GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

поддержите проект донатом, если хотите видеть публикации чаще

Fender Custom Shop

 

30-летний юбилей

 

 

 

 

Хосе Мануэль Лопес

Cutaway Magazine, апрель-май 2017

 

 

 


Подобно тому, как модельеры устраивают показы мод, где демонстрируют всё, на что они способны, проявляют инновации, фантазию и креативность, компания Fender каждый год представляет нечто подобное на выставке NAMM. Здесь модельеры - это мастера Custom Shop, создатели самых желанных гитар Fender, некоторые из которых являются настоящими произведениями искусства.

От переводчика: Оригинальное заглавное фото к публикации, на котором, кстати, изображено рабочее место уволенного леваками-толерасами Джона Круза

 

 

Предыстория

Прошло 30 лет с 1987 года, когда на старой фабрике в Короне (Калифорния) был официально создан отдел CS (Custom Shop), где Fender изготавливает разовые модели и специальные заказы, давайте обратимся к истокам.

В 1980-е годы, в эпоху пост-CBS, Джордж Блэнда был назначен руководителем Custom Shop, он заложил основы для создания великолепных гитар, построенных лучшими бутиковыми мастерами. В 1986 году Майкл Стивенс, владелец мастерской по ремонту гитар в Остине, штат Техас, получил предложение от директора по маркетингу Дэна Смита стать консультантом Fender Custom Shop, проект делал свои первые шаги.



Начало работы

Первая гитара, созданная в CS, была изготовлена Майклом Стивенсом для его друга Джимми Уоллеса, музыканта, коллекционера и, возможно, идеального заказчика для первого Custom Shop. Тем летом было получено более шестисот заказов. В 1988 году по заказу британского гитариста была изготовлена первая гитара Eric Clapton Signature, фактически одного из самых известных клиентов CS, наряду с Четом Эткинсом и Лу Ридом, что является примером гитаристов, далёких друг от друга в отношении звука.

Майкл Стивенс

 

 

Сферы деятельности

CS специализировались в трёх основных областях. Первое направление - гитары мастербилт, то есть инструменты, изготовленные мастером с максимальным вниманием к деталям из лучшей древесины и оборудованные лучшими комплектующими. Очевидно, что они имеют высокую отпускную цену.

Вторую область занимали лимитированные серии, тираж которых мог составлять от полудюжины до нескольких сотен экземпляров той или иной модели, и, наконец, третья область - это производство различных моделей, представленных в каталоге.

На втором году существования была выпущена модель Fender Telecaster 40th Anniversary, ставшая первой лимитированной серией, из которой в продажу поступило 300 гитар. Благодаря своему успеху, высокий спрос на нее побудил CS сделать следующую лимитированную серию Stratocaster HLE тиражом 500 штук.

Быстрый рост продаж CS привел к двум переездам, одному в 1993 году и окончательному в 1998 году, на новую фабрику в Короне.

 


Временная шкала

На протяжении многих лет новые разработки и развитие традиционных конструкций задавали ориентиры, например, в 1990 году была разработана новая линия гитар с вклеенным грифом.

В 1993 году Fender начинает сотрудничать с такими партнёрами, как Playboy - к 40-летнему юбилею с изображением Мэрилин Монро, Disney, Jaguar и Harley Davidson. В 1995 году на выставке NAMM были представлены первые модели серии Relic. О Relic мы расскажем позже в силу ёе значимости.

В 2004 году 50-летие Stratocaster было отмечено воссозданием оригинального Stratocaster образца '54 года. Значимыми являются также 100 экземпляров Presidential Select Stratocaster и 160 экземпляров Telecaster, изготовленных Юрием Шишковым, со стеклянной мозаикой на топе.

Пожалуй, самым любопытным экземпляром является Carboard Stratocaster, сделанный из картона Полом Уоллером, который мы видели в Испании в телепрограмме El Hormiguero в руках Хосе де Кастро. Стоит упомянуть и Pine Cone Strat, отделанный Шишковым золотом и бриллиантами и оценённый в миллион долларов... Словом, все они не являются коммерческими образцами, но демонстрируют конструктивное мастерство создателей.

Артисты

Огромное число звёзд мирового уровня были клиентами CS, и некоторые из них сохранили свой почерк на протяжении многих лет, при этом разработка их моделей не всегда была простой. В качестве примера можно привести одну из первых работ CS, которая заключалась в создании переиздания жёлтого винтажного Stratocaster для Джеффа Бека. После этого Бек не дал согласие Fender на создание именного Stratocaster, и конструкция этой гитары превратилась в Strat Plus. Это была первая гитара Fender, на которой были установлены звукосниматели Lace Sensor, разработанные Доном Лэйсом, который ранее пытался продать свои разработки компании Fender, ещё в те времена, когда он только начинал работать в компании во времена пре-CBS.

Через CS прошло бесчисленное множество мастеров, и мы не будем называть их имена, однако хотелось бы остановиться на фигуре Эбигейл Ибарры, ответственной за многие звукосниматели, которые устанавливались на гитары CS, и в этом смысле мифической фигуре в Fender, где она работала на протяжении десятилетий. Эстафету приняла Жозефина Кампос, которая долгое время работала вместе с ней, и нет никого лучше неё, чтобы продолжить это наследие.

Эбигейл Ибарра

 

 

Релик

Кит Ричардс, абсолютная гитарная легенда, приписывается к тому, что он высказал Custom Shop замечание о том, что некоторые из его заказов выглядят слишком новыми. "Придайте им несколько коцек, чтобы я мог играть на них", - предложил старый добрый Кит.

Это насторожило, но в CS начали наносить на гитары коцки, потёртости, которые имитировали прохождение инструмента через время, как будто на нём много играли, т.е. новые гитары выглядели и ощущались как старые.

Это в какой-то мере решило проблему "нестабильности" старых инструментов, а также позволило самым обычным покупателям получить доступ к гитарам или басам, очень похожим на оригиналы, без риска, связанного с ценой и возможными подделками на рынке винтажа.

Джей Дабл-Ю Блэк, мастер Fender Custom Shop тех лет, предложил идею выпускать подобные "старые" гитары в качестве постоянных моделей в каталоге брэнда. Так родились релики.

Брэнд удовлетворил возрастающий спрос, выпустив уже названную модель Nocaster Relic и линейку из трёх Stratocaster Relic. В итоге они имели большой успех, а модель Mary Kaye стала самой продаваемой моделью Custom Shop в конце девяностых.

Джей Дабл-Ю Блэк

 

 

Чем так нравятся релики?

Мы уже знаем, что американцы - мастера маркетинга, когда они обнаруживают спрос, они удовлетворяют его, поэтому следующие шаги были направлены на развитие продукции, чтобы никто из конкурентов не опередил их.

Начиная с 1998 года линия реликов расширялась, предлагая три типа воссозданий: серия Time Machine.

Во-первых, это гитары NOS (New Old Stock) - идентичные копии, созданные таким образом, чтобы выглядеть как можно ближе к абсолютно новому инструменту, как будто он был произведён на производственной линии Fender в то время.
Затем были Closet Classics, которые пытались имитировать аналогичные новые гитары, которые некоторое время использовались, а затем хранились в кейсе до наших дней. Кто не мечтал найти такую гитару на чердаке или на блошином рынке?

И, наконец, тип Relic - это те, которые, как мы уже говорили, были побиты, поцарапаны, с трещинами и/или грязью в результате кропотливой работы Custom Shop.

В 2000 году в серию вошли '64 Jazz Bass, '51 Nocaster, '59, '56 и '60 Precision Bass, '69 Strat и '63 Telecaster, все они были доступны в трёх вышеупомянутых возрастных градациях и ориентированы на всё ещё небольшое число поклонников Fender, желающих получить новый Fender со звуком и ощущениями (играбельностью) старого, а в случае с реликами - с видом очень подержанной гитары.

И так до сегодняшнего дня, когда они являются частью ассортимента CS.

30-летний юбилей

 

В этом году исполняется 30 лет Custom Shop, и празднование этого юбилея воплотилось в проекте Fender Design Project 2017, который представляет коллекцию инструментов, выпущенных ограниченным тиражом по 30 штук каждой модели для всего мира, созданных самыми выдающимися мастерами.

 

Это дань уважения прозорливым лютье, которые смогли вывести конструкцию инструментов Fender за рамки возможного. Гитары этих восьми новаторов будут представлены на рынке с марта каждого месяца: Майкл Стивенс, Джон Пейдж, Джордж Блэнда, Фред Стюарт, Джей Дабл-Ю Блэк, Марк Кендрик, Элан Хеймел и Джин Бейкер.

 

Если вы окажетесь в числе счастливчиков, которым удастся заполучить одну из этих гитар, поздравляем, это будет инструмент, который войдёт в историю гитар Fender.

 

 

Если вам понравился материал, вы можете поддержать проект, пожертвовав любую сумму, пусть даже небольшую. Форму для донатов можно найти внизу страницы. Вам плюс в карму, а проекту оплата хостинга.