GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jimi Hendrix

 

 

Чувствуя энергенику

 

 

 

Эдди Крамер обсуждает новый звёздный бокс-сет Songs for Groovy Children: The Fillmore East Concerts Джими Хендрикса и группы Band of Gypsys

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дэвид фон Бадер

Guitar World, февраль 2020

Перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

Когда Джими Хендрикс ушёл из жизни почти 50 лет назад в возрасте 27 лет, он оставил после себя только три студийных альбома группы Jimi Hendrix Experience, концертные записи, запечатлевшие его выступление на поп-фестивале в Монтерее и его потрясающее выступление на Вудстоке, а также концертный альбом его трио Band of Gypsys, сформированного после распада Experience, записанный в Fillmore East в канун Нового года 1969/1970. Трудно переоценить, насколько скудная дискография Хендрикса фундаментально изменила наше отношение к электрогитаре - вот почему выпуск ранее не издававшейся музыки Хендрикса является поистине грандиозным событием. Новый бокс-сет Songs for Groovy Children: The Fillmore East Concerts" поклонники Хендрикса получат именно такой подарок в виде всех четырёх полных сетов с двух дебютных концертов Band of Gypsys. Это 43 композиции в оригинальной последовательности и без монтажа, помещённые на пять CD или восемь виниловых пластинок. Сюда входят более двух десятков песен, которые никогда не выходили в коммерческом релизе или были ремикшированы.

 

По словам басиста Band of Gypsys и бывшего сослуживца Хендрикса по 101-й воздушно-десантной дивизии Билли Кокса, "это были очень уникальные концерты. Аудитория чувствовала то, что мы проецировали на них. Мы чувствовали, что всё было круто и мы были вместе с друзьями. Это было просто волшебно". В музыкальном плане эти дебютные концерты стали поворотным пунктом в музыке Хендрикса и дали представление о том, куда двигался музыкант, прежде чем его жизнь оборвалась. Единственный одноимённый релиз Band of Gypsys состоял всего из шести вещей, но он оказал огромное влияние - особенно на фанк-движение, расцвётшее в семидесятые годы. Эдди Крамер - легендарный продюсер, звуковой наперсник Хендрикса и человек, стоявший за сложнейшей работой над прекрасными ремиксом и ремастерингом Songs for Groovy Children - поговорил с Guitar World о новом бокс-сете и вспомнил Band of Gypsys.

31 декабря 1969 года: Хендрикс выступает в Fillmore East в Нью-Йорке. Фото - Аллан Херр

 

 

Каково было переслушивать эти записи спустя столько лет?

 

Я впервые смикшировал их вместе с самим Джими в 1970 году на студии Juggy Sound в Нью-Йорке. Помнится, у Джими было особенно четкое видение того, что он хотел услышать от этого проекта. Единственное, что мне запомнилось, это то, что мы дошли до одного из эпизодов импровизации Бадди Майлза [ударные/вокал Band of Gypsys], где он срывается - кривляется и импровизирует со своим вокалом - и Бадди может быть немного переборщил с этим. Я помню, как Джими опустил голову на консоль и сказал: "Лучше бы Бадди заткнулся нахуй, чувак!"

 

Существовал только один Джими Хендрикс, и я думаю, что одной из причин, почему Джими решил очень скоро после той сессии микширования, что Band of Gypsys больше не будет существовать, было то, что это была его группа, и он не хотел, чтобы кто-то крал его славу.

 

Однако Бадди по-настоящему подходил для этой работы; его бэкбит был настолько надёжным, что давал Джими гораздо больше свободы в его действиях. То, что Бадди привнёс в звучание тяжёлого бэкбита и великолепной работы с малым барабаном в качестве надёжного механизма поддержки, было идеальным.

 

И когда это было уместно, вокал Бадди был потрясающим, необходимым и действительно поддерживал это настроение. Когда вы вспоминаете о завершении проекта Band of Gypsys и о том, как Experience снова собрались вместе с Билли Коксом на басу и Митчем Митчеллом, Митч явно учился и перенимал опыт Бадди Майлза.

 

Есть знаменитая цитата Митча, где он говорит: "Бадди Майлз, приятель! Он как чёртова бетономешалка, не так ли?!". И это правда. Бадди был как машина, и этот машинный фанк был важной частью энергетики Band of Gypsys.

Фото - Фред У. МакДарра

 

 

 

Как вы думаете, что из всего ранее неизданного материала с дебютных концертов Band of Gypsys больше всего поразит слушателей?

 

По мере того, как вы слушаете каждое выступление, всё меняется и меняется. Я даже не буду пытаться выделить лучшие вещи из них, поскольку слушатель никогда не слышал все четыре концерта, ремастированные наилучшим образом, что является приятным предложением, но иногда это может быть немного тяжеловато! Только подумайте, сколько замечательных нюансов Machine Gun вам придётся услышать!

Что было самым сложным в работе над этими записями, чтобы они соответствовали вашим высоким стандартам?

 

Мой рабочий процесс - это гибрид самого лучшего из аналогового мира - который сохраняет винтажное качество и теплоту - и самого лучшего из цифрового мира. Современные технологии позволили мне использовать гораздо больше инструментов, чтобы извлечь всё самое лучшее из гитары Джими или атмосферы помещения, и это действительно важно. Последние восемь лет я использую устройство под названием Burl Mothership при переносе записи с ленты на цифру, и оно сохраняет как можно больше звучания оригинальной ленты. Поэтому, когда я работаю над записью в ProTools, я начинаю с переноса, в котором довольно трудно услышать разницу с оригинальной лентой. Как только я переношу её в цифровой мир, я могу по-настоящему сосредоточиться на деталях.

 

Но даже после этого он проходит через аналоговую консоль и всё равно возвращается на плёнку, так что это прекрасный способ соединить лучшее из аналогового и лучшее из цифрового мира. Это непросто, но конечный результат - это то, чем я очень горжусь.

Фото - Дэвид Корио

 

 

 

Что больше всего выделяется в игре Джими Хендрикса на том этапе его карьеры?

 

Чувство спонтанности, и когда что-то шло не так - особенно у такого парня, как Джими - он играл не тот аккорд или что-то ещё и смеялся над этим. Он был строг к себе, но когда Джими совершал ошибку, он превращал её в нечто крутое! Это и есть настоящая проверка великого артиста.

 

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.