Сизар Майордомо, Хосе Мануэль Лопес
Cutaway Magazine, май-июнь 2023
Он начал работать в семейном бизнесе в 1960-е годы и, будучи амбициозным молодым человеком, надеялся занять своё место в четвёртом поколении руководителей компании Gretsch. Но в 1967 г., на фоне широкомасштабных перемен в отрасли, дядя Фреда продал компанию Gretsch фирме Baldwin Piano, уйдя на пенсию.
После этой продажи Фред продолжил работать в компании и переехал из Бруклина в пригород Чикаго. Позже он основал свой собственный бизнес по оптовой продаже музыкальных инструментов. Но он поклялся, что однажды вернётся к тому, чтобы сделать Gretsch семейным бизнесом. Фред смог выполнить эту клятву в 1984 г., когда он и Дайна вернули компанию в семейную собственность.
Дайна Гретч, сама по себе талантливый предприниматель, работает вместе с Фредом уже сорок четыре года. Она является финансовым директором и исполнительным вице-президентом компании и курирует обширные образовательные и филантропические инициативы, поддерживаемые семьёй Гретч, включая Фонд Гретч, Музыкальный фонд Миссис Джи, а также стипендии и финансирование оборудования в школах по всей стране. Дайна прокомментировала: "Компания Gretsch гордится нашей семьёй, нашей историей, нашими отношениями и тем фактом, что мы работаем уже 140 лет".
И именно празднование этого 140-летнего юбилея привело нас сюда и дало нам возможность пообщаться с Фредом Гретчем, что я и сделал, и вот что он нам рассказал в эксклюзивном порядке:
Доброе утро. Прежде всего, спасибо за внимание и, чтобы не терять времени, давайте сразу перейдём к делу, хорошо? Вы отмечаете 140-летие марки, что вы можете сказать об этом, что это значит для вас и для компании?
Ну, во-первых, это не совсем обычный юбилей. 140 лет - это юбилей, в котором принимала участие вся семья. Как вы знаете, мы с женой представляем четвёртое поколение, так что мы представляем марку уже много лет, а теперь есть еще и наша дочь Лена, которая работает с нами уже много лет и будет представлять марку ещё много лет, если всё пойдет хорошо. Прошло много лет совместной работы с семьёй и многими музыкантами, поэтому мы считаем, что это заслуживает праздника.
Как вы считаете, в чём залог того, что компания после стольких лет остаётся ведущим брэндом, не зависящим от тенденций, моды, морей и различных кризисов? В чём, по-вашему, секрет?
Конечно, прежде всего, это любовь к музыке, любовь к музыкантам и, конечно же, страсть к созданию или попыткам создать лучшие инструменты.
А теперь вопрос с подвохом: кто из музыкантов лучше других представлял компанию Gretsch?
Думаю, вы знаете Чета Эткинса, не так ли? Он - легенда, и мы начали сотрудничать с ним 70 лет назад. Кроме того, в 1954 году мы выпустили первую именну. гитару Чета Эткинса.
Очевидно, что Чет Эткинс - это не просто музыкант, он представляет собой, скажем так, один из символов брэнда, верно?
Конечно, это так. Чет был очень новаторским музыкантом. У него самого было много идей по поводу инноваций, и он хотел воплотить эти идеи в наших гитарах.
Мы, конечно, очень хорошо с ним сотрудничали, потому что он был не просто музыкантом, он был самим Четом Эткинсом, который, как мы уже сказали, был легендой и до сих пор остаётся легендой.
Если бы вам пришлось спасать одну из ваших гитар от пожара, какую бы вы выбрали - мы представляем, что это сложный вопрос, но какую бы вы выбрали?
Ну, наверное, я бы выбрал первую модель, которую мы разработали вместе с Четом Эткинсом, G6120. Она до сих пор является эталоном в гитарном мире. Она по-прежнему очень популярна и по-прежнему звучит фантастически. Это не только имя, но и отличная гитара с музыкальной точки зрения. Это одна из моих любимых, но есть и много других.
А если вернуться к истории Gretsch Guitars, что Вы считаете самым сложным и самым успешным или сложным моментом для брэнда?
Ну, я расскажу вам немного о своем опыте: я начал работать в компании в 1965 году, так что я работаю в компании уже 58 лет. Когда я начинал работать, происходил гитарный бум, связанный с рок-н-роллом. В то время многие люди хотели играть на гитаре.
Любопытно, что ещё одной точкой подъёма были времена COVID, когда люди сидели дома и играли на гитаре. У людей вдруг появилось много времени, чтобы заниматься и играть. Мир остановился, и все мы начали играть. А для этого нам нужны были гитары, и мы покупали гитары.
Другим великим моментом для гитары и для рок-н-ролла было британское вторжение, вы знаете, Битлов, Роллингов... Вы спрашиваете меня также о сложных моментах, и в этот момент я вспоминаю конец семидсятых - начало восьмидесятых, когда в моду вошла музыка диско, и, очевидно, это был сильный удар по продажам.
В то время было не очень модно играть на гитаре, зато было модно играть на клавишных и создавать электронную музыку. К счастью, это было недолго, и в восьмидесятые годы были выпущены отличные гитары.
И вот наступили девяностые, появился новый гитарист, которого мы использовали в качестве образа нашей марки. Я говорю о Брайане Сетцере из группы Stray Cats, очень популярном артисте и великолепном гитаристе в некотором роде сменившего Чета Эткинса в качестве представителя брэнда.. Казалось, что рок-н-ролл возвращается и развивается.
Благодаря Брайану Сетцеру сложились определённые хорошие отношения между компанией и рокабилли-музыкой, и, в общем, это было хорошее время как в музыкальном, так и в коммерческом плане.
Да, конечно, мы подумали о Брайане Сетцере, когда ранее задавали вопрос о гитаристах, на которых ориентируется фирма, о легендах, которые вновь представили Gretsch. А если перейти к более спорным темам, то давайте поговорим об эпохе Baldwin. Не могли бы Вы рассказать о ней и о решении компании вернуться в бизнес?
Мы говорим о гитарном буме шестидесятых, когда бизнесом руководил старший брат моего отца, поскольку отец умер в 1948 году. В то время мой дядя решил, что сейчас самое время продать компанию и совершить выгодную сделку.
Тогда в музыкальном бизнесе существовала очень сильная компания, которая была скорее компанией по производству фортепиано Baldwin. Для меня это было большим разочарованием, я был очень опечален, и это было очень плохое время для бизнеса. Позже они обанкротились, и сочли это подходящим моментом и были очень рады вернуть нам нашу компанию. И в 1984 году мы с женой выкупили всю компанию и снова начали производить гитары.
Да, вы оказались в нужном месте в нужное время. Фред, скажите, пожалуйста, каким вы видите Gretsch сейчас и каким Вы видите будущее компании?
Я думаю, что в настоящее время мы производим лучшие инструменты, которые когда-либо выпускали.
Кроме того, мы охватываем весь возможный ценовой диапазон - от самой популярной гитары для любителя до самой профессиональной и, очевидно, самой дорогой гитары.
И поскольку брэнд выпускает хорошие инструменты и по-прежнему является эталоном на рынке, нам помогают лучшие музыканты, в чём все могут убедиться. Особенность Gretsch еще и в том, что это не только очень хорошие инструменты. Я, честно говоря, считаю их самыми красивыми инструментами.
Вы как бы намекаете на светлое будущее марки.
Да, мы действительно работаем с музыкантами, с техниками, с артистами, с публикой, с покупателями и с дизайнерами. Мы работаем со всем и являемся сплавом всего. И учитываем всё, чтобы дать и предоставить наилучший инструмент.
Мы подходим к концу интервью и хотим задать вам вопрос, на который, возможно, будет трудно ответить: скажите, пожалуйста, с кем из музыкантов, с которыми вы ещё не работали, вы хотели бы сотрудничать?
Правда в том, что существует множество музыкантов, которые играют на наших инструментах как из-за звука, так и из-за дизайна и красоты инструментов, и мы уверены, что в будущем к Gretsch присоединятся ещё многие артисты.
Так вы ни с кем не расстаётесь?
Ну, на самом деле, все дело в том, чтобы производить хорошую продукцию с отличным качеством и прекрасным звучанием и иметь всё больше и больше поклонников и любителей марки.
Это всё, Фред. Мне было очень приятно с вами пообщаться. Поздравляю Вас со 140-летним юбилеем. Большое спасибо за то, что уделили мне время, и знайте, что если вы приедете в Испанию, вам будут рады.
По правде говоря, у меня прекрасные воспоминания об Испании, потому что я впервые побывал там в 1958 году.
Я очень хорошо помню свою поездку в Испанию, я был там ещё несколько раз и встречал очень дружелюбных людей. Погода просто фантастическая. Это прекрасная страна с великолепной кухней.
И, конечно, музыка - отличная музыка. На самом деле я был в Валенсии в 1968 году, и мне очень понравилось.
Вот и всё, спасибо вам большое, и мы ждем вас здесь.
Спасибо вам большое и будьте счастливы и, прежде всего, очень музыкальны.
140-летний юбилей Gretsch
Хосе Мануэль Лопес
Cutaway Magazine, май-июнь 2023
Очень немногие брэнды в индустрии музыкальных инструментов могут похвастаться 140-летней историей. Компания Gretsch сделала это. Брэнд прошёл долгий путь с 1883 года, когда немецкий эмигрант открыл свой первый магазин музыкальных инструментов в Бруклине, штат Нью-Йорк. Мы говорим о Фридрихе Гретше, с которого всё началось, и это история семьи.
Трудно определить, какой из двух столпов, на которых строился брэнд, имеет больший вес, барабаны или гитары, мы логично попытаемся написать хронологию основных моментов в развитии его гитарного направления.
Отцы-основатели Гретч. Вверху: Фридрих Гретш, Фред Греч-старший. Внизу: Фред Гретч-младший, Уильям Уолтер "Билл" Гретч.
Начало, Бруклин
Мы начинаем рассказ с 1895 года, когда после смерти отца и по инициативе его матери Роуз, решившей, что Фред должен оставить учёбу в бизнес-колледже Райта и в возрасте 15 лет с ее помощью возглавить компанию.
С юношеским энтузиазмом он создал Fred Gretsch Manufacturing Company, которая занималась в основном производством банджо и барабанов, популярных инструментов в музыке того времени, а также гитар и мандолин, в легендарном десятиэтажном здании по адресу Бродвей, 60 в Бруклине. Хотя фабрика уже не работает, здание остаётся достопримечательностью района и продолжает связывать семью Gretsch с её бруклинскими корнями.
Следующие несколько лет были посвящены разработке контрукции корпусов барабанов и производству различных моделей ударных установок. Только в 1939 году была представлена первая электрогитара Gretsch - Electromatic, арктоп, готовый сразиться с Super 400 от Gibson, и основанный на концепции "Семь принципов превосходства", которая и стала решающим фактором.
Модель Electromatic 400 стала флагманом, 18-дюймовым корпусом с арочной резной кленовой верхней декой из массива, колками Grover Imperial или Kluson Deluxe, рабочей поверхностью грифа из чёрного дерева, трёхкусковым грифом из фигурного клёна, характерными для той эпохи элементами арт-деко, и сегодня является предметом коллекционирования.
Харри Вольпе, Ники Робертс или Джимми Вебстер - вот некоторые из известных их обладателей. Линейка была дополнена младшими моделями, такими как Model 300, 200 и 160.
В 1942 году Фред Гретч-старший уходит на пенсию, а его сын Фред-младший назначается президентом компании, но в это время идет Вторая Мировая Война, и он уходит служить на флот, а его брат Билл принимает на себя руководство компанией, и та продолжает производство с учётом ограничений, наложенных войной. В 1948 году Билл умер, и Фред-младший вернулся на пост президента компании.
Пятидесятые, кантри и рок-н-ролл
Наступили пятидесятые, и вместе с новым десятилетием появились новые модели. Именно в 1953 году появилась первая цельнокорпусная гитара брэнда - Duo Jet.
Это было начало золотого века компании, которая сделала ставку на разработку инструментов для профессионалов, и некоторые из них, ставшие гитарными легендами, получили свои именные модели, например, Чет "Мистер Гитара" Эткинс, который в 1954 году стал первым эндорсером марки, убеждённый Джимми Вебстером. На протяжении многих лет он будет навсегда ассоциироваться с различными гитарами Gretsch, а его первой именной стала полуакустическа модель Chet Atkins 6120, представленная в 1955 году.
Именно в 1954 году были предложены такие революционные цвета, как сверкающий Silver Jet, Western Orange, Cadillac Green и Jaguar Tan.
Именно в 1955 году дебютировал ещё один из великих стандартов брэнда - гртара Gretsch White Falcon. Компания заявила о ней: "Высшая точка поразительной красоты, роскошного стиля и звуковыз характеристик", и не ошиблась.
В 1956 году на небосклоне Gretsch появилась ещё одна звезда, которая принесла с собой начинающий набирать популярность рок-н-ролл - Эдди Кокран, который стал автором множества поп-хитов и одновременно великолепным инструменталистом за рулём своей 6120.
В том же году появляется модель Gretsch White Penguin, представляющая собой Falcon, но цельнокорпусная.
На выставке NAMM летом 1957 года ещё одним ключевым моментом для Gretsch стало представление модели Chet Atkins Country Gentleman.
В конце того же года произошёл ещё один важный момент: совсем юный Дуэйн Эдди играл на Chet Atkins 6120, его манера игры привела к рождению звука "тванг", глубокого и тёмного звучания, сильно отличающегося от звука Эткинса.
В 1958 году на модели Gretsch Chet Atkins Tennessean появился хамбакер Filter Tron. В том же году Gretsch отмечает свое 75-летие выпуском четырёх электрогитар Anniversary Model, а в конце десятилетия появляется стереосистема Project-O-Sonic.
Великий Бо Диддли купил Jet Firebird, популярность, которую приобрёл артист, заставила Gretsch сделать для него причудливую гитару с прямоугольным корпусом, после того как его собственные навыки работы с деревом оказались недостаточными, с ней у него появился спутник в студии и на сцене...
Шестидесятые, приходит поп-музыка, приходят Beatles, приходят Monkees...
Джордж Харрисон приобрёл Duo Jet '57-го года, на котором записал первые альбомы Beatles, но именно его появление на шоу Эда Салливана в 1964 году (во время первых гастролей ливерпульской группы в США) с Country Gentleman привело к резкому росту продаж этой модели. После этого телевизионного выступления они действительно изменили музыку и общество. В следующем году компания достигла наивысшей точки роста продаж за всю свою историю.
В '65-м году Харрисон появляется в фильме "Help!" с гитарой Gretsch Tennessean, несомненно, старый добрый Джордж был поклонником Gretsch.
Американская группа Monkees на протяжении нескольких лет участвовала в телевизионном шоу, которое посмотрело более 30 миллионов человек, и выступала с гитарами Gretsch (а также с барабанами), поставленными компанией.
В 1967 году Фред Гретч-младший отошёл от дел и продал брэнд компании Baldwin Piano, впервые с момента основания компании оставив семейный бизнес, но спустя годы, как мы увидим ниже, он был возвращён обратно.
Именно в 1972 году один из величайших музыкантов, связанных с Gretsch, Чет Эткинс, выпустил свою именную модель Super Chet, а пять лет спустя появилась модель Super Axe.
В конце десятилетия Дайна Гретч присоединяется к компании в Риджленде, штат Южная Каролина, на этапе производства банджо и становится ключевой фигурой в возвращении компании в семью Gretsch через многие годы.
Восьмидесятые, Gretsch возвращается в семью
Наступает 1982 год, и рокабилли-группа Stray Cats мощно заявляет о себе своим первым синглом "Rock This Town", а более важным возвращением в нашу историю является возвращение компании в семью Gretsch Фредом У. Гретчем, правнуком основателя, спустя семнадцать лет после продажи её компании Baldwin.
Восьмидесятые стали десятилетием, отмеченным музыкальными стилями, в которых использовались клавишные инструменты и синтезаторы, а значит, не слишком подходящими для гитар, роль которых отошла на второй план.
В 1988 году Джордж Харрисон совместно с Gretsch выпустил коллекционную гитару Traveling Wilburys, а в 1989 году, после восьмилетнего отсутствия на рынке, была запущена профессиональная линия акустических и электрогитар.
В 1993 году на рынке появилась модель Brian Setzer Signature, первая именная гитара, выпущенная со времён Чета Эткинса, а три года спустя - именная модель Малкольма Янга.
Если и существует марка классических вибрато, занимающая важное место на музыкальной сцене и устанавливаемая в традиционные инструменты, то это Bigsby, работающая с 1951 года и имеющая хорошие отношения с Gretsch. В 1999 году компания Gretsch выкупила ее у Теда Маккарти, ее тогдашнего владельца, который на протяжении 20 лет был также руководителем компании Gibson. В это же время была представлена именная прямоугольная гитара Бо Диддли.
Переломный момент
Наступило новое тысячелетие, и была представлена модель Stephen Stills White Falcon Signature. Ещё один легендарный и, возможно, недостаточно признанный гитарист наслаждается гитарой Gretsch со своим именем, которая является воссозданием его оригинальной гитары G6136 1958 года.
На дворе 2001 год, и Фонд Gretsch предлагает инициативу GuitarArt - перепрофилирование подержанных гитар в произведения искусства, которые школы и другие некоммерческие организации могут продавать на аукционах для сбора средств.
В 2006 году совместно с Бобом Диддли и Билли Гиббонсом была разработана гитара Billy-Bo Guitar, дизайн которой отражает стиль обеих звёзд шестиструнной музыки.
Еще одна знаменательная дата для компании - 2007 год, когда после 28-летнего перерыва возобновляется сотрудничество с Четом Эткинсом и на рынок выходит целая линейка гитар его имени, фактически 28.
В 2008 году отмечается 125-летие марки. В честь Джимми Вебстера Gretsch выделяет стипендию музыкальному колледжу Berklee.
В 2011 году представлен George Harrison Tribute Duo Jet. В предыдущем году Дайна Гретч основывает музыкальный фонд Mrs. G's Music Foundation для поддержки цели семьи Гретч - облагораживать жизни людей через участие в музыке.
В 2012 году были выпущены акустические модели Rancher Acoustic и Roots Collection, а в следующем году в честь 135-летнего юбилея появилась модель Billy Duffy White Falcon Signature. Не за горами 2014 год - 10-летие мастерской Gretsch USA Custom Shop и празднование 50-летнего юбилея Фреда в музыкальной индустрии.
С целью вывести инструменты в более доступный ценовой сегмент появляется серия Streamliner, обновляется Electromatic, наступает 2016 год.
В Зале славы и музее кантри-музыки открывается выставка American Sound & Beauty, на которой представлены 75 винтажных гитар Gretsch. Это самая большая коллекция струнных инструментов, когда-либо выставлявшаяся в музее.
В следующем году появляются именные модели: Cliff Gallup Duo Jet, Malcolm Young Salute Jet и Custom Shop Tom Peterson Signature 12. В том же году появляется White Falcon Bass.
В 2019 году Дайна Гретч отмечает 40-летие работы в музыкальной индустрии.
Благодаря существенному вкладу Фреда и Дайны Гретч, включая их коллекцию гитар Gretsch и архивы компании, в феврале 2021 года Южный университет Джорджии открывает Школу музыки Фреда и Дайны Гретч. В это же время в Саванне (штат Джорджия) открывается Музей Gretsch.
В 2022 году Gretsch и Fender отмечают 20-летие сотрудничества, а в нынешнем году - 140-летие Gretsch.
Очень трудно в нескольких строках описать 140 лет работы в индустрии музыкальных инструментов. За столь долгий период времени музыкальные вкусы менялись, эволюционируя вместе с развитием общества.
Компания Gretsch сопровождает музыкальное сообщество на этом пути, предоставляя инструменты, которые позволяют добиться великолепного звучания, комфорта игры и элегантного внешнего вида на любой сцене. Это стало возможным благодаря приверженности семьи, которая на протяжении почти 140 лет, в течение нескольких поколений, поддерживала музыкантов в их стремлении к "Великому звуку Gretsch". История продолжается.
Более подробно об истории гитар Gretsch читайте в пятом номере журнала Guitars Magazine