Пит Праун, Vintage Guitar Июль 2011
перевод с английского
От переводчика: Ранее я уже публиковал интервью с Ричем Ласнером, человеком, который вывел Ibanez из аутсайдеров в высшую лигу производителей гитар. На этот раз предлагаю ознакомиться с его предшественником, благодаря которому компания обрела лицо, переключилась с дешёвых копий на инструменты собственной разработки. Джефф Хассельбергер работал в компании с 1973 по 1982 год, именно в то время появились такие культовые модели как Iceman, Artist, Musician, а также первые эндорсеры, включая Джорджа Бенсона, который верен Ibanez уже более сорока лет.
Тридцать пять лет назад среди гитарных компаний, Ibanez был задиристым выскочкой, осмелившийся бросить вызов гигантам в лице Fender и Gibson. Сегодня это доминирующая сила в гитарной вселенной. Ibanez был и остаётся брэндом японской компании Hoshino со штаб-квартирой в США, в Филадельфии. В середине семидесятых компания производила доступные высококачественные клоны Стратов, Лесполов, Джазбасов и арктопов Johnny Smith, чего было достаточно, чтобы заслужить лояльность фанатов гитаризма и вызвать гнев юристов Gibson. После того, как были улажены юридические проволочки, Ibanez быстро выстрелил залпом удивительных гитарных бодишейпов, среди которых модели Iceman, Artist и Professional. Ещё более захватывающим стало то, что такие артисты, как Стив Миллер, Боб Уэйр, Пол Стэнли и почтенный Джордж Бенсон вскочили на борт, добавив еще больше доверия к феномену Ibanez.
За большим успехом стоял Джефф Хассельбергер, дизайн и маркетинговое мастерство которого всего за несколько лет помогли продвинуть восприятие бренда Ibanez от "дешевой азиатской подделки" до производителя "современных, но доступных по цене гитар". Сегодня Джефф руководит собственной маркетинговой фирмой, которая специализируется на индустрии музыкальных инструментов, но здесь он вспоминает об этих диких и мрачных ранних временах Ibanez.
Джефф Хассельбергер с гитарой Hellecaster, сделанной его сыновьями, Алексом, Йэном и Марком (слева направо) к его шестидесятилетию.
Вы работали на Hoshino с 1973 по 82 год. Какова было ваша должность и роль в то время?
Я был вторым американским сотрудником компании Elger, как прежде называлась Hoshino USA, так что подходящим названием будет "номер два". Изначально у меня не было официальной должности, но я стал директором по маркетингу. Моя роль переросла в создание рекламы, дизайн гитар, отношения с артистами, посещение дилеров, копирайтинг и проведение исследований и разработок. Позже я также занялся международным маркетингом.
Для многих, их первое знакомство с Ibanez, начиналось с покупки инструментов периода судебной тяжбы, которые копировали Gibson и Fender. Расскажите о той эпохе.
Когда я присоединился к компании, копии, которые они производили в то время, были похожи только издалека. Однако я видел, что копировальный бизнес был очень жизнеспособным, и если Hoshino сможет сделать Ibanez лучшими из копий, у них будет хорошая стартовая площадка для брэнда. Но, например, у копий Les Paul, гриф крепился болтами и был недостаточно глубоко посажен в корпус. Кроме того, у накладки грифа были закруглённые края, она выглядела немного несуразной. Я посоветовал им правильно установить гриф, и уделить внимание некоторым деталям конструкции, чтобы сделать гитару более близкой к оригиналу. Я думаю, это стало одной из причин возросшей популярности Ibanez у гитаристов, которые заметили улучшения.
Разве Gibson и Fender не замечали этого?
Должен сказать, что большая часть индустрии не считала нас угрозой. На самом деле, они практически игнорировали нас, и это действительно работало в нашу пользу. Gibson был частью Norlin, а Fender всё ещё принадлежал CBS. В наши дни это очень серьёзные компании, но в семидесятых они спали за рулем. Мы очень успешно работали у них под носом до '77-го.
Можете ли вы вкратце подытожить сам иск?
В конце 70-х гг. импорт всякого рода стал занозой в заднице крупных американских компаний. Парни в лоферах с кисточками в Norlin решили что-то с этим сделать, и из всех копировальщиков гитар мы были самой лёгкой мишенью. К тому же мы были самыми вопиющими нарушителями. Вместо того чтобы подавать в суд на все копирующие компании, они просто подали в суд на нас и решили, что смогут получить решение, помахать им перед любой другой копирующей компанией и заставить их капитулировать.
Мы видели, что бизнесу по производству прямых копий пришел конец. Я помню, как однажды в середине '70-х сидел и думал, что бы мы делали на месте Gibson. Думаю, что все пришли к мнению, что спасти наши задницы может только отказ от точного копирования элементов дизайна. В то время мы понимали, что авторское право распространяется на дизайн головы грифа, и многие другие детали. Итак, в первую очередь нам следовало придумать оригинальный дизайн головы грифа, что стало бы промежуточным шагом. Ирония заключалась в том, что все гитары, которые мы привезли на выставку NAMM 1977 года, имели новый дизайн голов. С нас сняли судебный иск, прямо во время выставки, поэтому мы подумали, что нам повезло. Короче говоря, мы договорились не копировать Gibson, а они согласились не копировать нас. Перед следующей выставкой у нас была совершенно новая линейка гитар.
Молодой Джефф с гитарой Ibanez Iceman для Пола Стэнли из группы Kiss
Расскажите нам о новых дизайнах Ibanez.
К тому времени у нас было много идей для оригинальных дизайнов, но это было больше вопрос поиска подходящей возможности донести их до ничего не подозревающей публики. Судебный процесс дал нам такую возможность, и я не думаю, что Ibanez когда-либо оглядывался назад. Поскольку на нас только что подала в суд крупная компания, мы думали о чём-то большем, чем месть. Нам было что доказывать, и теперь у нас был тот, кого мы действительно можем ненавидеть. Мы воспользовались своей репутацией выскочки и взяли на себя обязательство создавать гитары, вдохновленные тем, что было музыкальной тенденцией в то время. Я думаю, что такое отношение всё еще существует в Ibanez, и я думаю, что это одна из главных причин их постоянного успеха. И я должен признать, что до сих пор испытываю неприязнь к Gibson. Я не думаю, что когда-нибудь буду владеть гитарой Gibson.
Одной из переходных моделей была гитара 2405, квази-лесполовской формы с головой как у мандолины. Ещё один из ваших дизайнов?
Я думаю, что 2405 Custom Agent был одним из первых проектов, из тех, что я сделал для Ibanez. Это было году где-то в '73-м, и её успех вызывал у меня сомнения. Она была вдохновлена самопальным Лесполом, с головой грифа в стиле мандолин, который появился в магазине, где я работал в конце '60х. Мне он показался интересным и с тех пор он не выходил у меня из головы. Когда пришло время задуматься об оригинальном модельном ряде, мы начали с нашей системы отсчёта – Лесполов и Стратов. Я немного переборщил с ней, используя инлеи под банджо на накладке грифа, инкрустацию в форме хвостовика на корпусе и пикгард причудливой формы. В конечном итоге он оказался более успешным, чем я предполагал.
Ibanez Custom Agent Model 2405
Расскажите о развитии моделей Professional и Cowboy Fancy, на которых играл Боб Уэйр из Grateful Dead.
Когда я впервые отправился на встречу с Grateful Dead в 1974 году или около того, я действительно не знал, какую гитару взять с собой, чтобы показать им. Копия двухгрифовки Rex Bogue [гитары Джона Маклафлина – прим. переводчика], которую мы сделали, была самой шикарной из тех, что у нас были, поэтому я привёз её. Не могу вспомнить, что ещё у нас было с собой. Я привёл с собой своего коллегу Роя Мияхару на концерт, который проходил в старом Philadelphia Civic Center, под одним из этих огромных сводов, напоминающих самолётный ангар.
Я беседовал с Уэйром, а Рой завис с Джерри Гарсией. Бобби был полон идей, о многих из которых я никогда не слышал раньше… или с тех пор, если уж на то пошло. Мы с ним поладили, и его идеи наполнили мою душу, так что мы начали работать вместе. Боб поиграл на двухгрифовке через свой аппарат после концерта, ему понравилось ощущение грифа, и он был очень впечатлён мастерством изготовления. Я предложил сделать для него всё, что он захочет. Он не нуждался в двухгрифовке, но предложил сделать для него одногрифовую версию. Я вернулся, набросал это, и мы продолжили обсуждение звукоснимателей и элементов управления. Бобу понравилась идея передвижного звукоснимателя, который можно было двигать по рельсам для получения различного тембрального окраса, но он привык к конфигурации пара хамбакеров. Я предложил альтернативу: поместить передвижной сингл между хамбакерами, чтобы он мог поэкспериментировать с его положением, чтобы найти интересное звучание.
Боб Уэйр с прототипом своей именной гитары на базе Ibanez Professional Model 2681
Сказать это было легче, чем сделать, но, в конце концов, я заставил это работать, прибегнув к некоторым деталям из хозяйственного магазина и сверлильному станку. Его было легко сдвигать, он оставался там, куда вы его сдвинули, и его можно было регулировать по высоте. Это был фаворит Кита Олсена, который продюсировал альбомы Боба Heaven Help The Fool и Dead’s Terrapin Station. Бобби играл так около года, пока не перестал перемещать звукосниматель. Он мог получить то, что хотел с помощью сингла плотно прижатого к бриджевому хамбакеру. Так что мы сделали ещё одну гитару с фиксированными звукоснимателями.
Боб также хотел, чтобы у гитары была крупная голова, таким образом, родился дизайн Cowboy Fancy, которые мы начали производить в 1976 году.
Ibanez BWM1 Bob Weir Cowboy Fancy
Октуда взялась идея резного топа в "немецком" стиле на Professional и 2617?
Это было позаимствовано у двухгрифовки Маклафлина Rex Bogue. Помню, как я приехал к Рексу в гости к нему домой в Глендейл, Калифорния. Он был потрясающим парнем и настоящим фанатом гитары. На самом деле, я чувствовал себя недостойным даже поговорить с человеком, сделавшим такую невероятную работы, но он был очень открытым и очень щедрым. Он был польщён тем, что "настоящая" гитарная компания была заинтересована в копировании его работы, и дал нам добро делать то, что мы хотели.
Ibanez Artist Professional Model 2671 Randy Scruggs
Что Джордж Бенсон искал в арктопе, который позже стал моделью GB10?
Джордж сказал мне, что ему всегда нравилась форма Les Paul. Его слова: "Гитара, которую я себе представляю, это что-то среднее между Johnny Smith и Les Paul". Тогда я вернулся в мастерскую и нарисовал ось симметрии на листе миллиметровки. Положил на него Johnny Smith и обрисовал форму корпуса, а затем сделал то же самое с Les Paul. Затем я произвольно набросал фигуру, которая представляла собой нечто среднее, и с помощью чертёжных лекал довёл её до окончательного чертежа. Она выглядела довольно красиво в двух измерениях. Я показал чертёж Джорджу, и он согласился, сказав: "Давайте начнём с этого!" Это была единственная гитара из всех, что я спроектировал, где первый же прототип сразу же попал в цель.
Кто придумал дизайн Iceman?
Гитарным дизайнером Hoshino в Японии был Фриц Като, в то время как Рой и я, придумывали дизайн в США. Я почти на 100% уверен, что Iceman был работой Фрица. Единственная часть, что добавил я – название модели.
Модель Iceman Пола Стэнли привлекла много внимания журналистов. Серьёзно ли он повлиял на продажи?
Настоящая модель Пола Стэнли была довольно дорогой, поэтому её продажи были ограничены этим фактом. Но мы продали кучу черных гитар Iceman. С Полом было здорово работать, как и с его менеджером, Биллом Окойном. Пол был творческой силой, стоящей за всем духом времени Kiss - у него была умная деловая голова и он всегда был джентльменом, но он также мог слушать 15-летнего подростка внутри себя.
Его зеркальный Iceman имел большой успех и, кажется, до сих пор вдохновляет людей. Недавно мне позвонили из Fender Custom Shop, потому что Кейт Урбан [Ново-Зеландский певец и гитарист, культовый в своём регионе – прим. переводчика] захотел Телек с таким же треснутым зеркалом на топе, как у Пола Стэнли. По всей видимости, он попросили: "Найдите того парня, что делал гитары для Пола Стэнли, и спросите его, как он это сделал". Я провёл их через весь процесс, и понимаю, что всё получилось великолепно. Наверно намного лучше, чем я делал с оригиналом. [Небольшой комментарий переводчика: на индонезийских Washburn, в версиях Paul Stanley, Flying V и Idol эти зеркала царапали руки в кровь и отваливались, а вот B.C.Rich на корейском Mockingbird Jake Pitts сделали всё очень здорово, жаль только тираж был очень маленьким, так как Hanser повторил историю с Class Axe, и сдал брэнднейм в аренду Praxis, которые просрали все полимеры, и гитарист очень быстро спрыгнул на Schecter].
Расскажите об идеях, которые стояли а трёхкатушечным звукоснимателем IC210 и более ранним "скользящим" звукоснимателем на Iceman.
Это была идея плодовитого ума Фрица. Он был очень хорош в нестандартном мышлении примерно за 25 лет до того, как кто-либо подумал об использовании этой фразы. Переключатель Tri-Sound конца '70-х годов был прямым потомком тех ранних прототипов на Iceman. Фактически, именно трёхкатушечный звукосниматель привлёк Стива Миллера к Iceman.
Передвижной "скользящий" трёхкатушечный звукосниматель на Ibanez Iceman
Миллер использовал гитары Ibanez на Book Of Dreams. Что он искал в гитаре, из того, чего не могли предложить Gibson и Fender?
Стив был ещё одним парнем, с которым я подружился с самого начала. Когда вы впервые встречаетесь с ним, его характер кажется чем-то средним между дерзким и озорным. У Стива также есть шестое чувство поп-артиста - он знает, когда ситуация вот-вот изменится. В 70-х он наслушался звучания Les Paul/Marshall, которое становилось повсеместным, вплоть до клише. Он начал искать что-то другое. Позже он сказал мне, что был вдохновлен звучанием гитары в Sweet Home Alabama и искал инструмент, который направил бы его в этом направлении. Трёхкатушечный звукосниматель Iceman обеспечивал массу подобных звуков, и удача улыбнулась нам, когда Стив нашёл такую гитару в гитарном магазине и забрал домой.
Есть и промахи на винтажных цельнокорпусных гитарах Ibanez, такие как хамбакеры Super 70 и Super 80, которые были не очень хороши, поэтому на большинстве старых инструментов они заменены на другие.
В начале семидесятых мы сосредоточились на том, чтобы делать звукосниматели настолько горячими, насколько это было возможно. Конечно же, мы перестарались, и сделали несколько звукоснимателей, которые были слишком мощными, чем этого требовалось. По мере того, как десятилетие подходило к концу, в моду входили старые PAF и звукосниматели с низким выходом. Естественно в этом направлении мы промахнулись (смеётся)! [Вот тут я не соглашусь, Super 80 - один из моих самых любимых звукоснимателей - прим. переводчика].
Все ли гитары того времени производились на фабрике FujiGen Gakki в Японии?
Большинство из них. Все гитары со сквозным и вклеенным грифом и многие их болчёных. В области болчёных гитар Fuji были менее конкурентоспособны по цене, и многие из этих моделей были произведены на других фабриках. На мой взгляд, Fuji были лучшим производителем в Японии на то время.
Одна из ключевых особенностей гитар Ibanez в то время заключалась в том, что они рвали Gibson и Fender не только качеством, но и ценой… что очень важно. Япония имела явное преимущество в затратах по ряду направлений. Стоимость рабочей силы была ниже, фабрики были более эффективными, чем здесь, маржа самой фабрики была меньше - эти преимущества добавили большой разрыв в розничных ценах.
Приятно ли знать, что старинные Ibanez вашей эпохи сейчас востребованы коллекционерами?
Я не только рад, но и доволен. Я был достаточно счастлив, что люди покупали наши гитары каждый месяц, не считая того, что у них есть коллекционный потенциал. Люди из Ibanez дали мне потрясающую возможность в то время, когда цельнокорпусная электрогитара только сформировалась как музыкальный инструмент.
Сохранилась ли у вас гитара Ibanez той эпохи?
Как ни странно, у меня сохранился только один Ibanez – обычный 24ладовый Artist с точками на грифе. Он был повреждён при транспортировке, и у него огромная трещина на жопе, но он по-прежнему отлично звучит и играет. Теперь он у моего сына. Я помог заключить сделку по переизданию Bob Weir Cowboy Fancy Limited Edition, и мне удалось сохранить прототип для себя. Сожалею, что у меня нет модели Джорджа Бенсона. Может быть, ваши читатели возьмут это на заметку и купят мне такую (смеется)!
Jeff Hasselberger, Matt Smith и Bill Kaman