Отвечает на вопросы читателей
Тим Пейдж
G&LDP, июль 2004
перевод с английского
От переводчика. Ранее я уже публиковал интервью как с Джорджем Фуллертоном, так и с другими ключевыми фигурами компании Fender разных лет и эпох. Сегодня я предлагаю вашему вниманию ответы Джорджа на вопросы участников форума G&L Discussion Page. Кстати, пользуясь случаем хотел бы выпить не чокаясь за кончину закрывшегося говнофорума guitarplayer.ru. Вертеться им в стекловате. Хоть какой-то позитив в свете последних событий.
Тим знал Джорджа Фуллертона много лет и несколько раз брал у него интервью о Лео и G&L. В июле 2004 года несколько участников G&LDP спросили Тима, не мог бы он попросить Джорджа ответить на некоторые вопросы, которые возникли в ходе различных обсуждений G&LDP. Джордж, будучи таким любезным человеком, каким он был, с готовностью ответил на все вопросы:
Привет, народ:
Старый добрый Джей [один из участников форума G&LDP - прим переводчика] спросил меня, смогу ли я получить ответы на "лучшие" вопросы, собранные в понедельник [12 июля 2004 года - прим. переводчика]. Джордж Фуллертон любезно согласился ответить на все из них! Поэтому я согласовал с ним удобное время для телефонного интервью, и вот его ответы!
Я перечислил ответы в том порядке, в котором они были заданы каждым членом G&LDP, и это интервью было взято вчера, 14 июля в первой половине дня. Джордж всегда очень скромен, открыт, честен и польщён тем, что вам всем так интересна история Джорджа и Лео, G&L и весь его жизненный опыт. Я надеюсь, что у всех вас будет шанс встретиться с Джорджем, потому что он очень душевный и приятный человек [Джордж Фуллертон умер 4 июля 2009 года].
А теперь ответы:
Пара вопросов от Boogie Bill: Задумывались ли вы о том, чтобы использовать концепцию локовых сёдел бриджа и применить её к вибрато Dual Fulcrum?
Мы обсуждали это, но так ничего и не сделали. Причина в том, что в этом никогда не было необходимости. Поэтому мы не тратили на это время.
Выберите одну вещь, которой вы больше всего гордитесь?
Я очень горжусь тем, что мы сделали это (G&L), ушли из MusicMan, который стал совсем плохим, и основали свою собственную компанию. Уйти от чего-то плохого к чему-то лучшему всегда полезно [Лео Фендер и Джордж Фуллертон покинули MusicMan в конце 1979 года. К 1984 году MusicMan оказался на грани банкротства, и был выкуплен компанией Earnie Ball, возродившей и выведшей брэнд на новый уровень – прим. переводчика]
Spideyjg: Какой самый крупный проект "хорошо выглядел на бумаге", но не пошёл дальше прототипа, потому что не получился?
Таких несколько! Трудно выбрать что-то одно. Вы всегда придумываете вещи, которые не получаются, так как они не прошли испытания. Но я не могу вспомнить ни одного выдающегося. Большинство вещей, над которыми мы работали, мы делали из прототипов, которые развивались в другую идею. На самом деле, всё, что мы делали, должно было выиграть от этого. Вы начинаете с идеи и пытаетесь довести её до совершенства. Но в процессе создания прототипов и их испытаний рождаются другие идеи, и они развиваются из одной в другую.
Zippy: Что заставило Лео обратиться к гитаре, когда всё вокруг становилось электронным?
Вся жизнь Лео была связана с электроникой, особенно с производством усилителей, но его любимой идеей было создание звукоснимателей. Если вернуться к тому времени, когда Лео и Док Кауфман производили лэп-стил, занимались ремонтом радиоприёмников, он делал самодельные звукосниматели, и устанавливал их в на с полым корпусом. Я думаю, это была его первая любовь. Вот почему он так много времени уделял этому в G&L. Это действительно было то, что он любил делать больше всего.
Несколько вопросов от самого Тима (на форуме он под ником Buffalo Bros): Из любопытства, раз уж вы упомянули об усилителях... вы когда-нибудь обсуждали возможность производства усилителей в G&L?
Мы обсуждали и думали, что, в конце концов, займёмся этим. Но, опять же, это очень серьёзная вещь. И трудно превзойти то, что мы делали в прошлом. Много работы в физическом плане (инструменты, оборудование, пространство), не так много в техническом плане. К тому же в то время было так много производителей, одни хорошие, другие плохие, многие были полупроводниковыми, а мы считали, что вакуумные лампы звучат лучше всего. Поэтому в восьмидесятые и начале девяностых годов мы держались в стороне".
Что натолкнуло вас на мысль об электромагнитном звукоснимателе с катушкой?
"Катушечные" звукосниматели в течение многих лет задолго до Fender.
Увлекался ли Лео когда-нибудь игрой на гитаре?
Нет, никогда. Он никогда не позволял мне показать ему хоть один аккорд! "Я не хочу тратить своё время и учиться этому" - таковы были собственные слова Лео! Он не научился даже настраивать гитару, пока не появились электронные тюнеры! У него не было к этому абсолютно никакого желания!
Gw: Что бы, по мнению Лео или Джорджа, они делали, если бы гитарный бизнес не пошел так хорошо, как это случилось?
Лео... Я думаю, что он остался бы в этом бизнесе, ремонтировал бы радиоприёмники, пока не занялся бы разработкой усилителей или чем-то подобным. У Лео был интерес к электронике и работе с ней, как и у меня. Он бы, так или иначе, продолжал заниматься этим, пока не добился бы успеха.
Что касается меня, то я изначально планировал заняться электроникой, учился в школе и изучал электронику, работая в Lockheed Aircraft на полставки, и это было то, что мне было интересно. Я ходил в на вечерние курсы, чтобы научиться всему, чему мог. Затем Лео предложил мне работу, которая заставила меня отказаться от этого. Но я бы всё равно пришёл в этот бизнес, несомненно.
Emmitt O: Мы знаем, последней гитарой, созданной Лео перед смертью был баритон, но что было следующим на чертежной доске? [Этот инструмент показан на первой цветной фотографии в книге Джорджа Фуллертона: Guitars from George & Leo - How Leo Fender and I Built G&L Guitars. Дейл Хайатт закончил прототип 20 марта 1991 года и оставил его на столе Лео. К сожалению, Лео так и не увидел инструмент, 21 марта его не стало - прим. переводчика].
У нас пока не было ничего, нового в планах. Мы были очень заинтересованы в запуске в производство того баритона. Мы никогда не приступали к новым проектам, пока не был закончен прежний. Помните, каждый раз, когда вы проектируете инструмент, есть чертежи, конструкторские разработки, оснастка для деталей и изготовление штампов... так что это занимает огромное количество времени, и вы не тратите много времени на что-то другое. Не знаю, какая идея была бы следующей.
Пара вопросов от Bryan T: Возвращение к форме Телекастера для Broadcaster/ASAT не смутило Лео?
Я думаю, что немного. Как говорил Лео "мы не хотим ворошить прошлое", но многие продолжали спрашивать "когда вы собираетесь сделать версию Телекастера". И мы сделали. Хотя ASAT лучше, чем Telecaster, и я не думаю, что Fender были очень рады, что мы сделали его. Однако единственное, что было от Телекастера, это форма ASAT Special. Всё остальное было другим".
Разочаровывает ли вас то, что компания G&L не такая прибыльная (большая?), как Fender?
"И да, и нет. Я понимаю, что у G&L хорошие инструменты и, возможно, лучшие из тех, что вы можете купить. Но конкурировать с Fender, самой большой и крупной компанией, - трудно выступать против компании такого размера и быть равным.
Тем не менее, я думаю, что если бы мы были помоложе и Лео был бы жив, мы бы добились этого и сделали это. Мы придумали много вещей, которые даже Fender скопировали. И я считаю, что мы были бы вожаками стаи".
(Комментарий Тима: Я верю в это!).
Несколько вопросов от GPD: Какой дизайн гитары, в целом, больше всего нравится Лео?
Я думаю, что Страт был тем, что Лео считал своим лучшим дизайном. Форма, ощущения, расположение антабок для ремня - всё в ней было удобно. И ему нравилась конструкция вибрато. Лео любил хорошо сделанные надежныё вещи - неважно, холодильник это или гитара! Больше всего он гордился тем, как Страт был принят музыкантами.
Какой дизайн бас-гитары, в целом, больше всего нравится Лео?
Его выбор был G&L L-2000. Он гордился P-Bass, но больше всего ему нравился L-2000. Я бы опрёделенно сказал L-2000".
Любимый усилитель Лео?
Трудно сказать, я не знаю. В самом начале мы сделали Bassman с 4 динамиками (4x10") - Дон Рэндалл и Лео хотели убрать его из линейки. Фредди и я хотели оставить его. Я действительно считаю, что Bassman был великолепно звучащим усилителем. Лео в конце концов согласился с нами, и он остался, но ему нравился и Super. Лео мог бы сказать Super.
Рассматривали ли вы свою работу в Fender/Earthwood/Musicman/G&L как работу? Или это было больше похоже на хобби, за которое вам платили деньги? Был ли когда-нибудь момент, когда вы с уверенностью заявляли: "У меня самая лучшая работа в мире?".
Конечно, я смотрел на это как на работу, потому что это была работа 24 часа в сутки! Мне нравилось это с той точки зрения, что в детстве я увлекался электроникой (делал радиоприёмники, детекторные приёмники и много чего ещё). Даже в моей детской комнате было низкое напряжение для всех лампочек! Я переделал всё с помощью трансформатора с 110 на 24В с использованием специальных лампочек, которые я смог достать. Мне тогда было около 12 лет.
Тим: Значит, вы всегда любили электронику - это была работа, но работа, которой вам нравилось заниматься?
Совершенно верно.
Rockchic56: Какая ваша любимая группа или музыкант за последние 50 лет и почему?
Личным фаворитом Лео был Боб Уиллс, он исполнял песню под названием Faded Love, с которой вы, возможно, знакомы. Боб Уиллс сочинил и записал её. Это была одна из любимых песен Лео, и они были хорошими друзьями. Если бы мы могли поговорить с Лео, он бы сказал, что это Боб Уиллс.
Лично у меня нет любимой песни, их так много. Sons of Pioneers, конечно, я знаю и до сих пор дружу с ними со всеми. Эдди Дин (ковбойский/вестерн актёр и певец) тоже мне нравился. Западная музыка всегда была моей любимой. На самом деле, если бы не музыка кантри-энд-вестерн, компания Fender никогда бы не появилась на свет. Именно люди из Нэшвилла, такие как Джимми Брайант, были первыми гитаристами, которые начали играть и по-настоящему увлеклись Fender. Это привело их в Нэшвилл - и Нэшвилл стал самым продаваемым местом гитар Fender в мире. И мы отдаём им должное за тот быстрый успех, которого мы добились.
Hardheated Bill: Расскажите о разработке звукоснимателя MFD и о том, чем его конструкция отличается от других керамических звукоснимателей?
Ну, в звукоснимателях, как и во всех звукоснимателях Fender - в качестве магнита выступают сами стержни. Это магнит сам по себе. Есть северный и южный полюс. В центре - мёртвая зона. И если вы намотаете катушку на эти магниты, как мы делали в Fender, вы намотаете часть витков на северный полюс, а часть - на южный. Мы подумали, не будет ли лучше, если всё это будет на одном полюсе, и так мы пришли к конструкции полевых катушек.
Ches: Почему вы выбрали радиусы 7,5" и 12"?
Мы начали с радиуса 7,5", затем перешли на 12", потому что (а) шире пространство для людей с большими руками, и (б) более плоский гриф, чтобы исполнять бенды. Одно время мы также делали гриф с радиусом 24 дюйма. На грифе с малым радиусом трудно бендить струны, и он начинает ладить. На плоском грифе это проще. Конечно, вы не можете охватить все возможные радиусы. Вы не можете иметь десятки грифов разного радиуса - это было бы головной болью для фабрики!
Jonbo: Почему вы сделали эти нелепо выглядящие MusicMan после создания одной из самых элегантных гитар в истории - Страта?
Ну (смеётся) конечно, в те гитары Musicman мы внесли изменения, так как не хотели копировать Страт. И не забывайте, что мы создавали их для другого человека, у которого тоже были свои идеи. Это были прекрасные инструменты, но, согласен, не такие красивые, как Stratocaster
Пара вопросов от Eddie Guitarman: Почему Лео изначально пришёл к решению продать Fender?
Лео был болен. Долгое время он был прикован к постели. Он не брал отпуск, ему даже не хотелось появляться в офисе. Я думаю, он чувствовал, что скоро умрет. Лео не хотел, чтобы кто-то другой занимал высшее положение или руководил компанией в то время. И Дон Рэндалл решил, что раз Лео думал, что он умрет, и не хотел, чтобы кто-то управлял компанией, он найдёт покупателя. И он так и сделал. Так появились CBS. После того, как Лео вышел из игры. Он нашёл доктора, который смог выяснить, в чем была проблема, вылечить её и устранить.
Почему он принял решение создать G&L?
MusicMan давил на Лео, чтобы он создавал для них инструменты. Мы поговорили с ними, спроектировали и открыли фабрику. Теперь фабрика принадлежала нам. И мы делали для них инструменты. В то время у нас было 65-70 сотрудников, когда произошло разделение (это уже другая история).
По сути, MusicMan пытался купить фабрику. Мы отказались. Затем они попытались уговорить Лео практически отдать её им бесплатно. Том Уокер и Форрест Уайт были сумасшедшими в глазах Лео и меня. Мы отказались. После нашего отказа они попытались навязать продажу. Они знали, что мы работаем над заказами, поэтому они сократили заказы, и их становилось всё меньше и меньше, чтобы принудить нас к продаже фабрики.
Из-за сокращений нам пришлось увольнять сотрудников, и в итоге у нас остался всего один сотрудник. Нас осталось только трое. У нас уже была фабрика, всё это оборудование, всё было налажено, и нужно было оплачивать счета. Мы с Лео уже обсуждали возможность создания собственной компании. И мы понимали, что нам придётся принять это решение.
Тим: А срок действия договора с CBS о неконкуренции Fender истекал.
Да. Лео принял решение самостоятельно. Поэтому мы основали свою собственную компанию, и я рад, что мы это сделали.
Пара вопросов от John B: Как Лео отнёсся бы к линейке Tribute?
На мой взгляд, Tribute - хорошие инструменты, и я не против них. И чтобы оставаться на плаву, вы должны это сделать. Таков нынче бизнес.
Почему так долго не удавалось наладить выпуск гитар G&L, которые я считаю самыми лучшими гитарами?
После MusicMan у нас были идеи, но инструмент не появляется внезапно. У вас должны быть идеи, затем прототипы, затем чертежи, изготовление инструментов, изготовление штампов, затем сборка инструмента, затем выход на сцену и испытания на практике, плюс нужно время, чтобы понять, что к чему. Конечно, у нас был опыт Fender и MusicMan, и мы знали, как это делается! Но всё равно это заняло время!"
Несколько вопросов от West Side Duck: Жалел ли Лео когда-нибудь о продаже Fender компании CBS?
Я думаю, что он в конечном итоге пожалел. Но, не в тот момент, когда он был болен. В то время он считал, что это было правильное решение. Лео хотел быть главным и никогда бы в то время не позволил кому-то другому управлять компанией. И он был готов продать ее по состоянию здоровья. Она была продана не потому, что он этого хотел, но я думаю, он чувствовал, что умирает.
Позже он определенно пожалел об этом, особенно после того, как увидел, как CBS его угробили. Он был так зол, поэтому он никогда не пользовался своим офисом, который CBS выделила ему в Fender, и у него был офис на соседней улице. Он не хотел иметь офис на той фабрике, он был очень огорчён.
Как вы чувствовал себя, находясь на вторых ролях в Fender, несмотря на то, что внесли огромный вклад?
Ну, меня это немного напрягало. Лео был на первом плане и держался на первом плане, что было правильно, но мне было обидно, что иногда я не получал похвалы, так как были вещи, которые были моими идеями. Однако я также знаю, что так всё устроено, и это случается с людьми и в других бизнесах.
В те ранние годы я не получал заслуг, потому что Форрест (Уайт) был настолько ревнив, что не давал мне похвалы за всё, что я делал. Форрест был очень ревнивым человеком. Его привели уже потом, и он не присутствовал при создании Телекастера, Пи-баса или Страта. Эти первые три инструмента мы сделали до того, как Форрест появился в компании. Тем не менее, он говорил, что помогал их разрабатывать. Что было неправдой. [интервью с Форрестом Уайтом вы можете прочесть тут - прим. переводчика]
Его раздражало, что Лео и я были друзьями, и он опускал меня, так как завидовал нашей с Лео дружбе. Он даже пытался запретить мне ходить с Лео на рыбалку. Это было глупо. Но он ушел из жизни, и я думаю, что лучше оставить это в прошлом. Но это правда, что меня беспокоило кое-что из этого".
(Примечание: совершенно очевидно, что Джордж был очень честен. В прошлом он говорил мне, что ненавидит отвечать на подобные вопросы, поскольку не любит говорить плохо о других людях, предпочитая концентрироваться на достижениях компании. Но он ответил на этот вопрос очень откровенно).
Скажите Джорджу, что мы надеемся, что однажды он будет в Зале славы рядом с Лео.
Ну, я бы очень хотел. В конце концов, я тоже был на переднем крае я стоял в те годы и в те времена, удерживал всё на высоте и подталкивал Лео вперёд. Знаете, Лео был не из тех людей, которые хотят славы. Она ему нравилась, но он не хотел принимать её (похвалу) и иметь с ней дело. Он не хотел быть в витрине.
На самом деле, в течение многих лет, в ранние годы Fender, многие люди не знали о существовании Лео Фендера! Так как они общались с Доном Рэндаллом, поскольку они вели дела с ним, многие люди думали, что за всем этим стоит Дон Рэндалл. [интервью с Доном Рэндаллом вы можете прочесть тут - прим. переводчика]
Лео даже не посещал ранние выставки (NAMM/Conventions). Позже Форрест стал туда ездить, и мы с Лео тоже поехали. Именно тогда Лео стал известен.
Вопрос от самого Тима (Buffalo Bros): Откуда Лео черпал свои идеи? Из снов? Играя с разными вещами? Как он творил?
У Лео просто был творческий склад ума. Не только касательно гитар и усилителей - касательно всего. Например, один знакомый рассказал мне, что он был в хозяйственном магазине, искал новый холодильник, и один человек подсказал ему, какой из них лучше и почему. Он объяснил все технические особенности, его дизайн и конструкцию. Я спросил, был ли это продавец. Он ответил: "Нет, какой-то парень по имени Лео Фендер".
У Лео был талант взглянуть на любую конструкцию и улучшить её.
Лео любил лодки - он купил несколько. Он покупал лодку и начинал её изучать. Он сразу же делал чертёж и начинал придумывать идеи по совершенствованию. Он покупал лодки Stevens Boats, сделанные в Окленде, Калифорния. К тому времени, когда проходил год, он передавал им чертежи и идеи по улучшению их лодок, и они принимали их. Затем Лео покупал ещё одну лодку и повторял это снова. Каждый раз.
Лео переделывал шпангоуты, корпус, и вся новая конструкция была идеей Лео. Он делал фотографии каждой детали - винтов, гвоздей, болтов, а затем добавлял к ним свои собственные мысли. И они включали их в свои проекты. В конце концов, конструкция практически полностью принадлежала Лео! Казалось бы, после этого они должны были дать ему лодку бесплатно для проведения испытаний!
От взгляда Лео не ускользало ничего.
Другой пример - автомобили! Лео не покупал машину, если не мог залезть под неё. Он просил их загнать её на эстакаду, а сам забирался под неё и делал заметки, иначе он её не покупал. Потом он просил что-то изменить или исправить, иначе он не купит машину.
Я помню, как однажды один парень решил продать ему новый Cadillac. Я, Форрест и Лео пошли посмотреть этот новый Cadillac. Мы с Форрестом сидели сзади. Лео вёл машину, а продавец сидел рядом с ним. Конечно, продавец рассказывал о машине и её высоком качестве. Когда Лео вышел из машины, он захлопнул дверь, и внутренняя ручка отлетела и упала на колени продавца! Лео спросил: "Это и есть то хорошее качество, о котором вы мне говорили?"
Затем Лео продолжил расспрашивать обо всём. Он спросил продавца, что за ткань они использовали для обивки сидений, клеёнку?. Продавец заверил, что это высококачественный материал, на что Лео ответил, что он "слишком тонкий, чтобы быть качественным". Таков был Лео.
В заключение, я хотел бы поблагодарить Джорджа Фуллертона не только за уделённое мне время, но и за годы его преданности музыкальной индустрии. Я думаю, что West Side Duck прав - Джордж должен быть в Зале Славы, может быть, нам всем стоит отправить письма, чтобы предложить это!
Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа). Ваша помощь позолит сайту удержаться на плаву в столь непростое время.