

JB:  Ага, я не знаю, продолжится ли она на третьем альбоме, но, по крайней мере, она продлилась на первых двух.

 

GT: На новом CD есть еще один трек под названием Unplug This. Похоже на вызов!

 

JB: Я давно хотела написать что-нибудь связанное с этим названием, и фактически переписала ее, примерно пять раз, и возможно могла бы переписать ещё раз, но уже достаточно! Это просто было моё отношение к MTV и всем модным ребятам, которые играют свои электрические вещи в акустике... Я отказываюсь. Мне нравятся электрогитары и вот мой ответ: Unplug This! [можно понимать как: "Попробуйте-ка это в акустике" – прим. переводчика]. Я не собираюсь ничего отключать, спасибо!

GT: Планируется ли тур в поддержку нового альбома?

 

JB: В планах - как только этот тур закончится, я собираюсь отключить телефон на месяц, а затем, собрать группу и весной отправиться в тур по Штатам и Канаде и, надеюсь, вернусь оттуда до следующего лета.

 

GT: Какое оборудование Дженнифер использует на сцене в настоящее время с Джексоном?

 

JB: Я использую головы и кабинеты Peavey 5150, и также, на сцене у меня есть совершенно новый Peavey Ultra, которую я использую для дисторшн в Beat It и Black Or White. [В оригинальной статье очень много очепяток. Мало того, они не везде отмечают, где слова интервьюера, а где Дженнифер, да ещё вместо "Peavey" пишут "Peavy" – прим. переводчика]. Для чистого звука, я в основном использую Digitech 2101... На самом деле с достаточно простыми настройками, я использую всего пару пресетов.

 

GT: Одно время Дженнифер использовала рэковую систему в туре. Можно ли это считать определённым шагом в сторону от сложных систем коммутации, MIDI и так далее?

 

JB: Да! Слава богу они наконец то выпустили всё в едином блоке, и нет необходимости тянуть провода между разными устройствами. Все эффекты, которые мне нужны, и ламповый чистый звук, исходят из 2101, а весь дисторшн от оборудования Peavey.

GT: Что касается гитар, Дженнифер недавно перешла от игры на Ibanez к Washburn.

 

JB: Да, я с Washburn уже пару лет.  В этом году они выпустили новую серию под названием BT, и как раз перед этим этапом тура я получила две одинаковые гитары модели Maverick.

 

GT: Это кастомовая модель или Maverick доступен в ассортименте Washburn?

 

JB: По сути, это магазинная модель, но на ней свой сет звукоснимателей, который я использую. В бридже Seymour Duncan JB Junior, а остальные - Hot Stacks. Я всегда наношу на свои гитары кастомовую графику, и я установила демпферы струн для тэппинга. Теперь у меня вклеенный гриф без пятки, что мне действительно важно, это делает более комфортабельным исполнение высоких нот.

 

GT: Некоторое время там было очень трудно найти демпферы, но теперь Дженнифер пополнила новые запасы.

 

JB: Да, я сделала это! Есть один парень из Германии, который производит их, и я только что поболтала с ним на последнем концерте в Германии. И, очевидно, это не основное его занятие, и он не слишком много времени уделяет им. Он предлагал купить патент Schaller или кому-то ещё, но те не заинтересовались. Я знаю, что очень многие хотели бы их приобрести, но вы просто не можете их найти.

 

GT: Что насчет тремоло-системы на новой гитаре?

 

JB: Это по прежнему Floyd Rose, лицензионный Washburn Floyd Rose.

 

GT: Какие-нибудь кастомовые особенности?

 

JB: На самом деле я очень волновалась, когда они предложили мне новый бодишейп для гитары. Я играю на стратообразных гитарах уже 15 лет, и я подумала: "О боже, надеюсь это не окажется отстоем…" Но на самом деле это моя любимая гитара на сегодняшний день. Как только она у меня появилась, она сразу же мне идеально подошла. Она лёгкая, из болотного ясеня, и великолепно нашпигована. Это самая крутая гитара! Я использую её в теперешнем туре Джексона и на мастер-классах.

 

GT: Гитара на новом альбоме - Washburn?

 

JB: Да, это Washburn серии MG

 

GT: Дженнифер особенно известна своей удивительной техникой восьмипальцевого тэппинга. Вы всё ещё развиваете свой стиль тэппинга?

 

JB: Да, в большей степени, чем что-нибудь ещё. Эти легатные срывы в The Swarm и Scottsman In The Carribean, и рифф в Wodaabe Dancer – это ритмический тэппинг. Я экспериментировала с разным аккордовым голосоведением, занимаясь этим. У меня есть пара дисков Terry Bozio, где записаны просто барабаны. И я просто играла под них то, что мне нравится. Большая часть вдохновения исходила из его вещей .

GT: Терри Бозио – ваш любимый барабанщик?

 

JB: О, да! Он бог всех барабанщиков. Это он на самом деле порекомендовал мне Глена (Sobel).
У меня был вокальный проект между двумя моими пластинками под названием The Immigrants, и мы прослушали около 50 барабанщиков. Глен был одним из них, но певец не хотел его. Я считала, что он звучит великолепно, но пошла на поводу у певца. Рикки, басист, работал в Immigrants около года. Но позже я увидела, как Глен играл в клубе с Tony MacAlpine, и я подумала, что это феноменально. Этого было достаточно, чтобы заставить меня бросить Immigrants и просто работать с этими ребятами!

 

GT: Альбом Momentum – это трио. Было ли сознательное решение не использовать клавишные инструменты?

 

JB: Нет, в основном потому, что у меня не много знакомых клавишников! Я написала большую часть материала, используя только гитару, и в итоге я воспользовалась клавиатурой и картой расширения Roland, в которой были все эти классные звуки, и я просто заперлась с ней в студии. На самом деле, я не слишком углубилась в изучение мануала, чтобы узнать, как использовать секвенсор, и я не очень разбираюсь в клавишных, поэтому я просто экспериментировала и смотрела, что мне понравится... и играла через неё около тысячи раз, прежде чем я получила то, что посчитала правильным! На самом деле, я боялась тендинита [болезнь суставов и сухожилий – прим. переводчика], потому, что для игры на клавишных вы используете совершенно другой набор мышц. Думаю, в следующий раз я либо приглашу настоящего клавишника, либо научусь пользоваться секвенсором!

GT: Возвращаясь к текущему туру Джексона, - Дженнифер участвует в каких-либо театральных элементах шоу… кроме кожаной маски для лица?

 

JB: Ну, у меня есть гитара, которая стреляет огнем ... Ну, у всех должна быть такая, правда же! В конце Black Or White произошел невероятный взрыв. В первый раз, когда я увидела это, я сказала, что люди не могут быть на сцене, когда это происходит, но мы! Люди просто должны быть в определенном месте, прежде чем выйдет пламя, чтобы быть в безопасности, прежде чем пиротехник устроит взрыв. Это довольно впечатляюще и довольно жарко!

 

GT: После десяти лет гастролей с одним из величайших исполнителей в мире, играя для миллионов людей на огромных сценах, не кажется ли вам скромной идея играть на небольших клубных сейшнах со своей собственной группой?

 

JB: В конце концов, делать свою музыку и заставлять людей приходить посмотреть, как я играю свою собственную музыку, для меня это намного больше, чем 100 000 человек, приходящих посмотреть на поп-звезду! И сейчас я действительно получила лучшее от обоих миров.

Несколько советов по тэппингу для начинающих...

 

Держите большой палец правой руки на верхней грани грифа и используйте его в качестве ориентира. Для многих вообще в новинку использовать правую руку на грифе. Но наличие большого пальца в качестве ориентира действительно помогает.

Настройте высоту струн своей гитары как можно ниже, но убедитесь, что вы всё ещё сможете исполнять бенды. Нет причин бороться со струнами, вам не понадобится усилий, чтобы извлечь звук.

 

У гитар Дженнифер очень плоский радиус грифа с учетом этого факта.

 

Если она переключается между обычным медиаторным исполнением и тэппингом, Дженнифер прячет медиатор между пальцами.


Дженнифер использует одинаковую технику для обеих рук: каждый палец на соответствующий лад. Она говорит, что ей понадобилось несколько лет, прежде чем она смогла комфортно использовать хотя бы безымянный палец правой руки, но теперь она использует все восемь пальцев на грифе!

 

Правильный угол наклона правой руки почти такой же, как если бы вы "пожимали руку" гитарному грифу. Важно, чтобы ваша правая рука оставалась в удобном положении. Некомфортное положение – это первый шаг к тендиниту.