GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Вы, наверное, видите, какое влияние вы оказали на гитаристов?

 

Да, наверное. Каждый раз, когда я включаю радио, я слышу много своего. Иногда это выводит меня из себя, иногда заставляет чувствовать себя счастливым. Я просто не думаю об этом. Я стараюсь двигаться вперёд - или назад. Как получится. Это не запланировано, я просто делаю то, что мне нравится делать, и так получилось, что другим людям это тоже нравится.

 

Каково это - получить все эти награды от журнала Guitar Player?

 

Это просто невероятно. Я в Зале славы, в Галерее великих. Я выиграл "Лучший новый талант" в '78-м году и четыре раза "Лучший рок-гитарист года".

 

Есть ли другие проекты, в которых вы принимали участие?

 

Я сделал одну вещь с Брайаном Мэем. Мы отправились на Record Plant (студия звукозаписи), но я не думаю, что это было предназначено для релиза. Мы записали две песни, обе его, и одна из них попала в английский детский мультсериал под названием Starfleet. [английская переозвучка японского мультсериала X-Bomber, звучит на фоне финальных титров - прим. переводчика] Она звучит очень мило, это была красивая мелодия. Брайан - мой хороший друг, он позвонил мне и спросил, не хочу ли я сыграть. Филлип Чен, басист, который играл на Blow by Blow (и совсем недавно с Родом Стюартом), очень хороший парень и отличный музыкант, и Алан Гратцер, барабанщик из REO Speedwagon, тоже сыграли. Было здорово. В конце песни я не переставал играть, так что она длилась около получаса. Это был просто джем, просто в основном для того, чтобы прочистить наши мозги.

Eddie Van Halen

 

 

 

 

Стив Роузен

Music UK, сентябрь 1983

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

Хвалебные отзывы уже стали привычными. Они исходят со всех уровней музыкальной индустрии, от продюсеров, таких как Тед Темплман и Куинси Джонс, до таких исполнителей, как Стив Лукатер и Фрэнк Заппа. Гитаристы произносят его имя с не меньшим уважением - и по праву. Потому что Эдвард Ван Хален представляет собой редкость на сегодняшней музыкальной арене: не имитатор, оригинал. Он оказал большее влияние на стиль современной электрогитары, чем кто-либо со времён легендарных Джеффа Бека, Джимми Пейджа и Эрика Клэптона. Хотя легионы гитаристов питаются его влияниями, ни один из них не обладает тем драматизмом, драйвом и чёткостью, которые он демонстрирует на каждом живом выступлении и на пяти своих студийных альбомах.

 

Во время недавних репетиций в рамках подготовки к выступлению группы в качестве хедлайнера на US Festival, четырёхдневной рок-феерии с участием самых популярных групп мира, Эдвард нашел время, чтобы поговорить о предстоящем альбоме, участии в сторонних проектах и своем обновлённом музыкальном оборудовании.

Фото - Майк Францман

 

 

Работаете ли вы над новым альбомом после выхода "Diver Down"?

 

Хотите знать, что я сделал сегодня? Я пригнал Lamborghini (Miura, экзотический спортивный автомобиль, купленный его женой Валери у Рода Стюарта и подаренный Эдварду) в студию и включил микрофон. Звук ужасный. Мы записали багажник изнутри и снаружи у выхлопных труб. Он звучит как живой, он как будто дышит! [у Lamborghini Miura два багажника, спереди, где у большинства автомобилей капот и небольшой сзади - прим. переводчика].

 

Как вы думаете, вы могли бы использовать это как эффект на следующей записи?

 

Возможно. У нас есть песня Go Ahead and Jump, которая исполняется на синтезаторе и звучит очень здорово. Мы записали её в студии, расположенной вдали от дороги, и Донн (Лэнди, инженер) и Тед (Темплман, продюсер) сейчас ее микшируют. Припев звучит так: "Go ahead and jump, jump врррррруууммм". И просто ради шутки мы решили попробовать машину. Мы воспроизвели её задом наперед, и это может сработать, а может и нет. Но это было прикольно.

 

Есть ли ещё какие-нибудь записи для грядущего альбома?

 

Мы исполняем ещё одну старую песню, и она жёсткая, по-настоящему жёсткая. Она совсем не похожа на оригинал. Но она очень простая, её может сыграть любой двухлетний ребенок.

 

Какие этапы звукозаписи вы производите в этой студии?

 

Все. Мастеринг. Звук невероятный, действительно. И такая расслабленная атмосфера. На самом деле это не работа, мы просто развлекаемся. Это хорошо, потому что нам действительно не нужно больше шестнадцати дорожек. И это позволяет нам не создавать слишком много мусора, который потом приходится фильтровать при микшировании. Это идеально. Иногда приходится подправлять некоторые вещи, чтобы они работали правильно, но Донну это нравится, и мне тоже.

 

Есть ли у вас какие-нибудь предположения о том, когда вы закончите работу над новым альбомом?

 

Я думаю, что мы планируем на сентябрь (по более поздним прогнозам, альбом будет готов в январе 1984 года). Этот US Festival помешал нам. Мы планируем месяц играть, петь, микшировать и оформлять обложку альбома. Через два дня после US Festival мы приступим к завершению записи. Есть несколько хороших наработок.

Вы с нетерпением ждёте US Festival?

 

Конечно. Для начала, это первый живой концерт после нашего тура по Южной Америке, который состоялся более четырёх месяцев назад. Так что я буду немного нервничать, потому что это странно - снова выступать перед людьми, когда ты давно не играл.

 

Каково было играть в Южной Америке впервые?

 

Это было здорово. Мы не стали поступать как Queen и играть на футбольных стадионах. Мы хотели начать с малого. Нелепо говорить "с малого", потому что мы играли на сценах сопоставимых с Forum (арена в Лос-Анджелесе, вмещающая 18 000 человек) на протяжении трёх вечеров везде, куда мы приезжали. И все равно люди хотели попасть внутрь. Так что мы выступили очень хорошо. Люди там сумасшедшие, они разносят это место на куски. Они изголодались по настоящему дерьму. Единственные группы, которые там выступают, - это такие неудачники, как Джонни Винтер или Grand Funk. Когда мы приехали туда, они съели нас живьём.

 

Есть ли у вас какие-либо чувства по поводу того, что вы станете хедлайнером одного из крупнейших музыкальных событий в истории?

 

Я надеюсь, что всё пройдет хорошо, потому что последний раз (в 1982 году) был провальным! Мы просто собираемся отнестись к этому как к вечеринке на заднем дворе. Это шоу на открытом воздухе, и я ожидаю, что всё пойдет по другому. Так и есть. Я полностью готов к этому. Люди, которые устраивают это шоу, такие неорганизованные. Они не знают, что, чёрт возьми, они делают, и сваливают всё на нас, что просто смешно. (Стив) Возняк выступил по радио и сказал: "Из-за того, что некоторые группы хотят 1,5 миллиона долларов...". Это не то, чего мы хотели. Он предложил нам миллион долларов, и мы не собирались отказываться. Но у нас в контракте был пункт о том, что никто не имеет права получать больше. И тут заходит Боуи и просит полтора миллиона, так что наша сумма автоматически выросла до его уровня.

На каких гитарах вы будете играть на US Festival?

 

На той же самой старой (изображённой на обложке первого альбома Van Halen), только я поставил на неё гриф Kramer. Они начали делать грифы, которые мне нравятся. Он очень широкий. И у меня есть Kramer для подстраховки.

 

Вы используете тремоло модели Edward Van Halen? [Rockinger - прим. переводчика]

Floyd Rose теперь часть Kramer, и моего имени на нём нет. Это Floyd Rose. Вначале я не знал, что Флойд ищет компанию, поэтому мы были рады, что он присоединился. Но прежнее тремоло, которое называлось Edward Van Halen, всё-таки превосходило модели Fender, Gibson и Bigsby. Но очевидно, что Floyd Rose превосходит его. Поэтому они прекратили использование первого варианта, а Floyd Rose будет производиться компанией Schaller.

 

Что вас привлекло в гитарах Kramer?

 

Их качество. Они тратят время на то, чтобы сделать всё правильно, и прислушиваются к людям. Если вы возьмёте Kramer через месяц или два, они будут ещё лучше, чем были. Я попросил их сделать другой гриф, более широкий и не такой тонкий, и всё в таком духе. И я работал с Floyd Rose, помогая разрабатывать тремоло. Это просто компания, которая слушает. Они очень гордятся тем, что делают, и не хотят, чтобы на стойке стояло что-то, что является куском дерьма. Я верю в эту компанию и думаю, что они станут следующей величайшей фирмой. Они не бизнесмены; это не то, что вам нужно пройти через корпорацию, чтобы что-то сделать.

 

Когда вы помогали разрабатывать тремоло Edward Van Halen, вы хотели, чтобы его можно было как опускать вниз, так и тянуть вверх?

 

Нет, мне это не нравится. Мне не нравится тянуть вверх. При моём стиле игры я всегда кладу ладонь на бридж. Это звучит как деформированная пластинка. Я думаю, что есть столько же людей, которые хотят, чтобы оно подтягивало вверх, сколько и тех, кто не хочет, этого. Поэтому мы устанавливаем его так, чтобы оно подтягивало вверх, но вы можете расковырять небольшой кусочек под бриджем, чтобы можно было тянуть вверх. Так нравится самому Флойду, но мне лично не нравится. Так что его можно будет использовать и так, и так.

Вы используете практически те же усилители Marshall?

 

Нет. Я полностью изменил свой аппарат. Я использую только одну голову Marshall и три 800-ваттных усилителя мощности. Это в точности дублирует звучание Marshall, так что не возникает проблемы, когда один усилитель звучит лучше другого. Можно взять самый лучший по звучанию усилитель и получить полный выходной сигнал. Это не похоже на игру в линию. Полный выходной сигнал, ламповый выходной каскад, через усилитель мощности в кабинеты Marshall, и вы получаете идентичную вещь. Усилители - HH, такие же, какие мы используем в студии. Таким образом, у меня есть весь необходимый запас мощности. Я по-прежнему использую Marshall для записи. Это только для живых выступлений, на сцене, когда мне нужно много покрытия, много звука. Особенно для шоу на открытом воздухе.

 

Вы участвовали в некоторых проектах за рамками Van Halen. Не могли бы вы рассказать немного о вашем соло в песне "Beat It" с альбома Майкла Джексона "Thriller"?

 

Интересно, как это случилось. Я был в гостевом домике на заднем дворе, и мне позвонил незнакомец, телефон был испорчен, поэтому он не мог меня слышать, а я его вроде как слышал. Но он никогда не называл моего имени, не спрашивал обо мне. Так что я не знал, что ему нужно. Я повесил трубку, он перезвонил, и всё повторилось. В третий раз Валери собиралась взять её, и я сказал: "Дай-ка я разберусь с этим парнем". Я взял трубку и спросил "Что тебе нужно, придурок?". Это был Куинси. Он сказал: "Эдди, это Куинси, Куинси Джонс". Вот это способ познакомиться с чуваком! И он прислал мне письмо после того, как я сыграл соло на пластинке, поблагодарив меня за вклад и всё остальное, и подписал его: "Искренне ваш, придурок".

 

А разве вы не помогали переделать сольную часть?

 

Да, потому что они вообще-то хотели, чтобы я просто солировал на одном аккорде, и я предложил солировать на куплете. Что получилось гораздо лучше, поскольку под соло была смена аккордов. Соло на одном аккорде через некоторое время надоедает.

Как вы думаете, люди видят вас в другом свете теперь, когда вы занимаетесь музыкой за рамками Van Halen?

 

Думаю, да. Думаю, это было хорошо и для группы. Имя группы стало более известным, и это, конечно, помогло Майклу. Его крутили на тех радиостанциях, на которых обычно не крутят. Вот почему Куинси хорош, он знает, кто для чего подходит. Вот почему он хотел, чтобы я играл на альбоме, потому что он знал, что это то, что ему нужно.

 

Хотели бы вы снова сделать что-то подобное?

 

Конечно. Почему бы и нет? Куинси был отличным чуваком, очень хорошим мужиком. Правда, он даже ничего не сказал. Я просто вошёл, сел в кабинке и начал играть. Куинси сидел слева от меня, я спросил его, чего он хочет, и он сказал: просто играй. Я сыграл два соло, и он сказал: "Отлично". И я ушёл. Я использовал тот же старый Страт и арендованный усилитель (Marshall). Моё оборудование было в туре, потому что я просто проводил время дома на отдыхе.

 

Не участвовали ли вы также в продюсировании альбома для Аллана Холдсворта?

 

Да. Изначально мы планировали заняться записью, когда я вернусь из тура, но я не был точно уверен, как долго продлится тур. В любом случае, Аллан не хотел ждать, он уже лез на стену. Ему пришлось бы ждать всего месяц, но он не захотел, поэтому он записал альбом сам. Я думаю, он совершил большую ошибку, потому что Тед Темплман (который также должен был работать над проектом) мог бы сделать так, чтобы его идеи дошли до гораздо большего количества людей. Аллан - фантастический гитарист, но ему нужно направление. Всем нужноя. Я не пытаюсь быть святее других, потому что мне это тоже нужно. Легко стать односторонним в чём-то, и вам нужен человек или люди со стороны.

 

И я думаю, что Аллан, Донн Лэнди, Тед и я могли бы проделать большую работу. Я не знаю, что там было, потому что меня там не было. Это было между Warner Brothers и Тедом. Но я знаю, что он был подписан из-за моего интереса и интереса Теда.

 

Вы бы хотели продюсировать кого-нибудь ещё?

 

Конечно, но, по правде говоря, у меня сейчас нет времени. Я думал, что в этом году мы сделаем небольшой перерыв, но, похоже, это не так. Это всё та же старая история, прыжок в студию, а затем мы, вероятно, вернемся к гастролям в октябре.

 

Не работали ли вы с G.I.T. (Guitar Institute of Technology)?

 

Однажды я провёл полусеминар с Алланом Холдсвортом. Это было сразу после того, как я играл в Roxy с Алланом. (Van Halen выступали в качестве гостей на бис, когда Холдсворт играл в Roxy, клубе живой музыки в Голливуде, некоторое время назад). Он провёл ночь у меня дома, а на следующий день ему нужно было проводить семинар в G.I.T., поэтому я взял с собой гитару и играл с Джеффом Берлином, Алланом и Гэри Хазбендом (барабанщиком Холдсворта). Это было очень здорово, учитывая, что я не знал, что, чёрт возьми, я делаю. Я играл вместе с Алланом, а Джефф Берлин нашёптывал мне аккорды. В итоге я всё время играл хроматически. Но я сам себя удивил. Я охренел, потому что приземлился на ноги. Я тоже люблю это делать, просто выходить и играть в странных тональностях, спотыкаться и приземляться на ноги. Это прекрасное чувство. Это как сделать сальто назад с хай-дайва и приземлиться на ноги".

 

G.I.T. также выпустили небольшую книжку, и я подумал, что было бы здорово быть связанным с этими гитаристами. Это был не просто "кто есть кто" в рок-н-ролле. Они хотели, чтобы я объяснил, как я играю, и рассказал о различных приёмах. Это было прикольно, потому что во вступлении они должны были сделать примечание, объясняющее символы, которые они поместили над нотами, показывая, что я делаю. Я думаю, что нет музыкального способа записать это, поэтому они использовали маленькие буквы с кружками вокруг них и всё такое.

Будет ли группа работать над новыми видеоклипами?

 

Мы приступим к этому, как только закончится US Festival. На этот раз мы постараемся опередить события. Обычно все идёт по накатанной. Я ненавижу серьёзные видео. Они должны быть развлекательными, как "Pretty Woman". И они запретили его на MTV (канал кабельного телевидения). В '78-м в Whisky мы сняли два клипа, "Jamie's Cryin'" и "Runnin' With the Devil", но они были очень пошлыми. Подвальные постановки. Для каждого альбома мы делали что-то, кроме третьего. Мне понравился клип "Pretty Woman", потому что он был другим. Я до сих пор не видел ничего подобного. Это так нелепо, это смешно. Визуальный ряд должен заставлять вас что-то делать, либо смеяться, либо плакать, либо злиться. А половина того, что я вижу на MTV - это просто пустота. Это не цепляет меня, поэтому я лучше просто послушаю музыку, чем буду смотреть, что делают эти чудаки. Иногда клипы настолько отвлекают, что ты ненавидишь песни. Иногда я включаю радио и представляю себе то, что увидел на экране, и ненавижу песню, хотя она хорошая. Если ты не актёр, не снимайся. Я не актёр, но меня заставляют. Нет ничего лучше, чем реальность. Реальные ситуации намного прикольнее, чем запланированные.

 

Я думаю, что именно это реальное качество стало большой частью успеха группы. Вы ведёте себя на сцене так же, как и вне её.

 

Да. Люди определённо воспринимают нас гораздо серьёзнее, чем мы сами!