GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Eric Johnson

 

 

 

ИНтервью

 

 

 

 

 

 

После многих лет выпуска электрических альбомов,

почему, спрашиваем мы, он решил "отключиться от сети"?

 

 

 

 

 

 

Дэвид Мид

Guitarist, январь 2017

Перевод с английского

 

 

Новый акустический альбом одного из признанных знатоков звука демонстрирует не меньший шедевр, чем все его знаменитые электрические работы. В середине 80-х Эрик Джонсон был именем, о котором шептались знатоки игры на гитаре, которым удалось раздобыть альбом Эрика Tones. Это был гитарист, который делал что-то действительно необычное в десятилетие, когда инструментальная гитарная музыка стала звучать одинаково. К моменту выхода Ah Via Musicom шесть лет спустя имя Джонсона стало синонимом со вкусом исполненных соло и тонкости написания композиций. Он также стал известен своим неумолимым отношением к звуку, прославившись на этих самых страницах заявлением о том, что он может обнаружить разницу звучания между Duracell и другими марками батареек, используемых в педалях эффектов.

 

Его внимание к деталям и откровенная самокритика в студии распространились и на его недавний акустический альбом: "У меня была куча акустических вещей, и некоторые из них ты записываешь и говоришь: "Упс, это не очень хорошо..." В другой раз я записывал и не получал достаточно хорошего качества исполнения".

 

Альбом, о котором идет речь, под простым названием EJ, стал еще одним сюрпризом для гитарного мира. Инструментальные композиции перемежаются с песнями - некоторые из них собственного сочинения, другие - каверы - гитарные стили варьируются от романтичной Serinidad на нейлоновых струнах до зажигательных фингерстайл-шоустопперов под влиянием Чета Аткинса и Томми Эммануэля, таких как The World Is Waiting For The Sunrise.

 

После многих лет выпуска электрических альбомов, почему, спрашиваем мы, он решил "отключиться от сети"?

 

Я хотел сделать это уже много лет, но всё время откладывал, потому что был вовлечён в какой-нибудь электрический тур, новый альбом или что-то ещё, появляющееся то тут, то там. Я уже много лет думаю о том, чтобы записать альбом, и на нем есть три песни, которые я сочинил много лет назад. Я просто решил, что мне нужно взяться за дело и сделать это. На самом деле я провел серию акустических сольных туров - несколько - за последние семь или восемь лет. Время от времени я проводил один из них, но у меня никогда не было акустической записи - люди начали говорить: "Ну, ты устраиваешь эти шоу, но у тебя нет акустической записи...

 

 

Нравится ли вам играть на акустической гитаре?

 

Это то, чем я всегда занимался, просто сидя в своей гостиной и играя на пианино или акустической гитаре. Но, по какой-то причине, я никогда не включал это в свой репертуар того, что я показываю публике. В какой-то момент я просто подумал, что должен показать все стороны, которые меня интересуют и над которыми я стараюсь работать.

 

Что для вас было первым, игра на электро- или акустической гитаре?

 

Я начинал с электрогитары. Я начал играть, когда мне было 11 лет, но на акустической я начал играть только в 17. Тогда я купил свою первую акустическую гитару и начал баловаться с ней, писать песни и всё такое. Я немного играл на электроакустике на концертах, но потом, наверное, в 20 лет я начал заниматься ею более серьёзно.

 

Кто оказал на вас влияние как на акустического исполнителя?

 

Изначально я бы сказал, что Simon & Garfunkel и Джони Митчелл. Я был большим поклонником альбомов Джони Ladies Of The Canyon и Blue. Затем в качестве сольной, откровенной гитары с голосом меня привлекали Джеймс Тейлор, Берт Дженш и Пол Саймон. Я по-настоящему проникся Бобом Диланом, а позже увлекся Shakti, Томми Эммануэлем и Майклом Хеджесом - я действительно был большим поклонником Майкла Хеджеса.

 

Как вы собирали материал для альбома?

 

Моей предпосылкой для записи альбома было исполнение материала в студии. Я хотел, чтобы всё было как можно более живым, поэтому я просто приходил в студию и записывал композиции два или три раза и смотрел, получился ли хороший дубль, а если нет, то пересматривал его через несколько дней. Некоторые вещи просто нуждались в доработке, или я не исполнял их вживую должным образом, поэтому у меня есть несколько черновых версий более акустических мелодий. Я хочу попробовать сделать вторую акустическую запись, надеюсь, в следующем году.

 

У вас здесь смесь оригиналов и каверов; например, One Rainy Wish Хендрикса. Что побудило вас включить эту композицию в альбом?

Фото: Макс Крэйс

Мне нравится вся музыка Хендрикса, но эта песня мне всегда нравилась особенно. Я просто подумал, что я играл эту мелодию с электро-группой и мне нужно попробовать сделать для нее другую аранжировку, другой подход, потому что любые песни, которые просто действительно хороши, можно интерпретировать по-разному. Поэтому я подумал, что было бы интересно попробовать совершенно другой подход.

 

Инструментальная часть в конце One Rainy Wish переходит в джазовое звучание...

 

Да, да, именно так. У Митча Митчелла всегда был свинг в его игре, который действительно придавал музыке Хендрикса прекрасное звучание. Я думал, что Митч был не менее важен для красоты музыки Джими. Это классная песня - она в 6/8, и в ней есть такой свинг, который позволяет интерпретировать её по-разному.

 

Есть ли на альбоме другие особые моменты для вас?

 

Song For Irene - это вещь, которую я написал для своей мамы, её зовут Айрин. Я просто хотел написать акустическую композицию в мягком темпе, в которой бы присутствовал фингерпикинг в стиле Джеймса Тейлора. Мне также нравится песня Wonder, потому что мне нравится её текст, мне нравится её смысл и все такое. Я всегда наслаждаюсь этой мелодией. Это просто загадка жизни: ты не можешь определить количественно или понять, почему всё происходит так, как происходит, ты просто наслаждаешься и ценишь её магию.

Вы перешли на нейлоновые струны для Serinidad - ощущения отличаются от металлических...

 

Безусловно, да. Я не профессионал в игре на нейлоновых струнах, если говорить о традиционной игре. Я наслаждаюсь её звучанием и продолжаю практиковаться, пытаюсь работать над этим. Эта конкретная мелодия на самом деле была просто импровизацией. Мы просто включили запись, и я заиграл. Я даже не уверен, что я играл там, но, думаю, цель была в том, чтобы попытаться запечатлеть момент импровизации.

 

Вы известны в основном как электрогитарист. Приходится ли вам перестраивать технику игры под акустику?

 

Акустика, в целом, менее щадящая, чем электрогитара, согласитесь?

 

Конечно!

 

Забавно, я только что проснулся сегодня утром и подумал: "Я репетировал для этого тура, который состоится через несколько недель, и я так разбит, потому что последнюю неделю я целыми днями занимался на акустике". Я думаю, это менее щадящий вариант по целому ряду причин. Во-первых, если вы занимаетесь в одиночку, то внезапно у вас появляется сольный инструмент, который должен артикулировать бас, ритм и мелодию, так что у вас есть две или три вещи, происходящие одновременно, и вот это уже вызов для меня. Кроме того, если вы хотите попробовать играть пальцами, то это совсем другое, чем на электрогитаре. Я люблю старые вещи Хэнка Уильямса и некоторые из старых кантри-композиций, где вы просто перебираете аккорды. Мне нравится красивый звук струн. Думаю, когда я решил, что хочу играть на акустической гитаре, я хотел делать это больше в пальцевом стиле. Это просто яблоки и апельсины, правда, но это был именно тот способ, которым я хотел это делать, так что желание попробовать развить фингерпикинг было совершенно другим миром и совершенно другой кривой обучения, и я должен работать над этим. Это не даётся мне легко, так что это больший вызов для меня.

Ставили ли вы на акустику, которую используете, струны более тяжёлого калибра?

 

Это 12-е, да. Хотя в студии было несколько партий, в которых я поставил 11-е струны, потому что в Once Upon A Time In Texas было много легато. Я всегда использую средний калибр, и мне казалось, что я не могу записать правильный дубль, поэтому я переключился на 11-е, и это дало немного более тонкое ощущение легато.

 

Какую гитару вы в основном использовали для этого альбома?

 

Martin D-45 1981 года. Ещё я использовал очень старую гитару Silvertone, которую полностью переделал лютье по имени Эд Рейнольдс; он поставил новый гриф, подрезал некоторые пружины и установил новый бридж. Он взял её и переделал в хороший инструмент. Так что я использовал её для Song For Irene, а также Jose Ramirez для вещей на нейлоновых струнах.

 

Вы использовали несколько вариантов настройки или придерживались стандартного строя?

 

Я думаю, это практически всё стандартный строй. Есть одна или две песни, где я понижаю E до D. Вот и всё... В некоторых вещах я использовал каподастр.

 

Вы известны своей щепетильностью в отношении звука и тембра. Что вы сделали в отношении микрофонов для акустики в студии?

 

Я обнаружил, что лучше всего подходят микрофоны с очень узкой диафрагмой. Они не акцентируют те 150-200 герц, которые могут стать проблемой для акустики при записи, поэтому мы использовали [Neumann] KM 56. Это действительно микрофоны с узкой диафрагмой, и сразу после начала записи они показались нам лучше: Немного эквалайзера и поставить один в шести-семи дюймах от грифа и второй в шести-семи дюймах от верхней деки за бриджем, может быть, чуть дальше, может быть, на расстоянии около фута. Я старался держаться подальше от звукоснимателей, когда мы записывались. Думаю, есть одна или две песни, в которых я немного использовал звукосниматели, но Martin, Silvertone и Ramirez не оборудованы звукоснимателями, поэтому мне пришлось делать это с помощью микрофонов. Также мы используем компрессию, чтобы заставить их звучать более мощно.

Используете ли вы акустику со звукоснимателями, когда играете вживую?

 

Да, использую. Я играю на гитарах Maton. У них очень хорошая система звукоснимателей и внутренний микрофон, который можно подкрутить. Это один из моих [самых] любимых электрифицированных звуков, которые я когда-либо слышал на акустической гитаре.

 

Используете ли вы на концертах заглушку резонаторного отверстия?

 

Вообще-то, да. Есть вещи, которые мне в них не нравятся, но я знал, что Томми Эммануэль использует их, и мне было интересно, почему. И в конце концов я понял, что он использует их для того, чтобы можно было больше поднять громкость внутреннего микрофона, что действительно заставляет его звучать более естественно, чем просто пьезо - я не очень люблю его звук. Кроме того, у меня есть Martin, который я использую, на нём установлен звукосниматель K&K. Они довольно крутые, но с одними гитарами они действительно крутые, а с другими просто не работают. Я не знаю, в чём тут дело, но у меня есть одна гитара Martin, на которую установлен звукосниматель K&K, и у неё очень естественный резонансный звук. На гитарах Maton я просто выкручиваю пьезо и микрофон до упора, а с этой заглушкой резонаторного отверстия это можно сделать без проблем.

 

Что вы делаете, чтобы подготовиться к предстоящему акустическому туру?

 

Я просто пытаюсь практиковаться, пытаюсь научиться играть пьесы и петь поверх ритма и баса. Это похоже на цирковой номер или что-то вроде того: жонглировать и петь одновременно. Думаю, другим людям это даётся легче, я не знаю...!