Gittler Guitar
Вилли Дж.Мозли
Vintage Guitar, март 2000
Перевод с английского
Одним из самых интригующих струнных электрифицированных инструментов, на американском музыкальном ландшафте, был редкий и сурово-минималистский Gittler. Простая электрогитара, сконструированная из минимального количества деталей, необходимых для обеспечения её полной функциональности. Оригинальная гитара Gittler (всего в Нью-Йорке было изготовлено 60 штук) притягивала взгляды, когда на ней играли или даже видели, благодаря "обратной эстетике". Так что, учитывая тот факт, что инструмент был сделан с использованием только "самого необходимого". Минимализм Gittler привлекал огромное внимание, и многие зрители клипа Police на песню Synchronicity II, вероятно, думали, что эта штуковина со струнами, которой манипулировал Энди Саммерс, была каким-то киношным реквизитом, тогда как на самом деле это был ранний Gittler.
Музыкант-изобретатель, ранее известный как Аллан Гиттлер, сейчас проживает в еврейском анклаве, в городе Хеврон в Израиле, и предпочитает именоваться Авраам Бар Раши. Несколько сотен Gittler было также произведено в Израиле по лицензии на брэнднейм, но это в некоторой степени больное место для Бар Раши. Он настолько сильно переживал, что их качество не соответствует тому, что он вкладывал в своё творение, что разослал письмо дилерам музыкальных инструментов, отмежевываясь от этих поделок. Он также создал другие необычные электрогитары после того, как эмигрировал на Землю Обетованную, и он до сих пор играет на цельнокорпусном инструменте из красного дерева, который сконструировал сам.
В недавней беседе с VG Авраам Бар Раши рассказал о своем уникальном положении в мире электрогитар и об уникальных инструментах, которые поставили его в такое положение. И он, не колеблясь, сказал "как есть" относительно некоторых аспектов своей истории изготовления гитар. К фотографиям и вышеупомянутому письму, отправленному в южный офис VG, прилагалась краткая автобиография, в которой не раз встречалась фраза "забил". Личная история бывшего Аллана Гиттлера также включала долгие годы работы в киноиндустрии, поэтому наш первый вопрос касался того, какими словами, по мнению Бар Раши, следует описать его творение в дискуссиях среди любителей гитары.
Vintage Guitar: я слышал, что вас называют "изобретателем", "музыкантом" и "художником". Какой термин или термины вы считаете наиболее подходящими?
Авраам Бар Раши: музыкант, композитор, писатель, режиссер, автор, кинорежиссер, художник, поэт, редактор фильма, фотограф, изобретатель - все они уместны, но если вы хотите избавить своих читателей от экскурсии по моему тщеславию, просто зовите меня "ретро-ренессант" или просто "гитарист".
Расскажите о джазменах, которые вдохновляли вас, а также о ком-нибудь из тех, с кем вы играли.
Ремо Пальмье – аккордовые замены разожгли во мне любовь к американским джазовым стандартам. Элвин Джонс - мы сделали потрясающую запись - всего вдвоем - всего через 10 минут после нашей первой встречи. Гил Эванс - для меня он олицетворял звучание американского биг-бэнда. Мне выпала честь попросить его аранжировать мою музыку для моего же фильма "Парашют в рай". Бобби Доро - изысканный певец и пианист, спел заглавную песню этого фильма. Ллойд МакНил - искушённый флейтист; около года мы наполняли улицы Нью-Йорка своей музыкой. Гендзи Ито Сякухати на перкуссии – он привнес самурайскую точность своим прекрасным исполнением.
На каких традиционных гитарах - акустических и электро вы играли?
В детстве - на обычном хламе. Потом Gibson , затем серия D'Angelico, после классическая гитара Velasquez. Я овладевал ими по очереди, чтобы сосредоточить внимание на моей дисциплине обучения. Я обнаружил, что можно играть на чём, даже на сигарбоксе, если это мотивирует вас полюбить его.
Когда вы начали считать традиционные гитары слишком "громоздкими", если не сказать больше?
Когда я понял, что чисто электронное совершенствование не зависит от сентиментальных дизайнерских отсылок к традиционным формам гитары. Формы и материалы - традиционные и иные - действительно окрашивают звучание струны, но фундаментальная красота струнного инструмента - в его классическую, а теперь и электронную эпоху - заключается в том, что ваша плоть - ваши "вибрации" - находятся в прямом контакте с его линейным двигателем, струной. И единственное, что мне нужно для напоминания о том, что я играю на гитаре - это классическая высота звука её шести струн, поэтому я предпочитаю держать в руках как можно меньше, когда ищу нюансы своего звука на просторах электронное океана.
Вы провели два десятилетия в кинобизнесе, изобрели и запатентовали несколько вещей в этой области. Можно подробнее?
Я 15 лет проработал ведущим киномонтажёром. В тот период мне были вручены патенты на фотопринтер, катушку для киноплёнки и контейнер для кинофильмов. Я написал роман "Сквозь розовые очки " и сделал 18-минутный короткометражный фильм "Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк", состоящий из 700 кадров, снятых на Minox, и музыкой в исполнении Элвина Джонса и меня.
Мне надоела карьера монтажера, и я уволился, чтобы кататься на велосипеде по Центральному парку и писать сценарий собственного фильма "Парашют в рай".
После напряженных 15 недель предварительной подготовки, отбора основных актёров и 200 статистов, семи недель основных съемок, написания музыки, семи месяцев монтажа и огромной рекламной кампании, из-за разногласий с моим продюсером фильм сократился до пары бобин. Теперь я был на улице и играл на своём Веласкесе через комбик на батарейках. Эта красивая гитара не была предназначена для такого, поэтому я начал думать о создании собственной гитары.
В какой степени "фактор искусства" повлиял на ваш дизайн?
В любом устройстве форма должна следовать за функционалом. Я выбрал детали всего трёх диаметров - 5/8" для корпуса, 3/8" для звукоснимателей и колков, 1/4" для ладов, бриджа и верхнего порожка. Длина этих деталей была основана строго на минимуме, необходимом для их работоспособности в инструменте. Элегантная геометрия системы ладов гитары невероятно усилилась в такой конфигурации. Голова грифа, если это можно так назвать, оставлена только с точки зрения эстетики. Её длина выбрана от балды, и теоретически её можно отрезать сразу за верхним порожком.
Когда вы стали достаточно довольны своим творением, чтобы подать заявку на патент?
Когда я обнаружил, что больше ничего не могу убрать!
Какова была реакция на ваш инструмент со стороны музыкантов, художников и других людей? Разве вы не начали делать и продавать их благодаря сарафанному радио?
Музыканты восприняли его в штыки, как и все, чьи предубеждения он нарушал.
Художники говорили, что это должно быть в музее, а один подошел ко мне и сказал: "Спасибо, что создали еще один вид искусства".
Я начал производить их в Нью-Йорке. Сорок из них были проданы по почте, а 20 - из моей квартиры в Нижнем Ист-Сайде, где Энди Саммерс и купил свою.
Вы придумали уникальную систему крепления ремня. Это было сделано для сохранения симметрии?
Моя гитара была спроектирована как отдельная сущность - вопрос о том, как ее держать, был второстепенным. Например, конструкция скрипки эволюционировала в сторону оптимизации колебаний воздуха, заключённого в двух смежных камерах для конкретной высоты звучания и тембра. Держать инструмент под подбородком, что довольно странно, было скорее результатом, чем отправной точкой для конструирования инструмента.
Центральная штанга или "позвоночник" интригует, потому что, если большой палец гитариста будет располагаться там, как многие гитарные преподаватели советуют делать студентам - это может иметь хороший "тренировочный" эффект, в отличие от тенденции неопытных гитаристов обхватить гриф. Было ли это намеренно задумано в вашей конструкции?
Правильная позиция - расположение большого пальца напротив среднего - вот что позволяет исполнителю летать, но я видел, как гитаристы, которые обхватывают гитару за гриф, тоже летают. Но такое положение и то, как оно смещает плечо, всегда казалось мне отвратительным. Так что, к счастью, правильное положение - это то, что позволяет моей конструкции летать.
Сколько инструментов было произведено в США? Вы когда-нибудь показывали их на выставке NAMM?
Всего 60. Однажды я выставлялся на выставке NAMM; гитара лежала на чёрном бархате под единственным прожектором. Конечно, это всех останавливало, но один гитарист подошёл ко мне и спросил: "Что в этой гитаре особенного?" Мне пришлось ответить: "можно играть под водой". Не рекомендуется, но можно.
Существуют также три бас-гитары Gittler. Они были изготовлены в Нью-Йорке и пронумерованы соответственно 1, 2, 3.
Были ли все американские Gittler просто конструкцией из нержавейки с шестью выходными джеками?
Гитара являлась конструкцией из нержавейки, включая звукосниматели, и имела отдельные выходы выход для каждой струны, сигналы с которых можно было обрабатывать отдельно, а также получать секстафонические арпеджио, расставив акустику по всей сцене. Они производились со встроенным микшером на батарейках, размером с пачку сигарет, который имел шесть входов, шесть выходов, мастер-выход и фейдер для каждого канала.
Мастер-выход подавал все шесть сигналов на один усилитель. Любую струну можно было отключить от мастер-выхода и послать на свой собственный усилитель, и так можно было делать до тех пор, пока вы не доходили до полного секстафонического фрикаута.
Все дополнительные коробки и корпуса к гитарам, сделанным в Израиле, являются мерзостью по отношению к оригинальному дизайну - результат ошибочной попытки моих производителей сделать радикальный дизайн сразу "удобным для пользователя". Изначально освоение музыкального инструмента никогда не было удобным делом.
Что вы почувствовали, когда Музей Современного Искусства в Нью-Йорке приобрел инструмент?
Мне всегда нравилось выпить чашку кофе и погулять по музею. А позже, после встречи с дирекцией и искусствоведами для ознакомления с инструментом, они купили его. Я был восхищён.
Правильно ли это или нет, но многие узнали о вашем инструменте из-за ролика Police начала 80-х, на котором Энди Саммерс играл на Gittler. Как вы отреагировали на этот видео-клип?
В моей затворнической манере мы только переехали в Израиль тихо, без лишнего шума и без денег. Три маленьких коробки, трое маленьких детей и никакого телефона. Я понятия не имел, что транслируется видео, и что сотни людей пытались связаться со мной; Незадолго до этого я прервал всякую связь со своим токарем в Нью-Йорке из-за того, что Нед Стайнбергер таинственным образом нашел его и внимательно изучил конструкцию моих колков.
Меня позабавило услышать, что он подал в суд на Washburn Guitars за нарушение того, что он уже считал своей конструкцией колков. Представитель Washburn предоставил копию патента Gittler, и судья прекратил дело.
Вы не против обсудить смену имени и переезд в Израиль?
Когда я был ребёнком, мой дедушка сказал мне, что я потомок Раши, комментатора XI века по преимуществу Торы и Талмуда. Это влетало в одно ухо и вылетало из другого, пока я не встретил свою жену, WASP, происходящую из славного рода, включая Джона Адамса и ее деда, Джона Макгуайра, королевского профессора права Гарвардского университета. Она никогда раньше не была знакома с иудаизмом, и, благодаря моему обращению её в свою веру, начала очень усердный курс обучения, который длился 24 года. Она хотела быть иудейкой - она стала иудейкой. Она хотела переехать в Израиль - мы переехали в Израиль. Я изменил своё имя на Бар Раши, что означает "из Раши". Сейчас я сижу на земле, предназначенной Создателем для его священного народа. Я хочу быть настоящим евреем.
Сообщалось, что по Вашей лицензии производились другие инструменты, и что Вы остались ими недовольны. Можете ли Вы дать краткое описание деятельности Bar Rashi и/или Astron Enterprises? Что гласит надпись на иврите?
Единственная лицензия - и она была немедленно нарушена - досталась Astron Machine. Они должны были изготовить первую гитару для моего одобрения, но в ослепляющем блеске потенциальных больших долларов, 500 из них были сделаны на ЧПУ, все с дополнительным отверстием и сбитым расстоянием между ладами. Они надеялись, что металлический ящик и пластиковый корпус послужат прикрытием для их небрежной обработки. Их серийные номера начинаются с номера 61, а надпись на иврите гласит: "Бар Раши, Израиль".
Затем были фанерные инструменты с колками из барашковых гаек. Расскажите подробнее об их конструкции и почему они были спроектированы?
Оправившись от своего неуместного доверия, я решил создать самую простую гитару, какую смогу, без помощи "большого бизнеса". На пути к этой цели были изготовлены барашковые гайки. Это были эксперименты с фанерой и даже с ДВП. Я думаю, что все они деформировались, но я достиг своей цели с гитарой, на которой я играю сейчас, сделанной из цельного красивого красного дерева, включающую всего 12 одинаковых деталей, которые служат верхним порожком, бриджем и колками. Это единственная гитара, на которой я сейчас играю, и ее можно услышать на моем CD "Deep Hip". Я лично контролирую их изготовление и продаю их.
Чем вы сейчас занимаетесь?
Сейчас я обдумываю идеи для другого компакт-диска.
В наши дни инструменты из нержавеющей стали оригинальной конструкции обычно называют "Гиттлерами", а не "гитарами Gittler". Иными словами, не как брэнд, а как уникальный струнный электрический инструмент. Как бы вы это прокомментировали?
Для меня это большая честь.
Неудивительно, что разговор с Авраамом Бар Раши оказался столь же интригующим, как и созданные им инструменты. Можно использовать сколько угодно терминов для описания человека, его истории и инструментов, которые он создал, но факт остается фактом: Бар Раши и его творения занимают одну из самых уникальных и интересных граней истории электрогитар. Человек, хронология и инструменты, мягко говоря, нетрадиционны.
VG благодарит Боба Элвика за помощь в организации этого интервью.
От переводчика: В 2003 году Авраам Бар Раши умер. А в 2012 году его сын Йонатан Бар Раши открыл компанию Gittler Instruments и производит как современные переиздания оригинальных гитар Gittler, так и просто безголовые инструменты, сделанные по ОЕМ-контракту компанией KD Rising, то есть те же ALP, о которых я когда-то писал.