GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Сайту нужна ваша поддержка. Оплата хостинга, сертификатов, подписок..Даже если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу, или сделав репосты на материалы. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме.

Fender Custom Shop

 

 

Отмечает тридцатилетие

 

Создатели мечты

 

 

 

 

Вон Скоу

Vintage Guitar, декабрь 2017

Перевод c английского

 

 

 

 

 

По "официальной" версии, Fender Custom Shop открылся в 1987 году. Но на самом деле его история началась 1 февраля 1985 года - в день, когда компания CBS объявила о продаже Fender Musical Instruments команде во главе с Биллом Шульцем, который занимал пост президента компании в течение четырех лет. Выступая на следующий день в газете Los Angeles Times, Шульц заявил: "Это возможность сохранить очень жизнеспособное и легендарное имя в индустрии". Он мечтал вернуть компании статус тех лет, когда у руля стоял Лео Фендер - когда продукция компании пользовалась репутацией инновационной, качественной и ценилась среди музыкантов всех уровней.

За два десятилетия владения корпорация CBS опустила репутацию Fender ниже плинтуса. На протяжении семидесятых и восьмидесятых большинство гитаристов считали, что Fender не хватает инноваций, качества и адекватной стоимости. Запуская новые производственные мощности после приобретения компании, Шульц понял, что в дополнение к серийным моделям им необходимо предложить взыскательным музыкантам возможность создать гитару своей мечты и наблюдать за тем, как она воплощается в жизнь.

 

В 1986 году Шульц (1926-2006) нанял Майкла Стивенса для руководства цехом по производству заказных гитар, который планировалось открыть в Короне, штат Калифорния. Стивенс завершил работу над первой гитарой "Fender Custom Shop" - серийный номер 0001 - в своей мастерской в Техасе до прибытия в Корону. Эта гитара также была первой в истории двухгрифовой гитарой Fender, по сути, сверху Strat и Esquire снизу.

В числе первоочередных задач Стивенса было привлечение бывшего специалиста по исследованиям и разработкам компании Fender, вундеркинда по имени Джон Пейдж, в качестве своего помощника. С командой из двух человек Fender Custom Shop был открыт для бизнеса.

 

"Когда стало известно, что у нас есть мастерская, уже через три месяца у нас было [несколько сотен] заказов", - вспоминает Стивенс. Была нанята небольшая команда высококлассных мастеров, включая Джей Дабл Ю Блэка, Джорджа Блэнды, Марка Кендрика, Фреда Стюарта, Алана Хэмела и Джина Бейкера. В 89-м году у штурвала встал Пейдж.

Джон Пейдж и Майкл Стивенс

 

 

 

"Custom Shop стал началом возвращения души в Fender", - говорит он. "Это был важный компонент в залечивании шрамов, образовавшихся после владения CBS. Мы стремились делать гитары самого высокого качества, на которое были способны, и продвигать их с творческим подходом"

 

Эту работу заметили, и вскоре гитары стали делать для Эрика Клэптона, Джонни Кэша, Мерла Хаггарда, Джимми Пейджа, к которым быстро присоединилось множество других лучших музыкантов.

За последние три десятилетия в Fender Custom Shop было создано всё: от точных исторических копий до гитар, которые больше похожи на произведения искусства.

 

Хотя в Custom Shop сейчас работает гораздо больше мастеров, создающих гораздо больше гитар, этика остается верной видению основателей: неограниченное творчество в сочетании с исключительным вниманием к деталям. Пока гитарный мир обсуждает проблемы "падения на дно", когда производители постоянно находят новые способы сокращения расходов и наводняют рынок дешёвыми инструментами, Custom Shop является доказательством того, что рынок для высококлассных инструментов по-прежнему существует.

 

В этом году компания Fender собрала мастеров, сформировавших наследие Custom Shop, и попросила каждого из них создать гитару Founder's Design 30th Anniversary, отражающую их личные пристрастия и философию дизайна. Vintage Guitar поговорил с Пейджем, Блэком и Кендриком, а также с нынешними мастербилдерами Дейлом Уилсоном и Скоттом Бьюлом, а также вице-президентом по разработке продукции Майком Льюисом.

Фред Стюарт

 

 

Как каждый из вас попал в удивительный мир гитар?

 

Марк Кендрик: Я происхожу из семьи гитаристов/певцов, поэтому гитары были в моей жизни, сколько я себя помню. Мой дядя стал работать в Fender после ухода из группы Боба Уиллса и Леона МакОлиффа. Он был первым представителем по связям с артистами. Мой отец был одним из первых эндорсеров Fender.

 

Джон Пейдж: Мой отец был очень консервативным священнослужителем, и я думаю, что мое желание заниматься музыкой, было моим способом восстать против всей этой строгой системы. Моим первым музыкальным влиянием был Элвис Пресли, затем Beatles, затем сёрф-культура Южной Калифорнии. Все они играли на гитарах, так что увлечение гитарой было само собой разумеющимся. У моей семьи не было денег, так что никто не собирался финансировать мои потребности в музыкальных инструментах. Поэтому в 14 лет я начал работать уборщиком на нефтяных промыслах. Весь свой заработок я тратил в местном ломбарде, покупая гитары, разбирая их на запчасти и пытаясь сделать из них что-то получше. Свою первую гитару я начал создавать с нуля в 15 лет. Я начал мастерить, чтобы иметь возможность играть в группах, но в конечном итоге мастерить оказалось интереснее, чем играть.

 

Джей Дабл Ю Блэк

 

 

 

Скотт Бьюл: Я начал работать с гитарами в 14 лет, когда устроился подмастерьем в магазин Рекса Боуга в Сан-Габриэле. Я ходил туда после школы или когда у меня было время. После окончания средней школы я работал на полную ставку в Jackson/Charvel. Это было летом '84-го. В Fender я пришел в начале '87-го.

 

Дейл Уилсон: Я начал с работы над своими собственными гитарами, затем стал заниматься гитарами своих друзей, а потом получил работу в небольшой ремонтной мастерской недалеко от моего дома.

 

Майк Льюис: Все началось в третьем классе, когда я играл на контрабасе половинного размера в школьном оркестре. Позже я взял у соседа гитару и подумал: "Я мог бы научиться играть на ней". Они разрешили мне взять гитару, и когда несколько лет спустя появились Beatles, я полностью сосредоточился на ней. Дальше всё пошло своим чередом.

Марк Кендрик

 

 

 

Что для вас значит Fender Custom Shop?

 

ДП: Это идеальное, осязаемое воплощение истории Fender и замысла заказчика, созданное из дерева, металла и пластика самыми талантливыми руками и умами, которые только может предложить компания. Всё, что ниже, неприемлемо.

 

МК: Творческая свобода... Когда я говорю это, это также означает нечто большее, чем просто быть ограниченным четырьмя всадниками - Strat, Tele, P-Bass и J-Bass.

 

ДУ: Для меня он олицетворяет лучшее, что может предложить Fender из гитар.

 

СБ: Я подразумеваю качество. В частности, играбельность, подгонка и отделка, проводка и покрытие - всё это на порядок выше. Некоторые элементы комплектующих доступны только в Custom Shop.

Скотт Бьюл

 

 

Как вы можете описать семью Custom Shop?

 

ДП: Именно так - семья. Мы работали ради общей цели и отлично проводили время, занимаясь этим. У каждого члена команды были сильные и слабые стороны. Мы все их знали, поэтому работали друг с другом, чтобы сплести команду без недостатков. Одной из самых трудных, но самых важных вещей для меня, управляя мастерской, было не просто управлять ею, а дирижировать ей - ставить нужных людей на нужные места, обучать их, поддерживать их, радоваться вместе с ними, двигаться вперёд рука об руку. Это звучит слишком как  "Кумбая" [чисто американская идиома, или скорее калифорнийская, вроде японского "Кандо", ключевого слова в слогане фирмы Yamaha, подразумевающего достижение гармонии и единства совместными усилиями - прим. переводчика] - и так оно и было! Это была действительно особенная команда.

 

МК: Кто-то однажды спросил меня, есть ли среди нас конкуренция. Я так не считал. Мы поддерживали друг друга. Я мог пройти через весь цех и поговорить с любым из ребят, чтобы узнать их мнение. Дверь Пейджа всегда была открыта, и я мог спросить его, что он думает, и с творческой точки зрения, даже если он не был согласен с тем, что я делаю, он говорил: "Продолжай". Он был администратором. К нам приходил Дэн Смит, но чаще всего он спрашивал: "Что у вас есть?". Или: "Нам нужен именной бас". А потом, ни с того ни с сего, мы делали Stu Hamm Urge Bass. Время от времени к нам приходили высшие чины, но в самом начале я не уверен, что они знали, чем мы занимаемся. Они знали, что идёт движуха, и оставляли нас наедине с собой. Это, а также Пейдж обеспечивали нам настоящую изоляцию. Всё, что нам оставалось делать, это созидать и творить.

Алан Хэймел

 

 

ДУ: Я бы описал нас как сплочённую группу, цель которой - создавать инструменты мечты музыкантов.

 

СБ: Мне нравятся все, с кем я работаю; с некоторыми мы близки как родные. Я подумываю усыновить одного из учеников, но его жена против этого (смеётся).

 

МЛ: Это дружная семья талантливых людей, которые прекрасно понимают, что именно Custom Shop значит для клиента. Мы стремимся работать именно так, как хочет клиент, и к каждой гитаре относимся как к отдельному проекту.

Дейл Уилсон

 

 

 

Что отличает гитару Custom Shop от серийной модели высшего класса?

 

ДП: Всё начинается с древесины, которая отбирается по тону, эстетике и весу. Далее, обработка элементов грифа и корпуса должна быть практически безупречной, как и подгонка их друг к другу и покрытие. Лады должны быть закатаны и отполированы с высочайшим качеством, как и отстройка и удобство игры. Проще говоря, если качество и исполнение серийных гитар может варьироваться от приемлемого до безупречного, то гитара Custom Shop всегда должна быть как минимум безупречной.

 

МК: Я повторяю это снова и снова - индивидуальное внимание к деталям. Это не значит, что серийная модель высшего класса хуже, но это не "Custom Shop". Если она соответствует вашим требованиям, прекрасно.

Майк Льюис

 

 

ДУ: Это не одно или два серьёзных отличия, а множество мелких деталей - материалы, звукосниматели, время, потраченное на каждый инструмент. Всё складывается по крупицам

 

СБ: Наши серийные гитары хороши, но гитара Fender Custom Shop - это действительно настоящий шедевр.

 

МЛ: Дело не в технических характеристиках, а в рецепте, ингредиентах и инструментах, используемых для "приготовления" гитары. У нас есть люди, которые работают здесь 15, 20 и даже 30 лет. Некоторые работают в Fender с начала шестидесятых. Только подумайте о столь опытных руках.

Джин Бейкер

 

 

Что отличает мастера Custom Shop?

 

МЛ: Их опытные руки. Когда вы проводите годы и десятилетия, создавая единственные в своем роде гитары, вы начинаете по-другому смотреть на детали, тщательность и преданность делу, что проявляется в результате.

 

ДП: Нет двух одинаковых мастеров. У каждого свой опыт, и мне посчастливилось учиться у исторических личностей. У меня была удивительно крутая работа в очень молодом возрасте. Быть создателем прототипов в R&D в 21 год и конструктором в 23 года было круче всего на свете. Сочетание этого с работой с конструкторами мирового класса, такими как Майкл, Джей Дабл Ю, Джон Сур, Фред и многие другие, формирует уникальный взгляд и набор навыков.

 

Благодаря этому опыту я соединил инженерное дело с ручной работой, технологии массового производства с единичными экземплярами, бизнес с искусством. Мне повезло, что в моем тулбоксе есть куча инструментов, которых нет у большинства ребят. Это не значит, что я лучше, чем другой мастер, это просто значит, что я смотрю на это по-другому.

Джордж Блэнда

 

 

Какую самую сложную или трудоёмкую гитару вы сделали?

 

ДП: Первой действительно трудоёмкой гитарой, которая приходит на ум, был семиструнный Страт Алекса Грегори, который мы с Майклом сделали в 1987 году. На одной из них он хотел, чтобы она была без винтов регулировки звукоснимателей сверху, но при этом была оборудована машинкой вибрато [речь видимо о розовом страте, без пикгарда с реверсной головой - прим. переводчика]. Я потратил несколько часов, разрабатывая различные варианты разводки рутинга и механические средства, чтобы добиться этого. Дальше всё было по старинке: чертежи, шаблоны для фрезеровки, затем изготовление корпуса. Насколько я помню, были также внутренние алюминиевые пластины для крепления звукоснимателей и изоляции их от пружин. Это было довольно сложно.

 

ДУ: Наверное, Esquire со стеклянной витражной мозаикой для выставки NAMM 2016 года. Там было много всего: и витражная панель, и светодиодные лампы, и электроника.

 

МК: Несомненно, проект Роско Бека. [Мы гоняли его] туда-сюда в течение почти трёх лет. Он знал, чего хочет, никогда не уступал, и мы работали над ним так долго.

 

СБ: Splatocaster с Джимми Стаутом [победителем конкурса "Создай гитару своей мечты" журнала Guitar World, придумавшим гитару с эффектом лавовой лампы  - прим. переводчика]. Гриф был простым, но корпус - нет. Мне пришлось вырезать его из алюминиевого листа по частям, сварить их вместе и отполировать до зеркального блеска. Я сделал вставки из прозрачного пластика, заполненные жидкостью, которые закрывали топ по проекту Джимми, и поседел на всю голову, пытаясь понять, как сделать эту конструкцию. Но это было нечто особенное, когда всё было готово.

Как повлияло на вашу философию и мировоззрение время работы в Custom Shop?

 

ДП: Я начал работать в Fender, когда мне только исполнился 21 год, и первые годы работы в отделе исследований и разработок с Фредди Таваресом научили меня всем тонкостям конструирования Fender. Этот опыт и взаимодействие с производством на заводе в Фуллертоне научили меня многим старым технологиям создания инструментов. Последние годы работы в Custom Shop научили меня выходить за исторические рамки Fender, добиваться лучшего качества и искать новые технологии производства.

 

Всё это научило меня тому, что иногда самое инновационное, что вы можете сделать, - это вернуться назад. Я не просто изготавливаю гитары для заказчика, я изготавливаю их для себя. Старые методы - это мои методы. Карандаш и бумага на чертёжном столе, ручное изготовление шаблонов, использование ручных инструментов вместо компьютеров. Так я лучше чувствую связь с инструментом и вкладываю в него больше себя.

 

МК: Я не уверен, что гитаростроение выбрал я, но оно точно выбрало меня. Моё время работы в Custom Shop, особенно в первые годы, привело в движение различные творческие поиски. Поскольку я гитарист, в моей голове живёт звук, за которым я гоняюсь. Он не статичен. Он просто есть. Я иду к нему ежедневно.

Когда Майкл Стивенс был принят на работу в мастерскую, Билл Шульц сказал ему: "Меня не волнует, что мы просто выйдем в плюс, я хочу иметь самую крутую мастерскую и самую лучшую продукцию". Это всё еще так?

 

МЛ: Для нас дело не в том, сколько [денег] или сколько гитар мы производим. Речь идет об искусстве и мастерстве - создании инструментов для артистов, исполнении гитарных мечтаний, которые заслуживают того, чтобы стать реальностью. Мельчайшие детали так же важны, как и основные аспекты.

 

Какова перспектива развития департамента, скажем, через пять или десять лет?

 

МЛ: Мы постоянно совершенствуем наши возможности, ищем новые идеи, конструктивные и дизайнерские решения, прислушиваемся к мнению клиентов. Мы надеемся и дальше улучшать личный опыт.