Интервью
Невилл Мартен
Guitar Techniques, февраль 2023
перевод с английского
Невилл Мартен беседует с первой настоящей легендой инструментальной гитары, оказавшего влияние на Эрика Клэптона, Брайана Мэя, Джимми Пейджа, Джеффа Бека, Питера Грина и Марка Нопфлера, а сегодня наслаждающегося творчеством в своей группе, исполняющей цыганский джаз.
Что вас привлекает в гитарных инструменталах?
Я так хорошо их играю. Если серьёзно, то мне нравится, как разные гитаристы интерпретируют мелодию; существует разнообразие жанров, а также индивидуальных стилей внутри жанров, которые мне всегда интересно послушать.
Что инструментал может дать слушателю такого, чего не может дать песня с вокалом?
Человеческий голос, вероятно, самый лучший инструмент - его легко носить с собой, и ему не нужен флайт-кейс! Но коммуникативный элемент человеческого голоса, который, конечно, может вокализировать лирику, огромен. Я не уверен, что инструментал даёт слушателю то, чего не может дать вокал. Возможно, это сочетание привлекательной мелодии и общего звучания записи. Хотел бы я знать.
Есть ли какие-то тенденции при игре на инструментах, которые вам нравится использовать или избегать?
Когда я задумываю инструментал, будь то интерпретация известной мелодии или оригинал, я стараюсь выбрать тональность, которая позволит мне добиться от гитары наилучшего и наиболее выразительного звучания (на мой взгляд), подходящего для данной композиции. Мне нравится разнообразие, которое обеспечивают различные ритмы, а также гармонии. В "поп" или "поп-рок" инструментах я обычно не играю "негативные" гармонии, за исключением тех случаев, когда я чувствую, что это работает, не пугая старушек. Что касается музыкальных стилей, я обычно избегаю монгольского горлового пения и четвертьтоновых артритных ладов.
Хэнк купил этот Страт в 1972 году после того, как украли его Burns Marvin. Теперь этой гитарой владеет его сын Бен.
Всегда ли типичная структура песни (куплет, припев и т.д.) уместна для инструментала?
Типичная структура песни очень хорошо работает с инструменталами, и, похоже, большинство придерживается именно такого формата. Но я уверен, что это не единственный способ сочинить успешный инструментал.
Насколько полезно изучать подход вокалиста к исполнению гитарных мелодий?
Есть много вокалистов, которые так хорошо интерпретируют песню, что их фразировка - это то, чему, я думаю, инструменталисты могут научиться и использовать в своей интерпретации мелодий.
Как вы начинаете сочинять инструментал? Есть ли какой-то типичный подход, или вы предпочитаете интерпретировать композиции других исполнителей?
Когда дело доходит до написания инструментальных композиций, вероятно, необходимо учитывать ряд факторов. Вы создаёте музыку для определённой аудитории? Это баллада, темп, какое настроение вы пытаетесь создать и т.д.? Иногда идея мелодии просто приходит в голову, и её стоит развить (или нет). В начале шестидесятых французский комедийный актёр, писатель Жаки Тати пришёл на один из наших концертов в Париже, а после выступления зашёл за кулисы и сказал, что хотел бы, чтобы мы написали музыку к его следующему фильму, над которым он в то время работал. По возвращении в Англию мы с Брюсом (Уэлчем) придумали мелодию, которая, по нашему мнению, могла бы подойти для комедийного фильма. Мы назвали ее "Foot Tapper". Фильм Жака Тати так и не был снят, но песня Foot Tapper попала в фильм "Летние каникулы" и стала хитом номер один для группы Shadows. Пример того, как сочинять музыку для конкретной задачи или настроения.
Какие типичные настройки усилителя вам нравились - гейн, эквализация, громкость и т.д. - при записи?
В ранних усилителях Vox AC30 не было Топ-Буста, но было много верхов. Но когда нам показали модели с Top Boost, я обнаружил, что в них было так много верхов, что они резали слух как нож, поэтому я бы был очень осторожен с ними. На Страте, звук которого в любом случае яркий, я стараюсь настроить усилитель так, чтобы умерить яркость, добавив больше тела с помощью регуляторов средних и низких частот. Громкость зависит от других факторов. Нужно ли мне немного овердрайва, чтобы получить больше сустейна? (оригинальные записи "Man Of Mystery" и "Shotgun" были немного перегружены) или даже больше овердрайва для соло, чтобы гитара больше сустейнила и пела. Например, соло в моей версии "While My Guitar Gently Weeps", усилитель был хорошо разогнан, но всё равно это был приятный дисторшн. Обычно я стараюсь получить чистый звук.
Использование бриджевого звукоснимателя в сочетании с извлечением звука ближе к нэковому звукоснимателю создаёт прекрасный округлый и тёплый звук. Вы сознательно формировали этот тон?
Если бы я играл без использования рычага, я бы, вероятно, извлекал звук ближе к бриджевому звукоснимателю, но когда я берусь за рычаг, длина рычага заставляет меня извлекать звук ближе к нэковому звукоснимателю, что приводит к более богатому и тёплому звучанию. Я бы хотел сказать, что это был хитрый план, но так получилось само собой.
В какой момент рычаг вибрато стал важной частью вашего стиля?
Когда я получил первый Страт, который мы заказали с "рычагом тремоло", который на самом деле является вибрато, я был заинтригован. Никто из нас не видел его раньше и не знал, что он делает, хотя я вскоре узнал. Я начал экспериментировать с ним практически сразу и обнаружил, что, покачивая рычагом, я могу создавать вибрато, которого я никогда раньше не слышал на электрогитаре (тогда я ещё не слышал Би Би Кинга). Вибрато заставляло гитару "петь", что мне очень нравилось. Кроме того, с очень толстыми струнами, которые мы тогда использовали, единственной струной, которую я мог подтянуть, была вторая (B), и то только на полтона. Но я обнаружил, что могу потянуть рычаг вверх, и комбинация бенда и рычага могла дать мне целый тон. Опаньки. Я научился подтягивать другие струны немного выше, а также создавать тревожные, зловещие вибрации, как во вступлении "Man Of Mystery". Рычаг вибрато стал частью моего стиля во второй половине 1959 года...
Какие произведения представляли наибольшую сложность с точки зрения пикинга, аппликатуры или вибрато?
Мы записали интерпретацию "Not Fade Away" на альбоме "Hank Plays Holly". И в частности, в двух соло я пытался имитировать слайд-гитару. Я немного прибавил гейн усилителя для сустейна и использовал комбинацию вибрато и просто скольжение пальцами, без слайда, и это было довольно убедительно.
Схитрил! Я не очень хорошо играю, поэтому быстрые пассажи с рычагом в руках могут стать проблемой. У меня также маленькие руки, и поэтому у меня нет той растяжки, которая есть у некоторых генетически одарённых гитаристов. Но все мы работаем с тем, что у нас есть!
Есть ли у вас любимые тональности или размеры? Композиции Shadows, как правило, звучат в "гитарных" тональностях.
Да. Мои любимые тональности, как правило, те, которые для меня лучше всего звучат в гитарном инструментале. Часто используются мажорные тональности E, A, D и G, иногда C. Минор, кажется, хорошо работает, как в "Apache", "Geronimo", "Riders In The Sky" и т.д. Другие тональности используются, когда считаются подходящими. Что касается размеров, то это то, что лучше всего подходит для произведения, но у меня нет любимого размера.
Как вы считаете, в каких минорных или мажорных тональностях вам больше нравится сочинять или играть?
У меня нет предпочтений играть или сочинять в мажорных или минорных тональностях. Я иду туда, куда дует ветер.
А как насчет модуляций в новые тональности? В композициях Shadows не много модуляций - как насчёт цыганского джаза?
Модуляции или смена тональности могут придать мелодии эффективный подъём, и вы совершенно правы, что мы не часто делали это в Shadows. Интересно, почему? На самом деле мы пережили период, когда считали, что в поп-музыке это несколько перебор, поэтому мы редко это использовали. В проекте цыганского джаза мы аранжировали и записали одну композицию, "Belleville" Джанго Рейнхардта, где в конце мы переходим из ре-мажора в фа, а затем в соль - просто чтобы показать, что мы можем!
Каковы ваши взгляды на гармонизацию мелодий? В Shadows и не только вы часто любили подчёркивать мелодию, играя её в терцию.
Мне очень нравятся гармонии - Everly Brothers, Beach Boys и многие другие - и, как показал Лес Пол много лет назад на своих записях, гармонизации хорошо работают на гитарах. Обычно я просто добавляю терции, если играю на концерте, но в студии иногда мне нравится создавать гитарную партию как часть аранжировки. На диске Hank Plays Cliff я записал композицию "The Girl In Your Arms", и я попытался создать более кантри-гитарное звучание, которое, как мне показалось, хорошо подошло для этой вещи. Я использовал медиатор и пальцы, чтобы добиться дабл- и трипл-стоповых гармоний и, конечно, рычаг. Никакого овердаба, я просто отработал партии и сыграл.
Какие аспекты музыки цыганского джаза вам больше всего нравятся? Будете ли вы переделывать какие-либо произведения Shadows в этот стиль?
Цыганский джаз - это увлекательная музыка, в ней много старых стандартов, а также Джанго и современных композиций джаз-мануш. Мне нравится импровизировать и работать над новыми аранжировками с Нунцио и Гэри, которые играют в нашем квартете. Мы записали новые аранжировки "Nivram" и "Guitar Tango", что было очень прикольно. Эти композиции вошли в наш второй диск с цыганским джазом, который был записан около пяти лет назад, но только сейчас мы занимаемся оформлением и т.д.
Какие гитарные инструментальные композиции других исполнителей вы считаете знаковыми или которые вас вдохновили? И почему?
"Sleepwalk" дуэта Santo & Johnny, хотя первоначально исполнялась на стил-гитаре, стала культовым произведением, на которое существует множество гитарных каверов. Она помогла мне понять, что мелодичная баллада, сыгранная с чувством, может привлечь слушателей и иметь успех.
"Rebel Rouser" Дуэйна Эдди, опять же простая мелодия, но какой великолепный звук у его гитары. Реверберация и тремоло, блестяще! Вся пластинка звучала так масштабно, хороший продакшн, в ней был настоящий настрой. Ещё одно подтверждение того, что мелодия не обязательно должна быть сложной, а в гитарном звуке должно быть что-то особенное, вау-фактор - я всё ещё пытаюсь его найти.
"Where Were You" Джеффа Бека, навевающая тоску композиция, прекрасно сыгранная. Рычаг вибрато в руки! (Интересно, сколько гитаристов скончалось, пытаясь сыграть это?). Я никогда не пробовал, я знаю пределы своих возможностей. Это было действительно вдохновляюще, подтверждая, насколько выразительным может быть Страт в умелых руках. Спасибо, Джефф.
Назовите пятёрку лучших композиций Shadows и почему?
Без особого порядка: "Apache", занимает особое место в моём сердце, наш первый хит, замечательная мелодия, так отличающаяся от всего, что было в 1960 году, но всё еще доставляющая удовольствие при исполнении.
"Wonderful Land" - ещё одна композиция Джерри Лордана, но очень отличающаяся по своему мелодическому построению от практически всего, что происходило в то время в мире поп-музыки. Это величественная композиция. Блестяще!
"FBI" была нашей композицией, хотя на обложке в качестве автора указан Питер Гормли, но это уже другая история. Это было возвращение к нашим рок-корням, и была построена на простой блюзовой мелодии, основанной на пентатонике, с необычной аккордовой последовательностью в бридже. Я так сильно бил по струнам гитары, пытаясь заставить их "взорваться" энергией и настроем, что мой медиатор загорелся (ладно, немного преувеличиваю). Несколько лет назад Брайан Мэй и Status Quo исполнили рок-версию "FBI" [на трибьют-альбоме Shadows "Twang" в 1996 году – прим. переводчика], но я не думаю, что шестипенсовик Брайана расплавился.
Музыкальная тема из фильма "Охотник на оленей" (Cavatina). Красивая мелодия, которую мы записали, чтобы приурочить её к выходу фильма.
Это было мое исполнение с одного дубля, и оно было настолько эмоциональным. Казалось, что всё работает, свеллы педалью громкости с одновременно с бендами, а Страт звучит настолько идеально, насколько я мог его заставить звучать.
"The Rise And Fall Of Flingel Bunt". Ладно, это не самая лучшая мелодия из когда-либо сочинённых, но, по сути, это был просто джем в студии Abbey Road. У нас был перерыв, и я играл то, что стало вступительным и заключительным риффом, который услышал Брайан Беннетт и спросил, что это? Я сказал ему, что просто придумал это, ему понравилось, и он начал подыгрывать. Наш тогдашний басист Джон Ростили присоединился, и это превратилось в 12-тактовый джем. Я придумал предполагаемую мелодию, и мы решили, что её стоит аранжировать и записать, что мы и сделали.
В итоге она была выпущена в качестве сингла, что оказалось хорошим решением, как раз подходящим для того времени.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.