История Хамбакера
Дэйв Хантер
Перевод с английского
Ранее я публиковал несколько глав из книги Дэйва Хантера "Гитарные усилители и эффекты для чайников". Предлагаю вам перевод материала из другой книги Дэйва "Справочник по гитарным звукоснимателям: Начало вашего звука"
Шумоподавляющий звукосниматель, или, короче говоря, хамбакер – это гораздо больше, чем утилитарная форма стандартного компонента. Шумоподавляющий звукосниматель, подавляющий гул 50/60Гц обладает собственным звучанием и является неотъемлемой составляющей многих музыкальных жанров и стилей игры. Это также название самого ценного из когда-либо созданных отдельных компонентов электрогитары… Но об этом позже.
Упомяните термин "хамбакер", и большинство гитаристов сразу подумают о полноразмерном звукосниматели Gibson Patent Applied For (PAF) конца '50х, который стал одновременно и самым почитаемым и самым копируемым форматом этого компонента. Копнув немного глубже, вы наткнётесь на Gretsch Filter'Tron, мини-хамбакеры Epiphone и Gibson Firebird, хамбакеры Fender Wide Range, широкий ассортимент рельсовых и вертикальных звукоснимателей, и прочие.
Но звукосниматель хамбакер и концепция, лежащая в его основе, существовали задолго до того, как у Теда МакКарти даже мелькнула идея установить его на испанскую гитару.
Как хамбакеры подавляют шум
Идея хамбакера действительно довольно проста, но в то же время довольно изобретательна. Стандартные однокатушечные звукосниматели преобразовывают колебания ваших струн в электрический сигнал с помощью катушки из очень тонкой проволоки, намотанной вокруг источников магнитного излучения (которые могут быть либо самими магнитами, либо стальными магнитоводами, соединёнными с магнитом, установленным под катушкой).
В хамбакерах же используются две катушки, намотанные в противоположном направлении и расположенные друг рядом с другом, вокруг наборов магнитоводов обратной друг к другу полярности. Когда две катушки соединены последовательно, они по-прежнему чётко снимают гитарный сигнал, но противофаза нейтрализует большую часть шума, создаваемого окружающими электронными устройствами, вещами, что создают гул, который мы слышим в большинстве однокатушечных звукоснимателей.
В традиционных конструкциях, в частности, в полноразмерной версии Gibson – две катушки расположены рядом, что значительно увеличивает ширину звукоснимателя, в сравнении с большинством синглов. В результате этой увеличенной ширины, и того факта, что звукосниматель передаёт вибрацию двух разных точек каждой из струн (и отрезка между ними) приводит к тому, что звучание этих звукоснимателей отличается от звучания синглов, даже если все остальные характеристики, включая силу магнитного поля, суммарную длину провода и общую выходную мощность – сопоставимы.
В целом, проще говоря, хамбакеры чаще звучат теплее и мягче, хотя многие из них также могут звучать очень ярко и артикулировано как синглы. Колебания этого отрезка струны также легче раскачивают усилитель, заставляя его перегружать, даже если речь идёт о хамбакерах винтажного стиля (они же слабые или маломощные).
Рождение хамбакера
Инженеры знали о принципах использования второй катушки для подавления шума, в составляющей сигнала, проходящего через первую или обе катушки ещё с самого начала XX века.
Дроссельная катушка использовалась в производстве радиоприёмников задолго до того, как гитарный усилитель вообще появился на свет, и нашла применение в гитарных усилителях задолго до того, как эта концепция нашла применение в звукоснимателях.
Так кто же был создателем хамбакера? Вы думаете – Сет Лавер из Gibson или Рэй Баттс из Gretsch, не так ли? А как насчёт… Армана Ф.Нобло, инженера, работавшего в компании Baldwin из Цинциннати, штат Огайо. Нобло подал патент на звукосниматель для музыкальных инструментов с шумоподавлением в декабре 1935 года (выдан в 1938), за 21 год до того, как Gibson подал заявку на патент своего собственного шумоподавляющего звукоснимателя.
Предназначенный для использования с фортепиано, которые производили Baldwin, чертёж в патентной заявке изображал две длинных катушки, расположенных вертикально одна над другой, вокруг нескольких магнитоводов, каждый из которых перекрывал по набору из нескольких струн фортепиано.
В тексте заявки Нобло указал "Главной целью этого изобретения является устранение влияния паразитных магнитных полей, не влияя не его чувствительность к колебаниям смежных намагниченных струн". Так родился хамбакер.
Патенты Армана Ф.Нобло
Первым хамбакером был Fender
Что за…? Нет, это не то имя, что вы ожидали увидеть в связи с "первым хамбакером на электрогитаре". Но изучение истории развития шумоподавляющих звукоснимателей для электрогитар преподносит неожиданные сюрпризы.
Одним из них является тот факт, что Лео Фендер фактически первым среди известных производителей получил патент на конструкцию хамбакера, хоть и предназначенного для использования на лэп-стил гитаре.
Немного отличаясь от того, что мы обычно называем хамбакером, конструкция Fender предусматривала две катушки, намотанные в противоположном направлении, вокруг магнитоводов противоположной полярности, установленных на общем пикгарде, что делает их похожими на два отдельных сингла. Но из последовательное соединение создаёт единую конструкцию для съёма сигнала лишённого шума.
Фендер подал заявку на патент 29 марта 1956 года, почти за три месяца до подачи заявки Сета Лавера от имени Gibson, о чём будет сказано ниже. Патент был выдан ему относительно быстро, в декабре 1957 года.
Сам звукосниматель использовался крайне редкою Впервые он появился, кажется на Fender Deluxe Lap Steel 1957 года. Позже, в 1959 году, Fender разработал шумоподавляющий звукосниматель, который впоследствии нашёл применение в Precision Bass, но компания не стала использовать хамбакеры на стандартных шестиструнных гитарах, вплоть до начала семидесятых.
Появление хамбакера Gibson
В 1955 году президент Gibson, Тед МакКарти, захотел, чтобы новый звукосниматель стал новым аргументом в пользу продаж, и поручил его разработку инженерам Сету Лаверу и Уолтеру Фуллеру. Лавер согласился, что шумоподавление сможет улучшить продажи уже существующих моделей гитар.
Лаверу уже была знакома концепция дросселя, используемого для шумоподавления в блоках питания гитарных усилителей, поэтому он применил эту технологию в своей конструкции двухкатушечного звукоснимателя. В остальном, оригинальный хамбакер Gibson, впервые появившийся на некоторых лэп-стил гитарах Gibson в 1956 году и модели '57 года Les Paul Custom, состоял в основном из тех же компонентов, что и предыдущий однокатушечный звукосниматель P90, только был разделён на две катушки, причём с одним общим магнитом, а не с двумя.
Он также отличался от ранних прототипов благодаря некоторому вкладу со стороны отдела продаж. Ранние версии Лавера отличались фиксированными стальными магнитоводами в обеих катушках, но, как он рассказывал писателю Тони Бэкону в 1998 году "Когда отдел продаж в Чикаго увидел его, они сказали что без регулировочных винтов им с нами не о чём говорить. Так что [смеётся] им нужны были регулировочные винты, и мы сделали им регулировочные винты И я установил звукосниматели на гитаре винтами в сторону бриджа и в сторону грифа. Многие хотели узнать, почему я это сделал. В декоративных целях [смеётся]" [читайте перевод этого интервью по выделенной синеньким ссылке – прим. переводчика].
Патент Лео Фендера
Патенты Сета Лавера
Священный PAF
Лавер подал заявку на патент новинки 22 июня 1955 года. В те времена, когда выдача патентов занимала довольно долгое время, Gibson начал клеить на нижнюю часть основания звукоснимателей '56 и '57 года маленькие чёрные наклейки с надписью "Заявка на Патент Подана", чтобы предотвратить копирование. Сокращённо этот термин PAF стал обозначать оригинальные хамбакеры Gibson, выпускавшиеся до начала 1962 года, когда, наконец, к новым наклейкам добавился номер полученного патента.
Но, на самом деле, это номер совершенно другого патента. Сам патент был наконец-то выдан 28 июля 1989 года, но согласно легенде, Gibson заготовил хренову тучу наклеек и хотел сперва избавиться от них, прежде, чем печатать новые. Но когда, в конце-концов, были напечатаны новые наклейки, обнаружилось что на них напечатан номер патента на комбинированный с бриджем трапециевидный струнодержатель самых первых лесполов, а не номер патента на звукосниматель. Трудно сказать, было ли это преднамеренной попыткой запутать потенциальных пиратов, в их поисках принципа конструкции в патентном ведомстве, или просто канцелярской ошибкой.
В любом случае, звукосниматели Gibson PAF, примерно с 1957 года (когда конструкция окончательно сформировалась) и до начала '62 года не только преуспели в своих усилиях по шумоподавлению, но и считаются одними из самых лучших и выразительных "генераторов тона" в музыкальном, динамическом и тембральном отношении, которые появились на электромузыкальных инструментах.
Грубый, но несколько компрессирующий атаку, яркий, но богатый и тёплый, насыщенный гармоническими обертонами, Gibson PAF создал звуковой шаблон, который стал основой для большинства классических записей в огромном царстве рока, и в результате, оригиналы тех лет стали самыми востребованными и желанными.
Его любят за способность приводить раскочегаренный ламповый усилитель в состояние зубодробительного дисторшна и певучего сустейна, им в то же время, он может обладать сладким и музыкальным звучанием при игре на чистом звуке. Если вы найдёте сет в хорошем оригинальном состоянии, вероятно, вам придётся заплатить шесть, восемь или даже десять тысяч баксов за пару пафов, выпущенных между '57 и '60 годами, и лишь немногим меньше за выпущенные в '61-'62.
Чет и Рэй в погоне за хамбакером
И хотя, как правило, первым крупным гитарным производителем, который вывел на рынок хамбакер, считается Gibson, есть веские доказательства того, что первым звукоснимателем такого типа был Gretsch Filter’Tron, который был изобретён ещё до того, как Сет Лавер и Уолтер Фуллер приступили к попыткам подавления шума в Каламазу. Проблема, похоже, в том, что Gretsch немного медлил с обнародованием этого творения, а также с тем, чтобы сделать его массовым стандартом, применительно к модельному ряду своих гитар.
Сдаётся, что где-то в 1954 году, гитарная звезда и эндорсер Gretsch, Чет Эткинс, попросил своего приятеля-изобретателя Рэя Баттса разработать плотный, яркий, шумоподавляющий звукосниматель. Баттс спроектировал и разработал усилитель EchoSonic со встроенным ленточным эхо, который Эткинс начал широко использовать одновременно с гитаристом Элвиса Пресли – Скотти Муром, Карлом Перкинсом, Роем Орбисоном, и, похоже, он довольно быстро нашёл практическое применение хамбакеру.
В давних спорах между Gibson и Gretsch об авторстве первого хамбакера, Баттс заявлял, что у него есть фотографии 1954 года, на которых Чет Эткинс уже использует новый звукосниматель. Но он подал заявку на патент чуть позже, чем Лавер от Gibson, и так называемый Filter'Tron, названный так за свою способность отфильтровать электронный гул, не появлялся на серийных гитарах Gretsch до конца '57 года, а в более широком смысле только в 1958м.
Более узкий звукосниматель, чем Gibson PAF, с катушками меньшего размера, и, как водится, вдвое меньшей мощности, Filter'Tron известен своим чётким, ясным чистым звуком, что вполне логично, учитывая, что он был разработан для артикулированного кантри-пикинга Чета Энкинса. Однако, используемый с педалью овердрайв, или в усилитель, работающий на грани перегруза, он может передать всё, что угодно, от резкого полу-грязного тванга до рычащего рок-н-ролла, который всё ещё сохраняет кристальную чистоту отдельных нот. Таким образом, он стал ещё одной классикой для определённых музыкальных жанров.
Патент Джозефа "Рэя" Баттса
Хамбакер Firebird и мини-хамбакер от Epiphone
В конце '50х и большей части '60х, гитарная индустрия, как и сами гитаристы, стремились к увеличению высокочастотной составляющей гитарного сигнала, которая помогла бы им лучше "прорезать" микс. Таким образом, стремление к получению более яркого хамбакера стало основной задачей того, что в целом двигало конструирование звукоснимателей.
Для продвижения своего "реверсного" Firebird, Gibson разработал мини-хамбакер, закрытый сплошной крышкой, скрывающей две узкие катушки, каждая из которых была намотана на рельсовый магнит альнико II, который одновременно являлся магнитоводом. Яркие острые и кусачие, они, безусловно, выполнили задачу увеличения высокочастотной составляющей, а также прилично раскачивали усилитель для исполнения более жёсткого рок-н-ролла. [прим. переводчика: некоторое время, в начале '80х на Gibson Firebird также устанавливали мини-хамбакеры конструкции сайдвайндер, предложенной Биллом Лоренсом, катушки которого были завалены на бок, как на большом басовом звукоснимателе Сета Лавера встречающемся в нэке EB-0].
Примерно в то же время, когда Gibson оформлял сделку по оформлению приобретения Epiphone в 1957 году, последний также разрабатывал хамбакер меньшего размера, и этот звукосниматель появился на популярных полуакустиках, таких, как Sheraton. Стоит заметить, что некоторые, более ранние и внешне очень похожие звукосниматели Epiphone на самом деле были синглами, но с магнитоводами расположенными сбоку от катушки [прям как на совковых гитарах Тоника – прим. переводчика], что делало их похожими на мини-хамбакер.
В конце '60х Gibson модернизировал формат мини-хамбакера, который дебютировал на Les Paul Deluxe 1969 года. Несмотря на растущую популярность оригинальных Les Paul конца '50х, основной составляющей которых был полноразмерный PAF, этот Mini стал основным стандартом для синглкатов на протяжении всех '70х, в то время как SG Standard взял на себя полноразмерные хамбакеры.
Хамбакер Fender Wide-Range
Когда Fender окончательно решили установить хамбакер на электрогитару, бывший главный разработчик звукоснимателей, сам Лео Фендер уже покидал сцену, после продажи компании CBS, так что для этой задачи был приглашён ещё один легендарный изобретатель, Сет Лавер, отец хамбакера Gibson PAF, который начал работать над новой конструкцией в 1970 году, и получившийся в результате хамбакер Wide-Range, был вскоре использован на обновлённой версии Thinline Telecaster, а в начале '72, нашёл своё место в нэке Telecaster Custom.
Хотя внешне он выглядит очень похожим на полноразмерный хамбакер Gibson, но чуть больше, то на самом деле в конструкции Fender применены магниты из сплава кунифе, одновременно являющиеся винтами-магнитоводами, часть шлицев которых, расположенных симметрично по диагонали, выведено из-под крышки, а часть других имеют доступ (к шлицам) только из-под дна.
Верность Fender сложившимся традициям касательно подхода к характеру звучания и используя индивидуальные магниты в качестве магнитоводов, вместо стальных магнитоводов, с единым магнитом, заряжающим их снизу, привело к появлению яркого, прозрачного хамбакера, но вместе с тем жирного и мясистого, и который достаточно жёстко подгружает усилитель.
Увеличение намотки и современные решения
К началу семидесятых большинство возможных идей классических хамбакеров уже было реализовано, и в большинстве дальнейших разработок предполагались либо модификация или расширение этих шаблонов, либо, некоторое время спустя, более радикальные переосмысления, направленные на дальнейшее расширение формата для более дальновидных гитаристов.
Большую часть семидесятых поиск нового звучания сводился к поиску мощности и более агрессивного дисторшна, и многие производители преследовали эти цели с помощью более "горячих" звукоснимателей. Ларри ДиМарзио разработал свой хамбакер Super Distortion в 1972 году, опираясь на основные принципы Gibson PAF, но с более мощными керамическими магнитами и большим количеством витков провода в каждой катушке, и основал свою собственную компанию DiMarzio в '75 году. Вскоре, за ним последовали и другие, такие, как Carvin, Seymour Duncan и EMG, каждый из которых стремился создать хамбакер с мощным "выхлопом", но время от времени возвращался к более традиционной винтажной конструкции.
Конечно же, в последние годы, рынок звукоснимателей, предназначенных для замены классических, действительно взорвался, и производители гонятся как за воссозданием оригинальных винтажных классических конструкций прошлых лет, так и за радикальными идеями, полностью меняющими концепцию преобразования вибрации струны в электрический сигнал.
Примерно к середине-концу восьмидесятых, "хамбакер" уже не обязательно обозначал широкий корпус или даже конструкцию с двумя катушками расположенными друг рядом с другом. Джо Барден в 1982 году стал пионером в области узких рельсовых хамбакеров, после того, как впервые намотал несколько прототипов для кудесника телекастера – Дэнни Гэттона. DiMarzio и Seymour Duncan, в середине восьмидесятых, запатентовали дизайн вертикальных стэковых хамбакеров в размере сингла, с двумя катушками расположенными друг под другом, спроектированными так, чтобы уместиться в посадочные места Stratocaster или Telecaster.
Наступил XXI век, мириады производителей стали пионерами в создании абсолютно альтернативных конструкций звукоснимателей, которые умещаются в традиционные сингловые корпуса (среди них выделяются Fishman, Lace Sensor и Kinman), а также футуристические новые форматы полноразмерных хамбакеров. В то же время гонка за "лучшим воспроизведением звучания винтажного PAF" среди десятков известных бутиковых производителей, и популярность оригинального хамбакера '57 года не сдаёт свои позиции.
Об авторе: Дэйв Хантер – автор книг "Британское Вторжение: Как Marshall, Hiwatt, Vox и др. Изменили звучание музыки в которой содержатся закулисные истории о зарождении британской индустрии гитарных усилителей, а также "Справочник по гитарным усилителям" и многих других не менее интересных изданий о гитарах, усилителях и сопутствующем оборудовании.