GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме

Fishman

 

 

 

Ненамотанный: Fishman переосмысливает звукосниматель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дэн Формоса

Premier Guitar, февраль 2014

Перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

 

Fluence, первая серия звукоснимателей для электрогитар от Fishman, знаменует собой радикальный отход от традиционной технологии.

 

Я настоятельно рекомендую побеседовать с Ричи Флиглером. Флиглер, ветеран гитарной индустрии, работавший долгое время в компаниях Fender и Marshall, в восторге от своего нового сотрудничества с Ларри Фишманом. Этот проект может... поправьте, должен изменить ваше представление о звукоснимателях для электрогитар.

Команда разработчиков Fluence в компании Fishman (слева направо): Ларри Фишман; вице-президент по продажам комплектующих Роб Кетч; менеджер проекта Fluence Чарли Рассел; инженер-электррнщик Джон Эк; руководитель отдела исследований и разработок Чинг-Ю Лин.

 

 

Мое первое "предварительное интервью" с Флиглером длилось почти два часа. Мы обсуждали всё - от аэрокосмических технологий до игрушечной железной дороги Lionel, от отношений Хендрикса с Marshall до того, почему никто не считает Нью-Йоркский филармонический оркестр кавер-группой. И почему-то всё это казалось актуальным. Через несколько дней я уже летел в Массачусетс, чтобы встретиться с командой Fishman.

 

Мы привыкли слышать об "очередной новинке" в области звукоснимателей каждый раз, когда наступает время выставки NAMM. То, что придумала команда Fishman, не является новым звуком. Совсем наоборот: Это способ последовательного и точного воссоздания звучания лучших в мире звукоснимателей.

 

 

Звукосниматели: Чёрная магия?

 

Намотка звукоснимателей может быть чем-то вроде чёрной магии. Независимо от производителя или специалиста, выполняющего намотку, один звукосниматель может звучать иначе, чем другой. Даже при неизменных технологиях производства существуют такие факторы, как несоответствие сырья, используемого производителем.

 

Гитары также полны неконтролируемых составляющих. Во-первых, их делают из дерева, а деревья бывают разные. Также как и условия сушки древесины, методы придания формы, способы изготовления и сборки, а также конструкция металлических и пластиковых деталей, которые мы прикрепляем к этому дереву.

 

Но для всех нас, гитарных дрочеров, звук в конечном итоге сводится к той критической точке, когда вибрирующая струна возбуждает магнит звукоснимателя. Невидимые события, происходящие в этот момент, ответственны за всё то, что мы любим в звукоснимателях, и за многое из того, что нас огорчает.

 

Звук, исходящий от винтажного звукоснимателя Stratocaster '54-го года или хамбакера PAF '57-го года, может быть волшебным. Но, по словам Ларри Фишмана, именно из-за этого "волшебства" его компания первые 34 года обходила стороной электрогитарные звукосниматели: "Слишком много вуду", - говорит он. Фишман считал, что он может сравняться по характеристикам с существующими электрогитарными звукоснимателями, но не привнести ничего нового - до сих пор.

 

Около полутора лет назад Фишман и его команда начали думать о магнитных звукоснимателях по-новому. Результатом стала новая серия звукоснимателей: Fluence.

Новый путь к старому звуку

 

Понимание уникальности Fluence требует понимания того, как работают и не работают традиционные звукосниматели. Как и у любимых членов семьи, у звукоснимателей есть свои недостатки. Но, как вам скажет любой человек, связанный с Fluence, это не история, сфокусированная на уничтожении традиционных звукоснимателей. Скорее, это история о любви к сохранению лучших качеств отличных звукоснимателей без сопутствующих проблем и по разумной цене.

Немного истории пикапов: В начале 1930-х годов Джордж Бошамп подал заявку на патент на странный инструмент, похожий на гитару, который включал в себя "звукосниматель". (В патенте варианты "звукосниматель", "датчик" и "съёмник" используются как взаимозаменяемые). Его изобретением стала знаменитая ныне Rickenbacker "Frying Pan", на которой был установлен первый гитарный звукосниматель. (Чтобы получить патент, Адольфу Рикенбекеру пришлось отправить в Вашингтон гавайского гитариста Сола Хупии, который продемонстрировал изобретение Бошампа и доказал экспертам Патентного Бюро США, что оно работает).

 

От нот к напряжению:

 

Урок физики о том, как звукосниматель превращает игру на гитаре в напряжение: Вибрирующая металлическая струна возбуждает магнитное поле звукоснимателя, что вызывает соответствующий переменный ток в медной катушке. Конечно, чтобы это произошло, струна должна находиться в зоне магнитного поля. Но тот факт, что струна находится в магнитном поле, также влияет на вихревые токи, вызывающие притяжение, а также на вибрацию самой струны. Взаимодействие может оказаться гораздо более сложным, чем можно предположить.

 

Хотя за последние 80 лет появились тысячи вариантов и усовершенствований звукоснимателей, большинство современных магнитных гитарных звукоснимателей не сильно отличаются от изобретения Бошампа. В обычном звукоснимателе медная проволока непрерывной длины наматывается тысячи раз на бобину или катушку, вокруг магнита или магнитов. (Провод не замыкается сам на себя, поскольку медная жила покрыта тонким слоем изоляционного материала).

 

Fluence, однако, основан на представлении о том, что катушки можно не наматывать, а наносить. Подобно дорожкам на печатной плате, концентрические спирали "катушки" могут быть напечатаны. Представьте, например, печатную плату в форме гоночной трассы размером с сингл Стратокастера, с отверстием в центре, предназначенным для магнитов. На одной плате можно разместить одну спираль, и поскольку она напечатана, каждый экземпляр будет идеально идентичен. Следующий шаг заключается в укладке нескольких слоев напечатанных катушек и их соединении до тех пор, пока не будет достигнута необходимая характеристика "конкретного звукоснимателя". Этот метод используется в аэрокосмической и телекоммуникационной промышленности, хотя он никогда ещё не применялся в гитарах.

Слои печатных катушек, ожидающих магниты. Колечки - это "переходы", которые электрически соединяют слои.

 

 

 

Идеальные копии

 

У команды было много параметров для экспериментов: толщина каждой дорожки, количество витков, количество и толщина слоёв. Но все эти параметры были контролируемыми и идеально воспроизводимыми.

 

Вот к чему они пришли после бесчисленных экспериментов: Уложите 48 слоёв друг на друга, добавьте прокладку для обеспечения зазора и уложите ещё 48 слоев ниже, но с обратным направлением катушек для подавления шума. Идеально подобранные половинки отлично гасят шум. Зазор предотвращает нежелательную связь между верхним и нижним слоями.

 

Важным, но неуловимым моментом были свойства магнитного потока. Вот тут-то и пришёл на помощь специалист компании Fishman Чинг-Ю Лин, доктор технических наук. До прихода в компанию Fishman несколько лет назад Лин мало знал о гитарах, но много - об акустической инженерии. Он занялся измерением и визуальным отображением магнитных свойств наиболее хорошо звучащих звукоснимателей.

 

В звукоснимателях, как вы, вероятно, знаете, используются магниты из различных материалов (альнико 2, альнико 5, керамика и т.д.) и различной формы (брусковые магниты в хамбакерах, магнитные столбики в большинстве звукоснимателей Fender и т.д.). Но сами магниты могут отличаться от партии к партии, и иногда привлекательные качества конкретного звукоснимателя являются результатом изменений, произошедших с магнитами после их изготовления.

 

Лин занялся измерением и визуальным отображением магнитных свойств наиболее хорошо звучащих звукоснимателей, которые удалось найти команде. Магнитные поля различных звукоснимателей создают различные магнитные карты, поэтому Лин создал трёхмерную визуализацию полей, чтобы изучить уникальный магнитный ДНК каждого звукоснимателя и создать осязаемую "магнитную цель".

 

Как контролировать вариации свойств магнитов? Зарядить магниты сверх меры, а затем подразмагнитить их контролируемым образом.

Магнитный "ДНК" Чинг-Ю особенно хорошо звучащего "горячего" стратовского звукоснимателя Strat в стиле Техаѕ. Магнитное притяжение влияет не только на звук, но и на физическую динамику взаимодействия струны и магнита.

 

 

 

От плоского к вкусному

 

Магнитные свойства звукоснимателя - это не просто вопрос звучания и частотных характеристик. Взаимодействие между вибрирующей струной и магнитным полем значительно влияет на физическую динамику. Цель команды Fluence состояла в том, чтобы воспроизвести физическое взаимодействие струны и магнита, основываясь на магнитных диаграммах Лина.

 

Простое размещение магнитов в центре этих печатных дорожек даёт идеально ровное и плоское звучание звукоснимателя. Это не тот звук, к которому стремится большинство музыкантов, но это идеальная платформа для воспроизведения характера различных звукоснимателей.

 

В традиционных звукоснимателях изменение одного параметра приводит к изменению других. Например, добавление дополнительных витков увеличивает мощность и низкие частоты, но жертвует высокими. Возьмём звукосниматели Страта: Винтажный звукосниматель 54-го года имеет больше яркости, чем современный, намотанный с избытком звукосниматель в стиле "Texas" с его более жирным, более тяжёлым низом. Новая технология позволяет разработчикам решать эти задачи с меньшим числом трудноуправляемых взаимодействий.

 

Начав с абсолютно плоского звукоснимателя, а затем, отфильтровав одни частоты и усилив другие, команда может "создавать" звучание различных звукоснимателей, корректируя его по своему усмотрению. Например, они могут подобрать горячий выходной сигнал для намотанного с излишком стратовского звукоснимателя, не жертвуя при этом верхами винтажной модели.

 

Избирательное изменение частотной характеристики звукоснимателя - старая технология Fishman: они делали это бесчисленное количество раз со своими подпорожковыми пьезозвукоснимателями. Но новым интересным аспектом технологии Fluence является возможность сочетания нескольких режимов в одном звукоснимателе. Например, вместо того, чтобы выбирать между винтажными и современными стратовскими звукоснимателями, гитаристы могут получить доступ к переключателю, позволяющему менять характеристики на лету. Переключатель может располагаться на стандартном потенциометре пуш/пул, поэтому и звукосниматель, и потенциометр могут быть добавлены в качестве абсолютно универсальной модификации к большинству гитар.

Когда печатные катушки собраны и магниты подобраны, предусилитель фильтрует и усиливает сигнал для соответствия кривым, показанным здесь.

 

 

 

Преимущества Fluence

 

Идеально согласованные и тщательно воспроизведённые "печатные" катушки. Способ воспроизведения силы магнитного поля, в соответствии с идеальными звукоснимателями. Точные и согласованные способы управления частотной характеристикой. Возможность выбора между несколькими характеристиками звукоснимателей. Это впечатляет, но это ещё не всё

 

Как уже упоминалось, шум был устранён даже в однокатушечных звукоснимателях. Обычный метод создания звукоснимателей-синглов - "двухэтажное" расположение катушек - неизбежно приводит к потере высоких частот. Но Fluence может устранить шум, сохраняя оригинальный звук однокатушечного сингла, благодаря фильтрации и усилению в преампе.

 

Есть и другие преимущества: Регулятор громкости гитары и инструментальный кабель могут ослаблять высокие частоты. (На самом деле, нарисуйте схему с изображением звукоснимателя, регулятора громкости и инструментального кабеля, и вы получите идеальную схему регулятора тембра). Инструментальный кабель обладает ёмкостью - чем длиннее кабель, тем выше ёмкость и тем больше потери высоких частот. Это не проблема для Fluence, потому что звукосниматель подключается к предусилителю, который действует как буфер. С точки зрения тембра, то, что вы слышите, когда громкость установлена на 10, это то же самое, что вы слышите, когда она уменьшена до 2, только громче. Звучание трёхметрового кабеля идентично звучанию тридцатиметрового. Хотите использовать тридцатиметровый кабель с громкостью гитары, установленной на 2? Нет проблем.

Лучшие аккумуляторы

 

Все это звучит многообещающе, верно? Но есть одна потенциальная проблема: Для воспроизведения звучания различных звукоснимателей Fluence требуется предусилитель для фильтрации и усиления. А для предусилителей нужны батарейки.

 

Команда Fluence хорошо знала, что большинство гитаристов предпочитают пассивные звукосниматели (включая всех членов команды). Батарейка может стать решающим фактором для многих гитаристов.

 

Команда пришла к выводу, что гитаристам больше всего не нравятся батарейки: их короткий срок службы, хлопоты и затраты на их замену, а также необходимость носить с собой запасные. Их решением было сделать аккумулятор Fluence перезаряжаемым через стандартный разъем mini-USB. Батарея работает 250 часов на одной зарядке в течение двух с половиной часов. Отсоединение инструментального кабеля выключает Fluence, экономя энергию. (Функция "выключения" означает, что вам, возможно, придётся заменить имеющийся выходной разъем на стереоразъем). При 250-часовой зарядке вы можете забыть отключить гитару от сети, уехать на неделю и три дня играть без остановки до подзарядки.

 

Именно это особенно радует Ричи Флиглера, Ларри Фишмана и остальных членов команды.

Тест-драйв Fluence

 

Я провёл полдня, прослушивая систему Fluence. Команда Fishman создала модифицированные гитары, которые позволили нам подключать различные звукосниматели с задней стороны. (Использование одной и той же гитары означает, что звуковые различия обусловлены исключительно звукоснимателями, что само по себе является очень занимательным экспериментом).

 

Мы играли на сингловых и хамбакерных версиях звукоснимателей Fluence, используя Stratocaster и Les Paul соответственно, чередуя классические усилители Marshall и Fender. Роб Кетч из Fishman первым взял на себя ответственность и проверил работу звукоснимателей. Гитары звучали просто великолепно, причем при любой настройке громкости.

 

Далее настала моя очередь. Я с трудом заставил себя отложить гитару, играя и вникая в каждую ноту. В течение нескольких минут я был полностью охвачен энтузиазмом. Это был праздник звуковой любви.

 

Однако, как однажды сказал Мартин Малл, "писать о музыке - всё равно, что танцевать об архитектуре". Следующим шагом гитаристов будет самостоятельное прослушивание звукоснимателей Fluence. Я с нетерпением жду их реакции, как, конечно, и все члены команды Fishman.

 

Все члены команды Fishman подчеркивают, что они не переосмысливают то, как должны звучать звукосниматели, хотя они переосмысливают способ производства звукоснимателей в погоне за этим звуком. "Наша цель, - говорит Ларри Фишман, - довести все усилители до счастья".

 

В нашей первой беседе Ричи Флиглер признался, что не собирается в ближайшее время снимать оригинальные звукосниматели со своего Стратокастера '54-го года - это было бы кощунством! Но он говорит, что рад тому, что многие из нас могут получить этот звук от своих гитар и получить дополнительные звуковые преимущества, а затем вернуться к созданию музыки.

Fishman использует систему "шаттл" для мгновенной замены звукоснимателей.

 

 

Fluence: Первое поколение

 

На зимней выставке NAMM 2014, компания Fishman представла линейку звукоснимателей Fluence. На ней была показана пятёрка пилотных моделей, каждая из которых способна создавать два контрастных звуковых образа:

 

Single Width (одинарная ширина): Voice 1 = винтажный сингл. Голос 2 = горячий "техасский" сингл.

 

Classic Humbucker Neck: Voice 1 = винтажный PAF. Voice 2 = чистый, воздушный звон.

 

Classic Humbucker Bridge: Voice 1 = винтажный PAF. Voice 2 = классический хот-род.

 

Modern Humbucker Alnico: Voice 1 = современный метальной актив. Voice 2 = чёткий, чистый и гладкий.

 

Modern Humbucker Ceramic: Voice 1 = современный метальной актив. Voice 2 = классический хот-род.