GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jake E. Lee

 

 

Убийца гигантов

 

 

 

 

Имон О'Нил, Фото - Энтони Эспозито

EON Music, октябрь 2018

Перевод с английского

 

 

 

 

 

Для целого поколения поклонников Джейк И. Ли - не иначе чем бог гитары. Музыкант, добавивший свои мгновенно узнаваемые партии в "Bark At The Moon", "Shot In The Dark" и множество других композиций Оззи Озборна, занял достойное место в истории тяжёлого рока. Таинственным образом исчезнув с музыкальной сцены в конце девяностых, он вернулся в 2014 году со своей собственной группой Red Dragon Cartel. Мы сели за ЭКСКЛЮЗИВНУЮ подробную беседу с неуловимым музыкантом, чтобы обсудить, что заставило его вернуться, его отношения с Оззи и многое другое.

Привет, Джейк, как вы поживаете?


Старый и усталый! Я научился говорить так по-испански; теперь я собираюсь выучить это на всех языках. Все мои друзья устали это слышать: "Как дела?!". - "Старый и усталый!", поэтому я должен выучить это на других языках.

Вы не такой уж старый и усталый, ведь Red Dragon Cartel вернулся. Группа была сформирована после вашего долгого отсутствия на музыкальной сцене; почему именно в 2014 году пришло время для вашего возвращения?


Ну, как бы это сказать? Это своего рода возвращение к тому моменту, когда я был, возможно, не счастлив, но, думаю, доволен тем, что не занимаюсь музыкальным шоу-бизнесом, потому что это уродливый бизнес. Меня это устраивало, но через десять лет или около того у меня начался небольшой зуд. Я время от времени выступал с группами здесь, в Лас-Вегасе, и, в конце концов, Кевин Чарко, продюсер, связался со мной, потому что он занимался альбомами Оззи. Честно говоря, я давно не слушал Оззи, поэтому не знаю, какие альбомы он записывал [Примечание: Чарко продюсировал Black Rain (2007) и Scream (2010)], но я знаю, что он записал пару альбомов с Оззи, но сначала он связался со мной, потому что он тоже живет в Лас-Вегасе, чтобы узнать, что мне нужно, чтобы вернуться и играть с Оззи.

Значит, вы вели переговоры о возвращении в группу Оззи?


Да, эти переговоры длились недолго. То есть, по сути, я сказал: "Слушайте, всё, что я хочу, это авторские права на песни, которые я сочинил для Bark At The Moon". Я сказал: "Это всё - если они это сделают, я буду счастлив посмотреть, что может произойти со мной и Оззи, спустя все эти годы". Но нет, этому не суждено было случиться.

И после этого вы создали Red Dragon Cartel?


Тогда он спросил меня, не хочу ли я заняться чем-нибудь. У него была студия, и он предложил: "Просто приходи ко мне в студию, запиши несколько идей". Он сказал: "У меня много музыкантов, и я могу предложить всё, что тебе может понадобиться. Просто приди туда и запиши одну песню, и посмотри, будет ли она тебе по душе. Если нет, то нет проблем, я не собираюсь брать с тебя деньги за время". Итак, первой песней, которую я записал, была "Feeder" (с дебютного альбома RDC) с Робином Зандером из Cheap Trick, и да, после того, как я записал эту песню, я пришёл в восторг. Я уже давно не был в восторге от музыки, и это меня взволновало, так что я решил записать целый альбом.

Вас удивило, что у вас остались фанаты, которые скучают по вам?


Да, удивило, потому что я долгое время не был в центре внимания, по крайней мере, лет 10, может быть, даже 15. Я был удивлён, потому что люди живут дальше. Я отнёсся к своему уходу из шоу-бизнеса как к смерти, и люди смирились с этим. Я имею в виду, что недавно я потерял близкого друга, и вы справляетесь, вы переживаете это, вы двигаетесь дальше, и я просто решил, что так будет и со мной. Но, да, это было очень удивительно и очень трогательно, что есть люди, которым на самом деле не наплевать на меня. Я имею в виду, я думал, что я уже давно ушёл, но да, это было очень приятное чувство.

 

Сейчас вы готовите к выпуску второй альбом RDC Patina; вам не терпится его выпустить?


Мне интересно посмотреть, как люди отреагируют на него. Для меня это более честное представление моей музыки, чем первый альбом Red Dragon Cartel. То есть, я горжусь первым альбомом, на нем есть хорошие песни, хорошее исполнение, но это не то, как я привык записывать альбомы. С Оззи, с Badlands, это была группа, и вы приходили в репетиционный зал, все готовились, а затем, в основном, я представлял свои идеи, и мы все работали над ними. Это был гораздо более органичный процесс, и таким образом можно было сразу понять, работает что-то или нет, в то время как первый альбом Red Dragon Cartel был чем-то вроде разрозненного процесса, когда они брали файлы с моего компьютера.

То есть первый альбом Red Dragon Cartel был скомпилирован из музыки, которая у вас была в запасе?


Да. Несмотря на то, что я отошёл от дел, я всё ещё играл музыку, всё ещё сочинял музыку, а благодаря появлению компьютера и всех аудиопрограмм, которые появились вместе с ним, вы могли делать всё самостоятельно. Так что у меня был компьютер с кучей идей на нем, и эти идеи были доступны Чарко и превращены в песни, но не так, как я делал это раньше.

На "Patina" опредёленно более свободная атмосфера, чем на дебютном альбоме Red Dragon Cartel; в нем можно услышать влияние Боуи, психоделии и Beatles.


Да, и все эти вещи, которые вы только что упомянули, я вижу. Да, Боуи, особенно в последней песне ["Ink And Water"]. На этом альбоме я как бы вернулся к своим корням. Во время работы над альбомом я слушал много Боуи и многое из того, на чём я вырос, что оказало огромное влияние на песни этой пластинки.

Что касается гитары, то на этом альбоме много разных текстур и звуков.


Я давно увлекаюсь педалями. В начале девяностых я начал их коллекционировать, и я записал сольный альбом для Японии [1996 года A Fine Pink Mist], который был полностью инструментальным, и на тот момент в моей коллекции было, кажется, 87 примочек, и целью этой записи было использовать каждую из них где-нибудь! Так что на этой пластинке хренова туча педалей! Педали - это чертовски здорово; они дают тебе совершенно новый взгляд на то, что ты играешь. Это почти как с разными гитарами: ты можешь играть одну и ту же песню на старом Страте, и она будет звучать совсем по-другому, чем если бы ты взял Les Paul.

У вас всё ещё есть все эти педали?


У меня уже нет большей части моей коллекции педалей, но у меня есть друг, у которого их много, и он одолжил мне все свои гитары и все свои примочки, когда я делал эту запись, и там было несколько действительно классных старых вещей, с которыми мне удалось поиграть. У него были все эти старые педали, все эти старые головы, старые гитары, и я действительно вернулся к своим корням. Так что он действительно звучит иначе, чем первый.

Ваша знаменитая "белая жемчужина" Charvel принимала участие в записи?


Нет. Мы записали всё это в Пенсильвании на ранчо Энтони [Эспозито, басист], в его студии, и я не взял её с собой. На самом деле, я не достаю её из кейса. Вообще-то, в наши дни на ней невозможно играть. Возможно, она была неиграбельной и в восьмидесятые, но это была просто гитара, к которой я привык. У неё очень узкий и тощий гриф. Я смирился с этим, потому что это была моя основная гитара, но на этой гитаре трудно сыграть аккорд D в открытой позиции, потому что гриф был сточен Charvel в те времена, и он настолько узкий у верхнего порожка, что если вы играете аккорд D и зажимаете струну G на втором ладу, то её очень сложно заставить звучать. Вы должны точно знать, как надо сыграть, чтобы это работало.

В некотором смысле, это здорово знать, что только Джейк И. Ли может играть на этой гитаре!

С тех пор как я отправил её на пенсию, я не часто на ней играл. Для меня это очень сложная гитара. Я показал её ребятам с Charvel, потому что они хотели сделать реплику, но нет, вы не можете сделать такую реплику. Никто не захочет её купить, никто не будет на ней играть! Они сказали: "Конечно, будут", я показал им гитару, и они сказали: "Ни хрена себе! Как ты, блядь, смог играть на этой штуке?" Но в любом случае, отвечая на ваш вопрос, нет, я даже не привозил её на ранчо" [Charvel таки выпустил трибьют-версию, но со стандартной шириной грифа (в оригинле 40мм) - прим. переводчика].

В 2014 году вы вернулись в Донингтон Парк впервые после того, как были его хедлайнером вместе с Оззи в 1986 году; каково было снова выйти на эту сцену?


Ну, было здорово просто иметь возможность сделать это. Народу было не так много, потому что это было в начале концерта, но играть на сцене такого размера много лет спустя, это было действительно здорово.

Навеяло ли это воспоминания о том, как вы играли там раньше?


У меня остались приятные воспоминания о концертах в Донингтоне, в которых я участвовал ранее. Один из них был с Гэри Муром в '84-м году, и я запомнил именно его. Я зашёл посмотреть на одну из групп и проходил мимо палаток Гэри Мура и Ван Халена, они оба разогревались. Я слышал их, и это было немного пугающе, знаете, слышать, как Гэри Мур просто делает своё дело, а потом проходить мимо палатки Ван Халена и слышать, как он делает своё дело. Так что я сказал: "Блядь! Какого чёрта?! Как я буду играть?", и я сказал: "Я не буду разогреваться; они разогреваются, я не буду разогреваться", потому что потом я выйду на сцену, и если я облажаюсь, то, моим оправданием будет то, что я не разогрелся! Так что я не разогревался, и я действительно играл очень хорошо, и в какой-то момент я оглянулся и увидел Эдди и Гэри на краю сцены, наблюдающих за мной, и они оба подошли после этого и сказали, как хорошо, по их мнению, я играл. Это был один из самых ярких моментов в моей карьере, когда Гэри Мур и Эдди Ван Хален подошли ко мне после выступления и похвалили меня.

Вы были поклонником Гэри Мура?


Я любил Гэри. Я слушал много Thin Lizzy, когда записывал эту пластинку. Мне всегда нравились Thin Lizzy, и я считал Роббо [Брайана Робертсона] очень недооценённым гитаристом. Мне нравилась его игра. Их первый гитарист, Эрик Белл, был чертовски хорош, и я даже не знаю, чем он занимался после этого, но в Thin Lizzy он был действительно чертовски хорошим гитаристом. Thin Lizzy были чертовски хороши своими гитаристами; там ещё играл Сноуи Уайт.

 

Chinatown был фантастическим альбомом Thin Lizzy времён Сноуи.


Ладно, я расскажу вам вот что. Я сочинил рифф к "Havana", и все говорят: "О, какой рифф; откуда он взялся?", а я намекал, что весь день до этого слушал одну песню. И когда мы пришли в репетиционную комнату, я сыграл её, а потом мы начали джемовать, и в конце я сказал: " Блядь, хотел бы я придумать что-то настолько крутое", а Энтони посмотрел на меня и сказал: "Почему бы и нет?", и я заявил: "Что я собираюсь сделать, просто сыграть ее задом наперёд", и я вроде как сыграл ее задом наперёд, и, чёрт возьми, это сработало. Поскольку вы ирландец, я вам расскажу. Я рассказывал эту историю людям, и они спрашивали меня: "Что это было?", а я не говорил им. Но я скажу вам, потому что вы ирландец; это был "Chinatown". Если вы подумаете об этом, то поймёте, откуда я это взял.

Когда вы в последний раз встречались с Оззи лицом к лицу?


Чёрт возьми, это было до того, как меня уволили. Ближе всего я был, когда я только собирал Badlands [примерно в 1988 году], и у нас была встреча в отеле менеджера где-то в Лос-Анджелесе, и я помню, как барабанщик посмотрел через мое плечо и сказал: "Эй, Озз!", и я подумал, что он просто шутит, а потом я повернулся и увидел Оззи, и Оззи вроде как быстро убежал! Я повернулся и посмотрел через другое плечо, и это был единственный раз, когда я встретил [кандидата в преемники Ли] Закка [Уайлда]. Закк был там, и я встал из-за стола, а он выглядел так, будто не знал, что будет дальше. Я подошел к нему и сказал: "Привет, я Джейк", а он [нервно]: "Я знаю, кто ты", а я: "Ну, я просто хочу пожелать тебе удачи, и если я могу чем-нибудь тебе помочь...". Это был единственный раз, когда я встретил Закка, и это было самое тесное сближение с Оззи после того, как он меня уволил.

Сейчас, когда Оззи уходит на пенсию, вы бы хотели сыграть эти песни ещё раз, прежде чем он уйдёт?


Знаете, он сказал, что уходит на пенсию, и я слышу это уже не в первый раз. Разве не в девяностые годы он не говорил, что уходит на пенсию? Я имею в виду, я думаю, что он действительно это имеет в виду, когда он объявляет об этом, он непреклонно заявляет, что это будет его последний тур, но потом я думаю, что он просто посидит полгода дома, заскучает, а потом сделает ещё одну запись. Так что, будет ли это его последний тур, я не знаю. Может быть.

Но если это его последний тур, не хотели бы вы сыграть с ним снова хотя бы раз?


Я предложил - не лично, а через свой менеджмент - я сказал, что было бы очень здорово, если бы Red Dragon Cartel открыли тур - и, конечно, это лучше для меня, чем для него - но в качестве платы за это я сказал, что выйду на сцену и сыграю пару песен, например, "Bark At The Moon", "The Ultimate Sin", что угодно, песни, которые я действительно играл с ним в своё время. Я выходил на сцену и делал это. Так что предложение было, но его не приняли.

Когда Red Dragon Cartel снова отправятся в путь?


Мы, очевидно, планируем вернуться в дорогу в конце февраля, это в США. А в апреле мы отправимся в Японию, и мы пытаемся организовать тур из Японии прямо в Европу. Я не знаю, получится ли это. Честно говоря, в последний раз, когда я был в Европе, у меня не очень хорошо получилось.

Наконец, вы недолго работали с Ронни Джеймсом Дио, прежде чем Вивиан Кэмпбелл получил эту работу; это совпадение, что рифф к "Don't Talk To Strangers" звучит очень похоже на "Bark At The Moon"?


Это совпадение, но я заметил это; это даже есть в Википедии, если поискать. Кто-то на одном из каналов YouTube, посвящённых гитаристам, я смотрел его, потому что я был его объектом обсуждения, и он даже сказал, что "Джейк И. Ли по сей день утверждает, что он написал этот рифф", а я этого не делал! Я этого не делал, я никогда этого не говорил, я не знаю, откуда взялись эти слухи. Я слышал эту песню, и я могу понять, потому что там есть шестнадцатые ноты в басу, но нет, я не имею никакого отношения к этой песне, и я не претендую на то, что сочинил что-то из этого. По сути, это просто совпадение.