Хроника ранних лет группы
История становления Metallica из номера Guitar World,
полностью посвящённого группе
Кей Джей Доутон
Guitar World, Октябрь 1991
Перевод с английского
Предисловие переводчика: Кей Джей Доутон из Медфорда, штат Орегон – американский Коля Васин, только специализирующийся не на Beatles, а на Metallica. Он является автором как официальной, так и неофициальной биографии группы и организатором первого фан-клуба, и его ныне уже несуществующий фанзин Metallica был первым в своём роде. Помимо авторства статей, Доутон также является обладателем множества редких фотографий и артефактов своей любимой группы.
На эту тему уже написано огромное число публикаций, полный интернет. Но поскольку этот материал является неотъемлемой частью журнала Guitar World, полностью посвящённого Metallica, из которого я выложи ранее интервью с участниками группы, то я перевёл и его, сохранив оригинальные фотографии. К тому же, он заметно отличается от написанного в википедиях.
Фотограф - Марк Уайсс
Фотография - Марк Уайсс, рисунки - Брайан Pushead Шрёдер
История о том, как маленькая группа из Сан-Франциско, вооружённая лишь парой кассет и энтузиазмом, благодаря неконтролируемой музыкальной ярости, произвела революцию в хэви-метале.
Это был 1980 год. Замечательное время, но не для паренька по имени Ларс Ульрих. Почему же он был так подавлен? Его родители, иммигранты из Копенгагена, Дания, загоняли жизнь старшеклассника в очаровательном калифорнийском Норуолке в унылую тоску. Отец Ларса, бывший профессиональный теннисист европейских кортов, упорно трудился, чтобы передать любовь к ракеткам и мячам своему сыну. Но Ларс этой любви не разделял. Кому нужен этот теннис, рассуждал взволнованный подросток, когда появился хэви-метал?
Да, у мальчишки сносило башню от ритмов различных барабанщиков. На самом деле, он и сам учился на барабанщика. Сперва меланхоличного датчанина привлекало тяжёлое звучание Deep Purple и Kiss. Со временем, однако, его вкусы повернулись в сторону Новой Волны Британского Хэви-Метал (NWOBHM) – внезапному всплеску англо-металлических групп, возникших на пепелище панк-движения середины семидесятых. Такие группы, как Iron Maiden и Def Leppard, были краеугольным камнем жанра NWOBHM, в то время как другие, такие как Angel Witch и Sweet Savage (первая группа гитариста-виртуоза Вивиана Кэмпбелла) выпустили не дошедший до массового слушателя, но значимый материал, прежде чем распасться.
Первым барабанщиком-кумиром Ульриха был Иэн Пэйс из Deep Purple, но с приходом NWOBHM, он буквально влюбился в Филти Энимал Тэйлора из Motorhead и Дункана Скотта из Diamond Head. [Philthy Animal – прозвище Фила Тэйлора, буквально означающее "грязное животное" (filthy animal) – примечание переводчика]. По мере того, как Ларс всё больше времени проводил подражая своим героям, его теннисная ракетка, игнорируемая и забытая, окаменела в своем шкафу.
Но барабанщик оставался расстроенным и недовольным. Американские радиоволны заполонил поп-рок в лице Journey, REO Speedwagon и Foreigner. Для такого энергичного пацана, как Ларс необходимо было что-то потяжелее.
Так, что в начале 1981 года Ларс Ульрих оказался в Великобритании, счастливо гуляя по улицам Лондона. Он круто позависал со своей любимой английской группой Diamond Head, которая произвела огромное впечатление на Ларса такими рифовыми песнями, как Am I Evil? и The Prince. Проведя славный месяц с любимой группой, молодой американец вернулся домой вдохновлённый и музыкально-бодрый.
Вернувшись в США, Ларс уныло шатался по Лос-Анджелесу, гуляя по тем же улицам, что и глэм-рокеры, которых он ненавидел. Но культурная изоляция паренька была недолгой, так как вскоре он подружился с Джеймсом Хэтфилдом, работником фабрики по производству стикеров, и по совместительству музыкантом. Ларс потратил уйму времени, просвещая своего нового друга в непонятной европейской музыке, которой он поклонялся, посеяв, таким образом, семена одного из великих творческих союзов в истории хэви-метал.
Вскоре, друзья пришли к идее создания собственной группы. Джеймс играл на ритм-гитаре и пел с такими местными исполнителями, как Obsession и Leather Charm. Ларс играл на барабанах. Но то, чего ему не хватало в опыте, он с лихвой компенсировал энтузиазмом.
Но не смотря на энтузиазм Джеймса и Ларса Metallica возможно и не появилась бы, если бы не Брайан Слэйгел, издатель влиятельного фэнзина New Heavy Metal Revue. Примерно в то же время, когда Хэтфилд и Ульрих собирались собрать группу, Слэйгел основал новый независимый лэйбл Metal Blade. Дебютным альбомом для лэйбла должен был стать сборник Metal Massacre, для которого Слэйгел запросил демо от молодых, не имеющих контракта групп, по всей стране.
Хэтфилд и Ульрих были воодушевлены призывом Слэйгела потрясти хаером. Если бы пара дружков смогла бы собрать группу к сроку, они могли бы записать песню для альбома. Ульрих и Хэтфилд позвали талантливого гитариста по имени Ллойд Грант, помочь с лид-гитарой, и зачаточное трио записало на четырёхдорожечном рекордере демозапись Hit The Lights, свою самую первую песню в истории.
Трудно представить, что Red Vette или Blitzer могли украсить обложку альбомов …And Justice For All или Master Of Puppets, но именно эти два названия рассматривались группой до тех пор, пока редактор другого фэнзина, Рон Кинтана не предложил Ларсу название Metallica. Как гласит легенда, Кинтана, туся с барабанщиком, пытался выбрать имя для нового металлического фэнзина. Metallica и Metal Mania были финальными номинантами. Ларс убедил Кинтану в том, что Metal Mania – более подходящее название и украл Metallica для группы!
Теперь, под собственным именем, дуэт Ларса и Джеймса представил свою запись Hit The Lights Слэйгелу. Не смотря на то, что Джеймс страдал ларингитом, а его вокал был ещё сырым, переписывать песню не было времени – срок Metal Massacre уже истёк. Демо-трек попал на альбом, выпущенный в начале '82 года. Излишне говорить, что дебют Metallica не перевернул мир. К тому же возник ещё один казус, название группы было написано на обложке Metal Massacre с ошибкой: Mettallica.
Первая официальная фотография группы Metallica 1982 года. Из коллекции Кей Джей Доутона.
Слева на право: Джеймс Хэтфилд, Рон МакГовни, Ларс Ульрих и Дэйв Мастейн. В оригинале чёрнобелая, раскрашена переводчиком.
К счастью, Hit The Lights вскоре был перемикширован для последующих изданий Metal Massacre, и можно было услышать некоторые радикальные улучшения. Новый постоянный гитарист Дэйв Мастейн (старый знакомый Хэтфилда) заменил один из брэйков Гранта собственным соло, и голос Хэтфилда восстановился благодаря длительному лечению антибиотиками. Рон МакГовни, у которого Хэтфилд снимал комнату, был приглашён присоединиться к группе после ускоренного курса по игре на бас-гитаре. Со стабильным составом и новой версией Hit The Lights, Metallica стала главным открытием альбома Metal Massacre, попирая Ratt, Malice, Bitch, Pandemonium и других известных исполнителей.
Молодая Metallica провела остаток 1982 года принимая крещение огнём на сцене. Их первое выступление состоялось 14 марта в Radio City в Анахайме, и вскоре после этого британские лидеры хэви-метал, Saxon, пригласили Metallica на разогрев концерта в Лос-Анджелесе, во время их тура Denim And Leather (27 марта в Whisky A Go-Go). Но в основном группа ограничивалась выступлениями, оплачиваемыми "от бара" перед Steeler и Roxy Roller. Они даже играли на выпускном школы Ларса в Норуолке, в спортзале, на фоне реквизита школьного театра. Хэтфилд прозвал этот концерт: Metallica в кладовке.
Паровоз Metalli-train запыхтел по-настоящему, когда группа записала серию хорошо реализованных демо-лент, которые вместе фактически квалифицируются как первый альбом Metallica. Самой известной демкой стала No Life 'Til Leather, запись из семи песен, выпущенная в конце 1982 года. Это было идеальное противоядие от унылого американского рока, вызвавшее небольшую музыкальную революцию. На кассету попали первые несколько песен Metallica: Hit The Lights, The Mechanix (Ранняя версия The Four Horseman), Motorbreath, Jump In The Fire, Seek And Destroy, Phantom Lord и Metal Militia. Риффы рубили как меч, соляки сверкали как пули, а необычный стиль пения Джеймса (пронзительный скулёж, далёкий от его нынешнего характерного рычания) создавал спонтанность, не характерную для американской группы. Хорошо разбираясь кто есть кто в металлическом андеграунде, Ларс не теряя времени распространял записи среди всех известных ему металлистов, порождая волну поддержки среди широких масс. Фэны дублировали записи и делились ими с друзьями, которые в свою очередь распространяли ещё больше копий, что сработало как самое массовое (и самое громкое) письмо счастье, какое когда-либо видел мир. Вскоре Metallica стала самой крутой группой на планете, не имеющей контракта. [На фоне этого очень нелепо выглядит тяжба Ларса с Napster, произошедшая почти 20 лет спустя – прим. переводчика].
Начало Металли-мании. Из коллекции Кей Джей Доутона.
NWOBHM завоевал популярность, и за ним последовала Новая Волна Глобального Хэви-Метал с такими группами, как мексиканский Baron Rojg [видимо автор имеет в виду испанский Baron Rojo – прим переводчика], датский Mercyful Fate и японские Bow Wow и Loudness.Появились новые фэнзины, такие как Aardscok, Kick-Ass Monthly, Metal Mania и The New Heavy Metal Review. Почти каждый город мира мог похвастаться альтернативной радиостанцией, работавшей в этом жанре, к которому возник беспрецедентный всплеск интереса. Коллекционеры дорожили тысячами демо-записей и концертных бутлегов.
Следующий прорыв Metallica произошёл в середине сентября, когда Брайан Слэйгел решил продвигать свой альбом Metal Massacre, пригласив Bitch, Cirith Ungol и Hans Naughty в сан-францисский Keystone на 18 сентября. Cirith Ungol отказались, и на их место позвали Metallica.
Далеко от лос-анджелесской глэм-роковой фрик-сцены, клуб Keystone был сборищем армии бешеных фанатов, все из которых были знакомы с демкой No Life… и знали музыку рифф в рифф и слово в слово. Атакованные криками: "Bitch сосёт!" и "Мастейн – бог!" другие группы Metal Massacre едва смогли доиграть свои сеты. "Банды залива" приняли Metallica как своих.
К концу '82, Metallica стали достопримечательностью Сан-Франциско, собирая полные залы. В Лос-Анджелесе их выступления проходили под лозунгом The Young Metal Attack, но для банд залива? Metallica внедрила новый популярный слоган: Metal Up Your Ass. Новый ругательный слоган стал девизом группы. Концертное демо Metal Up Your Ass увековечило концерт группы 19 ноября.
Дэйв Мастейн и Джеймс Хэтфилд пожинают первые плоды славы. Из коллекции Кей Джей Доутона.
В один судьбоносный уикенд между сан-францисскими концертами, в лос-анджелесском клубе Trubadour, внимание Джеймса и Ларса привлёк басист-дылда в клешах. С энергией сокрушительного урагана он размахивал своей впечатляющей гривой как мокрой шваброй. Это был Клифф Бёртон. Он немедленно был включён Хэтфилдом и Ульрихом в список наиболее желанных музыкантов. Мастер бас-гитары, обладающий Rickenbacker, выдвинул ультиматум: "Переезжайте в Сан-Франциско, и я присоединюсь к вашей группе".
Поскольку Лос-Анджелес стал пристанищем более коммерческих ритмов Ratt и Motley Crue, было мало причин оставаться в Южной Калифорнии. Джеймс и Ларс всегда считали Рона МакГовни временным басистом, и ходят слухи, что его подруга услышала разговор о планах замены и предупредила его. Он покинул своих товарищей по группе с пониманием, но и с раздражением.
11 февраля 1983 года, новый состав Metallica, пополнившийся Клиффом, переехал в Эль-Серрито. 15 марта Бёртон принял боевое крещение в сан-францисском клубе The Stone, получившее название Вечер Трясущихся Голов, где также участвовал Exodus с Кирком Хэмметтом, судьба которого в дальнейшем будет связана с Metallica.
Первая репетиция Клиффа Бёртона с группой. 15 февраля 1983. Из коллекции Кей Джей Доутона.
Тем временем, на другом конце страны, бородатый здоровяк по имени Джон The Z Зазула из владельца палатки The Rock'n'Roll Heaven, блошиного рынка Нью-Джерси быстро становился металлическим крёстным отцом Восточного Побережья, продавая редкие импортные метал-альбомы и промоутируя концерты местных групп. В январе 1983 года, когда клиент, облаченный в джинсу и кожу, посетил палатку Джонни и поставил запись No Life на кассетнике магазина, абсолютно обескураженный ошеломляющим драйвом Metallica, Z бросил всё, выследил группу и попросился стать их менеджером.
Когда в марте '83 года Metallica забралась в арендованный U-Haul [американская служба проката автофургонов, трейлеров и домов на колёсах – прим. переводчика], чтобы отправиться в путешествие через всю страну, длиной более трёх тысяч миль [почти пять тысяч километров – прим. переводчика], ради нескольких концертов на Восточном Побережье, и встречи со своим восторженным новым координатором, Z начал обзвон крупных лейблов, в надежде получить контракт на запись. Не найдя ни одного, кто бы этим заинтересовался, разочарованный предприниматель вернулся к философии NWOBHM, подразумевающей селф-продакшн, и создал свой собственный лейбл - Megaforce.
Группа, однако, боролась с вечно бухим Мастейном. Дэйв еле стоял на ногах и постоянно прикладывался к бутылке. Но если его пьяное бесшабашное поведение со стёбными репликами между песнями нравилось его поклонникам в Сан-Франциско, то теперь оно было неуместно. Типичные шутки Мастейна: "Вы знаете, сколько групп в Лос-Анджелесе носят грёбаную тушь для ресниц? Не хотите спуститься на юг и надрать задницу этим лохам?!" [Самое забавное то, что менее 15 лет спустя, Metallica, уже без Мастейна и сами будут подводить глазки, после релиза альбома Load – прим. переводчика]. После нескольких почти фатальных гастрольных происшествий и внутренних конфликтов Ларс и Джеймс решили дать конфликтному гитаристу пинка под зад. Это было трудное решение. Многие фанаты считали Мастейна харизматичным двигателем Metallica.
"Мы решили, что ты больше не в группе" – объявил Джеймс едва проснувшемуся Мастейну утром 11 апреля. Группа была потрясена его выходками после концертов уикенда в Чикаго. "Ну - спросил Мастейн, когда улетает мой самолёт?" Его бывшие товарищи по группе тут же дали ему в руки билет Greyhound [американская автобусная сеть – прим. переводчика].
С опечаленным Мастейном на пути к Западному побережью (где он в конечном итоге сформирует Megadeth и обретет огромный успех), оставшиеся члены Metallica с нетерпением ждали прибытия его замены в тот же вечер. Ещё до отъезда Дэйва, Ларс и Джеймс прослушивали демо-кассеты в поисках возможной замены. Когда Марк Уиттакер, в то время гастрольный менеджер группы, порекомендовал гитариста Exodus, Кирка Хэмметта, их уши навострились. Exodus был вторым по значимости мощным металлическим коллективом в области залива, всегда наступавшим на пятки Metallica. До того, как вести дела с Metallica, Уиттакер управлял Exodus и знал потенциал Кирка. В отличие от Мастейна, Кирк был старательным и дисциплинированным музыкантом. Ларс и Джеймс отлично все спланировали: Кирк прибыл всего лишь через несколько часов после того, как Дэйв запрыгнул в свой автобус на Фриско.
В тот же вечер в два часа ночи, в Нью-Йорк Мьюзик Билдинг состоялся первый джем Кирка с Metallica. Трое оставшихся ветеранов были приятно удивлены. Кирк не только знал наизусть весь их репертуар, но и прекрасно разбирался в комиксах и фильмах ужасов, которыми увлекалась вся группа.
Начало новой эры. Первая фотография золотого состава Metallica с Клиффом Бёртоном и Кирком Хэмметом.
Из коллекции Кей Джей Доутона.
Первое выступление Кирка с Metallica состоялось 16 апреля 1983 в Довере, штат Нью-Джерси. Группа работала над перелопачиванием мастейновского материала под Кирка во время апрельских и майских шоу в Массачусетсе, Нью-Джерси и Нью-Йорке на разогреве The Rods, Venom и Motorhead. Затем группа отправилась в студию Barrett Alley в Рочестере, где и записала свой дебютный альбом Kill 'Em All, между 10 и 27 мая 1983 года. Одни называли эту музыку – трэш, в то время, как другие предпочитали термин пауэр-метал. Каким бы не был повешенный на них ярлык, уникальное сочетание саунда Metallica породило совершенно новый жанр.
Платиновые альбомы, ужасная трагедия, которая привела к смене состава и нескончаемые гастроли – это уже их новая история. Предыдущий тур группы Damaged Justice закрепил за Metallica абсолютное доминирование на международной хэви-метал сцене.
Хэтфилд и Хэмметт в туре Master Of Puppets 1986 года. Фотограф - Марк Уайсс
Краткая хронология
Ниже приводится хронологическая история Metallica, начиная с участия Кирка Хэмметта:
1983
27 июля – 2 сентября Metallica выступают хедлайнерами Kill 'Em All For One с сотоварищами по лэйблу.
Декабрь – Metallica играет серию концертов на Восточном Побережье с Anthrax.
1984
Январь и февраль – Metallica участвует в поддержке гастрольного тура Venom – Seven Dates Of Hell.
20 января – в Европе вышла сорокапятка Jump In The Fire.
Середина февраля – группа безуспешно пытается убедить вокалиста Armored Saint Джона Буша присоединиться к Metallica. [позже Джон очень удачно впишется в состав Anthrax – прим. переводчика]
11 февраля - Metallica играет в Зволле. Голландский фестиваль Aardschok, собрал около пяти тысяч человек, их самая большая аудитория на тот день.
20 февраля. Metallica начинает работу над своим вторым альбомом Ride The Lightning в студии Sweet Silence в Копенгагене, Дания.
14 марта - Metallica впервые выступают в Великобритании, в лондонском Marquee Club (после чего 27 марта состоится выступление на бис).
6 июня - мини-тур по Европе (второй у группы за этот год), начавшийся с выступления в Лейдене, Голландия, с Twisted Sister.
1 августа – уход от Megaforce (Джон и Марша Зазула) к Q-Prime (Клифф Бёрнштейн и Питер Менш).
12 сентября – Metallica подписывает контракт в США с Electra (в Европе они продолжают работать с Music For Nations, компанией, на которую они был лицензирован через Megaforce с момента выхода Kill 'Em All).
16 ноября - Ride The Lightning, переиздан на Elektra.
23 ноября – в Европе выпущена сорокапятка Creeping Death.
28 декабря – Metallica впервые выступают хедлайнерами на английской сцене в лондонском Lyceum.
1985
10 января – начало совместного с WASP североамериканского тура, стартовавшего в Новой Шотландии, Канада и завершившегося 19 марта в Портленде, штат Орегон. В середине тура WASP соскакивает, и им на замену прибывает Armored Saint, чтобы открывать концерты Metallica.
17 августа – группа впервые выступает на фестивале Monsters Of Rock в Касл-Донингтоне, Великобритания перед 70 000 зрителей.
2 сентября – Начало записи альбома Master Of Puppets в Копенгагене.
30 сентября – Metallica выступает на фестивале Day On The Green в Окленде, Калифорния, перед 80 000 зрителей.
Кирк преподносит сюрприз, выступая с Anthrax в Санта-Монике. 1986 год. Фотограф - Марк Уайсс
1986
21 февраля – релиз Master Of Puppets в США.
27 марта – тур Damage Inc. (на разогреве у Оззи Озборна) стартует в Учито, штат Канзас (и завершается 3 августа в Хэмптоне, Виржиния).
10 сентября – в Кардиффе, Уэльс, стартует европейский тур Damage Inc.
26 сентября – последний концерт с Клиффом Бёртоном в Стокгольме, Швеция.
27 сентября – Клифф Бёртон погибает в автокатастрофе в Швеции.
28 октября – к группе присоединяется Джейсон Ньюстед.
8 ноября – Metallica даёт первый концерт с Джейсоном Ньюстедом в лос-анджелесском Country Club.
10 ноября – группа играет пять концертов в мини-туре АО Японии
15 ноября – ещё один тур, на этот раз по Канаде и на Тихоокеанском Северо-западе с Metal Church на разогреве.
1987
8 февраля мировое турне Damage Inc. официально завершается в Зволле, Голландия.
Июль – В Лос-Анджелесе, Калифорния, начинается запись $5.98 EP.
21 августа – американский релиз $5.98 EP.
4 декабря релиз в США любительского фильма Cliff 'Em All.
Великолепная четвёрка: Джеймс Хэтфилд, Кирк Хэммет, Ларс Ульрих и Джейсон Ньюстед.
Фотограф - Марк Уайсс
1988
15 января – Electra переиздаёт в США Kill 'Em All с двумя дополнительными бонус-трэками.
29 января – в Лос-Анджелесе начинается запись …And Justice For All.
27 мая – в Ист-Трое, Висконсин, стартовал тур Monsters Of Rock, собравший 40 000 зрителей.
2 августа – американский релиз альбома …And Justice For All (и три сингла: Harvester Of Sorrow, One и Eye Of The Beholder в его поддержку).
11 сентября – первое шоу тура Damaged Justice проходит в Будапеште, Венгрия.
15 сентября в Толедо, штат Огайо, стартует американский этап тура Damaged Justice.
6 декабря – группа снимает кадры для видеоклипа One в Лос-Анджелесе.
1989
22 февраля – группа исполняет One в прямом эфире церемонии награждения Grammy.
3 мая – группа впервые выступает в Австралии в Аделаиде.
Логотип тура 1991 года. Автор - Брайан Pushead Шрёдер