GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме

Ikutaro Kakehashi

 

 

Воплощение мечты в реальность

 

 

Интервью с основателем Roland

 

 

 

 

 

Крис Хэлаби

KVR Audio

Март 2017

перевод с английского

 

 

 

 

Икутаро Какехащи - мечтатель, который вот уже 57 лет создаёт продукцию для музыкантов. Он основал корпорацию Roland в 1972 году. Количество разработок и технологических инноваций Roland за время его работы просто поражает воображение. Он затронул практически все категории музыкальных товаров, от клавишных инструментов до гитарных синтезаторов и ударных, и в каждом из них всегда было что-то умное, независимо от того, для какой отрасли он предназначался. Будь то вид звука или определённый способ его работы, а может быть, просто конкретная проблема, которую решали его устройства.

 

Каждый, кто знает мистера К., скажет, что он потрясающий слушатель. Он разговаривает с артистами, которые используют его продукцию, что, в свою очередь, определяет особенности его следующего продукта. Вместо того чтобы создавать инструменты ради инструмента или технологии, он всегда пытался понять, какие инструменты вдохновят музыкантов на новые свершения и помогут им выразить себя по-новому.

 

Мистер К, как его ласково называют в отрасли, недавно выпустил книгу под названием "Эпоха без сэмплов - оригинальность и креативность в цифровом мире".

 

Для меня было большой честью побеседовать с господином Какехащи. Я восхищаюсь им уже много лет. Объём его работы и разнообразие того, что он сделал в нашей индустрии, вдохновляют. Заставить его говорить о себе было нелегко. Он не делает это легко и непринуждённо. Однако его спокойная и скромная манера поведения скрывает сильную решимость и упорство. Без этих качеств никто не сможет добиться того, чего добился он.

Есть ли у вас инженерное образование? Вы музыкант?

 

Я по специальности инженер-механик. Не музыкант. Некоторые из моих родственников были музыкантами, но не я. Возможно, на меня повлияла моя семья (смеётся).

 

Какое первое устройство вы разработали?

 

Первым моим устройством была машина Rhythm Ace для компании Ace Electronics. Это был совместный бизнес с компанией Hammond. Так что это были две компании, много акционеров и много, много разных мнений. Поэтому после этого я решил создать свою собственную компанию.

 

Пытались ли вы решить какую-то конкретную задачу с помощью Rhythm Ace?

 

В то время цифровые машины иногда были очень полезны для ударных.

Были ли у вас в то время друзья-музыканты или вы занимались разработкой только опираясь на свою семью?

 

Только семья, и хорошие друзья, такие как мистер (Исао) Томита, музыкант и композитор. Много, много японских артистов.

 

Вы намного раньше разрабатывали аналоговые синтезаторы, но появление цифрового Yamaha DX7 стало огромным событием на рынке...

 

Я думал, что DX7 завоюет рынок, потому что он был лёгким [около 15 кг - прим переводчика] и портативным. У него был новый звук, очень уникальный, и цена была очень низкой. Примерно через два или три года мы провели анализ и выяснили, что маркетинг DX7 увеличил продажи наших продуктов, таких как Juno 106.

 

Вы начали разработку чипа LA (в синтезаторе D-50) до выхода DX7 или после?

 

Мы работали над чипом LA еще до появления DX7. Когда у меня есть идея нового устройства, которая мне нравится, я люблю показать ее людям, чтобы получить их отзывы. Помните ли вы группу Toto? Там на клавишных играл Стив Поркаро. Он приехал в Японию и захотел поиграть на нашем синтезаторе. Ему очень понравилось. Так что мы поддерживали связь. Потом мы начали изобретать разные вещи. Так много устройств было создано благодаря Toto.

Вы начали заниматься секвенсорами в 1972 году. Это видение развилось из вашего интереса к ритм-машинам, или было что-то еще, что подтолкнуло вас к мысли о записи музыкальных фрагментов  подобным образом?

 

Мы рассматривали звукозапись и секвенсоры как одно и то же. Вначале они были предназначены для разных целей. Изначально мы планировали, что Microcomposer будет ориентирован на покупателей наших больших модульных систем, но на самом деле он стал очень хорошим товаром для всех обладателей синтезаторов. Поэтому, когда люди начали его использовать, появилось много новых вещей. Особенно это касается кинокомпозиторов.

 

Когда рынок коммерческих синтезаторов начал развиваться, было ли в то время много взаимодействия между Roland, Yamaha и Korg, или вы были полностью разобщены и очень сильно конкурировали?

 

Да, да. Все были в состоянии жёсткой конкуренции. Но мы никогда не боролись грязно.

 

Можете ли вы рассказать мне о том, что вы думаете о развитии MIDI? Трудно ли было добиться того, чтобы все согласились со стандартом?

 

Я думаю, это не было такой уж проблемой. Вы должны много слушать. До того, как MIDI стал стандартом, всё было сложнее, а это всегда повод что-то создать. Поначалу было трудно, но очень важно. Без стандартов в индустрии она никогда бы не развивалась. Нам нужны стандарты.

Что в вашей личности, по вашему мнению, в наибольшей степени способствовало успеху Roland?

 

Я думаю, что я прямой и непосредственный, ничего более.

 

Но вы, должно быть, также очень творческий человек...

 

Надеюсь, что так. (смеётся) Сейчас я хочу помочь новичкам, молодым ребятам на нашем рынке. Сегодня я стараюсь создавать новые молодёжные, не старомодные, продукты с некоторым успехом. Вот и всё. Люди могут творить. Молодёжь создаёт что-то..... Сейчас мои новые продукты имеют более молодое видение.

 

Значит, продукт, которым вы больше всего гордитесь, следующий... Что вы можете рассказать о компании ATV и её продукции?

 

Я основал компанию вместе с Макото Муроем, который работал со мной в Roland. Я думаю, что наша aD5 - это следующий шаг для драм-машины и перкуссии. Те же великолепные звуки. Но новый подход к технике. Если играть с мастерством, можно создать новый звук.

Я думаю, что видео также очень важно, и ATV тоже имеет к этому отношение. Когда сегодня смотришь на большие сцены без картинки, сцена - это ничто. Основная часть сценических развлечений - это видео.

 

Поскольку площадки очень большие...

 

Сегодня видео очень важно, чтобы люди получали больше удовольствия от концертов. Я думаю, что видео - это следующий шаг для музыкальной индустрии, видео в сочетании с музыкой. У нас есть несколько устройств для решения этой задачи.

 

Итак, когда вы думаете о клиентах в этой области, вы считаете, что музыкант будет больше работать с видео, или вы думаете с точки зрения видеопродюсеров?

 

Аудитория. Без аудитории ничего не происходит. Поэтому аудитория ценит продукт. Поэтому мне трудно ответить на этот вопрос прямо. Но это правда, кто может наслаждаться - аудитория решит, что важнее.

Jupiter 8 был одним из ваших первых синтезаторов, еще до появления MIDI. А JC120 был первым усилителем со встроенным аналоговым хорусом. А позже вы заняли большую долю рынка ударных инструментов, выпустив электронные барабаны. Это множество различных клиентов с разными взглядами и направлениями. Как вам удавалось сочетать всё это?

 

Я никогда не пытался управлять клиентами. Я думаю, что музыканты управляли мной.

 

Значит, ваше умение прислушиваться к клиентам в значительной степени способствовало вашему успеху...

 

Верно.

 

Есть ли что-нибудь, что вы хотели бы сказать людям, которые выросли на вашей продукции?

 

Я думаю, что сегодня самое главное - это живая музыка. Играть на сцене. Это ключевой момент. Один или тысяча человек в зале - неважно. Я думаю, что живая музыка - это ключ.

 

У меня последний вопрос. У вас над головой висит табличка, и мне интересно, что на ней написано...

 

В Японии, когда люди достигают 80-летнего возраста, мы устраиваем праздник. Для меня это хокку в знак признания моих заслуг.

История культовых продуктов Roland

 

Количество знаковых устройств, выпущенных под руководством мистера К., поражает воображение, и они охватывают практически все категории рынка электронной музыки, включая ударные и драм-машины, гитарные синтезаторы, эмуляторы и усилители, устройства обработки звука, синтезаторы сэмплеры. В качестве примера вот некоторые продукты Roland, которыми я лично владел на протяжении многих лет:

 

SH101 - монофонический синтезатор.

D-50 - PCM-синтезатор.

JC120 - гитарный усилитель.

Sound Canvas - GM синтезатор.

JD800 - синтезатор.

S990 - сэмплер.

SRV2000 - дилей.

S-1000 - дилей.

TR-808 - драм-машина.

GI20 - MIDI-конвертор гитарного синтезатора.

GR300 - гитарный синтезатор.

GK1 - полифонический звукосниматель.

Бесчисленное количество педалей Boss.

 

В центре исследований и разработок Roland в Хамамацу, Япония, компания Roland содержит частный музей, в котором выставлены музыкальные инструменты Roland и BOSS, созданные ещё в 1972 году и охватывающие определяющие жанры музыкальных эпох '80-х и '90-х. Выставленные инструменты чрезвычайно важны и до сих пор используются в качестве эталонов при разработке текущей продукции.

 

На видео ниже вы можете увидеть музей Roland в 360-градусном обзоре. В ролике также представлены виды с птичьего полёта штаб-квартиры Roland, фабрики Miyakoda и центра исследований и разработок:

 

От переводчика: к сожалению, через 2 недели после публикации этого интервью мистер Таро-сан покинул этот мир.