Это не устроило его. Она не давала ему того, что он хотел": До Fender Джефф Бек работал с Ibanez над созданием дикого гибрида Telecaster/Les Paul - вот никогда ранее не рассказывавшаяся история именной модели, которая чуть было не стала реальностью
Мэтт Оуэн
Guitar World Online, ноябрь 2023
перевод с английского
В восьмидесятые годы Бек обратился к компании Ibanez с просьбой помочь воплотить в жизнь его уникальную идею создания именной гитары. Мы проследили историю инструмента, который был настолько неуловим, что мало кто даже знал о его существовании.
Гитарный фольклор наполнен гипотетическими "а что если?" - историями, дающими поклонникам творческую лицензию на выдумывание диких альтернативных реальностей, в которых лицо гитарного мира, каким мы его знаем сегодня, было бы совершенно неузнаваемым.
Представьте себе, например, что Джефф Бек сотрудничает с Ibanez для создания именной гитары. Безумие, правда? Только вот неизвестно многим поклонникам гитары, что именно это "а вдруг?" происходило на самом деле.
В восьмидесятые годы Джефф Бек, обладатель многих электрогитар, включая Fender Stratocaster и Gibson Les Paul, оказался на перепутье как гитарист. Хотя ему нравились обе модели, он жаждал чего-то такого, что позволило бы объединить лучшие черты обоих инструментов в одно уникальное творение.
Бек задумал создать не имеющую аналогов именную гитару, и он обратился к компании Ibanez, чтобы та помогла воплотить его идею в жизнь.
В результате был создан так и не выпущенный серийно прототип именной гитары, разработанный в сотрудничестве с японским брэндом, модель настолько редкая, настолько невообразимая, что мало кто мог даже узнать о том, что она была задумана, не говоря уже о том, что она действительно была создана.
Но, в конце концов, она была изготовлена, и теперь один из немногих ранних прототипов, когда-либо созданных, был обнаружен коллекционером гитар по имени Натан Ходжсон.
Имея двурогий корпус, как у Strat'а, и конфигурацию с двумя хамбакерами, как у Les Paul, гитара просто утопает в регуляторах - интригующий аспект ещё более интригующего инструмента, который, казалось бы, противоречит известному подходу Бека "меньше - значит лучше".
Здесь, через призму взглядов тех, кто работал над воплощением идей Бека в жизнь, мы проследим историю этого потерянного инструмента, влияния, оказавшие на его создание, и почему, в конце концов, он был потерян для истории как именная гитара, которой никогда не было.
"Чуть более элегантный Strat": рождение идеи Бека
Примерно в 1980 году Джефф Бек начал испытывать сильное разочарование в гитарах, на которых он играл до этого момента своей карьеры. По крайней мере, именно такое мнение он высказал директору по маркетингу Ibanez Джеффу Хассельбергеру, которого попросили навестить Бека в его доме в Англии, чтобы обсудить возможность создания принципиально новой модели гитары.
Хассельбергер, в обязанности которого также входили реклама, каталоги, торговые выставки, исследования и разработки и работа с артистами, провёл некоторое время с Беком, сначала восхищаясь его легендарными автомобилями и гаражом, а затем обдумывая идеи для новой шестиструнки.
"Джефф потратил больше времени, рассказывая мне о том, что ему не нравится в гитарах, на которых он играет, чем о том, что он ищет", - вспоминает Хассельбергер, который в первый раз посетил Бека вместе с президентом Hoshino Томом Танакой. У меня сложилось впечатление, что Джефф искал причины для изменений".
"Его комментарии были больше связаны с физическими аспектами, чем со звуком. Его Les Paul был очень тяжёлым", - рассказывает он. "Похоже, ему хотелось чего-то такого, что дало бы ему больше возможностей".
Задача, стоявшая перед Ibanez, была очень сложной. На момент встречи с Хассельбергером Бек "месяцами не брал в руки гитару" и находился в поисках того, что могло бы зажечь его вдохновение.
"Он вернулся с гастролей и чувствовал, что выразил всё, что было у него на уме в тот момент, - говорит Хассельбергер, - и впоследствии был не заинтересован в том, чтобы снова и снова повторять один и тот же репертуар".
"Я думаю, что его вдохновило желание двигаться в другом направлении, и новый инструмент был частью этого плана".
Как оказалось, Джон Маклафлин и его гитара, сделанная на заказ Рексом Боугом, оказали большое влияние на процесс проектирования. Бек выделил джазового виртуоза во время ранних обсуждений, и в окончательном варианте прототипа, в частности, в отделке и форме головы грифа, прослеживается стиль Рекса Боуга.
Хотя идеи Бека еще не были сформированы, встреча оказалась плодотворной. Как вспоминает Танака, "у Джеффа был эскиз того, что он хотел получить от Ibanez для своей именной модели".
"Эскиз представлял собой несколько более элегантный Strat", - добавляет Хассельбергер о рисунке, который Бек сам нарисовал в блокноте Джеффа. "Гитара, которая была сделана для него, начиналась с этого эскиза. Я переслал этот эскиз Фрицу Като в Японию, и он взял его за основу".
Прототип Ibanez Jeff Beck JB10 был создан в ноябре 1980 года. Этот образец был оборудован тремоло-системой в стиле Strat.
Именная гитара, которой не было
Когда Фриц Като - человек, который действительно изготовил гитару в Японии, - получил эскиз (который, как нам сообщили, сохранился до наших дней), были разработаны планы по производству для Бека его желанной именной модели, и начался быстрый процесс сборки прототипа.
Крис Келли, глава Ibanez Custom Shop и отдела по связям с артистами, в то время входил в круг тех, кто работал над воплощением идей Бека в жизнь. По его воспоминаниям, Бек хотел получить очень специфический инструмент гибридного типа, сочетающий в себе две разные модели.
"Мы начали работать с Джеффом в начале восьмидесятых", - рассказывает Келли. "Я познакомился с ним через моего близкого друга Б.Б. Кинга несколькими годами ранее, и у нас завязалась дружба. Джефф искал некий гибрид гитары типа Les Paul/Telecaster. Его интересовал толстый гриф [и] лады Dunlop 6100".
Результатом этих обсуждений стали модели, которые вы видите на фото в этом материале. Изображения двух из них уже всплывали, а одна - прототип, принадлежащий Ходжсону, - была найден в реале.
Несмотря на то, что они имеют немного разные спецификации, вдохновение Les Paul прослеживается в установке пары хамбакеров, а привязанность Бека к Strat'ам очевидна по форме корпуса.
Однако наибольшее недоумение вызывает схема темброблока: здесь присутствует множество регуляторов и переключателей, что, казалось бы, противоречит известному подходу Бека к игре и оборудованию - "меньше - лучше". На самом деле, как мы объясним, это была лишь одна из причин, по которой Бек так и не смог по-настоящему полюбить свое творение Ibanez.
Танака, присутствовавший на первой встрече, помог лично доставить эти прототипы домой к Беку: "В процессе переговоров о контракте на его модель мы сделали несколько прототипов, которые я дважды привозил показать в его дом в Англии".
Несмотря на все эти переговоры, а также примерно "четыре или пять" опытных образцов, в которых пытались устранить недостатки конструкции, Бек и Ibanez так и не оформили своё сотрудничество.
По воспоминаниям Келли, именно этот прототип оказался "несколько громоздким и тяжёлым" - то, от чего он явно стремился уйти, - а последующие модели лишь укрепили растущее подозрение в том, что Бек и Ibanez, к сожалению, просто две несовместимые стороны.
"Мы просто не смогли договориться с ним, потому что он действительно больше любил Fender", - объясняет Келли, когда его спрашивают, почему эта модель так и не была реализована. "Он хотел радиус более 7 дюймов, и у него было несколько иное представление о том, что ему нужно".
И хотя компания Ibanez пыталась переубедить его, предложив "скорее гитару типа RG", а не гибрид Strat/Les Paul, как предполагалось ранее, Бек отказался идти на компромисс и продолжал упорно искать именную гитару, которая отвечала бы всем его требованиям.
Кроме того, из-за обилия элементов управления, которые контрастировали с полюбившимися ему моделями, Бек так и не смог смириться с чрезмерностью самой модели. По словам Лэнса Майлза - техника, работавшего с Беком на протяжении семидесятых и восьмидесятых, - гитара сама по себе " была слишком сложной".
"Я думаю, что она была слишком сложной", - говорит Майлз, который однажды обнаружил гитару на складе, помогая наводить порядок в доме Бека в Англии в 90-е годы. "Джефф был очень простым, просто взял гитару и сыграл. Я думаю, что, возможно, именно поэтому он сказал: "Нет". Я думаю, что они [Ibanez] поставили электронику, чтобы люди могли имитировать то, что делал Джефф, а ему это было не нужно".
"Я не ожидал, что на рынке появится что-то, что не устраивало Джеффа", - продолжает он. "Это не удовлетворяло его требования. Она не давала ему того, что он хотел. Она была слишком сложной, а Джефф был очень требователен в этом отношении".
Невозможность найти общий язык по этим важнейшим параметрам означала, что у Ibanez и Джеффа не было другого выхода, кроме как пожать друг другу руки и разойтись.
"В конце концов, мы решили, что сделали всё, что могли, и я поблагодарил его за все его время и усилия", - говорит Келли. "Он был очень любезен. Чуть позже я попытался сделать для него гитару в мастерской Ibanez в Бёрбанке, но она ему просто не подошла".
Эксперимент с Ibanez закончился, прототипы канули в лету, но поиски Беком именной гитары только начинались - и, как и предполагал Келли, Бек мог обратиться только к одному брэнду, чтобы воплотить в жизнь свою заветную идею.
Компания Ibanez произвела несколько прототипов моделей Jeff Beck. В приведённом выше инвентарном списке одна из них была сделана в феврале 1980 года а другая - в ноябре 1980 года. В последующие годы было сделано ещё больше
Будущее с Fender
Пока Бек и Ibanez работали над созданием совершенно новой модели электрогитары, компания Fender ждала своего часа. "Его также обхаживала компания Fender, - признает Келли, - которая смогла сделать для него модель Jeff Beck, как вы знаете".
Модель Fender Jeff Beck дала гитаристу всё, что он искал, включая толстый U-образный гриф, который стал известен как "гриф - бейсбольная бита", и бриджевый хамбакер, установку которого, возможно, вдохновил Les Paul.
Несмотря на выпуск в 1991 году именной модели Джеффа Бека, в отношениях двух сторон не всё было гладко. В '86-м году, вскоре после того, как проект Ibanez был заброшен, Fender привлёк к работе основоположника Custom Shop Джорджа Блэнду, чтобы тот создал нечто соответствующее тому, что Бек хотел получить от именной гитары.
Опять же, на первом месте стоял массивный гриф - "главной просьбой Джеффа был действительно толстенный гриф", - рассказывал Блэнда в интервью Xhefri Guitars, - а также ставшая знаменитой жёлтая расцветка Graffiti Yellow.
Эта гитара (переиздание модели '62-го года) впоследствии была переделана в потенциальную именную модель, но в итоге была отвергнута Беком. Несмотря на неудачу, впоследствии обе стороны возобновили свои отношения и выпустили вышеупомянутую флагманскую гитару с автографом Бека на голове грифа.
Это сотрудничество с Fender окончательно поставило точку в поисках идеальной именной модели Бека, официально оставив странный прототип Ibanez в анналах истории шестиструнной гитары. Тем не менее, эти гитары существуют, и они всё ещё на слуху. Они позволяют получить уникальное представление о неуловимой модели, которая при ином развитии событий могла бы стать общеизвестной.
"Это здорово - владеть таким редким экземпляром гитарной истории", - говорит Guitar World Ходжсон, получивший свою гитару Ibanez Jeff Beck благодаря редкому стечению обстоятельтств. "Джефф Бек был величайшим гитаристом всех времён, поэтому обладать гитарой, которая была у Джеффа в его личной собственности, просто фантастика".