GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Kirk Hammett

 

 

Greeny

 

 

 

 

Джейми Диксон

Guitarist, июль 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

Новый альбом Metallica, 72 Seasons - такой же брутальный, как и всё, что было создано на сегодняшний день этой великой металл-группой. Но прислушайтесь, и вы сможете различить среди гитарных звуков знакомый голос. Мы беседуем с Кирком Хэмметтом, чтобы узнать, как знаменитая гитара Питера Грина "Greeny" - Les Paul '59-го года и новые американские переиздания этой гитары изменили его точку зрения на игру с хайгейном за то время, что гитара находится под его опекой. Мы также узнаем откровенные взгляды Кирка на "закат эры активных звукоснимателей", а также о готовящейся к выпуску копии Greeny от Epiphone...

Жилистые, обжигающие педалью вау-вау соло Кирка Хэмметта стали основным элементом звучания Metallica с тех пор, как в начале восьмидесятых группа перевернула представление о метале. 
Сейчас Кирку 60 лет, но за его моложавым видом скрывается тот факт, что он уже 40 лет записывается на передовой одной из величайших групп мира, сменив в ней Дэйва Мастейна весной 1983 года.

3

И хотя гастрольный и студийный график Metallica, несомненно, предъявляет к участникам группы высокие требования, четыре десятилетия музыкальной деятельности оставили Хэмметту достаточно времени для размышлений и эволюции своего звучания в гораздо большей степени, чем некоторые могут себе это позволить. Например, можно подумать, что он по-прежнему строит свое звучание в основном на активных звукоснимателях. Но, как показала наша непринуждённая беседа с гитаристом, в наши дни он чаще всего добивается хайгейнового звука с помощью гораздо более старой технологии - PAF'ов, установленных на неком легендарном Les Paul'е, принадлежавшем ранее Питеру Грину, нынешним владельцем и распорядителем которого он является.

 

"На новом альбоме очень много Greeny", - говорит Хэмметт. "Я имею в виду, что когда вы слышите игру рычагом, это не Greeny [смеётся]. Но на этом альбоме я действительно играл только на двух гитарах. На некоторых альбомах я играл, например, на 16 гитарах. Но на этом альбоме только две гитары: Greeny и моя гитара [ESP] Mummy, и это всё, что мне было нужно".

 

"Когда я включаю на Greeny ритм-звукосниматель и слышу этот нэковый звук, это именно тот нэковый звук, который я хочу услышать", - говорит он. "А бриджевый звукосниматель имеет такую сильную кусачесть и так много презенса, не будучи слишком резким. Это потрясающе, потому что когда я джемую с другими людьми и слушаю записи после этого, Greeny просто выделяется, понимаете? Если собрать три разные гитары вместе, то Greeny будет иметь больше презенса, чем любая другая гитара".

 

Однако переход Кирка на звучание, основанное на (по общему признанию, замечательном) винтажном Les Paul, был долгим, и начался он задолго до того, как он стал владельцем Greeny, когда он искал пути совершенствования своей игры и придания ей максимально безбашенного, прямого и честного характера.


Мы встретились с ним, чтобы поговорить об этом пути, узнать больше о его ощущении связи с музыкой Грина, а также о растущем ассортименте гитар, вдохновлённых Greeny, который сейчас выпускается компанией Gibson, включая новую американскую модель, рассмотренную, и одну, о которой мы ещё не совсем уверены, что должны знать...

Как музыка Питера Грина связана с Вашим собственным музыкальным мировоззрением?


Ну, гитарный стиль Питера Грина, даже когда он импровизировал, каждая нота была настолько идеально сыграна. Он был очень, очень продуманным музыкантом... У него каждая нота была на счету - не было ни одной случайной ноты, и мне это нравится. Есть множество гитаристов, которые просто разбрасываются нотами. У меня, знаете ли, целый грёбаный чулан забитый случайными нотами, но у него их почти не было.

 

Мне нравится, как он играет "Oh Well" - "Oh Well" I и II... Вы когда-нибудь слушали вторую часть? Пиздец насколько мрачнее, чем первая часть. Я имею в виду, что вторая часть звучит как похоронный молебен, как конец света, мать его. "Green Manalishi"... Он сочинил её, сидя в своей квартире где-то в Лондоне, верно? Она звучит так, как будто была сочинена в Миссисипи в хижине на краю болота в два часа ночи. Эта песня настолько мрачна, что не зависит от таких элементов, как тяжесть или гитара с дисторшном. Буквально с первого ми-минорного аккорда: "О Боже". Ты оказываешься в этом месте, и когда я слышу такую игру, такую композицию, я сразу же думаю: "Ух ты, должно быть, его психическое состояние было действительно таким, чтобы появилась подобная музыка". Затем я обращаюсь к тому, что он мог испытывать, а там темнота. И я могу отнестись к этому, потому что во мне есть некоторая мрачность, есть некоторая мрачность в том, как я сочиняю музыку. В этом плане я полностью разделяю чувства Питера, абсолютно.
 

Greeny, очевидно, был столпом звучания Грина - а теперь он стал столпом вашего звучания. Каково это?


Меня никогда не покидает мысль, что это была гитара Гэри Мура и гитара Питера Грина - гитара не позволит мне забыть об этом. И вот в процессе игры у меня возникает это ощущение, и я вдруг играю на гитаре Питера Грина или Гэри Мура... Это происходит спонтанно, знаете ли. Что касается Greeny, то это особая гитара. Это благословенный кусок дерева, вот и всё, что я могу сказать - каким-то образом она наделена энергией или духом, которые совершенно уникальны. Я никогда не чувствовал этого ни в одной другой гитаре.

О вас часто говорят как о гитаристе, который строит свой звук на активных звукоснимателях. Что побудило Вас перейти к использованию Greeny с его PAF'ами?


Ну, старые PAF'ы гораздо более чувствительны к звукоизвлечению, и последние 10 лет я пытался понять, хорошо ли стареют активные звукосниматели. Ведь это куча схем, а традиционные звукосниматели, в которых есть только катушки, магниты и проволока, имеют тенденцию стареть. Этот фактор старения делает звукосниматели PAF особенными. Даже более новые типы звукоснимателей с традиционными катушками, магнитами и проволокой со временем стареют - например, звукосниматели DiMarzio. Я поставил старую пару звукоснимателей DiMarzio на гитару KH [Стратовского-стиля], возможно, это была LTD, и был поражён тем, насколько хорошо она звучала с моим усилителем. Я подумал: "Наверное, эпоха активных звукоснимателей закончилась".


Я скажу вам, что привлекло меня в активных звукоснимателях в восьмидесятые, - это тот факт, что у них был более мощный выход - более мощный выход за счёт питания от батарейки. По сути, они менее микрофонящие, более мощные, а значит, менее фонящие. И это то, что мне было нужно в то время для Metallica: мы все были за дисторшн, за громкость, за хайгейн... просто грёбаная стена звука.

 

Но по мере того, как я рос как гитарист в девяностые, я начал обращать внимание на PAF-звукосниматели. Это был звук, который я слышал у всех британских гитаристов, которых я любил. Даже на Flying V Майкла Шенкера стояли обычные звукосниматели Gibson. Где-то в 90-е годы я понял, что PAF-звукосниматель можно разогнать; можно взять усилитель и полностью выжать из него мощность Этот PAF будет просто качать и качать. С активным звукоснимателем с мощным выходом так не получится: вы увеличиваете гейн, и тогда вы теряетесь и становитесь шумным. Тогда пропадает [тональное] различие, меняются гармоники дисторшна, он не так чувствителен к звукоизвлечению - и вы можете уйти от фальши, они скрывают многие ваши ошибки.

 

Что мне нравится в звукоснимателях PAF, так это их ясность: ясность ноты, ясность в последовательности нот... [характер], гармоник дисторшна чувствительности к звукоизвлечению. А на самом деле от многого не уйдёшь. Нужно играть хорошо, нужно играть чётко, нужно попадать в каждую ноту. Что касается легато, то с активными звукоснимателями это проще, а с PAF - не очень. Но когда вы исполняете легато [ликбез] с PAF, это звучит гораздо лучше, на мой взгляд.

 

Мне по-прежнему нравится стена звука с активными звукоснимателями EMG, и она подходит для нашего старого материала. Но примерно 15 или 20 лет назад во мне произошёл сдвиг, и я понял, что PAF-звукосниматели, да и вообще стоковые звукосниматели... Я думаю, что из них можно выжать гораздо больше, чем из EMG, и можно сказать, что у меня всё было наоборот. Я должен был начать с обычного звукоснимателя, выжать из на него всё и сказать: "Ладно, EMG - это следующий уровень". Но нет, я сначала был как бы на следующем уровне, а потом перешёл к более тонким вещам - и я обнаружил, что более тонкие вещи работают для меня. Джеймс [Хэтфилд] придерживается того же мнения. Он любит звукосниматели PAF и считает, что PAF отлично подходят для соло, но для него активные звукосниматели EMG отлично подходят для ритма, и ему очень, очень нравится этот ритм-звук.

Вы наиболее часто ассоциируетесь с Суперстратами. Как начался Ваш путь к тому, чтобы стать гитаристом с Les Paul?


Когда я только начинал играть на гитаре, я много слушал Хендрикса, Джеффа Бека, Эрика Клэптона. Поэтому я купил Страт. Но когда я взял Страт, подключил его, он был чистым; он не был полным, это был звук синглов, и я подумал: "Почему это не звучит как Эрик Клэптон и Джими Хендрикс?". Я понял, что дело в усилителе: в сочетании усилителя и звукоснимателя.

 

Когда я понял это, мне просто понадобилась гитара другого типа. Я купил Flying V, и всё стало в порядке. Но я всегда хотел Les Paul. Я смотрел на фотографии Джимми Пейджа, где Les Paul выглядел так потрясающе, и я просто смотрел на него. Я смотрел на Les Paul Гэри Мура - какая великолепная гитара. Я всегда хотел Les Paul, но в то время он не казался мне тем хэви-метал [инструментом], который мне был нужен - действительно скорострельная гитара в стиле Страта, 24 лада, два хамбакера, но с флойдом, активные звукосниматели... Такого Les Paul было не найти. А мне в то время нужен был именно такой, чтобы играть все эти ранние песни Metallica.

 

Но примерно, я бы сказал, во времена ...And Justice For All [1988], когда у меня появились свободные деньги, я купил Les Paul с полосатым топом. Я начал играть на нём на сцене и просто полюбил его. Я был на седьмом небе от счастья... Я сломал гриф, починил его, и вдруг он зазвучал лучше. Тогда я еще больше привязался к нему! А потом, вскоре после этого, я купил свой первый Les Paul Standard '59-го года, примерно в 1990-м, и всё пошло своим чередом. Я люблю Les Paul'ы. Я люблю Страты. Я люблю Суперстраты. Я люблю Телеки, я люблю 335-е, я люблю Flying V. И всё это.

К чему вы подключаете Greeny, когда находитесь дома? Трудно поверить, что это хайгейновый стэк...


У меня есть пара вот этих Fender [Кирк указывает на два комбо Tweed Deluxe]. Ещё вот эти Vox [он показывает на два небольших комбо на основе Nutube, стоящих перед компьютером], и новый усилитель Carr. В основном я подключаю Greeny ко всему, что находится рядом со мной, потому что Greeny любит усилители, а усилители любят Greeny. Greeny сделает из дерьмово звучащего усилителя приличный. Это просто одна из таких гитар. Есть усилители, которые любят гитары... У меня есть усилитель, к которому можно подключить практически любую гитару, и он звучит великолепно. Точно так же, как некоторые микрофоны любят голоса - слышали такую фразу? Greeny - это гитара, которая любит усилители, а усилители любят Greeny.


Независимо от комбинации, Greeny всегда звучит интересно. Потому что это дерево, это звукосниматели - это полный комплект. Всё, что вам нужно сделать, - это немного подрегулировать усилитель, и всё готово. Как я уже сказал, это удивительный кусок дерева, и на нём играли до чертиков. Я имею в виду, что Питер Грин играл на ней довольно много, Гэри Мур действительно играл на ней дохрена, и я играю на ней дохрена. И другие тоже играли на ней: Джими Хендрикс играл на ней, Рори Галлахер играл на ней, Джефф Бек, Джордж Харрисон. Список можно продолжать и продолжать...


Как ощущение от игры на настоящей Greeny переносится на различные гитары Gibson Custom Shop, а теперь и американские серийные реплики этой гитары?


Я осознал, какой силой обладает гитара в плане влияния и вдохновения. Я не эгоистичен по отношению к этой гитаре и не берегу её так, как следовало бы. Потому что я считаю, что это действительно народный инструмент, и поэтому я разрешаю играть на гитаре любому - и когда они играют на ней, о Боже, у них дрожат руки или они просто играют по-другому. И я подумал: "Как я могу поделиться этим с большим количеством людей, помимо того, что я уже делаю?

 

Вот что делают сейчас эти переиздания Gibson: это попытка распространить это вдохновение, распространить это влияние, распространить этот талисман. Я имею в виду, что у вас никогда не будет точной копии Greeny, потому что гитары, как люди, настолько индивидуальны, но вы можете сделать копию Greeny, которая выглядит как Greeny, ощущается как Greeny и на 80 процентов звучит как Greeny. И когда я говорю "на 80 процентов", бриджевый звукосниматель должен обладать тем самым звуком, нэковый звукосниматель должен обладать тем прекрасным тембром, который просто притягивает вас. И ещё у него должен быть противофазный звук в среднем положении, который я называю "звуком дракона". Для меня это звучит как Страт через 100-ваттный Marshall - а Les Paul не задуманы для такого звучания! Но у Greeny это есть, и мне это просто нравится.

 

Первое, что я проверяю, когда получаю эти прототипы, - среднее положение, чтобы убедиться, что звук противофазы [правильный]. Должен сказать, что я пробовал Gibson Custom Shop. Эти Greeny великолепны. Greeny Тома Мёрфи действительно великолепны. Gibson USA великолепны, но моя любимая версия Greeny - это, наверное, Epiphone... Epiphone Greeny, просто сами по себе, звучат великолепно и потрясающе удобны, и я был поражён тем, как я играл на Epiphone, и мне не хотелось его выключать, и он доставлял мне удовольствие [Примечание редактора: на момент написания статьи ни один Epiphone Greeny ещё не был официально анонсирован, но президент Gibson Сизар Гвейкен недавно намекнул на его выпуск, так что время покажет]. Это просто на всех уровнях. Это было две или три недели назад. Теперь этот Epiphone Greeny - моя диванная гитара, и я достаю её, когда смотрю телевизор, как это делают большинство гитаристов". "Наверное, я больше всего рад этому Epiphone, потому что он делает мифологию Greeny, влияние Greeny, вдохновение Greeny доступными для всех по всему миру, кто был мотивирован приобрести её.

Для меня это супермощная вещь, потому что я могу помочь какому-нибудь молодому музыканту взять в руки Greeny и играть тяжёлый блюз, как Питер Грин или Гэри Мур, или придумать песню "Oh Well" или "Albatross" или что-то ещё. А может быть, они просто фанаты Metallica, но при этом сочиняют какой-то странный, безумный гибрид хэви-метала и блюза, который никто ещё не слышал. Может быть, это благодаря Greeny. Не знаю.

 

Главное - это сила влияния и сила вдохновения. Для меня это приводит к музыке 20-летней давности. Так что, возможно, это просто инвестиция - в надежде, что кто-то возьмёт [реплику Greeny] и сотворит великую музыку, которой в конечном итоге мы все сможем наслаждаться. Таковы мои намерения. Дело не в грёбаной статусности. Дело не в деньгах. Не в том, чтобы увидеть своё имя. Моя мотивация в основном музыкальная - выйти на сцену и вложить гитары в руки музыкантов, которые будут создавать музыку, которая, надеюсь, понравится мне через 10 или 15 лет.

 

Послесловие переводчика: Существует множество интересных историй о гитарах типа Greeny, принадлежавшей сперва Питеру Грину, затем Гэри Муру, затем Кирку Хэмметту, Lucy, принадлежавшей сперва Рику Дерринджеру, затем Эрику Клэптону, затем Джорджу Харрисону. Но есть ещё один легендарный Gibson, принадлежавший Валерию Гаине из группы Круиз, затем Сергею Володченко из Рондо, Владимиру Бурхелю из группы Крематорий, а сейчас моему ещё одному хорошему другу, на котором, в том числе, успели поиграть Gotthard. Обязательно найду время написать и о нём.
 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.