Брэнт Баксли
American Blues Scene, ноябрь 2021
перевод с английского
Oт переводчика: Ранее я уже публиковал интервью с ключевыми сотрудниками Fender разных эпох, в том числе и с Джорджем Блэнда, главным инженером-конструктором Fender и одним из основателей Fender Custom Shop, ушедшем на пенсию в апреле 2020 года после 35 лет работы в компании. Предлагаю вашему вниманию ещё одно небольшое интервью с этим интересным человеком.
Джордж Блэнда присоединился к компании Fender в 1985 году в качестве старшего инженера-конструктора в недавно созданном Fender Custom Shop, и первоначально ему было поручено создание модельного ряда электрогитар Artist Signature. Вскоре тогдашний вице-президент по маркетингу Дэн Смит предложил ему помочь пересмотреть продукцию Fender после эпохи CBS.
Блэнда помог разработать серию American Standard, одну из самых значимых в истории Fender, и продолжил работу над различными именными гитарами, включая модели Ингви Мальмстина, Джеймса Бёртона, Мадди Уотерса и Джими Хендрикса. Он также сыграл важную роль в установлении деловых отношений между Fender и Эриком Клэптоном.
Как появился Fender Custom Shop?
Они уже немного обсуждали это c CBS. Когда Билл Шульц и инвесторы купили компанию у CBS, они представляли себе Fender как дистрибьюторскую компанию. Они закупали всё в Японии и поддерживали серию Vintage в США, чтобы обеспечить авторитет компании. Они решили открыть Custom Shop, чтобы делать инструменты для артистов. Это не должно было стать коммерческим делом.
Изначально, когда меня наняли для его запуска, не было реального бюджета, и всё постоянно откладывалось. Я работал в отделе исследований и разработок, и они наняли Брюса Болена, который прежде работал в Gibson. Он был главой отдела по работе с артистами, продажам и маркетингу в Gibson. За год до этого они открыли Custom Shop [Gibson официально вывел Custom Shop в отдельное подразделение в 1986 году - прим. переводчика]. Когда Брюс пришёл в Fender, он сказал, что Custom Shop в Gibson был очень успешным в коммерческом плане. Fender решили сделать Custom Shop не столько маркетинговой поддержкой, сколько источником прибыли.
Можете ли вы подробно рассказать о создании Телекастера Мадди Уотерса?
В то время, в 1999 году, я работал в отделе исследований и разработок, а Дэн Смит был вице-президентом по исследованиям и разработкам, он также руководил Custom Shop. Fender договорились сделать в Custom Shop трибьют Мадди Уотерсу, который стал первым в серии Tribute. Это означало воссоздание культового инструмента артиста после его смерти. Мы собирались пригласить мастер-билдера, чтобы собрать все особенности его гитары, но у всех был плотный график, поэтому послали меня. Гитара находилась в Зале славы рок-н-ролла в Кливленде, штат Огайо. Стокилограммовый стеклянный щит, за которым она находилась, пришлось сдвинуть, чтобы вытащить гитару. Меня оставили в комнате наедине с гитарой, которую в музее называли "артефактом". При работе с артефактом мне пришлось надеть хлопчатобумажные перчатки. Я понял, что это не будет похоже на обычную работу с документами.
Сама гитара была интересной. Она была перекрашена автомобильной краской в красный металлик. Качество работы было очень хорошим, но по краям гитары было так много выбоин, что казалось, будто её погрыз бобёр. Небольшие хлопья краски отваливались при каждом прикосновении к ней.
Обычно при документировании гитары вы срезаете струны, чтобы разобрать её. Струны на этой гитаре были ржавыми и выглядели как колючая проволока, пролежавшая в поле лет тридцать. Я понял, что струны были на гитаре с тех пор, как Мадди играл на ней в последний раз. Я начал ощущать, насколько особенным был этот инструмент; я буквально держал в руках историю. Разумеется, я не мог срезать струны. Но мне всё равно нужно было снять гриф, чтобы определить дату производства, и для этого пришлось осторожно разматывать каждую струну. Разматывать струны было страшно, так как я представлял, что произойдёт, если они порвутся.
Проект возник достаточно неожиданно, поэтому я постарался прочитать как можно больше о гитарах Мадди Уотерса. В те доинтернетовские времена информации было не так много. В начале своей карьеры у него был светлый Telecaster 1950-х годов. Позже он был изображён только с культовым красным Телекастером c палисандровой накладкой грифа, который мы знаем. Я понял, что это была одна и та же гитара, которую отреставрировали и заменили гриф. У неё был корпус из ясеня, который не мог быть на Телеках начала шестидесятых, а бриджевый звукосниматель имел пару расположенных ступенчато магнитоводов под струнами G и D. Такие использовались лишь пару лет; я полагаю, в 1957 и 1958 годах. Также у этой модели был однослойный пикгард с дополнительными саморезами из-за того, что края начинали задираться. Эти изменения произошли примерно в 1960 году. Одно большое отличие от того, что я ожидал, заключалось в том, что на гитаре был установлен латунный бридж. На всех фотографиях, которые я видел, был изображен обычный бридж Telecaster. Латунный бридж был особенностью конца семидесятых - начала восьмидесятых. Было принято решение выпустить гитару в том виде, в котором она была на протяжении большей части своей службы.
Я составил все спецификации для модели Muddy Waters Tribute, и Джон Круз сделал образцы гитар тиражём около 25 штук. Джон продолжал заниматься всеми моделями серии Tribute. Я сделал фотографии и видео, на которых были показаны все вмятины и царапины, которые будут воспроизведены на трибьют-моделях.
Сейчас в интернете так много информации. Недавно я гуглил информацию в интернете и увидел фотографии гитары в нью-йоркском Метрополитан-музее, где она выставлялась какое-то время. На ней была особенность, которую я заметил еще в 1999 году. Струна G шла сквозь пластину бриджа, как обычно, но затем, прежде чем лечь на седло, она проходила через пружину настройки мензуры. Когда я смотрел на фотографию из Музея, струна G по-прежнему проходила через пружину. Это те же струны, которые стояли на гитаре, когда Мадди играл на ней в последний раз.
Не могли бы вы рассказать о модели Хендрикса?
После гитары Мадди Уотерса мы сделали трибьют-модель Джими Хендрикса Woodstock Stratocaster. Это был белый Страт, на котором он играл на Вудстоке, и который был для него особенным. У него было много Стратов, которые он разбивал, сжигал и раздавал останки публике, но эта гитара была единственной, которую он всегда оставлял себе. Это был серийный Stratocaster 1969 года, но у него все узлы были сделаны правильно. У неё был идеальный карман грифа, отличный профиль грифа, а звукосниматели были очень хорошо звучащими. Он находился в музее Experience Music Project в Сиэтле. В то время, я думаю, они заплатили за нее миллион долларов. Мы с Майком Элдредом поехали в Сиэтл, чтобы задокументировать её особенности.
В случае с гитарой Мадди Уотерса они попросили меня надеть перчатки и оставили меня наедине с гитарой. Для гитары Хендрикса была нанята съёмочная группа с тремя камерами, которые снимали весь процесс. Отчасти это было сделано в рекламных целях, но я подумал, что если что-то пойдет не так, то у меня будут доказательства. Для лимитированного мастербилт-выпуска (кажется, всего 25 штук) мы должны были задокументировать все вмятины и царапины, чтобы их можно было воспроизвести. Из-за его экстравагантной одежды и того, что он переворачивал инструмент, все повреждения на гитаре были непохожи ни на одну другую гитару, из всех, что мы видели прежде. Она была покрыта сотнями очень мелких следов и царапин от бус и колец, которые он носил.
Что проще, скопировать гитару или сделать её с нуля?
Это разные вещи. Лично мне нравится создавать вещи с нуля. Я больше думаю о себе как о дизайнере и мастере, нежели как о реверс-инженере. Очень приятно понимать, чего хочет музыкант, и дать ему ощущение, звук или то, что он ищет. Это приносит удовлетворение.
Каково было работать с Эриком Клэптоном?
Мы работали с ним лично, а также посылали гитары и комплектующие туда и обратно. Мы встречались с ним в студии звукозаписи или на концерте и приносили различные варианты гитар, чтобы он мог их оценить. Клэптон был важным проектом для Fender, и его гитара до сих пор является одним из наших бестселлеров среди именных моделей. В то время новая компания была хрупкой. Многие люди в индустрии предрекали, что она не выживет. Карьера Клэптона после периода затишья начинала набирать обороты. Мы случайно столкнулись с ним, когда его карьера стремительно развивалась в конце восьмидесятых и в девяностые годы. В то время мы часто снимали его в рекламе, и это очень помогло создать доверие к новой компании.
Профиль грифа для его электрогитары был очень важен. Он также хотел немного дополнительного гейна. Ему нравилась гитара Fender Elite Strat эпохи CBS, которая имела активный контур регулировки средних частот. Мы модифицировали эту схему под Клэптона. В то время у него был Blackie, и он одолжил его нам, чтобы повторить форму грифа, но он хотел её подправить. У него была довоенная акустика Martin, которую ему подарила мама, и ему очень нравился её гриф. Это был настоящий экстремально V-образный профиль. Он был совсем треугольным. Дэн Смит, который был вице-президентом по маркетингу, и я задерживались после работы несколько дней, и мы вырезали около дюжины грифов с разной степенью V-образности; от экстремальной V до C-образной. Мы отправили все грифы в Англию, чтобы он мог их опробовать. Он хотел показать нам Martin, но с этой гитарой возникли проблемы, и она была в ремонте. Тем временем он поиграл на одном из грифов и изменил свое мнение о профиле. Он выбрал слегка V-образную форму, которая и используется на его нынешней модели.
Дэн Смит и Джордж Блэнда
А как насчет Страта Джона Майера?
Я знал о выпуске модели Джона Майера и даже немного курировал её. Я был на встрече, когда он пришел в Fender. Он хотел очень традиционный Strat '60-х годов. Я также работал над Телеком Джеймса Бёртона, Стратом Ингви Мальмстина, который был интересен тем, что его несколько раз обновляли, и моделью Джеффа Бека. SRV был выпущен Custom Shop, и это был интересный проект. После трибьютов Мадди Уотерса и Джими Хендрикса мы (я, Майк Элдред, Ричард Макдональд) отправились в Остин, чтобы задокументировать #1 Strat Стиви Рэй Воэна и '56 Strat Джимми Воэна для будущих моделей серии Tribute.
Как Fender решают, именные модели каких артистов выпускать? Как происходит отбор исполнителей?
В этом вопросе я полностью доверял Дэну Смиту. Он был очень озабочен тем, как это сделать. Он хотел, чтобы это был не самый популярный или известный музыкант, а кто-то с богатым гитарным наследием. Он действительно хотел, чтобы это был гитарист, популярный среди гитаристов. Кто-то, кто повлиял на популярных музыканты. Изначально Fender был очень щепетилен. Телекастер Джеймса Бёртона был одной из первых именных моделей, которую Дэн хотел выпустить, но тот не был уверен в том, чего хочет. Джефф Бек был еще одним артистом, который не был уверен, хочет ли он это этого. В конце концов, он всё же согласился на одну модель. Со временем эти критерии стали гораздо шире. Популярность в этом играет большую роль. Они действительно стали шире.
Какие трудности возникают при производстве и проектировании гитар?
Во многих случаях вы пытаетесь найти баланс между двумя противоположными вещами. Например, сделать тонкий гриф, но при этом получить богатый звук. Или просто пытаться втиснуть компоненты в небольшое пространство, сохранив при этом достаточную структуру для того, чтобы всё держалось. Определённого идеала не существует. Всё дело в том, чтобы найти оптимальный компромисс в конкретной ситуации.
Чего вам больше всего не хватает после ухода из Fender, и чем вы собираетесь заняться на пенсии?
Я скучаю по людям, здесь был очень большой дух товарищества. Ранние дни Custom Shop были похожи на скотный двор, это было по-настоящему сумасшедшее время. Было много проектов и много забавных идей. Были и на первый взгляд странные проекты, которые оказались отличными. Были и грандиозные идеи, которые совсем не удались.
Мы с женой собирались путешествовать, и я, по сути, ушёл на пенсию, как раз, когда началась пандемия. Ничего из этого нам не удалось. У меня накопилось много нереализованных проектов, которые я начал много лет назад. Сейчас я гораздо больше играю на гитаре. Я восстановил все свои старые гитары и отладил их. Я очень хочу больше времени уделять сёрфингу.
Джордж Блэнда, один из первых конструкторов гитар Fender Фредди Таварес и старший инженер-конструктор Джон Пейдж, 1986 год.