GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Беседы с Итару Канно

 

 

 

 

 

 

Так Ёнемочи

Rock Guitar Sekai, конец '90-х/начало нулевых

перевод с японского

 

 

 

 

 

 

От переводчика: Предлагаю вашему вниманию цикл увлекательных бесед с гуру японского гитаростроения, Итару Канно – основателем Caparison, сыгравшим важную роль и в Charvel/Jackson Japan, а также Cobran. Вместе с Таком Ёнемочи, гитаристом Air Pavilion, в эфире японской радиопередачи "Мир рок-гитары", вещавшейся в конце девяностых/начале нулевых, они обсуждали звучащую музыку, гитары, и их историю. Читайте, репостите, камменте и донатьте, если вы хотите и в дальнейшем видеть на моём сайте подобные материалы.

Беседа первая. От акустических гитар к электрогитарам.

 

 

У микрофона Так Ёнемочи. Сегодня мы начинаем цикл бесед о гитаре, и последние девять лет мы с господином Итару Канно часто обсуждали, что значит создание современной рок-гитары. Прошу любить и жаловать.

 

Большое спасибо.

 

С начала мы поговорим об акустических гитарах, начав с беседы "От акустических гитар к электрогитарам", так что первой прозвучавшей композицией будет музыкальная тема Нарсисо Йепеса из кинофильма "Запрещёные игры" Рене Клемана, и на этот раз мы поговорим о гитарах с нейлоновыми струнами

 

Да, это то, что обычно называют классической гитарой, но в наши дни гитара кажется американским инструментом, а начиналась она как европейский. Вот как всё начиналось...

Вы часто играли на гитаре с нейлоновыми струнами, господин Канно?

 

Первой гитарой, которой я владел в детстве, была гитара с нейлоновыми струнами.

 

Вы ортодоксальный гитарист, господин Канно, а я начинал играть на электрогитаре. Я начал играть на барабанах, потом петь, потом на клавишных, потом на электрогитаре (смеётся). Что вас привлекает в классической гитаре, точнее, в нейлоновых струнах. Их роскошное звучание?

 

Да, и ещё то, что я могу быть самодостаточным в одиночку (смеётся).

 

Значит, термин "маленький оркестр" относится к этим гитарам с нейлоновыми струнами.

 

А затем из Европы она попала в США, где превратилась в "массовое производство гитар" и стала Martin и Gibson.

 

То есть вы хотите сказать, что европейская культура проникла в США, и Martin и другие начали производить гитары?

 

Да. Гитары с нейлоновыми струнами по-прежнему очень популярны благодаря своему уникальному звучанию.

 

Ну, лично мне не нравится играть на акустических гитарах с металлическими струнами, но я использую нейлонку, когда играю соло. Мне по-прежнему нравится уникальный звук.

 

С ней я чувствую себя уютно.

 

Давайте для начала послушаем лучший пример использования гитары с нейлоновыми струнами в роке. Стив Хэкетт, бывший гитарист группы Genesis. В прошлом году он приезжал в Японию с группой Super Band на радость поклонникам прог-рока.

Прозвучала композиция "Horizons" Стива Хэккетта. Как будто он играет так далеко.

 

Вы слышали образцовое исполнение на нейлоновых струнах, но как же хорош этот парень! Когда он играет на электрогитаре, он делает необычные вещи, но когда дело доходит до классической гитары, он вдруг становится очень ортодоксальным.

 

Это то, что известно как прогрессивная музыка, и у него прочная основа.

 

Он не всегда играл на классической гитаре, не так ли?

 

Да, эта песня изначально была на альбоме Genesis, но тогда они играли её на гитаре с металлическими струнами.

 

Да, это так. Вот почему он стал так хорош, когда ушёл из группы и занялся сольным творчеством. Ну, конечно, у него есть определённая подготовка, но, с другой стороны, это может быть мир, где вы можете достичь успеха независимо от того, когда вы начинаете.

 

Да, есть устоявшаяся школа и методики, и кажется, что ею можно овладеть, глядя в книгу.

 

В этом смысле хорошо, что вы можете учиться в своём собственном темпе, глядя на учебную литературу, независимо от того, сколько вам лет. Стив Хэкетт, также встречался с вами, когда прилетал в Японию и играл Caparison, не так ли?

 

Да! (Смеётся.)

 

После нейлонки у нас появилась шестиструнка с металлическими струнами.

 

Это называется фолк-гитара, которую вы все относительно хорошо знаете.

 

Как обстоят дела с фолк-гитарами в наши дни? Не думаете ли вы, что люди не так часто играют на них, когда электрогитары стали настолько популярны?

 

Не думаю, можно просто взять её в руки и наслаждаться в одиночестве.

 

Ну, привлекательность акустической гитары в том, что на ней можно играть в одиночку. В случае с басистами, им было бы скучно играть в одиночку. Многие басисты не практикую этого, я это понимаю. На самом деле есть много басистов, которые всегда сочиняют песни на гитаре. Бас - это инструмент, который проявляет себя только в составе ансамбля, то же самое касается и электрогитары, но акустические гитары, с другой стороны, сами по себе являются самодостаточными.

 

На электрогитаре есть соло-партии, и вам нужно много работать над техникой.

 

Да, это правда!

 

Преимущество акустической гитары в том, что вы можете выучить три аккорда и сразу же играть песню.

 

Да, верно. Обычно, когда люди говорят о гитаре, они подразумевают шестиструнную гитару с металлическими струнами. Давайте послушаем образцовое исполнение на такой гитаре, композицию "Dust in the Wind" группы Kansas.

Это то, что называют типичным арпеджио. Боюсь я так не сыграю (смеётся).

 

Арпеджио - это довольно мучительно.

 

Это звук Martin?

 

Я слышу тут две гитары и, по-моему, верхастое звучание возможно Gibson, но я думаю, что глубокие средние и низкие частоты - от Martin.

 

Говоря о Martin, они были всеми любимыми гитарами во время фолк-движения начала семидесятых в Японии, и они были очень дорогими, не так ли?

 

Да, они по-прежнему дороги. Мартин - немецкий иммигрант, верно?

 

Эта солидная конструкция - немецкая, не так ли? Немного отступлю от темы, но когда я сказал Руди и другим участникам Scorpions: "Бэк-вокал Scorpions так хорошо выверен, а их игра так великолепна", они пошутили: "Мы из страны, которая производит Mercedes-Benz", что меня, как ни странно, порадовало. Наверное, немцы обладают своеобразным мастерством, не так ли?

 

Я уверен, что это так, и я думаю, что, скорее всего, именно Мартин придумал серийный способ производства гитар.

 

Без Martin гитары не могли бы выпускаться серийно...

 

Есть еще Gibson, второй серьёзный гигант, но тот, кажется, иммигрант из Англии.

 

Понятно. Ещё один англосакс. Мне лично нравятся гитары Gibson, и я играл на них, но в то время Gibson был доэлектрическим, поэтому все они делали акустику, не так ли?

 

Они все акустические. Вначале они делали маньячные вещи, например, мандолины...

 

Мандолины, да?

 

Да, Gibson, Gibson также делал что-то вроде арфовой гитары.

 

Ещё такую вещь, называется многострунная гитара. У меня также есть 12-струнная гитара, звучание которой мне нравится, но у меня не возникает желания играть на ней, потому что слишком муторно возиться с настройкой (смеётся). В наше время это проще сыграть с Roland VG-8. Самая известная вещь, где звучит 12-струнная гитара - это вступление к песне "Hotel California" группы Eagles, где она настолько хорошо настроена, что звучит как шестиструнная гитара. Для 12-струнной гитары хорошо, если настройка немного нарушена, чтобы создать эффект хоруса, не так ли?

 

Да, это так.

 

Какова история 12-струнной гитары?

 

От лютни.  Инструмента, существовавшего в средние века. Это из той области.

 

То есть, она берёт начало в несколько ином месте, чем гитара?

 

Верно. Первоначально мандолина также была многострунной, все струны были парными [мандолина такой и осталась, хотя, возможно в Японии и встречаются непарные - прим. переводчика].

 

То есть вы хотите сказать, что 12-струнная гитара - это гитара, которая переняла многострунность лютни и мандолины?

 

Верно.

 

Вот самое ярко-выраженное звучание 12-струнки, его знает каждая собака.

 

Да. "More Than a Feeling" группы Boston.

Это 12-струнная гитара Ovation. На самом деле, когда в 1986 году у Boston вышел альбом "Third Stage", по просьбе программы Nittele я полетел к Тому Шольцу за интервью. В то время меня пустили в студию Тома, и я играл на его голдтопе Les Paul.

 

Тот самый знаменитый Les Paul!

 

Мне выпала честь сыграть на нём. В то время я только начинал играть на гитаре, поэтому я играл около трех минут, не задумываясь, а затем Том пригласил меня на ужин в тот день и сказал: "Если ты так умеешь и так любишь играть на гитаре, вот, держи", и подарил мне предусилитель [Rockman] в подарок. Я был первым японцем, видевшем Rockman, и он мне ещё его и подарил.

 

Это очень впечатляет.

 

Ну, тот факт, что они записывались с таким звуком в ту эпоху, говорит о том, что у них хорошие уши, не так ли?

 

Это оказало влияние, на дальнейшее развитие звукозаписи, ведь так?

 

До этого времени всё озвучивалось через микрофон, чтобы получить нужное звучание.

 

Да, это был микрофон.

 

Это сложно, когда ты выступаешь живьём с микрофоном. Особенно такие группы, как Boston, которые используют как электро, так и акустические инструменты, или как Heart, они страдают от проблем с обратной связью.

 

Да, как бум и...

 

(в один голос) Виии, гаааа, и т.д. (смеются).

 

Для того и был разработан преамп, чтобы сделать возможным хорошее звучание акустических гитар на живых выступлениях, а Takamine был признан во всём мире как пионер в области электроакустических гитар. Вообще-то, Takamine - это брэнд, с которым господин Канно также работает...

 

Да...

 

Eagles используют Takamine как для живых выступлений, так и для записи. Значит, электроакустики тоже бываю с нейлоновыми и металлическими струнами?

 

Да, это так.

 

Во-первых, нейлон...

 

Трудно сказать, акустика это или нет... (смеётся). По форме она похожа на акустическую гитару, но на самом деле она цельнокорпусная.

 

Сейчас вы услышите Мальмстина, и это модель Gibson Chet Atkins. Это не акустическая гитара, это просто электроакустическая доска с нейлоновыми струнами, говоря простым языком. Давайте послушаем солидбалди с нейлоновыми струнами. "Black Star" Ингви Мальмстина.

Ну, да. Она выглядит как акустическая гитара, поэтому я не чувствую себя с ней неловко.

 

Это гитара, которую Ингви часто прикрепляет к стойке на сцене и используют для игры Баха и Вивальди в интро. Звучит неплохо, не так ли?

 

Да, она звучит как акустика с нейлоном.

 

Как это реализовано технической с точки зрения?

 

Короче говоря, это очень упрощенный способ объяснения, после того, как вы снимете звук звукоснимателями, вы можете просто усилить его и заставить звучать нейлоновые струны. Поэтому звукосниматели для каждого типа гитар выбираются разные.

 

Понятно, значит, существуют разные типы звукоснимателей для разного типа струн.

 

Для живой гитары главное форма и используемый материал, но живая гитара играет корпусом, поэтому звук меняется в зависимости от размера и материала корпуса.

 

Итак, это было лишь во вступлении, но это была электроакустика с нейлоновыми струнами. Следующей будет электроакустика с металлическими струнами, но сначала её нужно послушать. "Hole Hearted", Extreame.

Это 12-струнная электроакустика, возможно, Washburn...

 

Да, это так.

 

Я думаю, нюансы сильно отличаются от нейлоновых струн, но эти струны самые популярные? Кстати об электроакустических гитарах с металлическими струнами..

 

Да, ну, звук очень верхастый, или железоподобный, но это и есть звук электроакустической гитары.

 

Это очень железный струнный звук, как такие вещи подводят нас к электрогитарам?

 

До появления электроинструментов был такой инструмент, который назывался добро.

 

Это то, что часто используют Уоррен ДиМартини и другие [если речь о ДиМартини, то разве что на фотосессии к сольнику  Crazy Enough to Sing to You - прим. переводчика].

 

Ну, в группе акустическую гитару не очень слышно, а вы хотите играть соло, поэтому желание сделать звук громче приводит к появлению звукоснимателей.

 

Если разобрать добро, то его конструкция напоминает мегафон.

 

Это называется резонатор.

 

И вот ты берёшь добро, а её недостаточно, и ты переходишь на электро...

 

Это электричество!!! Когда дело доходит до звукоснимателей, я часто задаюсь вопросом, кто первый, но существует около сотни человек, которые заявляют, что он первый... Звукосниматель сделан из катушек и магнитов, но сначала кажется, использовалось что-то другое. Я думаю, это телефон.

 

Телефон? Телефонная трубка?

 

Да. Если разобрать телефон и вынуть эту штуку, её можно использовать в качестве звукоснимателя. Это самый быстрый способ сделать звукосниматель, и она подходит под размер гитары (смеётся).

 

Маленькая и легко приладить!

 

Верно. До появления звукоснимателя гитара использовалась только как аккомпанирующий

 

Да, в джазовом оркестре гитара - это не солирующий инструмент, а ритм-секция.

 

В любом случае, есть духовые, и когда их играют три или более голосов, вы не можете услышать, где же гитара. В Америке гитара использовалась как бэк-инструмент, но в Европе были замечательные люди, которые пытались использовать ее как солирующий инструмент.

 

Тогда давайте послушаем Джанго, отца джазовой гитары. Я никогда не встречался с Джанго, но я встречался с Джо Пассом, и я организовывал для него семинары по гитаре. Джо тоже из школы Джанго, не так ли?

 

Верно.

 

Без таких музыкантов этой школы концепция гитарного соло никогда бы не родилась.

 

Когда слушаешь этих ребят, кажется, что их гитара сейчас взорвётся, как трудно играть соло без звукоснимателя...

 

Теперь давайте послушаем. "Minor Swing" Джанго Рейнхардта.

Это шедевр Джанго, потому что у него нет звукоснимателя, поэтому он играет в микрофон изо всех сил.

 

Да, струны, кажется, лопаются. Фоновые партии также необычны.

 

Но это и есть зарождение гитарного соло.

 

Несмотря на это, ты всё ещё хочешь играть соло на гитаре.

 

Ну, корни нас, гитаристов, именно здесь. В следующий раз мы, наконец, перейдём к цельнокорпусным электрогитарам, Fender Esquire - самая старая?

 

Вероятно, да.

 

Когда это было?

 

В 1949.

 

Значит, в этом году электрогитаре исполняется 50 лет.

 

 

 

Продолжение будет опубликовано в самое ближайшее время.