Также и с Вирджинией, корпус которой был из двух кусков сассафраса (разновидность североамериканского лавра), склеенных не по оси симметрии, а одного побольше, другого поменьше. В своё время я обратил внимание на странную фактуру древесины гитары в старой видеошколе Эрика Джонсона, но грешил на искажения VHS. Вот и для реплики взяли тот же сассафрас со склейкой в том месте, куда указал Эрик. Самое интересное, что сам Эрик смог определить древесину только после того, как продал гитару, а потом, сколько не искал подобную гитару среди старых стратов, так и не смог найти инструмента с таким же гладким сустейном, как у Вирджинии.
Именная модель
Эрика Джонсона.
В начале года Fender запустил новую серию лимитированных гитар Stories Collection, в рамках которой будут ограниченным тиражом издаваться реплики легендарных экземпляров модифицированных инструментов, принадлежавших известным музыкантами, и повлиявших их узнаваемый фирменный стиль и на развитие современной музыки. Открывает серию реплика страта 1954 года выпуска по прозвищу Virginia, который Эрик Джонсон использовал на альбомах Tones и Ah Via Musicom.
Оригинальная Вирджиния попала к Эрику, когда ему было чуть больше 20 лет. Он заметил её в углу комиссионки JR Reed в Остине, штат Техас, отыскал владельца, и уговорил его на обмен на другую гитару, с доплатой. Как уже было сказано в одном из предыдущих материалов, серийные номера старых Fender не имеют чёткой системы сериализации. Они вообще не имеют никакой системы, позволяющей идентифицировать дату производства инструмента, а задумывались лишь для логистического учёта. Дело в том, что Fender заказывал нэкплэйты, уже проштампованные серийниками у Race&Olmsted, где минимальная партия заказа составляла 5000 штук. Все они сваливались в общую кучу, откуда без разбора доставались для производства инструментов. Так что единственный способ определения даты производства – метки, внутри гитары, оставленные людьми, непосредственно принимавшими участие в изготовлении. Так и с гитарой Эрика, которую он назвал Вирджинией (в честь девушки, а не штата или табака). В области темброблока пот пикгардом нашёлся малярный скотч с именем и датой 18 июня 1954 года.
За долгое время гастролей и студийных сессий, Эрик провёл с гитарой ряд модификаций, а потом, в конце концов, продал её. На этом история инструмента могла бы закончиться, если бы вице-президента Fender по разработке продуктов не посетила идея воссоздать Вирджинию как можно точнее. Поскольку следы оригинального экземпляра утеряны, пришлось воссоздавать ее, основываясь на воспоминаниях музыканта, обладающего тончайшим слухом, способного по звучанию отличить любую мелочь вплоть до состава металла, используемого в наконечнике джека и модели батареек в каждой из примочек.
Итак, перейдём к деталям, касающимся этой реплики.
Принято считать, что в '50е годы для производства Stratocaster Fender использовал ясень, а в '60е ольху. Однако это далеко не так. Такую версию придумало новое руководство Fender в лице Билла Шульца и Дэна Смита, для запуска первой серии переизданий в начале '80х. На самом же деле, в производство шло всё, что попало, какую партию древесины удалось закупить. Среди стратов первой половины '60х, например, встречается корина, а в конце '60х – липа, в том числе среди большинства гитар Джими Хендрикса.
Гриф – кленовый, образца – '50х, с V-образным профилем, однако модифицированный. С изменённым более плоским радиусом накладки 12" и толстыми массивными ладами. Кромки рабочей поверхности грифа слегка скруглены, а лады тщательно заполированы до зеркальной гладкости.
Звукосниматели – вертикальный стэковый хамбакер DiMarzio HS-2 в бриджевой позиции, распаянный так, что активна только верхняя катушка и оригинальные переиздания синглов Fender '57/'62 в середине и у грифа. Вся проводка также "неродная", такая же, что использовалась Эриком на оригинальной Вирджинии. Изменена и распайка темброблока. Один из регуляторов тембра перемещён со среднего звукоснимателя на бриджевый, а номинал регулятора громкости – 500 кОм вместо стандартных 250, благодаря чему при понижении громкости меньше потерь верха, хотя в качестве тонкомпенсатора логичнее было бы применить дополнительный конденсатор. Из-за отсутствия регулятора тембра у среднего датчика, его звучание стало резче, что даёт более выраженное стекло в его сочетании с бриджевым.
Ещё одна модификация оригинальной Вирджинии касалась замены седла первой струны. Родное штампованное было заменено на литое, с Fender '70х годов, а для ещё большего сглаживания атаки, Эрик применял кусочек виниловой изоляции, надетый на струну в месте контакта с седлом. На этот раз, на реплике для первой струны применили седло GraphTech.
Ну и естественно, рычаг тремоло укорочен, как это любит Эрик, а на тремоло установлено пять пружин, и гребёнка затянута до отказа.
Производитель предлагает две версии переиздания Вирджинии. Серийную (РРЦ = 2500 американских баксов) и Custom Shop Masterbuilt работы Карлоса Лопеза (РРЦ = 9000 баксов) c повышенной волнистостью клёна на грифе, и рядом более тщательно обработанных деталей, куда не доберётся тупая машина ЧПУ, а также намотанными вручную лично мастером средним и нэковым звукоснимателями.