GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Eddie Kramer

 

 

Инженер легендарного гитариста

 

 

 

Он поджигал гитары на сцене, его боготворили поклонницы. Но его звукоинженер помнит другого Джими Хендрикса: сосредоточенного, делового и, в конце концов, уставшего от дикого шоу.

 

 

 

Алекс Гернандт

Der Spiegel Geschichte Online

Март 2018

 

 

 

 

Эдди Крамер родился в Кейптауне, ЮАР, в 1941 году, в семье англичанина и южноафриканки. Он учился в Южноафриканском музыкальном колледже. В 1960 году он переехал в Лондон, где работал в различных студиях звукозаписи. Он стал известен как звукоинженер и продюсер Джими Хендрикса, Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Дэвида Боуи, Сантаны и KISS. В 1969 году он отвечал за записи живых выступлений на фестивале в Вудстоке. В 1970 году Крамер был нанят Джими Хендриксом для управления его недавно открытой студией Electric Lady Studios в Нью-Йорке; Хендрикс умер через некоторое время в Лондоне. С тех пор Крамер заботится о музыкальном наследии выдающегося гитариста.

Тонмастер: Продюсер Эдди Крамер представляет ранее не издававшиеся композиции Хендрикса с нового альбома Both Sides of the Sky в Лондоне в январе 2018 года. "Однажды я навестил Джими в его квартире Dakota House в Нью-Йорке, - рассказывает он. "Я был поражён, увидев, что у него много классических произведений Генделя, Баха и Бетховена, сложенных рядом с блюзовыми записями. Классическая музыка вдохновляла Джими!"

Господин Крамер, как звукоинженер вы работали над всеми альбомами Хендрикса с 1967 года и до его смерти в 1970 году. Кем для вас был Джими Хендрикс?

 

Гений. Для меня было честью дышать с ним одним воздухом. За годы работы в студии я сотрудничал с Led Zeppelin, Beatles, Rolling Stones, Сантаной, Джо Кокером, KISS и Дэвидом Боуи, но Джими был по-своему уникален.

 

В чём был секрет его успеха?

 

Его многогранность и любознательность. Джими некоторое время жил в Нью-Йорке, в знаменитом Dakota House в Сентрал-Парке, где позже жили Джон Леннон и Йоко Оно. Я был поражён тем, что помимо блюзовых пластинок в квартире было много записей Генделя, Баха и Бетховена.

 

Как вы познакомились?

 

Я был начинающим звукоинженером в Olympic Studios в Лондоне. В январе 1967 года секретарь позвонил мне, что здесь есть парень с впечатляющим афро, который хочет записать свою музыку. В то время Джими уже произвел фурор песнями Hey Joe и The Wind Cries Mary. Я до сих пор вижу, как он сидит передо мной в светлом макинтоше, это был очень холодный зимний день. Затем прибыло его оборудование, мы вместе настроили усилители. Когда он подключил свою гитару и начал играть, у меня перехватило дыхание, как будто электрический разряд прошёл через мое тело.

 

Его продюсером в то время был Чес Чендлер, который незадолго до этого был басистом в группе The Animals.

Репетиция: Гитарист-левша Джими Хендрикс и его продюсер Чес Чендлер в 1966 году на саундчеке для популярного немецкого телевизионного музыкального шоу "Beat Club". Хендрикс исполнил материал своего сингла Hey Joe.

Да, он увидел его в Гринвич-Виллидж в "Café Wha?" и был восхищён. В то время Джими все еще называл себя Джимми Джеймсом как артист. Его группа The Blue Flames была штатной группой кафе. Чендлер привёз Джими в Лондон, тогдашнюю мировую музыкальную столицу, осенью 1966 года. Он позволил ему остановиться у него и попросил его выступать под своим именем - Джими Хендрикс. Затем он свёл его с барабанщиком Митчем Митчеллом и басистом Ноэлем Реддингом - все трое стали группой Jimi Hendrix Experience. Сначала они играли только кавера, но Чес подтолкнул Джими к написанию собственных песен. В студии мы много экспериментировали, Чендлер говорил: "Есть только одно правило: никаких правил!". И это то, чем в итоге стал звук Джими, он изменил этим мир.

Открытие: Джими Хендрикс выступал под именем Джимми Джеймс со своей группой Blue Flames в "Cafe Wha?" в Гринвич-Виллидж на Манхэттене, где его услышал басист группы Animals Чес Чендлер. Чендлер не стал долго колебаться и пригласил исключительный талант в Лондон, где наконец-то началась его мировая карьера.

Вокалист Эрик Бёрдон, коллега Чендлера по группе Animals, в интервью Spiegel Online вспоминал, как он впервые услышал игру Джими. Это поразило его.

 

Как и все, кто его видел. Джими пугал величайших исполнителей, таких как Джефф Бек, Джимми Пейдж и Карлос Сантана. Когда он вышел на сцену в качестве приглашённого гостя с Эриком Клэптоном и Cream, Клэптону пришлось покинуть сцену со словами: "Я не думаю, что умею играть на гитаре".

Выступление Хендрикса в 1967 году в лондонском Saville Theatre также стало легендарным.

 

Этим заведением управлял менеджер Beatles Брайан Эпстайн. Концерт Experience состоялся незадолго до выхода альбома "Сержант Пеппер". Пол Маккартни и Джордж Харрисон сидели в зале. Джими придумал для них специальный прикол - и на удивление сыграл песню Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, которую на самом деле ещё никто не мог знать.

 

Как он узнал о ней?

 

Джими дали получил демо с песней незадолго до выступления и в мгновение ока отрепетировал её за кулисами со своей группой. Затем они открыли концерт песней "Сержант Пеппер". У Маккартни и Харрисона отвисли челюсти, они едва могли поверить своим ушам. Джордж Харрисон сказал Маккартни: "Я думаю, нам нужно вернуться в студию. Ты слышишь этот сумасшедший звук гитары?"

В США Хендрикс ранее играл в качестве наёмного музыканта с Кёртисом Найтом, Литтл Ричардом и группой Isley Brothers. Уже тогда его гитарный звук был таким необычным?

 

Нет, потому что ему не разрешалось красть шоу у артистов. Поначалу у него не было проблем с этим, но всякий раз, когда он слишком сильно давал газу на сцене, звёзды его приструняли. В какой-то момент это его задолбало и послужило причиной тому, чтобы попробовать работать сольно.

 

В 1969 году вам было поручено сделать концертные записи на фестивале в Вудстоке, где также выступал Хендрикс.

 

Я был там со своим восьмидорожечным магнитофоном. Три незабываемых дня, полных рок-н-ролла и наркотиков. Вудсток стал звёздным часом Джими! Его разудалая версия гимна Star Spangled Banner поразила всех. Джими почти никогда не выражал своих политических взглядов - но эта невероятная версия национального гимна США стала его протестом против бессмысленной войны во Вьетнаме.

Великий момент: Джими Хендрикс превзошел самого себя на легендарном фестивале в Вудстоке в 1969 году. Его версия национального гимна США Star Spangled Banner стала не только главным событием фестиваля (здесь показана сцена из документального фильма "Вудсток - три дня любви и музыки"), но и "возмущением против бессмысленной войны во Вьетнаме", по словам Эдди Крамера, который в то время записывал весь фестиваль живьём на месте. Но не только это легендарное выступление сделало Хендрикса, возможно, самым известным гитаристом в истории рок-музыки.

Как проходила работа с Хендриксом в студии?

 

Нам было очень здорово, Джими был вёселым, непринуждённым парнем, иногда немного сумасшедшим, он любил пошутить. Но во время записи он всегда был амбициозен и дисциплинирован. И что удивит многих: Он считал себя одним из худших вокалистов в мире!

 

Какую роль играли наркотики?

 

Ну, в шестидесятые все на них сидели, это не секрет. Но Джими почти не принимал наркотики в студии, максимум - какую-нибудь травку. Он был перфекционистом, он хотел делать хорошую музыку - а для этого ему нужна была ясная голова.

 

Хендрикса часто описывали как интроверта. Это правда?

 

И да, и нет. Джими, конечно, часто парил в других сферах, но ему нравилось, когда вокруг него была компания. Однажды ночью он отыграл концерт в клубе The Scene на Манхэттене, после чего в два часа ночи в компании 20 друзей отправился в студию. Там они продолжали джемовать. Джими не мог насытиться. Он любил играть для других. Это была его жизнь.

 

Присутствовала ли компания во время записи в студии?

 

В начале, да. Джими нравилась атмосфера праздника на работе. Но в какой-то момент продюсер Чендлер окончательно взбесился и вышвырнул их всех на хер. Когда они продолжали приходить, он "выбросил полотенце" и в одночасье прекратил сотрудничество с Хендриксом. Это было сразу после альбома Electric Ladyland.

 

Кстати, об Electric Ladyland. Обложку альбома украшают 19 голых фотомоделей. Идея Хендрикса?

 

Наоборот! Джими пришёл в ужас, когда увидел дизайн. Он считал это недостойным, это никак не соответствовало его представлениям об искусстве. Звукозаписывающая компания хотела привлечь к нему внимание - как будто это было необходимо в случае с Джими Хендриксом (качает головой). Затем он протолкнул второй вариант обложки альбома со своим изображением на лицевой стороне.

Скандал: Решение поместить 19 голых фотомоделей на обложку альбома Electric Ladyland (1968) исходило от звукозаписывающей компании, чтобы сделать исполнителя Хендрикса еще более интригующим. "Как будто это было необходимо в случае с Джими", - вмешивается Крамер в интервью SPON, качая головой. Джими Хендрикс, во всяком случае, был в ужасе от её вида. Он протолкнул второй вариант обложки - со своим изображением вместо обнажённых женщин.

Тем не менее - Хендрикс любил женщин, а женщины любили его!

 

Женщины действительно вешались на него, и ему это нравилось. Джими был очень обаятельным, не шовинистом, а джентльменом, который помогал дамам надеть пальто. Он предпочитал, чтобы его соблазняли, а не проявлял инициативу сам. Это было похоже на его знаменитую песню "Foxy lady, I won't do you no harm" [красотка, я не сделаю тебе ничего плохого – прим. переводчика].

 

Каким бы сдержанным он ни был - похоже, он все-таки умел себя продать?

 

У него было хорошо развито деловое чутьё. Для него была важна атрибутика, были футболки с его изображением, пряжки для ремней и тому подобное. Сегодня Хендрикс был бы таким же музыкальным магнатом, как Jay-Z, с собственным музыкальным, фэшн-лейблом и кинокомпанией. Но гораздо круче (смёется).

Провидец: Хендрикс был не просто талантливым музыкантом. "Он также обладал хорошо развитым деловым чутьём. Атрибутика была важной темой для него, были не только футболки с его изображением, он также продавал пряжки для ремней и тому подобное. Сегодня Хендрикс был бы предпринимателем, музыкальным магнатом, как Jay-Z или P. Diddy, с собственным музыкальным и фэшн-лейблом и кинокомпанией", - уверен Эдди Крамер.

В конце концов, он был первым музыкантом с собственной студией звукозаписи. Ваша идея?

 

Да. Первоначально он хотел купить клуб, чтобы иметь возможность выступать, когда ему захочется. Я сказал: "Ваши расходы на студию составляют 300 000 долларов в год, это безумие. Давайте вместо этого построим свою собственную студию, лучшую в мире". Он был в восторге от идеи, и так за миллион долларов была построена студия Electric Lady в Нью-Йорке. В то время Джими был самым высокооплачиваемым музыкантом в мире.

Лучшие друзья: Барабанщик Бадди Майлз и Джими Хендрикс (справа) были друзьями в течение многих лет; оба познакомились в армии США. В 1968 году Хендрикс спродюсировал альбом Expressway to Your Skull группы Buddy Miles Express. Позже Майлз играл на альбоме Хендрикса Electric Ladyland и стал членом группы Хендрикса Band Of Gypsys. Но между ними было и некоторое соперничество, поскольку Бадди Майлз тоже хотел петь сам.

Открытие состоялось в конце августа 1970 года, всего три недели спустя умер Джими Хендрикс.

 

Трагично. Сам он вряд ли смог воспользоваться студией. Последняя песня, которую мы там записали, называлась Power of Soul и предназначалась для грядущего альбома Cry of Love. Мы с Джими вместе смикшировали песню. Теперь ее можно услышать на новом альбоме Both Sides of the Sky.

 

Когда 18 сентября 1970 года Хендрикс умер, группа Rolling Stones выступала на сцене кёльнской арены Sporthalle и посвятила выступление своему другу Джими.

 

Милый жест, я этого совсем не знал. Они были очень близки. Для меня это был абсолютно чёрный день. Я был в Нью-Йорке. Когда я пришёл в студию Electric Lady, все были потрясены. Но Джими жил под девизом: "Шоу должно продолжаться". И после двух месяцев траура я смог принять это близко к сердцу.

Закулисная беседа: Джими Хендрикс беседует с Миком Джаггером в гримёрке перед концертом Rolling Stones. было снято в нью-йоркском Madison Square Garden 27 ноября 1969 года, в 27-й день рождения Хендрикса. "Они были очень близки", - говорит Эдди Крамер об отношениях двух музыкантов. "Уважение было взаимным".

Вместе с сестрой Хендрикса Джени вы бережно храните память о нём и постоянно выпускаете ранее неизвестные записи.

 

На новом альбоме Both Sides of the Sky представлены последние неизданные работы Джими 1968-1970 годов, включая студийные записи с Band of Gypsys, барабанщиком Бадди Майлзом и басистом Билли Коксом, которые никто раньше не слышал, такие как Lover Man, Woodstock и 20 Dollar Fine со Стивеном Стиллзом, Things I Used to Do с Джонни Винтером или Mannish Boy Мадди Уотерса. Это означает, что теперь выпущены все студийные записи, которые Хендрикс сделал за свою жизнь.

Лондон зовёт: Когда Джими Хендрикс переехал в британскую столицу в 1966 году, он быстро сделал себе имя на музыкальной сцене. "Своим небывалым талантом он пугал таких музыкантов, как Джефф Бек и Джимми Пейдж", - говорит звукоинженер Эдди Крамер. Здесь вокалист группы Animals Эрик Бёрдон (в середине) навещает Джими и его басиста Ноэля Реддинга (справа) в их репетиционной комнате.

Хендрикс был известен своими сценическими выходками. Правда ли, что в какой-то момент он больше не хотел изображать необузданного дикаря на сцене, а хотел сосредоточиться на музыке?

 

Да. Джими не хотел выступать как воплощение дьявола на своих поздних концертах, он устал от этого. Но его менеджер Майк Джеффери был против. Но Джими не позволил себе отстраниться и расстаться с Джеффери. Поэтому он попросил меня вернуть продюсера Чеса Чендлера на борт. Он хотел идти новыми путями. Через неделю Джими умер.

Мутный тип: Британец Майкл Джеффери, который ранее представлял интересы группы Animals (с Эриком Бёрдоном и Чесом Чендлером), был последним бизнес-менеджером Хендрикса. Говорят, что он несколько раз обворовывал Хендрикса в получении гонораров, а порой его даже подозревали в причастности к смерти артиста. Джеффери погиб в марте 1973 года в возрасте 40 лет в результате столкновения самолетов над Францией.