GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Ответ Ibanez’а Ван Халену

 

 

История Ibanez JEM:  Как суперстрат СтивА Вая превратился в именную гитару

 

 

Тони Бэкон, Перевод с английского.

 

 

В 1986 году Джо Хошино созвал специальное собрание в штаб-квартире Ibanez в Бенсалеме, Пенсильвания. Йошики «Джо» Хошино был руководителем в Hoshino USA, американском подразделении японской материнской компании Ibanez. Лучшие люди из фирмы присоединились к нему за столом, в том числе президент Мицуаки «Майк» Шамада, Рич Ласнер и Билл Рейм, которые занимались дизайном, маркетингом и почти всеми остальными делами.

 

Ibanez испытывал проблемы. Самой востребованной гитарой того времени был суперстрат, а лидирующим брэндом - Kramer, которому в немалой степени помогла популяризация гитарным героем и суперзвездой  того времени Эдди Ван Халеном . Ibanez пытался вступить в клуб суперстратов, но безуспешно. Дела были не ахти, несмотря на контракты с Бобом Вейром, Стивом Лукатером, Алланом Холдсвортом и другими - каждый из них был хорошим гитаристом, но не совсем экстремальным рокером.

 

Джо заявил, что Ibanez должен найти своего собственного Эдди Ван Халена. Он задал вопрос на встречу. «Есть ли кто-нибудь, кто мог бы работать с нами, представлять компанию и оказывать большое влияние на рынок?» Все отвечали более или менее в унисон: «Ну, да, это должен быть Стив Вай!»

 

Джо был впечатлен целеустремленным ответом и сказал им, чтобы они нашли этого Стиви Вая, поговорили с ним и сделали все, что только возможно, чтобы он работал с Ibanez.

 

Стив Вай был восходящей звездой, гитаристом с завидными музыкальными и техническими способностями. Он использовал дайв-бомбы, скоростные пассажи, тэппинг, шумы, обратную связь и был замечательным шоуменом. Его прорыв наступил в начале ‘80-х, когда ему было всего 20 лет, и он присоединился к крутой гастрольной команде Фрэнка Заппы. Его первый сольный альбом Flex-Able появился в 1984 году, в том же году он заменил Ингви Мальмстина в Alcatrazz .

 

К концу 85-го он достиг большого успеха, присоединившись к бывшему вокалисту Van Halen,  Дэвиду Ли Роту, в новой супергруппе вместе с басистом Билли Шиханом и барабанщиком Греггом Бизонеттом. Его предыдущий руководитель, Фрэнк Заппа, сказал, что Стив сделал все, о чем Эдди Ван Хален когда-либо мечтал, и даже больше.

 

Между тем, в Ibanez было принято решение заполучить такого эндорсера, и миссия по привлечению Стива Вая уже началась.

 

Моддинг Green Meanie

Стив получил важный урок, когда играл с Фрэнком Заппой. «Я понял, что мне не нужно ограничиваться гитарами, которые продают в магазинах», - вспоминает он, добавляя, что Фрэнк возьмет гитару - или какую-нибудь вещь - и будет мучить ее до тех пор, пока она не закричит о пощаде. «Тогда он позвонит в компанию и скажет: «Хорошо, но вы можете сделать это с этим, чтобы я мог заставить гитару сделать это, это и это?» Он сделал бы это с любой примочкой, гитарой, музыкальной партитурой - чем угодно. Фрэнк был для Стива этим источником творчества во всех аспектах. И это всегда делалось в шутливой форме».

 

Стив присоединился к группе Фрэнка с единственным инструментом - Fender Stratocaster '76  года, гитарой, которую он любил за ее рычаг, но ненавидел за ее звучание. Теперь он хотел больше ладов, чем у стратокастера, он хотел одного из этих новых тремоло с фиксацией струн, и он хотел хамбакеры. Когда он присоединился к Alcatrazz в 84 году, он посетил Гроувера Джексона в Сан-Димасе, который подарил ему Charvel в формате страта, но с хамбакерами.

 

«Для меня это был выдающийся день», - говорит он. «Это было то, что я хотел - но в гитаре было ещё много вещей, которые хотелось бы усовершенствовать».

 

Эта гитара в стиле Charvel Strat, "Green Meanie", стала испытательным полигоном Стива и основной рабочей гитарой. Он добавил сингл между двух хамбакеров, установив пятипозиционный переключатель, чтобы получить два дополнительных комбинированных варианта включения катушек к трём основным. Он хотел, чтобы рычаг позволял осуществлять подтяжку вверх, в отличие от стандартного стратовского тремоло. Проблема заключалась в том, тремоло упиралось в корпус, думал он, поэтому он поручил своему технику Элвуду Фрэнсису, убрать мешающуюся древесину стамеской. Одними из первых произведений, продемонстрировавших возможности усовершенствования тремоло-системы, была "The Attitude Song" на Flex-Able.

Вскоре после того, как Стив присоединился к новой группе, покинувшего Van Halen,  Дэвида Ли Рота, они провели начало  1986 года, записывая дебютный альбом, и отыграли свои первые концерты в августе, начали тур по штатам, который продолжался более или менее без перерыва до февраля ‘87 года.

 

В этот  тур он взял девять гитар: Charvel Green Meanie был его основным инструментом, кроме того, использовались заказная гитара Tom Anderson, и жёлтый Jackson Soloist. Также Стив взял две гитары нестандартного дизайна, сделанные другом Стива,  Джо Деспаньи  - одна с корпусом в виде пламени, другая в виде молнии, и четыре кастомовых гитары Performance, изготовленные Кунио "Кенни" Сугаи из Голливуда (лютье японского происхождения, известный по работе с Уорреном ДеМартини из Ratt, Домиником Миллером из группы Стинга и, конечно же, Томом Морелло из RATM – примечание переводчика).

 

Рич Ласнер из Ibanez договорился передать гитару Стиву на шоу в Баффало, штат Нью-Йорк, в конце сентября ‘86 года. Это был прототип Ibanez Maxxas, который, по его мнению, мог бы заинтересовать Стива. Перед саундчеком группы Стив включил гитару в свои усилители, после чего полый корпус Maxxas завелся как сумасшедший. После такого конфуза Ibanez пришлось удалиться с позором восвояси.

Возможно, Стиви заинтересует цельнокорпусной Maxxas?

 

К концу 86 года у Ibanez нашёлся сотрудник, у которого был телефон матери Стива в Лонг-Айленде. Рич сделал звонок. Он сказал ей, что хочет подарить её сыну новую гитару. «Мы не хотим навязываться вашей семье», - говорил Рич маме Стива. «Но нельзя ли, чтобы мы послали гитару как рождественский подарок, а вы положили бы её под ёлку?»

 

Рич  после разговора у сотрудников Ibanez появилась надежда. «У нас был цельнокорпусной  Maxxas, - раскрашенный в глэмовые розовый, зеленый и белый цвета, под змеиную шкуру. Мы обернули его в весёлую рождественскую упаковку и отправили федексом родителям Стива».

 

На следующий день после Рождества Стив позвонил Ричу. «Хорошо, - сказал он, - ты привлек мое внимание - что ты хочешь?» Рич сказал ему, что они действительно хотят сотрудничать. Стив смягчился. «Хорошо, - сказал он, - а как насчет того, чтобы вы попробовали сделать именно такую гитару, которая мне нужна?»

 

После продолжительного тура с Дэвидом Ли Ротом,  в феврале ‘87 года Стив подумывал об обновлении своего изношенного гастрольного оборудования. Charvel был уже убит в хлам. Его тремоло вырвало с корнем во время саундчека перед ответственным концертом в Мэдисон Сквер Гарден, а на следующем концерте гитара просто развалилась в руках. В последний день тура, Performance Playboy был разбит на сцене, а Стив, во время финального соло басиста Билли Шихана – просто прохлаждался за кулисами.

 

 

«Все они звали меня»

Стив связался с Ibanez и сказал, что его заинтересовал их новейший дилей-процессор SDR1000. Рич видел в этом возможность поговорить о гитаре и срочно вылетел на гастроли, прихватив пару SDR.

 

Стив объяснил, что у него дофига разных гитар, у одной ему нравится корпус, на другой гриф, на третьей лады, на четвёртой звукосниматели, но он не доволен ни одной из всех гитар полностью на 100 процентов. Рич предложил Стиву отметить, что ему нравится в каждой из гитар, чтобы  отправить их в штаб-квартиру Ibanez, где они сделают ему такую гитару, что объединит все идеи.

 

Через неделю Стив прислал гитары. Сейчас уже трудно вспомнить все инструменты, но сотрудники Ibanez точно помнят Tom Anderson, Charvel и Performance. К каждой из гитар была прикреплена записка «Тут мне нравится гриф, тут ещё что-то» и так далее. Ему нравился гриф на Tom Anderson и геометрия вырезов «под пузо» и под «под локоть» у Charvel, говорит  Рич, а также вырез в корпусе в виде ручки от Performance.

 

«Как только я присоединился к Дэйву Ли Роту, - вспоминает Стив, - и вышел альбом Eat 'Em And Smile, и фильм Crossroads - ну, как вы можете себе представить, все производители  очень хотели, чтобы я играл на их гитарах. Никакая реклама в журналах не привлечёт столько покупателей, как та, когда все видят, как звёздный артист играет на ваших гитарах. Поэтому все они звали меня в эндорсеры».

 

Он вспоминает, как отправлял спецификации и фотографии пяти или шести производителям, которые также предлагали ему сотрудничество, включая Yamaha, а также Kramer, который, охуев от своей своей звезданутости, больше пытался завлечь экзотическими блюдами, дорогим вином, поездками на лимузине и проститутками, совсем забив на гитары,  и на то, что ожидал от них Стив.

 

«Однако Ibanez потребовалось всего три недели и они дали мне гитару, которая оказалась именно тем, что я хотел», - говорит он. «На самом деле, это было даже лучше, чем я хотел».

 

У Ibanez были свои причины быть такими быстрыми. Рич Ласнер и Билл Рейм знали, что они могут запустить в серию именную модель Стива Вая на предстоящем летнем шоу NAMM, которое должно было состояться через несколько месяцев. Стив, казалось, был для них козырем в рукаве. Поскольку бизнес все еще был в упадке, Ibanez был просто необходим новый хит, как можно скорее.

 

Рич взял на выставку два прототипа JEM, чтобы показать Стиву. Он дал Стиву первую гитару, но Стив даже не стал играть на ней, он просто взял отвёртку и  разобрал гитару до последнего винтика.

 

«Стив сказал: расслабься, я так делаю с каждой моей гитарой», - вспоминает Рич. «Он объяснил, что действительно хотел знать, как работает гитара. Он собрал её и сказал: «Вы знаете, это просто охуенная гитара!». Он сказал, что это действительно классный инструмент. Стив проделал то же и со второй гитарой, и ему это тоже понравилось. Мы оставили ему одну гитару, а вторую забрали обратно в магазин. Эти прототипы  были, по сути, на 90 процентов тем, чем стали гитары, пошедшие в серийное производство. Большая часть того что следовало бы доработать, была лишь незначительными косметическими нюансами».

 

 

Ibanez: краткая история брэнда

На то, что эта знаменательная выставка  NAMM '87го года совпала с тридцатилетием появления электрогитар Ibanez, в то время никто и не обратил внимание. История брэнда началась с того, когда Мацудзиро Хошино, владелец книжного магазина в Нагое, открыл отдел музыкальных инструментов в 1908 году.

 

Двадцать лет спустя, после японских гастролей великого испанского классического гитариста Андреса Сеговии, Хошино начал импортировать в Японию классические гитары Сальвадора Ибаньеса из  Валенсии. Когда эта мастерская была разрушена во время гражданской войны в Испании в конце 30-х годов, Хошино сохранил название, открыв производство акустических гитар в Японии. Сначала это была марка Ibanez Salvador, а вскоре просто Ibanez.

 

Это были единственные гитары, которые Хошино действительно производил самостоятельно, но со временем, он отказался от таких затрат, переключившись на OEM заказы у сторонних производителей.  Первые электрогитары Hoshino появились примерно в 1957 году, и с 1970 года или около того,  большинство из них были изготовлены на фабрике Fujigen в Мацумото, который стал для Ibanez главным производителем. Хошино организовал американский филиал в 1972 году, сначала известный как Elger. Это обеспечило не только штаб-квартиру продаж в центре крупнейшего рынка гитар в мире, но и бесценные отзывы о тех инструментах, на которых хотели играть американские гитаристы.

 

В начале '60х, британский дистрибьютор Hoshino, Морис Саммерфилд, предложил японцам добавить в модельный ряд копию Gibson Flying V, модели провальной для Gibson, но набиравшей популярность на вторичном рынке. Саммерфилд купил Flying V и отправил его в Японию, и вскоре Ibanez начал воспроизводить не только эту модель, но сперва двухгрифовки, а затем и весь модельный ряд электрогитар Gibson.

 

К 1976 году Ibanez предлагали пару дюжин различных гитар в стиле Les Paul, среди многих других копий японских производителей, но также начали экспериментировать с собственными разработками, включая несколько цельнокорпусных дабблкатов, начиная с '73 года, и оригинальным  Iceman., запущенным в '75 году.

 

Gibson запатентовал дизайн головы грифа, как товарный знак, в 1975 году и пригрозил Ibanez, который уже начал использовать другой тип голов, судебным иском. Два года спустя Gibson подал жалобу в суд, задним числом, утверждая, что нарушены их копирайтерские права, однако Ibanez к тому времени уже давно прекратил копировать головы Gibson. Всё закончилось внесудебным урегулированием в феврале 1978, хотя и осталось в истории под термином  «Lawsuit» (Что отнюдь не мешает другим японским производителям класть на копирайтерские хотелки  Gibson, взять тех же Burny от Fernandes или Edwads от ESP - примечание переводчика).

 

К началу 80-х Ibanez изо всех сил пытался закрепиться на американском рынке. В то время его внимание было сосредоточено на создании собственных разработок, а не копий, включая две джазовые гитары Джорджа Бенсона, представленные в 1977 году, плюс год спустя гитар под влиянием Alembic, а также некоторые навороченные модели с резным корпусом в сериях Artist и  Professional. Но ни одна из них не смогла добиться того успеха, что произвела модель Стиви Вая, теперь уже в законченном виде, и не оказала такого влияния на массовый рынок рок-гитар.

 

 

NAMM и Большой Чёрный Саван

Летнее шоу NAMM '87 состоялось в Чикаго, с 27 по 30 июня, и стенд Ibanez гудел от волнения. Что они скрывали под большим черным саваном, за которым следил охранник? Наконец наступил момент, когда все будет раскрыто. Это была интрига, и стенд был переполнен.

 

Рич Ласнер был рядом с большим постаментом, который все еще был скрыт саваном. «Вы могли видеть всех ребят из Kramer, - говорит он, - которые в последние пару лет имеют нас, как хотят, со своим Ван Халеном. Они стояли там, ухмыляясь,  со сложенными на груди руками, задаваясь вопросом, чего же тут ещё можно ждать. Упала чёрная ткань, и появился огромный плакат Стиви Вая с JEM. Все аплодируют. Я смотрю на парней из Kramer. Их челюсти лежат на полу, а они сами ретируются. Для меня это был момент: Ебать! Мы на самом деле, похоже, сделали это»

JEM действительно был выделяющимся инструментом среди множества похожих  электрогитар. Корпус светился палитрой  ярких флуоресцентных цветов, с чёрным пикгардом и красочными контрастными датчиками и ручками. Сам корпус из липы суперстратовского формфактора выделялся удлинёнными заостренными рогами и ручкой Monkey Grip.

 

Название Monkey Grip было повзаимствовано  у жокеев, где обезьяна - это ручка, прикрепленная к седлу, чтобы всадник мог держаться, когда наступает жесткая ситуация. Стив использовал её для сценических трюков, когда вертел гитару, держась за ручку. Он также полагал, что это придало гитаре уникальный вид, хотя несколько в '60х подобный элемент дизайна уже встречался у других японских гитар Guyatone и Teisco.

 

Новая вариация тремоло системы Floyd Rose – Ibanez Edge дополнительную выборку под болтами зажимов, так называемый Lion's Claw, напоминающий следы львиных когтей, что добавило дополнительное пространство для работы на повышение. Звукосниматели с гламурно-ярким пластиком катушек DiMarzio в конфигурации H/S/H впервые появились на серийной гитаре (привет восточным немцам из Musima, первыми воплотившими подобную конфигурацию в следующем ‘87 году - примечание переводчика), и Стив получил свои любимые промежуточные положения катушек, благодаря Стиву Блачеру из DiMarzio, который изобрёл новый вариант распайки пятипозиционного суперсвитча.

 

Кленовый гриф стал тоньше стандарта Ultra, применяемого на гитарах Proline и Roadstar и приблизился к более современным Wizard (последняя фраза добавлена переводчиком, в оригинале просто - тоньше, чем Ultra). Маркеры грифа – исчезающая пирамида. Мензура – 25.5 дюймов. Самих ладов – 24, причём, начиная с 21-го они были скалоппированные, под влиянием скорее басов Yamaha Билли Шихана, чем гитары Ингви Мальмстина.

Когда JEM больше, чем JEM?

JEM дебютировали в 1987 году в трех цветовых вариациях: лимитированный тираж JEM777LG в лохнесско-зелёном исполнении  за 1590 долларов, стандартный  JEM777 в ярко жёлтой и гламурно-розовой расцветке по 1299 долларов. Они были не слишком дешёвыми для того времени. Gibson Les Paul Standard в 1987 году стоил немногим более 1000 долларов, а американский Fender American Standard - всего 650 долларов. JEM были не столько дорогими, сколько заставляли вас задуматься, стоют ли они того (цена полутора-двух американских гитар за японца - комментарий переводчика).

эем не менее, все JEM 777 быстро распроданы моментально, как лимитированные, так и стандартные. «Они немедленно ушли», - говорит Рич с улыбкой. «JEM был диким успехом с самого первого дня продажи. Удивительно, но, правда».

 

У Ibanez был еще один козырь в рукаве. Тем же летом также была выпущена новая модель RG550. Возможно, это событие было не так заметно на фоне всей этой суеты вокруг Стива Вая и JEM, но это оказалось бы еще более важной гитарой в истории Ibanez.

 

Новая RG (не путать с более ранними RG), (которые, по сути, являются гитарами Roadstar и Proline - примечание  переводчика), была почти идентична JEM, за исключением глэмовых расцветок звукоснимателей и ручек, выреза Monkey Grip и скалоппированных ладов. Стив и JEM были маяками, которые привлекли большое внимание к Ibanez, но новые модели RG, последовавшие за JEM стали флагманскими и самыми популярными моделями Ibanez на десятки лет.

 

В конце 80-х и в начале 90-х годов, после выпуска  JEM и ре-дизайна RG, Ibanez обрёл новую уверенность, поддержанную успехом этих новых разработок. И ещё больше помогло, когда Kramer - брэнд, который доминировал в 80-х – стремительно обанкротился.

JEM, тогда и сейчас

Ibanez выпустил ряд различных моделей JEM за годы, прошедшие с момента появления 777. Одной из самых странных была JEM77FP.  FP означала  отделку цветочным рисунком путём обивки корпуса цветочной тканью (FP - означает Floral Pattern - примечание переводчика). Сначала Ibanez планировали сделать только одну гитару, подобную этой, специально для Стива. Ник Сугимото из Fujigen недавно помог Fender переиздать свои Telecaster с расцветкой  в ​​ стиле пэйсли, которые также использовали отделку из ткани, и это оказалось полезным опытом.

«В конце выставки NAMM '87 года, Стив появился на сцене с гитарой, покрытой цветочным узором», - вспоминает Ник. «И, конечно, все дистрибьюторы, кто видел это, хотели заполучить точно такую же гитару!». Итак, теперь нам нужно было придумать, как сделать ее серийной моделью. Это потребовало много работы, разработки аэрозольных клеев, наложения ткани избегая складок,  и т. д. Вот почему прошло восемь месяцев с NAMM, прежде чем мы смогли пустить  эту гитару в серию».

 

JEM-EVO 2012 года - воссоздание любимой гитары Стива, которую тот использует примерно с 1993 года и зовёт  EVO. Ник Сугимото, который сейчас руководит собственной мастерской Sugi Guitars в Мацумото, создал юбилейную гитару, выпущенную ограниченным тиражом, точную копию личной гитары Стива, повторяя каждую царапинку и сотни мельчайших деталей.

В 2007 году, Ibanez представили ещё одну версию JEM с прозрачным акриловым корпусом, подсвеченным светодиодами. Самая главная фишка этих гитар лимитированного тиража в том, что в инкрустации виноградной лозы заключена ДНК Стиви.

 

«Я пошел в больницу, и у сдал много много крови», - вспоминает он с гримасой. «В этих гитарах не просто крошечная капля моей крови. Её действительно очень много! Мне пришлось съесть много бананов после этой процедуры. Через сто лет, возможно, они  могут взять одну из этих ДНК-гитар и клонировать меня из гитары? И тогда, может быть, этот чувак тоже будет любить музыку, как я».

Сегодня Ibanez производит три серии  JEM, разного ценового уровня. Открывают серию бюджетные JEMJR белого, и JEMJRSP желтого или розового цвета производства Индонезии. Далее идёт серия Premium, также индонезийского производства представленная синим в цветочек JEM77P и белым JEM7VP. И топовая модель  - это белый JEM7V, производства Японии. Гитары отличаются материалами корпуса, грифа, звукоснимателями, железом, что отражает цена.

Билл Рейм, который сегодня является генеральным директором Hoshino USA, говорит: «Дизайн JEM был воплощением множества разных идей работников компании, но в основном это были идеи Стива. Он был очень категоричным.  Он прямо заявлял что ему нравится, а что нет ".

 

Стив доволен продолжающимся успехом JEM более 30 лет с момента появления первых моделей. «Люди, которые являются фанатами и любителями, коллекционерами и людьми, которые любят хорошие гитары, они все равно купят JEM», - говорит он. «Я никогда не хотел играть на чём-то другом. И я до сих пор играю на своих JEM, потому что ни одна другая гитара не удобна настолько. Мне нравится время от времени посещать Нью-Йорк. И я люблю Напу (город в Калифорнии - примечание переводчика), ведь нет места лучше дома».

 

Об авторе: Тони Бэкон пишет о музыкальных инструментах, музыкантах и ​​музыке. Он является соучредителем  Backbeat UK и Jawbone Press. Его перу принадлежат The Ibanez Electric Guitar Book; Electric Guitars: The Illustrated Encyclopedia  и Squier Electrics. Тони живет в Бристоле, Англия. Больше информации на его веб-сайте.