На панели управления расположено шесть мультифункциональных поворотных регуляторов. Их назначение переключает маленькая кнопочка, расположенная правее верхнего ряда ручек. Причём управление любым из регуляторов может быть назначено на педаль экспрессии.

 

Первый из них регулирует баланс между исходным и обработанным сигналом. В режиме киллдрай работает просто как ручка громкости. Переключение функционала превращает его в ручку тона.

 

Ленточные ревербераторы обычно используют не более шести головок, из которых воспроизводящих не более четырёх, что обеспечивает не более восьми повторов (помимо исходного сигнала) для постройки ритмического паттерна, если они стереофонические (или не более четырёх, если головки – моно). Так вот у UltraTap их аж 64 (32 стереофонических).

 

Попробую объяснить, что это такое, на примере винтажного ленточного дилея с тремя монофоническими воспроизводящими головками.

 

Допустим, мы включили только одну головку в режиме слэпбэк. Извлекая ноту, или, например, крикнув в микрофон: "ХУЙ" мы в ответ получаем тот же "ХУЙ" или "Хуй", в зависимости от того, насколько установили чувствительность этой головки. Подав сигнал с воспроизводящей головки на записывающую, мы получаем равномерное эхо: "ХУЙ, Хуй, хуй, глубина которого (количество повторов от одного до ряда затухающих или до бесконечности одинаковой громкости), зависит от положения ручки, обычно именуемой Intensity, Feedback или как-то по другому, но с тем же смыслом. В зависимости от того, какая из головок выбрана, а точнее, насколько далеко она расположена от записывающей, устанавливается грубая скорость повторов. Более тонко скорость можно отрегулировать изменением скорости движения ленты, причём, чем выше скорость ленты, тем ближе качество повторов к исходному сигналу, а чем ниже, тем больше потерь высоких частот и паразитного срача.

Eventide UltraTap

 

 

В середине прошлого сентября производитель хайэндовых эффектов, Eventide, анонсировал крутейший дилей Blackhole, выудив свой знаменитый алгоритм создания сложных пространственных отражений из топовых рэковых приборов, и заключив его в корпус напольной примочки. И вот, на днях они выпустили пару новых примочек, создав из них целую серию Dot 9, реализовав ещё два алгоритма в формате гитарных примочек, мультитэп-дилея UltraTap и питчевый дилей – MicroPitch.

 

Обе они реализованы в точно таком же корпусе, как и Blackhole, чем-то похожем аналогичные примочки от Meris и Strymon. О MicroPitch, я расскажу в следующий раз. А сегодняшний материал будет посвящён педали UltraTap.

UltraTap – это не просто дилей. Это целый генератор безумных эмбиент эффектов, включая глитч, свеллы, и модуляции всевозможных форм.

 

Для начала давайте я напомню вам, что такое мультитэп-дилей. Ноги этого эффекта растут из ленточных приборов типа Echoplex и их последователей, Roland Space Echo. Путём изменения расстояния между головками, можно было получать слэпбэк эхо с заданными ритмическими рисунками повторов и модуляцией. Реализован он был по-разному. В Maestro Echoplex, например – механически. То есть, одна головка, соединённая со слайдером, могла перемещаться между двумя неподвижными. Её положение и определяло время задержки. У Watkins Copicat и советского ульяновского Эхо головки закреплены неподвижно, но воспроизводящих головок гораздо больше, и характер повторов зависит от того, сколько головок включено, и какой уровень выставлен для каждой из них. Roland же позволяет регулировать скорость ленты и выбрать один из десяти предлагаемых производителем шаблонов повторов, с помощью вращающегося галетника, а также отправлять выходной сигнал обратно на записывающую головку. Вообще на рынке очень много ленточных дилеев, как винтажных, так и современных, в последнее время к ним возник огромный всплеск интереса. Но принцип работы у всех них один и тот же: изменение расстояния между головками путём механического перемещения или включения/выключения/микширования установленных неподвижно, а также изменения скорости движения ленты. Вот и основная функция Eventide UltraTap – получение тех же эффектов электронным путём, без использования кинематики.

 

Коротко пробежимся по основным параметрам и элементам управления новинки:

Как и у Blackhole, входное гнездо UltraTap реализовано на стереоджеке. Под ним расположен миниатюрный переключатель моно/стерео. Правее ещё один переключатель, управляющий входным сопротивлением, для использования примочки напрямую с гитарой либо с линейным сигналом или в разрыве усилителя. Выходов – два. Четвёртое гнездо предназначено для подключения педали экспрессии, темпо-чейндж, или MIDI-контроллера для которого может понадобиться соответствующий переходник или кабель с большого TRS джека на пятипиновый DIN. С гнездом питания вопросов возникнуть не должно, а гнездо микро-USB позволяет не только обновлять прошивку, но и принимать MIDI-сообщения с контроллера, секвенсора или любого другого источника. И отмечу плюсом, что производитель не стал внедрять современное гнездо USB-C. Пусть оно останется для мобильников. Всё-таки, шнурок для него ещё надо поискать, если вдруг неожиданно возникла необходимость, провод с микро-USB на USB наверняка найдётся в любом доме, ведь это самый распространённый шнурок в мире.

Включив все три воспроизводящих головки, мы получаем эхо с квартольной пульсацией (исходная нота + 3 повтора: "ХУЙ, ХУЙ, ХУЙ, ХУЙ". Установив разную чувствительность для каждой головки, можно сделать так, чтобы повторы не затухали, а звучали на одном уровне, возрастали, или менялись рандомно вроде: "ХУЙ, хуй, ХУЙ, Хуй". Получившийся паттерн можно зациклить в повторяющуюся затухающую или бесконечную петлю с помощью упомянутой ручки глубины эха.

 

Если же включить только две головки, можно получить триольную пульсацию в ритме вальса: ХУЙ, Хуй, хуй, ХУЙ, Хуй, хуй" или шаффла: "ХУЙ, Хуй-хуй, хуй-хуй, хуй-хуй…"

 

Если устройство оборудовано стереофоническими головками, можно настроить паттерны так, что повторы буду звучать в Левом и правом канале подобно пинг-понгу, или пара повторов в одном канале, один в другом, либо в какой другой комбинации.

 

Вернёмся к нашему девайсу. Ручка Taps тут устанавливает число повторов, Spread – ритмический рисунок, а Taper – их поведение (возрастание или затухание громкости). За глубину дилея отвечает ручка Feedback, а за пульсацию относительно нажатия кнопки темпочейндж – ручка Lengh за характер пульсации повторов относительно нажатия кнопки Tap. То есть чем меньше длительность выбранной ноты, тем выше скорость дилея относительно нажатий кнопки. Например, если мы выбрали четверть, и тапнули со скоростью 600мс (соответствует темпу 100bpm), то и заданная скорость повторов будет 600мс. Если половинка – то 1200мс, восьмушка – 300мс, восьмушка с точкой – 450 и т.д. (ноты с точкой обычно выбираются для создания повторов типа как у ВанХалена в Cathedral).

 

Как я уже упомянул, у всех ручек двойной функционал. О Mix/Tone я уже рассказал. Slurm – сглаживает переход между повторами, размывая их атаку или затухание, а Chop задаёт форму волны этих переходов (треугольная волна, пила, обратная пила, прямоугольная волна (тремоло), скрипичные пэды (плавное нарастание громкости) или триггер (входной сигнал глушится, пока не доиграет весь паттерн из повторов). Ручка Spd/Rise/Rel, регулирует скорость нарастания или затухания сигнала, в зависимости от выбранной формы волны. И, наконец, последняя ручка устанавливает уровень громкости эффекта.

Ножные кнопки мультифункциональны. Левая в одном режиме включает/выключает эффект, а в другом позволяет активировать один из пяти выбранных пресетов из 127 доступных. Выбранный пресет отображает столбик из пяти индикаторов, расположенных выше. Листает же эти пресеты правая кнопка, которая в другом режиме работает темпочейндж. Сами же режимы переключаются нажатием индикаторов, расположенных над кнопками, причём правая кнопка ещё и обладает функцией сохранения настроек (положений регуляторов) пресета, путём её долгого удерживания нажатой. Как я уже сказал, доступных для живой работы пресетов – пять, а для того чтобы выбрать эти пять из 127, понадобится подключение по USB к внешнему компьютеру с программой Eventide Device Manager. Кроме того, секретные комбинации нажатия этих кнопок, открывают доступ к скрытым параметрам, таким как назначение MIDI-канала, управление типом байпаса (буферизированный, холодный и т.д.) и функцией киллдрай, когда обработанный сигнал не подмешивается к исходному, а полностью его замещает на выходе. Также секретными комбинациями назначается функционал гнезда для подключения педали экспрессии/MIDI-контроллера и работа этих кнопок в качестве фиксированных или работающих на удержание ногой.

 

Как видите, устройство очень серьёзное, и позволяет добиться весьма интересных эффектов, причём не только с гитарой, но и с клавишными, и объяснить на пальцах, а тем более сведя всё к хуям, как всё это работает не так уж и просто. Лучше конечно дождаться, когда примочка появится в магазинах, и погонять её самому.