GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jimi Hendrix

 

И его Страты

 

Что стало со Стратокастерами Джими Хендрикса? В поисках гитар, вошедших в историю музыки

 

 

 

 

 

Тони Бэкон

Guitarist, ноябрь 2021

Перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Проданные коллекционерам или с любовью принесённые в жертву музыкальным богам, Страты Хендрикса - предмет многочисленных легенд.

Джими Хендрикс прибыл в Лондон из Нью-Йорка в сентябре 1966 года со своим новым менеджером Чесом Чендлером, бывшим бас-гитаристом группы Animals. Вскоре они собрали новую группу Джими, Experience, с Митчем Митчеллом на барабанах и Ноэлем Реддингом на басу, и к середине октября того же года они дали свои первые настоящие концерты в рамках короткого тура по Франции на разогреве у Джонни Холлидея.

 

Неизвестно, привёз ли Джими с собой в Лондон гитару, на которой он играл в те ранние месяцы. Это был Fender Stratocaster цвета Olympic White с кленовым грифом и палисандровой накладкой, сделанный, скорее всего, между '63 и '65 годами. Может быть, он купил ее в Лондоне? Маловероятно, что у него или у Чеса были деньги на покупку новой гитары - в то время новый Страт такого белого цвета, как этот, стоил 168 фунтов стерлингов. Это огромные деньги для музыканта, которому ещё предстоит проявить себя. Если бы он купил его подержанным в одном из музыкальных магазинов Лондона в конце '66-го года, ему понадобилась бы более приемлемая сумма, примерно от 60 до 90 фунтов. К примеру, магазин Selmer на Чаринг-Кросс Роуд в то время рекламировал "Страты, любого цвета, от 75 фунтов стерлингов".

 

Откуда бы он ни появился, первый белый Страт Джими служил ему долгое время, наряду с подержанным чёрным с палисандровой накладкой грифа, который он приобрёл примерно в ноябре. К февралю следующего года дела пошли в гору. Experience выступили в лондонских Marquee и Saville Theatre, а также дали несколько других концертов в Британии, плюс несколько в Германии и Франции. Началась работа над записью следующего сингла после Hey Joe, и Purple Haze занял 3-е место в британских чартах. По имеющимся слухам, в феврале чёрный Strat Джими украли с концерта в Дарлингтоне, а белый Страт - из лондонского Roundhouse. Вскоре он приобрёл по крайней мере еще один белый и по крайней мере один санбёрстовый, оба с палисандровыми накладками грифа.

Джими, конечно же, был левшой, и все его Страты были обычными гитарами, которые он переворачивал и перестраивал для соответствующей постановки. Можно спорить о том, насколько сильно это влияло на его звучание - перевернутый верхний порожек, угол бриджевого звукоснимателя, акцентирующий другие струны, чем было задумано, расположение рычага, - но при том высоком уровне громкости, на котором он играл, и его природной ловкости и мастерстве, любые различия, вероятно, были минимальными. Однако не стоит сомневаться в том, что благодаря Джими больше гитаристов узнали о тембральных и музыкальных возможностях Страта, чем благодаря любому другому музыканту до него.

 

Сначала он настраивал свои Страты в стандартном строе, но вскоре ему больше понравилось настраивать их ниже на полтона, а иногда и на целый тон. Это означало меньшую нагрузку на голос, поскольку он мог петь в более низком регистре, а также то, что натяжение струн в более низком строе было немного слабее и поэтому легче исполнялись бэнды и вибрато. Ему нравился глубокое звучание нэкового звукоснимателя, и иногда он использовал дополнительные звуки из двух промежуточных положений трехпозиционного переключателя.

 

 

Подожжёный в Astoria

 

В конце марта '67-го Джими отправился в британское турне в компании, которую можно назвать разношёрстной, вместе с Walker Brothers, Кэтом Стивенсом и Энгельбертом Хампердинком.

 

На первом же концерте в северном Лондоне в Finsbury Park Astoria (более известном позже как Rainbow) присутствовала музыкальная пресса, и Джими, Чес, роуди Джерри Стикеллс и Кит Алтам из New Musical Express собрались в гримёрке, чтобы придумать трюк, который мог бы привлечь внимание общественности. Кит в шутку предложил Джими поджечь гитару. Чес улыбнулся и послал Джерри за жидкостью для зажигалок.

 

"Гитара загорелась примерно на середине Wild Thing, - вспоминал Кит позже в журнале Q, - Джими взял в руки свой Fender и чиркнул несколько спичек, прежде чем инструмент загорелся. После этого на сцене осталась жалкая кучка использованных спичек. Это было не совсем инферно, но Джими извлек из этого максимум пользы, крутя гитару вокруг своей головы создавая для пущей убедительности образ безумного дровосека".

Неудивительно, что пожарный заведения не был в восторге, но Джими всё равно попал в заголовки газет. Репортаж Криса Уэлча о фаер-шоу был помещён на следующей неделе на первой странице журнала Melody Maker.

 

"Джими получил ожог руки, когда его гитара случайно вспыхнула в кульминационный момент его выступления", - написал Крис. "Хендрикс лежал на сцене и играл на гитаре зубами, когда она внезапно вспыхнула. Джими отпрыгнул назад и смылся со сцены вслед за своей группой".

 

"Гитара осталась гореть в опасной близи от закрытых кулис, и конферансье Ник Джонс подбежал и попытался поднять её, обжигая руки. На сцену выбежал обслуживающий персонал с огнетушителем и потушил пламя, которое вздымалось на три метра вверх."

 

 

Подсчёт Стратов

 

Требовалось нечто большее, чем зажигательная история в Melody Maker, но вскоре Джими добился реальных успехов. Его первый лонгплей, Are You Experienced, был выпущен в Британии в мае 1967 года и поднялся в чартах альбомов на вторую строчку.

 

Он давал больше концертов, чем когда-либо, и его дикие выступления на сцене привели к тому, что Страты, на которых он играл, подверглись настоящему разрушению, как и зубы Джими от его регулярного использования для извлечения звука.

 

К маю '67-го года он играл, по крайней мере, на одном Страте с палисандровой накладкой, а во время телевизионного выступления Top Of The Pops с песней Purple Haze играл на многострадальном Страте цвета Fiesta Red. Примерно в это время Чес в беседе с Рэем Джонсом из журнала Beat Instrumental упомянул, что у Джими сменилось уже шесть Стратов: два украдены (предположительно, чёрный в Aldershot и белый в Roundhouse), два других "у него задымились" (несомненно, южанин неправильно передал северо-восточный акцент Чеса), и два, которые Джими "всегда берёт с собой на концерты".

 

Обычно Джими приберегал одну из двух рабочих гитар для своих экстремальных сценических выходок. Ричард Грин писал в Record Mirror: "Он целует гитару, усаживается на неё и топчется по ней. Не считая того, что он колотит по ней локтями и ласкает ею усилитель".

 

Процесс, в котором Джими "ласкал" динамики кабинетов своим Стратом, показался другим наблюдателям больше похожим на грубое "траханье усилителя". Это не приносило пользы ни бедному инструменту, выбранному для такого обращения, ни тем, кто отвечал за сохранность гитар в гастрольных условиях.

Состав команды время от времени менялся, но чаще всего в середине '67-го года в нее входили роуди Джерри Стикеллс и Невилл Честерс, а иногда Роджер Майер (техподдержка). Они пользовались разборной конструкцией Страта и меняли корпуса, грифы, пикгарды, регуляторы и многое другое. Это делает особенно трудной задачу определить задним числом, сколько же Стратов использовал Джими.

 

Мы наверняка никогда не узнаем точно, но, вероятно, было не более 15 основных инструментов - регулярно менявшихся и переделывавшихся, иногда с одним и тем же грифом на несколько корпусов - вплоть до того момента в 1968 году, когда, как мы скоро убедимся, Джими остановился на двух основных инструментах.

 

 

Разбитый в Saville

 

Роджер Майер вспоминает, как менялись Страты, предназначенные для суровых испытаний. "Мы называли их жертвенными гитарами", - говорит он с улыбкой. "Её собирали из всех имеющихся у нас обломков, только для того, чтобы сделать гитару, которая будет пригодна для завершения шоу, когда Джими будет прыгать на ней и всё такое".

 

"Очевидно, это был не самый лучший вариант. Возможно, у неё был бы только один рабочий звукосниматель, который мы подключили бы напрямую - и не было бы смысла в регуляторе громкости, потому что Джими всё равно выкручивал его на максимум?"

 

Одной из жертв сценического безумия стала модель цвета Candy Apple Red с редким для Джими в этот период цельнокленовым грифом. Он использовал её во время выступлений в Европе в мае '67-го, когда на ней появлялись нестандартные ручки и переключатели благодаря битью о колонки и другие предметы.

 

Позже Чес рассказал New Musical Express: "Разгромные выступления начались совершенно случайно. Джими утащили со сцены несколько слишком восторженных фанатов, и когда он выскочил обратно на сцену, то бросил перед собой гитару. Когда он поднял её, то увидел, что она треснула и несколько струн порваны - он просто взбесился и разбил всё на своем пути. Немецкой публике это понравилось, и мы решили оставить это как часть шоу".

 

К концу мая гитара была в плачевном состоянии, трещина пошла от бриджа прямо по задней части корпуса. Джими решил, что ей пора на покой, но вместо того, чтобы отправить её в корзину для запчастей, он решил устроить ей особые проводы. В начале июня предстояло ещё одно выступление в Saville Theatre, последний британский концерт перед тем, как группа Experience отправится в тур по США, который продлится до августа того же года.

 

Он планировал, что это выступление будет своего рода прощанием с этой гитарой. Джими взял свой раздолбаный и потрескавшийся красный Страт и расписал верхнюю деку узорами с листвой и сердечками, частично покрасив один из рогов в белый цвет. Задник он также покрасил в белый, добавив цветочки и большое послание о "вселенском предсказании истинной, свободной музыки", указав дату и место проведения концерта.

Джими и его Experience отыграли свой заключительный сет в Saville, открыв его кавером на Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band, выпущенной за несколько дней до этого, в знак приветствия Пола Маккартни и Джорджа Харрисона в зале. На протяжении всего концерта он играл на чёрном Страте с палисандровой накладкой, но когда группа готовилась исполнить Are You Experienced в финале концерта, роуди передал Джими его раскрашенный Страт.

 

Хью Нолан в Disc And Music Echo написал, что Джими "продолжил разбивать красиво раскрашенную гитару и бросать её обломки в толпу... гитару, которую он раскрасил в великолепные клубящиеся цвета и написал на задней стороне стихотворение, посвящённое Британии и своей аудитории. В мерцающем свете стробоскопа он разбил гитару о сцену и бросил то, что от нее осталось, жаждущим охотникам за артефактами в зале".

 

 

Это случилось в Монтерее

 

Позже, в июне '67-го, Джими и его Experience прилетели в США для длительного турне, в ходе которого он продолжал играть на чёрном Страте, а также на белом c палисандровой накладкой и пикгардом расцветки черепашьего панциря.

 

Первое выступление состоялось на Монтерейском поп-фестивале, и снова был разработан план, чтобы привлечь внимание, не в последнюю очередь потому, что это событие снимал Д. А. Пеннебейкер для документального фильма. Он должен был сжечь ещё одну гитару.

 

Джими, конечно, не собирался гробить свой чёрный Страт, поэтому по прибытии в Сан-Франциско был приобретён жертвенный красный Страт. Как и в случае с гитарой Saville, Джими покрыл её белой краской, а затем украсил, на этот раз лозами, цветами и сердечками. Позже он вышел на сцену и сыграл восемь песен на чёрном Страте, а затем перешел на подготовленную гитару.

 

"Я собираюсь пожертвовать чем-то, что я действительно люблю", - сказал он зрителям перед последней песней сета. "Сегодня я думаю, что это правильно, так что я не сошел с ума. Это для всех здесь присутствующих, чуваки. Это единственный способ, которым я могу это сделать. Так что мы исполним объединённый вместе английский и американский гимн, окейно?"

 

Некоторое время Джими добивался обратной связи от раскрашенного Страта, играя с рычагом вибрато, а затем начал Wild Thing. Он использовал все свои сценические трюки - играл на коленях, за спиной, прижавшись акустическим кабинетам - и наконец, положил Страт на сцену, облил его жидкостью для зажигалок, поцеловал на прощание и чиркнул спичкой, чтобы поджечь его.

 

Несколько секунд он смотрел на пламя, затем взял гитару и разбил её об сцену. Он бросил обломки в толпу и ушёл со сцены, зная, что его черный Strat в целости и сохранности. Красный Stratocaster умер. Да здравствует (чёрный) Stratocaster. И (белый) Stratocaster.

Помимо Стратов Джими играл на сцене на некоторых других гитарах. Начиная с лета '67-го, он иногда переходил на Gibson, в основном для исполнения блюзовых вещей. Сначала был Flying V '67-го года, который он раскрасил яркими узорами, затем SG Custom '68-го года, затем ещё одна вишка, на этот раз санбёрстовая '69-го года, и, наконец, черный леворукий Flying V '69-го года, сделанный на заказ. А в марте и апреле '68-го на нескольких концертах он играл на сцене на санбёрстовом  Fender Jazzmaster.

 

 

Разрушать и чинить

 

Вернувшись ненадолго в Лондон для участия в нескольких британских концертах и выступлениях на телевидении, группа вскоре снова отправилась в путешествие по Европе в сентябре '67-го, причём Джими играл почти исключительно на белом Страте с палисандровой накладкой грифа.

 

По возвращении он сыграл еще один концерт в Saville и использовал белый Страт, который при ближайшем рассмотрении оказался немного модифицирован. Работу выполнил Роджер Майер. Он сказал, что этот Strat был "подпорчен", еще одна жертва экспрессивных сценических выходок Джими.

 

"Он был треснут практически по всем склейкам, - вспоминает Роджер, - поэтому мы склеили его заново и использовали длинные винты, чтобы зафиксировать всё воедино. Я заново обработал гриф, уделив много внимания соединению грифа с корпусом, чтобы убедиться, что мы сохранили сустейн".

 

Регуляторы были разломаны, и поскольку запчасти Fender тогда были недоступны, Роджер установил три чёрные ручки и заменил трёхпозиционный переключатель тремя мини-тумблерами.

 

"Три тумблера включали и выключали каждый звукосниматель, что давало семь комбинаций, - объясняет он, - что было полезно, если вы хотели использовать бриджевый с нэковым, бриджевый со средним, все три - что угодно. И эти переключатели были довольно надёжными для сцены. Защищённые от Джими!"

 

Я имею в виду, что иногда, когда он колошматил по усилителю грифом своей гитары, сила удара была такой, что струны, с оплёткой врезались в каждый лад". Так или иначе, ремонт был завершён, и мы перекрасили гитару в фирме моего отца, которая занималась покраской изделий для электронной промышленности. Она была покрашена в цвет Old English White от British Motor Corporation".

К концу ноября у Джими было три белых Страта с палисандровыми накладками грифа, по крайней мере, на одном концерте (в Блэкпуле), и он уже имел привычку бросать один из них в сторону задника сцены и за усилители, чтобы показать себя во всей красе. Какими бы прочными ни были Страты, это не то обращение, на которое они были рассчитаны, и всё же приходилось делать множество крупных и мелких ремонтов.

 

 

Доброе утро, Вудсток

 

С начала февраля '68-го года Experience переключили своё внимание с Великобритании и Европы и сосредоточились на выступлениях на другом берегу, в Америке. Сначала Джими продолжал играть на белых стратах с палисандровыми накладками, хотя в начале марта роуди Невилл Честер купил в музыкальном магазине Manny’s в Нью-Йорке то, что он назвал в своем дневнике "ещё один подержанный Страт".

 

Несколько дней спустя Джими играл на этом санбёрстовом Страте с палисандровой накладкой грифа наряду с белым. Примерно в это же время на концертах появлялся и синий Страт, очевидно, в расцветке Lake Placid Blue от Fender, но его голова была треснута в результате одного из тех полётов в глубину сцены, и он продержался до списания в сентябре.

 

С октября, продолжая непрерывно концертировать в Штатах, Джими начал использовать два новых Страта, оба с кленовыми накладками грифа, один белого цвета Olympic White (Митч Митчелл сказал, что это была еще одно приобретение в Manny’s) а другой - чёрный.

 

Похоже, они прослужили Джими до самой смерти, чуть менее двух лет спустя. Во время европейского тура в январе '69-го он использовал исключительно чёрный Страт с кленовой накладкой, а в Альберт-холле в феврале он разбил жертвенную санбёрстовую модель с палисандром.

 

С тех пор, почти без исключения, он играл попеременно на чёрном и белом Стратах с кленовыми накладкамт. В мае белый получил повреждение в месте сочленения грифа с головой, возможно, перелом, что привело тому, что на июньском концерте он играл на белом Страте с временно установленным грифом от Телекастера.

Самое знаменитое выступление Хендрикса состоялось рано утром на фестивале в Вудстоке в августе '69-го года, с новой группой, которую он собрал после распада Experience, и он играл на белом Страте с кленовой накладкой.

 

После недолгого участия в группе Band Of Gypsys с Бадди Майлзом на ударных и Билли Коксом на басу, он возродил группу Experience с Митчем на ударных и Билли на басу. На своём последнем концерте - в сентябре 1970 года на фестивале на острове Фехмарн в Германии, всего за 12 дней до своей безвременной смерти - он играл как на чёрном, так и на белом Страте с кленовой накладкой.

 

 

Где они сейчас?

 

Сегодня существует несколько документально подтверждённых экземпляров Stratocaster, на которых играл Джими. Также в течение многих лет на продажу выставлялось множество гитар, которые были менее убедительны, а некоторые и вовсе вызывали смех.

 

Поговорите с любым профессионалом, занимающимся аукционами, музеями или коллекциями, связанными с Хендриксом, и эта тема неизбежно всплывёт. Они скажут вам, что многие "Страты Хендрикса", выставленные на продажу, имеют сомнительное происхождение.

 

Они добавят - подняв брови, - что некоторые из них всё же удалось продать, причём за большие деньги. И они придут к выводу, что некоторые предполагаемые бывшие Страты Джими на самом деле могут быть подлинными, но им не хватает доказательств, подтверждающих их подлинность.

 

Давайте вкратце рассмотрим два лучших из сохранившихся Стратокастеров Хендрикса, оба из которых принадлежат MoPOP, Музею поп-культуры в Сиэтле, штат Вашингтон [странно, что обломки Saville автор называет сохранившимся, Astoria сохранился куда лучше – прим. переводчика]. Музей был основан соучредителем Microsoft Полом Алленом, который купил белый Страт '68-го года, на котором Джими играл в Вудстоке и на других концертах более позднего периода.

Пол купил его за 770 000 долларов у Габриэле Ансалони, он же Рыжий Ронни, итальянского радио- и телеведущего, который успешно приобрёл инструмент в Лондоне в 1990 году на аукционе Сотбис, где он был выставлен его владельцем Митчем Митчеллом.

Габриэле Ансалони (слева) покупает гитару у Митча Митчелла на аукционе Сотбис, 1990 г.

 

 

 

Габриэле заплатил за него 198 000 фунтов стерлингов, что в то время было рекордной ценой, и он говорит, что купил Woodstock Strat, потому что является поклонником Хендрикса. "В каком-то смысле, - вспоминает он, - Джими вступил со мной в астральную связь - это долгая, долгая история - и мне пришлось купить эту гитару. Она была у меня два года, и однажды у меня в гостях остановился Мик Хакнелл из Simply Red.

 

"Я показал ему гитару, и он сказал, что никто не должен играть на этом инструменте - это как кисти Ван Гога, никто не должен к ним прикасаться. У меня была идея сделать благотворительное шоу и попросить Эрика Клэптона сыграть на ней, но после того, как Мик сказал мне эти слова, я не стал ничего делать с этой гитарой".

 

Он добавляет: "Я понимал, что не являюсь владельцем этой гитары. На самом деле, Митч Митчелл сказал, что я не владелец - она в моих руках, но я не владелец. Итак, однажды ночью в 1992 году я спросил Джими Хендрикса: "Я весь в долгах и банк хочет получить свои деньги обратно, что мне делать с этой гитарой?". И на следующий день после этого мне позвонил секретарь Пола Аллена и сказал, что он хочет сделать музей, и спросил, не желаю ли я продать эту гитару. И я ответил "да"".

 

Питер Блеха был штатным куратором Пола Аллена с 1993 по 2001 год, помогая развивать то, что начиналось как частная коллекция, до превращения в музей, который открылся в 2000 году как Experience Music Project. Он вспоминает, что вскоре после приобретения белого Страта поползли сомнения в его подлинности. Поэтому он решил доказать, что именнно он использовался на Вудстоке.

 

"Я организовал цифровые крупные планы грифа, чтобы мы могли рассмотреть текстуру на ладах, на задней поверхности или на голове грифа", - говорит Питер. "Мы взяли видеозапись Вудстока самого высокого качества, какую только смогли найти, и сделали вырезки некоторых кадров. Затем мы достали гитару, совместили их, и они совпали. Мы никогда не сомневались в том, что гитара настоящая, но в тот момент мы доказали это, основываясь на текстуре дерева".

 

Джейкоб МакМюррей, который в настоящее время является директором по курированию, коллекциям и экспонатам MoPOP, говорит, что Woodstock Strat находится на самой вершине иерархии Хендрикса среди 6 000 артефактов музея, связанных с Джими. "А один из моих любимых экспонатов во всей коллекции - это фрагмент гитары, которую он разбил в Saville Theatre", - сообщает Джейкоб. Музей приобрёл эти две разбитые половинки корпуса на другом аукционе Сотбис в Лондоне в 1991 году, заплатив 29 700 фунтов стерлингов.

 

"Мне нравится тот факт, что когда Джими прилетел в Лондон в конце сентября '66-го года, он был совершенно неизвестен, но девять месяцев спустя он уже на вершине британских поп-чартов, и он играет на последнем концерте перед выступлением в Монтерее", - говорит Джейкоб. Это происходит через несколько дней после выхода альбома Sgt Pepper's, и он играет кавер-версию заглавной композиции почти как дань уважения сцене, которая позволила ему прославиться".

 

"А гитара, которую он разбивает, так похожа на гитару Джими, с этими психоделическими узорами и стихотворением Love or Confusion на обороте". Я делал выставку Nirvana здесь, в музее, и хотя Курт Кобейн разбил много гитар, он делал это по совершенно другим причинам. Для Курта это был своего рода нигилизм панк-рока. Джими же написал на задней стороне Страта: "Моя родная гитара, покойся с миром, аминь". Для него, - заключает Джейкоб, - это была любовная жертва музыкальным богам".

В апреле 2021 года на сайте интернет-маркетплейса Reverb.com были выставлены на продажу две исторические вещи, принадлежавшие Джими Хендриксу: Fender Jazzmaster 1962 года, на котором Хендрикс играл с Isley Brothers и Литтл Ричардом, и активно использовавшийся Marshall Super Lead 100, который звучал на сцене в 1969 году. Оба предмета продавались лос-анджелесской компанией Neil's Gear Bazaar.

 

Jazzmaster 1962 года выпуска, цвета санбёрст, использовался на протяжении 1964 года, и его цена составляла $750 000. Другая вещь - Marshall Super Lead 100, выпущенный в марте 1969 года. Он использовался в ряде известных выступлений Хендрикса в том году, включая Rainbow Bridge Vibratory Color Sound Experiment в июле, Woodstock Music and Art Fair в августе, а также Isle of Wight Festival в августе 1970 года, и Open Air Love & Peace Festival в Германии в сентябре 1970 года. Чревычайно редкий усилитель был выставлен на продажу за $350 000.  

 

Впечатляющий памятник стоит в честь Джими на его могиле в мемориальном парке Гринвуд в Рентоне, штат Вашингтон. В центре, на цоколе под гранитным куполом, стоит скульптура электрогитары. Это безусловно Fender Stratocaster. Это завораживающее сочетание - Джими Хендрикс и его Fender Stratocaster - и по сей день преследует гитаристов. "Мы используем то же, что и все остальные", - сказал он в интервью Guitar Player в 1968 году, - "но мы используем это с воображением и здравым смыслом".

 

 

Тони Бэкон хотел бы поблагодарить: Габриэле Ансалони (Рыжий Ронни), Сида Бишопа, Пита Блеху, Крейга Брэдли, Дэйва Брюиса, Чеса МакКью, Йорга Дюседау, Майка Элдреда, Крейга Инчиарди, Тони Маги, Перри Маргулеффа, Нева Мартена, Стивена Мэйкока, Роджера Майера и Джейкоба МакМюррея.

https://www.360cities.net/ru/image/jimi-hendrix-memorial

Кликнув на картинку можно посмотреть панораму

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.

 

 

 

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).