Почему мне нравилось работать с Led Zeppelin
Роб Хьюз
Classic Rock, сентябрь 2010
перевод с английского
Продюсер/инженер Эдди Крамер восхищается студийным блеском Led Zeppelin, даже несмотря на то, что Роберт Плант увёл у него девушку
К моменту записи Led Zeppelin II в 1969 году продюсер и инженер Эдди Крамер работал за пультом Beatles, Rolling Stones и Джими Хендрикса, а также многих других. Это было началом длительных отношений.
Некоторые из песен на Physical Graffiti, а именно "Black Country Woman" и "The Rover", были сведены Крамером в студии Мика Джаггера Stargroves в мае 1972 года. Месяц спустя Крамер смикшировал Houses Of The Holy в нью-йоркской студии Electric Lady Studios.
С точки зрения продюсера, Led Zeppelin были фактически группой Джимми Пейджа?
О, это было нечто большее. Он был чёртовым режиссёром. Это была концепция Джимми, но тогда человек, который должен получить столько же признательности, это Джон Пол Джонс. На самом деле я знал Джона больше, чем Джимми. Он был очень милым и добрым, он и его жена приглашали меня в свой дом в Хэмпстеде, куда я приезжал и тусовался с ними.
Джон всегда был в Olympic Studios, таская с собой усилитель B15, свои ноты под мышкой, свой бас через плечо, дирижируя целым чёртовым симфоническим оркестром. Он был гениальным аранжировщиком.
Думаю, Джон позвонил мне в начале '68-го года, как раз перед их отъездом в Америку, и сказал: "Приезжай ко мне домой, у меня есть, что тебе сыграть". Это был всего лишь ацетат первого альбома Zeppelin! Я пришел, послушал, и, конечно, это был потрясающе тяжёлый альбом. Я спросил: "Что это?" Он ответил мне, что они называются Led Zeppelin, и я сказал: "Что за дурацкое название".
Следующее, что я помню, это 1969 год, ребята гастролируют в Штатах, и я фотографирую их в Fillmore East. И они спросили: "Почему бы тебе не приехать и не сделать для нас сведение на Led Zeppelin II?". Я обожаю этих ребят.
"Black Country Woman" попала на Physical Graffiti, но на самом деле была записана на открытом воздухе в Stargroves в 1972 году. Она была записана таким образом по чистой случайности?
Вовсе нет. Вы должны кое-что понять в отношении мистера Пейджа и всей команды, и это то, что на самом деле не было ничего, что могло бы быть случайностью. Всё было спланировано. В грандиозной схеме вещей за всем всегда стояла какая-то тема.
Мы были в этом чертовски великолепном особняке Мика Джаггера, причина в том, что в каждой комнате был свой звук, особенно если вы хотели получить огромное звучание барабанов. В Stargroves была прекрасная комната с большим эркером и четырёх с половиной метровым потолком. Барабаны Бонэма звучали просто охуенно колоссально, когда вы хотели передать такие песни, как "D'yer Mak'er".
В каждой комнате в доме можно было поставить какой-нибудь инструмент. Помню, в итоге мы поставили один из усилителей Fender Джимми в камин с микрофоном на нём. И, возможно, где-то в шкафу у нас был басовый усилитель. На тот момент у Джона был отличный басовый усилитель. Вся идея записи в таком большом особняке заключалась в том, чтобы иметь возможность отделять звук и иметь в своем распоряжении разные звуки.
И мы подумали, что если это декорации, то что еще мы можем сделать? Ну, давайте посмотрим. Может быть, нам стоит выйти на улицу, где нет акустики? Отличная идея! Итак, мы усадили ребят на два табурета, а Джимми и Джон играли на акустических гитарах. Мы записали основной трек, затем добавили барабаны и бас.
Когда дело дошло до вокала, кто-то предложил сделать это на улице. Знаешь, да, чувак, там будет хорошо и сухо! Всё это было связано с акустикой - или её отсутствием - на улице. Потом, конечно, как раз когда мы собирались исполнять вокал, над нами пролетел чёртов самолет. Так что в начале песни вы слышите закадровый голос, в котором я спрашиваю: "Эй! А что там с этим грёбаным кукурузником?" А Роберт просто отвечает: "Пох, оставь его!" Я имею в виду, лучше этого не бывает.
В те дни мы оставляли ошибки. То же самое было на "Whole Lotta Love", где мы оставили вокальный срыв, потому что это было немного забавно. Если вы оставляете правильные ошибки, вы действительно можете использовать такие вещи. На современных записях Pro Tools может избавиться от каждого шепота и царапинки, но я люблю все эти волосы вокруг.
Рок-н-ролл никогда не должен был быть безупречным, так что я люблю именно волосатые вещи. Всё просто. Индикатор дерьма у сегодняшних детишек хорошо настроен. Вот почему я думаю, что каждое последующее поколение любит Джими Хендрикса, Rolling Stones, Beatles и, особенно, Led Zeppelin. Здесь нет никакой херни; это прямо из сердца и блестяще сыграно. Уровень музыкального мастерства в Zeppelin был невероятно высок.
Каково было наблюдать это воочию?
Это было потрясающе. Мне очень повезло работать с ними над пятью или шестью альбомами, и это всегда был вызов, потому что они были чертовски хороши и доведены до совершенства. Иногда треки были невероятно сложными. Пейджи часами репетировал с Бонэмом, показывая ему разные ритмические вещи. Но как только он их схватывал, они были безупречны. И это давало ему свободу для того, чтобы вставлять другие вещи.
Мы все смеялись, потому что он исполнял эти чертовски странные барабанные соло и удивлялись, откуда они берутся. Но все это проистекало из его врождённой способности принимать направление, заданное Джимми, а затем добавлять свои собственные вещи.
А Роберт Плант?
Роберт обладал способностью издавать почти звериный вопль. Он был в безгранично сексуальным парнем на переднем плане, и у него были все возможности, чтобы подкрепить это. Критики охаивали его и говорили, что он был немного плаксив, но у него были крепкие яйца. Этот парень был чертовски крут.
Вы не можете разделить четыре части Led Zeppelin. Каждая из них неотъемлема от другой, и вы никогда не сможете представить их без вокала Роберта. Он обладал огромным диапазоном и интерпретировал предыдущие 50 лет блюзовых воплей. Он был родом из Мидлендса; это был его герой рабочего класса, блюз-скример, интерпретирующий всё это.
Если подумать о них четверых, то у вас было два высококвалифицированных, высокообразованных музыканта - Джон и Джимми. Потом был Бонзо, грузчик-каменщик. Он был большим ребёнком; вы не хотели с ним связываться, особенно когда он был пьян. Но в то же время у него была очень нежная сторона, что было удивительно. Эти четыре персонажа удивительно дополняли друг друга.
Песня "The Rover" тоже записывалась на открытом воздухе в Stargroves?
Нет. Единственная песня, которую мы записали на открытом воздухе, насколько я помню, была "Black Country Woman". Когда я приехал в Старгроуз, я думаю, мы сократили шесть или семь песен, включая "Houses Of The Holy", которую они придержали. Это был типичный ход Джеймса Пейджа, потому что он считал, что это больше подходит Physical Graffiti. Все это было неотъёмлемой частью его режиссуры.
Думаю, я был там всего неделю, чтобы записать все эти песни, в перерывах между хорошими ужинами и несколькими кружками пива. Бонэм был тем ещё типом. Однажды ночью он ворвался ко мне и моей девушке, когда был пьян. В то время я был в ярости, но сейчас я смеюсь над этим. А потом, конечно, Роберт увел мою девушку. Это было неизбежно, верно? У тебя не было шансов, когда он был рядом.