GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни мотивации им заниматься. Возможно поддержка донатами могла бы замотивировать.

Fender Custom Shop

 

 

Отмечает тридцатилетие

 

Создатели мечты

 

 

 

 

Вон Скоу

Vintage Guitar, декабрь 2017

Перевод c английского

 

 

 

 

 

По "официальной" версии, Fender Custom Shop открылся в 1987 году. Но на самом деле его история началась 1 февраля 1985 года - в день, когда компания CBS объявила о продаже Fender Musical Instruments команде во главе с Биллом Шульцем, который занимал пост президента компании в течение четырех лет. Выступая на следующий день в газете Los Angeles Times, Шульц заявил: "Это возможность сохранить очень жизнеспособное и легендарное имя в индустрии". Он мечтал вернуть компании статус тех лет, когда у руля стоял Лео Фендер - когда продукция компании пользовалась репутацией инновационной, качественной и ценилась среди музыкантов всех уровней.

За два десятилетия владения корпорация CBS опустила репутацию Fender ниже плинтуса. На протяжении семидесятых и восьмидесятых большинство гитаристов считали, что Fender не хватает инноваций, качества и адекватной стоимости. Запуская новые производственные мощности после приобретения компании, Шульц понял, что в дополнение к серийным моделям им необходимо предложить взыскательным музыкантам возможность создать гитару своей мечты и наблюдать за тем, как она воплощается в жизнь.

 

В 1986 году Шульц (1926-2006) нанял Майкла Стивенса для руководства цехом по производству заказных гитар, который планировалось открыть в Короне, штат Калифорния. Стивенс завершил работу над первой гитарой "Fender Custom Shop" - серийный номер 0001 - в своей мастерской в Техасе до прибытия в Корону. Эта гитара также была первой в истории двухгрифовой гитарой Fender, по сути, сверху Strat и Esquire снизу.

В числе первоочередных задач Стивенса было привлечение бывшего специалиста по исследованиям и разработкам компании Fender, вундеркинда по имени Джон Пейдж, в качестве своего помощника. С командой из двух человек Fender Custom Shop был открыт для бизнеса.

 

"Когда стало известно, что у нас есть мастерская, уже через три месяца у нас было [несколько сотен] заказов", - вспоминает Стивенс. Была нанята небольшая команда высококлассных мастеров, включая Джей Дабл Ю Блэка, Джорджа Блэнды, Марка Кендрика, Фреда Стюарта, Алана Хэмела и Джина Бейкера. В '89-м году у штурвала встал Пейдж.

Джон Пейдж и Майкл Стивенс

 

 

 

"Custom Shop стал началом возвращения души в Fender", - говорит он. "Это был важный компонент в залечивании шрамов, образовавшихся после владения CBS. Мы стремились делать гитары самого высокого качества, на которое были способны, и продвигать их с творческим подходом"

 

Эту работу заметили, и вскоре гитары стали делать для Эрика Клэптона, Джонни Кэша, Мерла Хаггарда, Джимми Пейджа, к которым быстро присоединилось множество других лучших музыкантов.

За последние три десятилетия в Fender Custom Shop было создано всё: от точных исторических копий до гитар, которые больше похожи на произведения искусства.

 

Хотя в Custom Shop сейчас работает гораздо больше мастеров, создающих гораздо больше гитар, этика остается верной видению основателей: неограниченное творчество в сочетании с исключительным вниманием к деталям. Пока гитарный мир обсуждает проблемы "падения на дно", когда производители постоянно находят новые способы сокращения расходов и наводняют рынок дешёвыми инструментами, Custom Shop является доказательством того, что рынок для высококлассных инструментов по-прежнему существует.

 

В этом году компания Fender собрала мастеров, сформировавших наследие Custom Shop, и попросила каждого из них создать гитару Founder's Design 30th Anniversary, отражающую их личные пристрастия и философию дизайна. Vintage Guitar поговорил с Пейджем, Блэком и Кендриком, а также с нынешними мастербилдерами Дейлом Уилсоном и Скоттом Бьюлом, а также вице-президентом по разработке продукции Майком Льюисом.

Фред Стюарт

 

 

Как каждый из вас попал в удивительный мир гитар?

 

Марк Кендрик: Я происхожу из семьи гитаристов/певцов, поэтому гитары были в моей жизни, сколько я себя помню. Мой дядя стал работать в Fender после ухода из группы Боба Уиллса и Леона МакОлиффа. Он был первым представителем по связям с артистами. Мой отец был одним из первых эндорсеров Fender.

 

Джон Пейдж: Мой отец был очень консервативным священнослужителем, и я думаю, что мое желание заниматься музыкой, было моим способом восстать против всей этой строгой системы. Моим первым музыкальным влиянием был Элвис Пресли, затем Beatles, затем сёрф-культура Южной Калифорнии. Все они играли на гитарах, так что увлечение гитарой было само собой разумеющимся. У моей семьи не было денег, так что никто не собирался финансировать мои потребности в музыкальных инструментах. Поэтому в 14 лет я начал работать уборщиком на нефтяных промыслах. Весь свой заработок я тратил в местном ломбарде, покупая гитары, разбирая их на запчасти и пытаясь сделать из них что-то получше. Свою первую гитару я начал создавать с нуля в 15 лет. Я начал мастерить, чтобы иметь возможность играть в группах, но в конечном итоге мастерить оказалось интереснее, чем играть.

 

Джей Дабл Ю Блэк

 

 

 

Скотт Бьюл: Я начал работать с гитарами в 14 лет, когда устроился подмастерьем в магазин Рекса Боуга в Сан-Габриэле. Я ходил туда после школы или когда у меня было время. После окончания средней школы я работал на полную ставку в Jackson/Charvel. Это было летом '84-го. В Fender я пришел в начале '87-го.

 

Дейл Уилсон: Я начал с работы над своими собственными гитарами, затем стал заниматься гитарами своих друзей, а потом получил работу в небольшой ремонтной мастерской недалеко от моего дома.

 

Майк Льюис: Все началось в третьем классе, когда я играл на контрабасе половинного размера в школьном оркестре. Позже я взял у соседа гитару и подумал: "Я мог бы научиться играть на ней". Они разрешили мне взять гитару, и когда несколько лет спустя появились Beatles, я полностью сосредоточился на ней. Дальше всё пошло своим чередом.

Марк Кендрик

 

 

 

Что для вас значит Fender Custom Shop?

 

ДП: Это идеальное, осязаемое воплощение истории Fender и замысла заказчика, созданное из дерева, металла и пластика самыми талантливыми руками и умами, которые только может предложить компания. Всё, что ниже, неприемлемо.

 

МК: Творческая свобода... Когда я говорю это, это также означает нечто большее, чем просто быть ограниченным четырьмя всадниками - Strat, Tele, P-Bass и J-Bass.

 

ДУ: Для меня он олицетворяет лучшее, что может предложить Fender из гитар.

 

СБ: Я подразумеваю качество. В частности, играбельность, подгонка и отделка, проводка и покрытие - всё это на порядок выше. Некоторые элементы комплектующих доступны только в Custom Shop.

Скотт Бьюл

 

 

Как вы можете описать семью Custom Shop?

 

ДП: Именно так - семья. Мы работали ради общей цели и отлично проводили время, занимаясь этим. У каждого члена команды были сильные и слабые стороны. Мы все их знали, поэтому работали друг с другом, чтобы сплести команду без недостатков. Одной из самых трудных, но самых важных вещей для меня, управляя мастерской, было не просто управлять ею, а дирижировать ей - ставить нужных людей на нужные места, обучать их, поддерживать их, радоваться вместе с ними, двигаться вперёд рука об руку. Это звучит слишком как  "Кумбая" [чисто американская идиома, или скорее калифорнийская, вроде японского "Кандо", ключевого слова в слогане фирмы Yamaha, подразумевающего достижение гармонии и единства совместными усилиями - прим. переводчика] - и так оно и было! Это была действительно особенная команда.

 

МК: Кто-то однажды спросил меня, есть ли среди нас конкуренция. Я так не считал. Мы поддерживали друг друга. Я мог пройти через весь цех и поговорить с любым из ребят, чтобы узнать их мнение. Дверь Пейджа всегда была открыта, и я мог спросить его, что он думает, и с творческой точки зрения, даже если он не был согласен с тем, что я делаю, он говорил: "Продолжай". Он был администратором. К нам приходил Дэн Смит, но чаще всего он спрашивал: "Что у вас есть?". Или: "Нам нужен именной бас". А потом, ни с того ни с сего, мы делали Stu Hamm Urge Bass. Время от времени к нам приходили высшие чины, но в самом начале я не уверен, что они знали, чем мы занимаемся. Они знали, что идёт движуха, и оставляли нас наедине с собой. Это, а также Пейдж обеспечивали нам настоящую изоляцию. Всё, что нам оставалось делать, это созидать и творить.

Алан Хэймел

 

 

ДУ: Я бы описал нас как сплочённую группу, цель которой - создавать инструменты мечты музыкантов.

 

СБ: Мне нравятся все, с кем я работаю; с некоторыми мы близки как родные. Я подумываю усыновить одного из учеников, но его жена против этого (смеётся).

 

МЛ: Это дружная семья талантливых людей, которые прекрасно понимают, что именно Custom Shop значит для клиента. Мы стремимся работать именно так, как хочет клиент, и к каждой гитаре относимся как к отдельному проекту.

Дейл Уилсон

 

 

 

Что отличает гитару Custom Shop от серийной модели высшего класса?

 

ДП: Всё начинается с древесины, которая отбирается по тону, эстетике и весу. Далее, обработка элементов грифа и корпуса должна быть практически безупречной, как и подгонка их друг к другу и покрытие. Лады должны быть закатаны и отполированы с высочайшим качеством, как и отстройка и удобство игры. Проще говоря, если качество и исполнение серийных гитар может варьироваться от приемлемого до безупречного, то гитара Custom Shop всегда должна быть как минимум безупречной.

 

МК: Я повторяю это снова и снова - индивидуальное внимание к деталям. Это не значит, что серийная модель высшего класса хуже, но это не "Custom Shop". Если она соответствует вашим требованиям, прекрасно.

Майк Льюис

 

 

ДУ: Это не одно или два серьёзных отличия, а множество мелких деталей - материалы, звукосниматели, время, потраченное на каждый инструмент. Всё складывается по крупицам

 

СБ: Наши серийные гитары хороши, но гитара Fender Custom Shop - это действительно настоящий шедевр.

 

МЛ: Дело не в технических характеристиках, а в рецепте, ингредиентах и инструментах, используемых для "приготовления" гитары. У нас есть люди, которые работают здесь 15, 20 и даже 30 лет. Некоторые работают в Fender с начала шестидесятых. Только подумайте о столь опытных руках.

Джин Бейкер

 

 

Что отличает мастера Custom Shop?

 

МЛ: Их опытные руки. Когда вы проводите годы и десятилетия, создавая единственные в своем роде гитары, вы начинаете по-другому смотреть на детали, тщательность и преданность делу, что проявляется в результате.

 

ДП: Нет двух одинаковых мастеров. У каждого свой опыт, и мне посчастливилось учиться у исторических личностей. У меня была удивительно крутая работа в очень молодом возрасте. Быть создателем прототипов в R&D в 21 год и конструктором в 23 года было круче всего на свете. Сочетание этого с работой с конструкторами мирового класса, такими как Майкл, Джей Дабл Ю, Джон Сур, Фред и многие другие, формирует уникальный взгляд и набор навыков.

 

Благодаря этому опыту я соединил инженерное дело с ручной работой, технологии массового производства с единичными экземплярами, бизнес с искусством. Мне повезло, что в моем тулбоксе есть куча инструментов, которых нет у большинства ребят. Это не значит, что я лучше, чем другой мастер, это просто значит, что я смотрю на это по-другому.

Джордж Блэнда

 

 

Какую самую сложную или трудоёмкую гитару вы сделали?

 

ДП: Первой действительно трудоёмкой гитарой, которая приходит на ум, был семиструнный Страт Алекса Грегори, который мы с Майклом сделали в 1987 году. На одной из них он хотел, чтобы она была без винтов регулировки звукоснимателей сверху, но при этом была оборудована машинкой вибрато [речь видимо о розовом страте, без пикгарда с реверсной головой - прим. переводчика]. Я потратил несколько часов, разрабатывая различные варианты разводки рутинга и механические средства, чтобы добиться этого. Дальше всё было по старинке: чертежи, шаблоны для фрезеровки, затем изготовление корпуса. Насколько я помню, были также внутренние алюминиевые пластины для крепления звукоснимателей и изоляции их от пружин. Это было довольно сложно.

 

ДУ: Наверное, Esquire со стеклянной витражной мозаикой для выставки NAMM 2016 года. Там было много всего: и витражная панель, и светодиодные лампы, и электроника.

 

МК: Несомненно, проект Роско Бека. [Мы гоняли его] туда-сюда в течение почти трёх лет. Он знал, чего хочет, никогда не уступал, и мы работали над ним так долго.

 

СБ: Splatocaster с Джимми Стаутом [победителем конкурса "Создай гитару своей мечты" журнала Guitar World, придумавшим гитару с эффектом лавовой лампы  - прим. переводчика]. Гриф был простым, но корпус - нет. Мне пришлось вырезать его из алюминиевого листа по частям, сварить их вместе и отполировать до зеркального блеска. Я сделал вставки из прозрачного пластика, заполненные жидкостью, которые закрывали топ по проекту Джимми, и поседел на всю голову, пытаясь понять, как сделать эту конструкцию. Но это было нечто особенное, когда всё было готово.

Как повлияло на вашу философию и мировоззрение время работы в Custom Shop?

 

ДП: Я начал работать в Fender, когда мне только исполнился 21 год, и первые годы работы в отделе исследований и разработок с Фредди Таваресом научили меня всем тонкостям конструирования Fender. Этот опыт и взаимодействие с производством на заводе в Фуллертоне научили меня многим старым технологиям создания инструментов. Последние годы работы в Custom Shop научили меня выходить за исторические рамки Fender, добиваться лучшего качества и искать новые технологии производства.

 

Всё это научило меня тому, что иногда самое инновационное, что вы можете сделать, - это вернуться назад. Я не просто изготавливаю гитары для заказчика, я изготавливаю их для себя. Старые методы - это мои методы. Карандаш и бумага на чертёжном столе, ручное изготовление шаблонов, использование ручных инструментов вместо компьютеров. Так я лучше чувствую связь с инструментом и вкладываю в него больше себя.

 

МК: Я не уверен, что гитаростроение выбрал я, но оно точно выбрало меня. Моё время работы в Custom Shop, особенно в первые годы, привело в движение различные творческие поиски. Поскольку я гитарист, в моей голове живёт звук, за которым я гоняюсь. Он не статичен. Он просто есть. Я иду к нему ежедневно.

Когда Майкл Стивенс был принят на работу в мастерскую, Билл Шульц сказал ему: "Меня не волнует, что мы просто выйдем в плюс, я хочу иметь самую крутую мастерскую и самую лучшую продукцию". Это всё еще так?

 

МЛ: Для нас дело не в том, сколько [денег] или сколько гитар мы производим. Речь идет об искусстве и мастерстве - создании инструментов для артистов, исполнении гитарных мечтаний, которые заслуживают того, чтобы стать реальностью. Мельчайшие детали так же важны, как и основные аспекты.

 

Какова перспектива развития департамента, скажем, через пять или десять лет?

 

МЛ: Мы постоянно совершенствуем наши возможности, ищем новые идеи, конструктивные и дизайнерские решения, прислушиваемся к мнению клиентов. Мы надеемся и дальше улучшать личный опыт.