Техасский звук Эрика Джонсона
Фил Хилборн
Guitar Techniques Июль 1998
Перевод с английского
Эрик Джонсон предпочитает звучание, которого можно достичь только с английским электропитанием и батарейками Duracell
Помешанные на гитаризме, преклоняются перед Эриком Джонсоном по двум причинам: Потому что он бесспорно отличный гитарист, достойный любой награды, лежащей у его ног, а также за его отношение к каждой мелочи, даже такой как батарейки…
Когда Эрик Джонсон несколько лет назад давал интервью нашим коллегам из журнала Guitarist, он спровоцировал горячую дискуссию на странице писем читателей, которая продолжалась несколько месяцев. Всё это касалось его слов о том, что он может по звуку отличить Duracell от любой другой батареи, используемой в любой примочке. Кроме того, он утверждал, что металл, используемый в наконечнике джека, также влияет на звук. Многие читатели возмущались, называя это бредом. Неужели у парня слух как у летучей мыши, или он просто врёт. Спор так и закончился ничем, но, безусловно, он поднял хайп, набросив говна на вентилятор.
Очевидно, что этот техасский педант довольно озадачивает, когда речь идёт о гитарном звуке, и любой, кто услышит его альбомы Ah Via Musicom и Venus Isle, помёт почему. Одно из самых узнаваемых инструментальных звучаний – голос гитары Эрика в его недавнем туре G3 с коллегами-виртуозами Джо Сатриани и Стивом Ваем. GT прервал его напряжённый график для короткой беседы. И да, мы его спросили о батарейках!
В вашей нынешней группе участвует клавишник (Стив Барбер). Считаете ли вы, что работа с клавишными отличается от игры в старом формате трио?
В некоторых случаях это может дать вам немного больше свободы, но в других – нет. Я имею в виду, что так привык играть в трио, где у тебя было столько места, чтобы делать всё, что захочешь. Я думаю, что работа с клавишником, надеюсь, научила меня играть чуть сдержаннее, и это также позволяет добавить музыке больше текстуры.
На Venuis Isle нет акустических вещей. Почему?
Я решил отказаться от них, потому что я надеюсь когда-нибудь записать полностью акустический альбом. У меня сейчас порядка десяти акустических композиций в процессе создания, и мне просто нужно найти на них время!
У вас есть какие-нибудь планы посетить Великобританию?
На данный момент у нас нет определённых планов, но я не могу дождаться, чтобы вернуться в Лондон. У вас лучшая в мире сеть переменного тока. Нигде в мире вы не можете получить лучшего звука, чем там. Когда я выступал там, я включал свои усилители, заточенные под американское напряжение 110В, понижая с 240, и они действительно звучали и работали лучше. Это как-то связано с частотой 50Гц вместо 60… Неудивительно, что Хендрикс переехал туда. [интересно, а в других европейских странах разве как-то по-другому? – прим переводчика].
Есть ли какая-нибудь конкретная задача, над которой вы сейчас работаете?
Единственная вещь, над которой я сейчас пытаюсь работать – это моя ритм-игра. Я действительно должен хорошенько поработать над ней, чтобы отточить её до совершенства.
Считаете ли вы, что когда вы играете соло, естественно быть достаточно свободным, чтобы передать правильные чувства, но когда это касается ритм-игры, всё совершенно иначе?
Да, это действительно так. У меня сформировалась машинальная тенденция играть на опережение бита, и в этом есть определённая энергия, но композиционно это звучит на записи не слишком приятно. В последнее время я стал бороться с этим, и именно поэтому моя последняя запись заняла так много времени. Вообще-то, сольные партии на альбоме, были самой быстрой вещью, которую я сделал, мне не пришлось тратить на них так много времени. Однако с остальным мне всё же пришлось повозиться. Я был просто разочарован тем, что постоянно спешил, исполняя ритм-партии. Поэтому я подумал: "Чёрт, мне нужно постараться стать лучшим ритм-гитаристом", и я понял, что это очень, очень трудная вещь.
Я много играю в студии нашей редакции, и часто делаю это с барабанным секвенсором, партии которого прописаны с чётким таймингом. Я склонен заметить, что если вы играете партии ритм-гитары в этой ситуации, почти роботизировано, ощущения кажутся странными, но когда вы слушаете то, что записали, оно обычно звучит великолепно.
Да, вы правы, я заметил это. Но, честно говоря, я также чувствую, что иногда очень естественно немного изменить тайминг. В этом есть своя красота. Возьмите, например, ранние записи Police. Они отклоняются от темпа вперёд-назад, но при этом они звучат идеально.
Много ли времени вы тратите в последнее время на развитие своей сольной игры?
То, над чем я работал в последнее время – это голосоведение аккордовыми заменами. На последнем альбоме я начал это применять, и собираюсь продолжать двигаться в этом направлении. Я также работал над тем, чтобы выбрать наиболее оптимальный угол атаки струны медиатором.
Вы сами прописываете трэки клика в студии?
Да, для некоторых вещей. Но для такой вещи, как SRV, это был концерт оупен эйр в туре с Би Би Кингом. Я вернулся в студию и переписал гитары, а бас и барабаны были взяты с концертной записи.
Сильно ли изменилось ваше оборудование за последнее время?
Я перестал использовать Fender Twin Reverb, мне теперь больше нравятся Vibrolux Reverb, Vibraverb и Deluxe Reverb. Все они меньшей мощности, чем Twin, но звучат приятнее. У них ламповый выпрямитель, что способствует этому. Кроме того, они не такие пронзительные и громкие, как Twin, и если мне нужна громкость, я просто подзвучиваю их микрофоном.
Вы известны тем, что очень дотошно относитесь к своему оборудованию. Сразу же вспоминается печально известный фурор, вызванный вашими словами о батарейках Duracell!
Да, это вызвало довольно горячие споры и прославило меня [смеётся]. У меня есть идея насчёт теле-шоу, где определял бы разницу с завязанными глазами…
Вы случайно не являетесь акционером Duracell?
Нет, но я всё ещё считаю, что если вы воткнёте Tube Screamer в усилитель, и настроите его на свой вкус, а затем, ничего больше не трогая, смените Duracell на другую батарейку, вы услышите разницу чёткости верхов овердрайва. Это действительно странная вещь, я не знаю, почему это так, но каждый может сам поэкспериментировать с этим, и он услышит разницу. Вы знаете, что в оборудовании так много составляющих, что сейчас оно звучит великолепно, а в следующий раз вы воскликните: "Чёрт, что случилось со звуком?!" Всегда происходит так много тонких изменений и нюансов, что все они могут повлиять на звук.
Вы, пользуетесь каким-нибудь стабилизатором напряжения для своих усилителей?
У меня есть разделительный трансформатор. Такой огромный трансформатор, который является строго разделительным трансформатором. У него нет защиты от скачков напряжения, потому что мне не нравится, как она влияет на звук.
То есть, у вас нет ничего, что поддерживало бы напряжение на определённом уровне?
Нет, но я хотел бы найти что-нибудь. Если бы я мог найти что-то, что могло бы это делать, но без всякой защиты от скачков, это было бы великолепно.
Я искал способ сделать что-то подобное самостоятельно, и лучшие, для меня, во всяком случае, были бы слишком большими, чтобы возить их с собой. Как будто бы взять с собой ещё одну штуковину размером со стэк…
Да, и следующим шагом было бы возить с собой фуру с генератором или что-то в этом роде. [смеётся]
Из-за этого люди могут начать думать, что вы становитесь немного одержимы, не так ли?
О нет, то, над чем я сейчас работаю – это быть менее одержимым всем этим, потому что наступает момент, когда вам просто надо остановиться и играть музыку! На самом деле, я собираюсь собрать новый педалборд, который будет очень, очень маленьким. В нём просто будет педаль хорус и пара фуззов. И это будет то, к чему я стремлюсь – научиться играть без чего-либо ещё. Я просто включу ревер и отзовусь эхом через колонки, и звук будет достаточно сухим на сцене…
Технически, я заметил, что вы склонны к гладкому звуку, В то же время на самом деле трудно понять, когда вы играете медиатором, а когда легато. Это осознанно? Вы действительно пытаетесь минимизировать свою медиаторную атаку?
Да, так и есть. Думаю, я пришёл к этому, пытался добиться такого звучания от своей гитары, чтобы она не была похожа на обычную гитару. Я долго работал над тем, чтобы оборудование звучало должным образом, чтобы способствовать таким вещам.
В заключение, не могли бы вы рассказать читателям GT, что вы считаете наиболее важными аспектами для любого начинающего гитариста?
Во-первых, найдите тот стиль музыки, который действительно страстно вдохновляет вас, чтобы вам никогда не приходилось заставлять себя делать то, что вас не вдохновляет, потому что, если у вас есть вдохновение, всё это произойдёт более естественно. Следующая вещь - слушать тех, кто вам действительно нравится, и пытаться подражать тому, что они делают. Даже если вы копируете из фраза за фразой, это просто этап, который вам нужно пройти, чтобы потом выработать что-нибудь своё. В-третьих, когда вы работаете над чем-нибудь, запишите себя на магнитофон. Это не обязательно должен быть какой-то навороченный аппарат, любой дешёвый хлам вполне подойдёт. Запишите себя, и научитесь, анализировать вашу игру, чтобы слышать, что у вас действительно получается хорошо, а что нужно ещё улучшить. Затем вы должны выступить с группой перед публикой, и попробовать всё это, убедившись, что вы внимательно следите за тем, что нравится слушателям, и от чего они не в восторге, и меняйтесь в соответствии с тем, что вы видите.
Кроме того, вы всегда должны стараться, чтобы ваши практические занятия были вам интересны. По крайней мере, что мне нравится самому, так это пытаться включать в неё такие вещи, как написание песен и другие гитарные идеи, чтобы не просто сидеть часами тупо гоняя упражнения. Относитесь непредвзято к любой музыки, и оставайтесь студентом. Цель не является достижимой, всегда есть чему поучиться.
Работа над ритм-игрой также важна. В прошлом это часто упускалось из виду. Но я думаю, что очень важно оценивать всю картину с точки зрения игры на гитаре и разобраться во всём, а не просто сидеть и гонять лики.