GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jimi Hendrix

 

 

Рождение тяжёлой музыки

 

 

 

На дворе 2020 год, а это значит, что уже 50 лет мы живем в мире без Джими Хендрикса. Но это не значит, что влияние и воздействие гитариста-провидца не продолжают безумно греметь в стратосфере полвека спустя. В этом специальном выпуске Guitar World мы исследуем влияние гитариста-провидца на тяжёлую блюзовую музыку, которую он оставил после себя, его почти мифическое время жития в Лондоне, новый концертный бокс-сет и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джонни Блэк

Guitar World, февраль 2020

(первоначально публиковалось в Classic Rock в 2018 году)

Перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

Когда Джими в сентябре 1966 года приехал в Лондон, он основательно взорвал мозг Эрика Клэптона, Джеффа Бека, Джимми Пейджа, Пита Таунсенда, Роджера Майера и многих других. Вскоре они последовали его примеру и сформировали новую взрывную форму тяжёлого электрического блюз-рока. Вот история тех ранних дней - рассказанная людьми, которые видели всё это своими глазами.

Jimi Hendrix Experience в апреле 1967 года [слева направо]: Митч Митчелл, Хендрикс и Ноэль Реддинг (обратите внимание на альбом Revolver группы Beatles на заднем плане)

Как и всем внезапным великим сенсациям, Джими Хендриксу потребовались годы, чтобы выйти на большую сцену. Его путь к славе был долгим: от маленького мальчика, который в 1958 году использовал свою раздолбаную гитару для имитации звуковых эффектов из мультфильмов, до крутого гитариста, который в начале-середине шестидесятых сдавал свои таланты в аренду Литтл Ричарду, Isley Brothers и другим, и до экстраординарного психоделического шестиструнного шамана, который прилетел в Лондон в конце 1966 года. Однако в течение нескольких недель после того, как Хендрикс был представлен на суд изумлённой публики в лондонском клубе The Bag O'Nails 25 ноября 1966 года, практически каждый из ведущих британских блюзовых гитаристов переосмыслил своё музыкальное направление. Неизбежно, пуристы продолжали перерабатывать прошлое, а люди без воображения рабски подражали Хендриксу - но горстка идейных новаторов решила создать свой собственный уникальный стиль, пока из этого бурлящего водоворота творчества не родилась новая тяжёлая форма музыки.

 

1966

25 ноября

 

Создав шумиху несколькими выступлениями на небольших площадках, включая ставший уже легендарным джем с Cream в Regent Street Polytechnic, который оставил Эрика Клэптона потрясённым его мастерством, Джими Хендрикс был официально представлен на шоу-выступлении в Bag O'Nails, крошечной, но влиятельной Мекке музыкального бизнеса в лондонском Сохо.

 

Помимо ключевых журналистов, приглашённых менеджером Хендрикса Чесом Гендлером, выступление в Bag O'Nails гарантировало, что зарождающийся Jimi Hendrix Experience увидят постоянные посетители заведения, среди которых были Пол Маккартни, The Who, Эрик Бёрдон и другие...

 

Джон Мейолл, Bluesbreakers: Когда Джими впервые приехал в Англию, Чес Чендлер объявил, что нашёл в Нью-Йорке феноменального гитариста, и он может играть на гитаре за головой, зубами и всё такое. Слухи о нём ходили ещё до того, как Джими появился здесь, поэтому люди предвкушали его выступление, и он более чем оправдал наши ожидания.

 

Терри Рид, певец и гитарист: Мы все тусили в The Bag O'Nails: Кит, Мик Джаггер. Брайан [Джонс] проскакивает мимо, вроде как довольный чем-то. Заходит Пол Маккартни. Джефф Бек. Джимми Пейдж. [Примечание редактора: Пейдж отрицает, что был там] Я подумал: "Что это? Чёрная месса или что-то в этом роде?" И тут появляется Джим, в одной из своих военных курток, с разметавшимися волосами, достает этот настроенный под левую руку Stratocaster, потрёпанный до чертиков, выглядящий так, будто он рубил им дрова. И он выходит, весь такой спокойный. И вдруг: "ВУУР-РРААААВВВРР!". И он разразился песней "Wild Thing", и всё было кончено. Там были гитаристы, которые плакали. За ними приходилось вытирать пол. Он выдавал соляк за соляком. Я видел, как у всех отвисли челюсти. Когда он закончил, наступила тишина. Никто не знал, что делать. Все были ошеломлены, в полном ахуе.

Кит Алтам, журналист NME: Джими было слишком много для столь маленького пространства, если быть абсолютно честным. Он подавлял. Вы знали, что происходит что-то особенное, вы знали, что этот парень, безусловно, гениальный гитарист, но это было очень трудно воспринять как журналисту.

 

Джефф Бек: Я заметил не только его потрясающий блюз, но и его физическое насилие над гитарой.  Все его действия были единым целым, взрывоопасной смесью. Я, Эрик и Джимми, мы были пижонами, потому что мы родом из Суррея. Мы все выглядели так, будто сошли с витрины магазина Burton [лондонский модный бутик – прим переводчика]. Там был Джими в своей военной куртке, его волосы торчали полметра, он играл зубами. Мы бы с радостью сделали то же самое. Когда он приехал, он поразил меня, как молния. Мне пришлось долго думать, что делать дальше. Раны были довольно глубокими, на самом деле, и мне пришлось зализывать их самостоятельно. Я постоянно искал, что ещё можно сделать с гитарой, в какие новые сферы её направить.

 

Мик Джаггер: Я любил Джими Хендрикса с самого начала. Как только я его увидел, он показался мне фантастическим. Я был мгновенно обращён. Мистер Джими Хендрикс - это лучшее, что я когда-либо видел. Он был захватывающим, сексуальным, интересным. У него был не очень хороший голос, но он компенсировал это своей гитарой.

 

В течение почти половины десятилетия Хендрикс исколесил всю Америку, оттачивая свои таланты в качестве сайдмена и сессионного гитариста, сотрудничая с Литтл Ричардом, Isley Brothers, Сэмом Куком и многими другими. Это был впечатляющий послужной список, но слава и богатство в 1966 году казались еще ближе, чем в начале десятилетия. Осенью 1966 года Чес Чендлер, ранее наиболее известный как басист группы Animals, "обнаружил" Хендрикса, играющего в клубе в Гринвич-Виллидж во время ночной прогулки по Нью-Йорку, и сразу же решил привезти его в Великобританию. Интуиция Чендлера оказалась абсолютно верной. Не только музыкальность и имидж Хендрикса выделили бы его среди лондонской элиты, но если бы он остался в Америке, то, скорее всего, никогда бы не смог добиться таких высот.

 

Джон Ли Хукер: Эрик Клэптон, Джон Мейолл и все эти люди в Англии сделали блюз великой вещью. В Штатах же люди не хотели ничего знать.

 

Тони Гаарланд, помощник Чеса Чендлера: Белая Америка слушала Дорис Дэй. Музыка чёрных американцев не попадала на белое AM-радио. Джими был слишком белым для чёрного радио. Здесь же было много белых ребят, которые слушали блюз из Америки и хотели быть похожими на своих героев.

 

Стивен Дейл Пети, современный блюзовый гитарист/эксперт жанра: Британский вклад в блюз, на мой взгляд, равен вкладу Роберта Джонсона или Блайнд Лемон Джефферсона - всех этих музыкантов вплоть до Мадди Уотерса. Я думаю, можно с уверенностью сказать, что без британского блюзового бума эта музыка не добилась бы ничего даже отдаленно похожего на тот успех, который она имеет. Не забывайте также, что когда Чес пригласил Джими в Лондон, Джими не спрашивал о деньгах или контрактах. Он спросил, познакомит ли Чес его с Беком и Клэптоном.

 

Используя свои обширные связи, Чендлер создал для Хендрикса огромный резонанс со дня его прибытия в Лондон, но с ноября 1966 года он перешел на повышенные обороты. В течение следующих двух месяцев Джими выступал в Marquee, Cromwellian, Blaises, Speakeasy и других местах, и лондонская рок-элита регулярно приходила послушать его. Любой музыкант, не слышавший Хендрикса после выступления в Bag O'Nails, теперь знал его, и его влияние уже было не только слышно, но и видно. Через две недели после Bag O'Nails, когда Cream выступали в клубе Marquee, Клэптон был с завитыми волосами и заводил свою гитару фидбэком от усилителя, как это делал Джими.

Конец ноября

 

Хендрикс играет джемы в Cromwellian с органистом Брайаном Огером. Это, по слухам, первый концерт, на котором Джими играл через оборудование Marshall.

Энди Саммерс, гитарист Зута Мани и Police: У него был белый Страт, и когда я вошел, он держал его у рта. У него было огромное афро, и он был одет во что-то вроде пиджака из чёрной кожи с бахромой до пола. Да, это было впечатляюще, и это было действительно здорово. Это как бы перевернуло всех лондонских гитаристов с ног на голову.

 

13 декабря

 

Запись песни "Hey Joe" Jimi Hendrix Experience для популярного телешоу Ready, Steady Go сделал мастер эффектов Роджер Майер, который уже изготавливал на заказ фузз-боксы для Джимми Пейджа и Джеффа Бека, а вскоре подарил Хендриксу устройство удвоения октавы Octavia, звучащее в конце песни "Purple Haze".

 

Роджер Майер: Я сказал: "Чёрт, этот парень невероятен". Он был воплощением того, каким должен быть настоящий рок-гитарист - у нас не было никого такого калибра.

 

16 декабря

 

Выходит сингл "Hey Joe". За 11 недель пребывания в чарте он достигнет шестого места. Стивен Дейл Пети делает верное замечание, что для чернокожего человека, погружённого в блюзовые традиции, маркетинг Джими в Великобритании был столь же революционным, как и его музыка. "Идея о том, что Хендрикс был психоделическим гитаристом, а не блюзовым, была отчасти связана с тем, как его преподнесли, - рассуждает Пети.

 

Дэйв Грегори, гитарист XTC: Мне было 14 лет. Я играл на гитаре около трёх месяцев, когда услышал "Hey Joe". Я подумал, что это какая-то панихида – соул-певец с мрачным припевом на заднем плане. Когда спустя несколько месяцев мне наконец-то попала в руки сорокопятка а, я перевернул диск и обнаружил "Stone Free" на стороне B, которая была совершенно другой - самая дикая игра на гитаре, которую я когда-либо слышал. Я был настолько ослеплен его мастерством, что не сразу определил его музыку как блюз.

 

Стивен Дейл Пети: Психоделия была набирающим обороты трендом, и Хендрикс в этих ярких одеждах был готов к этому, поэтому неудивительно, что многие поклонники не воспринимали его как блюзмена, но такие ребята, как Клэптон и Бек, точно знали, откуда вышел Хендрикс. Они понимали, что Хендрикс олицетворял собой все то, к чему стремился каждый английский блюзовый музыкант. Он также был их худшим страхом, потому что ему не было 60 лет и он не был родом с плантации. Он был их ровесником, но то, что они узнавали из вторых рук, он усвоил на концертах, играя с оригиналами.

 

Джими Хендрикс: Блюз, чувак. Блюз. Для меня это единственная музыка, которая существует. "Hey Joe" - это блюзовая версия 100-летней ковбойской песни. Строго говоря, это не такая уж коммерческая песня, и я был удивлён, что она оказалась так высоко в чартах.

 

Майк Вернон, британский продюсер блюзовых исполнителей: В то время я вообще не считал его блюзовым гитаристом. Блюз вряд ли нуждался в перевоплощении, так как он уже был на пути к этому с помощью Клэптона, Питера Грина и т.д. Он был, бесспорно, ярким новатором по сравнению со всеми, кто был до него, хотя в какой-то степени его выходки были лишь продолжением ранних исполнителей, таких как Кларенс Gatemouth Браун. Но блюзовый гитарист? Хм... ну, он, конечно, мог играть и петь блюз, когда хотел, но на самом деле он был новатором в том, что должно было стать рок-музыкой. На мой взгляд, большее влияние на гитаристов оказали Эрик Клэптон и Питер Грин, а затем Стиви Рэй Воэн, чем Джими Хендрикс.

 

Марк Нопфлер: Когда я впервые услышал "Hey Joe" по радио, я совершенно обалдел и тут же побежал покупать пластинку. У меня даже не было проигрывателя.

16 декабря

 

В тот же день, когда "Hey Joe" появился в магазинах, Хендрикс играет в лондонском Chiselhurst Caves, где он впервые встречает Роджера Майера, которому суждено сыграть важную роль в создании множества гитарных эффектов Джими.

 

Роджер Майер: Я поехал туда и привёз несколько своих девайсов, таких как, например, Octavia. Я показывал их Джимми Пейджу, но он решил, что это слишком экстремально. Джими сказал, как только мы встретились: "Да, я бы хотел попробовать эту штуку".

 

21 декабря

 

Jimi Hendrix Experience играют в лондонском Blaises Club.

 

Чарльз Уэлч, обозреватель Melody Maker: Джими Хендрикс, фантастический американский гитарист, взорвал умы звездной тусовки, которая... услышала, как трио Джими исполняет такие прекрасные композиции, как "Rock Me Baby", "Third Stone from the Sun", "Hey Joe" и даже необычную версию песни Troggs - "Wild Thing". Джими отлично держится на сцене и обладает исключительной техникой игры на гитаре, которая в некоторых случаях включает в себя игру зубами, а в других - вообще без рук! Джими, похоже, станет одним из главных клубных имён '67-го года.

 

 

1967

24 января

 

На своём пером выступлении в лондонском Marquee, группа Jimi Hendrix Experience побила домашний рекорд. Разогревающая группа The Syn вскоре превратится в Yes.

Питер Бэнкс, гитарист The Syn/Yes: Это был очень необычный концерт. Там были все Битлы, и Роллинги. Пришли Клэптон, Бек и все остальные гитаристы в городе, и нам пришлось играть для всех этих людей. Они ждали Джими Хендрикса, но мы должны были сыграть один раз, уйти, а потом сыграть ещё один сет. Поэтому зрители говорили. "Ну, слава Богу, они закончили". Потом мы снова выходили на сцену.

 

Эрик Клэптон: Он определённо выдернул ковер из-под ног Cream. Я рассказывал о нём таким людям, как Пит Таунсенд, и мы приходили чтобы увидеть его.

 

Пит Таунсенд: Что действительно ошеломило Эрика и меня, было то, как он взял то, что делали мы, и сделал это лучше. И я действительно начал стараться заниматься. Я думал, что никогда, никогда не стану таким же великим, как он, но теперь нет причин, почему бы мне не попробовать. На самом деле, я помню, как сказал Эрику: "Однажды я сыграю его со сцены". Но то, что сделал Эрик, было еще более необычным. Он сказал: "Хорошо, я собираюсь притвориться, что я Джими Хендрикс!"

 

29 января

 

The Who выступают хедлайнерами концерта в Saville Theatre, Лондон, при поддержке The Jimi Hendrix Experience, Koobas и Thoughts. В зале присутствуют Эрик Клэптон и Джек Брюс из Cream, а также Брайан Мэй.

 

Брайан Мэй: Я слышал соло в "Stone Free" и отказывался верить, что кто-то действительно может сыграть такое. Это должен был быть какой-то студийный трюк: он говорит с гитарой, а гитара отвечает ему. Я уже играл в группе Smile и считал себя достаточно хорошим гитаристом, поэтому я знал, что это невозможно. Поэтому я пошел в Saville, решительно настроенный не верить, но я был потрясен. Я подумал: "Этот парень - самое поразительное, что я когда-либо видел". И он исполнил соло "Stone Free" живьём, абсолютно безупречно. Для меня это было поводом возврата к практическим занятиям.

 

Эрик Клэптон: Я не думаю, что Джек действительно воспринимал его раньше... и когда Джек увидел его в тот вечер, после концерта он пошёл домой и придумал рифф ["Sunshine of Your Love"]. Это было посвящение Джими. А потом мы написали песню на его основе.

3 февраля

 

В студии Olympic Studios, Лондон, Хендрикс завершает запись песни "Purple Haze", в которой впервые использована педаль Octavia Роджера Майера.

 

Эдди Крамер, звукоинженер: В конце песни скоростная гитарная партия, которую вы слышите, на самом деле является наложением гитары с Octavia, которое мы сначала записали на медленной скорости, а затем воспроизвели на более высокой. Панорамирование в конце было сделано, чтобы подчеркнуть этот эффект.

Роджер Майер: Основой был блюз, но рамки блюза были слишком тесными. Сначала мы обсуждали, какой он хочет видеть эмоцию песни. Каким должно быть видение? Он говорил цветами, а моя работа заключалась в том, чтобы дать ему электронную палитру, которая бы создала эти цвета, чтобы он мог разрисовать холст.

 

8 марта

 

Хендрикс выступает в клубе Speakeasy в Лондоне.

 

Джефф Бек: Для меня первым шоком был Джими Хендрикс. Это была главная вещь, которая потрясла всех. Несмотря на то, что мы все утвердились в гитарной сфере как достаточно благополучные, появился он и за один вечер перевернул все правила. Следующее, что вы знаете, это то, что Эрик начал двигаться вперёд с Cream, и это стало большим шагом вперёд.

 

23 марта

 

Когда "Purple Haze" вошла в чарт синглов Великобритании, Хендрикс продает свой Stratocaster музыкальному магазину Selmer's Music Store в центре Лондона, где продавцом-консультантом работает Пол Коссофф, позже создавший группу Free.

Пол Коссофф, Free: У него был странный вид, и от него странно пахло. Он начал играть какие-то аккорды, как в "Little Wing", а продавец смотрел на него и не мог поверить. Просто увидев его, я очень испугался. Я просто обожал его до смерти. Он был моим героем.

 

11 мая

 

Эрик Клэптон покупает свою первую педаль вау-вау в гитарном магазине Manny's в Нью-Йорке.

 

Эрик Клэптон: Они сказали, что у Джими есть такая, и мне этого было достаточно. У меня тоже должна была быть такая же штука.

 

С выходом "Are You Experienced" многократные прослушивания позволили критикам и коллегам-музыкантам глубже изучить творчество Хендрикса. Теперь стало ясно, что те аспекты его игры, которые сначала казались совершенно революционными, уходят корнями не только в традиционный блюз, но и в британский блюз. Альбом "Are You Experienced" был выпущен в Великобритании. В него вошла песня "Foxy Lady", в которой использован рифф Джимми Пейджа, взятый с сингла "Happenings Ten Years Time Ago" группы Yardbirds, выпущенного в октябре 1966 года.

 

Стивен Дейл Пети: "Love or Confusion" использует пару британских вещей, элементы песен The Beatles "Tomorrow Never Knows" и The Yardbirds "Shapes of Things", обе из которых используют начальную тональность, спускаются на ступень вниз, а затем возвращаются к начальной тональности.

 

Используя усилители Marshall, Хендрикс по звуку и текстуре мог звучать совсем иначе, чем его влияния и герои, но последние три такта соло в "Hey Joe" явно демонстрируют ощущения и фразировку Альберта Кинга. Песня "Stone Free" демонстрирует подход, отношение и композицию - включая мелодическое содержание и вибрато - Хьюберта Самлина.

 

Джо Сатриани: "Red House" был отголоском его блюзовых корней. Я думаю, что наиболее недооценённая часть его игры - это его чувство мелодии во всём, что он играл, его умение играть ритм, и его объединение того и другого в запоминающиеся партии, которые определяли каждую песню как уникальное музыкальное произведение.

 

Джон Ли Хукер: Я всегда любил эту вещь ["Red House"]. Мне нравилось, как Джими исполнял её. Я никогда не видел, как он играет. Я знаю, что его считали кем-то из рок-тусовки, но в глубине души он был блюзменом. Он отлично играл гитарный блюз.

 

Лесли Уэст, гитарист Mountain: Я услышал, как Хендрикс играет "Are You Experienced", и сказал: "Ни хуя себе?". Это снесло мне крышу! То, как он использовал этот рычаг тремоло? Забудьте об этом. Он расстраивал эти струны, а потом снова натягивал их в нужный тон. Этот парень был нереален.

Когда 18 июня 1967 года Хендрикс вернулся в Америку, чтобы выступить на Монтерейском поп-фестивале, целый новый круг заокеанских гитаристов впервые познакомился с его феноменом. Майк Блумфилд, Джонни Винтер, Стивен Стиллс и Билли Гиббонс из ZZ Top - лишь немногие из тех, кто впоследствии признал мощное влияние Хендрикса на них. Добившись огромного успеха в Монтерее, Хендрикс начал гастролировать по Америке.

 

18 июня

 

Jimi Hendrix Experience играют на легендарном поп-фестивале в Монтерее, Калифорния.

 

Стив Миллер: был поражён, когда он начал с "Killing Floor". Я слышал, как Вульф и Хьюберт играли её столько раз в Чикаго, и когда я увидел, что сделал с ней Джими, то, к чему я стремился годами, вдруг стало совершенно ясно. Я сразу понял, чего я так долго ждал и искал.

 

9 августа

 

Jimi Hendrix Experience играют в Ambassador Theatre, Вашингтон, Округ Колумбия. В зале находится Нильс Лофгрен.

 

Нильс Лофгрен: Когда я увидел Джими Хендрикса, я был просто одержим. Я понял: "О Боже, это то, чем я хочу заниматься. Это будет моей карьерой". И пути назад уже не было.

 

17 октября

 

Джими Хендрикс джемует с Bluesbreakers Джона Мейолла в лондонском Klooks Kleek ненадолго заменив Мика Тейлора.

 

Джон Мейолл: Я считал его просто потрясающим. Для гитариста иметь такую энергию в игре, а также контроль и ритм. Знаете, для большинства гитаристов невероятно трудно играть так или даже близко к этому стандарту в группе из трех человек. Я имею в виду, Эрик Клэптон делал это с Cream. И Хендрикс был великолепен, как он переключался с ритма на соло. Его гитара и голос были почти единым целым.

 

Если Хендрикс был спусковым крючком, то первой пулей из пистолета тяжёлого блюза стал второй альбом Cream, "Disraeli Gears". Психоделический квантовый скачок вперёд по сравнению с дебютным, гораздо более тяжелый в плане саунда, но всё еще с доминированием блюзовых гитарных соло Клэптона, он стал прорывом в Америке, достигнув 4-го места в чарте Billboard.

 

3 ноября

 

Cream выпускает альбом "Disraeli Gears".

 

Эрик Клэптон: Мы отправились в Америку, чтобы записать "Disraeli Gears", который я считал невероятно хорошим альбомом. А когда мы вернулись, это никого не интересовало, потому что вышел альбом "Are You Experienced" и затмил всех остальных, включая нас. У Джими было всё схвачено. Он взял блюз и сделал его невероятно современным. Я был в благоговении перед ним.

 

The Who выпускают альбом The Who Sell Out".

 

Стивен Дейл Пети: Я думаю, что именно приход Джими сделал из Пита Таунсенда лид-гитариста, потому что когда он вступил в эпоху своего комбинезона, он вдруг начал солировать, по-настоящему летать, играть потрясающие вещи в качестве соло-гитариста, чего он никогда не делал раньше.

 

1968

10 февраля

 

Jimi Hendrix Experience - хедлайнеры на Shrine Auditorium, в Лос-Анджелесе. В разогревающей группе Electric Flag играет гитарист Майк Блумфилд.

Майк Блумфилд: Джими Хендрикс исполнял вещи, которые для меня были больше звуками, чем композициями. Но, послушав его ещё два или три раза, я понял, что он любит чистую мелодичную игру и тексты в той же степени, что и звуки. На самом деле, он соединил их в идеальную смесь".

 

10 мая

 

Fillmore East, Нью-Йорк, США

 

Пол Стэнли, фронтмен Kiss: Я с детства ходил в Fillmore East, видел Джими Хендрикса, Led Zeppelin, Humble Pie. Хендрикс был как будто с другой планеты. Благослови Господь Стиви Рэй Воэна, но без Хендрикса не было бы SRV.

 

Июль

 

Deep Purple записывают свой дебютный альбом Shades of Deep Purple, включающий кавер "Hey Joe" полностью в хендриксовском стиле.

 

Ричи Блэкмор, гитарист Deep Purple: Я был впечатлён Хендриксом. Не столько его игрой, сколько его поведением. Он не был выдающимся гитаристом, но всё остальное в нем было великолепно. Даже то, как он двигался, было удивительно.

Август

 

Jeff Beck Group выпускают свой дебютный альбом Truth. Наряду с Cream и Led Zeppelin, они сыграли решающую роль в продвижении рока на более тяжелую территорию и проложили путь для хэви-метал.

 

Эл Купер: В "Rock My Plimsoul" используется ход четвертными триолями, что очень эффективно, и композиция подпрыгивает, как пинбольный автомат. В этой вещи Бек очень похож на Хендрикса.

 

Когда декада вступала в свой последний год, Хендрикс терял ориентиры, но ошеломляющие дебютные пластинки Led Zeppelin, Free, Taste и других подтвердили, что тяжелый блюз быстро становится основным направлением. Эта инновационная форма блюза отказалась от аутентичности, не пыталась сохранить верность Миссисипи или Чикаго и была больше взволнована возможностями создания современной музыки, отражающей страсти и интересы подрастающего поколения.

 

1969

12 января

 

Led Zeppelin выпустили свой одноименный дебютный альбом, который продержался 73 недели в чартах Billboard и 79 в Великобритании. Его наиболее выраженные блюзовые композиции - "You Shook Me", "I Can't Quit You Baby" и "How Many More Times", но они переплетались с намёками на то, что станет хэви-металом с оттенками арт-рока, перенося блюзовую суперструктуру на новые пастбища. Всё это получило новую звуковую окраску благодаря новаторской идее Пейджа, который установил дополнительный микрофон в шести метрах от группы, чтобы получить эмбиентный звук. Критикам тех лет это не понравилось, но время доказало, что это был революционный скачок вперёд.

 

Джими Пейдж: На первом альбоме было много импровизации, но в целом мы все делали всё по шаблону. В результате, когда мы закончили первый тур, риффы, которые рождались в этом пространстве, мы смогли использовать для немедленной записи второго альбома.

 

Джон Мейолл: Такие люди, как Джимми Пейдж, Гэри Мур, Джефф Бек и многие другие, можно было заметить, что они внедряли в свою музыку то, что делал Джими. Его влияние было очень сильным в направлении тяжелого блюза.

 

14 марта

 

Free выпустили свой дебютный альбом, Tons of Sobs. Более минималистичный и менее чистый, чем дебют Led Zeppelin, он, тем не менее, стал ещё одним радикальным сплавом блюзовых структур с хард-роковыми подходами, обеспечив энергичный контраст характерным мелодичным песням группы.

 

Пол Роджерс: Песни, которые я писал до этого момента, были блюзовыми. Я огляделся вокруг и увидел, что все - музыканты, которые имели реальный авторитет и значение, такие как Джими Хендрикс и Cream - то, что они делали, переносило блюз в другое пространство. Они делали его своим. Я полагаю, что Хендрикс был почти психоделическим блюзом, а Cream... Ну, в каком-то смысле это и был  психоделический блюз. И я сказал Полу [Коссоффу, гитаристу Free]: "Вот что мы должны сделать - взять то, что у нас есть сейчас, написать свои собственные песни и найти свою собственную идентичность, по сути". Так что это выросло прямо из блюза.

 

1 апреля

 

Taste, во главе с гитаристом Рори Галлахером, выпускают свой одноимённый дебютный лонгплей. Возможно, самый традиционно блюзовый альбом этого зарождающегося нового поколения, Taste, тем не менее, был пронизан той беспокойной энергией, которая заряжала блюз в конце десятилетия. Сам Хендрикс, очевидно, был впечатлён, потому что, когда его спросили, каково это - быть величайшим гитаристом в мире, он, как говорят, ответил: "Не знаю, спросите у Рори Галлахера".

 

Рори Галлахер: До Хендрикса Джефф Бек перегружал свою гитару, и Кит Ричардс тоже, и на блюзовых записях начала пятидесятых годов присутствовал дисторшн. Они не использовали его как приём, но у них были маленькие усилители, которые включались очень громко, и это стало неотъемлемой частью звучания чикагского блюза. Хендрикс изменил это, превратив в искусство.

Июль

 

Лесли Уэст выпускает свою дебютную пластинку "Mountain" - это однозначно тяжёлый блюз, явно вдохновлённый форматом пауэр-трио Cream/Hendrix, и спродюсированный сотрудничавшим с Cream Феликсом Паппаларди, который также играл на бас-гитаре.

 

Лесли Уэст: В то время Led Zeppelin, Cream и Хендрикс были нарасхват. Будучи родом из Нью-Йорка, я никогда не увлекался звучанием Сан-Франциско - Dead, Airplane и всё такое. Но когда эти ребята начали приезжать из Англии, открылся другой мир. В середине шестидесятых у Роллингов были отличные блюзовые риффы, такие как "Satisfaction", "The Last Time". Но когда появились Cream и Хендрикс, я понял, что пришло время начать заниматься. Cream, вероятно, оказали на меня наибольшее влияние. Это было странно, потому что британские ребята подражали чёрным американским блюзменам, а потом мы подражали британским ребятам.

 

Август

 

Humble Pie выпускают свой дебютный альбом, "As Safe As Yesterday Is", на Immediate Records в Великобритании.

 

Питер Фрэмптон, гитарист Humble Pie: Блюзовый стиль Клэптона был очень утончённым и очаровательным. Прямо "в точку". Приходит Хендрикс. [Его игра] не была безобразной, но она была более дерзкой. Немного не в такт, но он был полон страсти. Я думаю, что именно его страсть я люблю больше всего.

 

7 ноября

 

Хендрикс на Record Plant, Нью-Йорке, работает над "Izabella" и "Room Full of Mirrors"

 

Лесли Уэст, гитарист Mountain: Когда мы записывали "Climbing!" на Record Plant, Джими записывал "Band of Gypsys" в соседней студии. Он зашёл, прослушал "Never in My Life", посмотрел на меня и сказал: "Отличный рифф, чувак". Он сделал мне комплимент. Это было всё, что мне нужно было услышать.

 

Джон МакЛафлин: К концу шестидесятых Джими Хендрикс и Эрик Клэптон перевернули поколение рок-н-ролла. Конечно, это было бы невозможно без музыки, созданной великими чёрными блюзменами, такими как Роберт Джонсон, Мадди Уотерс, Фред Макдауэлл, Бадди Гай и великий Би Би Кинг.

 

Джими Хендрикс умер всего несколько месяцев спустя, 18 сентября 1970 года, но начатый им бум тяжёлого блюза продолжал жить и процветать. ZZ Top выпустили свой первый альбом в январе 1971 года, в том же году, когда Роллинги стали заметно тяжелее с альбомом "Sticky Fingers". Kiss выпустили свой дебютный альбом в феврале 1974 года, а доказательством долговременной привлекательности тяжёлой блюзовой музыки стало появление Стиви Рэя Воэна в 1983 году и Джо Бонамассы в начале нового тысячелетия.

 

Джо Бонамасса: Я не думаю, что сегодня по радио можно услышать музыку, которая была бы возможна без Джими Хендрикса.

 

Джо Сатриани: Он был самым глубоким исполнителем блюза. Он играл самые грустные вещи и самые весёлые. Он играл самые необычные вещи, но они действительно были от души. Он отклонялся от традиционной блюзовой музыки, но при этом он всегда вписывал стоны и крики во фразировку, которая была полностью блюзовой.

 

Слэш: Я думаю, что Джими привлекал меня тем, что у него был такой раскованный, плавный гитарный стиль, который просто кричал. У него было такое сверхъестественное звучание, которое просто притягивало меня.

 

Стиви Рэй Воэн: Я очень любил Джими. Он был намного больше, чем просто блюзовый гитарист. Он мог делать всё.

 

Джими Хендрикс: Мне подражали так хорошо, что я слышал, как люди копируют мои ошибки.

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.