Утраченный Beano
Летом 1966 года, когда Bluesbreakers с Эриком Клэптоном появились в магазинах пластинок, а сам гитарист начал репетиции со своей новой группой Cream, любимая гитара Клэптона Les Paul была украдена из репетиционной комнаты в церковном помещении. Пропавшая, но не забытая, гитара оставила после себя загадку, которая так и не была разгадана. Здесь мы проследим историю жизни этого легендарного "Бёрста" и поразмышляем о шансах на то, что он когда-нибудь будет найден...
Тони Бэкон
Guitarist, Февраль 2021
Перевод с английского
Работа Эрика Клэптона над альбомом Джона Мейолла Blues Breakers 1966 года вдохновила целое поколение начинающих блюзовых гитаристов, поскольку он определил звучание и экспрессию, которых может достичь великий гитарист. И именно этот великий гитарист нашёл отличный инструмент для создания своей музыки - оригинальный Gibson Les Paul цвета санбёрст. На обложке пластинки, среди прочих музыкантов, был изображен Эрик, читающий комикс Beano, поэтому альбом стал известен как "Beano", и инструмент, который он использовал, также получил прозвище Beano.
Многим гитаристам понравилась игра Эрика на альбоме "Beano". Одним из таких музыкантов был Билли Гиббонс, который в то время был начинающим молодым гитаристом в Техасе.
"Звук был просто таким яростным и таким притягивающим, - говорит он, - и эта притягательность привлекла всеобщее любопытство, чтобы попытаться выяснить, откуда исходит этот звук". Фотография Эрика на задней обложке была подсказкой. Мы говорили: "А, посмотрите на задний план, там стоит Marshall, но он не очень большой, и посмотрите на это. Таких гитар уже не производят - но это один из тех Les Paul!"
Эрик со своим драгоценным Les Paul Standard, который он, возможно, купил в магазине Лью Дэвиса на Чаринг Кросс Роуд за огромную сумму в 105 гиней (110,25 фунтов стерлингов). [Фотография предоставлена Бетси Флаулер]
Гитара, которую использовал Эрик, с тех пор приобрела почти мифический статус, не в последнюю очередь потому, что вскоре после этого она была украдена и с тех пор никогда не встречалась. Это был недолговечный вариант, известный сегодня как Бёрст, за его санбёрстовую отделку, выпускавшийся компанией Gibson с 1958 года до снятия с производства в 1960 году и замены на новый даблкат-дизайн, получивший позже имя SG. К середине '60-х годов оригинальные синглкаты Les Paul стали называть "ранней моделью".
Эрик и Beano (справа) вместе с басистом Джоном МакВи (посередине) и Джоном Мейоллом (слева) на концерте в клубе Pontiac, Лондон, август 1965 года. [Фотография предоставлена Бетси Флаулер]
Кража Бёрста Beano превратила его в легенду. И как многие легенды, истории, связанные с ним, с тех пор обрастают слухами и полуправдой. Питер Грин оценил потенциальную стоимость утраченного Beano в беседе с Невиллом Мартеном для этого журнала в 1999 году. "Les Paul Эрика сейчас можно было бы купить за 50 миллионов фунтов стерлингов", - сказал он с восхищённым преувеличением. "Он был особенным".
Steppin’ Out…
Эрику Клэптону было 20 лет, когда в апреле 1965 года он присоединился к группе Bluesbreakers Джона Мейолла. Сначала он играл на Telecaster, но вскоре ему захотелось чего-то другого. Одним из его любимых гитаристов был Фредди Кинг, который был изображён на альбоме 1962 года Let's Hide Away And Dance Away, играющим на старом Les Paul Goldtop. На аляповатой фотографии с лицевой стороны обложки была изображена гитара, которая выглядела скорее коричневой, чем золотистой - возможно, больше похожей на отделку санбёрст, чем на голдтоп. Эрик, должно быть, сделал себе мысленную пометку.
Кристофер Хьорт, который исследовал этот период карьеры Эрика и написал о нём книгу "Strange Brew" в 2007 году, точно определил время в 1965 году, когда Эрик купил гитару Beano. "Хронология начинается с последней известной фотографии Эрика с Telecaster, которым он пользовался до этого момента, сделанной поклонниками в воскресенье 30 мая…", - рассказывает Кристофер, - "когда группа Мейолла выступала в загородном клубе Kirklevington в Йоркшире. Пять дней спустя, в пятницу 4 июня, местная газета сфотографировала Эрика в клубе Ricky Tick в Plaza Ballroom в Гилфорде, Суррей, играющим на своем недавно приобретённом Les Paul. Это позволяет отнести приобретение к какому-то промежутку недели между воскресеньем и пятницей".
Фото, сделанное 4 февраля 1966 года в клубе Lynx, Борехамвуд, представляет собой один из немногих известный цветных снимков Клэптона с Beano [Фотография предоставлена Китом Тёрнером]
Эрик, как и многие другие музыканты, любил посещать гитарные магазины в центре Лондона. Именно там были лучшие гитары. Несколько лет спустя Джон Форд из журнала Beat Instrumental спросил Эрика о "тех Les Paul, которыми бредили наши лучшие гитаристы". Эрик ответил: "Свою первую я купил в магазине Lew Davis на Чаринг Кросс Роуд - сейчас это магазин Selmer. У них была парочка, привезённых из Штатов, и мне удалось заполучить один".
Два брата, Бен и Лью Дэвис, управляли двумя магазинами: Selmer на Чаринг Кросс Роуд, 114-116, и Lew Davis на 134. Упоминание Эриком Selmer в интервью 1968 года относится к закрытию магазина Lew Davis летом 67-го. Когда он сказал "теперь это Selmer", он, вероятно, имел в виду, что к моменту интервью в Beat из двух магазинов остался только Selmer.
Рэй Смит работал в Lew Davis в '60-е годы - он купил гитару ES-335 гитару в этом магазине еще до того, как начал работать там в 1961 году - и он вспоминает, как продал Les Paul Эрику. "Мы все считали его великим, но он был просто одним из тех, кто регулярно приходил в магазин. Lew Davis был маленьким магазином, а у Selmer были самые модные вещи. Когда вы входили в Lew Davis, справа был прилавок во всю длину, на стене висели гитары. Впереди был стол менеджера, за ним пара гитар, а затем лестница вниз, где мы выставляли комплектующие. Но хорошие гитары были именно наверху".
В то время, когда Эрик купил гитару Beano в 1965 году, оба магазина регулярно давали рекламу в Melody Maker, и ассортимент считался общим. Рэй Смит говорит: "Иногда мы говорили Selmer: "О, у вас там есть Gibson такой-то и такой-то, и мы только что продали его". И мы отправлялись туда и привозили его обратно в Lew Davis".
Материал предоставлен Мартином Келли
Lew Davis не рекламировали гитары Gibson Les Paul в этот период, но Selmer рекламировал. В объявлении, опубликованном в начале июня (см. выше), выделяется следующая запись: "Les Paul Standard, ранняя модель, с кейсом - 105 гиней". Другими словами, это не новый бодишейп SG, а "старая модель" 1958-1960 годов в цвете Бёрст. Вполне возможно, что именно эту гитару Эрик купил у Рэя Смита в Lew Davis [до перехода на десятичную систему в 1971 году, в Великобритании гинеи ходили наравне с фунтами стерлингов, 1 гинея = 1,05 фунта (в гинее 21 шиллинг, в фунте – 20 - прим переводчика].
Иногда цены на товары указывались в гинеях (gns), очевидно для того, чтобы они выглядели ниже, а гинея была эквивалентна одному фунту и одному шиллингу. Это означает, что Beano Les Paul стоил Эрику £110/5/, что в наше время мы бы назвали £110,25. В то время средняя недельная зарплата в Британии составляла около £12, и Эрик, вероятно, зарабатывал около 20 фунтов в неделю с группой Bluesbreakers. Совершенно новый Gibson SG Standard или Fender Stratocaster стоили чуть больше 170 фунтов стерлингов.
Эрик с нежностью описал гитару Beano в более позднем интервью как лучший Les Paul, который у него когда-либо был. Он сказал Дэну Форте в журнале Guitar Player в 1985 году, что это был "обычный санбёрстовый Les Paul" с хамбакерами, что он купил его в Лондоне, и что он был "почти новый". Возможно, он имел в виду, что Beano была подержанной гитарой: не новой, но в состоянии "почти новой". А может быть, он имел в виду, что это новая гитара: "почти новая", потому что она уже давно лежала на складе.
Ограничения на импорт американских гитар были сняты во второй половине 1959 года, и к началу 1960 года Selmer стал дистрибьютором Gibson, продавая новые гитары Gibson в своих магазинах и распространяя их среди других дилеров. В это число входили и несколько последних Les Paul Бёрст: магазин Stanley Lewis в Лондоне в 1959/1960 годах издал брошюру, в которой среди фотографий новых моделей Gibson, сделанных в Великобритании, были и Бёрсты. Но цена в 105 гиней в 1965 году за то, что мы считаем Бёрст Эрика, указывает на подержанную гитару. Цена новой гитары в магазине Stanley Lewis в '59-м или '60-м году составляла 120 фунтов стерлингов, а цена нового SG Standard в магазине Selmer в '61-м году составляла 147 фунтов стерлингов, поэтому 110 фунтов стерлингов Эрика в '65-м году выглядят как цена подержанной гитары премиум-класса.
Материал предоставлен Мартином Келли
Эрик, однако, не беспокоился о том, насколько новой была его гитара. Он мало что с ней делал, кроме того, что играл на ней как можно больше, хотя в ней была пара изменений, которые были сделаны либо Эриком, либо (что более вероятно) специалистом по ремонту. Во-первых, оригинальные колки Kluson были заменены на колки Grover. Во-вторых, в конце 1965 года металлические крышки звукоснимателей были сняты, обнажив расположенные под ними катушки: обе белые у грифа, обе чёрные у бриджа. "Вы, наверное, слышали о том, что я снимаю крышки со своих звукоснимателей", - сказал Эрик в интервью Beat Instrumental в первые месяцы 66-го года. "Это то, что я определённо рекомендую любому гитаристу. Улучшение звучания просто невероятное".
Have You Heard
Многие, кто видел, как Клэптон играл живьём на Бёрсте Beano с Bluesbreakers Мейолла в 1965 и '66 годах, слышали гитариста, находящегося на вершине своего мастерства. "В свои лучшие вечера", - написал Нил Славен в аннотациях к "Beano", - "Эрик может заставить время остановиться". Сегодня мы имеем не так много материала, записанных им на этой гитаре, включая несколько синглов Мейолла: I'm Your Witch Doctor/Telephone Blues, спродюсированный Джимми Пейджем, Champion Jack Dupree's Third Degree, и Mayall's Bernard Jenkins. Но главный трофей - это альбом Beano, записанный в студии Decca на северо-западе Лондона между 27 и 31 марта 1966 года, как раз в 21-й день рождения Эрика. Эта запись до сих пор способна вызвать дрожь в позвоночнике, не в последнюю очередь благодаря сочетанию контролируемого дисторшна и обратной связи, стиля вибрато и мелодического чувства Эрика, всё это в сочетании с достойным зависти звуком и естественным сустейном.
Эрик Клэптон и Джон МакВи на сцене во время концерта Bluesbreakers: обратите внимание на уникальный гитарный ремень Эрика. (Фотография предоставлена: Бетси Флаулер)
Have You Heard, Key To Love и Steppin' Out - это кульминационные вещи, а кавер на песню Фредди Кинга Hideaway - отличный момент для гитары, вдохновлённой альбомом, в который вошел оригинал этой мелодии, написанный Фредди. "Я был очень доволен своим звучанием, пока был с Джоном [Мейоллом]", - сказал Эрик несколько лет спустя. "У этих Гибсонов идеальный блюзовый характер".
Double Crossing Time
К тому времени, когда летом 1966 года вышел альбом Мейолла "Beano", неугомонный Клэптон уже репетировал со своей следующей группой, в которую входили басист Джек Брюс и барабанщик Джинджер Бейкер. Альбом "Beano" занял достойное 6-е место в британских чартах, но вскоре угас, его репутация поднялась лишь в более поздние годы.
Cream, с другой стороны, очень быстро стали суперзвездами, хотя вряд ли они могли предвидеть масштабы и влияние этой популярности в июле, когда они начали репетиции в церковном помещении в Брондесбери, на северо-западе Лондона. Они быстро поняли, что у них есть нечто особенное - но тут Эрика постигло несчастье. Его любимый Les Paul был украден во время репетиций, ещё до того, как он успел сыграть на нем на публике или в студии со своей новой группой.
Клэптон играет на своём ставшем легендарным Les Paul Standard в клубе Pontiac, Путни, 1965 год. (Фотография предоставлена: Бетси Фаулер)
Новость о краже появилась в интервью Ричарда Грина для Record Mirror, опубликованном в начале августа того года. Кто-то украл его прямо из репетиционной комнаты", - объяснил расстроенный Эрик. "Я бы не стал его продавать. Она стоила для меня около 400 фунтов. Это была единственная гитара, которая у меня была в то время, и на которой я всегда играл. Сейчас я беру гитары в аренду. Я бы хотел купить ещё один Les Paul; в стране их всего шесть или семь".
Журналист Mirror попросил Эрика дать описание гитары, чтобы включить его в статью "в надежде, что кто-нибудь увидит ее в работе или висящей на витрине". Он сообщил: "Это Les Paul Standard, ей пять или шесть лет, лёгкая и надёжная. Она имеет один вырез и красно-золотистый цвет. Оборудована колками Grover. Задняя часть очень сильно исцарапана, а на передней части есть несколько следов сигаретных ожогов. Ремень - широкий, чёрный кожаный, с вырезанными надписями "Buddy Guy", "Big Maceo" и "Otis Rush".
Еще один снимок из этой подборки, сделанный в клубе Lynx, 1966 год, позволяет почти полностью рассмотреть гитару в цвете. (Фотография предоставлена: Китом Тёрнером)
На этом печальная история не закончилась. Среди первых концертов Cream в течение нескольких недель после репетиций было выступление 2 августа в клубе Klooks Kleek, расположенном в нескольких шагах от студии Decca. "Кто-то украл кейс в Klooks Kleek", - говорил Эрик. "Это надо было сильно постараться, чтобы выйти из Klooks Kleek с кейсом от гитары. Наверняка, тот, кто взял гитару, вернулся за кейсом".
It Ain't Right
После кражи Бёрста Beano Эрик одолжил несколько гитар, пока искал замену. Среди них был Les Paul с бигзби Кита Ричардса, который он использовал для дебюта Cream на фестивале в Виндзоре 31 июля и для пробного выступления в Манчестере накануне вечером. В лондонском клубе Marquee 16 августа Эрик играл на вишнёвом даблкате Les Paul Special, позаимствованном у Дэнни Александера, который играл в разогревающей группе The Clayton Squares.
В конце концов, вероятно, в конце августа 1966 года, Эрик купил у Энди Саммерса гитару Бёрст, которую он использовал для записи большей части первого альбома Cream - Fresh Cream, а также стороны A сингла Feel Free. У этой гитары отломалась голова грифа в начале 1967 года, вероятно, в марте. Эрик отказался от неаккуратно отремонтированной гитары и перешёл на SG Standard. Сегодня эта гитара Fresh Cream принадлежит музыканту и дилеру Дрю Берлину, с новой головой в стиле мандолин Gibson и надписью "Eric Clapton", приделанной на место оригинальной.
Третий Бёрст Эрик приобрёл во время работы в Cream, модель '58-го года, которую он иногда использовал на сцене во время прощального тура группы в октябре и ноябре 1968 года. Но и она прослужила недолго, перейдя к Полу Коссоффу в результате обмена, когда Free разогревали новую группу Эрика, Blind Faith, следующим летом. Гитара, которую иногда называют Darkburst, сейчас принадлежит коллекционеру в Нью-Йорке. Позже Эрик стал большим поклонником Стратокастеров, хотя сегодня у него есть, по крайней мере, один Бёрст, модель '60-го года.
Для всех гитарных охотников, желающих найти великую утраченную Beano, возникает одна большая проблема. Существует очень мало доказательств того, что конкретная гитара, которая находится перед вами, является Бёрстом Beano. Не сохранилось ни официальных документов, ни человеческой памяти, чтобы определить ее серийный номер. Мы даже не уверены, в каком году она была выпущена. Любители Бёрстов скажут вам, что цвет катушек звукоснимателей Beano (обе белые у нэкового и обе черные у бриджевого) позволяет отнести ее к '59-му или '60-му году. Говорят о тонком грифе, но доказательств мало, хотя некоторые считают, что это ещё больше сужает круг поиска до конца '59-го или начала '60-го года.
Эрик с Les Paul, одолженным у Кита Ричардса, выступает с Cream на их первом концерте на Виндзорском фестивале джаза и блюза, июль 1966 года.x (Фото предоставлено: Дэвидом Редферном)
А как насчёт фотографий? В наши дни мы привыкли к многочисленным фото и видеозаписям каждого конкретного эпизода выступления того или иного музыканта. В 60-е годы всё было совсем иначе. Да и вообще, в период, когда у Эрика была гитара Beano, он пользовался ограниченной и относительно локальной известностью. Только впоследствии, с Cream и далее, его слава выросла до огромных размеров. В итоге сохранилось всего 20 или около того фотографий Бёрста Beano - их можно увидеть среди множества снимков на архивном ресурсе Майкла Чайкена о так называемых "божественных годах" Эрика (1963-72) на странице Clapton Was God в Instagram. Большинство из них, конечно же, являются низкокачественными фанатскими снимками.
Когда вы хотите сопоставить фотографию конкретного Бёрста с гитарой, претендующей на роль этого инструмента, есть два основных показателя. Первый - это рисунок древесины, специфический узор кленового топа Бёрста. Он может быть чем-то вроде отпечатка пальца, когда дело доходит до идентификации. Во-вторых, это узор на различных перламутровых маркерах грифа. Они уникальны, поэтому тоже могут указывать на то, что на перед вами именно та гитара, что изображена на фотографиях.
Клэптон выступает с Cream на Ready Steady Go!, ноябрь 1966 года. К этому времени он использовал Бёрст Fresh Cream, который он купил у Энди Саммерса после кражи Beano. (Фото предоставлено: Марком и Коллином Хейвордами)
Дополнительную идентификацию можно получить по уникальным отметинам и вмятинам на гитаре, хотя их сравнительно легко подделать, поэтому не стоит рассматривать только их. И даже при наличии в целом достоверных узоров и маркеров, есть факторы, которые могут сыграть свою роль в том, что вы думаете, что видите, например, падение света, угол, под которым держат гитару, и "предвзятость подтверждения" - склонность интерпретировать информацию таким образом, чтобы она соответствовала тому, во что вы хотите верить.
Лучшие из сохранившихся фотографий - это профессиональные чёрно-белые снимки с сессий записи "Beano", сделанные Дэвидом Уэджбери из отдела рекламы компании Decca. Некоторые из них были использованы на задней стороне обложки оригинального альбома (и для последующих переизданий).
Однако два лучших кадра Уэджбери, на которых изображена гитара крупным планом, разочаровывают в целях идентификации. На них практически не видно рисунка, что предполагает, что у Beano был относительно простой кленовый топ. В этом нет ничего необычного: некоторые Бёрсты имеют яркий рисунок, у других его нет, третьи находятся где-то посередине. На снимках видны некоторые детали в маркерах верхних ладов грифа, а на передней части корпуса, похоже, есть пятна и следы, хотя неясно, на гитаре они или на негативе.
What’d I Say
Неизбежно возникают слухи о том, где может находиться Бёрст Beano - в основном с появлением интернета и его способности распространять домыслы как факты... Но никаких фактов о местонахождении этой гитары нет. И, естественно, это приводит к появлению новых полуправд и баек.
Недавнее бурление говн относительно легенды произошло в 2016 году, когда Джо Бонамасса заявил нашему журналу, что он знает, что Beano находится в частной коллекции на восточном побережье США. "Это всё, что я могу вам сказать - и это все, что я скажу", - сообщил он нашему редактору Джейми Диксону. "Он всё ещё существует, правда я его не видел, но у меня есть надёжный авторитетный источник от людей, которые его видели".
Однако он быстро отказался от этих слов, когда они первоначально появились на MusicRadar. Джо написал на форуме Les Paul Forum: "Для ясности, это было интервью впопыхах, и я сожалею, что меня застали врасплох... Если бы у меня была вторая попытка, я бы проигнорировал этот вопрос".
Гитара Берни Марсдена '59 'Burst (он же "The Beast") и копия комикса The Beano от 7 мая 1966 года - тот самый выпуск, который Эрик читает на обложке альбома
Мы попросили Джо дать комментарий для этой статьи, но он отказался, сказав, что ему нечего добавить или предположить о Beano. Даже если бы гитара Beano нашлась сегодня и каким-то образом была подтверждена подлинность, есть ещё одна проблема. В Штатах существует срок давности, который может препятствовать любым юридическим искам спустя столько времени после кражи. В Великобритании, однако, дела обстоят сложнее.
Допустим, вы являетесь тем самым вором, и гитара всё ещё у вас. Если полиция сможет доказать, что вы её украли, вас можно будет привлечь к ответственности за кражу. Однако когда гитара продана, дело обстоит сложнее. Представитель Нового Скотланд-Ярда сообщил нам, что во время кражи Beano в Лондоне существовали так называемые "открытые рынки". Продажи на них должны были осуществляться между сумерками и рассветом, чтобы законный владелец мог забрать свой товар до восхода солнца. После восхода солнца продажа могла состояться - и некоторые крупные гражданские дела, касающиеся сделок в этих местах, завершались тем, что покупатель оставил товар себе.
19 февраля 1967 года: Фото Клэптона, играющего на Бёрсте Fresh Cream в Starlite Ballroom, Гринфорд, Англия. Всего несколько недель спустя у него отломается голова, и Клэптон перейдет на SG. (Фотография предоставлена: Майклом Путландом)
Если украденная гитара была продана в другом месте и покупатель не заплатил за неё разумную рыночную цену, суды в любом гражданском процессе могут постановить, что покупатель должен был знать, что что-то подозрительно и что вещь, следовательно, не принадлежит ему. Это может привести к тому, что вещь будет возвращена первоначальному владельцу, если это возможно. Однако если покупатель приобрёл вещь добросовестно и заплатил за неё разумную рыночную стоимость - даже если она была приобретена у кого-то, кто ей владел незаконно, - то суды могут постановить, что права на вещь принадлежат этому покупателю.
Key To Love
Существуют ещё не найденные Бёрсты, и Beano может быть среди них. Согласно документации Gibson, за 1958 год было выпущено 434 экземпляра Les Paul, за 1959 год - 643, за 1960 год - 635, итого 1 712. Путём приблизительного исключения некоторых моделей '58-го года (включающих последние модели Goldtop) и '60-го года (включающих небольшое количество первых моделей в стиле SG) даёт приблизительный общий итог в 1 406 Бёрстов, произведённых Gibson.
Хулио Санчес руководит проектом Burst Serial, который собирает публичную информацию и материалы от коллекционеров для создания базы данных с информацией о серийных номерах и фотографиях Бёрстов. На момент написания статьи у Хулио было 829 Бёрстов, зарегистрированных по серийным номерам. Если рассматривать 436 моделей '59-го года, о которых ему сообщили, как процент от известных поставок за тот год, и добавить это к данным за два других года, то, по его оценкам - "используя наш собственный опыт и данные, зарегистрированные сообществом за последние 20 лет - компанией Gibson было произведено - 1 146 Бёрстов.
Учитывая эти две оценки, становится ясно, что на свете ещё много потенциальных Бёрстов, которые могут оказаться давно утраченной гитарой Beano, даже если некоторые владельцы скрытничают. "Всё чаще, - сообщает Хулио, - я получаю сообщения от владельцев, желающих рассказать мне о своём "новом" Бёрсте, но зачастую они не готовы информацией с широкой аудиторией и сделать ее публичной. Я бы сказал, что в год мы видим не более 6-12 "новинок"".
Сколько бы стоил Бёрст Beano, если бы он когда-нибудь всплыл? Это ещё одна из огромных загадок, связанных с этим инструментом. Вик ДаПра приобрёл свой первый Бёрст в 1972 году и опубликовал пять книг "Burst Believers", в которых рассказывается о владельцах Les Paul и их инструментах. "Я думаю, что Beano обладает, пожалуй, большей мистикой, чем любой другой Бёрст, - говорит он. "Когда гитару украли, это не была гитара Святого Грааля, ничего особенного, просто подержанная гитара. Сейчас она, вероятно, потянет на миллионы и миллионы долларов. Я слышал о сумасшедших предложениях на Бёрст Дуэйна Оллмана и Бёрст Майка Блумфилда, но я думаю, что Beano будет иметь самую высокую цену".
Владелец компании Indianapolis Colts Джим Ирсэй обладает замечательной коллекцией гитар, в которую входят несколько высококлассных инструментов, ранее принадлежавших известным музыкантам, таким как Дэвид Гилмор, чей Black Strat Джим приобрёл на аукционе Christie's в 2019 году за $3 975 000. Заинтересовался бы он Бёрстом Beano, если бы он когда-нибудь объявился? "Конечно", - говорит он нам. "Это Эрик, и это редкость". И сколько она может стоить? "Я не знаю, сколько она будет стоить", - говорит Джим, - "и я бы предпочёл не рассуждать". Дрю из Drew Berlin's Vintage Guitars специализируется на Бёрстах - он сыграл на своей первой гитаре в 1969 году, опробовав гитару Джеффа Бека, когда его собственная группа выступала перед The Jeff Beck Group.
Сегодня Дрю говорит, что если бы кто-нибудь попытался привлечь его к делу о Les Paul, связанном с Эриком, то первым делом он позвонил бы Эрику - как он поступил бы с любым артистом или владельцем пропавшей гитары. Работая с Эриком раньше, Дрю считает, что он уже смирился. "Эрику не нужно зацикливаться на прошлом, потому что он продолжает быть всё более и более успешным. Поэтому он не думает: "О, это воспоминания о том времени, когда я был знаменит". Я не думаю, что он держится за эти воспоминания так сильно, как, возможно, некоторые другие люди".
Сколько может стоить Beano? "Трудно сказать, - говорит Дрю, - но я думаю, что это будет где-то между пятью и 10 миллионами долларов. Однако я думаю, что для этого нужно, чтобы сам Эрик лично подписал её. Я думаю, что правильнее всего будет, если она появится, и если Эрик подтвердит её подлинность - и если он сам не будет заинтересован в ней - часть средств от её продажи пойдет в его благотворительный фонд. Таким образом, он по-прежнему будет причастен к этому, и это принесет пользу ему и его делу".
Дрю говорит, что ценность гитары Beano будет связана с её культовым статусом в истории гитарной музыки. "На многих людей, в том числе и на меня, повлияло звучание пластинки John Mayall Blues Breakers. Даже сейчас молодые гитаристы слышат эту запись и вдохновляются, чтобы играть на гитаре и пытаться добиться того же звучания. Я думаю, причина, по которой Beano так востребован и обсуждается до сих пор, заключается в том, что он ознаменовал поворотный момент во времени, в музыке, который действительно изменил всё".
Ещё в 1985 году Эрик пытался объяснить Дэну Форте из Guitar Player, какой была старая гитара Beano. "Лучший Les Paul, который у меня когда-либо был, был украден во время репетиций первого концерта Cream", - сказал он. " Он был... просто великолепен. Я так и не смог найти такую же хорошую гитару. Я скучаю по ней".
От переводчика: Интересное, что Gibson Custom Shop выпустил в 2011-2012 году реплики этой гитары, не имея под рукой оригинала, чисто по сомнительного качества фотографиям. 55 состаренных и подписанных Эриком Клэптоном, по цене РРЦ $29 412, 95 просто состаренных по $14706 и 350 VOS (по оригинальным спецификациям тех лет) по $8 468.
Тони Бэкон хотел бы поблагодарить: Джима Эйви, Дрю Берлина, Сида Бишопа, Майкла Чайкена, Вика ДаПра, Дага Эллиса, Колина Фальконера, Пэта Фоли, Бетси Фаулер, Билли Гиббона, Дэйва Грегори, Майка Хикки, Кристофера Хьорта, Джима Ирсэя, Джей Пи Джеймса, Мартина Келли, Кристиана Ларсена, Перри Маргулеффа, Берни Марсдена, Билла Пуплетта, Хулио Санчеса, Бринсли Шварца, Рэя Смита, Кита Тёрнера и Эдвина Уилсона.
Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).