GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jeff Beck

 

 

Слава Королю

 

 

 

 

 

 

 

Дэвид Уэст

Total Guitar, сентябрь 2016

перевод с английского

 

 

 

 

 

В бесконечном поиске новых идей и покорении новых музыкальных горизонтов Джефф Бек рассказывает Total Guitar о том, почему он никогда не стремился к славе, игнорируя советы Эрика Клэптона и выражая свою истинную сущность в своем последнем альбоме Loud Hailer.

Что было в Кармен Ванденберг как в гитаристке, что заставило вас захотеть работать с ней?

 

Во-первых, я не мог поверить, что молодая 22-23-летняя девушка может быть влюблена в Бадди Гая или даже знать о нём. Когда она назвала Альберта Коллинза, это было то, что надо, потому что я считаю его самым крутым.

 

Она говорит: "У меня есть группа с девушкой по имени Рози, и если вы хотите нас послушать, мы играем в таком-то месте". И мы отправились туда, не зная, чего ожидать, а там они просто давали большой концерт. Я подумал: "Это здорово, может, нам стоит попросить их сбавить обороты, выйти за рамки их стиля, попытаться бросить им вызов и сделать что-то другое.

 

Моя работа заключалась в том, чтобы запустить процесс. Было здорово наблюдать за тем, как они втягиваются в работу - мне нужно было только предложить идею, и они с такой свежестью, которой так не хватает в наше время, взялись за дело.

 

В музыкальном плане вы с Кармен были из одного и того же мира?

 

Большой объединяющей силой был блюз, и тот факт, что она действительно умела играть, заставил меня подумать: "Вау, это невероятно, возможно, это правильный выбор для меня". И ещё Рози - я и представить себе не мог, что наступит время, когда кто-то будет сидеть у меня дома и буквально сочинять песен, пока я придумывал идеи.

 

Мы записали демо-версии, и они не отличались хорошим звучанием, но содержание было налицо. Вы могли видеть, что должно получиться, приложив совсем немного усилий. И третья вещь, которая скрепила всё это, - Филиппо [Чиматти], который выступил продюсером. Когда эти три единомышленника объединились со мной, получилась довольно слаженная команда.

Любой молодой гитарист может почувствовать страх перед перспективой играть с вами. Нервничала ли Кармен?

 

Наверное, да, но я старался вселить в неё уверенность, поэтому я играл и как наставник. Это не было каким-то сильным давлением: "Ты должна научиться этому", но она относилась к этому так, как будто так и должно быть. Она заходила на ютубы и изучала меня.

 

Последние полгода она не просто работала над альбомом, она изучала все материалы и следила за моей карьерой, так что у неё было достаточно времени, чтобы освоиться, и я был уверен, что она справится.

 

Вы, очевидно, имеете репутацию музыкального новатора - как вы думаете, как долго вы сможете этим заниматься?

 

Я думаю, что это хорошо, и это было легко, потому что если у вас есть мощный хит, куда вы собираетесь двигаться? Ты сделаешь самый худший шаг в своей жизни и сорвёшься, но без больших хитов - а я имею в виду гигантские хиты - гораздо легче просто перепрыгнуть в другой жанр, потому что ты не обманываешь кого-то, лишая его того, что ему нравится.

 

Я экспериментатор. Это богатство, потому что каждый мой альбом, за исключением пары техно-пластинок, отличается друг от друга. Правда, нужно отдать должное Fender Strat, потому что в [этой гитаре] есть песни. Это инструмент великого вдохновения и одновременно пытка, потому что он вечно бросает вызов, чтобы ты нашёл в нём что-то ещё, но оно там есть, если ты действительно ищешь.

 

Он действительно реагирует на прикосновения, а звуковые вариации просто неограниченны, особенно с рычагом вибрато. Я настроил его так, что он звучит почти как педал-стил.

На протяжении многих лет вы играли на других гитарах, не возникает ли у вас соблазна снова взять Les Paul или Telecaster?

 

Мой Страт - это ещё одна рука, это часть меня. Он вообще не ощущается как гитара. Это инструмент, который является моим голосом. Les Paul ощущается как гитара, и я играю на ней по-другому, и я слишком похож на кого-то другого. Со Стратом, он мгновенно становится моим, поэтому я и прикипел к нему. Или он сам прикипел ко мне, или и то и другое.

 

Недавно вы сказали, что Loud Hailer - это ваша попытка уйти от музыки, которая нравится только гитарным задротам и гитарным журналам...

 

Это вышло как небольшой троллинг [гитарных журналов], это никогда не было так задумано. Я просто не хотел быть центральной фигурой в музыкальном мире. Я хочу заниматься чем-то большим, чем быть на обложке журнала Guitar World.

 

"Весь этот сценарий с исполнением серии инструментальных композиций, я делал это - я делал это с оркестром, я делал это в стиле фьюжн, и это нормально, но это так утомительно. Очень трудно быть развлекательным. В своё время это было нормально, особенно с Яном Хаммером [маэстро клавишных и синтезаторов Mahavishnu Orchestra, с которым Бек сотрудничал в '70-е и '80-е годы], потому что там была просто невероятная гимнастика - но Яна Хаммера больше нет: он не играет живых концертов, он свернул палатку и ушёл в студию.

 

Я бы очень хотел, чтобы он пришел в Hollywood Bowl, может быть, немного подколоть его в этой статье - "Ян! Как ты можешь не быть там, когда ты такая важная часть моей карьеры?". Но я думаю, что он боится путешествовать... или ненавидит аэропорты

Ян действительно добрался до концерта в Hollywood Bowl, как вы можете увидеть на видео

 

 

 

Я тоже ненавижу аэропорты - только скрежеща зубами я прохожу через них. Но я не хотел становиться элитой и выше [гитарных журналов] - они были великолепны для меня. Я не хотел быть в центре фьюжн-мешанины, я хотел снова стать собой. Настоящий я - на этой пластинке, больше настоящего меня в музыкальном плане.

 

Это имеет смысл, в конце концов, ваша фан-база - это очень широкая конфессия...

 

Да, но поскольку гитара такая, какая она есть - есть журналы, которые фокусируются только на фуззбоксах, калибрах струн и тому подобном - обычная девушка с улицы даже не поймёт, о чём они пишут. Этот альбом позволит гораздо более широкому кругу людей понять, кто я такой. Кто знает, может быть, это сработает в мою пользу!

 

Ваша новая книга, BECK01, - интересная идея - как она появилась?

 

Издательство Genesis уже выпустило книгу о Джимми Пейдже [2010 г. "Jimmy Page by Jimmy Page"], так что я предполагал, что попал в их поле зрения. Я совсем не хотел этим заниматься, а они сказали: "Но ты можешь выбрать, какие фотографии туда войдут".

 

Так что я согласился немного c неохотой. Потому что моя автобиография была отложена, и я подумал, что это будет упущенная возможность - выпустить альбом, провести тур и не сделать там ничего, поэтому я согласился, по крайней мере, фотоальбом выйдет.

 

Я видел его достаточно раз, чтобы начать беспокоиться о том, что там внутри! Надеюсь, кто-то получит от него удовольствие, там есть несколько редких фотографий.

Это был эмоциональный процесс - перебирать все свои фотографии?

 

Да. В первый день мы смотрели на фотографии и говорили о них по 20 минут. Это никогда туда не попадёт! Ну же! Как насчет этой? Были очевидные снимки меня и Стиви [Уандера] в Electric Ladyland, и у меня есть редкий снимок меня в Motown.

 

Существует только два снимка, выцветших полароида, на которых я сижу за столом в Motown, когда я был там в '70/'71 году. Это было прямо перед тем, как они закрылись и переехали на запад, и я думаю, что есть один снимок с [продюсером] Микки Мостом, позирующим возле Хитсвилла [США - первоначальная штаб-квартира Motown в Детройте].

 

Что за время - 10 дней расизма и оскорблений! Им не нравились я и Кози [Пауэлл, барабанщик Бека в то время], пока мы не начали играть. 'Эй, Белоснежка! Что у тебя есть?" Кози выходит со своими двумя бочками, и это оглушительно, а они к такому не привыкли. Но через несколько дней они действительно приняли нас.

 

"Мы пытались улучшить то, что предлагали Motown. У них были эти поп-синглы, сделанные с большим вкусом, прекрасно сыгранные, а мы пришли и привнесли в них метал - Metal Motown. Самое смешное, что один из операторов во время перерыва на кофе сказал: "Вы, ребята, пришли сюда за звуком Motown?" "Да, чувак!" Он просто вышел за дверь! Потому что Кози заменил ударную установку!

 

Я спросил: "Что ты делаешь, Кози?" Он ответил: "Ну, я не могу играть на этой установке. Если хочешь, я буду играть плохо на этой установке или очень хорошо на своей". Я сказал: "Хорошо". Он не понимал, что это был Святой Грааль той студии. Они были настроены под помещение, как он мог не использовать тот сет, на котором играл Бенни Бенджамин, Ричард "Pistol" Аллен? Но он был таким.

Как насчет того, чтобы взять на себя бремя сочинения материала?

 

Это так сложно, потому что я не пел. Эрик [Клэптон] сказал, и это были слова великой мудрости: "Привыкай к тому, что ты ненавидишь свой голос, потому что я всегда ненавидел свой". И я ответил: "Но ты звучишь хорошо, а я звучу невыносимо плохо. Я ненавижу это. Я бы никогда не наслаждался им, даже если бы у нас был еще один сингл, как [Hi Ho] Silver Lining, я бы просто не смог его вынести.

 

Он сказал: "Говорю тебе, если ты не сделаешь этого, будет тяжело". И это было тяжело, но потом я могу обернуться и сказать: "Blow By Blow, закинь это в свою трубку и кури, приятель". Но он прав, если бы я придумал песню и она всем понравилась, это автоматически вселило бы уверенность, и мне даже могло бы понравиться то, как я звучу, но выпустить это наружу - это выше моих сил.

 

Это просто не мое. Я слушаю Джими, у которого был необычный голос, его нельзя назвать выдающимся голосом, но он был просто волшебным. Он никогда не кричал, за него всегда кричала гитара, и я и сегодня восхищаюсь им. Я никогда не слушал больше Джими, чем сейчас, потому что у меня есть несколько очень редких записей, и просто унизительно знать, что он делал это до 1970 года, и всё это в течение примерно трёх с половиной лет.

 

В начале семидесятых всё приняло забавный оборот. Всё сложилось хорошо, когда я услышал Джона Маклафлина, потому что его выступление на альбоме Майлза Дэвиса Jack Johnson и с Mahavishnu Orchestra говорило: "Вот куда ты можешь пойти". И каждый музыкант, которого я знал, восторгался ими. Я подумал: "Это немного меня, вот это. Я возьму немного этого". Мастерство игры, оно было непревзойденным.

Ваша работа в первом составе Jeff Beck Group с Родом Стюартом и Ронни Вудом была так важна для развития более тяжёлой стороны блюз-рока - пытались ли вы расширить границы?

 

То, что я пытался сделать с Родом, это взять немного от Motown, добавить немного тяжёлого бэк-бита. Барабанщик в то время обучался у одного из барабанщиков Motown, который, я думаю, был здесь в реюнионе Motown, так что у него были все навыки Motown, но с большей рок-н-ролльной мощью для живых выступлений.

 

Эта комбинация действительно работала, особенно с Ронни на басу. Он играл на большом Fender с Marshall, и это было здорово, и я думаю, что в некотором смысле он лучший басист, чем гитарист. А с Родом это было похоже на чёрного соул-певца, хрипловатый голос - к сожалению, это продолжалось недолго.

 

Мы сделали всю грязную работу здесь, и только когда мы отправились в Америку, я смог использовать свою репутацию Yardbirds для своего первого сольного выступления, и они просто проглотили это. К сожалению, я не знаю, что произошло [с распадом группы]. Это было отсутствие материала или, думаю, Род принял решение о своем уходе задолго до того, как я узнал об этом. Думаю, он хотел видеть там своё имя, а не моё.

 

Как вы вообще оказались в команде c Родом?

 

"Не будем ходить вокруг да около, в то время я был очень подавлен - я потерял свою девушку, появился Хендрикс и размазал всех по полу... всё выглядело не слишком радужно. Я рассорился с Yardbirds - что бы ни было, я ушёл, и вот я нахожусь в понедельник утром под Лондоном и думаю: "В чём смысл? Всё обернулось против меня. Поэтому я отправился в Cromwell Inn, который был моей последней надеждой на то, что ничего глупого не произойдет.

 

"Это был самый банальный, самый скучный понедельник, и я помню, как сидел там и слушал Мотаун, думая, что это не плохой ход, такие замечательные песни, замечательная игра - кто бы ни был исполнителем, вы знаете, что эти музыканты - те же самые замечательные исполнители, которые были студийными музыкантами.

"Я поднял голову, а там в углу сидит такой парень [сгорбленный] с пивом, и я подумал: "Я ухожу отсюда", поэтому я спросил: "Эй, приятель, ты в порядке?". Он поднял голову, и это был Род. Я сказал: "Мы оба в жопе. Как насчет того, чтобы объединиться и собрать группу?". Он сказал: "Если ты серьёзно, то напиши свой телефон на этом клочке бумаги".

 

Мне позвонили, мы договорились встретиться, и так всё и началось, потому что я уже слышал его, когда он работал с [английским блюзовым певцом] Лонг Джоном Болдри, и на самом деле - он мне нравился больше, чем Болдри. Но он исполнил всего три или четыре песни в качестве гостя. В следующий раз я услышал его на фестивале, кажется, в Ричмонде. Мы играли, а потом он выступал с Болдри. Звук вырывался из большой колонки, и я подумал: "Вот он, вот он, вот тот чувак, который нам нужен!". И я так ничего и не сделал, потому что он уже был связан с ними.

 

Потом я услышал, что он может быть свободен, и, как мне повезло, он был последним, угасающим угольком в этом клубе, в котором был я, и я рад, что пошёл! Всегда полезно куда-нибудь пойти, ведь к тебе никто не постучится в дверь, не так ли?.

Ронни говорил, что он использовал монету в качестве медиатора, когда играл на бас-гитаре...

 

Возможно, он так и делал. Он вышел из своей зоны комфорта, и это нормально, потому что ты не слишком выделываешься, ты просто играешь сырую басовую составляющую. Хорошее развлечение, фактически оно породило Aerosmith - они мне говорили, что так и было! Билли Гиббонс, когда он был в The Moving Sidewalks, сказал, что когда мы появились в этом клубе, его жизнь изменилась. Не знаю, в лучшую ли сторону, но он никогда не видел усилителей, которые касались бы потолка.

 

Вы бы сыграли с Родом и Ронни еще раз когда-нибудь?

 

Да, я пригласил его на концерт в Hollywood Bowl, который состоится в ближайшее время. Что касается Вуди, то я постоянно сталкивался с ним на вечеринках на Рождество, и я сказал: "Слушай, я не собираюсь с ним созваниваться. Если ты хочешь выступить с Jeff Beck Group, ты должен позвать Рода". Он говорит: "О, он согласен! Тебе нужно поговорить с Арнольдом (менеджером Рода)". Я подумал: "Нет, я не буду говорить с Арнольдом".

 

Следующее, что я помню, Ронни говорит: "Извини, Род с радостью согласился бы, но он выступает в Вегасе". Я сказал ему: "Почему бы ему не сесть на самолет и не прилететь? Если он закончит выступление в Вегасе пораньше и сядет на самолет, он сможет быть в Лос-Анджелесе через 35 минут!". Но это не сработает. Правда, теперь он певец из Вегаса. Ты не можешь снова стать 11-летним, ты не можешь надеть джинсы и начать кривляться и визжать [смеётся].

В итоге позже дуэт воссоединился впервые за десятилетие на бис на концерте Стюарта в Hollywood Bowl 27 сентября 2019 года

 

 

Существует огромная разница между первыми альбомами Jeff Beck Group, с их соул и R&B, и фьюжном на Blow By Blow. Это было влияние Джона Маклафлина?

 

Это всегда имело влияние, потому что их игра была непревзойдённой, и я не думаю, что когда-нибудь появится группа из четырех человек с подобным [талантом]... это так же необычно, как встреча ребят из "Монти Пайтон".

 

Невероятный личный талант этих музыкантов - у них был Билли Кобэм, черт побери, он стал именем нарицательным. Ян Хаммер. Я был в восторге от того, что Ян проработал у меня два года и что он с энтузиазмом отнёсся к участию в альбоме и туре. Это было просто естественно - следовать за своим сердцем. Это то, что я делаю, и пока что это служит мне очень хорошо.

 

Гитарист Джина Винсента, Клифф Гэллап, был одним из ваших первых музыкальных кумиров, слышите ли вы его влияние в своей игре сейчас?

 

Да, немного. Это сложно не заметить. Оно становится всё меньше, потому что я всё больше нахожу себя, отстраняюсь от Джими, от Леса Пола - но оно есть. С Клиффом это меньшая проблема, потому что звук органично отличается. [Мой] Fender Strat громкий, он c дисторшн и дикий, в то время как Клифф - это кристальная чистота и великолепные верха. Но фразировка - у меня всё ещё есть его фразы, потому что это те соло, которые я выучил. Нет ничего плохого в копировании соло, пока вы не говорите, что они ваши. На самом деле, у меня есть новости о его гитаре - гитаре с Be-Bop-A-Lula и Cruisin', выпущенная Gretsch, и я просто прощупываю её. Она была продана кем-то, у кого закончились деньги. Это оригинальная Duo Jet - '56-го года. Видимо, она ему не понравилась. Да ладно! На этой гитаре были записаны все ранние альбомы, и он инекрустировал своё имя на грифе. Когда я увидел её, то подумал: "Неужели у него их две, а эта инкрустирована на заказ?". Нет, он инкрустировал оригинал. Так что они думают, что знают, что это за инструмент. Представьте себе это - просто представьте. Я не знаю, смог бы я её иметь. Я бы просто взглянул на неё и ушёл.

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.