GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Акустические гитары Godin

 

Оригинальная статья была написана в 2013 году,  и была опубликована сперва на нескольких web-ресурсах, а позже журнале Guitarz Magazine. С тех пор производитель совершил частичный ребрендинг, и вот наконец-то у меня дошли руки написать обновлённую версию.

Godin Guitars – один из самых крупных производителей гитар в Северной Америке, и пожалуй единственный, кто держит массовое производство на собственных мощностях в Америке, не прибегая к размещению производства на чужих азиатских фабриках.


Компания имеет богатую более чем 40-летнюю историю, и огромную популярность не только у массового покупателя, но и среди мировых звёзд первой величины, таких как Джон Маклафлин, Стив Стивенс, Эл Ди Меола, Леонард Коэн, Билли Корган, Gipsy Kings, Los Lobos, Кирк Хэммет, Тони Йомми, Нил Шон, Алекс Сколник, Роджер Уотерс и многих других. Кроме того, Godin не обходят стороной и простых любителей гитары, производя помимо профессиональных гитар и широкий ассортимент гитар среднего, и совсем бюджетного ценового диапазона. Если опустить внимание дорогим профессиональным гитарам, самые топовые из которых являются произведениями искусства, а чуть заостриться на инструментах, доступных бюджету массового потребителя, то о них можно сказать, что производитель полностью сосредотачивается на достижении максимального качества сборки и использованию материалов, отказавшись от внешнего лоска. Эти гитары выглядят скромно, без излишнего гламура и цыганщины, но звучат просто превосходно, и, что самое главное, прекрасно переносят любые, самые суровые климатические перепады. Это объясняется тем, что Канада, где производятся эти гитары — северная страна, с достаточно суровым климатом, пусть не настолько суровым, как континентальная Сибирь, всё таки Америка более влажная, за счёт близости обоих океанов, но климатические перепады тут достаточно резкие, от суровой зимы, до жаркого лета.

Все производственные процессы происходят на канадских и американских фабриках, расположенных в огромном лесном массиве по обе стороны границы между канадским Квебеком и американским Нью Хемпширом. Основатель и хозяин компании, Робер Годэн - мастер высочайшего класса, но при этом очень общительный и открытый человек, с удовольствием делится любой информацией, касательно гитарного производства. Он даже не пытается скрыть ни одного производственного секрета. Заядлый грибник, Робер пользуется заслуженным уважением и авторитетом среди своих студентов бостонского музыкального колледжа Беркли, где он читает курс лекций, охотно делясь своим богатым опытом с молодёжью.

Робера неоднократно спрашивали, почему он до сих пор продолжает производить гитары в Америке, ведь в Китае рабочая сила гораздо дешевле, и можно сэкономить на производственных затратах. На что он всегда отвечал: «Экономия затрат не на столько важна, как окончательный готовый продукт. Китайцы могут поразить количеством, но пострадает качество. Можно произвести миллион гитар в месяц, но, поскольку гонка за количеством происходит в ущерб качеству, то либо вы потеряете репутацию хорошего производителя, либо покупатели просто вернут большую часть гитар назад, требуя назад свои деньги, и выигрыша не будет. Да, мы не можем позволить себе произвести миллион гитар по 100 долларов, но какой смысл, если половина из них будет непригодна для игры, мы заработаем ровно столько же, если произведём 175 тысяч качественных гитар в год. Пусть они будут продаваться вдвое или втрое дороже, но каждая из них будет верой и правдой служить покупателю и мы найдём ещё больше клиентов, по рекомендациям тех, кто уже купил наши гитары.»


Следует заметить, что Godin не занимаются пустым переводом сырья, даже обрезки, непригодные для изготовления гитар идут в дело. Если вы посетите офисы или фабрики Godin, то заметите много деревянных подставок для карандашей, держателей для инструмента, да или просто багетов под семейные фото у каждого сотрудника. Всё это обрезки, не попавшие в производство гитар. Ни одна щепка не пропадает даром.

На сегодняшний день Godin производят акустические гитары под марками Art&Lutherie, Norman, Seagull, Simon&Patrick, LaPatrie, а под марками Godin и Richmond – электрогитары. На первый взгляд кажется странным, почему у одной компании столько торговых марок, но если проследить за историей и модельным рядом, то всё станет вполне логичным.

Сегодня я немного расскажу об акустических брэндах и сериях Godin, чем отличаеся их модельный ряд, а как нибудь в следующий раз об электрогитарах.

Robert Godin, как и большинство его сверстников, в юности увлекался музыкой Beatles и Ventures, и мечтал стать таким же музыкантом, как и его кумиры. Ещё в подростковом возрасте, в середине шестидесятых, он устроился работать в небольшой монреальский музыкальный магазин Harmony Lab, принадлежавший его тёте, занимаясь там мелким ремонтом и предпродажной подготовкой гитар, где не только набрался огромного опыта как мастер, но и открыл для себя множество своих собственных ноу-хау. Робер добился огромных успехов и навыков тюнинга, и в магазин начали съезжаться музыканты сперва из Квебека, а потом и со всей Канады. Люди приезжали даже из Торонто, а ведь это в пяти часах езды! Молва о юноше с золотыми руками, который может заставить гитару петь докатилась даже до соседнего США. После смерти тёти, Робер унаследовал магазин и с помощью другой тёти, которая подписывала чеки и контракты для несовершеннолетнего Робера, превратил его в один из лучших в городе.

В возрасте 20 с небольшим лет он уже был успешным бизнесменом, и в октябре 1970 года Робер с друзьями поехали поохотиться на лосей в деревушку Ла Патри Поскольку сам он не охотился, Годэн коротал время в баре отеля. Он подслушал разговор двух местных мужиков, сидевших рядом, Одного из них звали Норман Буше, он был владельцем небольшой местной фабрики по производству оконных рам, и он жаловался собеседнику на то, что он грани разорения из за набирающих популярность алюминиевых стекорпакетов, и решил попробовать свои силы в производстве гитар, не имея опыта в этом. Робер вмешался в разговор, и таким образом познакомился с Норманом, который показал ему несколько гитар Norman.

 

Гитары были ужасными, но мысли о деревообрабатывающей мастерской, расположенной в районе богатом древесиной показалась Роберу отличным шансом осуществить свою давнюю мечту, открыть собственную гитарную фабрику, и он решил вложиться в дело, продав свой магазин и став компаньоном Нормана.

 

В течение следующих нескольких лет Робер и гораздо более старший Нормамедленно развивали бизнес, при этом Буше отвечал за производство в Ла-Патри, а Годэн работал как конструктором, так и неутомимым продавцом. Он приспособил традиционный дизайн и формы гитар к современным стилям игры на гитаре, а затем путешествовал по стране с фургоном, набитым гитарами Norman, которые он предлагал различным магазинам, убеждая владельцев взять одну или две. Инструменты были быстро раскуплены, и владельцы магазинов, как правило, заказывали больше, чтобы пополнить и в конечном итоге увеличить свои запасы. Однако партнёры, не сумевшие договориться о своем следующем шаге, поссорились, в результате чего Робер ушёл в 1978 году, чтобы основать LaSiDo и попробовать свои силы в управлении собственной независимой гитарной фабрикой в ​​Ла-Патри. Без Робера бизнес Буше рухнул, и в 1982 году Робер выкупил Norman. Гитары под этой торговой маркой производятся и по сей день.

На сегодняшний день Norman производит 4 серии.

Protégé
Гитары этой серии производятся под артикулом B-18 Cedar, что намекает на материал, из которого изготавливаются верхние деки. Это кедровый массив (массивом среди гитаристов принято называть цельное, однослойное дерево.
Верхняя дека – самая главная звукообразующая деталь гитары. Для их изготовления отбирают самые прочные сорта хвойных деревьев, возраст которых может доходить до 600 лет. Суровые зимы Квебека закаляют хвойные леса, которыми покрыта территория этой канадской провинции. Чтобы выжить в таких условиях дерево должно быть очень сильным. Прежде, чем пустить готовые деки в производство, их подвергают испытанию давлением, и если дека, подвергнутая такому испытанию не лопнула, значит дерево имеет плотную однородную структуру, и обеспечит богатый гармониками звук с отличной динамикой.

Нижние деки и обечайки изготавливают из 3-слойного ламината канадской дикой вишни. Этот материал часто можно заметить у производителей акустических Hi-End колонок. Вишнёвый ламинат обладает отличными звукоформирующими качествами, и неприхотлив в быту. Поскольку гитары этой серии рассчитаны на массового покупателя, не всегда знакомого с тем, что массив дерева требует особого ухода и соблюдения строгих климатических условий, был выбран материал, способный пережить любые самые неблагоприятные условия. Многие производители используют в строительстве гитар ламинат красного дерева или палисандра, чтобы выдать их за более дорогие материалы, Godin решили отказаться от этого. Главное не внешняя имитация дорогих пород, а сбалансированный звук и надёжность. Палисандр и красное дерево применяют в более дорогих, профессиональных сериях, но не ламинат, а массив.

Грифы изготавливают из клёна, и не вклеивают в корпус, а привинчивают двумя саморезами сквозь верхний клец, как у гитар Taylor. В условиях массового производства это очень удачное решение, позволяющее избежать возникновение горба накладки грифа в районе вклейки, чем грешат большинство китайских производителей. Если вдруг гитара подверглась хранению в неподобающем климате, достаточно лишь слегка ослабить крепление грифа, и дать инструменту отлежаться в кейсе с поддержкой должного микроклимата. Больной быстро поправится и не обрастёт горбом, затрудняющим извлечение нот выше 12 лада.

У каждого из брэндов Godin есть своя отличительная особенность. Все гитары Norman имеют короткую мензуру 24.84”, а для электроакустических версий в качестве поставщика электроники выбран Fishman.

В качестве костяшек и порожков для всех гитар Godin используется композитный материал Tusq канадской фирмы Graphtech, по своим звуковым качествам повторящий кость. Его так и называют искуственной костью.

Под артикулом B18 производятся дрэднауты. Цветовая палитра – натуральный, чёрный, бургунди и тобакко бёрст. Все гитары покрыты матовым лаком. Электроакустические модели оборудованы электроникой Fishman. Производятся модели и с вырезом, для доступа к высоким нотам, так называемым катавеем.

На сайте производителя в рамках серии Protégé можно заметить модель B15, изготовленную полностью из ламината, но этих гитар производится немного, и распространяются они только на внутреннем канадском рынке. Хотя, не так давно, Godin запустили в производство недорогую серию Expedition полностью из вишнёвого ламината. Эти гитары позиционируются  компанией как неприхотливые крепкие походные гитары для вылазок на природу. Производится 3 модели в корпусах дрэднаут, фолк и парлор (уменьшенный корпус). Электроакустические версии оборудованы электроникой Fishman недорогой серии Isys.

Encore
Внутренний артикул B20. По сути то же самое, что и предыдущая серия, отличаются еловым верхом вместо кедрового. Чтобы обеспечить больше визуальных отличий между сериями, вишню для корпусов этой серии, выбирают с более выраженными рисунками годичных колец, а головки грифа красят не в чёрный цвет, а в коричневый. Цветовая гамма не столь разнообразна, как у B18, только натуральные, не крашенные модели. Зато модельный ряд гораздо шире, представлены как дрэднауты, так фолк-гитары и мини-джамбо (гитара с широким кузовом гранд-джамбо и толщиной дрэднаута)

Также в рамках этой серии есть 2 люксовых дрэднаута покрытых глянцевым лаком, прозрачного натурального и чёрного цвета.

Гитары Encore звучат громче и ярче, чем Protégé, с более широкой динамикой, но зато последние звучат глубже, и более сбалансированы тембрально, с небольшой естественной компрессией.

Studio
Это уже профессиональные гитары для серьёзных музыкантов, с использованием массива не только для верхних дек, но и для всего корпуса, а так же, гондурасского красного дерева для грифов. Здесь представлены три серии дрэднаутов, и одна фолк-модель, которую я позиционировал бы как фингерстайл.

ST40 - массив красного дерева с кедровой верхней декой, покрываются как матовым, так и глянцевым лаком.

ST40 Folk
Шикарный выбор для фингерстайлеров.
Годэнэвские фолки отличаются от традиционных гранд-аудиториум гитар. По сути это испанская классика с вестерн грифом. У Studio 40 и гриф ближе к испанской классике. Он даже имеет головку с прорезями в винтажном стиле.

B50 - корпус из трёхслойного ламината волнистого огненного клёна с красивым полосатым рисунком волокон, кленовый гриф с накладкой из чёрного дерева, еловая верхняя дека, шикарные колки типа Waverly Butterbean с позолоченным покрытием. Покрыта глянцевым лаком.

ST68
Топовая модель во всей линейке Norman
Массив палисандра с верхней декой из ели, накладка и  бридж из чёрного дерева, люксовые колки с перламутровыми бутонами. Эта модель ни чем не уступает самым топовым Seagull и Simon & Patrick, и дешевле только из за более скромной отделки, без инкрустаций и мозаичных окантовок, выполняемых на более дорогих моделях вручную.

 

Небольшой пост скриптум

На ежегодной январской международной выставке производителей музыкальных инструментов, NAMM Show 2020, Godin представил обновлённый модельный ряд гитар Norman. О новых моделях и произошедшем ребрендинге я расскажу отдельно в новых материалах.

La Patrie

La Patrie – имя небольшой деревеньки, в которой Робер Встретил Нормана, и где до сих пор стоит самая старая фабрика Godin. Сейчас это уже не та развалюха, что была в ‘72м. Это современные корпуса, оборудованные климат-контролем и самыми передовыми станками и оборудованием. Там же находится и другая фабрика, открытая Робером после ухода от Буше. Увеличение объёмов производства привело к тому, что людские ресурсы маленькой деревеньки были исчерпаны. Население LaPatrie всего 800 человек, причём 600 из них работает на фабрике Godin, буквально все трудоспособные жители, за исключением детей, стариков и домохозяек. Робер построил ещё несколько фабрик в других регионах. На сегодняшний день их пять, четыре из них в Квебеке и и одна в США, в Нью Хемпшире. Каждая фабрика, по словам Робера, имеет свой дух, своё комюнити, свою концепцию, и поэтому на разных фабриках происходят разные производственные процессы. Одна занимается заготовкой и хранением древесины, другая обработкой деревянных заготовок, третья сборкой и покраской. В Берлине, Нью-Хемпшир, например, производится окончательная сборка, распайка и предпродажная подготовка электрогитар, а в Ришмоне — внедрение новых технологий и изучение акустических средств дерева и его обработки, эдакая канадская Кремниевая Долина. Лесной район, где расположены три самые старые фабрики населён негусто, и большинство его жителей занято работой на Godin. Тут выросло уже не одно поколение гитарных мастеров, трудятся уже внуки первых работников, так что через 35 лет после переоборудования оконной фабрики LaPatrie в гитарную, район заповедника Samuel-Brisson официально получил название Guitarville. И это действительно город гитарных мастеров. Практически весь материал, используемый в производстве, растёт прямо тут, вокруг фабрик. Вы можете заметить логотип «95% Canadian Wood” на коробках, в которые упаковываются гитары всех марок Godin. Это значит, что практически вся древесина растёт и заготавливается на месте, в Канаде, за исключением палисандра и чёрного дерева, которые в Канаде не растут, а поставляются из Центральной Америки. Робер, частенько, гуляя со своей собакой по заповеднику, находит поваленные вековые деревья, которые отмечает в своём навигаторе, для дальнейшего использования в производстве.

Имя этой деревни, La Patrie, получило семейство классических гитар Godin.


Конструктивно LaPatrie отличаются от испанской классики, в частности, наличием анкерного стержня, который позволил сделать профиль грифа тоньше и облегчить удобство игры. Когда Робер предложил впервые гитары LaPatrie, многие ортодоксальные классики посчитали металлический стержень в грифе святотатством, но это не смутило Робера. Проектируя современные гитары с нейлоновыми струнами он нашёл новую нишу рынка среди исполнителей латинской музыки и джаза. В одном из своих многочисленных интервью Робер заметил: «Современному рынку не нужна ещё одна классическая гитара. На традиционных толстых грифах неудобно играть, такое ощущение, что вы держите в руках не гитару, а бейсбольную биту.» Гитары LaPatrie обрели множество поклонников прежде всего у джазовых исполнителей в пальцевом стиле, тех, кто уверенно ведёт полифонические партии на одном инструменте, заставляя одну гитару звучать как целый оркестр. Замечательный отечественный гитарист Александр Винницкий играет на гитарах этой марки задолго до появления LaPatrie на российском рынке.
 

Модельный ряд гитар невелик, чуть шире Нормана, но не такой большой, как у Seagull или Simon&Patrick. В 2017 году продукция La Patrie подверглась небольшому ребрендингу. Поменялся дизайн головы грифа и, обновился модельный ряд.

Etude
Корпуса студенческой или домашней серии Etude изготавливают из трёхслойного ламината канадской дикой вишни. Верхние деки — кедровый массив, как и у всех остальных гитар, прошедший испытание давлением. Грифы из гондурасского красного дерева. Гитары покрыты матовым лаком.


Электроакустические LaPatrie, как и Art&Lutherrie и большинство Seagull, оборудованы электроникой Quantum канадской фирмы EPM, в отличие от Norman с американским Fishman на борту и Simon&Patrick с финским B-Band.

Motif
гитары этой серии повторяют спецификации Etude, но отличаются компактным корпусом аналогичным корпусу Grand вестерн гитар Seagull и S&P или Norman Parlor . Мензура всех гитар LaPatrie, даже уменьшенных Motif = 25,66”

Concert
Профессиональные гитары с корпусом из массива красного дерева, и кедровой верхней декой, естественно, тоже из массива, как и на всех гитарах Godin. Накладки грифа и бридж, как и на предыдущих моделях — палисандровые. Производятся и катавэйные модели, с вырезом, облегчающим доступ к высоким нотам. Гитары покрываются глянцевым лаком.

Presentation
Модель с корпусом из массива палисандра, и кедровым верхом, покрытая матовым лаком.

Collection
Топовая модель, со спецификациями Presentation, отличающаяся глянцевым покрытием.

Hybrid
Катавэйные электроакустики, снятые с производства в 2017 году. Аналогичны Concert, но помимо пьезодатчика оборудованы электретным микрофоном на гусиной шее. Предлагались в бёрстовой или чёрной расцветке.

 

Arena

Серия гитар с уменьшенной глубиной обечайки, пришедшая на смену Hybrid. Верхние деки еловые, нижние деки и обечайки из вишни, красного дерева или волнистого клёна. Электроника – либо традиционный для La Patrie Quantum, либо обновлённая модель Crescent II от финского производителя B-Band с двумя пьезодатчиками, один из которых расположен под косточкой, а второй приклеен изнутри на верхнюю деку в районе нижнего порожка. Элементы управления Crescent II располагаются в резонаторном отверстии.

 

Небольшой пост скриптум

Летом 2020 года произошёл очередной ребрэндинг, в результате чего брэнд LaPatrie ликвидирован, а его место занял Godin Nylon.

 

Seagull


Seagull или, по русски, Чайка – собственный брэнд Робера, представленный в 1982м году, после накопления 10-летних наработок с Norman и после. В этих гитарах Робер осуществляет свои идеи, отличающиеся от традиционных.

Прежде всего, Seagull отличает от остальных Godin увеличенная ширина грифа, около 46мм у верхнего порожка против стандартных 44, что придётся по душе гигаристам играющим пальцевой техникой, исключение составляют серия Entourage и модели Slim серии Original и Coastline, с традиционно узким грифом.

Отличается и форма корпусов дрэднаутов. Они не такие квадратные, а с более скруглёнными контурами, напоминающие Slopeshoulder или Southern Jumbo.

Кроме того, сразу же бросается в глаза конусообразная уменьшенная головка грифа. Это решение не только позволило продолжить натяжение струн без перегиба за верхним порожком, но и предотвращает тенденции к поперечному скручиванию грифа винтом. Натяжение равномерно на всём участке от пробки струнодержателя, до колка.

Верхние деки отличаются не равномерным изгибом, а коническим. Они более плоские в районе плеч, и более выпуклые в районе бёдер. Такое неравномерное натяжение  позволяет уменьшить толщину деки, и улучшить её отзывчивость не опасаясь риска лопнуть.

 

В 2017 году произошёл редизайн гитар Seagull. Поменялся логотип и стиль пикгардов. Кроме того, добавился новый фолковый бодишейп Concert Hall, ранее не используемый компанией, аналогичный распространённому у других производителей силуэту Grand Concert (слегка уменьшенная версия Grand Auditorium). Также модельный ряд пополнился новыми сериями.

Серия Excurtion изначально была аналогична Norman Expedition, но кроме вишнёвых моделей производились гитары с корпусами из ореха и еловой верхней декой (причём массив, а не ламинат, как у вишнёвой версии), а так же двенадцатиструнка. После ребрендинга вишнёвые модели убрали, оставив только ореховые дреднауты, шести- и двенадцатиструнный. В отличие от большинства Seagull, эта серия оборудована электроникой Fishman вместо привычной EPM.

Серия Entourage обладает теми же спецификациями, что и Norman Encore (до ребрэндинга гитары были аналогичны Norman Protégé). Производятся гитары в корпусах дрэднаут, фолк, концерт холл, и гранд (уменьшенный корпус), а до 2017 года и мини-джамбо. Большинство моделей окрашено в бёрстовый цвет, прежде именовавшийся Rustic, а теперь Autumn Burst. Кроме моделей в корпусе гранд, натурального цвета со светлым или тёмным пикгардом. До ребрендинга, в рамках этой серии, произодились и цветные гитары с глянцевым верхом. Электроакустики, оборудованы электроникой EPM канадского производства. Исключение -  модель Concert Hall, оборудованная Fishman Sonitone с элементами управления, расположенными в резонаторном отверстии. Мензура = 24,84”

Original – похожи на Entourage, но длинномензурный 25,5" и с кедровой верхней декой. Бодишейп - дреднаут и концерт холл. У гитар этой серии узорные обечайки и нижние деки, как у Norman Encore. Гриф моделей с индексом Slim, как я уже упомянул, уже, чем принято у Seagull. Производится и двенадцатиструнная модель в корпусе концерт холл. Большинство гитар - натурального цвета, кроме пары бёрстовых моделей. До ребрендинга в рамках этой серии производились и цветные короткомензурки, похожие на аналогичные Entourage. Электроника - EPM, кроме одного дреднаута, оборудованного B-Band M-450T с четырёхполосным эквалайзером и цифровым тюнером.

Coastline – то же самое, что и предыдущие серии, только уже с широким грифом и затонированными обечайками и низом. Производятся в корпусах дрэднаут.Электроника электроакустик – EPM, кроме юбилейной глянцевой модели Momentum (Anniversary Edition), оборудованной Fishman Sonitone. Мензура дрэднаутов – длинная, а двенадцатиструнки и снятых с производства фолк и парлор – короткая.

Natural Elements
Три электроакустики с широким грифом, дрэднаут, джамбо и фолк, все с электроникой B-Band на борту. Для верхних дек используется ель или кедр. Дреднаут и джамбо – длинномензурные, фолк – короткомензурный. После ребрендинга 2017 сняты с производства.

Performer
Отличаются от Natural Elements использованием кленового ламината вместо вишнёвого и электроникой EPM. Верхние деки только еловые. Мензура 25,5". Производятся модели в корпусах дреднаут, мини-джамбо и концерт холл. Короткомензурный фолк снят с производства в 2017 году.

Maritime – гитары изготовленные полностью из массива. Аналогичны Norman ST40, только вместо кедра для верхих дек выбрана ель. Покрытие корпуса - глянцевое или матовое. Производятся дрэднаут и концерт холл. Фолк и джамбо сняты с производства. Электроакустики оборудованы канадской электроникой EPM.

До ребрендинга, помимо моделей из красного дерева, в этой серии производились дрэднаут и с корпусом из палисандра, а также полностью из красного дерева, включая и верхнюю деку.


Artist
Топовая серия Seagull из отборных материалов. Используется только массив. Корпуса из красного дерева с кедровым верхом (Mosaic) и палисандра с еловым топом (Studio). Ранее производилась и модель Cameo из тигрового волнистого клёна с еловым верхом. Накладка грифа модели Mosaic – палисандровая, а Cameo и Studio из чёрного дерева. Все гитары украшены инкрустацией в виде ёлочки, так называемой хэррингбон, а так же перламутровыми логотипами чайки на голове грифа и двенадцатом ладу. Электроника - L.R.Baggs Anthem с пьезодатчиком и конденсаторным микрофоном. До ребрендинга гитары были оборудованы электроникой EPM Quantum II, также с пьезодатчиком и  микрофоном на гусиной шее.  Недавно серию Artist пополнила модель Tuxedo, чёрного цвета, выпущенная ограниченным тиражом. Кроме того, в этой серии производится именная модель Peppino D’Agostino на базе студио, но с очень широким грифом, почти 48,5мм.

Помимо гитар, Seagull производят укулеле, мандолины очень интересный фолк-инструмент Merlin. Это дульцимер, или как его ещё называют – страмстик. Этот четырёхструнный инструмент имеет диатоническую разметку ладов. Игра на страмстике располагает к медитации, можно часами бренчать на нём в полутрансе. Очень хорошо успокаивает нервы.

Simon&Patrick


Симон и Патрик – имена сыновей Робера, которые продолжают семейный бизнес. Руководство брэндом находится полностью в руках братьев, а модельный ряд имеет прямые параллели с Seagull отца, но как бы то ни было, модельный ряд Seagull и S&P не пересекается, а дополняет друг-друга.

 

Практически все модели S&P имеют аналоги у Seagull, и отличаются традиционным квадратным дизайном дрэднаутов, грифом стандартной ширины и финской электроникой B-Band.

Trek
Изначально это был ещё один аналог Norman Expedition, но со временем, вишнёвый ламинат верхней деки заменили на еловый массив. Корпуса - дреднаут, концерт холл и фолк. Последний имеет 2 варианта санбёрстовой раскраски.

Songsmith
Аналогичны сигуловским Entourage Rustic с еловой декой, но выкрашены в более более тёмный бёрст. Мензура = 24.84”.

Woodland
аналогичны сигуловским дрэднаутам Coastline. Мензура 24,84”.

Natural Elements
вы наверно уже сами догадались, что разница только в контурах корпуса ширине грифа, если не считать дизайна головки. Фолк – короткомензурный, остальные длинные.

Woodland Pro
Гитары изготовленные из массива, и аналогичны Seagull Maritime. Корпуса тиапа дреднаут, фолк, мини джамбо и гранд. Причём фолк-гитары раньше производились и со сплошной головой, а теперь только слоттед. Дреднаут и мини джамбо - длинномензурные, остальные короткомензурные Двенадцатиструнка снята с производства.

 

Cutaway GT
Вишнёвые корпуса, глянцевые кедровые деки, все модели имеют катавэй и оборудованы электроникой B-Band. Фолк – короткомензурный, дреднаут и мини джамбо - длинномензурные.

Showcase – топовая серия Simon&Patrick. Раньше носила наименование PRO.
Дрэднауты  производятся с корпусами из массива красного дерева, волнистого клёна и палисандра. Концерт холл - палисандровый, с головой типа слоттед.
Верхние деки из ели, накладки грифа - палисандр, а у палисандровой модели – чёрное дерево, все модели покрыты глянцевым лаком, головка украшена перламутровым логотипом стилизованным под буквы S и P.
Также в этой серии производится палисандровая фолк модель со сплошной головкой грифа и короткой мензурой.

Изначально под брэнднеймом Art & Lutherie производились недорогие молодёжные гитары того же уровня и с теми же спецификациями, что Norman Protégé, S&P Songsmith, Seagull Entourage, окрашенные во все цвета радуги, но после ребрендинга, коснувшегося этих гитар ещё за полгода до Seagull, гитары Art & Lutherie перешагнули из начального в полу-элитный средний класс.

 

В производстве гитар этой марки применяются все ноу-хау, накопленные Робером за долгие годы. Тут и компаундный профиль верхних дек, и анкерный механизм двухстороннего действия, и особенный профиль пружин, и уникальная технология подготовки материала верхней деки и накладки грифа, прежде чем он пойдёт в производство.

 

Модельный ряд современных Art & Lutherie – небольшой, всего три серии, в каждой из которых по одному бодишейпу.

 

Americana – гитары в корпусе дреднаут. Верхняя дека – еловая, нижняя дека и обечайка – трёхслойный вишнёвый ламинат. Мензура – короткая, 28,84". Электроакустическая версия оборудована электроникой EPM. Производятся гитары в красной, чёрной и бёрстовой расцветке.

 

Legacy – гитары в корпусе гранд концерт, или, как их именует Godin – Concert Hall. Производятся как шести-, так и двенадцатиструнные модели.  Спецификации те же, что и у моделей Americana, но цветовая гамма отличается. Доступные цвета – бордовый и пара оттенков джинсово-синего У электроакустик элементы управления вынесены на верхнюю деку.

 

Roadhouse – гитары в корпусе парлор. Цветовая гамма и спецификации аналогичны Amerecana. Элементы управления электроакустик вынесены на верхнюю деку.

 

 

Акустические гитары под маркой Godin появились совсем недавно, в начале 2019 года. Ранее под этим именем производились исключительно электрогитары, и электроакустики типа солидбади.

 

Модельный ряд пока небольшой. Все гитары, за исключением парлор, изготовлены из массива древесины отборных сортов.

 

Серия Metropolis – дреднауты с кедровой или еловой верхней декой. Нижняя дека,  обечайка и гриф – красное дерево. Мензура – 25,5" Маркеры грифа – крупные разделённые шестигранники (у глянцевых гитар), либо шестигранник на 12 ладу и точки на остальных (у матовых). Электроника – LR Baggs Anthem с элементами управления в резонаторном отверстии.

 

Fairmount – гитары в корпусе Concert Hall. Верхняя дека – ситхинская ель, нижняя дека и обечайка глянцевых гитар – палисандр, а матовых – красное дерево. В остальном спецификации те же, что и Americana. Производится и двенадцатиструнная версия.

 

Rialto – короткомензурный парлор с корпусом из дикой вишни и верхней декой из елового массива. Электроника – EPM Q-Discrete с элементами управления, вынесенными на верхнюю деку.

 

Летом 2020 года произошёл очередной ребрэндинг, в результате чего брэнд LaPatrie ликвидирован, а его место занял Godin Nylon.

 

Кроме того, под маркой Godin производятся и джазовые арктопы с эфами 5th Avenue, но о них будет опубликована отдельная статья.

 

Как я и писал выше, не смотря на огромное количество брэндов и серий, вы не найдёте ни одной одинаковой гитары. Они будут отличаться либо сочетанием материалов, либо шириной грифа, либо электроникой, либо цветовой гаммой. Такова политика Godin, предоставить выбор гитар на любой вкус. Каким бы привередливым не был покупатель, он обязательно найдёт гитару под свою индивидуальность. А чтобы он не заблудился, это уже забота продавцов, которые помогут найти каждому то, о чём он мечтает.

Все гитары Godin, независимо от брэнда и серии, изготовлены на высочайшем уровне с предельной аккуратностью, все операции производятся вручную специалистами высшего класса, выросшими в семьях мастеров, и с детства впитавшими самые лучшие навыки гитаростроения. Для того, чтобы понять разницу между качеством изготовления канадских гитар и азиатских, я предложу вам простейший способ. Не смотрите на внешний экстерьер, а загляните в гитару изнутри.


Возьмите зеркальце, и изучите с его помощью внутренности гитары сквозь резонаторное отверстие. Внутри китайской гитары, какого нибудь Fender или Ibanez, вы обнаружите много сюрпризов. Недоструганные пружины, задиры и щепки дек и обечаек, неровные щели между сопрягающимися деталями, подтёки клея, в которых застряли клубы пыли, мусора и даже мёртвые насекомые. Зрелище не для слабонервных. Заглянув в Godin вы увидите тщательно подогнанные, вылизанные до блеска, детали, и никаких подтёков клея и прочего безобразия. Канадские мастера заботятся прежде всего о качестве произведённых гитар, а не о количестве. Не поленитесь, прогуляйтесь по магазинам, и вы не останетесь равнодушными к гитарам Godin, а обязательно захотите купить гитару этого производителя, и вы не ошибётесь. На сегодня Godin предлагает самое высокое качество, пропорциональное затраченным деньгам. Это не будут выброшенные на ветер деньги. Гитары Godin послужит не только вам, вашим детям, но и вашим внукам. И это правило касается также и электрогитар, о которых я расскажу в следующий раз. Это будет столь же интересная и занимательная история, что я рассказал про канадские акустики этого производителя.

На фото семья Godin, отец и два сына. Симон, Робер и Патрик.

А теперь Пост, как говорится, Скруптумус

На ежегодной январской международной выставке производителей музыкальных инструментов, NAMM Show 2020, Godin представил обновлённый модельный ряд гитар Norman, и новую серию Godin Imperial

 

О новых моделях и произошедшем ребрендинге я расскажу отдельно в новых материалах.

Я не упомянул ещё о паре-тройке брэндов семейства Godin, ныне уже несуществующих.

 

Kamouraska - классические гитары, предшествующие линейке La Patrie. Производились  в 1978-1980 годы.

LYS - предшедственник Seagull, уже с покатыми плечами и сужающимся расположением колков, но ещё тюльпановидной головой. За дизайном этих гитар стоял сын Нормана, Клод Буше. Производились в 1980-1983 годы

Illegal и Lasido GR - некоторое время в середине восьмидесятых компания производила цельнокорпусные электрогитары Norman и Illegal by Norman и Lasido GR, предшествующие электрогитарам Godin. Ну и, коли я всё-таки упомянул электрогитары, конечно же, наверняка все знают, что в первой половине восьмидесятых Godin производили корпуса и грифы, в том числе для культовых электрогитар Kramer, пока те полностью не переключились на ESP