GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jeff Beck

 

В полный рост

 

 

 

 

Лоуэлл Кауффил

Guitar Player, Ноябрь 1975

перевод с английского

 

Джефф Бек не готов позволить своей игре на гитаре почивать на лаврах. Он уже внёс весомый вклад в легендарную группу Yardbirds в шестидесятые годы, а также в более поздние начинания в различных группах, которые он создавал. Однако все эти достижения - лишь часть истории. Бек, которому сейчас около тридцати лет, пережил то, что один из его коллег назвал "музыкальным возрождением". После совместной работы с Тимом Богертом и Кармайном Эпписом в 1973 году, британский гитарист ушел в затворнический образ жизни в своем доме в сельской Англии. В этом году он вновь появился на музыкальной сцене с альбомом под названием Blow by Blow. Диск с доминирующей гитарой за считанные недели взлетел на вершину чартов продаж - настоящий подвиг для полностью инструментального альбома. Но помимо высокой музыкальной привлекательности, альбом продемонстрировал новые ориентиры для Бека, перешедшего в направление, которое некоторые называют джаз-роком. Неповторимый стиль Бека сохранился, но джазовые элементы, более сложные ритмы и аккорды стали украшением его последнего винила.

Вы двигались в сторону джаза ради самовыражения или потому, что это был больше технический вызов?

 

И то, и другое. На самом деле, это не было слишком сложной задачей, потому что если что-то берёт надо мной верх, я это бросаю. Но было приятно услышать, как я играю что-то ещё, кроме классического рока.

 

Рок для меня - это энергия. Сейчас он сложнее, чем раньше, но это всё равно рок.

 

Но те композиции, которые вы играете сейчас, совсем не похожи на клише из вашего альбома Truth 1968 года.

 

Нет. Этого больше нет. С этим покончено. Сейчас подобное исполняют все, например, Humble Pie и Мик Ронсон. Пейджи [Джимми Пейдж] занимается этим до сих пор, и ему это сходит с рук. Он этим зарабатывает на жизнь.

 

Повлиял ли какой-нибудь музыкант в частности на ваш нынешний подход к игре на гитаре?

 

Да. Я слушал Яна Хаммера, играющего на Moog из предыдущего состава Mahavishnu Orchestra. Это дало мне новый, захватывающий взгляд в будущее. Он играет на Moog очень похоже на гитару, и его звуки проникли прямо мне в душу. Поэтому я стал играть как он. То есть, я не звучал как он, но его фразировка оказала на меня огромное влияние.

Вы играете, полагаясь на музыкальные лады?

 

Нет. Я играю ноты, которые, как мне кажется, я хочу услышать. Это очень сложно, очень угнетает. На самом деле, я делаю как раз наоборот. Мне нравится играть простые вещи, которые звучат сложно.

 

Помогает ли это научиться музыкальной грамоте?

 

Мне это совершенно не помогает. В конце концов, зрители будут аплодировать не тому, что вы точно попали в каждую маленькую точку. Они будут аплодировать, потому что им нравится то, что они слышат. Я просто импровизирую, играю джаз. В музыке нет смысла ограничивать себя. Она создана для того, чтобы дать вам свободу.

 

Игра с Максом Миддлтоном, который в своей работе на клавишных играет под влиянием джаза, способствовала вашему музыкальному росту?

 

Да. Когда я хочу что-то применить на практике, я всегда звоню Максу, потому что он может сыграть именно то, что я задумал. Его бэкграунд настолько фантастичен, что заставляет простую мелодию звучать великолепно. Он также пробуждает во мне то, чего я боялся - вкус.

 

В этом нет ничего плохого.

 

Нет. Но из-за этого я могу остаться без работы, понимаете [смеётся].

 

Вы внесли какие-либо изменения в оборудование?

 

Я всё ещё использую две 100-ваттных головы Marshall с двумя кабинетами Fender. Раньше я использовал усилители Sunn, но они звучат слишком чисто. Marshall дают правильный нужный звук. Я также использовал мой Gibson Les Paul Standard '54-го года и Fender Stratocaster. С технической точки зрения, Страт та ещё штучка для игры, но он прорезает атмосферу своими верхами.

Если бы вы могли сделать обобщение, как бы вы назвали музыку, которую вы сейчас пишете?

 

Она преодолевает разрыв между белым роком и Mahavishnu, или джаз-роком. Она преодолевает множество барьеров. Она находится на периферии, но она более удобоварима, так как ритм легче понять, чем у Mahavishnu.

 

Что бы вы посоветовали, чтобы помочь кому-то расширить свои музыкальные границы?

 

Это было бы слишком просто для них, если бы я сказал вам, не так ли? Я потратил половину своей жизни на то, чтобы выбраться из колеи. Ты просто должен делать то, что у тебя получается лучше всего. Найди группу, с которой тебе действительно нравится играть, и просто действуй. Если ты в депрессии, это личное дело каждого. Вытащи себя из депрессии, а потом начинай играть. Если всё вокруг тебя скачет, ты скачешь вместе с ним. Музыка обычно отражает то, что происходит в твоей личной жизни.

 

От переводчика: Это была сокращённая версия интервью опубликованная в книге: The Guitar player book: 40 years of interviews, gear, and lessons from the world's most celebrated guitar magazine. Если у вас есть возможность достать полную версию, я был бы признателен.