GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Gary Moore

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размытые пальцы гитарной

звезды, сфокусированные

затуманенным взглядом

Ричарда Уолмсли

 

 

 

[видимо намёк на название альбома Dirty Fingers (грязные пальцы) – прим. переводчика]

 

 

Ричард Уомсли

International Musician And Recording World

Ноябрь 1985

Перевод с английского

Гэри Мур успешно преодолел барьер в поп-музыке, сохранив свои репутацию виртуозного рок-гитариста и выпустив свой второй сольный студийный альбом [у автора какие-то проблемы с арифметикой – прим. переводчика].

 

В эпоху, когда гитарные герои, при соблюдении определенных условий, могут иногда процветать, у Гэри Мура, похоже, есть не только будущее, но и прошлое. И это прошлое - почти родословная, как скажет вам любой поклонник более тяжелой части музыкальной сцены.

 

Сегодняшние поп-звёзды, от бледных интеллектуалов с белёсыми глазками из National Health до самых отпетых рокеров, понимают, единственный путь к массовой популярности лежит в смешении их собственных индивидуальных стилей с коммерческим мейнстримом. Успешный сингл Гэри Мура Out In The Fields, выпущенный в начале этого года, ставит его, наряду с Meatloaf и Van Halen, в категорию хэви-металлических исполнителей, которые могут стать известными хитмейкерами. Другими словами, его будущее выглядит перспективным.

 

Но давайте сначала разберемся с прошлым. Музыкальная карьера Гэри началась, когда он получил единственный в своей жизни урок игры на гитаре. Один парень показал ему один аккорд, и, по его словам, он "...влюбился в эту штуку. Мне просто понравились все его ощущения, звук, и я просто продолжил играть сам". Первая группа Гэри, родившегося в Белфасте, называлась Skid Row, и возглавлял ее ни кто иной, как Фил Лайнотт. Это сотрудничество продолжилось после небольшого перерыва, когда в 1974 году Гэри присоединился к самому первому составу Thin Lizzy Фила.

 

Именно в годы, предшествовавшие Thin Lizzy, сформировалась основа стиля Гэри, сформированная под влиянием ведущих фигур той великой гитарной эпохи, вокруг 1970 года.

 

"Все великие гитарные герои шестидесятых, такие как Клэптон, Джефф Бек, Хендрикс, Питер Грин; вы можете услышать всех этих музыкантов в моей игре. Мне нравился блюзовый бум конца шестидесятых, когда такие ребята, как Клэптон и Питер Грин, принесли блюзовую гитару гораздо более широкой аудитории, сделав ее более коммерческой благодаря своему имиджу. Времена не изменились, не так ли? Но было приятно, что такая игра на гитаре стала признаваться многими людьми как нечто особенное".

 

Проработав в Lizzy всего год, Мур, уже будучи весьма уважаемым гитаристом-виртуозом, ушёл, чтобы заняться "диддли-диддли ванг" в довольно юмористичной джаз-рок-группе Coloseum II. Под управлением виртуозного барабанщика Джона Хисмана эти два года, возможно, не были высшей точкой его прошлой карьеры.

 

"С Coloseum II мы сделали своего рода британскую версию того, что делали Чик Кориа и Джон Маклафлин, просто демонстрируя свои инструменты. Это не имело никакого коммерческого значения, это было просто то, что мы хотели сделать в то время. Я не думаю, что такая музыка займёт большое место в истории рока".

В 1977 году, после некоторых уговоров, Гэри вновь присоединился к Thin Lizzy, и именно в этот период у него появился первый сольный хит Parisienne Walkways. В середине бурного турне по Штатам Гэри ушел из группы Фила Лайнотта, чтобы создать свою собственную группу G-Force. До выхода своего первого сольного альбома Corridors Of Power Гэри был известен только сотрудничеством с Грегом Лейком на альбоме Manoeuvres и на его же одноименном LP. [от переводчика: То, что Grinding Stone не считается первым сольником, с эти можно согласиться, так как он был выпущен как Gary Moore Band. Но как же насчёт Back On The Streets?]

 

В этом году, после успеха синглов Out In The Fields и Empty Rooms, Гэри выпустил второй сольный студийный альбом Run For Cover [а как же Victims Of The Future и тот же Dirty Fingers, послуживший поводом для заголовка статьи? – прим переводчика]. Главным достижением диска является тот факт, что, хотя он прочно вписан в форму альбомов тяжелого рока, он обладает удивительно широким выразительным диапазоном, с вкраплениями чрезвычайной нежности, обеспечивающими такими композициями, как Reach For The Sky и Military Man с участием Фила Лайнотта, живой контраст, более привычной напыщенности и бахвальства, присущих жанру.

 

Также заслуживает одобрения осознание Гэри своей роли лидера и виртуоза в группе. Его соло убедительны, экономичны и динамичны, а это не то, что заставит рядового слушателя гоняться за синглами Depeche Mode.

 

"Именно так я воспринимаю гитару. Гитара - это мой инструмент, и это, очевидно, то, к чему я отношусь очень серьёзно. Но я думаю, что она должна быть на своем месте и вписываться в контекст песни. На этом альбоме я придерживаюсь подхода, что гитара является ведущим инструментом только там, где это необходимо. Мне повезло, что я могу что-то выразить за очень короткий промежуток времени, поэтому я не использую длинные гитарные соло".

 

Очевидно, что отношения Гэри и Лайнотта в разные периоды были напряжёнными. Тем не менее, музыкальная личность Лайнотта привносит значительный колорит в альбом в целом, играя на басу и исполняя вокальные партии в песнях Out In The Fields и Military Man (которая появилась на би-сайде сингла).

 

"Мы решили снова поработать вместе просто потому, что песня подходила для его голоса. Когда я писал песню, мне и в голову не приходило, что это та песня, которую Фил мог бы хорошо спеть, она просто была написана. Мы сделали Military Man, потому что она вписывалась в сингл Out In The Fields, и в прошлом я написал много подобных песен с антивоенными, политическими текстами – назвать это можете как вам угодно. Но это просто наблюдения, просто один из аспектов моего творчества. На новом альбоме в песнях затрагиваются более личные проблемы".

У прочитавших титры на конверте может отвиснуть челюсть или выпучиться глаза, когда они увидят, что Гэри, помимо того, что сам спродюсировал одну песню - Military Man, использовал на альбоме не менее четырех других продюсеров. Это довольно много, если учесть, что Гэри, как сольный исполнитель, также должен был иметь значительное влияние на результат работы над музыкой.

 

"Когда я писал песни для альбомов, они всегда были в разных стилях, и я подумал, что было бы неплохо на этот раз пригласить разных продюсеров, которые известны тем, что создают песни определенных направлений. Майка Стоуна я считаю продюсером мелодичного стиля, поэтому я использовал его для более мягких песен на альбоме. Для более тяжелых песен мы использовали Энди Джонса, который работал со Stones и Led Zeppelin. Майк Стоун также микшировал некоторые вещи, которые делал Энди Джонс, потому что я хотел сохранить некоторое единообразие на альбоме, а Питер Коллинз был очевидным выбором для синглов".

 

Как признанный мастер игры на электрогитаре, Гэри достаточно удачлив, чтобы иметь возможность пользоваться гитарами, сделанными специально для него, и это сыграло свою роль в развитии его собственного стиля игры. Хотя у него есть большой выбор гитар, начиная с 1950-х годов, Гэри в основном использовал на альбоме свои новые гитары и, вероятно, будет использовать их и во время предстоящего турне.

 

"На альбоме я в основном использовал этот белый Hamer, который сделан на основе Les Paul Special и оборудован тремоло-системой Floyd Rose. У неё есть зажим на верхнем порожке, чтобы не расстраиваться. Эдди Ван Хален был первым, кто обратил внимание на Floyd Rose, и я считаю её лучшей тремоло-системой в мире. Также я использовал другую гитару Hamer, которая основана на форм-факторе Explorer и сделана из клёна, поэтому она намного тяжелее. Я также использовал гитары Charvel, Fender Stratocaster и другие, которые мне нравятся.

 

Я играю на струнах Dean Markley, и они толще, чем те, которые большинство гитаристов используют для этого типа музыки, начиная с .10 и заканчивая .52, так что они довольно жёсткие".

 

Гэри использует комбинацию усилителей Dean Markley Signature Series 120 (рэк из трех усилителей), усилителей Gallien Kruger и кабинетов Marshall. Усилители Gallien Kruger, которые по сравнению с остальной аппаратурой выглядят довольно неуместно.

 

"Они выглядят как маленькие домашние комбики, но на самом деле они гораздо круче. У них на борту стерео-хорус, два канала, очень грязный и очень чистый, и компрессор, который очень хорош на чистом канале. Их мощность 50 Вт на канал, что гораздо больше, чем кажется, поэтому я пропустил их через кабинеты Marshall, и это действительно оживило их. Вы получаете полный низ, потому что, очевидно, с их собственными маленькими динамиками вы теряете его. Они очень хорошо работают в сочетании с другими усилителями, ламповыми. Они придают им приятную изюминку...". [имеется в виду Gallien Krueger 250ML, небольшой, но мощный транзисторный комбик 100Вт с двумя шестёрками – прим. переводчика].

Другой важной частью звукового оборудования Гэри является его рэк эффектов, которым он управляет на сцене в основном с помощью футсвитчей.

 

"Цифровая программируемая задержка SDE-3000 [Roland – прим. переводчика] имеет восемь пресетов, и у меня есть контроллер, который переключает их с первой по восьмую. Мне приходится быть внимательным и смотреть на прибор во время игры, чтобы видеть, на какой программе я нахожусь, но у всех их разное время задержки, и у них есть хорус и флэнджер, так что это очень универсальное устройство. Я постоянно использую Roland SRE-555 в качестве стандартного ленточного эха на сцене на довольно низком уровне, так что вы действительно услышите его только тогда, когда я перестану играть. Оно просто добавляет глубины. Также я использую Dimension D [Roland SDD-320 – прим. переводчика] - это очень деликатный стерео-хорус, который просто распространяет звук по сцене".

 

Несомненно, при выборе продюсеров для альбома Гэри учитывал тот факт, что альбом должен быть коммерческим и художественным (если исходить из того, что это разные вещи). Однако, какие бы идеи ни были у продюсеров, которых он пригласил, были определенные факторы, которые, по его мнению, должны быть постоянными, чтобы альбом получился убедительным. Поскольку он сольный исполнитель и отвечал за звучание пластинки, его гитарный звук был более чем важен.

 

"Ошибка, которую совершают некоторые продюсеры, заключается в том, что они не понимают, что гитара должна занимать особое место в миксе, чтобы она звучала достаточно масштабно. Уровни вокала и гитары очень важны для того, как люди будут слышать эти вещи. Если голос слишком громкий, то группа будет звучать слишком мелко. Если гитара находится слишком далеко в миксе, вы слышите ноты, но не слышите тон и глубину инструмента".

 

Вполне вероятно, что успех Run For Cover будет частично обусловлен его современным аспектом и отказом от более утомительных излишеств стиля тяжёлый рок. На всех песнях во время записи Гэри использует для своих гитарных партий минимальное количество дорожек.

 

"Я бы очень хотел иметь возможность придти в студию и сделать это вживую, но пока мы не придумали способ сделать всё идеально за один дубль и получить от меня лучшее соло, нам придется делать это по-другому. Я не могу сделать убойное соло после 20 дублей попыток свести барабанную дорожку. Первые пару дублей у вас получится что-то хорошее, но после этого я играю на гитаре как на направляющей, которую я собираюсь заменить".

 

Отсутствие студийных хлопот - это дополнительный бонус, когда речь идет об использовании современных электронных инструментов, хотя не только по этой причине Гэри решил выбрать сложное студийное оборудование, включая Simmons и сэмплированные звуки ударных в трех треках. Можно сказать, что такой студийный подход просто плывёт по течению современных тенденций, хотя я полагаю, что некоторые поклонники хэви-метал все ещё относятся к нему с подозрением.

"Я признаю тот факт, что подобные технологии не исчезнут, и ценю их за то, что они есть. Мне нравится, как развиваются технологии. Теперь у вас нет оправдания тому, что вы выпустили плохой микс. Сейчас у вас есть столько замечательных возможностей, которых не было 10 лет назад, когда вам приходилось тратить четыре дня на то, чтобы получить звук барабанов, прежде чем начать запись. Теперь вы можете прийти и сделать что-то в первый же день. До появления таких вещей я считал студии занозой в заднице, необходимым злом. Но теперь я действительно наслаждаюсь этим".

 

Конечно, сомнения по поводу использования новых, нетворческих электронных инструментов вряд ли ограничиваются только областью тяжелого рока. Во многих случаях дело не в том, что музыкантам не нравятся звуки, которые можно создать, многие из них приветствовали бы увеличение коммерческой привлекательности. Вероятно, больше всего они боятся компромисса между своими идеями и стилем и ограничениями неодушевлённой машины.

 

"Я думаю, что рок-группы должны научиться двигаться вперёд в своих технологиях - также они должны двигаться вперёд в своих песнях и идеях - иначе все пойдет насмарку. Многие из этих тяжелых групп играют так же, как и 10 лет назад, и подходят к работе в студии так же. Пока они не пойдут в студию с Маттом Ланге или Питером Коллинзом, или с кем-то, кто известен современным продюсированием, они не обратятся к этому. Я был таким же, пока не поработал с Питером Коллинзом. Я не был убеждён в том, что нужно использовать драм-машины, клик-треки, сэмплирование и т.д., но теперь я полностью убеждён, что так и надо делать".

 

Ходят слухи, что Гэри Мур участвовал в разработке Synthaxe и широко использовал его. На самом деле это заблуждение, и в действительности его роль в разработке инструмента очень преувеличена.

 

"Компания обратилась ко мне и спросила мое мнение о дизайне, и я дал им несколько предложений. Дело в том, что на данный момент триггер не такой, каким должен быть, хотя я думаю, что они собираются выпустить новое программное обеспечение, чтобы улучшить это. Струны в правой руке на самом деле не связаны со струнами на грифе, так что это довольно забавное ощущение, если вы гитарист. Это действительно отдельный инструмент".

 

Хорошо, а как насчет другого ведущего претендента на будущее гитары - Roland G707?

 

"Когда я попробовал, я заметил, что как только используете её как MIDI-гитару, вы не можете исполнять бенды, так что она просто убивает в вас гитариста. Вам постоянно приходится идти на компромисс, и пока они не придумают что-то, что гитарист сможет просто взять и играть именно так, как он хочет, толку от этого не будет".

Для человека, который взял всего один урок игры на гитаре, Гэри обладает огромным арсеналом технических приёмов. Как и Эдди Ван Хален, он из тех гитаристов, чьё мастерство может вызвать уважение даже у циников тяжелого рока. Откуда же все это взялось?

 

"Насколько можно быть самоучкой, настолько я и самоучка. Я учился, наблюдая за другими людьми, слушая записи, используя сборники аккордов и т.д. Но я многому научился сам".

 

Во время перерыва в фотосессии, Гэри сосредоточенно сидел, исполняя соло-пассажи на своем белом Hamer, не обращая внимания на всё происходящее. На самом деле, с учетом его карьерных обязанностей, большая часть его практических занятий проходит именно в такие моменты.

 

"В наши дни я занимаюсь, когда репетирую с группой или когда нахожусь в дороге. Я всё еще постоянно открываю для себя что-то новое, но на самом деле у меня не так много времени, чтобы сесть дома и позаниматься в одиночестве".

 

Однако в ранние годы Гэри занимался так же много, как и любой другой гитарист.

 

"Я никогда не занимался техническими упражнениями, потому что не получаю от этого удовольствия. Я становлюсь очень нетерпеливым по отношению к себе, потому что после того, как я пройду гамму несколько раз, если мне не нравится, как она звучит, я перехожу к чему-то другому. Поэтому, когда я играю один, я всегда просто импровизирую и смотрю, не появится ли что-нибудь новое".

 

Так какие же риффы составляют стиль Гэри?

 

"Многие мои риффы основаны на квартах. Такие вещи, как Nuclear Attack, где я использую струны D и G вместе и просто играю паттерны вокруг них. В тех же Cold Hearted и Run For Cover многие мои риффы основаны на третьей и четвертой струнах. Играя тонику и кварту вместе, вы получаете своего рода блочный звук, слегка восточный, не мелодичный".

 

Аккордовый стиль игры Гэри возник в основном в результате работы в группах из трех человек, где необходимо выжать максимум из каждого инструмента, чтобы получить мощный звук.

 

"Я использую как можно более полные аккорды, потому что раньше, когда я играл в пауэр-трио, мне постоянно приходилось подстраиваться. Я играл аккорд E на грифе, но на нижней струне я играл B, зная, что бас будет играть тонику E под него, так что вы получаете такое квинтовое построение, и это делает аккорд очень злым по звучанию.

 

Первой группой, у которой я услышал такое исполнении, были Cream, и Эрик исполнял неполный аккорд E, а Джек Брюс – E в нижнем регистре, и это звучало очень плотно".

 

Я расспросил Гэри о том, какие трюки он использует, хотя он по понятным причинам остерегался рассказывать о своих более личных фишках.

 

"Я могу заставить свою гитару звучать так, будто она проходит через вау-вау - если кто-то хочет услышать вау-вау! - не используя его на самом деле. Это просто делается скретчем определенным образом, и я сделал немного этого в соло Shapes Of Things To Come, на концертном альбоме, где оно становится тише. Но я не видел, чтобы это делал кто-то другой, так что я не скажу вам, как это делается. Я поворачиваюсь спиной, когда делаю это на сцене! Еще одна вещь, которую я делаю, - это когда я исполняю триоли на нижней струне и провожу ладонью по ладам (по направлению к верхнему порожку). Получается что-то вроде флажолетного нисхождения, как будто вода стекает в канализацию, но я видел, как это делают и другие. Многие из моих риффов, например, триольные вещи, когда я иду хроматически вверх или вниз по грифу, я сейчас перестал исполнять, хотя я всё еще вижу, как это делают другие гитаристы".

 

Для музыканта, который так зажигательно выступает на сцене, Гэри удивительно тих и непринуждён в разговоре, мягкие тона его родного акцента всё еще присутствуют в его речи. Еще в 1977 году он почувствовал определённую неудовлетворённость клише стиля жизни "Raack", и кажется очевидным, что за доступностью Run For Cover скрывается личность, которая не поддается категоризации циничной прессы. Гэри говорит об этом более просто: "Мне не нравится видеть барьеры, воздвигаемые между различными видами музыки. Я думаю, это позор, что фестивали начала семидесятых, на которых выступали самые разные группы, исчезли. Теперь есть такие вещи, как "Monsters Of Rock", и они вынуждены заполнять их третьесортными группами, просто чтобы заполнить время. В Live Aid были самые разные группы, и люди просто наслаждались тем, что это было. Пресса делает большие выводы из категорий музыки, но для меня всё это то, что нам повезло застать, и всё это очень приятно".

Коллекция гитар

 

Кроме гитар, которые вы использовали на альбоме, какие еще гитары у вас есть?

 

"У меня есть несколько очень хороших Gibson, например, ES-5 1955 года, которая представляет собой толстую джазовую банку, которую я купил у Грега Лейка, когда работал с ним. У меня есть Les Paul Junior '55-го года, который принадлежал Стиву Джонсу из The Sex Pistols, так что у них у всех очень хорошая родословная. У меня есть Les Paul Standard '59-го года, который достался мне от Питера Грина, и это оригинальная гитара, на которой были сыграны такие вещи, как Albatross. У меня есть лососёво-розовый Fender Stratocaster '61-го года, и затем у меня есть несколько новых Стратов, например, два белых переиздания '62-го года, и санбёрстовый. В моей коллекции есть Fender и Gibson. Затем у меня есть все кастомовые модели, такие как Hamer и Charvel, и пара Ibanez. Пара японских копий Стратов и Лесполов. У меня есть несколько акустических гитар Takamine, которые мне очень нравятся. Я использую 12-струнную на сцене во вступлении к Victims Of The Future. Она черная, и их было сделано всего две штуки, так что одна у Грега Лейка, а другая у меня".

 

Есть ли у вас фаворит среди вашей коллекции?

 

"Да. Мой Les Paul '59-го года, безусловно, один из моих любимых, а лососево-розовый Strat – ещё один. А из новых, любимый - это мой белый Hamer, который я использовал на Out In The Fields, Military Man и всех этих вещах, так что он очень хорош для меня".

 

Репетиционный риг Гэри Мура, (до начала тура)

 

Усилители:

Рэк из трех усилителей Dean Markley Signature Series 120.

Два усилителя Gallien Kruger

2 кабинета Marshall

 

Обработка и т.д:

Ревербератор Yamaha R1000

Две линии задержки Roland SDE-3000

Хорус/Эхо Roland SRE-555

Хорус Roland Dimension D SDD-320

Графический эквалайзер Klark Teknik DN-332

Стробоскопический тюнер Peterson Model 420