GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Gilby Clarke

 

 

Как я присоединился к Guns N' Roses и как меня уволили

 

 

 

 

 

Стивен Роузен

Ultimate Guitar, ноябрь 2018

перевод с английского

Я разговаривал с Гилби Кларком в 1994 году, как только вышел его дебютный сольник Pawnshop Guitars. Одним из его последних слов, сказанных мне, было: "Я думаю, что GN'R - это то, что будет существовать ещё долгое время, так что если я возьму небольшой перерыв, я думаю, это нормально".

 

Мы все знаем, что когда Кларк покинул группу - из-за того, что Эксл Роуз его уволил - это был последний раз, когда он когда-либо играл с Guns N' Roses, но это было нормально. Он продолжил сольную карьеру, которая сейчас включает семь альбомов, EP и чборников Best Of с восьмым релизом, который должен выйти весной 2019 года.

 

В преддверии этого Гилби отправился в тур, сыграть ряд концертов.

 

"Весной следующего года у меня выходит новый сольный альбом, так что я просто хочу выйти на сцену", - говорит Гилби. Мне предложили небольшой цикл концертов, и я решил принять его и снова разогнать кровь". Последние пять-шесть лет я даю концерты, но не устраиваю полноценные гастроли. В основном это работа по выходным, и большинство из них - зарубежные. Мы редко играем в Штатах".

 

Кларк - любитель поездок. Он гастролировал со своими собственными группами - Candy и Kill For Thrills - и совершил кругосветное путешествие с Guns N' Roses. Здесь он рассказывает о грядущем альбоме, о жизни в и вне GN'R и о больших усилителях против маленьких.

Мы разговаривали в 94-м году, когда только что вышел твой первый альбом Pawnshop Guitars. Трудно поверить, что прошло уже больше 24 лет.

 

О, Боже мой. В то время это было потрясающе, потому что Virgin проделали действительно хорошую работу по маркетингу и продвижению. Я совершил довольно масштабный промо-тур, давая интервью и выступая. Таких вещей больше не делают. [Во всяком случае, не для меня].

 

Я не думаю, что это происходит с кем-то, если только вы не Роллинги или Guns N' Roses.

 

Если ты в Guns N' Roses, ты не даёшь никаких интервью. [Смеётся].

 

Можешь немного рассказать о новом альбоме?

 

Все, кто знает меня как сольного исполнителя, считают, что мои альбомы не сильно отличаются друг от друга. Песни со Swag могут быть на Pawnshop Guitars, а песни с Pawnshop Guitars могут быть на The Hangover. Это та музыка, которая мне нравится. Я всегда пишу альбом, который сам хотел бы послушать. Мне нравится рок-н-ролл, хотя, наверное, сейчас это называется классическим роком. Я люблю громкие гитары, люблю, когда барабаны бьют в набат, хорошие мелодии и хорошие гитарные партии. Эта пластинка действительно похожа на классический рок-н-ролл. В ней нет никаких современных извращений, но она пробивная. Для меня это похоже на Bad Company или ранних Queen. Это определённо гитарный драйв, и у меня есть пара корневых песен в open-G, на которых звучит роллинговский или кантрёвый тванг. Никаких изысков или наворотов.

 

Вы собираетесь гастролировать в качестве трио, что, должно быть, совсем другое, чем когда вы выступали в две гитары вместе со Слэшем в Guns N' Roses.

 

Во всех группах, в которых я играл до Guns N' Roses, я был единственным гитаристом. Когда появилась такая возможность, я не был в том положении, чтобы сказать: "Эй, Слэш. Почему бы нам не разделить соло?". [Смеётся] Это его группа, у них уже был сложившийся звук и они были чрезвычайно успешны.

 

Значит, тебе очень комфортно в трио.

 

Мне нравится вызов, который бросает трио. Многие мои любимые музыкальные вещи, когда я был моложе, исполнялись певцом и одной гитарой. Я определённо лучше играю ритм, чем лид-партии, и я думаю, что это, вероятно, сильная сторона группы. Люди всегда говорят: "Ваша группа звучит так плотно для трёх человек", и это потому, что мы заботимся о ритме в костяке.

Ты действительно считаешь себя более сильным ритм-гитаристом, чем соло?

 

До сих пор считаю. Как и все гитаристы, ты учишься играть соло-партии, и когда я записываю свои альбомы, я - лид-гитарист. Когда я только начинал карьеру в Голливуде, моя первая работа была в качестве сессионного гитариста, который играл по всему Лос-Анджелесу, так что играть соло-партии - это просто часть работы гитариста, но мне очень нравится ритм-игра. Я не знаю, есть ли у меня график занятий, но когда я дома, гитара всегда у меня в руках, и я не так уж часто сижу и сочиняю партии. Это больше похоже на процесс сочинения и попытку придумать что-то новое и захватывающее.

 

Ты слушал таких ритм-гитаристов, как Кит Ричардс и Пит Таунсенд?

 

На самом деле я не выбирал ритм. Я никогда не садился за гитару, чтобы стать ритм-гитаристом, но это ярлык, который я получил от Ганзов. Когда я только начинал, моим любимым гитаристом был Рик Дерринджер. Я просто считал его величайшим. В нем был полный набор: он мог сочинять песни, он мог играть на гитаре, он мог петь, и мелодичность в его игре была невероятной.

 

Дерринджер - великий гитарист.

 

Для меня с годами гитара стала больше связана с сочинением песен. Когда ты только что упомянул Кита, это было действительно из-за песен, которые он написал, когда у него начался период open-G, и таких вещей, как фуззбокс в "Satisfaction". Это было больше о его креативности как гитариста, чем как просто гитариста.

 

Когда тебе позвонили из Guns N' Roses, думал ли ты, что это группа, в которой есть тот тип рок-н-ролла, о котором ты говорили ранее? Воспринимал ли ты Ганзов как действительно настоящую рок-н-ролльную группу в тех же традициях, что и Bad Company или ранние Queen?

 

Безусловно. Когда меня пригласили, я присоединился к этой группе по целому ряду причин. Там не было ни одной отрицательной галочки, но одна из них заключалась в том, что я считал эту группу великой. Для меня, чего я пытался достичь в то время, я действительно хотел просто громкую версию Rolling Stones, и для меня Ганзы были именно этим. Они были громкой версией Rolling Stones.

 

Так и было.

 

Они могли исполнить акустическую песню, например, "Patience", а затем "Paradise City" или "Out Ta Get Me". Они исполняли всё, и это то, что мне нравилось в группах. Если вы послушаете пластинку Queen, то там есть все. Они зажигают как рок-группа, но могут быть и мелодичными, например, "You're My Best Friend", где вы даже не узнаете, что это песня Queen, если не знакомы с Queen. Все группы того периода были такими. Они были очень разносторонними.

 

Именно это сделало те классические рок-группы такими великими.

 

В наши дни, потому что люди так боятся выйти из своих рамок продажи скачиваемого материала или чего бы то ни было ещё, они не делают этого. Если вы послушаете мой первый альбом Pawnshop Guitars, то он именно такой: Там есть несколько хард-рокервых вещей, но есть и немного корневой музыки, кантри тванга, есть и поп-музыка в духе Beatles, потому что это то, что мне нравится.

 

И это было у Ганзов?

 

Когда Ганзы позвонили мне, я сказал: "Чуваки, это громкая версия Роллингов. Это вне закона и это по-настоящему". Это действительно была опасная рок-н-ролльная группа, и никто не знал, что произойдёт дальше. Знаешь что? Мне это нравилось. Для меня это был рок-н-ролл.

Было ли прослушивание в группу? Ты нервничал?

 

Нервничал ли я? Нет. Я думаю, причина того, что я не нервничал, заключается в том, что мне было 30 лет, когда мне позвонили. Я уже был на слуху и знал, что это возможность, помимо потрясающего шанса присоединиться к великой рок-н-ролльной группе. Я подумал: "Знаете что? Я не буду пытаться быть Иззи. Я просто буду самим собой, буду играть так, как играю, говорить так, как говорю, и быть тем, кто я есть. Если я им понравлюсь таким, какой я есть, тогда, надеюсь, всё сложится".

 

С таким настроем ты шёл на встречу?

 

Это была небольшая уверенность в себе. Есть забавная история с самым первым концертом, на котором я выступал с ними. Ребята очень нервничали за меня. Они говорили: "О, Боже мой. Он играет на этих площадках. Он не сойдёт с ума?" Пока Мэтт играл соло на ударных, я сидел в своей маленькой гримёрке с комбиком, и каждый из них подходил ко мне и спрашивал: "Ты в порядке? Всё хорошо? Все круто?"

 

И что ты ответил?

 

На самом деле я сидел и ел пиццу. [Это была середина сета, и я сказал: "Да, я просто немного проголодался. Я не знал, что это на самом деле трёхчасовое шоу". Я не ел за час до выступления и поэтому сказал: "Я просто немного голоден. Вот и всё".

 

Было ли прослушивание?

 

Я приходил и играл с ними пару раз прямо перед выступлением, но всё как-то само собой получилось. Слэш впервые позвонил мне буквально в полночь и сказал: "Эй, ты не мог бы приехать завтра и сыграть с нами джем?". Альбом Illusion ещё не был выпущен. Они уже дали пару живых концертов, но пластинки еще не поступили в продажу. И он сказал: "Почему бы вам просто не выучить три песни? Просто выбери три песни". Так что телефонный звонок раздался в полночь, и в час дня я уже играл с ними. У меня не было возможности сесть и выучить их. В основном я слушал кассету в машине по дороге. Одна из песен, которую я запомнил, была "Knockin' On Heaven's Door".

 

Ты ещё раз играл с ними снова?

 

Всё получилось, они попросили меня вернуться на следующий день, и на этом всё закончилось. В следующий раз я уже выступал на концерте через неделю. У меня была всего неделя, чтобы выучить весь их 50-песенный сет.

Ты сказал, что не пытался заменить Иззи, но, конечно, ты слушал, что он играл на предыдущих альбомах Ганзов.

 

О, безусловно. Не пойми меня неправильно - я не говорю, что я не играл партии Иззи. Партии Иззи были важной частью группы. Я имею в виду, что я не пытался быть им и подражать ему. Я взял его партии и сделал их своими. Даже Слэш в то время сказал то же самое: "Слушай, просто слушай и делай это по-своему". Он считал, что для меня как для музыканта важно не просто быть на сцене, а найти свое место в группе. Он считал это важным, и так оно и было. Я взял важные вещи, которые вы хотите услышать, но я просто сыграл их так, как я бы сыграл.

 

Эти песни было трудно выучить?

 

Нет, но что было сложным и трудным, так это то, что если вы действительно слушаете музыку Ганзов, то ее особенность в том, что каждый раз, когда наступает соло, ритм-секция и музыка под ней - это совершенно другая часть песни. В большинстве песен люди солируют в припеве или куплете, но не в Ганзах, чувак. Это похоже на то, что было в Aerosmith, когда это была совершенно новая часть, и в моей голове [смеётся] - а вы должны понимать, что я выучил 50 песен за неделю - в моем компьютере было несколько ошибок. "Является ли эта ритм-часть той, которая подходит к этой песне?".

 

Наверное, это потребовало некоторого обучения.

 

Моей целью было выйти на сцену и не иметь никаких шпаргалок. Единственная шпаргалка, которая у меня была, это шпаргалка Иззи для песни "Coma", большой 15-минутной песни, где все изменения разные. У Иззи была шпаргалка, и я сказал: "Эй, можно мне это позаимствовать?". Мне пришлось воспользоваться его шпаргалкой для "Coma", которую я играл, наверное, всего один или два раза за два с половиной года.

Сколько тебе было лет, когда ты присоединился к Ганзам?

 

Мне было 30. До Ганзов у меня уже было две группы, подписанные крупными лейблами, так что я уже успел кое-что сделать. Забавно, что Ганзы только появились, а я уже играл в группе, которая выступала в местных клубах, имела контракт с крупным лейблом и всё такое, когда они только начинали.

 

Это была Candy?

 

Это была Candy, моя первая группа, а второй была Kill For Thrills, которая выпускалась на MCA.

 

Значит, ты не был совсем неизвестным, присоединившись к знаменитой группе.

Да. Я никогда раньше не выступал на стадионе, но я уже участвовал в гастролях по крупным прощадкам и театрам и много раз был в турне. У меня определённо был подобный опыт.

Ты сказал, что все ребята приветствовали твое появление в группе, но в итоге Эксл уволил тебя из группы и даже не сказал тебе об этом.

 

Если и был какой-то негатив по поводу того, что всё закончилось, то только из-за отсутствия реальной связи. Я ничего не слышал от него напрямую. Если что-то было не так или мы с ним не сходились во мнениях, я никогда не узнавал об этом напрямую от него. У людей между нами были свои собственные планы, поэтому я не думаю, что они действительно представляли его правильно, и, возможно, они не представляли меня правильно.

 

На таком уровне у каждого есть куратор, помощник и кто-то другой, кто делает грязную работу. Верно?

 

Было так много людей, которые пытались расколоть силу этой группы, так что это было тяжело. Я имею в виду, что мы с Экслом были на одной и той же чёртовой странице. Если вы посмотрите записи тех времён, мы с ним всегда были вместе на сцене, мы смеялись. Он пел строчку, а я шутил, и это его веселило. У нас были прекрасные отношения. Я вырос в Кливленде, штат Огайо, а он вырос в Индиане, и мы, вероятно, выросли в сотне миль друг от друга. Мы выросли на одном и том же радио, и мы смеялись над этим, как будто мы знали одни и те же песни из Top 40 того периода, в котором мы выросли.

 

Тем не менее, то, что произошло с тобой под конец работы в группе, было довольно подло.

 

У нас были хорошие отношения, но в конце концов, разве мы были согласны? Абсолютно нет. Я не думал, что в Guns N' Roses должно быть три гитариста. [Смеётся] Я был довольно строг в этом вопросе, поэтому мы не пришли к согласию, но это не значит, что я не уважал его или не переживал за него, и наоборот. Он приходил на некоторые джемы, которые я устраивал на протяжении многих лет, и всё такое. Никакой вражды между нами нет. И по сей день я стараюсь помнить только хорошее, а не плохое, и всегда говорю: "Мы все в одной грёбаной команде". Они переживают за музыку, они переживают за рок-н-ролл, и я переживаю за музыку, переживаю за рок-н-ролл. Я бы никогда не сделал ничего, чтобы запятнать имидж группы. Я хочу, чтобы это наследие продолжало жить, и я хочу, чтобы они выпускали новые записи. Я хочу, чтобы это жило.

Потом Эксл и все остальные участники группы появились на твоём первом сольном альбоме, так что расставание не могло быть таким уж плохим.

 

Нет, совсем нет. Но всегда будут какие-то проблемы. Можно разбирать мелочи, в которых люди не согласны друг с другом, и делать из этого что-то большее. Но в целом всё хорошо, и это важно.

 

Наверное, было приятно, когда Эксл, Слэш и все остальные участвавали на Pawnshop Guitars.

 

Это было здорово. В то время это было не то, о чём я думал. Просто всё так сложилось. Мы только что закончили двух с половиной-летний тур, в котором мы жили вместе два с половиной года. Это твой круг общения, поэтому я был первым в студии после этого, так что они все тусовались в студии, когда я работал над альбомом, что говорит о том, как мы всё делали. Честно говоря, у меня не было выбора, записываться ли им на альбоме, потому что они постоянно стояли у меня над душой, хахаха.

 

Масштабы тура Guns N' Roses со всей прессой и вниманием были просто невероятными?

 

Конечно, но ты быстро адаптируешься, когда оказываешься в такой ситуации. Вы должны понимать, что для них это тоже было в новинку. Тур с Metallica был их первым стадионным туром, так что в то время мы были все вместе. Я никогда не относился к этому как к чему-то страшному или нервному. Я действительно никогда не боялся. Это было захватывающе, вот что это было, и это было здорово.

 

Ты знал о том, что происходило с группой до твоего прихода?

 

О, да. Конечно, у нас был перебор. [Смеётся] Но мы все были молодыми ребятами, наслаждавшимися тем летом, и это просто входило в привычку.

 

А излишества никогда не были слишком чрезмерными?

 

Ну, да, то есть, было. Определённо. Все старались держать это под контролем. Скажем так. Всё выходило из-под контроля, но, опять же, я знал, на что шёл, когда пришёл в группу, и я думаю, что эти выходящие из-под контроля вещи были почти тем, чего хотела публика. Вы должны помнить, что это была группа вне закона, как Motley Crue, и людям это нравилось.

 

Это правда.

 

Они питались этим. Не то чтобы кто-то делал это по таким причинам. Это действительно была повседневная жизнь. Мы как будто не знали ничего другого. Это были те способности, которые мы имели в то время, чтобы справиться с этими вещами.

Единственной записью, которую вы сделали с группой, был альбом каверов The Spaghetti Incident. Как это происходило в студии?

 

Мы сочинили несколько песен во время гастролей, а когда вернулись, пошли в студию, чтобы сделать ещё несколько. Я думаю, все знали, что мы не собираемся записывать альбом какое-то время, поэтому нужно было что-то выпустить, пока группа еще не остыла. Это была запись всей той музыки, которая повлияла на группу, и тех влияний, которые сделали группу такой, какая она есть. Я думаю, что каждый приложил к этому руку, говоря: "О, давайте попробуем эту песню. Давайте сделаем эту песню".

 

Какими были сессии?

 

Для меня это было очень естественно. Они записывались так, как я люблю записываться: Мы были все вместе в одной комнате. Усилители были изолированы, но мы все были в одной комнате и смотрели друг на друга. Я стараюсь делать это и сегодня, потому что для меня это и есть магия музыки. Я уважаю Мэтта как барабанщика, я уважаю Слэша, я уважаю Даффа, и я хочу играть для них лучше. Я не хочу, чтобы они смотрели на меня и говорили: "О, мой бог. Этот дубль отстой, потому что ты отстой".

 

Ты действительно растёшь как гитарист?

 

Я хочу играть лучше, и я знаю, что все чувствовали то же самое. Им нравилось смотреть друг на друга, играя с живыми барабанами, и так мы это и сделали. Единственное, о чем я говорил раньше, так это о том, что когда я присоединился к Ганзам, я был парнем с Les Paul, Телеком, Marshall. JCM800 или 50-ваттным JMP, что я использовал в то время.

 

Очевидно, что Слэш использовал Les Paul и Marshall.

 

Слэш - парень с Les Paul и Marshall. Он играет с большим гейном, чем я, но мне нужно было найти свой звук в группе. В какой-то момент я перешёл на [Vox] AC30, и это мне очень помогло, потому что ритм-партии были чуть более перкуссивными. Мы с Иззи не играем так далеко друг от друга в той области, где ты играешь акценты с другим гитаристом, поэтому я перешёл на AC30, и это действительно помогло мне найти свою индивидуальность в группе.

Ты использовал Vox в студии?

 

Когда мы записывались, я использовал комбинацию из AC30 или старого браунфейса Fender Deluxe. Именно эти маленькие усилители давали такой большой звук GN'R. Это действительно помогло нам найти тот грув, в котором было комфортно играть в студии вместе.

 

Ты продолжал играть на Les Paul?

 

У меня были мои Les Paul, у меня была пара Телеков и я играл на гитарах Zemaitis. Тони [Земайтис] фактически сделал мне две электрогитары Zemaitis, которые у меня были в то время, и которые действительно являются лучшими Les Paul из когда-либо сделанных.

 

Какое оборудование ты используешь на новом альбоме?

 

Это мой Les Paul и JMP Marshall с одной стороны, а с другой стороны, если это не AC30, то маленький браунфейс Fender Deluxe. Я действительно использую те же вещи, что и всегда. Ты находишь звук, который работает в студии, но может нехватать громкости для живого выступления. В студии это Telecaster, Zemaitis. Я взял очень хороший Duesenberg со звукоснимателями TV Jones, который звучит очень хорошо.

 

Как бы ты описал свой гитарный звук?

 

Моё звучание довольно чистое. Это не совсем подход AC/DC, и я не использую много гейна, когда записываю гитары. Мне нравится эта грань, и для меня это всё те записи, о которых мы говорили, например, Bad Company, Faces и всё такое. В те времена усилители действительно не были такими перегруженными.

 

Люди всегда думают, что Джимми Пейдж использовал Marshall на записи, но те гитары звучат действительно...

 

Прозрачно, но это давало возможность барабанам дышать. Звук Бонэма был таким, потому что гитары не были слишком перегружены и не занимали весь спектр.

 

Гитары, записываемые сегодня на альбомах хард-рока и метала, заполняют весь трек, и вы ничего не слышите.

 

Я делаю много записей, и ребята приходят с сильным гейном и большим количеством низов, и первое, что я должен сказать: "Ты должен следить за низами в гитаре. Оставьт низы для бас-гитары. Если ты увеличишь низы вдвое, они займут весь трек, и ни для чего не останется места".

 

Именно так.

 

Именно поэтому вы слушаете такие вещи, как Pantera, и хотя у него мощный, тяжёлый звук, он не подавляет всё вокруг.

Наконец, несколько вопросов от читателей. Помнишь ли ты первую купленную тобой пластинку?

 

Безусловно, и это безумие: Elton John's Greatest Hits. Я не знаю, как и почему. К сожалению, в молодости я был немного вороват, но первая пластинка, за которую я действительно заплатил, была "Elton John's Greatest Hits".

 

Какой инструмент, на котором ты не умеешь играть, ты хотел бы освоить?

 

О, легко. Саксофон. Я обожаю саксофон. Иногда, когда меня нанимают в качестве сессионного музыканта, и я начинаю играть своё обычное соло, мне приходится упрощать и думать: "Как бы саксофон подошёл к этой песне?", и это мне очень помогает. Я пробовал, но у меня просто не хватает губ.

 

Если бы ты мог взять один урок игры на гитаре у любого живого или умершего человека, кто бы это был?

 

Вау. Джефф Бек. Я не самый большой поклонник Джеффа Бека, но я очень уважаю его подход, то, как он начинал и где он сейчас. Он один из величайших.

 

Если бы ты мог собрать группу своей мечты из музыкантов, живущих и уже умерших. Кого бы ты выбрал?

 

Ну, это очень просто: Кит Мун на барабанах. Бас - это сложно. Есть так много великих басистов. Я бы выбрал Пола Маккартни. Мне бы пришлось играть на гитаре. Петь? Это еще один сложный вопрос. Наверное, это был бы Робин Зандер.

 

А Маккартни мог бы исполнять бэк-вокал.

 

Точно. [Смеётся] Забавно, но я вообще-то поклонник Джона Леннона, но басовые партии Маккартни просто потрясающие. Это та вещь, когда бас становится инструментом, а не просто дублирует гитару.

 

Ты помнишь свою первую гитару?

 

О, безусловно. Моей первой гитарой была одна из тех гитар Harmony или Sears с тремя металлическими звукоснимателями, шестью ручками и всем прочим. Моей первой профессиональной гитарой была Les Paul Standard, которую я купил.

 

Почему именно Les Paul?

 

Эйс Фрейли, Джимми Пейдж, Питер Фрэмптон. Это была эпоха, на которой я вырос. Les Paul Питера Фрэмптона с тремя звукоснимателями - это просто самый красивый инструмент всех времён.

 

Спасибо.

 

Давай, чувак. Удачи.