GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни сил, ни мотивации им заниматься

Eric Johnson

 

 

 

ИНтервью

 

 

 

 

 

 

После многих лет выпуска электрических альбомов,

почему, спрашиваем мы, он решил "отключиться от сети"?

 

 

 

 

 

 

Дэвид Мид

Guitarist, январь 2017

Перевод с английского

 

 

Новый акустический альбом одного из признанных знатоков звука демонстрирует не меньший шедевр, чем все его знаменитые электрические работы. В середине 80-х Эрик Джонсон был именем, о котором шептались знатоки игры на гитаре, которым удалось раздобыть альбом Эрика Tones. Это был гитарист, который делал что-то действительно необычное в десятилетие, когда инструментальная гитарная музыка стала звучать одинаково. К моменту выхода Ah Via Musicom шесть лет спустя имя Джонсона стало синонимом со вкусом исполненных соло и тонкости написания композиций. Он также стал известен своим неумолимым отношением к звуку, прославившись на этих самых страницах заявлением о том, что он может обнаружить разницу звучания между Duracell и другими марками батареек, используемых в педалях эффектов.

 

Его внимание к деталям и откровенная самокритика в студии распространились и на его недавний акустический альбом: "У меня была куча акустических вещей, и некоторые из них ты записываешь и говоришь: "Упс, это не очень хорошо..." В другой раз я записывал и не получал достаточно хорошего качества исполнения".

 

Альбом, о котором идет речь, под простым названием EJ, стал еще одним сюрпризом для гитарного мира. Инструментальные композиции перемежаются с песнями - некоторые из них собственного сочинения, другие - каверы - гитарные стили варьируются от романтичной Serinidad на нейлоновых струнах до зажигательных фингерстайл-шоустопперов под влиянием Чета Аткинса и Томми Эммануэля, таких как The World Is Waiting For The Sunrise.

 

После многих лет выпуска электрических альбомов, почему, спрашиваем мы, он решил "отключиться от сети"?

 

Я хотел сделать это уже много лет, но всё время откладывал, потому что был вовлечён в какой-нибудь электрический тур, новый альбом или что-то ещё, появляющееся то тут, то там. Я уже много лет думаю о том, чтобы записать альбом, и на нем есть три песни, которые я сочинил много лет назад. Я просто решил, что мне нужно взяться за дело и сделать это. На самом деле я провел серию акустических сольных туров - несколько - за последние семь или восемь лет. Время от времени я проводил один из них, но у меня никогда не было акустической записи - люди начали говорить: "Ну, ты устраиваешь эти шоу, но у тебя нет акустической записи...

 

 

Нравится ли вам играть на акустической гитаре?

 

Это то, чем я всегда занимался, просто сидя в своей гостиной и играя на пианино или акустической гитаре. Но, по какой-то причине, я никогда не включал это в свой репертуар того, что я показываю публике. В какой-то момент я просто подумал, что должен показать все стороны, которые меня интересуют и над которыми я стараюсь работать.

 

Что для вас было первым, игра на электро- или акустической гитаре?

 

Я начинал с электрогитары. Я начал играть, когда мне было 11 лет, но на акустической я начал играть только в 17. Тогда я купил свою первую акустическую гитару и начал баловаться с ней, писать песни и всё такое. Я немного играл на электроакустике на концертах, но потом, наверное, в 20 лет я начал заниматься ею более серьёзно.

 

Кто оказал на вас влияние как на акустического исполнителя?

 

Изначально я бы сказал, что Simon & Garfunkel и Джони Митчелл. Я был большим поклонником альбомов Джони Ladies Of The Canyon и Blue. Затем в качестве сольной, откровенной гитары с голосом меня привлекали Джеймс Тейлор, Берт Дженш и Пол Саймон. Я по-настоящему проникся Бобом Диланом, а позже увлекся Shakti, Томми Эммануэлем и Майклом Хеджесом - я действительно был большим поклонником Майкла Хеджеса.

 

Как вы собирали материал для альбома?

 

Моей предпосылкой для записи альбома было исполнение материала в студии. Я хотел, чтобы всё было как можно более живым, поэтому я просто приходил в студию и записывал композиции два или три раза и смотрел, получился ли хороший дубль, а если нет, то пересматривал его через несколько дней. Некоторые вещи просто нуждались в доработке, или я не исполнял их вживую должным образом, поэтому у меня есть несколько черновых версий более акустических мелодий. Я хочу попробовать сделать вторую акустическую запись, надеюсь, в следующем году.

 

У вас здесь смесь оригиналов и каверов; например, One Rainy Wish Хендрикса. Что побудило вас включить эту композицию в альбом?

Фото: Макс Крэйс

Мне нравится вся музыка Хендрикса, но эта песня мне всегда нравилась особенно. Я просто подумал, что я играл эту мелодию с электро-группой и мне нужно попробовать сделать для нее другую аранжировку, другой подход, потому что любые песни, которые просто действительно хороши, можно интерпретировать по-разному. Поэтому я подумал, что было бы интересно попробовать совершенно другой подход.

 

Инструментальная часть в конце One Rainy Wish переходит в джазовое звучание...

 

Да, да, именно так. У Митча Митчелла всегда был свинг в его игре, который действительно придавал музыке Хендрикса прекрасное звучание. Я думал, что Митч был не менее важен для красоты музыки Джими. Это классная песня - она в 6/8, и в ней есть такой свинг, который позволяет интерпретировать её по-разному.

 

Есть ли на альбоме другие особые моменты для вас?

 

Song For Irene - это вещь, которую я написал для своей мамы, её зовут Айрин. Я просто хотел написать акустическую композицию в мягком темпе, в которой бы присутствовал фингерпикинг в стиле Джеймса Тейлора. Мне также нравится песня Wonder, потому что мне нравится её текст, мне нравится её смысл и все такое. Я всегда наслаждаюсь этой мелодией. Это просто загадка жизни: ты не можешь определить количественно или понять, почему всё происходит так, как происходит, ты просто наслаждаешься и ценишь её магию.

Вы перешли на нейлоновые струны для Serinidad - ощущения отличаются от металлических...

 

Безусловно, да. Я не профессионал в игре на нейлоновых струнах, если говорить о традиционной игре. Я наслаждаюсь её звучанием и продолжаю практиковаться, пытаюсь работать над этим. Эта конкретная мелодия на самом деле была просто импровизацией. Мы просто включили запись, и я заиграл. Я даже не уверен, что я играл там, но, думаю, цель была в том, чтобы попытаться запечатлеть момент импровизации.

 

Вы известны в основном как электрогитарист. Приходится ли вам перестраивать технику игры под акустику?

 

Акустика, в целом, менее щадящая, чем электрогитара, согласитесь?

 

Конечно!

 

Забавно, я только что проснулся сегодня утром и подумал: "Я репетировал для этого тура, который состоится через несколько недель, и я так разбит, потому что последнюю неделю я целыми днями занимался на акустике". Я думаю, это менее щадящий вариант по целому ряду причин. Во-первых, если вы занимаетесь в одиночку, то внезапно у вас появляется сольный инструмент, который должен артикулировать бас, ритм и мелодию, так что у вас есть две или три вещи, происходящие одновременно, и вот это уже вызов для меня. Кроме того, если вы хотите попробовать играть пальцами, то это совсем другое, чем на электрогитаре. Я люблю старые вещи Хэнка Уильямса и некоторые из старых кантри-композиций, где вы просто перебираете аккорды. Мне нравится красивый звук струн. Думаю, когда я решил, что хочу играть на акустической гитаре, я хотел делать это больше в пальцевом стиле. Это просто яблоки и апельсины, правда, но это был именно тот способ, которым я хотел это делать, так что желание попробовать развить фингерпикинг было совершенно другим миром и совершенно другой кривой обучения, и я должен работать над этим. Это не даётся мне легко, так что это больший вызов для меня.

Ставили ли вы на акустику, которую используете, струны более тяжёлого калибра?

 

Это 12-е, да. Хотя в студии было несколько партий, в которых я поставил 11-е струны, потому что в Once Upon A Time In Texas было много легато. Я всегда использую средний калибр, и мне казалось, что я не могу записать правильный дубль, поэтому я переключился на 11-е, и это дало немного более тонкое ощущение легато.

 

Какую гитару вы в основном использовали для этого альбома?

 

Martin D-45 1981 года. Ещё я использовал очень старую гитару Silvertone, которую полностью переделал лютье по имени Эд Рейнольдс; он поставил новый гриф, подрезал некоторые пружины и установил новый бридж. Он взял её и переделал в хороший инструмент. Так что я использовал её для Song For Irene, а также Jose Ramirez для вещей на нейлоновых струнах.

 

Вы использовали несколько вариантов настройки или придерживались стандартного строя?

 

Я думаю, это практически всё стандартный строй. Есть одна или две песни, где я понижаю E до D. Вот и всё... В некоторых вещах я использовал каподастр.

 

Вы известны своей щепетильностью в отношении звука и тембра. Что вы сделали в отношении микрофонов для акустики в студии?

 

Я обнаружил, что лучше всего подходят микрофоны с очень узкой диафрагмой. Они не акцентируют те 150-200 герц, которые могут стать проблемой для акустики при записи, поэтому мы использовали [Neumann] KM 56. Это действительно микрофоны с узкой диафрагмой, и сразу после начала записи они показались нам лучше: Немного эквалайзера и поставить один в шести-семи дюймах от грифа и второй в шести-семи дюймах от верхней деки за бриджем, может быть, чуть дальше, может быть, на расстоянии около фута. Я старался держаться подальше от звукоснимателей, когда мы записывались. Думаю, есть одна или две песни, в которых я немного использовал звукосниматели, но Martin, Silvertone и Ramirez не оборудованы звукоснимателями, поэтому мне пришлось делать это с помощью микрофонов. Также мы используем компрессию, чтобы заставить их звучать более мощно.

Используете ли вы акустику со звукоснимателями, когда играете вживую?

 

Да, использую. Я играю на гитарах Maton. У них очень хорошая система звукоснимателей и внутренний микрофон, который можно подкрутить. Это один из моих [самых] любимых электрифицированных звуков, которые я когда-либо слышал на акустической гитаре.

 

Используете ли вы на концертах заглушку резонаторного отверстия?

 

Вообще-то, да. Есть вещи, которые мне в них не нравятся, но я знал, что Томми Эммануэль использует их, и мне было интересно, почему. И в конце концов я понял, что он использует их для того, чтобы можно было больше поднять громкость внутреннего микрофона, что действительно заставляет его звучать более естественно, чем просто пьезо - я не очень люблю его звук. Кроме того, у меня есть Martin, который я использую, на нём установлен звукосниматель K&K. Они довольно крутые, но с одними гитарами они действительно крутые, а с другими просто не работают. Я не знаю, в чём тут дело, но у меня есть одна гитара Martin, на которую установлен звукосниматель K&K, и у неё очень естественный резонансный звук. На гитарах Maton я просто выкручиваю пьезо и микрофон до упора, а с этой заглушкой резонаторного отверстия это можно сделать без проблем.

 

Что вы делаете, чтобы подготовиться к предстоящему акустическому туру?

 

Я просто пытаюсь практиковаться, пытаюсь научиться играть пьесы и петь поверх ритма и баса. Это похоже на цирковой номер или что-то вроде того: жонглировать и петь одновременно. Думаю, другим людям это даётся легче, я не знаю...!

Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).