GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jeff Beck

 

 

Отвечает на письма читателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энди Аледорт

Guitar World, май 2010

перевод с английского

 

 

 

 

 

Его высоко ценят Эрик Клэптон и Джимми Пейдж, он был близким другом Джими Хендрикса, а его записи с группой Yardbirds в середине шестидесятых изобрели звук хэви-метал гитары. Но на самом деле читатели Guitar World хотят знать...

Как возникла идея записать ваш новый альбом Emotion & Commotion с оркестром из 64 человек? - Альберт Шорофски

 

Я слушал интервью, которое я дал в 1966 году Брайану Мэтьюзу, ведущему радиошоу Saturday Club в Англии, и там был фрагмент, где он спросил меня: "Чем бы вы хотели заниматься в будущем?", и я ответил: "Я бы хотел играть с большим оркестром". [смеётся] Я не мог поверить, что даже в те времена я думал об этом. В то время я видел Тину Тёрнер и слышал потрясающее звучание записей Фила Спектора с большими, мощными струнными секциями, а также оркестровое звучание на других поп-пластинках. Я подумал, что для такой мощной музыки не может быть лучшего фона, чем большой оркестр. Мне всегда хотелось услышать, как будет звучать гитара в сопровождении оркестра.

 

Недавно я сделал версию Пятой симфонии Малера для альбома, который, как я надеюсь, получит одобрение EMI Classics. Они сказали, что им понравилось и они хотят еще 12 произведений, но на разучивание Пятой ушло так много времени, что я подумал, что еще полгода уйдёт на то, чтобы подготовить остальные. Поэтому я взял эту идею и, чтобы немного облегчить себе задачу, выбрал несколько более простые мелодии, которые можно было бы быстро отчеканить, просто чтобы посмотреть, сработает ли это, и, похоже, всем понравился результат.

 

Для нового альбома я первоначально хотел представить два диска в бокс-сете, на одном из которых будет Emotion, оркестровый материал, а на другом - Commotion, материал с группой. Однажды я пришёл в студию, а [продюсер] Стив Липсон уже скомпоновал оркестровые и ансамблевые композиции вместе. Он спросил: "Что скажешь?", и я ответил: "По-моему, всё отлично. Давай продолжим!" Каждый раз, когда я приходил в студию, я не помнил, что делал в предыдущий день, и не было никакой логики и смысла в происходящем, пока он не начал секвенировать некоторые из демо-записей. Мы соединили их вместе. Ингредиенты были приятными музыкальными произведениями, но в них не было никакой предопределённости, и всё получилось само собой".

 

Оркестровые работы на новом альбоме звучат фантастически и напоминают композицию "Diamond Dust" с альбома Blow by Blow. Как вы думаете, есть ли связь между Emotion & Commotion и Blow by Blow? - Лерой Рэй

 

Этот новый альбом не отличается от Blow by Blow в плане подхода, где всё делалось по принципу "от случая к случаю". Когда ничего не запланировано, тогда и получаются результаты. Я не могу организовать себя настолько, чтобы собрать материал для альбома, заказать студию и приступить к работе. Меня нужно пнуть, меня нужно заставить физически пойти туда. Вот как это работает со мной. У меня появляется отличная идея дома, и она остаётся там, пока кто-нибудь не придёт и не вытянет её из меня!

 

Одна из самых амбициозных композиций на Emotion & Commotion - ваша интерпретация "Nessun dorma" из оперы Пуччини "Турандот". Кроме того, вы поделились мелодией "Elegy for Dunkirk" с оперной певицей Оливией Сейф. Являетесь ли вы поклонником классической музыки? -  Бруно Куррери

 

Примерно в то время, когда я записывал Пятую симфонию Малера, я искал другие произведения для записи. Мне очень понравилась "Павана" Равеля, я выучил её и стал слушать, что играют на балу в Альберт-холле [концерты-променады Генри Вуда]. Каждый год они устраивают бал, который является большим музыкальным фестивалем. Я ухожу от рок-н-ролла в сторону правильных, серьёзных мелодий, и для меня это была хорошая площадка для изучения. А [ныне покойный оперный певец Лучано] Паваротти не перестаёт меня удивлять; звонкое, глубокое, правильное оперное пение - это то, что я люблю, и я очень хотел попробовать "Nessun dorma", которую он спел великолепно. Моя гитара - это не голос, и это не его голос; я играл её как энергичную, блюзовую вещь. Это то, что я пытался сделать: заставить гитару делать то, что она не должна делать.

На вашем последнем DVD "Performing this Week... Live at Ronnie Scott's" представлен сет-лист, охватывающий всю вашу карьеру. Имеет ли каждая из этих песен особое значение для вас? - Ирен Коко

 

Когда я впервые вышла на сцену с Тэл [Уилкенфельд] и Винни [Колаютой], у нас было мало нового материала, и я подумала: почему бы не совершить "быстрое" путешествие в прошлое и не включить в сет кое-что из раннего материала? Пусть и без Рода [Стюарта]. Мы исполнили "People Get Ready" и тому подобное. По-моему, получилось неплохое путешествие в историю, так что все, кто меня не видел, получили представление о том, что происходило в '66-м и '68-м годах. Вместо того чтобы бомбардировать людей совершенно новым, авангардным техно, я подумал, что лучше заложить основу, чтобы люди услышали, и, похоже, это сработало.

 

Две песни в начале сета, "Eternity's Breath" [Джона Маклафлина] [с альбома 1975 года Visions of the Emerald Beyond] и "Stratus" [Билли Кобэма] [с альбома 1973 года Spectrum], я сыграл потому, что хочу, чтобы люди поняли, что эта музыка уже была, плюс её по-прежнему интересно играть. В этих композициях я просто посланец Джона, потому что я хочу, чтобы люди слушали его. Если людям понравится моя версия, значит, моя работа выполнена. Джон настолько опередил своё время - действительно опередил. Он и вполовину не так известен, как мне хотелось бы. Эти песни исполняются с самым искренним уважением. В наши дни, чтобы действительно отделить мужчин от мальчиков, Джон играет в основном на акустике, и это не может быть блефом.

 

Альбом Spectrum Билли Кобэма дал мне жизнь в то время, помимо записей Mahavishnu с участием [клавишника] Яна Хаммера. Они представляли собой целую область, которая была для меня столь же захватывающей, как если бы я впервые услышал "Hound Dog" Элвиса Пресли. Они вдохновили меня до такой степени, что я начал перенимать этот тип музыки. Гитарная игра Томми Болина на Spectrum просто фантастична. Какая тяжёлая утрата: он был с нами в туре, когда я выступал с Яном в 1976 году, и Томми умер после первого концерта в Майами. Я услышал новость на следующее утро.

 

В настоящее время вы гастролируете вместе с британским гитаристом Эриком Клэптоном. Как тот, кто заменил Эрика в Yardbirds, была ли когда-нибудь вражда или соперничество между вами? - Хилари Франчески

 

Играть с Эриком в этом туре - очень счастливый поворот событий. Прежде всего, я думаю, что после стольких лет я ему действительно нравлюсь, что не может не радовать. Я не знал, что он так сильно меня ненавидит, пока он не рассказал об этом недавно в Rolling Stone. [смеётся] Он сказал, что мы были врагами, но это было скорее с его стороны. Я преклонялся перед ним, когда присоединился к Yardbirds, потому что он был там таким важным "лицом". Но когда я выработал свой собственный сумасбродный стиль на альбомах Yardbirds, я ничуть не чувствовал, что посягаю на его территорию, и особенно с тех пор, когда появился [продюсер] Джордж Мартин для Blow by Blow и Wired. Джордж дал мне уверенность в том, что я смогу играть на инструментальном альбоме, и в тот момент я был абсолютно свободен от какого-либо "прямого" вызова тому, что делал Эрик, или кто-либо ещё, в плане столкновения стилей. И всё же, я думаю, Эрик хотел быть парнем, ассоциирующимся с гитарой, которым он впоследствии и стал. Остановите любого человека на любой улице по всему миру, и он знает, кто такой Эрик Клэптон. Они не знают, кто я! Но мы собираемся это изменить, не так ли? [смеётся]

Вы всегда играли с удивительной агрессией, выплёскивая дикие звуки на аудиторию так, чтобы сказать: "Вот вам!" Откуда такое отношение? -  Энджело Барт

 

Это похоже на истерику. Это вспышки, как то, что я хотел сделать с учителями в школе. Это сдерживаемая фрустрация, которая проявляется в этих вспышках, а также отражение моей жизни и моей реакции на её трудности. С певцами бывает так же, когда они начинают вопить, например, со Скримин' Джей Хокинсом [Бек исполняет песню Хокинса "I Put a Spell on You" на альбоме Emotion & Commotion]: Минуту он поёт совершенно нормально, а потом вдруг впадает в ярость. Мне это нравится.

 

Мне нравится элемент хаоса в музыке. Это чувство - лучшая вещь на свете, если только его не слишком много. Всё должно быть в равновесии. Я недавно посетил Цирк дю Солей, и он поразил меня полнейшим организованным хаосом. А потом в середине шоу было простое движение, которое было комическим, и я подумал: какая замечательная параллель между тем, как я думаю, и тем, как происходит в этом цирке. Для меня это имело особое значение, помимо зрелищности всего этого. Когда я уезжал оттуда, то подумал: если бы я мог воплотить это в музыке, то это было бы совсем недалеко от моей конечной цели - радовать людей хаосом и красотой одновременно.

 

Можете ли вы описать ощущения от ежедневных спаррингов с Эриком Клэптоном? - Шервуд Мира

 

Играть с Эриком на этих концертах было похоже на возвращение на школьный двор, но на этот раз я был героем, а не тем, кого чмырили каждый день! Это было великолепное чувство, как будто возвращаешься в гости к старым друзьям, с правом играть так, как хочешь, в отличие от "традиционного" варианта, вместе с парнем, который является боссом. Эрик - определённо босс.

 

В Англии в середине шестидесятых было так много невероятных гитаристов - вы, Эрик Клэптон, Джимми Пейдж, Мик Тейлор, Питер Грин. Следил ли каждый из вас за карьерой друг друга и часто ли вы играли вместе? - Хью Финсекер

 

Ментально между всеми нами существовала какая-то подсознательная связь, мы интересовались, чем занимается каждый из нас, но физически - нет, мы вообще нечасто бывали рядом друг с другом. Эрик в то время жил не очень далеко от меня, и Джимми тоже, но я почти не встречал Джимми, пока не взял его в Yardbirds в качестве бас-гитариста. Англия такая маленькая, что многие думают, будто мы все вместе жили в Букингемском дворце [смеётся], но на самом деле мы виделись очень редко.

 

Я присоединился к Yardbirds в феврале '65-го, и до этого я никогда не видел и не слышал Эрика в их составе. Единственное, что меня с ним связывало, - это то, что остальные участники группы говорили о нём, что он делал то-то, то-то и то-то. Меня это очень злило, типа: "Заткнитесь, я уже здесь!" Первые пару недель я только и слышал: "О, Эрик, девчонки здесь его обожают", и я отвечал: "Ладно, хватит об этом!"

 

Я не видел его примерно год, потому что мы уехали в Америку. Как раз когда я присоединился к Yardbirds, у них был мощный хит "For Your Love", который Эрик терпеть не мог и из-за которого он покинул группу. Так что мы отправились в трёхнедельный промо-тур по Штатам. Когда мы вернулись [в Англию], по чистой случайности я столкнулся с ним в клубе и подумал, что мы сейчас подерёмся! Но когда он увидел меня, он сказал: "Привет, чувак!", крепко обнял меня, и на этом всё закончилось.

В 1983 году, когда вы с Эриком вместе выступали на благотворительном мероприятии ARMS [Акция по исследованию рассеянного склероза] в поддержку Ронни Лейна, Эрик сказал: "Джефф, наверное, самый лучший гитарист, которого я когда-либо слышал". Правда ли это был первый раз, когда вы играли вместе? - Пол Монтгомери

 

Ух ты, господи, неужели он действительно так сказал? Для меня это большая честь. До ARMS мы выступали только с Джоном Клизом и Монти Пайтон [Бал тайной полиции, 1979, и Другой бал тайной полиции, 1981], так что концерт ARMS был одним из первых, когда мы с Эриком играли вместе перед публикой. После этого мы также сыграли несколько концертов, например, для Amnesty International [в 1985 году].

 

В середине шестидесятых John Mayall's Bluesbreakers были группой, которая послужила стартовой площадкой для лучших британских блюзовых гитаристов, таких как Эрик Клэптон, Питер Грин и Мик Тейлор. Мейолл когда-нибудь предлагал вам присоединиться к Bluesbreakers? - Алекс Дюран

 

Просил. Джон несколько раз звонил моей маме. Он нашёл телефон моей мамы, и она сказала мне: "О, этот Джон Мейолл кажется очень приятным молодым человеком!" [смеётся] Но я не хотел этого - я не хотел всё время играть блюз. Я видел Эрика с ними, и он был фантастичен, правда. Он делал эту работу лучше, чем мог бы я, и я просто не хотел сталкиваться с такой проблемой. Мой музыкальный вкус радикально отличался от 12-тактового блюза. Возможно, в той группе у меня получилось бы лучше, чем в Yardbirds, но мне бы точно не дали такой свободы действий, чтобы я мог экспериментировать, как в Yardbirds.

 

Джон Мейолл пришёл посмотреть на меня с Yardbirds на каком-то концерте. Он был очень откровенен. Он никогда не приукрашивал и не давал нам никаких восторженных комментариев о концерте. Он сказал: "Публике понравилось, но блюза было маловато, не так ли?" И я подумал: "Извини, но это не блюзовая группа". Вроде как бы да, но он пурист и слушал соло на гармошке в стиле Литтл Уолтера. Я не хотел вечно подражать чикагским блюзовым музыкантам. Я думал так: "Мы не они, мы не чёрные, мы британские ребята из среднего класса, и давайте заниматься своей собственной музыкой". У нас были некоторые разногласия по этому поводу, но это не отменяет преданности Джона этому делу.

 

В конце шестидесятых в Штатах мы все прекрасно знали о "британском блюзовом взрыве", но было ли в Англии ощущение, что музыка действительно расширяется, и что то, что пришло следом - музыкальный авантюризм Cream и Джими Хендрикса - уже на горизонте? - Кейт Маккрей

 

Для меня первой ударной волной был Джими Хендрикс. Это была главная сенсация, которая потрясла всех здесь. Несмотря на то, что мы все считали себя достаточно уверенными в гитарной сфере, появился он и за один вечер обнулил все правила.

 

Следующее, что вы знаете, - это то, что Эрик начал продвигать Cream, и всё пошло в гору. Но я остался ни с чем. Это было самое обидное, потому что мне нечем было им ответить. Время шло, я выживал с Кози [Пауэлл, барабанщик альбомов Rough and Ready 1971 года и Jeff Beck Group 1972-го] и, к счастью, попал в группу BBA [Beck, Bogert and Appice, в 1973 году], которая являлась пауэр-трио. Это помогло, потому что они были так полны энтузиазма, и это было похоже на Cream под кислотой! Потом приходит Джордж Мартин, и мы начинаем немного смягчаться и делать более "стильную" музыку, можно сказать, с [1975 года] Blow by Blow.

В конце шестидесятых и в начале семидесятых легенда джаза Майлз Дэвис стал использовать более роковый подход. Известно, что он говорил своим гитаристам: "Играй как Хендрикс". Вам когда-нибудь предлагали сыграть или записаться с Майлзом? - Гарри Бут

 

В моём воображении он был и остаётся таким же выдающимся музыкантом в мире джаза. Он на золотом месте. Майлз был одним из тех естественных вдохновителей, которые позволяют музыкантам делать то, что они хотят. На альбоме Tribute to Jack Johnson [1971, с участием гитариста Джона Маклафлина] вы можете услышать, как Джон сильно подталкивает, и я думаю, что со стороны Майлза это была отличная попытка получить вибрацию от кого-то другого, а затем опереться на неё. Происходит своего рода рециркуляция энергии. Я бы с удовольствием согласился сыграть с Майлзом, но этот вопрос никогда не поднимался. Я не знаю, знал ли он вообще, кто я такой. Если бы он вернулся, я бы обязательно постучал в его дверь.

 

Я читал о том, что Джими Хендрикс каждый вечер в течение недели приходил на джем с Jeff Beck Group в Scene Club в Нью-Йорке. Можете ли вы описать, как это было, и ваши отношения с Джими? - Чарльз Пайзер

 

Мы провели там шесть вечеров подряд [в июне 1968 года]. Первый концерт, который привёл нас в Америку, был в Fillmore East с Grateful Dead. Но после такого успеха и огромного количества отзывов нам пришлось шесть вечеров выступать в маленьком клубе. Это дало всем возможность посмотреть то, что они только что видели, ещё раз, шесть раз подряд. Мы не хотели, чтобы нас так внимательно изучали, вдруг нам повезёт в тот вечер, когда мы играли в Fillmore, который был очень хорош.

 

В первый вечер в Scene Джими не появился, но он пришёл на остальные пять концертов. Примерно в середине вечера он приходил с записи, которой занимался. Гул стоял невероятный: зал и так был забит до отказа, но когда он приходил, они стояли друг у друга на плечах. Иногда у него не было своей гитары, тогда он переворачивал одну из моих запасных гитар и играл так, а я в это время играл на басу. У меня есть фотография. Слава богу, что кто-то сфотографировал, потому что о тех событиях почти ничего не сохранилось.

 

Примерно в это время мы с Джими играли на тайном концерте, благотворительном вечере в реабилитационном центре для наркоманов Daytop Village. Джими подвёз меня на своем Corvette... Это был лучший момент. Он был ужасным водителем. Мы застряли в пробке в центре Нью-Йорка, а у него был новенький 427-й Corvette, и я подумал: "Надеюсь, он не закипит прямо здесь!" [смеётся] Я подумал: "Зачем ты купил Corvette на Манхэттене?"

 

Я не искал комплиментов, но до встречи с Джими кто-то сказал мне, что знает всё о моих записях с Yardbirds. Он должен был знать, потому что для человека, который был настолько эпатажным и играл так изобретательно, я знал, что к нему стоит прислушаться. Он не был одним из тех закрытых, замкнутых блюзовых музыкантов; он слушал всё. И уже одно это приводило меня в восторг. Он также видел Yardbirds живьём в 1965/1966 году, когда он играл вместе с Литтл Ричардом, я полагаю. Это было потрясающе - видеть его игру, и я познакомился с ним до того, как увидел его выступление. Я видел его в крошечном клубе в Лондоне, со всеми этими "цыпочками-куколками", так они называли девушек, одетых в мини-юбки. Думаю, все они думали, что он будет фолковым персонажем типа Боба Дилана [смеётся], а он взорвал зал своей версией песни [Дилана] "Like a Rolling Stone".

 

Я просто сказал: "Ах... это так здорово!" Это затмило все чувства неполноценности или соперничества. Это было так потрясающе. Видеть, как кто-то делает то, что я хотел делать... Я вышел немного подавленным, но с позитивной стороны - этот парень открыл для нас большие двери. Вместо того чтобы смотреть на это с негативной стороны и говорить: "Мы закончили", я думал: "Нет, мы только начали!" Я был счастлив, что знал его в течение того короткого времени, которое у меня было. Этому способствовал волшебный водопой Speakeasy, клуба, где мы тусовались в Лондоне. Это было единственное место, куда можно было прийти и гарантированно увидеть Эрика или Джими и получить удовольствие от игры. Похоже, таких мест больше не существует.

В прошлых интервью вы упоминали, что на вашу игру вдохновляют вокалисты. Оказали ли на вашу игру влияние другие инструменты, например, педал-стил гитара, из-за использования слайда и регулятора громкости? - Винсент Макдауэл

 

Безусловно, да. Я играю на Stratocaster как на педал-стил гитаре курильщика. Люди, которых я слушал, - это [педал-стил гитарист] Спиди Уэст с [гитаристом] Джимми Брайантом. К сожалению, физическое устройство стил-гитары очень сложно воссоздать на обычной гитаре. Но это не мешает слушать её и перенимать некоторые черты стиля. Сейчас есть один парень, Брюс Кэфан, который просто великолепен.

 

Ваш трибьют Лесу Полу на церемонии вручения премии "Грэмми" в этом году стал настоящим событием: вы точно передали звучание и стиль Леса в песне "How High the Moon" с певицей Имельдой Мэй. Можете ли вы рассказать о влиянии Леса на вас как на гитариста? - Дэн Холланд

 

Леса, к сожалению, не хватает, но он прожил замечательную жизнь и дал нам гораздо большее, чем просто гитару. Я всегда был его большим поклонником, и его игра на гитаре очень вдохновляла меня. Я был рад возможности познакомиться с ним поближе. Этой весной я собираюсь выступить с трибьютом Лесу вместе с Имельдой в Iridium в Нью-Йорке, и я с нетерпением жду этого события.

 

 

 

Помощник редактора Guitar World Энди Аледорт известен во всем мире благодаря своему огромному вкладу в обучение игре на гитаре, благодаря своим многочисленным бестселлерам на DVD, книгам с транскрипциями и онлайн-урокам. Энди - постоянный автор журналов Guitar World и Truefire, он гастролировал с Дикки Беттсом из группы Allman Brothers, а также участвовал в нескольких трибьют-турах посвящённных Джими Хендриксу.