GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Небольшое предисловие...

Этот материал я впервые опубликовал в 2012 году и он до сих пор актуален. Я кое-что немного подрихтую, касательно изменившихся за это время цен, и добавлю пару абзацев.

Сегодня я хотел бы поднять тему выбора классической гитары.

На эту тему уже написано огромное число статей как на просторах интернета, так и в прессе. Перечитав множество статей, я заметил, что они содержат много воды, но по существу, полезной информации в них содержится крайне мало. Я решил исправить этот недостаток и написать свою собственную статью, которая наконец-то расставит все точки над “Ё” и реально поможет многим определиться с выбором.


Для начала давайте определим само понятие классическая гитара, что это за инструмент, и чем она отличается от других типов гитар.

Итак, главные признаки классической или, как часто её называют гитаристы старшего поколения, испанской гитары:

 

1) Синтетические или жильные струны.
Многие начинающие гитаристы и просто любители задаются вопросом, можно ли установить на классическую гитару металлические струны? Мой ответ категоричен: нет, ни в коем случае. Классическая гитара имеет тонкую верхнюю деку с веерным расположением пружин, чтобы лёгкие синтетические струны могли её раскачать. Подставка классической гитары приклеена к деке, без усиления саморезами, гриф не имеет анкера. Жёсткие металлические струны её просто испортят. В лучшем случае согнётся гриф или вспучится верхняя дека в районе подставки. В худшем оторвется подставка, отклеятся пружины или лопнет верхняя дека.

 

2) Широкий гриф, вклеенный в корпус на 12 ладу (на современных вестерн-гитарах в свободном доступе 14 ладов), как правило, без анкера (некоторые американские и канадские производители и их восточные филиалы могут устанавливать анкер, но эти инструменты отличаются звучанием от классики и чаще используются для американской фолк и кантри музыки). В большинстве случаев гриф не имеет маркеров ладов на рабочей части накладки. Подставка (струнодержатель) прямая, без пробок, струны продеваются через прорези и чаще всего привязываются к подставке, нижний порожек параллелен верхнему . Головка грифа имеет 2 прорези (слоты), колки располагаются по 3 с каждой стороны и на их барабаны надеты пластиковые бочонки.

 

3) На верхней деке отсутствуют пикгарды, исключение составляют фламенко-гитары, на верхнюю деку которых могут быть наклеены голпеодоры.

 

Всех этих признаков достаточно, чтобы классифицировать гитару как классическую.

 

Я разделил классические гитары на несколько категорий по функционалу. Чаще всего эта классификация совпадает и с ценовыми рамками, но у всех дистрибьюторов разные аппетиты, чёткие ценовые границы провести очень трудно, но мы будем всё-таки ориентироваться по цене.

 

Итак, категория первая — «костровые инструменты», другими словами, просто дрова.

 

В эту категорию попадают гитары стоимостью до 5 000 рублей. «Костровые гитары» сделаны тяп-ляп, из дешёвой фанеры, на них устанавливают самую дешёвую колковую механику, лады забивают как придётся, не выравнивая по высоте и не заполировывая. Эти гитары вполне годятся попеть песен в компании на шашлыках или застолье, их не жалко оставить на даче или взять с собой в поход или на пикник, но для серьёзного музицирования они непригодны.

 

Очень часто в магазин приходят родители и просят предложить самую дешёвую гитару для ребёнка. На вопрос, почему бы не купить ребёнку гитару чуть подороже, но такую, на которой можно учиться, родители возражают, мотивируя это тем, что вдруг ребёнку не захочется учиться, и он бросит это занятие.

 

Я считаю, что таких родителей нужно сразу же лишать родительских прав. Ребёнок обязательно бросит занятия, если ему подарить гитару, на которой невозможно играть. Почему, если вы отдаёте ребёнка учиться на фортепиано, вы соглашаетесь купить настоящее фортепиано или хотя бы электропиано с настоящей жёсткой полноразмерной клавиатурой и 88 клавишами? Если ребёнок дома будет заниматься на четырёхоктавной стодолларовой самоиграйке с мягкой клавиатурой или, и того хуже, на мультимедийной MIDI-клавиатуре, его просто не примут в музыкальную школу. Чем юный гитарист хуже пианиста?

 

Вы можете купить костровые дрова себе, но ребёнок не должен мучиться на гитаре, которая недостаточно точно строит, прижимая струны, под которые можно просунуть палец. Для обучения существуют гитары следующей ценовой категории, которые могут быть ненамного дороже.

 

Но давайте всё же вернёмся к выбору. На что нужно обратить внимание при покупке гитары самого начального уровня.

 

Первое, на что стоит обратить внимание, это на видимые дефекты. Осмотрите гитару внешне на наличие трещин, особенно это касается места соединения грифа с корпусом.

 

Убедитесь, что подставка плотно приклеена к верхней деке и не имеет щелей. Это можно проверить, попытавшись просунуть под подставку лист бумаги.

 

Убедитесь, что косточка нижнего порожка стоит ровно, без наклона и плотно сидит в пазу. Очень часто при предпродажной подготовки, продавцы подсовывают под косточку спички, чтобы поднять струны и уменьшить дребезг струн об лады кривого грифа.

 

Внимательно осмотрите и накладку грифа в районе соединения с корпусом. На ней не должно быть видимого горба.

 

Поиграйте на гитаре. Высота струн должна быть комфортной, иначе вы будете мучиться, пытаясь извлечь звук из гитары.
Проверьте, строит ли гитара, сравнив высоту открытой струны и прижатой на 12 ладу. Покрутите колки. Они должны крутиться ровно, без рывков и заеданий. Пробегитесь по ладам, сыграв хроматическую гамму. Идеальную гитару за эти деньги найти, конечно же, невозможно, но хотя бы на первых семи ладах ноты должны звучать ровно, без дребезга.

 

Надавите на верхнюю деку и прислушайтесь: отклеенные пружины обязательно будут шуршать.


Не придирайтесь слишком сильно, вы должны осознавать, что покупаете дрова, но и взвесьте все за и против, прежде чем принять решение о покупке.

Следующую категорию я бы классифицировал как ученические гитары. Это те инструменты, которые я рекомендовал бы ученикам начальных классов музыкальных школ, тем, кто только начинает знакомство с гитарой и имеет серьёзные намерения освоить этот инструмент.

 

Сюда я отнёс бы гитары ценовой категории до 20 000 рублей, деки и обечайка которых изготовлены из ламината, с недорогой, но качественной колковой механикой.

 

Именно эти гитары стоит рассматривать при выборе первой гитары ребёнку. Даже если ребёнок вдруг бросит гитару, вы легко вернёте себе большую часть потраченных денег, предложив гитару одноклассникам вашего ребенка, продав на Авито, на любом гитарном форуме или просто обратившись к преподавателю. Не надо бояться потратиться на приличный инструмент, на котором, в отличие от дров из первой категории, можно играть. В конце концов, не такие уж это большие деньги.

 

Почему именно ламинат, а не массив? Гитары с верхней декой из массива дерева, не говоря уж об инструментах, изготовленных целиком из массива, требуют особого ухода, необходимости содержания их в особых климатических условиях. Новички, не имеющие достаточного опыта обращения с гитарами, легко могут испортить инструмент, по неопытности не уделяя ему должного внимания.

 

В категорию ученических гитар попадают начальные серии испанских производителей, например фабрика Энрике Келлера из городка Сараус, что на севере Испании, в Стране Басков, производит неплохие недорогие гитары под марками Admira и Alvaro.

 

Я всегда рекомендую начинать поиск именно с испанских гитар. Испания – родина классической гитары, и исторически сложилось, что настоящую классику производят в Испании. Если вы возьмёте в руки любую, даже самую недорогую испанскую гитару, вы даже на ощупь заметите отличия. Я не знаю, чем это объяснить, возможно, дело в том, что лак, которым покрываются испанские гитары, имеет консистенцию отличную от того, что применяют в Юго-Восточной Азии. Он может быть не таким гладким, как азиатский, содержать некоторое количество пузырьков, не пугайтесь этого. Испанцы уже не один век производят гитары и знают, что делают.

 

С азиатскими гитарами все гораздо сложнее. Корейцы, китайцы и индонезийцы научились изготавливать вполне сносные вестерны, но классические гитары им до сих пор даются с трудом. Корейцы вообще бросили эту затею, и я затрудняюсь назвать хоть одну корейскую фабрику, производящую классические гитары в настоящее время.

 

Главный недостаток азиатских гитар – очень тяжелые верхние деки, залитые толстым слоем полиэфира. Лёгкие нейлоновые струны просто не справляются с такими деками, их натяжения не хватает для того, чтобы достаточно раскачать деку. Поэтому при выборе гитары произведённой в Юго-Восточной Азии я рекомендую останавливаться на моделях с матовым покрытием.

 

Из всех гитар, произведённых на азиатских фабриках, единственные, кому всегда удавалось проконтролировать надлежащие качество и добиться приличного звучания, были пожалуй только Yamaha и Takamine. Об остальных китайцах я не могу сказать ничего хорошего. Играть можно, но есть за те же деньги гитары и получше.

 

На что же стоит обратить внимание при выборе ученических гитар?

Естественно стоит начать с внешнего осмотра, чтобы не было трещин в узлах сопряжения корпуса и грифа, чтобы подставка была плотно приклеена, чтобы колки крутились легко и ровно.

 

Обязательно проверьте гитару на отсутствие горба, пробегитесь по хроматике. Все ноты должны звучать чисто и не затыкаться, и при этом высота струн не должна вызывать дискомфорта. Обычно ученические гитары не имеют склонности к проявлению дефектов. Все они изготовлены достаточно прилично и аккуратно и неприхотливы к климатическим условиям, от которых страдают гитары следующей ценовой категории, способные при неправильном хранении не дожить до витрины.

Следующая категория – студенческие гитары. Пожалуй, самая большая и самая массовая. Именно тут начинаются те инструменты, которые по-настоящему можно назвать гитарой. Ценник начинается примерно с 20 000 рублей и заканчивается на уровне 70-80 тысяч. Верхняя планка уже растворяется среди профессиональных гитар. Я отнёс к этой категории гитары с верхней декой изготовленной из массива дерева и ламинированными обечайкой и нижней декой.

 

Лидерами в этой категории, как и везде, являются всё те же испанцы. Производителей море: Francisco Esteve, Alhambra, Almansa, Prudensio Saez, Jose Antonio, Manuel Rodrigues и ещё мильён испанских фамилий.

 

Помимо испанцев, эта категория представлена массой производителей из других стран Европы: из Германии, Италии, Чехии и даже Финляндии. Конструктивно эти гитары отличаются от испанских, результатом чего является свой собственный голос, имеющий своих поклонников среди молодого поколения гитаристов, не такого консервативного, как старики.

 

Стоит предупредить, что в последнее время на рынке появляется всё больше недобросовестных продавцов, заказывающих низкокачественный китайский ширпотреб под звучными испанскими именами. Опытному гитаристу одного взгляда хватит, чтобы распознать фэйк, но многие могут повестись на якобы испанское происхождение. Поэтому, если вы видите незнакомое испанское название, не поленитесь найти в интернете сайт производителя. Если не найдете, это явный продукт мошенничества. Вряд ли вы найдете в интернете сайты псевдоиспанских брэндов, например Almires, где-либо за приделами рунета.

 

Помимо европейских, рынок представлен качественными гитарами и из других частей света, из Южной Америки, в частности Бразилии, из Канады. Если бразильские гитары очень близки к испанским, то канадцы отличаются конструкцией и, как результат, характером звука. Они больше пользуются успехом у фингерстайлеров, исполнющих фолк, кантри и джаз.

 

Кроме того, никак нельзя забывать и об азиатах из Китая и Индонезии. Среди них можно найти даже инструменты изготовленные целиком из массива, но я не стал бы относить их к профессиональным гитарам, а записал скорее в категорию студенческих.

 

Я не буду склонять вас к приобретению какой-то конкретной модели или марки, у всех вкусы совершенно разные, а все гитары этой категории имеют ровное качество во всех ценовых диапазонах. Ценник тут определяет больше не разница в качестве моделей, а разница в цене материала, используемого для изготовления.

 

Красное дерево звучит ярче и звонче палисандра, палисандр, в свою очередь полнее и сочнее. Самые звонкие — фламенко гитары, легко узнаваемые по светлой обечайке и нижней деке из кипариса, платана или клёна. Определитесь с выбором сами, полагаясь на свои уши, пальцы и глаза: какая гитара вам больше нравится звуком, тактильно и визуально, какая на ваш вкус лучше звучит, на какой комфортнее играть и какая радует ваш глаз красотой древесины и внешней отделки. Совокупность этих трёх факторов и определит ваш выбор.

И вот теперь, когда вы остановились на конкретной модели, я подскажу вам, на что обратить внимание при покупке конкретного экземпляра.

Как только мы сталкиваемся с массивом дерева, перед нами встает серьёзная проблема, как это дерево сохранить и не испортить. Все фабрики, производящие гитары, расположены в морском или умеренном климатических поясах, для которых характерна высокая влажность. Даже если принудительно высушить древесину в печке, все равно в процессе изготовления древесина вберёт в себя влагу из окружающей атмосферы до уровня характерного для местных климатических условий.

 

Большая часть России расположена в резко-континентальном климате, с огромными сезонными перепадами влажности, которые усугубляются во время отопительного сезона. Зимой влажность в помещении может упасть ниже 20%, в то время как изготовление гитар осуществляется при влажности 40-60%.

 

Когда влажность падает ниже критической отметки, с древесиной могут произойти необратимые изменения, приводящие к деформации. Всё это усугубляется разницей в сжатии разных пород дерева в местах их сопряжения, а также применением деталей, не подверженных климатическому влиянию.

 

Результатом климатических перепадов могут быть как мелкие неприятности в виде торчащих по краям накладки ладов, так и серьезные в виде лопнувших дек.

Если не верите, попробуйте провести простой эксперимент. Купите толстую сигару, извлеките её из футляра и положите на подоконник на пару недель. Через пару недель лист, в который был завёрнут табак, рассыплется. Точно также ведёт себя и древесина.

 

Для того, чтобы избежать неприятностей, достаточно соблюдать ряд необходимых условий:

 

1) Храните гитару в кейсе. Ни в коем случае не вешайте гитару на стену и не забрасывайте на шкаф или антресоль.

 

2) Не оставляйте кейс с гитарой на жаре в багажнике машины. Не выносите резко на мороз, а дайте ей полежать на застеленном балконе или возле балконной двери. При возвращении с мороза, повторите процедуру в обратном порядке.

3) Купите хьюмидифаер для поддержания должной влажности гитары в кейсе, не забывайте его периодически заправлять. Я рекомендую использовать дистиллированную воду, вода из под крана может зацвести, и дерево, помимо влажности, впитает в себя неприятный запах.

 

4) Научитесь вовремя выявлять первые симптомы пересушки. Для этого достаточно провести пальцами вдоль грифа по краям. Если лады начинают царапаться, это первый признак того, что гитаре срочно требуется увлажнение.

 

Все эти знания понадобятся вам при выборе гитары в магазине.

 

Как обычно, выбор гитары начинается с внешнего осмотра.

 

Обязательно осмотрите все сопрягающиеся элементы на наличие трещин или замутнений лака. Это касается не только места соединения корпуса с грифом, но и мест, где склеены разные породы дерева. Переходы от одной породы к другой должны прощупываться гладко, без ступенек.

Если вы покупаете недорогую студенческую гитару, до 30-40 тысяч рублей, обязательно загляните внутрь, обратите внимание на клёцы (распорки в районе крепления грифа и соединения обечаек). Клёцы обязательно должны быть деревянными, в крайнем случае, из папье-маше, но ни в коем случае не из фанеры. Если вы заметите характерную слоеную структуру клёца, не покупайте эту гитару. Даже при небольшом усыхании деки фанерный клёц, не подверженный климатической деформации, просто-напросто разорвёт деку, и вы получите две трещины вдоль грифа (у более дорогих испанских гитар клёц является продолжением грифа).

Обратите внимание на края ладов. При неправильном хранении или несоблюдении климатических условий в магазине они могут торчать аж на миллиметр с каждой стороны. Такая гитара уже может иметь внутренние дефекты, незаметные невооружённым взглядом. Особенно актуально это в зимний период, при включённом отоплении.

 

При выборе гитары очень важно найти правильный музыкальный магазин, где продавцы не просто сидят за прилавком в ожидании клиента, а уделяют внимание состоянию инструментов, чтобы донести их в целости и сохранности до покупателя. В хорошем магазине обязательно есть специальные витрины для дорогих гитар. Хорошо если это застеклённая комната, с поддержкой микроклимата. В таких магазинах продавцы регулярно проводят профилактику инструментов, и даже инструмент даже студенческого уровня показывает первые признаки пересушки, его помещают в эту комнату, чтобы древесина восстановила естенственный баланс влаги. Очень важно обнаружить это на ранней стадии, иначе появятся трещины и прочие неприятности.

 

Зайдя в магазин, обратите внимание на то, как в нём демонстрируются гитары. В помещении со свободным доступом покупателей, гитары не должны висеть на стене, а должны располагаться на напольных стойках. Проведите рукой вдоль грифов нескольких гитар. Если лады "кусаются", это значит, что продавцы не уделяют внимания хранению гитар, и приобретённая в таком магазине гитара, в скором времене может придти в негодность уже у вас дома. Заметив такие проблемы на большинстве гитар, возьмите себе на заметку, что такой магазин стоит обходить стороной, либо покупать там не более чем струны и аксессуары, но никак не гитары.

 

 

Скажу несколько слов об электроакустических и катавэйных гитарах. Как правило, электроника и катавэй (вырез в корпусе, облегчающий доступ к высоким нотам) – неразлучная пара, но встречаются и исключения, чаще электроника без катавэя, чем катавей без электроники.

 

Самый распространённый тип звукоснимателя для классической гитары – подпорожковый. Он представляет собой тонкую палочку или проволочку, которая устанавливается под косточку нижнего порожка. Сам по себе звукосниматель обладает очень высоким выходным сопротивлением и склонен к потерям полезного сигнала и собиранию паразитных шумов и наводок при подключении к усилителю длинным проводом. Для борьбы с этим в гитару встраивают предусилитель. Он может быть как без регулировок, просто как блок электроники, встроенный в гнездо выходного джека, так и с дополнительным темброблоком. Темброблок может быть либо приклеен к розетке, либо врезан в обечайку. Помимо банальных ручек громкости и тембра, в темброблок может быть встроен эквалайзер, подавитель обратной связи, процессор эффектов и даже электронный тюнер.

Толку от микрофона, встроенного в темброблок, немного. Разве что подзвучить перкуссионные приемы типа гольпе, применяемые во Фламенко. Из-за параллельных стенок обечайки и дек внутри корпуса возникают стоячие волны, и такой микрофон звучит гулко, как из бочки. Для борьбы с этим гулом некоторые производители, например Ovation и Axiom, применяют ложкообразный корпус, с выпуклой нижней декой и непараллельными обечайками.

 

Микрофон на гусиной шее располагается в розетке, непосредственно под струнами, и поэтому он снимает звук более полноценно и меньше подвержен гулу отражённых внутри корпуса волн.

Лидером среди производителей звукоснимателей и электроники массового производства является американская компания Fishman. Именно их электронику можно встретить на большинстве гитар от ведущих мировых производителей. Они производят не только отличные преампы и темброблоки, но и, пожалуй, самые лучшие пьезокристаллы.

 

Кроме Fishman я хотел бы выделить еще нескольких производителей, предлагающих высококлассную электронику и звукосниматели. Это американская фирма L.R.Baggs, финский B-Band и немецкий Shadow. Хорошую собственную электронику делают и некоторые производители гитар. Очень хороши темброблоки у Alvarez и Kaman (Takamine/Ovation).

 

Существуют и совсем уж крутые производители, вроде испанца Carlos Juan, изготавливающего крутейшие хай-эндовые звукосниматели собственной конструкции. Но это заказная продукция, и на гитарах продающихся в магазинах её не встретишь.

 

К сожалению, в последнее время, некоторые производители начали халтурить и откровенно жульничать. Раз вы всё равно не видите подпорожкового звукоснимателя, а только внешний темброблок, вместо фирменного звукоснимателя устанавливают дешёвую китайскую скрутку. Даже такие зубры, как Gibson, были замечены в этой афёре. Я не понимаю резона таких поступков. Экономия сотни долларов может быть оправдана на гитаре стоимостью долларов в 300-500, но если гитара стоит более тысячи долларов, смысл такой экономии непонятен. Обязательно посмотрите при первой смене струн, что за звукосниматель стоит у вас под косточкой. Если это китайская дешёвка, выглядящая как кусок коаксиального провода, не поленитесь заменить его на фирменный пьезокристалл.

Поскольку звук акустической гитары отличается от электрогитарного более широким частотным диапазоном, то и усилители, соответственно, должны воспроизводить полный спектр частот. В этих усилителях помимо среднечастотного динамика обязательно присутствует высокочастотная пищалка. Также, помимо инструментального канала, частенько в эти комбики добавляют и дополнительный микрофонный канал. Есть производители, которые специализируются только на усилении акустических инструментов, например AER, Fishman, L.R.Baggs, Quilter. Эти компании добились наибольших успехов за счет своей узконаправленной специализации, но и у гигантов, производителей полного спектра усилителей от гитарных до басовых, например Marshall или Fender, тоже присутствуют в линейке достойные приборы. Предложений на рынке более чем достаточно, есть из чего выбрать.

Ещё одно свойство сигнала электроакустической гитары в том, что он очень близок к микрофонному. Вы можете смело втыкаться в линию. Некоторые производители даже устанавливают дополнительный балансный XLR помимо традиционного джека. Ещё один очень хороший способ съёма гитарного звука – использование микрофона пограничного слоя, который приклеивается к деке или порожку на специальной липучке. Пример — конденсаторный микрофон AKG C411. Этот микрофон требует фантомного питания, которое можно подавать как с микшерного пульта, так и с внешнего блока питания, работающего от батарейки.

В заключение этой части стоит упомянуть полифонические звукосниматели и MIDI. Такие звукосниматели снимают сигнал с каждой струны отдельно, и с помощью специального конвертера гитарный сигнал можно преобразовать в MIDI-сообщения. Включившись в звуковой модуль, синтезатор или сэмплер, вы можете играть на гитаре звуками любого инструмента, будь то скрипка, фортепиано, духовые или даже барабаны.


Такие звукосниматели производят канадцы RMC и Graphtech, а конвертеры к ним – Roland и Terratec. У Roland даже есть специальный напольный гитарный синтезатор со встроенным конвертером.

 

Прежде чем решиться на выбор между акустикой или электроакустикой, задайтесь вопросом, какую цель вы преследуете. Если вы занимаетесь домашней звукозаписью или играете в группе, то выбор электроакустики оправдан. Но если вы берёте гитару просто играть дома, стоит ли переплачивать за электронику? Классическая гитара достаточно громкий инструмент. Сольные концерты классических гитаристов проходят в камерных залах безо всякой подзвучки, а дома, наоборот, хочется сделать гитару потише, чтобы не мешать соседям и родственникам.

 

Если вы играете в группе с живой перкуссией или громкой духовой секцией, вам понадобится серьёзное усиление, чтобы не утонуть на фоне других инструментов. Возникает проблема обратной связи, особенно на небольших сценах, в непосредственной близи от комбиков и акустических колонок. Возможно, в этом случае стоит обратить внимание на солидбоди или сайлент гитары, которые меньше подвержены акустической заводке.

Скажу несколько слов и о катавэе. Я не могу вспомнить ни одного классического произведения, где необходимо забираться по грифу выше 12 лада. Наоборот, большинство классических произведений – полифонические, в них более важен глубокий бас в первых позициях. Стоит ли жертвовать акустическим объёмом ради катавэя? Он необходим только если вы играете одноголосые фламенковые или джазовые пассажи.

В заключение коротенько расскажу о профессиональных инструментах. Эти гитары изготавливают полностью из массива, и они требуют ещё более серьёзного ухода, чем студенческие гитары, у которых цельная только верхняя дека. Обязательно храните эти гитары в кейсе и следите за влажностью. Самые топовые профессиональные гитары изготавливаются ведущими мастерами. Это может быть серийная модель, доведённая мастером, или уникальный мастеровой инструмент. В любом случае, кроме логотипа фирмы, на ярлыке этих гитар обязательно присутствует имя и подпись мастера, и к инструменту прилагается соответствующий сертификат подлинности. В качестве примера приведу имена Manuel Adalid jr. и Juan Hernandez, работающих на Francisco Esteve. Каждый мастер обладает собственными секретами и ноу-хау, придающими гитаре свой собственный уникальный голос. Словами это не описать, это нужно почувствовать собственными руками и ушами.

Я надеюсь этот материал поможет вам определиться с выбором гитары. Если вам вдруг понадобится помощь, вы можете всегда обратиться к автору журнала.

Как выбрать классическую гитару