GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jennifer Batten

 

 

Интервью

 

Беседа с Дженнифер Баттен о её карьере, всемирных гастролях с Майклом Джексоном и Джеффом Беком и её участии в Guitar Cloud Symposium

 

 

 

 

Маркус Брандштеттер

Hyperlocrian Music Blog

Май 2021

перевод с английского

 

 

 

 

 

С того момента, как в 1987 году она появилась в центре внимания в качестве гитаристки Майкла Джексона, поразив всех своей великолепной техникой, дикими соло и вызывающим сценическим имиджем, Дженнифер Баттен заняла своё место в истории гитары. Баттен - женщина-виртуоз восьмидесятых и девяностых, открывшая двери для многих других гитаристок.

 

Однако её достижения выходят далеко за рамки этого. Баттен - одна из первых последователей техники тэппинга, а также педагог и композитор. Её последний проект - Guitar Cloud Symposium, гитарная онлайн-программа с регулярными живыми мероприятиями, предлагающими углублённые курсы по широкому кругу тем. В симпозиуме принимают участие многие известные преподаватели (Нили Брош, Гретхен Менн и другие), а также иногда специальные гости (Стив Вай, Стив Лукатер и другие). Баттен также записывалась и гастролировала с одним из своих музыкальных кумиров, Джеффом Беком, выпускала сольные альбомы и писала книги.

 

Я побеседовал с Дженнифер Баттен по Zoom.

Для начала я хотел бы поговорить о Guitar Cloud Symposium, который вы проводите уже давно и который вы основали. Не могли бы вы объяснить, что это такое?

 

Он вырос из серии мастер-классов, который я организовала шесть или семь лет назад и с которым объездила всю Америку. У меня возникла идея собрать множество различных тем, о которых я хотела бы, чтобы знали музыканты. Поскольку их было так много, я сжала всё это в 20-минутные блоки, как TED Talks. В течение нескольких месяцев я занималась этим. Потом я была очень занята: играла с группами, записывалась, гастролировала - ну, вы знаете, жизнь музыканта. Когда случилась пандемия, естественно, все туры были отменены. И мне нужно было чем-то заняться.  Мне пришла в голову идея не просто перезапустить семинары, но сделать их виртуальными и добавить больше людей, чтобы сделать их намного интереснее. Изначально мои семинары длились четыре часа. Смотреть на одного человека в течение четырёх часов - это довольно утомительно для всех. Сосредоточенность внимания людей становится всё короче и короче, так как нас захватывает Facebook и тому подобное. Поэтому я организовала Zoom-конференцию с Гретхен Менн и Нили Брош. Я ездила с ними в тур незадолго до того, как случилась пандемия. Я также ездила с Вики Генфан в Чехию и по всей Америке.

 

И я знала, что все они - отличные музыканты, они - трудяги, и они соберут все свои силы, потому что это чертовски много работы - собрать всю свою хрень и подготовить вспомогательные материалы для каждого блока. Потому что мы не позволяем студентам записывать, но мы даём им множество таблиц, PDF-файлов, видеороликов и прочего. И все с энтузиазмом взялись за дело. Так что мы стартовали в августе, и за выходные вчетвером у нас было 24 различных блока с контентом. Я имею в виду, что это было просто невероятное количество материала, и по мере продвижения мы выпускали что-то каждый месяц, за исключением прошлого сентября. Мне нужна была передышка после запуска, а тут всё только разрослось. Я начала привлекать всё больше преподавателей, и по мере того, как всё открывается, расписания становятся всё сложнее и сложнее. С тех пор у меня появилось больше преподавателей, несколько специальных гостей. Марк Леттьери из Snarky Puppy, Грег Кох, потрясающий гитарист, который привнёс слайд-гитару - в июне он будет показывать чикин-пикин. Так что это своего рода шведский стол для любителей гитары. Мы хотим познакомить людей со всеми видами техник, которые они, возможно, никогда не пробовали.

 

На последнем мероприятии, которое мы провели, и я немного волновалась по этому поводу, у нас была пара блоков по цыганской джазовой гитаре, а джазовая аудитория - это совсем другая аудитория, чем та, на которую я ориентировалась, поэтому я не знала, насколько хорошо это пойдёт, но люди это восприняли. Им очень понравилось. Так что по мере того, как мы будем двигаться дальше, это будет всё больше и больше расширяться, охватывая различные жанры музыки. И сейчас есть два мероприятия: одно, в котором принимают участие спонсоры, где мы вручаем усилители Spark, гитары Luna, электронику ToneWood Amp, ремни, струны, медиаторы и всякие другие вещи, которые проводятся раз в два месяца. У меня слишком много работы за кулисами, чтобы делать это каждый месяц. Поэтому в промежутках мы проводим однодневные глубокие погружения в различные темы.

 

Однажды мы организовали "Создание альбома". А в январе мы делали тему "Гитарне герои". И я рассказала о Джеффе Беке, а гитарист Джуд Голд об Эдди Ван Халене. Наш акустический резидент Вики Генфан показала открытые настройки Джони Митчелл. А Гретхен Манн играет в трибьют-группе Led Zeppelin, поэтому она изобразила Джимми Пейджа. А в июле мы собираемся сделать вторую версию, только добавим Чарли Крисчена. И у меня есть представление, как это будет выглядеть. Это просто монстр, который постоянно разрастается. И в любом бизнесе - я музыкант, и вдруг я бизнесмен. Так что пытаться донести информацию до слушателей - это совсем другая ступень обучения. Вот этим мы и занимаемся.

Глядя на учебную программу, особенно на темы, которые вы освещаете, можно заметить, что есть очень интересные области, которые не обязательно связаны с гитарой, например, мозг и методы обучения. Я бы хотел узнать, не могли бы вы немного рассказать об этих темах.

 

Это то, что я узнала от нейробиологов об обучении. Когда мы в детстве ходим в школу, никто никогда не говорит нам: "Вот как надо учиться". Они просто говорят: "Выучите это и возвращайтесь". Все уходят в себя, пытаясь запомнить что-то. Кто-то учится визуально, кто-то предпочитает текст, а кто-то просто теряется в мешанине. Думаю, если бы я могла объяснить это вкратце: Мы хотим, чтобы ученики поняли: когда вы изучаете что-то новое, вы вводите код в свой компьютер. Если вы играете слишком быстро и делаете ошибки, вы вводите в компьютер плохой код. Поэтому основной упор делается на то, чтобы учить всё очень маленькими кусочками, с которыми вы можете справиться. Достаточно маленькими, чтобы вы могли играть их идеально каждый раз. Гитаристы, в том числе и я, известны тем, что, когда вы учите что-то, вы хотите, чтобы это было усвоено немедленно. Но человеческий мозг работает не так. И я знаю это, годами я просто сидела в студии, пытаясь вбить информацию в голову, делая ошибки и слишком долго задерживаясь на одной теме. Человеческий мозг способен воспринимать что-то новое лишь 15-20 минут за раз. Не то чтобы вам нужно было идти играть в бейсбол после того, как вы отсидели 20 минут, но вам нужно перейти к чему-то другому. И когда вы переходите к чему-то другому, будь то музыка или что-то совершенно не связанное с ней, тогда в вашем мозгу всё начинает дорабатываться за кулисами.

 

Это может быть тяжело для гитариста, когда вы занимаетесь и немного разочаровываетесь в собственном прогрессе - и тогда вы начинаете хотеть слишком многого.

 

Да, безусловно. Я думаю, это естественно. Вы хотите всё успеть. Вы хотите немедленного удовлетворения. Я берусь за соло Ингви и хочу освоить его за 20 минут. Ну, возможно, за 20 минут на половинной скорости у вас получится освоить четыре такта. И этого вполне достаточно для сегодняшнего дня. Или достаточно для сегодняшнего утра. Вы можете вернуться и освоить большее позже.

Вы начали играть на гитаре, когда вам было восемь лет. Каким было ваше начало?

 

О, это было болезненно. Мой первый урок был с моей сестрой, отцом и преподавателем, что, вероятно, было чертовски тяжело для преподавателя. Он научил меня первым трём нотам из учебника Мела Бэя и сказал: "Видишь, ты умеешь читать ноты. Вот, используй это". Это было подавляюще. И я сказала: "Неееет, я не умею читать ноты". Удивительно, что мне удалось это преодолеть.

 

Как же вы учились?

 

Я брала уроки у ребят, которые работали в местных музыкальных магазинах. Я начинала с одним парнем, а через год мы переехали в Калифорнию. В итоге я попала к преподавателю, который показывал мне технику игры пальцами и народные песни. Потом мы снова переехали, я брала уроки у преподавателя, который приобщил меня к блюзу и року. В конце концов я пошла в G.I.T. [Guitar Institute of Technology в Голливуде - прим. переводчика] и провалила экзамен, чтобы поступить туда. Несмотря на то, что я занималась с разными преподавателями, меня так и не научили таким навыкам, как аккордовая последовательность или диатонические гаммы. Меня учили только пентатонике и блюзу. Поэтому я провалила экзамен, а потом пошла учиться к джазмену по имени Питер Спрэг в Сан-Диего. Именно он ввёл меня в курс дела. Он заставил меня разучивать соло Чета Бейкера и Чарли Паркера, учил меня аккордам, гаммам и обращениям, соединению диатонических гамм и паттернов. Через полгода я смогла поступить в институт. Но даже при этом я была практически на нижней ступеньке лестницы. Я была единственным учеником, который никогда раньше не выступал с концертами. Это был довольно трудный год. Учебный план двигался так быстро, что в последующие годы они брали тот же самый учебный план и растягивали его от года до полутора лет - потому что они теряли людей, люди не успевали. Это был настоящий пинок под зад. Я могу честно сказать, что никогда бы не получила работу у Майкла Джексона или Джеффа Бека, не пройдя через эту школу и не получив необходимые навыки.

 

Оглядываясь назад, на то время в музыкальном институте - это было хорошее время в целом или разочаровывающее?

 

В памяти всплывает слово "тяжело". Было очень трудно идти в ногу со временем. Я не вспоминаю об этом с большой радостью. Я никогда не тусовалась, ни с кем там не подружилась, я просто посещала уроки и возвращалась домой. Весь год я спала в гараже у друга, потому что не жила в том городе. Я просто спала на кровати в их гараже. Это всё, что я делала. Это было трудно. Хотя это было и вдохновляюще: ко мне приходили такие люди, как Ларри Карлтон или Пэт Метени. Это было просто 100-процентное погружение в гитару и ничего больше.

Когда вы начали выступать на концертах?

 

Наверное, через год после окончания института. И первым моим выступлением было исполнение джазовых стандартов с другим гитаристом в кафе. В тот вечер я заработала двенадцать долларов.

 

Значит, вы уже решили стать профессиональным музыкантом и поступили в музыкальный институт ещё до того, как дали свой первый концерт? Это довольно смело.

 

Ну, я думаю, когда ты моложе, ты просто бросаешься во все тяжкие. Я объявила маме, что хочу стать профессиональным музыкантом, когда мне было двенадцать. И она предупредила меня, что там очень большая конкуренция. Но когда тебе двенадцать, это мало что значит. Но я помню об этом все эти годы, потому что на моём пути было много пинков под зад. Это формирует твою личность и направление.

 

Возможно, делает тебя более жёстким.

 

Да, это может сделать вас жёстче. Но это также может побудить людей полностью уйти из профессии. Борьба действительно может повлиять на радость от игры. Ведь именно так мы и попали в первую очередь: мы наслаждаемся музыкой, а потом получаем удовольствие от ее исполнения. А потом вдруг оказывается, что на эти деньги можно оплатить ипотеку. Это может очень сильно повлиять на ваше отношение к музыке.

 

Правильно ли я понимаю, что в то время было не так много женщин, обучающихся игре на гитаре?

 

Да. Когда я поступила в институт, я была единственной женщиной в нём. До первого дня я не знала, что так бывает. Я огляделась вокруг и сказала: вау, это безумие. Когда я попала в группу Майкла Джексона, я подумала, что наступила революция, когда в группах будет играть больше женщин. У Принса уже были Венди и Лиза. У Билли Айдола в его клипах была клавишница. Я подумал: Хорошо, перемены наступили. Это было в 1987-88 году. А потом прошло 15-20 лет, и никаких изменений. Это было довольно шокирующе. А потом вдруг появился новый урожай. Думаю, когда скорость интернета стала лучше, и молодые девушки стали видеть, как играют другие девушки, это воодушевило. Знаете, тогда вы пытались попасть на прослушивание в мужскую группу, и у вас не было никакой надежды, потому что вы женщина. И вдруг все захотели взять женщину, потому что теперь это стало нормой. Отчасти это происходит потому, что есть такие суперкрутые засранки, как Тэл Уилкенфелд на басу или Моэни Дей. Вы не можете отрицать их музыкальность. В том, что они выпускают, нет ничего слабого и девчачьего.

 

Вы были одной из первых женщин-гитаристок в восьмидесятые, примером для подражания для женщин-соло-гитаристок, которые в то время казались ещё более мальчишеским клубом, чем сейчас.

 

Спасибо Майклу Джексону, потому что он поставил на этом печать одобрения. И даже в то время было много людей, которые просто опускали меня, говоря: "Это просто попса. Любой может сыграть попсу". Когда позже я стала выступать с Джеффом Беком, это очень разозлило некоторых ребят. Это было похоже на: Погодите-ка, теперь она действительно на нашей территории.

 

Это очень странно - иметь такие территориальные претензии к музыке.

 

Это действительно так. Если посмотреть на разные музыкальные жанры, например, классическую музыку, то там много мужчин и женщин, и в этом нет ничего страшного. Каждый делает своё дело. А в других видах искусства - поп-музыке и кантри - обычно женщины пишут тексты, поют и минимально владеют гитарой. Но потом появляются такие, как Dixie Chicks, которые обладают безумными навыками игры в стиле блюграсс. Время от времени появляется кто-то, кто проводит гораздо больше времени за своим инструментом. Да, жанры безумны. Это забавно, потому что тебя могут осудить за то, что ты играешь или записываешь кавера. А потом смотришь на классическую музыку, а там одни кавера. Я не думаю, что Фрэнк Синатра написал хоть одну песню в своей жизни. Это были сплошные кавера. И ни у кого не было с этим проблем. Потому что им нравился характер голоса и обработка мелодии.

До того как вы начали работать в группе Майкла Джексона, вы окончили институт, а затем вскоре начали преподавать там же.

 

Я окончила институт в 1979 году. Несколько лет я играла с группой в Сан-Диего. Группа переходила от фьюжн к топ-40 и к выступлениям на свадьбах. За три-четыре года мы сделали очень много. Потом басист переехал в Лос-Анджелес и почти сразу же получил место в составе концертной группы Джонни Роттена. И мы вдохновились тем, что нам нужно обязательно перебраться в Лос-Анджелес. Я окончила институт в '79 году. А в '87-м получила место в группе Джексона. Так прошло восемь лет. В это время я выступала в Лос-Анджелесе. В какой-то момент я играла в пяти разных отдельных группах, которые по вечерам выступали на Сансет-Стрип с двумя другими группами. Денег не было вообще, суть была в том, чтобы просто выходить и играть.

 

Каким было время в восьмидесятые на Сансет-Стрип?

 

Все просто мечтали заключить волшебный контракт на запись и прославиться. В атмосферу было выброшено больше лака для волос, чем когда-либо еще. Van Halen в то время были на пике своей популярности. Все хотели быть похожими на них. Или на Dokken, Cinderella или Poison. Внешний вид имел огромное значение. Я помню, как видела объявления, в которых группы искали гитариста или барабанщика, и там было написано: "Хаер - обязательное условие". У тебя должны были быть длинные волосы, потому что это важнее того, что ты можешь сыграть на своём инструменте [от переводчика: бытует мнение, что Боба Кулика не взяли в основной состав Kiss из за того, что он был лысый]. Это было очень яркое время. Казалось, что все этим занимаются. Вот почему вы могли играть в четырёх или пяти группах одновременно: чтобы увеличить свои шансы быть замеченым.

 

Вы присоединились к группе Майкла Джексона в 1989 году. Как это произошло?

 

Ну, в то время я работала в Musicians Institute, и у них была служба рекомендаций. И вот один из людей Майкла позвонил и попросил прислать нескольких кандидатов на прослушивание. Я была одним из них. Я спросила, когда я смогу приехать попозже - чтобы посидеть дома и поработать над партиями. Насколько я помню, это было два или три дня, и я просто отменила все дела и начала учить его музыку. Когда я приехала на прослушивание, я была удивлена, потому что там не было группы. Были только я и видеокамера. Единственное указание, которое мне дали, - сыграть какой-нибудь фанковый ритм. Я известна как одна из тех, кто играет соло "Beat It", но это всего лишь 16 тактов в двух с половиной часовом шоу. Грув был на первом месте. Я импровизировала, а потом перешла к роковому соло. Благодаря, "Eruption" Эдди и другим соло (в каждой группе, в которой я участвовала, было место для гитарного соло), для меня в этом не было ничего нового. Я просто уходила в себя. Я сыграла соло из "Giant Steps", которое я отработала, и которое попало на мой первый сольник. И я играла соло "Beat It" в той кавер-группе в Сан-Диего. Почти сразу после того, как песня появилась на радио, я взялась за её разучивание. Поэтому я закончила прослушивание, сыграв её. Двадцать лет спустя кто-то снимал документальный фильм о женщинах-гитаристках. Они связались с парнем, который проводил оригинальную видеосъемку прослушивания. Я увидела свою запись прослушивания двадцать лет спустя, и это было довольно забавно. Там была бумажка, на которой Майкл делал пометки, и он написал "отлично" и поставил две звезды рядом с моим именем. Это должно быть где-то в рамке, но я не знаю, где это сейчас. Но это было очень круто.

Каково это - быть частью огромного механизма Майкла Джексона?

 

Это был праздник. Было просто здорово. Я уже была поклонницей его музыки, но выходить на сцену вместе с ним было как-то страшно. Ты чувствовала себя частью театральной группы. Там было два гитариста, два клавишника, бас и барабаны. Это был грандиозный звук, множество программирования, секвенсоров, четыре танцора, когда мы начинали. Нас так баловали. Это было похоже на первоклассный отпуск, правда. Мы играли всего два или три дня в неделю. У нас было достаточно времени, чтобы посмотреть города, в которых мы останавливались. Мы приезжали в Швейцарию, и все бежали и покупали себе швейцарские армейские ножи. Это было очень увлекательно. Нам даже не приходилось ничего делать с багажом. Всё, что нам нужно было сделать, - это убедиться, что он упакован и выставлен за дверь. Утром, когда мы собирались уезжать, он волшебным образом появлялся в номере следующего отеля. Свита состояла из 100 человек. Были люди, которые занимались всем. Несколько тур-менеджеров, поставщики еды, парикмахеры, визажисты, охрана Майкла, и кто-то, кто присматривал за его шимпанзе, когда он выходил на сцену (смеётся). Сколько денег они тратили! Его менеджер сказал мне в 1987 или 88 году, что на то, чтобы содержать нас на гастролях, уходит полмиллиона долларов в неделю. Каждую неделю! Расходы на водителей автобусов, перелёты для 100 человек - это была просто огромная сумма. Это было похоже на переезд города!

 

Это настоящая рок-звёздная хрень!

 

Да, определённо. Моя карьера резко пошла вспять. То есть, конечно, я начинала играть в дерьмовых клубах без копейки денег, а потом взлетела на самый верх. Потом был Джефф Бек, и эта музыка гораздо более близка и дорога моему сердцу. Но если Майкл собирал по 50 000 человек, то Джефф - по пять [тысяч]. Так что, хотя он был очень щедр, это была совсем другая зарплата. А после Джеффа я занималась миллионом разных вещей и вернулась к выступлениям в дерьмовых клубах. А иногда я выступала в театрах и просто полностью зависела от концерта".

 

Прежде чем мы поговорим о Джеффе Беке, последний вопрос о Майкле Джексоне. Каково было работать с ним? Часто можно прочитать, что он был исключительно профессионален и заботлив по отношению к своей команде.

 

Он всегда был великолепен по отношению ко мне. Он был очень уравновешенным. Случалось, что он многое портил - ведь так бывает в жизни. Иногда что-то ломается. Иногда что-то не работает. Я никогда не видела, чтобы он терял самообладание. Я никогда не видела, чтобы он на кого-то кричал. Думаю, если бы он был недоволен, он бы это скрыл. Но он занимался этим с четырёх или пяти лет. Это не то, что кто-то вдруг становится знаменитым в 20 лет. Он всегда был в этом. Занимаясь этим с пяти лет, вы видите множество вещей, которые идут не так. Вы видите, как на сцене всё выходит из строя, как сгорают усилители. Возможно, это и стало определяющим в его характере. Мы смотрели "Семейку Брейди" после выступления. Он не пил в барах, в основном следил за своим здоровьем.

 

Но тот Суперкубок, на котором вы играли в 1993 году, наверное, был крупным даже по меркам Майкла Джексона: 1,3 миллиарда человек смотрели его по телевизору.

 

На самом деле это единственный раз, когда мне показалось, что он нервничает. Просто в тот день он выглядел немного рассеянным, потому что давление было огромным. Это прямой эфир, это только одна попытка. Если что-то пойдёт не так, вы мало что сможете с этим поделать. На самом деле, во время этого шоу была одна часть, где они использовали сценический дым, потому что он усиливает свет, но это было днем. Световик решил, что ему нужно много дыма. В одном из эпизодов камера приближается к нам с Майклом, и нас обоих затягивает дымом. На секунду нас не видно. В таких условиях невозможно достичь совершенства. Вы можете сделать только то, что в ваших силах.

Удивительно то, что когда читаешь о ваших начинаниях, всегда упоминается, что Джефф Бек оказал на вас влияние, когда вы начали играть на гитаре. А в конце девяностых вы присоединились к его группе и записали с ним два альбома.

 

Да, это безумие. Я была просто фанаткой. И я хотела встретиться с ним. Это была моя цель номер один во время тура "Dangerous". Я знал, что мы едем в Англию, и знала, что он где-то там живет. Я разговаривал со всеми представителями Sony. На концертах они тусовались у VIP-палаток. Я спрашивал их всех по очереди: Есть ли у кого-нибудь контакты Джеффа? Потому что я хочу пригласить его на концерт, встретиться с ним и взять автограф. Это была моя цель. В конце концов кто-то решился и пригласил его на наш концерт на Уэмбли. Выступили два артиста... а потом Майкл отменил концерт. 80 000 человек были разочарованы, уходили, дети плакали. Люди прилетели из других стран. Это было просто ужасно. Оказалось, что Джеффу отказали в проходе. Я позвонила ему и сказала: "Я не знаю, когда и будут ли они устраивать концерт. Но могу ли я встретиться с вами в любом случае?" Он был очень любезен и пригласил меня в студию, где он работал, когда записывал рокабилли с New Town Playboys. Мне удалось увидеть некоторые моменты записи. А потом он отвёз меня обратно в отель на своем "Корветте", и это было всё равно что ехать с Бэтменом. Он просто помешан на скорости. Я имею в виду, что это были лондонские пробки, но когда у него было в распоряжении полкилометра, он просто давил на газ. Помню, я подумала: " Чёрт, если я собираюсь погибнуть в огненной автокатастрофе, то это очень крутой способ!".

 

По крайней мере, ты погибнешь вместе с Джеффом Беком. Что произошло потом?

 

Да. Я установила контакт, подарила ему свою первую пластинку, которая только что вышла. Кроме того, в то время я выступал на MTV с композицией "Flight of the Bumblebee". Я думала, что на этом всё. Я не думала, что когда-нибудь увижу его снова. Потом он позвонил через пару месяцев и сказал: "У меня наконец-то появилась возможность послушать твою пластинку, давай запишемся вместе". Это просто снесло мне крышу. Это было так неожиданно. Он не был известен тем, что играл с другими гитаристами. Это не было даже у меня в мечтах. Прошло ещё пять лет, прежде чем это случилось. За это время я видел его в нескольких турах. Каждый раз, когда я его видела, он всегда говорил: " Окей, мы сделаем это. Это произойдёт". Я думала: "Да, наверное, нет". (смеётся) Однажды он позвонил мне и сказал: "У нас тур по Италии, присоединяйся! Мне показалось странным, что он так верит в меня.

 

На тот момент у меня вышло два альбома, он видел концерты тура "Dangerous". И он поверил в эти альбомы. Я заставила себя пройти прослушивание в его присутствии. Я выучила пластинку "Guitar Shop". У меня был концерт в Италии, а перед этим я прилетела в Лондон, чтобы сыграть в его присутствии и убедиться, что он не сошёл с ума. Я никому не говорила, что собираюсь получить место в составе, на случай, если это не состоится. Потому что для меня это было так высоко. Как было бы неприятно сообщить всему миру, что я буду гастролировать с Джеффом Беком, а потом этого не произойдёт? Поэтому я долгое время держала это в секрете. Но всё получилось, и мы записали два альбома и провели два тура вместе. Мои уши не не слышат некоторые частоты, скажу я вам.

Игра с Джеффом Беком - это то, чего вы так ждали?

 

Я не знала, чего ожидать. Я очень волновалась по этому поводу. Ведь он играл с такими замечательными музыкантами. Тони Хаймас, Ян Хаммер, Терри Боззио, все эти люди были теми, на кого я равнялась. Это немного пугало. Но поскольку его личность очень приземлённая, очень лёгкая, это сделало ситуацию довольно комфортной. В сочетании с тем, что большую часть времени я не играла на гитаре, а управляла гитарным синтезатором. Это то, с чем я могла справиться, знаете, я мог часами программировать звуки, потому что... делая песни 30-40-летней карьеры на фоне клавишных, гитара просто не могла их исполнить. Так что я серьезно погрузилась в работу с синтезатором, который в то время был не очень хорош. Были отличные звуки, но это было медленно. К счастью, по большей части я играла пэды, так что я могла играть их, и он мог отставать на пару миллисекунд, и это не было большой проблемой. Были моменты, например, в песне "Savoy", где я должна был сыграть небольшое соло звуком духовых, что было непросто, потому что я должна была быть настолько на вершине ритма, что это было очень неудобно. Но он также заставлял меня солировать с ним. Мы обменивались соло в композиции "Blue Wind" и некоторых других. Мы сделали одну песню под названием "Declan", где он играл мелодию на гитаре, а я дублировал её флейтой. Это был настоящий вызов, потому что я не могла флейтой, как на гитаре. Она не реагировала на рычаг тремоло. Поэтому я не могла делать те маленькие нюансы, которые я бы сделала, если бы это была гитара. Но в целом это был прекрасный опыт обучения. И с ним было очень здорово. После выступлений все его друзья - юмористы, так что это была просто очередная вечеринка. Верно. Джексон был одним из вариантов вечеринки, супер избалованным. А с Джеффом была совсем другая вечеринка. В том туре было много шампанского!

 

Вы коллекционируете гитары?

 

Нет. У меня слишком маленький дом, и я не люблю менять струны. Знаете, я из тех людей: Я нашла гитару, и это моя гитара. [показывает гитару] На самом деле она у меня потому, что я работаю с группой, которая настаивает на настройке на полтона вниз. Это Washburn Parallax, и это первая 24-ладовая гитара, которая у меня когда-либо была. Эти наклейки, которые клеятся между ладами, сделаны компанией Neck Illusions. Вы можете менять внешний вид грифа каждый раз, когда меняете струны, это действительно потрясающе. И мне очень нравится стиль стимпанк. Так что у меня есть шестерёнки на всём. И это моя основная гитара. Это цвет радуги. Я так люблю тремоло Floyd Rose, что оно просто обязано быть здесь. У меня есть именной Стратокастер Томаса Блуга. Но так трудно привыкнуть к тремоло Fender. Теперь я привыкла к тому, как сильно нужно давить на рычаг, чтобы слегка подтянуть струну. А с этим тремоло нужно гораздо больше давления. К тому же у него нет стопорного топлока. Поэтому я очень стремаюсь использовать его и понижать тон. Это мировая проблема.

Вы являетесь одним из первопроходцев  тэппинга. Не могли бы вы немного рассказать о том, как вы открыли для себя эту технику?

 

Это произошло благодаря семинару, который проходил в GIT, когда я там училась. В один месяц приезжал Пэт Метени, в другой - Эммет Чепмен, парень, который изобрел Chapman Stick - это просто широкий длинный гриф с 10 струнами. Никакого медиатора, всё только по струнам. Таким образом, что левая рука отвечает за басовые струны, а правая - за мелодию и аккорды. Мы все посмотрели семинар и подумали: ну, знаете, мы просто пытаемся освоить гитару, никто не собирается покупать ваш Stick. (Смеётся) Стив Линч был очень вдохновлен этим [гитарист Autograph, не путать с совковой говногруппой "Автограф" - прим. переводчика]. И он начал экспериментировать, чтобы понять, что он может сделать c этим на гитаре. Я наблюдала за его успехами месяц за месяцем и думала: "Чувак, это самое крутое, что я когда-либо видела". И это было еще до того, как я узнал о Ван Халене. Как только обучение в институте закончилось, потому что это было слишком много, чтобы добавить ко всему остальному учебному плану, я попросил его прислать мне демо-версию того, над чем он работал. Я пыталась выучить соло и терпела неудачу. Тогда я взяла у него урок. И это всё, что мне понадобилось. Он работал над своей первой книгой по игре тэппингом. И он показал мне свою концепцию. Это всё, что мне понадобилось. Дальше я просто начала экспериментировать и развивать то, что у меня получалось.

 

Каким вы видите положение гитары в наши дни?

 

Ну, во время пандемии только на сайте sweetwater.com продавалась тысяча гитар каждый день. Несмотря на статьи, которые были написаны за год до пандемии, в которых говорилось, что гитара мертва. Неужели всё кончено? Ответ - нет, не конец. На одном из уик-эндов GCS у нас в качестве специального гостя был Стив Вай. И он сказал нечто поразительное. Я имею в виду, что его техника безупречна, у него такой оригинальный звук, и он так много сделал для гитарного мира. Он сказал, что скоро появится новое поколение гитаристов, которые превзойдут его. Они превзойдут его, причём на порядок, просто на совершенно новом уровне гармонического мышления и техники, во всех аспектах. Я нахожу это просто умопомрачительным, и, знаете, это ставит меня в тупик.

 

Существует также множество компаний, специализирующихся на восьмиструнных гитарах, гитарах с длинной мензурой и так далее.

 

Я не знаю, насколько это масштабно, думаю, это все еще довольно нишевая вещь. Помню, Нили Брош рассказывала мне, что получила работу у Тони Макалпайна. Она пришла к нему играть, а он сказал: "Ты должна использовать семиструнку, потому что именно она использовалась на записи". Это сродни моей задаче, когда я вдруг оказываюсь в группе Джеффа Бека, и мне лучше разобраться с гитарным синтезатором. Сама бы я никогда не приложила к этому столько усилий. Но когда тебе приставили пистолет к голове, и это твой вызов, ты либо принимаешь его, либо уходишь. Для меня достаточно проблем с шестью струнами. Я не заинтересована в добавлении новых. Я провела около 20 минут с семиструнной гитарой и постоянно дёргала не те струны. Поэтому я потеряла интерес.

 

Вероятно, это означает, что в обозримом будущем у вас не будет восьмиструнной гитары.

 

Нет, не будет.

 

Можем ли мы в ближайшее время ожидать ещё один сольный альбом?

 

Я не вижу причин для этого. В цифровую эпоху все могут получить ваш материал бесплатно. Вкладывать такие деньги в то, что не принесет тебе отдачи, просто бессмысленно. Я записываю сессии для других музыкантов. Сейчас у меня в работе пара вещей. Так что если только у меня не появится богатый папик, который скажет: "Вот тебе, дорогая, куча денег, записывай альбом", этого не случится.