GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jason Lollar

 

Магнетизм звука

 

 

Джейсон Лоллар - один из самых уважаемых производителей звукоснимателей в мире. Он говорит, что его цель - не "делать их как раньше", а создавать звукосниматели лучше, чем всё, что было до него. Мы узнаем секреты его искусного подхода к созданию звукоснимателей...

 

 

 

 


Джейми Диксон

Фото - Рик Дамс
Guitarist, июль 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

 


Джейсон Лоллар, создатель Lollar Pickups, является одним из самых уважаемых производителей звукоснимателей в мире. Он говорит, что его цель - не "делать их как раньше", а создавать звукосниматели лучше, чем все, что было до него. Джейсон делится своими секретами конструирования и философией гитарного звука

Lollar - один из немногих брэндов электрогитарных звукоснимателей, чью продукцию мы можем определить практически с завязанными глазами, - уверенная и отзывчивая, обладающая собственным звуковым колоритом.

Будь то P-90, на которых мы играли в обзоре на полуакустике Eastman, или звукосниматели для Телека, установленные на одном из наших модифицированных творений, Lollar всегда удается сделать фокус: сбалансированный, но не безвкусный, чёткий, но не стерильный, классический, но не похожий на клон.

Поэтому, когда основатель компании Джейсон Лоллар согласился на подробную беседу о своем подходе к проектированию и созданию звукоснимателей - как традиционных, так и прогрессивных, - мы были заинтригованы, чтобы узнать больше. Мы пригласили Джейсона Лоллара рассказать о звукоснимателях Lollar от А до Я, начиная с его первых дней работы в качестве конструктора и заканчивая его последними разработками.

Как Вы начали делать звукосниматели?

Ну Я начал конструировать электрогитары в середине семидесятых. Я учился в школе лютье Roberto-Venn [School of Luthiery] в Фениксе, штат Аризона, и там нам показали, как делать очень простые звукосниматели, вроде тех, что выпускал Семи Мосрайт [Семи Мозли, если быть точнее - прим. переводчика]. Они были сделаны из кусочков пластика с деревянной основой, и вы склеивали всё это вместе и сверлили. У них был маленький намоточный станок, работающий от мотора швейной машинки, и трансформатора от [модели] железной дороги. Тебя постоянно било током, когда ты прикасался к этому трансформатору...

В общем, после окончания этой школы я продолжал собирать гитары на протяжении восьмидесятых и девяностых, и для большинства из них я также делал звукосниматели. В то время это позволяло мне сэкономить деньги, и людям они нравились. В конце концов, люди стали просить меня выпускать звукосниматели [как отдельные товары]. В восьмидесятые годы я смастерил около 50 гитар, но звукосниматели стали популярны, и к 2000-м годам я уже занимался в основном не производством инструментов, а только изготовлением звукоснимателей. Так что всё началось с того, что я стал работать в своем гараже. Я играл музыку по вечерам, а потом работал по 20 часов в сутки, иногда по 48 часов подряд, и всё выросло из этого.
 

В последние годы наблюдается взрывной рост числа независимых производителей звукоснимателей. Хорошо это или плохо - иметь такую широкую и разностороннюю конкуренцию?

Ну, я думаю, что сейчас, при таком количестве производителей, было бы сложнее начать что-то новое. Тысячи людей делают звукосниматели - и я занялся этим как раз в нужное время, понимаете? Если говорить о небольших производителях звукоснимателей, то за пару лет до моего появления в этом бизнесе был Линди Фрэйлин, [который начинал свою деятельность] - мы появились примерно в одно время, - так что были я и Линди, а затем TV Jones, выпускающий продукцию типа Gretsch Filter'Tron. Но сейчас было бы очень трудно выделиться среди всех остальных.
 

Но я думаю, что это помогло отрасли. Я думаю, что по-настоящему она развилась, когда такие компании, как поставщики запчастей, начали продавать звукосниматели и рекламировать, что они продают звукосниматели. Я написал об этом книгу [For The Guitar Enthusiast, Basic Pickup Winding & Complete Guide To Making Your Own Pickup Winder, 1999]; в то время это была единственная книга, которая показывала механический процесс разматывания проволоки и создания машины, которая автоматически наматывает её туда-сюда. Мы продали несколько тысяч экземпляров. Я и сегодня слышу, как люди говорят: "Я начал мотать звукосниматели, потому что прочитал вашу книгу и понял, что механика не так уж сложна". Есть и другие тонкости, которые очень сложны [при изготовлении звукоснимателей], но не основы, например, как намотать проволоку на катушку.

Когда вы выходите за рамки этих основ, какими навыками более высокого порядка вам необходимо овладеть как производителю звукоснимателей?

Что бы вы ни делали, вы должны быть уверены в том, что во всех деталях этой конструкции есть последовательность. То есть если вы намотаете один, а через месяц возьмёте и намотаете другой, вы хотите, чтобы они звучали почти одинаково. Это трудно сделать, и многие люди не знают, как этого добиться. Вы должны знать, что влияет на результат, а что нет, и очень легко обмануть себя, сравнивая звукосниматели в двух разных гитарах. Если у вас не совпадают регуляторы громкости и тембра, одинаковое число витков и всё прочее, вы получите разницу только из-за этого. Вы подумаете: "Ну вот, я намотал этот звукосниматель так, а этот так, и этот звучит лучше, чем тот", а на самом деле всё дело в потенциометрах. На это часто не обращают внимания.

Чтобы понять, что влияет на результат, требуется время. Например, однажды мы получили странные результаты... На наших станках есть счётчик, который показывает, сколько на нём витков. Большинство из тех, что у меня сейчас, - цифровые счетчики, но старые были электромеханическими, в них были шестерёнки. "После того как вы намотаете на него 100 000 звукоснимателей, шестерёнки изнашиваются, и тогда цифры начинают просто скакать. Поэтому мы получали такие странные результаты, типа "Что происходит?", но мы не понимали, что счётчик уже стёрт. В конце концов, я понял это. Так что здесь есть переменная, о которой не всегда задумываешься".

Мы используем проволоку определённого диаметра, потому что за многие годы промышленность научилась делать диаметр немного меньше. Для того чтобы проволока была отнесена к определённому калибру, она должна находиться между двумя разными числами: одно чуть меньше, другое чуть больше. Но пока она находится между этими цифрами, она поставляется как проволока данного калибра. Поэтому мы сделали свою проволоку немного толще, а также изменили состав изоляции на проволоке. Даже то, как укладывается проволока, имеет значение для того, какой выходной сигнал вы получаете, насколько разборчивым или плотным и перкуссивным он будет. Если проволока имеет больший разброс, вы не получите столько же мощности при том же количестве витков. Таким образом, можно манипулировать результатом.

 

Существует также много споров о том, имеет ли дерево в гитаре какое-либо значение - хотите верьте, хотите нет, но это горячая дискуссия, - поэтому у нас есть целая стена гитар. У нас есть пять или шесть Телеков, которые сделаны, например, с корпусом из ольхи и кленовым грифом, и мы ставим на них звукосниматели и подбираем потенциометры. Всё электронное согласовано. Мы даже регулируем высоту звукоснимателей с помощью линейки, чтобы видеть, как далеко они находятся [от струн].  Мы можем всё согласовать, поставить новые струны на обе гитары, потому что просто старые струны будут иметь разницу в звучании. И, кстати, можно обмануться, подумав: "Этот звукосниматель звучит темнее", потому что на гитаре стоят старые струны. Так что мы делаем всё. Во многих случаях разница в звучании всё равно есть, и дело здесь только в плотности корпуса гитары. У нас есть гитары, которые заметно глуше других, а всё остальное одинаково. Так что это ещё один фактор.

Мы всегда считали, что ваши звукосниматели обладают едва уловимым, но ощутимым "лолларовским" звучанием, которое начинаешь замечать после того, как поиграешь на нескольких разных моделях. Как вы считаете, откуда это берётся?

Мне нравится, когда звукосниматель соответствует всему, что вы в него вкладываете - он не просто размазывает вашу атаку и имеет всё время один звук. Вы можете получить разный звук просто за счёт того, насколько сильно вы ударяете по струнам, насколько легко вы касаетесь их, какой калибр струн [вы используете]... Некоторым людям нравится, когда звукосниматель просто звучит, независимо от того, что они на нём играют. Так немного легче его контролировать, но это не то, чего мы добиваемся. Мы ищем, например, спортивный автомобиль, а не большой грузовик. В этом и будет разница.

Ваш хамбакер Imperial широко известен как один из лучших звукоснимателей в стиле PAF. Но поскольку оригинальные PAF очень сильно различались по звучанию и мощности, как вы определяете, что же на самом деле представляет собой архетипический PAF?

Да, именно поэтому мы делаем несколько разных версий [хамбакеров Imperial], потому что некоторые PAF гораздо горячее, чем другие. Но когда я начинал, было гораздо проще работать с гитарами, на которых стояли PAF'ы. Однажды мы были на Chicago Music Exchange со всей командой менеджеров по продажам, и у них был, кажется, 1960 или '59-й Санбёрст, просто лежавший на диване, и мы взяли его, отнесли в комнату и поиграли... У большинства [PAF на 'Бёрстах] есть определённая точка, когда вы её достигаете, где высокие частоты как бы выходят наружу, и вы действительно можете услышать больше атаки на переднем плане.

Но иногда... Есть один канал на YouTube, и я сходил к ним в гости. У них был Голдтоп '57-го года, и бриджевый звукосниматель обладал действительно уникальным свойством, когда он звучал почти как тарелка, когда вы ударяли по струнам, понимаете? Это было очень странно. Я так и не понял, что заставляло этот конкретный звукосниматель так звучать, потому что никогда раньше этого не слышал. А нэковый звукосниматель звучал как типичный PAF. Так что иногда встречаются и удивительные экземпляры. Что касается бриджевого звукоснимателя Голдтопа, то он, вероятно, раздражает многих, но благодаря тому, что он делает, вы можете использовать его очень необычным образом. Но это не для всех, однозначно.

"так, как правило, PAF находятся в определённом диапазоне, и мы сделали Imperial именно таким. В его основе лежат звукосниматели, намотанные в среднем диапазоне, а не в более высоком или низком - хотя мы делаем и те, и другие [варианты в качестве опций]. 

Многие звукосниматели Gibson, которые используются на арктопах или более тонких полуакустиках, намотаны ниже, и я полагаю, что это сделано для того, чтобы минимизировать обратную связь на низких частотах. Меньшее количество низких частот, выходящих из звукоснимателя, не будет так сильно взаимодействовать с верхней декой гитары и создавать тот воющий звук "Уууу!", который могут издавать полуакустики.

Одним из свойств лучших звукоснимателей является то, что высокие частоты всегда "сладкие" и не причиняют боли уху, что очень заметно в ваших разработках. С чем это связано?

У меня есть одно ухо, которое очень чувствительно к определённой частоте - я думаю, что это около 3 кГц или что-то в этом роде - и если вы перегружаете эту частоту, то получается звук, который люди называют "ледорубом". Я сразу же слышу его. Я сразу слышу: "Это совсем не то, что мне нужно. Мне не нужны такие высокие частоты". Он должен быть немного более ровным, отклик, а не большой пик. И это во многом связано с тем, как он намотан.

Когда вы делаете звукосниматели, вдохновляясь классической конструкцией винтажных звукоснимателей Fender или Gibson, вы стремитесь к точному повторению или к усовершенствованной версии?

Это хорошая мысль, потому что именно это мы и пытаемся сделать: сделать их лучше, чем они были раньше, а не сделать их такими, как они были раньше. Делать их такими, чтобы они служили ещё дольше, чтобы апокалипсис наступил раньше, чем большинство наших звукоснимателей успеют отправиться на свалку [смеётся]. Но кое-что из этого связано с такими простыми вещами, как разгрузка проволоки от натяжения. Во многих старых звукоснимателях, если вы просто потянете за проволоку, она разлетится на части: бах!

 

В синглах типа Fender, которые они наматывали, после сборки катушки покрывали лаком, и это изолировало магниты. Но что происходит в таких катушках, во-первых, проволока... когда вы наматываете больше витков, натяжение в катушке возрастает, и она прорезает лак и касается магнита. В основной изоляции проволоки есть небольшие пустоты, поэтому катушка всегда будет замыкаться на один из внутренних магнитов, если они сделаны таким образом. Поэтому мы используем сверхтонкую изолирующую ленту, которая устраняет всё это.

Другая вещь, которая происходит с синглами Fender, - это то, что после того, как на них попадает пот, магниты начинают ржаветь, а затем коррозия проникает по магнитам в катушку, разрушает её, и тогда ваш звукосниматель становится мёртвым. Но если обмотать магниты изолирующей лентой, то коррозия окажется под слоем ленты, а не прямо на катушке. Поэтому мы принимаем во внимание подобные вещи. Есть вещи, которые мы не будем делать, потому что либо нет разгрузки от натяжения проволоки, либо мы знаем, что [винтажный звукосниматель] может выйти из строя из-за конструктивных недостатков. Поэтому мы поступаем именно так.
 

Какие звукосниматели прошлого вам особенно нравятся?

О, ну, мне нравится то, что было до того, как Fender продали CBS. Начало-середина шестидесятых. Эти звукосниматели Стратов мне нравятся больше, чем звукосниматели '54-го или даже '59-го года, '59-е - это более горячие звукосниматели, а эти, по сравнению с ними, очень острые и ледяные. Это моя фишка. 

 

Я начал играть на электрогитаре потому, что купил Are You Experienced Хендрикса. А также благодаря [таким песням, как] "Machine Gun" [на Band Of Gypsys]. Все эти виды звука. Даже Ричи Блэкмор использовал немного более поздний Страт, который был более жёстким и резким, но ему все равно удавалось получить этот искрящийся, почти акустический звук.

Куда Lollar собираются двигаться дальше в плане разработок?

За последний год мы выпустили несколько различных моделей. Сейчас мы занимаемся выполнением заказов. Исследования и разработки, которыми мы занимались в течение последних двух лет, немного замедлились, но они возобновятся, и мы будем разрабатывать что-то ещё. "Мы выпустили несколько необычайно отзывчивых звукоснимателей, например, хамбакер с алниковыми полюсными магнитами - эта штука похожа на управление болидом Формулы 1, или на то, что я себе представляю. Вы едва усиливаете атаку медиатора, а он уже реагирует- он переходит от суперчистого и фендеровского звучания к очень, очень глубокому жёсткому выходному сигналу.

Мы также сделали аналогичную вещь с рельсовым хамбакером под названием dB Humbucker. Поскольку в нём много стали, он действительно придаёт вам скрежета. Ребята из High On Fire - метал-группы - обожают их. Но это не слишком мягкие звукосниматели. Они очень отзывчивые и динамичные. В общем, мы пытаемся найти немного больше места для работы людей.

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.