GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Gilby Clarke

 

Интервью

 

 

 

 

 

 

Маркус Брандштеттер

Hyperlocrian Music Blog

Апрель 2021

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Гилби Кларк вернулся со своим первым за двадцать лет сольным альбомом. На альбоме The Gospel Truth Кларк демонстрирует всё то, что полюбилось поклонникам со времён его первого сольного альбома Pawnshop Guitars: выверенные и мясистые гитарные риффы, отличное чувство цепляющих мелодий, его фирменный рашпильный вокал и, конечно, отсутствие недостатка в атмосфере зажигательного рок-н-ролла.

 

Уроженец Кливленда, Кларк присутствует на голливудской рок-сцене с конца семидесятых. Впервые он появился на публике в составе группы Candy (с которой выпустил свой первый альбом Whatever Happened To Fun). Затем он стал участником группы Kill For Thrills и добился всемирного успеха, когда его взяли вторым гитаристом Guns N' Roses (1991-1995 годы).

 

С тех пор Кларк выпустил несколько сольных альбомов и выступал с различными исполнителями, такими как группа MC5 и Нэнси Синатра. Он был участником группы Rock Star Supernova (в состав, искавший вокалиста на одноимённом кастинг-шоу, в которой входили Кларк, Томми Ли из Mötley Crüe и бывший басист Metallica Джейсон Ньюстед), а также играл с Col. Parker и несколькими другими звездными проектами.

 

Я пообщался с Гилби Кларком по Zoom, чтобы обсудить его сольную карьеру, гитары и усилители, годы работы в Guns N' Roses, нынешнее состояние рока и многое другое.

The Gospel Truth - ваш первый сольный альбом за последние двадцать лет. Почему это заняло так много времени?

 

Ну, это будет долгий ответ. Во-первых, знаете, я никогда не ставил перед собой цель сделать сольную карьеру. Знаете, это просто что-то, что, знаете, я записал свой первый альбом, а потом появилась возможность записать ещё один, и это не было чем-то, чем я собирался заниматься всё время. Это просто развилось в то, во что развилось. И в период после Swag, знаете ли, индустрия действительно менялась. И я чувствовал, что сразу после Swag у меня был проект Colonel Parker, а через пару лет - Rockstar Supernova. И между всем этим мы много выступали с концертами, продюсировали группы, и я как бы почувствовал, для чего мне нужно записывать альбом? Типа, наши концерты проходят нормально. Мы получаем много предложений, мы выступаем. И вот однажды я попал на последний концерт Mötley Crüe в Staples Center. Я был на их первом концерте, и мне захотелось побывать на самом последнем. Я сидел за кулисами в зоне Никки и столкнулся с другом, Дэйвом Дарлингом, мы с Дэйвом разговорились, и он затронул эту тему. Он сказал: "Ты давно не делал сольных записей". И я посмотрел на него, и мне стало как-то глупо. Я сказал: "Зачем вообще кто-то покупает пластинки? В чём смысл? А он выглядел так, будто хотел меня задеть. И он сказал: "Ты должен выпускать альбомы". Он говорит, ты же артист. Ты должен быть творческим. Творческий аспект очень важен для артиста. Он сказал: "Даже если один человек купит альбом, это важно". И когда он это сказал, это вызвало настоящий резонанс. И я подумал: знаете что? Он прав. И я снова начал процесс, и сочинять тексты, аранжировать песни, снова играть с ребятами с намерением записать альбом - это было действительно здорово. Действительно хорошо. Как будто мне это нравилось. Это было сложно. Перед записью альбома я чувствовал, что сочинил много песен. Что я собираюсь сделать по-другому? Я писал о вещах, которые важны для меня. Так что это была самая большая проблема - написать песни, которым, как мне казалось, действительно есть что сказать, в них есть вдохновение, и мне было важно их выпустить. И когда этот процесс начался, как я уже сказал, он был сложным, но я очень счастлив. Думаю, это одни из самых сильных моих текстов со времён альбома Pawn Shop. Я очень доволен этими текстами.

 

Каким был процесс записи?

 

У меня есть своя студия. Я не говорю о студии в спальне. У меня есть контрольная комната и комната для записи. У меня есть несколько фантастических старых микрофонов и пульт Neve. Это очень удобно. Обычно я работаю над одной или двумя песнями за раз. Возьмём к примеру "Rock'n'Roll Is Getting Louder". У меня возникла идея и я подумал: "Кенни Аронофф отлично подойдёт для ударных". Я позвонил Кенни и показал ему свои идеи. Обычно я начинаю с гитары и барабанов. Иногда я включаю туда скретч-бас, пока не найду басиста. Я больше не делаю это так, чтобы мы были все вместе в одной комнате. Обычно это только я и барабанщик. Мы работаем над песней, потом идёт бас, а затем я дописываю гитары и вокал. Вот таков обычно процесс.

Давайте поговорим об инстументах и оборудовании. Прежде всего, как поживает чёрный Les Paul?

 

Великолепно. Он до сих пор со мной. Знаете, у меня до сих пор есть большинство моих гитар, которые люди видели на протяжении многих лет. Это чёрный Les Paul Deluxe, который я превратил в Standard, врезав в него хамбакеры. Это мой основной Les Paul, на котором я записываюсь. У меня таких два, у меня много Les Paul'ов, но для записи я использую этот чёрный. И у меня есть голдтоп, который на самом деле довольно новый. Я не помню, какого года. Он 2007-го или 2008-го или что-то около того. Это мои основные Les Paul'ы, на которых я записываюсь.

 

Как вы выбираете гитары, которые будете использовать для записи?

 

Во-первых, они должны хорошо звучать. Во-вторых, они должны держать строй и быть удобными. На них должно легко играть. Этот чёрный Les Paul остался со мной навсегда, и по какой-то причине он всегда держит строй и всегда хорошо звучит. Я могу взять его в руки в любое время, и даже со старыми струнами он звучит отлично. Я использовал его на большей части этого альбома.

 

Вы коллекционируете гитары?

 

Не совсем. То есть у меня есть много хороших гитар, но я не могу сказать, что я коллекционер. У меня их, наверное, около сотни, и некоторые из них довольно ценные, но я не могу сказать, что я их коллекционирую. На каждой гитаре, которая у меня есть, я играю.

 

Какие усилители вы использовали?

 

Слева - Marshall. Мой Marshall. JMP 50. Справа обычно звучит мой Vox AC 30. А с Marshall я обычно использую свой Les Paul. Это либо мой чёрный Les Paul, либо голдтоп. С другой стороны, с AC 30, у меня Duesenberg, который похож на Gretsch. У меня есть Zemaitis, не тот, который сделал Тони, а один из новых, на который я поставил pвукосниматели Filtertron. Так что, опять же, это как Gretsch. Я использую его. И Telecaster. У меня есть Telecaster, который я часто использую. А еще у меня есть '59 Junior, и на "Rock and Roll is Getting Louder" - это мой '59 Junior в одном канале. И это был мой Gretsch. Точнее мой Zemaitis со звукоснимателями Gretsch в другом канале. Les Paul Jr. 1959 года. Да. Отличное состояние.

 

На видео вы играете на SG Custom, белом.

 

Да, именно так. Иногда ты приобретаешь новую гитару и хочешь поиграть на ней. Но на записи её нет.

Правда ли, что когда вы начали использовать Vox AC 30 в Guns N' Roses, вы были не совсем довольны их звучанием - пока Брайан Мэй не подарил вам примочку для них? Кажется, вы как-то упоминали, что когда вы вернули в строй Vox AC 30, он не сразу зазвучал правильно. И Брайан Мэй дал вам какую-то маленькую коробочку. Я хотел спросить, что это была за коробочка?

 

Это правда. Когда я играл в GNR, мне дали какую-то примочку. Но ничего не получалось. А Брайан Мэй случайно оказался с нами на том концерте. Он просто был у нас в гостях, увидел, как я стараюсь, и сказал: "Эй, попробуй эту коробочку". Это было то, что они называют тон-бустом, типа требл-бустера. Но на ней не было никаких надписей. Она не была похожа на фирменную. Это была просто одна из самоделок. Он одолжил её мне, и как только я подключил её, я сказал: "О, Боже, это то, что нужно". Это великолепно. Это именно то, что я искал. А потом Брайан сказал: "А теперь верни мне мою коробочку". Но я понял, что как гитарист, когда пробуешь новый усилитель, я выставляю всё на пять. Я могу включить громкость на десять, но я настраиваю всё на пять, и начинаю работать оттуда. С Vox'ами нужно держать бас на двух или трёх. Если вы поднимете его до пяти, шести или семи, он превратится в битловский Vox. Если вы включите его на два или три, а высокие частоты оставите на пять или шесть, увеличив громкость до предела, он станет почти как боевой стиль. У него действительно отличная динамика. И, как я уже сказал, то, что вы слышали на записи, справа почти всегда звучит Vox.

 

В "Tightwad" на басу играет Никки Сикс.

 

Да, Никки круто зажёг. Никки должен был играть на Pawnshop Guitars. Я записал эту пластинку на студии A&M в Лос-Анджелесе. В то время Mötley Crüe записывали альбом с Джоном Кораби. Мы с Никки часто общались, катались на мотоциклах, выпивали после этого. Я сказал ему: "Тебе действительно нужно сыграть на басу на этой пластинке". Но этого как-то не случилось. Но я всегда думал об этом все эти годы. И когда это случилось в этот раз, он пришёл, и это был идеальный трек, и я думаю, что он проделал фантастическую работу. Это не похоже на то, что вы могли бы услышать от Никки Сикса на пластинке Mötley Crüe.

 

Как вы сочиняете музыку? Сначала приходит рифф или вы сочиняете на акустике?

 

Понемногу и то, и другое. Знаете, бывают дни и недели, когда я хожу с акустической гитарой наперевес. Я просто хожу по дому и играю. Я смотрю игру Lakers и играю. У меня есть маленький усилитель Vox и Les Paul в моей спальне. Так всё и начинается, я просто дурачился, пока не получалось что-то, что мне нравилось. Обычно рифф всегда приходит первым. Или это просто какая-то идея. Я стараюсь не повторяться. Для меня очень важно сочинять песни, которые вы не слышали раньше.

Когда вы решили стать гитаристом - каким именно вы хотели быть? Парнем, который играет десятиминутные соло, или надёжным ритм-гитаристом?

 

Я всегда видел себя, как, ну, вы знаете, как, например, Рон Вуд с Родом Стюартом - это то, кем я хотел быть, знаете, мне всегда это нравилось, понимаете. Джо Перри со Стивеном Тайлером. Кит и Мик. Это действительно то, кем я всегда хотел быть. Ты проходишь через то, чего хочешь в своей карьере, и что в итоге получается. Я так и не нашёл певца, который бы подходил моей гитаре. Позже, когда я стал музыкантом и начал записывать альбомы, я начал петь просто потому, что никак не мог найти певца, который действительно делал бы то, что я хотел. У всех ребят, которые мне действительно нравились, уже были группы.

 

Каково было переехать в Голливуд в восьмидесятые, который в то время был эпицентром рок-н-ролла?

 

Там было так много замечательных групп. Местные таланты просто поражали воображение. Я никогда не видел Van Halen, но я видел Рэнди Роадса с Quiet Riot. Я видел, как играет Джордж Линч. Было так много групп, которые выглядели не как местные таланты, а как те, что играли на cтадионах в то время. Для меня, как для молодого гитариста, это заставило меня повысить свой уровень игры. Мы не выступали на концертах, пока не были готовы выступать. У меня есть забавная история о моём друге, с которым я познакомился, когда мы оба работали на складе. Он переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, чтобы стать гитаристом. Это было ещё до восьмидесятых. В первый же вечер он сказал: "Пойдём посмотрим на местные таланты". В первый же вечер он увидел Рэнди Роадса, игравшего с Quiet Riot. Во второй вечер он увидел Эдди Ван Халена с группой Van Halen. Он сказал: "Это и есть местный талант? Я должен позаниматься". И он вернулся в Нью-Йорк.

То есть вы могли пройтись по Сансет-Стрип, и везде были бы отличные группы?

 

Безусловно. Хотя, если одна из групп выступала в Troubadour или ещё где-нибудь, в Whiskey-A-Go-Go в тот вечер не было конкуренции. Они относились к этому довольно спокойно.  Эти группы, Mötley Crüe, Ratt или Poison, были подписаны не мейджорами, а инди-лейблами. В то время рок во многих местах был мёртв, но в Лос-Анджелесе это было не так. Там он был очень востребован!

 

А потом в какой-то момент группы стали настолько велики, что мейджор-лейблы уже не могли их игнорировать?

 

Да. Обычно это происходило так: тебя подписывал маленький лейбл. Потом тебя перекупал крупный. То же самое произошло и с моей группой. Нас купили, мы подписали контракт с сублейблом MCA - и они тянули до бесконечности. Мы вечно ждали продюсера. И в конце концов Polygram/Mercury выкупили нас.

 

Это было с вашей первой группой Candy, верно?

 

Именно так. Мы годами ждали продюсеров. Но, по крайней мере, мы играли концерты. В 1985 году вышла первая пластинка, но мы были вместе с 1981 года. И, как я уже сказал, до этого мы были на двух крупных лейблах. Это было совсем другое время.

 

Что вам больше всего запомнилось во время работы с Candy?

 

Ну, я узнал, что в те времена большинство групп были очень самостоятельными. У нас не было менеджеров, у нас не было агентов. Мы всё делали сами. Обычно один из ребят в группе занимался всеми делами, например, распространял билеты, а другой делал флаеры, так что у каждого была своя работа. Что я помню о Candy, так это то, что мы очень хорошо выступали на местном уровне. Мы выступали в качестве хэдлайнеров в Troubadour два вечера. Мы выступали в Whiskey, в Roxy, в Palace как местная группа до того, как у нас появился альбом. А когда мы получили контракт на запись, это было ещё до того, как появилось MTV, но оно не было влиятельным. Нас крутили на MTV, но это ничего не значило. Мы гастролировали. Мы выступали на разогреве у Кори Харта. Мы открывали тур для Рика Спрингфилда. У нас было несколько крупных концертов, но группа не продвигала альбом, пока не появились такие группы, как Poison, которые изменили местную сцену. У них был независимый лейбл, они попали на MTV, и всё пошло в гору. Это изменило всю сцену. Они определённо были одной из первых групп, которые сделали это сами, без менеджеров, агентов и всего прочего.

Что было после этого?

 

Я ушёл в группу Kills For Thrills, где пел и играл на гитаре. С Candy у нас был контракт с крупным лейблом, но он никуда не продвигался. Поэтому я основал свою собственную группу. Я хотел двигаться в направлении более тяжёлого рока, хотел, чтобы гитары были очень громкими.

 

В начале девяностых вы перешли от выступлений в клубах к стадионам с Guns N' Roses. Как вы это ощутили?

 

Когда я присоединился к GNR, я ещё не играл на стадионах, но я играл в клубах и на больших площадках. Когда люди спрашивают, как ты перешел от этого к тому... всё произошло так быстро. С того дня, как я пошёл с ними на джем, до того дня, когда я вышел на сцену, прошло всего две недели. Я получил приглашение в выходные, и у меня была одна неделя, чтобы выучить 50 песен. Я должен был выучить весь репертуар, потому что у них не было сетлиста. Всё, о чём я думал, - это запомнить песни. Каждый день я сидел с кассетным плеером и наушниками и разучивал партии Иззи. Я не хотел разочаровать ребят. Поэтому единственное, что было для меня важно, - это выучить эти песни. Это всё, что меня волновало.

 

О туре "Use Your Illusions" ходит много мифов, ведь это один из самых легендарных туров в истории рока. Каково было участвовать в нём на самом деле?

 

Если честно, я не думал обо всём этом. Я не думал о статусе рок-звезды, как, знаете, я строил новые отношения. До тура GNR я не был хорошо знаком с ними, я немного знал их, но не очень хорошо. Мы подружились во время тура. Мэтта [Сорум, барабанщик - прим. переводчика] я знал и раньше, так что я строил эти отношения, и я бы не сказал, что мне нужно было вписываться. Я действительно не должен был. Они не оказывали на меня такого давления. Они дали мне столько свободы. Они никогда не говорили мне, что играть. Они никогда не говорили мне, что носить. Они никогда не говорили мне, что говорить. Они как будто принимали тебя таким, какой ты есть. Конечно, все мы иногда совершаем ошибки, потому что я был новичком, а большинство из них не так часто давали интервью. Бывало, скажешь что-то в прессе, а тебе в ответ - зачем ты это сказал? Я говорю: "Ну, хорошо. Теперь я этого не скажу". Просто им нравится держать свой мир, свой собственный мир, закрытым, и я понял это позже и всё прочее. Но именно об этом я и думал, о дружбе в группе. Это даже не вписывание в группу. Я уже вписался. Мы все были частью одной сцены. Вписаться было очень легко, но я не думал обо всём этом. Я просто снова сосредоточился на том, чтобы хорошо играть песни, чтобы Слэш, Эксл и Дафф гордились тем, что я делаю. Я хотел, чтобы все прошло хорошо. Я хотел сделать всё хорошо для них, и я уверен, что они тоже хотели, чтобы я сделал всё хорошо.

Вы играли во многих группах, у вас были разные роли. Вы были лидером группы, гитаристом, фронтменом, наёмным музыкантом. Какой самый важный урок вы получили, играя в группе?

 

Прислушиваться к своему окружению. Неважно, единственный ты гитарист или второй, ты должен слушать. Нельзя быть слоном в посудной лавке и говорить: "Я такой, я играю так, и пошли они на хуй, если им это не нравится". Конечно, в тебе должно быть немного высокомерия и рок-н-ролла, но прислушайся к своему окружению! Не переигрываешь ли ты в этой песне? Иногда нужно пропустить куплет, дать басу или клавишным доиграть его. Если вы играете со вторым музыкантом, подчёркиваете ли вы то, что играет он или она? Хорошо ли вы играете вместе? Это то, чему я научился, - нужно действительно слушать.

 

Каково это было - участвовать в шоу Rock Star Supernova? Вы, Томми Ли и Джейсон Ньюстед участвовали в кастинге, искали вокалиста.

 

Rock Star Supernova была больше экспериментом, чем чем-либо ещё. Телевидение так сильно влияет на музыку в целом, будь то American Idol или что-то ещё, что происходило в то время. Это была идея, которая сформировалась из настоящей честности. Продюсером был Марк Бёрнетт. Он сказал: "Рок-н-ролл никогда не был хорошо представлен на телевидении. Это всегда какая-то фальшивая версия рок-н-ролла. Вы трое - настоящие. Я никогда не буду редактировать то, что вы говорите. Если вам есть что сказать, говорите. Я не собираюсь указывать вам, что говорить". Так мы и поступили.  Все эти вокалисты пели вживую, за ними не было никаких треков. Они пели под живую группу, неважно, была ли это домашняя группа или мы. Для меня это был рок-н-ролл в правильном представлении.

 

Что вы думаете о группе в ретроспективе?

 

В группе было много хорошего и много плохого. Она была настолько новой, что на её развитие ушло бы несколько лет. Но в то время все были заняты разными делами. Было очень трудно держать всё это вместе.

 

В вашей музыке и имидже всегда присутствовала атмосфера "бунтаря".

 

Ну, у меня сердце бунтаря, знаете, это так забавно, потому что я гоняю на мотоциклах со своими друзьями, и мы делаем это по выходным, понимаете. Конечно, во время пандемии нам приходится держаться чуть дальше друг от друга, но это отличная вещь, которой мы всё еще можем заниматься, потому что мы на улице. У нас есть защита, шлем. Поэтому я всё время шучу. Иногда я оказываюсь впереди группы и еду, может быть, 10 минут, на 10 миль в час выше лимита скорости. И я видел, как некоторые ребята отставали, и когда мы останавливались, я спрашивал: "Какого черта ты делаешь? Он говорит: ты превысил скорость. Я говорю: "Ты что, бунтарь, что ли? Да ладно, мужик". Время от времени можно нарушать правила. Иногда нужно жить немного на грани. Так что я стараюсь сохранять этот дух во всём, что делаю.

Тот образ рок-звезды, который вы воплотили в Guns N' Roses, - может ли такой тип рок-звезды существовать в наши дни?

 

В смысле, из-за политкорректности и культуры отмены? Да, это сложно. Раньше были настоящие рок-звёзды с таким образом "бунтаря". Сегодня их уже не существует. Нам нужны молодые поколения рок-звеёд, но никто не хочет совершить публичное самоубийство и сказать какую-нибудь глупость. С культурой отмены всё очень сложно. Когда ты даёшь интервью в наши дни, ты должен быть осторожен в своих словах. Даже если ты честен и не говоришь ничего плохого, люди воспринимают все слишком серьёзно.

 

Тема долголетия рок-н-ролла постоянно звучит на The Gospel Truth, особенно в песне "Rock'n'Roll Is Getting Louder".

 

Для меня эта песня была важна, потому что я устал слышать, что рок мёртв. Даже от некоторых наших кумиров. Он не умер, он всё ещё существует. Просто сейчас рок-н-ролл, возможно, немного в андеграунде. Ну и что? Джаз всегда был в андеграунде, но он до сих пор существует. И он по-прежнему важен. По-прежнему есть великие музыканты, исполняющие джаз, и по-прежнему есть великие музыканты, исполняющие рок-н-ролл. Я не знаю, что должно быть мертво. Одни из самых масштабных гастролирующих групп - AC/DC и U2 - это всё рок-н-ролльные группы. Bon Jovi всё ещё популярны, Guns N' Roses собирают стадионы. Конечно, нам бы не помешали более молодые исполнители. Но разговоры о том, что "рок-н-ролл мёртв", просто действуют мне на нервы. Поэтому я хотел дать понять, что рок-н-ролл не умер, а становится всё громче, что мы становимся всё лучше и лучше. Но песня не только о рок-н-ролле, она обо всём понемногу. Она также о моём личном пути, о том, как не сдаваться.

Что вы больше всего ненавидите в музыкальном бизнесе?

 

Юристов. В первые годы существования GNR меня это очень беспокоило. Когда я думал о том, сколько денег я платил своим юристам: Я никогда не думал, что заработаю столько за год. Люди просто выходят из леса и подают на тебя в суд, ни за что ни про что. Вот что я всегда ненавидел. Почему, чтобы играть на гитаре в рок-н-ролльной группе, нужно иметь трёх адвокатов? Это безумие.

 

И последний вопрос: Что вы думаете о нынешнем состоянии гитарного мира?

 

Должен сказать, что до "пандемии" я бы сказал так: "Слушайте, я думаю, что гитаристы, которые играют на гитаре, вкладывают в неё деньги. Я думаю, что это здорово. Я думаю, что существует так много возможностей, например, даже я сам, например, если мне нужно учиться, мы делали Kings of Chaos, и у нас был Уоррен де Мартини, и мы должны были сыграть пару песен Ratt. То есть я зашёл на YouTube, чтобы посмотреть, как они это делают, по-быстрому. И я сидел и слушал запись. Я могу зайти на YouTube. Там так много отличных ребят, которые дают уроки. Я этим не занимаюсь, но я видел, что они там есть. Так что сейчас у гитаристов много возможностей. Но я не знаю, много ли там гитаристов. Как было раньше, когда моя дочь училась в школе и хотела играть в группе, хотела создать группу и искала барабанщика, басиста, певца, гитариста и всё такое, в её школе, а это серьёзная школа, был один барабанщик, один басист, четыре гитариста и 200 певцов. Когда я учился в школе, а это было очень давно, там было 100 барабанщиков, 100 басистов, 100 гитаристов и один певец. Вот что изменилось в музыкальном мире. Все хотят петь. Хотелось бы, чтобы было больше гитаристов. Думаю, Пандемия помогла. Я слышал, что дела в индустрии идут очень хорошо. Я знаю многих производителей гитар и усилителей, и у них сейчас всё очень хорошо. Благодаря пандемии люди вкладывают деньги в музыкальные инструменты. Так что у меня есть надежда, что дела у нас, гитаристов, дела пойдут лучше.