GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Замена струн на гитаре

с Floyd Rose

Тремоло системы Флойда Роуза – одно из самых выдающихся изобретений двадцатого века. Я имею в виду, конечно же, полноценный Floyd Rose и его клоны, намертво фиксирующие струну, как в самом струнодержателе, так и в тисках, на месте "нулевого" лада именуемых топлоком. Этот механизм обогащает игру гитариста выразительными приёмами, позволяющими не только изобразить рёв самолёта на глиссаде, перегазовку мотоцикла, лошадиное ржание, но заставить звучать электрогитару подобно слайд-гитаре, губной гармонике, и другим инструментам, особенно если добавить хороший дисторшн.

Многих гитаристов, причём не только начинающих, Floyd Rose пугает кажущейся сложностью замены струн, хотя, если придерживаться простейших правил, ничего сложного в этом нет. И процесс замены всех шести-семи струн, занимает не более пяти минут.

 

Первое правило, которого необходимо придерживаться – использовать струны одного и того же калибра, и, желательно, одной и той же марки. Тогда после замены струн вам не придётся возиться с отстройкой угла по отношению к верхней деке, а если и придётся, то только один раз, при самой первой установке струн после приобретения гитары.

 

Ещё раз повторюсь, речь о полноценной машинке, намертво фиксирующей рабочую часть струны с обеих сторон, как у нулевого лада, так и у струнодержателя.

 

Даже если у вас есть опыт замены струн на гитарах с флойдами, не поленитесь дочитать статью до конца, возможно, вы откроете для себя полезные ноу-хау, о которых вы ранее и не догадывались.

 

Первая операция, которую необходимо сделать перед сменой струн – надёжно зафиксировать тремоло в нейтральном положении. Если этого не сделать, возможен эффект пивной открывашки, когда под натяжением пружин, как рычаг приложенный к точке опоры, тремоло вырвет опорные болты из деки вместе со стаканами. Особенно это актуально для гитар, корпуса которых изготовлены из мягких пород древесины, таких как липа или красное дерево.

Существует масса способов фиксации тремоло. Самый удобный  - установить Tremstop от Schaller. Он очень прост, как в установке, так и использовании, и весьма полезен в живой работе. Защёлкнув рычаг в кулачок устройства, вы блокируете тремоло одним движением. Очень полезная вещь для солирующего аккомпанемента, когда нужно сделать бенд одной струны в гармоническом интервале или аккорде, не опасаясь за то, что поплывут остальные ноты, или даже в элементарном и очень выразительном рок-н-рольном приёме, когда исполняются ноты на фоне удерживаемого бенда. Кроме того, тремстоп всегда выручит, когда посреди песни вдруг порвётся струна. Просто защёлкните рычаг в кулачёк, и доиграйте песню как на гитаре с фиксированным бриджем.

Ещё один простой и хороший способ – сделать устройство, легко блокирующее работу тремоло на повышение из обычного мебельного шпингалета, прикрутив его в пружинном отсеке.

 

Ежели вы заранее не позаботились о подобных механизмах, просто вставьте какой-нибудь твёрдый предмет между килем и стенкой колодца (естественно со стороны пружин, а не противоположной).

 

Убедившись, что тремоло надёжно зафиксировано, можно приступить к процессу снятия струн. Для этого сперва ослабляем фиксацию струн в топлоке, затем болты фиксирующие зажимы струн в сёдлах. После этого можно разматывать и снимать струны с колков.

 

Почему я предлагаю сперва снять струны с бриджа, а потом с колков? Это очевидно. Гораздо безопаснее снимать струну с колка, держась за длинный хвост, чем за короткий огрызок, об который можно исколоть пальцы.

После того, как все струны сняты, можно почистить рабочую поверхность грифа от грязи и обработать гитарными косметическими средствами, поддерживающими её здоровье и внешний вид. А заодно удалить и пыль, скопившуюся на голове грифа, и особенно на корпусе. Магниты имеют привычку притягивать к себе всевозможную мелкую хрень, распространяя её по всей площади между звукоснимателями.

 

Теперь можно приступить и к установке новых струн. И тут у меня есть несколько лайфхаков.

 

Первый и самый главный – используйте фортепианный метод установки струн. Я пользуюсь им уже более 25 лет, с подачи британского производителя Rotosound.

Суть этого метода заключается в том, что струна ложится на нижний порожек не оплёткой, а голым кордом, за счёт чего звучание струны становится ярче и чище, а сустейн ровнее и продолжительнее. Как у рояля. Для Floyd Rose это особенно актуально, особенно на толстых струнах, поскольку перегиб струны в зажиме седла происходит практически под прямым углом, и оплётка в месте перегиба имеет свойство деформироваться, что отрицательно сказывается на её звуковых свойствах. Rotosound называет эту технологию Piano String Design и широко применяет как в струнах PSD для бас-гитар, так и Country Gold для акустических вестернов.

Второй лайфхак касается колков. Старайтесь оставлять на них минимум витков, для струн с оплёткой достаточно и четверти витка. Это не только сокращает время установки струн, но и положительно сказывается на долговечности колкового механизма. Исключение составляют пара первых струн, имеющих свойство проскальзывать в отверстии колка, поэтому я рекомендую закрепить эти струны в колке самозатягивающейся петлёй вроде той, что я описывал в материале посвящённом установке струн на классическую гитару.

Для того чтобы воплотить эти лайфхаки, начинайте процесс установки струн не от машинки а от колка.

 

1) Выровняйте колки таким образом, чтобы отверстия встали перпендикулярно траектории струн на голове грифа

 

2) Вставьте струну в колок и протяните её до струнодержателя.

 

3) Оставьте голый конец корда достаточный для того, чтобы его хватило зажать в седле, и оплётка начиналась через 3-5 мм после седла.

 

4) Затянув болт зажимающий струну в седле, натяните её, настройте с помощью колкового механизма.

 

Установив все шесть струн, настройте гитару, периодически оттягивая каждую из струн от грифа, пока они надёжно не зафиксируются колками, и строй не перестанет плыть. Теперь флойд можно разблокировать и повторить процедуру настройки.

 

Возможно, вам понадобиться подстроить угол тремоло относительно плоскости деки. Для этого предусмотрена пара саморезов, крепящих гребёнку в пружинном отсеке, натягивающую пружины. Если вы установили струны прежнего калибра, это не займёт много времени, а может и вовсе не понадобиться. Если вы перешли с традиционного метода фиксации струн на фортепианный, возможно придётся подрегулировать ещё высоту струн с помощью опорных болтов. Не забудьте ослабить внутренние фиксаторы, если у вас тремоло Ibanez или Gotoh, и приспустите натяжение струн нажатием рычага в сторону понижения строя, чтобы не деформировать ножи и опорные болты.

После черновой настройки, проверьте, хватает ли микроподстроечным болтам хода в одну и другую сторону, затяните зажимы топлока, и подстройте гитару микроподстройкой.

 

Оставшиеся хвосты струн на голове грифа вы можете обрезать, или оставить болтаться. С необрезанными бобышками они смотрятся очень эффектно.

 

Возможно, первая замена струн займёт чуть больше времени, но уже со второго раза весь процесс будет укладываться не более чем в пять минут, и вы сможете даже производить его с закрытыми глазами на время, как сборку-разборку автомата Калашникова на уроках НВП. Но если вы меняете калибр струн, с углом тремоло относительно деки всё же придётся немного повозиться.